1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент




Скачать 484.94 Kb.
Название1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент
страница1/4
Дата публикации02.08.2013
Размер484.94 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4

Банковский менеджмент

1.Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента

Банковский менеджмент это управление банком в условиях рыночной экономики. Как правило, цели банковского менеджмента определяются экономическими и социальными целями функционирования банка.

Важнейшая экономическая цель любого банка — получение прибыли, что объективно обусловлено природой банка как коммерческого предприятия.

Социальная цель предусматривает удовлетворение потребностей клиентов банка в наборе и качестве услуг, скорости выполнения заявки, высокой культуре обслуживания.

Экономические и социальные цели определяют задачи банков­ского менеджмента, к основным из которых следует отнести:

1) обеспечение прибыльности банка при допустимом уровне риска, что предполагает организацию эффективной системы управления прибылью, доходами и расходами, стоимостью акций, объектом и структурой пассивных и активных операций банка;

2) поддержание ликвидности при оптимизации объема прибыли, включая управление денежными потоками, развитие и улучшение качественной структуры пассивов, контроль за состоянием высоко­ликвидных активов, прогнозирование ликвидной позиции банка;

3) управление рисками, что предусматривает организацию прог­ноза общих параметров развития как собственной, так и мировой экономики, разработку параметров оценки различных банковских рисков, а также прогноз ликвидности на ближайшее будущее;

4) обеспечение максимально эффективной деятельности персон

Особенности б м-та определяются спецификой его деятельности. Б явл предприятием который занимается бизнесом. Б явл выразителем собственных интересов и общественных. Особенности: 1 б работает с «чужими» деньгами. В нем собираются все освободившиеся из оборота д средства различных собственников. Б становится распорядителем и хранителем общественного капитала, что предполагает его ответственность перед владельцами за сохранность д средств на счетах. 2 Б предоставляет на платной основе кредитные ресурсы юр и физ лицам удовлетворяя их потребность в деньгах 3 в деятельности б большое место занимает договорные партнерские отношения к которым присущи черты: доверие, взаимовыгодность, коллективное решение и действий. 4создание эфф-й системы подготовки, переподготовки и расстановки специалистов позволяющие на и более полно реализовать их потенциальные возможности. 5 деятельность б считается на и более регулируемой со стороны гос. 6 упр б деятельностью явл рискованным при выполнение б операций. 7 наиболее ответственные реш в б принимаются коллективно. 8 специалист б должен обладать высокой эк подготовкой, знаниями основ психологии, права, владение деловой этикой.

В основу банковского менеджмента положены следующие принципы:

•ориентация банка на спрос и потребности рынка и запросы клиентов, создание банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую нор­му прибыли;

• постоянное стремление к повышению эффективности банков­ской деятельности, уменьшению издержек и получению опти­мальных финансовых результатов;

• корректировка целей, задач и программ банка исходя из со­стояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

•учет результирующих показателей деятельности банка и его отделений (филиалов);

•использование современных информационных технологий (компьютерных сетей, терминалов связи с валютной и фондо­вой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

Современные банки активно используют инновационный менеджмент.

Инновация – это прибыльное применение изобретения.

Инновации в сфере финансового обслуживания направлены на совер­шенствование системы платежей, обмена и обработки финансовой инфор­мации. Только технологические инновации открывают банкам доступ к использованию новых источников доходов.


2 Организационная структура банка. Принципы организации банка.

Важными принципами управленческой деятельности являются принци­пы централизации и децентрализации, которые положены в основу органи­зационных форм управления.

Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства деятельностью подразделений из одного центра, жесткую рег­ламентацию и координацию их деятельности, полное отсутствие у них хо­зяйственной самостоятельности.

Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри банка подразделений, пользующихся широкой хозяйственной самостоятельностью и отвечающих за организацию своей деятельности и углублять существующие направления деятельности банка, пере­распределять обязанности между отдельными структурными под­разделениями.

Организационная и управленческая структура банка регламен­тируется уставом, который содержит положения об органах управ­ления банка, их структуре, порядке образования и функциях.

Не зависимо от орг-правовой формы любой б нуждается в координации этого взаимодействия, установление определенного внутри организационного порядка. Этот порядок проявл в форме орг структуры. ОС б опред двумя осн моментами: структурой органов упр б и структурой его фун-х подразделений. Под б структурой понимают совокупность подразделений Б (отделов, секторов, упр служб) обеспечивающих его деятельность. Сущ несколько типов б: универсальные, специализированные, сберегательные, ипотечного кредитования, инвестиционного. Однако, независимо от выполняемых ими операций каждый б производящий свой специфический продукт имеет обязательный набор определенных блоков упр:

1совет б 2правление б 3блок общих вопросов упр 4блок коммер деятельности 5 финансы 6информатизация и автоматизация 7 администрация.

Первый блок – совет б в который входят его учредители, их доля в уст капитале не должна превышать 35%. Преимущественно формой собственности явл ОАО. Совет б утверждает годовой отчет б, организует ежегодное собрание учредителей и пайщиков. Второй блок - отвечает за общее руководство б, утверждает стратегические направления его дея-ти. Третий блок – в него входят служба безопасности, юр служба. Назначение : обеспечение целенаправленного развития б. регулирование доходов и расходов, снабжение ресурсами. Четвертый – охватывает организацию различных б услуг, сюда входят все что связано с обслуживание клиентов на платных началах. В этом блоке зарабатываются деньги. Пятый – призван обеспечить учет доходов и расходов, учет собственной деятельности б, как комм предприятия. в этот блок входит: бухг, касса. Шестой – позволяет усовершенствовать технические способности б, т е это счетные электронные машины. Седьмой – служба упр персоналом, а так же секретариат, канцелярию и хоз подразделения.

В общей организационной структуре банка следует выделить два типа отделов:

1) отделы, выполняющие штабные функции;

2) линейные отделы, непосредственно занятые выполнением опе­рационной работы.

Известно несколько принципиальных схем построения органи­зационной структуры банка, каждая из которых адекватна опреде­ленному типу финансового рынка.

1.Пирамидальная структура. 2.Географическая структура 3.Функциональная структура банка 4.Система профит-центров 5. Банковский холдинг 6.сетевая структура КБ



3.банковская политика и ее значение в управлении банком.

Эффективная деятельность банка невозможна без осознан­ной и научно обоснованной банковской политики.

Выработка грамотной политики банка может начинаться со SWOT-анализа. Данная аббревиатура означает, что банк проводит анализ:

• внутренних сил (S),

• внутренних слабостей (W),

• возможностей внешнего роста (О),

• внешних угроз (Т).

Факторы успешной стратегии банка можно сгруппировать по четырем направлениям:

1. Общее управление, куда включаются управление качеством, риском операций, оценкой и мотивацией персонала, отзывчивость к изменениям требований клиентов и в целом внешней среды банка.

2. Маркетинг. Особое внимание уделяется предложению банковских продуктов, обслуживанию потребителей, сегментации рынка.

3. Технологическая подготовленность к проведению банковских опера­ций и распределение работы между подразделениями.

4. Финансы, в частности ценообразование тарифов на банковские услу­ги, управление активами и пассивами.

Успешная работа банка в немалой степени зависит от того внимания, которое уделено процессу планирования банковской деятельности. Обычно различают стратегическое, тактическое и финансовое планирование.

Стратегическое планирование формулирует широкие цели, определяет перспективу развития банка. Основой разработки стратегии служит пони­мание конкуренции, ее причин, сильных и слабых сторон данного банка.

Важными источниками конкурентной силы являются достаточность капи­тала, качество активов, персонал банка, информация, финансовые иннова­ции, технология проведения банковских операций, имидж банка.

Стратегическое планирование начинается с постановки задач банка и выра­ботки его миссии. ^ Миссия банка - это его глобальная цель. Миссия каждого банка должна отличаться от миссии конкурентов в глазах его клиентов и слу­жащих. Выбор миссии определяется потенциалом и размером банка. Чем больше выбрано показателей, тем глобальнее выглядит сверхзадача.

Цели устанавливаются в соответствии с миссией банка. При этом учитыва­ются требования акционеров, внутренние ресурсы банка, давление внешней среды на банк, анализируется исходное положение, оцениваются факторы, влияющие на работу банка. Также рассматриваются возможности банка и ве­роятные опасности. При необходимости корректируется стратегия банка.

Тактическое планирование, ориентируясь на конкретные мероприятия, представляет собой второй уровень планирования и реализуется в форме конкретного плана действий для достижения определенной цели.

Третий уровень планирования – это финансовое планирование и разра­ботка бюджетов, т.е. определение финансовых показателей, конкретизи­рующих задания плана.



4.Управление ликвидностью банка

Ликвидность банка – способность банка выполнять все свои обязательства в срок и в полном объме перед внешними субъектами., а также перед своим персоналом, например, по поводу выплаты.

В рамках рыночной экономики считается, что на банковскую ликвидность и состояние ликвидных средств могут оказывать влияние: 1) случайные факторы — забастовки, стихийные бедствия и ка­тастрофы (землетрясения, наводнения), революции и войны;

2) сезонные явления, которые охватывают в основном сельское хозяйство и строительство;

3) циклические колебания в экономике (спады, депрессии, подъемы);

4) долговременные колебания, которые охватывают несколько экономических циклов (кризисно-депрессивное состояние, стагфляция).

Источники предложения ликвидных средств состоят из поступлений де­позитов от клиентов; доходов от продажи недепозитных банковских услуг; платежей клиентов по ранее выданным ссудам; средств, вырученных от продажи активов банка; средств, привлеченных с денежного рынка.

Когда совокупный спрос на ликвидные средства превышает их совокуп­ное предложение, тогда руководство банка должно быть готово к дефициту ликвидных средств. В этот момент решают, как и в какие сроки получить дополнительное количество ликвидных средств.

Если в какой-то момент времени совокупное предложение ликвидных средств банка превысит совокупный спрос на них, то руководство должно быть готово к излишку ликвидных средств и при этом решить, как и в какие сроки инвестировать этот излишек до того момента в будущем, пока они не потребуются для покрытия спроса на ликвидные средства.

Поскольку время является решающим фактором в управлении ликвид­ностью, банки должны точно знать, как, когда и откуда могут быть получе­ны требуемые ликвидные средства.

В связи с этим поддержание ликвидности банка представляет собой серьезную и сложную проблему. В мировой практике были разработаны методы (теории) управления ликвидностью, которые являются составной частью банковского менеджмента. В число таких методов входят управление коммерческими ссудами, переме­щение активов, метод ожидаемого дохода и управление пассивами.

1методы коммерческих - ссуд. Размещение активов в краткосрочные кредиты. Показывает хорошие результаты если у заемщика дела идут хорошо. 2.метод перемещения активов. Основывается на возможности б легко продовать обеспечение по кредитам которое представлено в виде легкореализуемые материальных ценностей, а так же высоко ликвидных ценб. В настоящие время б предпочитает раб гос краткосрочными ценб. 3.метод ожидаемых доходов. Правильная разведка статей активов. 4. методы упр пассивами. Вклады до востребования – самые уязвимые депозиты. Этот вклад требует самых высоких резервов.


5.Управление активами банка

Активные операции – операции формирующие доходы Б.(кредитные операции, инвестиционные, лизинговые, факторинговые, трастовые.)

Задачи банковского менеджмента при управлении активами:

- обеспечение доходности;

-поддержание ликвидности (обеспечение возвратности вложенных средств или привлечение новых ресурсов для погашения обязательств банка);

- сохранность актива, его стоимости (нейтрализация потерь из-за риска клиентов или в результате изменений условий рынка);

-освоение новых территорий, отраслей, сфер предпринимательства, социальных слоев.

Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств. Размещение банковских средств в различные виды активов зависит от существующих законов и регулирующих актов, необходимости поддерживать высокий уровень ликвидности и потребности получать достаточно высокий доход.

Одной из важных сторон бм явл упр активами б. в настоящий момент мировая б практика выделяет три осн метода упр активами: 1общий метод распределения средств или общий фонд средств. 2 метод распределения активов или конверсия средств. 3 научный метод упр активами или комбинированный метод.

1) сущ в первом методе состоит в том, что из средств собираемых путем пассивных операций, б образует общий фонд, который размещается без учета срока вкладов пассивных опер. Общий фонд средств складывается из акционерного капитала, вкладов до востребования, сберегательных вкладов, срочных вкладов. В последствие эти средства размещаются в активных операциях б, по таким статьям: 1первичные резервы, которые состоят из нал денег, чеков, др платежных средств в процессе инкассирования, счетов в ЦБ, средств на корсчет др б.2 вторичные резервы, которые включают гос ЦенБ, а иногда и средства на ссудных счетах 3ссуды 4 ЦенБ частных комп 5здания и сооружения.

Общий метод явл рискованным и может подорвать ликвидность б. применяют его в основном крупные б которые располагают значительными ден ресурсами и поэтому могут не соблюдать сроки вкладов.

2) метод распределения активов основан на том, что размер необходимых б ликвидных средств зависит от источников привлечения фондов по срокам. С помощью этого метода делается попытка разграничить источники средств в соответствии с нормами обязательных резервов и скоростью их обращения. (вклады до востребования требуют более высокой нормы обязательных резервов по сравнению со сберегательными и срочными вкладами. При этом скорость их оборачиваемости также выше чем у др видов вкладов. Поэтому деньги по вкладам до востребования должны помещаться приемущественно в первичные и вторичные резервы и меньше в инвестиции). ТО метод распределения активов создает внутри б несколько центров ликвидности, прибыльности «б внутри б». осн приемущ: 1 наблюдается координация сроков м/у вкладами и их вложениями в активы. 2 уменьшаются ликвидные активы и увеличиваются дополнительные вложения в ссуды и инвестиции, что ведет к повышению нормы прибыли. Метод позволяет устранить избыток ликвидных активов которые противостоят сберегательным и срочным вкладам, а так же осн капиталу. Недостатки 1отсутствует тесная связь между отдельными группами вкладов и общий сумой вкладов. 2 сущ независимость источников средств от путей их использования. Тк одни и те же клиенты вкладывают и занимают у б, если б к тому стремится.

Общие недостатки двух расс методов: оба метода как правило, акцентируют внимание на ликвидность обязательных резервов и уделяют меньшее внимание необходимости удовлетворить заявки клиентов.

3) рассчитывается по формуле: Р=0,04х1+0,05х2+0,06х3+0,07х4+0,12х5+0,13х6

4,5,6,7,12,13 – проценты по гос краткосрочным облигациям, гос долгосроч облиг, первоклассным комм ссудам, срочным ссудам, потреб кредиту, ипотечному кредиту.

Х1-6 – сумма инвестирования. Цель метода максимальное получение прибыли.


6.Управление пассивами банка

Пассивы коммерческого банка – финансовые ресурсы, которые обеспечивают его функционирование (существование и деятельность):

- собственные, привлеченные и заемные ресурсы;- капитал и обязательства банка.

Как правило, в кб управлению подлежат вклады до востребования, срочные вклады, сберегатель­ные вклады, сберегательные сертификаты, срочные депозитные сертификаты, краткосрочные сертификаты денежного рынка и др.

В мировой банковской практике разработаны методы управления пассивными операциями, применение которых предусматривает:

•удобное местонахождение, наличие хорошего помещения и квалифицированного персонала (помещение банка должно быть чистым, уютным, удобным и привлекать клиентов, пер­сонал должен быть вежливым, обходительным и эффективно выполнять свои функции);

• учет банком общеэкономической ситуации в стране и миро­вой конъюнктуры при планировании пассивных операций;

• эффективная территориальная структура филиалов;

• возможность оказания дополнительных небанковских услуг (в западных странах, это, например, наличие хорошей авто­стоянки).

При полной ликвидности б обычно увеличивает долю долгосрочных пассивов, а при ухудшении ликвидности вынуждены привлекать ресурсы на более короткие сроки тк эти рес более доступны на рынке. у б время от времени возрастает потребность в средствах. В международной практике эту временную потребность б удовлетворяет с помощью *межбанковских кредитов *резервных фондов * сделок РЕПО * займов на рынке евродоллара. РЕПО – продажа активов производится на условиях обратного выкупа в установленный день и по заранее согласованной цене. Резервные фонды – счета в цБ на которых хранятся депозитные остатки предоставляются на короткое время др б. проценты уплачиваются отдельными чеками. Межбанковские кредиты – получение займа у ЦБ или у банков корреспондентов.

Задачи банка в управлении пассивами:

1.Не допускать привлечения ресурсов, не приносящих доходы.

2.Привлекать предоставленные ресурсы, необходимые и достаточные для:

- расширения активных операций;

- формирования источников погашения обязательств банка.

3.Изыскивать «дешевые» кредитные ресурсы, по качественным характеристикам, условиям привлечения и изъятия.

4.В процессе привлечения ресурсов соблюдать принцип информационного и страхового обеспечения.

5.Выполнение интересов и требований потребителей пассивных продуктов: 1) доходность; 2) сохранность; 3) возвратность.

Управление пассивами проводится в следующих направлениях:

1. Управление качеством конкретного банковского продукта состоит в формировании, поддержании, корректировке его качественных характеристик.

2. Управление портфелем банковских продуктов – формирование структуры портфеля, тщательный анализ, отбор каждого конкретного продукта, включенного в портфель (принцип диверсификации).

Коэффициент чистой процентной маржи как по активам так и по пассивам, определяет способность менеджеров банка управлять эффективностью использования активов и пассивов: показателей чистой процентной маржи (ЧПМ) как отноше­ние разности между полученными процентами (ПП) и уплаченными процентами (УП) к работающим активам ^ (РА): ЧПМ=(ПП-УП)/ РА

Другой показатель — показатель спрэда — учитывает не только эффективность использования работающих активов, но и эффек­тивность использования привлеченных средств. Показатель спрэда (ПС) определяется как разность отношений между полученными процентами (ПП) к работающим активам (РА) и уплаченным процентам (УП) к размеру привлеченных средств ^ (ПС):ПС = (ПП/РА) - (УП/ ПС).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент iconПрограмма вступительного испытания утверждено
История развития менеджмента. Предмет менеджмента. Школы, подходы и модели менеджмента. Особенности российского менеджмента. Виды...

1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент iconВопросы к экзамену Аудиторский финансовый контроль
Банковский контроль. Понятие, виды и способы банковского контроля. Центральный Банк РФ в системе банковского контроля

1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент iconМетодические указания по предмету «Менеджмент» Челябинск
«Менеджмент» исследуются проблемы концепций и функций современного менеджмента, организационные структуры систем менеджмента, процесс...

1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент iconКибернетическая модель менеджмента. Связь менеджмента с теорией управления....
Функции менеджмента. Взаимосвязь между функциями. Основные уровни организационного управления

1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент iconМожно определить как определенный комплекс правовых норм, регулирующих...
Ет огромное значение. По данному вопросу существует несколько основных точек зрения. Рассматриваемый вопрос тесно связан с вопросом...

1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент iconКонспект лекций по дисциплине история банковского дела череповец
Лекция Зарождение банковского дела в России. Первые банки (государственный и ассигнационный) 72

1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент icon1. Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики
Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение. Исторические предпосылки менеджмента. Современные подходы к управлению: ориентация...

1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент icon75. Договор банковского вклада. По договору банковского вклада(депозита)...
Условие договора об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию ничтожно

1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент iconВопросы к диф зачету по дисциплине «Менеджмент»
Понятия менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как вид деятельности и система управления

1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента Банковский менеджмент iconВопросы к зачету по дисциплине «Теория менеджмента» 1 часть
Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Субъект и объект менеджмента

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов