Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012




НазваниеСвященник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012
страница1/40
Дата публикации12.02.2014
Размер4.08 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Священник

Даниил Сысоев

Толкование на Апокалипсис

 

Ред. Golden-Ship.ru 2012

 

 

Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева»

Москва, 2011

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС11-108-0823

Ответственный редактор — Нина Кривко Корректор —Галина Дигтяренко Верстка —Руслан Набиев Обложка, титульный лист —Игорь Ермолаев

 

Для многих людей Апокалипсис — это катастрофы и страш­ные события, пришествие Антихриста, стихийные бедствия, войны и конец мира. Настраивая себя таким образом, мы будем желать, чтобы эти события совершились как можно позже. Но Апокалипсис, эта последняя и самая загадочная книга Библии, повествует, что конец мира — всего лишь признак скорой, ве­ликой и долгожданной победы добра над злом, избавления от власти дьявола и смерти, как сказано: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 4).

Радость о наступлении вечной и счастливой жизни с Богом должна превозмочь страх родовых мук новой вселенной.

Автор книги, священник Даниил Сысоев, дает верное, со­гласное Священному Преданию Православной Церкви толкова­ние и разъясняет смысл сокрытого в этой книге.

© Юлия Сысоева, 2011

© Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая

Глава девятая

Глава десятая

Глава одиннадцатая

Глава двенадцатая

Глава тринадцатая

Глава четырнадцатая

Глава пятнадцатая

Глава шестнадцатая

Глава семнадцатая

Глава восемнадцатая

Глава девятнадцатая

Глава двадцатая

Глава двадцать первая

Глава двадцать вторая

Примечания

 

Глава первая

«Апокалипсис» переводится с греческого языка как «откровение». Это Откровение Иисуса Христа, которое Бог передал через апостола Иоанна Богослова всем Церк­вам. Сегодня эта книга является самой загадочной и самой популярной из всех книг Библии: ее мало кто читает, но зато все цитируют. В 1996 году отмечался своеобраз­ный юбилей — 1900 лет дарования людям Книги Открове­ния Иоанна Богослова, книги, которая завершила канони­ческое формирование Нового Завета. И сегодня многие говорят об Апокалипсисе как о некоем ужасном грядущем событии, но далеко не все знают, что он продолжается уже почти две тысячи лет.

Апокалипсис — это открытие последней великой тай­ны Бога, той самой, о которой Господь говорил в древно­сти патриархам и пророкам. Откровение Иоанна Богосло­ва содержит множество параллельных мест, отсылающих нас к другим пророчествам Священного Писания. Это единственная от начала до конца пророческая книга. Пред­сказания будущего довольно часто встречаются во многих книгах Библии, но Апокалипсис отличается от них ком­плексным подходом, он как бы стоит над временем.

Пророчество коренным образом отличается от гада­ния. В первую очередь тем, что пророчество не просто содержит перечисление фактов, а открывает причину про­исходящего, чтобы можно было понять скрытый смысл событий и исправить положение. Так Бог пишет открове­

6

 

ние через историю, делая ее тем материалом, через кото­рый раскрывается Его воля. В гадании же человек просто ставится перед фактом, почти всегда лживым.

Апокалипсис написан святым апостолом Иоанном Богословом во время его ссылки на Патмос — остров в Эгейском море, при императоре Домициане.

В одно из воскресений, когда апостол находился в пещере, ему было видение, он услышал громкий голос, как бы трубный, говоривший: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу». Откровение было записано учеником апостола Иоанна — Прохором. По преданию, сохраненному христианами острова Патмос, апостол жил в пещере, где спал на голом камне. Этот камень, кстати, и сегодня можно там увидеть. Над пещерой сейчас находится монастырь Апокалипсиса.

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, что­бы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоан­ну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел» (Откр. 1, 1-2). Это открове­ние не апостола Иоанна, а Иисуса Христа — Великого Вла­стелина истории. Из Символа веры известно, что Христос имеет равенство власти — как Бог и как человек. Он уча­ствует в Божественной власти над миром, и Откровение как раз и показывает, каким образом Иисус управляет мировой историей, и как творится воля Отца Небесного, Его Сына и Святого Духа.

Почему сказано, что Откровение дал Христу Бог? Потому что источником Божества является Бог Отец: Он в вечности рождает Сына и в вечности изводит из Себя Святого Духа. Поэтому и слава Христу подается Отцом — Христос в рождении Своем получает от Отца честь и сла­ву, могущество и великолепие. Но здесь она дается Ему как

7

 

человеку, и эта слава — не просто для того, чтобы Он в себе ее держал, а для того, чтобы показать Отца людям и возве­стить то, что должно случиться вскоре. Откровение рас­крывает тайну будущей жизни, тайну, которая совершает­ся уже в нашем мире.

Сказано «надлежит быть вскоре», потому что для Хри­ста все — вскоре. И нам нужно помнить, что Суд — при две­рях, что он будет скоро. Господь говорит в Евангелии: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюби­ли тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обли-чились дела его, потому что они злы, а поступающий по прав­де идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 19-21). Суд начинается с явления Света — Иисуса Христа, Сына Божиего, то есть с Богоявления, с величайшего откровения Бога в лице Христа Спасителя. Суд — это раскрытие людей, их внутренних качеств.1 Поэ­тому некорректно и неправильно говорить, что есть люди, отвергающие Христа, но вместе с тем делающие добрые дела. Если бы они по-настоящему делали добрые дела, то любили бы Христа, приняли бы Его всем сердцем, стреми­лись бы к Нему и уверовали бы в то, что Он есть — Бог! Ведь свет добрых дел исходит от Христа, Который Сам и есть Свет истинный, просвещающий всякого человека гряду­щего в мир (Ср.: Ин. 1, 9).

«Который свидетельствовал слово Божие и свидетель­ство Иисуса Христа и что он видел» (Откр. 1, 2). Христос не просто дал откровение, Он дал свидетельство, дал зна­ния о будущем. Сама Книга Откровения является послед­ней в Новом Завете и открывает картину Божиего Суда над миром в конце времен. Слово Божие, данное Церк­ви, есть знамение, которое послано, чтобы обличить мир в грехах и неправде. Поэтому оно не дает людям возмож­

8

 

ности успокоиться, оно как бы возмущает или, наоборот, восхищает их.

Сказано, что Христос послал откровение «через Ангела Своего рабу Своему» (Откр. 1, 1), то есть Бог Отец посыла­ет откровение Сыну Христу. Заметьте, тут подчеркивается, что Иоанн — раб Христа и одновременно — Его друг. Мы видим, что человек не должен никогда стесняться того, что он — раб Божий. Раб Божий — это человек, подчиненный только Богу и, значит, свободный от всего остального. Нет никого, кто не был бы подчинен Богу: например, диавол — тоже раб Божий, но непокорный, мятежный и глупый раб.

Иоанн засвидетельствовал слово, которое получил от Христа; он свидетельствовал, что это слово подлин­ное, что оно от Бога. Апостол видел источник слова, видел источник откровения и свидетельствовал об Иисусе Хри­сте. А Христос Сам является свидетелем тайного внутри-божественного устройства жизни. В древности человек мог спастись, веря в Единого Бога, а сейчас этого недоста­точно для спасения. Сейчас нужно принимать свидетель­ство Христа, принесенное Им от Самого Отца.

Так что Иоанн Богослов, как и многие другие мучени­ки и исповедники, является свидетелем Свидетеля, свиде­телем того, что Иисус есть Христос — Помазанник, Сын Божий; что Христос дал нам жизнь Бога Отца, которая находится в Нем. Свидетелями этого являются и все свя­тые; они продолжают линию свидетельствования от нача­ла и будут продолжать до самого конца. Поэтому очень важным является апостольское преемство, эта линия сви­детелей, принимающих и передающих силу со дня Пятиде­сятницы, когда на апостолов сошла огненная река Свято­го Духа. Это линия свидетелей, исповедующих, что Иисус есть Христос, продолжается и до наших дней через руко­положение епископов.

9

 

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1, 3). Блаженство — тем, кто читает в Церквах это пророчество. И не просто читает, но и исполняет повеле­ния Бога, данные в этой книге, соблюдает те требования, которые дал Бог через пророков, потому что Судное вре­мя близко! Это время прекращения всякого времени, ког­да наконец-то закончится мировая история, и наступит Судный День.2 Апостол Иоанн свидетельствует, что вре­мя это близко, поэтому мы должны жить в состоянии бла­гоговейного восторга и трезвенности перед наступлени­ем Судного Дня. Определить приближение конца мира можно будет по мукам рождения новой вселенной: нача­лу великих войн, опустошению, мору, голоду и т. д. Как ска­зал Господь, «услышите о войнах и о военных слухах. Смотри­те, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней» (Мф. 24, 6-8).

«Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был- и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Кото­рый есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр. 1, 4-5). Семь Церквей в Асии (в римской провинции Малой Азии) находились на терри­тории современной Турции, но по Преданию, они явля­лись олицетворением всей Вселенской Церкви, которая получает откровение Божие.3 Семь — это символ полноты мира, и Иоанн Богослов обращается к семи Церквам, то есть к полноте всей Церкви.

Откровение является проявлением благодати Божи-ей, преподнесением людям от Бога незаслуженного дара,

10

 

который примиряет Его с ними. Существует норма, соглас­но которой толковать Писание могут только те, кто уча­ствует в Святом Причастии — в Таинстве будущей жизни.По Уставу Церкви Откровение Иоанна Богослова читает­ся Великим постом и в день памяти Иоанна Богослова.5

«Благодать вам и мир от Того, Кто есть Сущий и Был и Приходящий» (Откр. 1, 4). В русском языке дан не совсем точный перевод этих слов (Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет), в греческом оригинале гово­рится: «Благодать вам и мир от Сущего и Бывшего и Прихо­дящего». Одно из употребляемых в Священном Писании имен Христа — Сущий, что значит Существующий Сам из Себя, Тот, Кто не имеет нужды ни в ком другом. Бог не нуждается ни в чем, Он вездесущ, Он Сам в Себе имеет источник бытия. Поэтому Он и открылся Моисею у Нео­палимой Купины как раз с этим именем: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3, 14). Многие сектанты, напри­мер «Свидетели Иеговы», искажают это имя Божие: они произносят его как «Иегова», а правильно произносить «Яхве» — Сущий.

Важно понимать это и так: Бог царит над всеми време­нами мира, Он господствует над всеми царствами мира, все находится в Его могущественной власти и ничто не усколь­знет от Его руки. Он — Сущий всегда и во все времена: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Имя Бога — Яхве — переводится шестнадцатью разными способами. Основ­ной перевод этого слова — «Сущий», то есть Бог тем самым говорит людям: «Когда вы станете стариками, Я останусь тем же — Владыкой мира». Другие переводы имени Бога Яхве такие: «Дающий дыхание», «Оживляющий», «Влады­ка истории», «Владыка мира» и т. д. И сказано, что от Него исходит благодать и мир, от Того, Кто был, Кто есть и гря­

11

 

дет. Отец приходит к нам через Сына Своего, и через Сына мы имеем возможность подняться к Отцу.

И благословение «от семи духов, находящихся перед пре­столом Его» (Откр. 1, 4). Семь духов — это благодать, данная семи Церквам. Ведь семь даров Святого Духа — это полно­та даров Божиих, поэтому благодать мира от Бога и назы­вается «семь даров Святого Духа». Эти дары таковы: дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и бла­гочестия и страха Божиего. Обратите внимание: здесь ста­новится заметна прямая связь между престолом Божиим и миром, так как семь духов от престола Божиего исходят в мир и среди нас пребывают. Все крещеные люди запечат­лены Духом Святым в момент Миропомазания: в Таинстве каждый христианин рождается от Святого Духа и получа­ет дар Его в своем сердце, через веру во Христа Искупи­теля, Источника благодати и мира, Свидетеля. Свидетеля чего? Во-первых, Иисус Христос — Свидетель тайны Бога, внутренней жизни Бога; Он является в этот мир и откры­вает тайны Творца, свидетельствует нам об Отце в наших душах. Во-вторых, Христос — Свидетель и всех наших дел: все наши поступки Он знает и видит все, что с нами про­исходит. В-третьих, Христос еще является Свидетелем потому, что сделался Первомучеником, в Нем — торжество и слава всех мучеников. Ведь слово «мученик» в переводе с греческого (μάρτυς) — «свидетель».

Но величайшее Его свидетельство — это Крест. Его мы носим на груди как свидетельство исключительной, величайшей любви. Это и есть то доброе исповедание, о котором говорит апостол Павел в Послании к Тимофею, доказательство послушания и верности Отцу Своему даже до смерти: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись веч­ной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе испо­ведание перед многими свидетелями. Пред Богом, все животво­

12

 

рящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе» (1 Тим. 6, 12-13). Таким образом, Крест Христов — это сви­детельство Свидетеля, говорящее о том, что Сын до конца покорен Отцу. И мы, будучи покорны Сыну, будем покор­ны и Отцу — до конца.

Таким образом, Святая Троица раскрывается нам как Бог Отец, Бог Святой Дух и Бог Сын. Иоанн Богослов показывает, что Отец равен Сыну и Святому Духу — все три Личности Троицы равны между собой, потому что бес­конечность не может уменьшаться.

Следующее имя Иисуса Христа — Верный («Πιστός» по -гречески), то есть Единственный, Кто никогда не под­водит! Как говорит Писание: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность» (Пс. 145, 5-6). И вот единственным Верным и никогда не Подводящим является Иисус Христос, так что люди, которые надеются на Него, никогда не разочаруют­ся. Итак, благодать и мир даются нам от Того, Кто всег­да верен Отцу и верен тем, кто доверился Ему. На Литур­гии все православные христиане называются верными. То есть нам дается имя Иисуса Христа, потому что мы должны стать подобными Ему, должны раскрыться для Него, должны Его верностью укрепляться и сами посте­пенно становиться непоколебимыми. Ведь мы с вами в Причастии пьем Его Кровь и едим Его Плоть, поэтому душа Христа в этот момент в буквальном смысле соединя­ется с нашими душами.

Христос называется также Первенцем из мертвых (Откр. 1, 5), поскольку Он первым воскрес, чтобы больше никогда не умирать. Вслед за Ним должны воскреснуть все люди — для вечной жизни или для вечного мучения. Вся
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012 iconТихон Шевкунов Несвятые святые/ Библиотека Golden-Ship
Которую читателям, не знакомым с догматическим богословием, можно пропустить

Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012 iconСвященник Даниил Сысоев Пять огласительных бесед Благотворительный...
С 95 Пять огласительных бесед. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — с

Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012 iconСвященник Даниил Сысоев Пять огласительных бесед Благотворительный...
С 95 Пять огласительных бесед. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — с

Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012 iconЧавторик Александр Селафиила/ Библиотека Golden-Ship
Глава 9 / Глава 10 / Глава 11 / Глава 12 / Глава 13 / Глава 14 / Глава 15 / Глава 16 / Глава 17 / Глава 18 / Глава 19 / Глава 20...

Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012 iconКодекс Российской Федерации" от 30. 12. 2001 n 197-фз (ред от 12....
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных...

Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012 iconЕфимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7

Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012 iconЕфимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7

Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012 iconЕфимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7

Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012 iconЕфимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7

Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис Ред. Golden-Ship ru 2012 iconЕфимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов