Что называют мембранным потенциалом покоя (мпп)?




Скачать 241.81 Kb.
НазваниеЧто называют мембранным потенциалом покоя (мпп)?
Дата публикации04.07.2013
Размер241.81 Kb.
ТипВопрос
zadocs.ru > Биология > Вопрос



Перечень вопросов для подготовки студентов к итоговому модульному контролю №1 по физиологии в 2011-2012 уч.г.
Общая физиология возбудимых тканей


  1. 1) Что называют мембранным потенциалом покоя (МПП)? 2) Каковы его а) величины в разных тканях и б) функциональное значение? 3) Назовите непосредственную причину существования МПП, следствием чего она является?

  2. 1) Опишите процесс формирования мембранного потенциала покоя (МПП). 2) Что является непосредственной причиной существования потенциала покоя? 3) Нарисйте его схему, сделайте обозначения.

  3. Приведите основные классификации ионных каналов.

  4. 1) Что называют потенциалом действия (ПД)? Отразите причину его возникновения. 2) Каково функциональное значение ПД? 3) Укажите значения длительности и амплитуды ПД нервного волокна и волокна скелетной мышцы.

  5. 1) Перечислите свойства локального потенциала (ЛП). 2) Как изменяется возбудимость клетки при возникновении ЛП и потенциала действия (ПД)? 3) Перечислите свойства ПД. 4) Какие раздражения по силе вызывают ЛП и ПД?

  6. 1) Что называют возбудимостью? 2) Какие ткани обладают возбудимостью? 3) Назовите невозбудимые ткани. 4) Чем принципиально отличается ответная реакция на раздражение возбудимой ткани и невозбудимой ткани?

  7. 1) Назовите критерии, с помощью которых оценивают уровень возбудимости ткани. 2) Что такое критический уровень деполяризации (КУД) клеточной мембраны?

  8. 1) Сформулируйте понятия: а) «абсолютная» рефрактерная фаза, б) «относительная» рефрактерная фаза, возникающие во время возбуждения клетки. 2) Каковы механизмы развития «абсолютной» и б) относительной рефрактерности?

  9. 1) Движение каких ионов и в каком направлении обусловливает: а) восходящую фазу потенциала действия (ПД), б) нисходящую фазу ПД? 2) Что является движущей силой и условием, обеспечивающим движение ионов во время возбуждения клетки?

  10. 1) Опишите кратко механизмы проведения возбуждения по нервному волокну. 2) Какова роль перехватов Ранвье в проведении возбуждения по нервному волокну?

  11. Дайте характеристику проведения возбуждения по нервному волокну.

  12. 1) Какие нервные волокна (афферентные или эфферентные, вегетативные или соматические) относятся к группе А? 2) Какова скорость проведения возбуждения по ним? 3) Какие нервные волокна относятся к группе В? 4) Какова скорость проведения по ним? 5) Какие нервные волокна относятся к группе С? 6) Какова скорость проведения возбуждения по ним?

  13. 1) Опишите последовательность процессов, обесечивающих передачу возбуждения в нервно-мышечном синапсе. 2) Какой медиатор нервно-мышечной передачи? 3) С каким типом рецепторов в нейро-мышечном синапсе взаимодействует медиатор? 4) Какой блокатор этой передачи?

  14. Дайте характеристику передачи возбуждения через нервно-мышечный синапс?

  15. 1) Каково значение холинестеразы в функционировании нервно-мышечного синапса? 2) Перечислите возможные механизмы нарушения передачи возбуждения с нерва на мышцу.

  16. 1) Опишите кратко последовательность процессов, обеспечивающих сокращение мышечного волокна. 2) В каком режиме (одиночного сокращения, зубчатого или гладкого тетануса) обычно сокращаются мышечные волокна в естественных условиях.

  17. 1) Опишите кратко роль ионов кальция в механизме мышечного сокращения. 2) На какие процессы, обеспечивающие сокращения и расслабление мышцы, расходуется энергия АТФ?

  18. 1) Что называют тетаническим сокращением мышцы? 2) Какое явление лежит в основе механизма тетануса? 3) Что называют суммацией мышечных сокращений?

  19. Опишите кратко процесс расслабления мышцы.

  20. 1) Перечислите особенности мембранного потенциала покоя (МПП) и потенциала действия (ПД) гладкой мышцы по сравнению с таковыми скелетной мышцы. 2) Укажите цифры. 3) Назовите функциональные особенности гладкой мышцы по сравнению со скелетной.

  21. Опишите механизмы сокращения гладкой мышцы.


Нервная регуляция


  1. 1) Назовите механизмы регуляции функций. 2) Назовите основные функции нервной системы.

  2. 1) Перечислите основные особенности гуморальной регуляции функций. 2) Перечислите особенности нервной регуляции по сравнению с гуморальной.

  3. Перечислите основные группы нейронов по различным классификациям.

  4. Опишите кратко функции глиальных клеток.

  5. Опишите основные группы медиаторов ЦНС и назовите их представителей.

  6. 1) В каком участке мембраны нейрона возникает потенциал действия? 2) Объясните причину. 3) Как называется потенциал, возникающий на постсинаптической мембране нейрона под влиянием возбуждающего медиатора? 4) Локальным или распространяющимся он является?

  7. 1) Что называют нервным центром? 2) Перечислите основные свойства нервных центров.

  8. 1) Что такое временная и пространственная суммация? 2) Что такое принцип доминантны? 3) Какие основные свойства доминанты?

  9. 1) Что называют постсинаптическим торможением нейрона? 2) С помощью каких нейронов и медиаторов оно осуществляется? 3) Назовите разновидности постсинаптического торможения.

  10. 1) Опишите кратко процесс постсинаптического торможения. 2) Назовите тормозные медиаторы.



^ Роль ЦНС в регуляции функций


  1. 1) Какие функции выполняет спинной мозг? 2) Сформулируйте закон Белла-Мажанди. 3) Из каких сегментов спинного мозга иннервируются мышцы шеи, верхних конечностей, мышцы туловища и нижних конечностей?

  2. 1) Какие рефлексы осуществляются спинно-мозговыми центрами? 2) Перечислите восходящие и нисходящие пути в спинном мозге.

  3. 1) Какие отделы ЦНС в физиологии относят к стволу головного мозга? 2) Назовите рефлекс позы, замыкающийся на уровне продолговтого мозга. 3) Каково его значение. 4) Укажите ядра, с помощью которых он осуществляется.

  4. 1) Назовите двигательные ядра среднего мозга. 2) Какова роль красных ядер в регуляции двигательной активности. 3) Объясните механизмы.

  5. 1) Назовите жизненно важные центры продолговатого мозга, регулирующие вегетативные функции. 2) Центры каких защитных рефлексов локализуются в продолговатом мозге и мосту?

  6. 1) Укажите две группы тонических рефлексов. 2) Укажите виды статических рефлексов и их рефлексогенные зоны. Перечислите стато-кинетические рефлексы.

  7. 1) Какие рефлексы называются выпрямительными. Перечислите их. 2) При возбуждении каких рецепторов и 3) при обязательном участии каких ядер среднего мозга осуществляется выпрямление головы? 4) Перечислите функции черной субстанции.

  8. 1) С помощью каких ядер и структур головного мозга мозжечок реализует свое регулирующее влияние на тонус скелетной мускулатуры и двигательную активность организма? 2) Какие структуры мозжечка участвуют в регуляции мышечного тонуса, позы и равновесия?

  9. 1) На какие 3 основные группы и подгруппы делят ядра таламуса. 2) С какими полями коры больших полушарий они связаны? 3) Перечислите функции таламуса.

  10. 1) Что понимают под экстрапирамидной системой. 2) Перечислите ее ядра? 3) Назовите ее функции.

  11. 1) Назовите основные корковые и подкорковые структурные образования, составляющие лимбическую систему. 2) Перечислите основные функции лимбической системы и 3) пути их регуляции.

___________________________________________________________________________________________________
^ Роль автономной нервной системы (АНС) в регуляции висцеральных функций


  1. 1) Перечислите основные отличия вегетативной нервной системы (ВНС) от соматической нервной системы.2) Какие оганы иннервирует симпатическая (СНС) и парасимпатическая нервная система (ПСНС)? 3) Какие симпатические и парасимпатические влияния на деятельность сердца, желудка, кишечника и бронхов?

  2. 1) Где расположены спинномозговые центры симпатической нервной системы (СНС)? 2) В каких отделах ЦНС расположены центры парасимпатической нервной системы (ПСНС)? 3) Назовите нервы, в составе котороых идут парасимпатические волокна.

  3. 1) Что характерно для распространения возбуждения в периферическом отделе вегетативной нервной системы (ВНС)? 2) Чем объясняется генерализованный характер влияния симпатической нервной системы (СНС)? 3) Что называют феноменом мультипликации в симпатических ганглиях?

  4. 1) Дайте определение понятию «вегетативная нервная система (ВНС)». 2) Опишите общий план строения ВНС. 3) С помощью какого медиатора и каких химических рецепторов осуществляется передача возбуждения в а) ганглиях симпатической (СНС) и парасимпатической нервной системы (ПСНС) б) на эффекторные клетки?

  5. 1) Какие рецепторы, воспринимающие отклонения от нормы параметров внутренней среды организма, обнаружены в гипоталамусе? 2) Центры регуляции каких биологических потребностей обнаружены в гипоталамусе?

  6. 1) Какие есть рецепторы к ацетилхолину и где они локализуются? 2) Приведите примеры блокаторов холинорецепторов. 3) В чем особенность вегетативной регуляции потовых желез?

  7. 1) Как подразделяются рецепторы к норадреналину? 2) Чем отличается реакция эфферентов при взаимодействии норадреналина с альфа (α) - или бета (β) -адренорецепторами?

  8. Приведите классификацию вегетативных рефлексов по их структурно-функциональной организации.

  9. Укажите отличия локализации эффекторных и афферентных нейронов в дуге: 1) вегетативного и 2) соматического рефлексов.


^ Гуморальная регуляция физиологических функций


  1. 1) Что называют гуморальной регуляцией? 2) Назовите основные группы веществ, участвующих в гуморальной регуляции и приведите примеры. 3) Что называют аутокринией и паракринией? Приведите примеры.

  2. 1) Перечислите основные физиологические свойства гормонов. 2) Назовите два основные вида влияний гормонов. 3) Что называют морфогенетическим влиянием гормонов? 4) Что означает пермиссивное действие гормонов?

  3. 1) Перечислите основные пути, используемые гормонами для действия на внутриклеточные процессы клетки-мишени? 2) Что называют вторыми посредниками? Перечислите основные из них.

  4. 1) На какие три группы делят гормоны согласно их химической структуре? Приведите примеры по группам. 2) Какие группы химических веществ поступают из гипоталамуса к передней доле гипофиза и каково их значение? 3) Какие вещества поступают в заднюю долю гипофиза?

  5. 1) Каковы механизмы регуляции функций желез внутренней секреции? 2) Что называют принципом отрицательной обратной связи в регуляции продукции гормонов? Дайте соответствующее пояснение. 3) Приведите примеры.

  6. 1) Какое действие на организм взрослого оказывают метаболические гормоны щитовидной железы? 2) К какой группе гормонов (по химической структуре) они относятся? 3) Перечислите факторы, участвующие в регуляции секреции этих гормонов. 4) Через какие рецепторы они действуют на клетки?

  7. 1) Какие железы называют гипофиз-зависимыми? Назовите их. 2) Перечислите эффекторные гормоны передней доли гипофиза. 3) Какие два гормона депонируются и активируются в нейрогипофизе?

  8. 1) Какое действие на организм взрослого оказывает гормон роста (ГР)? 2) Какие промежуточные гуморальные агенты участвуют в осуществлении действия ГР на клетки-мишени? 3) Где и под действием чего они вырабатываются?

  9. 1) К какой группе гормонов (по химической структуре) относится антидиуретический гормон (АДГ)? 2) Клетки каких структур являются основными мишенями для действия этого гормона и каков эффект этого действия? 3) Назовите основные факторы, повышающие секрецию АДГ.

  10. 1) Какое действие на женский организм оказывает окситоцин? 2) К какой группе (по химической структуре) он относится? 3) Через какие рецепторы и вторичные посредники он действует?

  11. 1) Где вырабатывается кальцитонин? 2) Какое действие он оказывает и каким путем? 3) Какой основной фактор и как регулирует его секрецию?

  12. 1) Как называют гормон паращитовидных желез? 2) Какова основная физиологическая роль и пути действия этого гормона? 3) Назовите основной активатор и основной ингибитор его секреции.

  13. 1) Какие гормоны и в каком процентном соотношении вырабатывает мозговое вещество надпочечников у человека? 2) К какой группе (по химической структуре) они относятся? 3) Перечислите их основные физиологические эффекты.

  14. 1) Через какие рецепторы осуществляется действие мозгового вещества надпочечников? 2) Как изменяется сократительная активность мышц сосудов и кишечника, а также сердца при активации этих рецепторов? 3) К каким гормонам – адреналину или норадреналину (при их физиологической концентрации) более чувствительны эти рецепторы?

  15. 1) Какие гормоны и 2) в каких зонах коры надпочечников вырабатываются? 3) Укажите основные гуморальные факторы, регулирующие секрецию каждой из этих зон. 4) К какой группе гормонов (по химической структуре) относятся все гормоны коры надпочечников?

  16. 1) К какой группе гормонов коры надпочечников относится альдостерон? 2) В регуляции а) какого вида обмена веществ и б) каких показателей он учасвует? 3) Каково основное действие альдостерона на выделительную функцию почек потовых и слюнных желез, кишечника?

  17. Какое влияние оказывают глюкокортикоиды а) на углеводный обмен? б) на белковый обмен в) на жировой обмен?

  18. 1) Дайте определение стресс-реакции и назовите ее стадии? 2) Какие гормоны участвуют в адаптации к стрессу? 3) Каким общим названием они объединены в связи с этим?

  19. 1) Назовите органы и клетки этих органов, в которых вырабатываются мужские и женские половые гормоны. 2) Перечислите основные женские и мужские половые гормоны.

  20. 1) В каком органе и в каких клетках образуется инсулин? 2) Укажите пути влияния инсулина на углеводный обмен. 3) Как изменяется при этом уровень глюкозы в крови. 4) Как регулируется выработка инсулина?

  21. 1) Как влияет инсулин на а) белковый обмен и б) липидный обмены? 2) Перечислите основые пути этих влияний.

  22. 1) В каком органе и в каких клетках образуется глюкагон? 2) Как и каким путем он влияет на уровень глюкозы в крови? 3) Какой вторичный посредник участвует в реализации внутриклеточных эффектов глюкагона?

  23. 1) Какие гормоны коры надпочечников повышают уровень глюкозы в крови? 2) Объясните механизм. 3) Какие пути влияния адреналина на уровень глюкозы в крови?

  24. 1) Назовите основные железы внутренней секреции и их гормоны, участвующие в поддержании нормального уровня глюкозы в крови. 2) Какие гормоны называют контринсулярными и почему?

  25. 1) Какие гормоны участвуют в регуляции кальциевого гемостаза? 2) Перечислите пути влияния этих гормонов. 3) Какие функции выполняет кальций в клетках?

  26. 1) Назовите основные гормоны, которые вырабатываются а) в сердце, б) в почках, в) в слизистой кишечника. 2) Назовите основные физиологические эффекты этих гормонов.

  27. 1) Назовите основной гормон эпифиза. 2) Какое действие он оказывает на организм?

  28. 1) Опишите звенья ренин-ангиотензиновой системы. 2) Какое действие оказывает ангиотензин II? 3) Как регулируется секреция ренина?

  29. 1) Что называют симпато-адреналовой системой? 2) Как регулируется секреция катехоламинов? 3) К какой группе гормонов (по химической структуре) они относятся?

  30. 1) Как называют гормоны а) действующие непосредственно на клетки-мишени, б) гормоны гипофиза, действующие на другие эндокринные железы, в) гормоны гипоталамуса, действующие на аденгипофиз? 2) Приведите примеры гормонов каждого типа.

________________________________________________________________________________________________________

Сенсорные системы.


  1. 1) Что называют а) анализатороами по И. П. Павлову, б) органами чувств? 2) Приведите классификацию анализаторов. 3) Назовите три отдела сенсорной системы, их локализацию и основные элементы.

  2. 1) Приведите классификацию рецепторов. 2) Перечислите их а) свойства, б) функции и в) значение.

  3. 1) Перечислите последовательность процессов, приводящих к возникновению импульсного возбуждения в первичных и вторичных рецепторах. 2) Что такое рецепторный потенциал и чем он отличается от генераторного? 3) Перечислите свойства этих потенциалов.

  4. 1) Перечислите основные параметры анализа свойств раздражителя в рецепторах. 2) Какие механизмы лежат в основе процесса адаптации рецепторов к действию раздражителя?

  5. 1) Перечислите а) функции проводникового отдела анализаторов и б) основные три закона проведения возбуждения по нервному волокну. 2) Где происходит вторичный анализ параметров возбуждения?

  6. 1) Перечислите а) общие функции центрального отдела анализаторов и б) параметры анализа свойств раздражителя в этом отделе. 2) Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.

  7. 1) Какие сенсорные системы входят в состав сомато-сенсорного анализатора? 2) Опишите проводящие пути сомато-сенсорного анализатора. 3) Где расположен центральный отдел сомато-сенсорного анализатора?

  8. 1) Дайте определение понятию «боль». 2) Какие виды боли различают и 3) какие типы болевых рецепторов воспринимают боль? 4) В чем отличия между ноцицептивной и неноцицептивной видами боли? Назовите примеры.

  9. 1) Что такое медиальная и латеральная системы боли. 2) Опишите звенья этих систем. 3) Какие теории боли Вам известны

  10. 1) Перечислите аномалии рефракции глаза. 2) Что называют миопией и гиперметропией? 3) В чем заключается их сущность? 4) Что такое астигматизм, какова его причина. 5) Как компенсируется несовершенство оптической системы глаза в клинической практике?

  11. 1) Что такое сферическая аберрация оптической системы глаза? 2) За счет чего глаз уменьшает ее?

  12. 1) Какие механизмы имеются у глаза для ясного видения разноудаленных предметов? 2) Как изменяется состояние цилиарных мышц, цинновых связок и хрусталика при рассматривании близко и далеко расположенных предметов?

  13. 1) Что такое фиксационный рефлекс? 2) Почему не возникает адаптация быстро адаптирующихся фоторецепторов при фиксации взора на неподвижном предмете?

  14. 1) Какие механизмы имеет глаз для ясного видения в условиях различной освещенности? 2) Назовите известные Вам зрительные пигменты колбочек и палочек.

  15. 1) Что называют слепым пятном на сетчатке глаза? 2) Назовите и кратко опишите опыт, с помощью которого можно доказать наличие слепого пятна на сетчатке? 3) Объясните, почему в опыте Мариотта при приближении к глазу рисунка с кружком и крестиком с фиксацией взора на крестике восприятие кружка исчезает, когда рисунок находится на расстоянии 15 - 25 см от глаза?

  16. 1) Чем характеризуется острота зрения? 2) Чему равна величина этого критерия в норме? 3) Как его обозначают в клинике? 4) С помощью какой таблицы определяют и по какой формуле рассчитывают остроту зрения? 5) Поясните значение элементов формулы. 6) Почему острота зрения больше в центральной ямке, чем на периферии сетчатки?

  17. 1) Назовите свойство зрительного анализатора, обеспечивающее различение длины световой волны. 2) Какая теория, объясняющая это свойство глаза, в настоящее время получила экспериментальное подтверждение? 3) В чем ее сущность? 4) Перечислите разновидности нарушения цветового зрения.

  18. 1) Какие характеристики звукового раздражителя кодирует слуховой анализатор? 2) Укажите диапазон частот звуковых колебаний, воспринимаемых слуховым анализатором, как этот диапазон изменяется с возрастом? 3) К каким звуковым частотам ухо человека обладает наибольшей чувствительностью и какое это имеет значение?

  19. 1) На чем основана способность человека определять положение источника звука в пространстве? Объясните механизм. 2) С какой точностью (в градусах) человек способен определять направление источника звука в пространстве? 3) Опишите опыт, доказывающий, что решающее значение в этом имеет разница во времени поступления звука в правое и левое ухо.

  20. 1) Каково значение барабанной полости среднего уха и наличия воздуха в ней? 2) Объясните значение мышц среднего уха и укажите их значение. 3) Когда открывается евстахиева труба и какое это имеет значение?

  21. 1) Назовите два пути передачи звука в слуховом анализаторе. 2) Опишите опыты Вебера и Ринне, доказывающие наличие того и другого пути. 3) О чем свидетельствует сохранность костной передачи звука при нарушении воздушной?

  22. 1) Перечислите элементы, передающие звуковые колебания от барабанной перепонки на волосковые клетки кортиева органа. 2) Опишите механизм раздражения слуховых рецепторов. 3) Укажите расположение основных нейронов (включая корковые) слухового анализатора?

  23. 1) Из каких структурно-функциональных элементов состоит вестибулярный аппарат? 2) Какова функция вестибулярного аппарата? 3) Назовите два различных в функциональном отношении отдела лабиринта.


^ Высшая нервная деятельность (ВНД).


  1. 1) Дайте определение понятию «Высшая нервная деятельность (ВНД)». 2) Перечислите 3 основные группы врожденных форм поведения и основные варианты безусловных рефлексов по биологическому значению. 3) Что называется условным рефлексом?

  2. 1) Перечислите основные правила выработки условных рефлексов. 2) Назовите факторы, способствующие выработке условного рефлекса. 3) Какие явления лежат в основе механизма выработки условного рефлекса, объясните механизмы их формирования.

  3. Дайте характеристику 1) безусловных и 2) условных рефлексов.

  4. 1) Что понимают под безусловным торможением условного рефлекса? 2) Какие виды и варианты безусловного торможения Вам известны? 3) В каих условиях возникает запредельное торможение условных рефлексов? 4) Каков его механизм и значение?

  5. 1) Что понимают под условным торможением условных рефлексов. 2) Какие его формы Вам известны? 3) Каково биологическое значение различных видов условного торможения условных рефлексов?

  6. 1) Как вырабатывается угасательное торможение? 2) Как изменяется при этом условный рефлекс? 3) Как вырабатывается дифференцировочное торможение и условный тормоз?

  7. 1) Дайте определение понятиям «память» и «энграмма». 2) Приведите классификацию памяти по длительности хранения информации и укажите это время. 3) Что такое кратковременная память, каков ее нейрофизиологический механизм и объем хранящейся информации?

  8. 1) Что является основой долговременной памяти? 2) Приведите факты, свидетельствующие о роли белка (РНК и ДНК) в формировании долговременной памяти. 3) Какие структуры мозга играют особо важную роль в процессах консолидации памяти? 4) Приведите примеры.

  9. 1) Что понимают под локализацией функций в коре большого мозга? 2) Какие функциональные области различают в коре голового мозга? Дайте пояснения. 3) Какие типы ВНД различают по И.П. Павлову и по Гиппократу?

  10. 1) Назовите фазы сна по характеру ЭЭГ, укажите их продолжительность и цикличность. 2) Какой ритм ЭЭГ характерен для состояния расслабленного бодрствования? 3) Укажите структуру ЦНС, регулирующую цикл «сон-бодрствование».

  11. 1) Дайте определение понятию «эмоции» и приведите классификацию эмоций. 2) Какие структурные образования ЦНС являются главным морфологическим субстратом для формирования эмоций? 3) Назовите биологически активные вещества, обеспечивающие формирование специфических эмоций.

  12. 1) Перечислите основные вегетативные компоненты, сопровождающие выраженную эмоциональную реакцию. 2) Приведите примеры специфической роли отдельных структур мозга в формировании эмоций.

  13. 1) Что такое «мышление» и «восприятие»? 2) Какова основная функциональная специализация левого и правого полушарий головного мозга человека? 3) Перечислите основные особенности психической деятельности человека (в сравнении с таковой животных).

  14. 1) Что называют функциональной межполушарной ассиметрией (латерализацией функций)? 2) В каком полушарии большого мозга и в какой области коры у правшей расположены: а) сенсорный и б) двигательный центры речи? Назовите авторов, описавших эти центры.

  15. Какова основная функциональная специализация левого и правого полушарий головного мозга человека?

  16. 1) Что понимают под первой сигнальной системой? 2) Что является ее сигналом? 3) Что такое вторая сигнальная система? 4) Что является ее сигналом?

  17. 1) Перечислите известные Вам исследования ВНД и психической деятельности у человека. 2) Приведите примеры.

  18. 1) Что такое электроэнцефалография и электроэнцефалограмма (ЭЭГ)? 2) Перечислите основные волны (ритмы) ЭЭГ. 3) Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для активного бодрствующего состояния? 4) Какие их амплитуда и частота?

______________________________________________________________________________________________
^ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МОДУЛЯ I


    1. 1) Нарисуйте схемы потенциала действия (ПД), характерного для а) нейрона и б) волокна скелетной мышцы. 2) Обозначьте эти фазы и назовите их.

    2. 1) Нарисуйте график ПД и соответственно ему фазовые изменения возбудимости клетки. 2) Обозначьте эти фазы цифрами и назовите их.

    3. Известно, что фазы потенциала действия (ПД) нервного волокна (быстрая деполяризация и реполяризация) возникают вследствие движения ионов натрия и калия вдоль концентрационных градиентов. В эксперименте на нерв подействовали уабаином – веществом, подавляющим активность АТФазы, затем провели длительное ритмическое раздражение нерва. Объясните: 1) Как при этом изменится распределение ионов на внешней и внутренней стороне клеточной мембраны? 2) Изменится ли величина потенциала покоя и потенциала действия в обработанном уабаином нервном волокне?

    4. 1) Нарисуйте схему мионеврального синапса. 2) Обозначьте и назовите его части.

    5. 1) Нарисуйте, сопоставив во времени, график потенциала действия (ПД) и цикл одиночного мышечного сокращения скелетной мышцы. 2) Обозначьте и назовите фазы сокращения.

    6. 1) Нарисуйте схему одиночного сокращения скелетного мышечного волокна. 2) Обозначьте и назовите фазы сокращения.

    7. 1) Нарисуйте схему одиночного сокращения волокна гладкой мышцы.2) Обозначьте и назовите фазы сокращения.

    8. 1) Нарисуйте схему гладкого и зубчатого тетануса. 2) Сделайте обозначения.

    9. Нарисуйте кривую «силы-времени» Лапика-Вейса и обозначьте ее параметры.

    10. 1) Нарисуйте схему дивергенции, конвергенции, пространственной и временной суммации. 2) Сделайте обозначения.

    11. 1) Нарисуйте схему пресинаптического и постсинаптического торможения. 2) Сделайте обозначения.

    12. Нарисуйте схему рефлекторной дуги соматического рефлекса и обозначьте 5 ее звеньев.

    13. Нарисуйте схему рефлекторной дуги вегетативного рефлекса и обозначьте 5 ее звеньев.

    14. Известно, что ацетилхолин является одним из основных медиаторов нервной системы. В ходе обследованиея испытуемого было установлено, что блокатор ацетилхолинергической передачи возбуждения в синапсах атропин вызвал расширение зрачка, увеличение частоты и силы сердечных сокращений, уменьшение перистальтики ЖКТ. При этом не изменилась сократительная функция скелетной мускулатуры. Объясните: 1) на какие постсинаптические рецепторы действует ацетилхолин при выделении его в синаптическую щель? 2) объясните возможные причины различного действия атропина в нервно-мышечных синапсах соматической нервной системы и в синапсах вегетативной нервной системы внутренних органов.

    15. Нарисуйте схему ренин - ангиотензин - альдостероновой системы.

    16. Нарисуйте схему оптического несовершенства глаза и коррекцию с помощью линз.

    17. Нарисуйте схему функциональной системы по Анохину П.К.

    18. У животного в эксперименте проведена перерезка спинного мозга. Объясните: 1) Какие симптомы имеют место у животного после исчезновения спинального шока? 2) Каковы механизмы появления установленных симптомов? 3) Какие функции спинного мозга вам известны?

    19. Для изучения деятельности спинальных нервных центров у лягушки последовательно перерезают нервные корешки, связывающие спинной мозг с периферией. Объясните: 1) Какие функции выполняют передние и задние корешки спинно­го мозга? 2) Какой эффект наблюдается при перерезке у лягушки всех задних корешков с левой стороны? 3) Какой эффект наблюдается при перерезке всех передних кореш­ков правой стороны?

    20. Объясните, каким образом нисходящие влияния из ЦНС могут изменять двигательную активность, не воздействуя на мотонейроны спинного мозга?

    21. В клинику поступил больной с кровоизлиянием в структуры про­долговатого мозга. 1) Перечислите, какие основные центры продолговатого мозга вам известны? 2) Объясните, какие симптомы наблюдаются при поражении продолговатого мозга? 3) В чем заключается опасность поражения продолговатого мозга?

    22. При поперечной перерезке ствола мозга у экспериментального жи­вотного наблюдается состояние децеребрационной ригидности. Объясните:1) в чем это состояние проявляется? 2) Между какими структурами нужно сделать перерезку для по­лучения указанного состояния? 3) Какие механизмы лежат в основе децеребрационной ригидности?

    23. В эксперименте у собаки проведено полное удаление мозжечка. 1) Какие нарушения поведения наблюдается при этом у животного? 2) Какие функции выполняет мозжечок? 3) С какими структурами мозга связан мозжечок, и какое функциональное значение имеют эти связи?

    24. Для снятия тахикардии в клинической практике используют фармакологические препараты, блокирующие бета-адренорецепторы (например, пропранолол). Объясните: 1. Почему блокада бета-адренорецепторов может снять приступ тахикардии? 2. Можно ли применять эти препараты у людей, склонных к бронхо-спазмам? 3. Можно ли применять эти препараты при пониженном артери­альном давлении?

    25. Для купирования приступов бронхиальной астмы, вызванной бронхоспазмом (удушье, вызванное уменьшением просвета бронхов и бронхиол при нормальной функции мукоцитов), иногда используется адреналин. Объясните: 1. Какими физиологическими механизмами обусловлен эффект адреналина в данном случае? 2. Почему, прежде чем вводить адреналин, у больного следует определить величину артериального давления? 3. Какие сопутствующие физиологические эффекты могут при этом наблюдаться?

    26. В офтальмологической практике для расширения зрачков использу­ют раствор атропина, являющегося М-холиноблокатором. Объясните: 1. Почему закапывание раствора атропина вызывает расширение зрачка? 2.Могут ли при этом наблюдаться изменения частоты и силы сер­дечных сокращений? 3. Может ли при этом измениться сократительная функция скелетной мускулатуры?

    27. В клинической практике для купирования приступов тахикардии иногда надавливают на глазные яблоки пациента. Объясните: 1. Почему этот прием может привести к снижению частоты сердеч­ных сокращений? 2. Как называется этот рефлекс? 3. Какие еще экстракардиальные рефлексы вам известны?

    28. У новорожденных детей частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 140-150 в минуту, тогда как у взрослых она составляет 60-80 в минуту. Известно, что чем старше ребенок, тем более значительное учащение ритма сердечных сокращений наступает после введение атропина, являющегося М-холиноблокатором. Объясните: 1) Чем обусловлено учащение ритма сердечных сокращений при введении атропина? 2) Какими особенностями регуляции сердечной деятельности об­условлена более высокая частота ЧСС у детей и ее уменьшение по мере взросления организма?

    29. Центры симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы имеют различную локализацию. Объясните: 1) Где расположены центры симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы? 2) Какие эффекты будут наблюдаться при перерезке спинного мозга на уровне нижних шейных сегментов?

    30. В пре- и постсинаптических окончаниях вегетативной нервной системы выделяются различные медиаторы и олигопептиды. Объясните: 1) В чем сходство и различие выделения медиаторов в пре- и постсинаптических окончаниях симпатической и парасимпатической нервной системы? 2) Какой физиологический эффект наблюдается после симпатической и парасимпатической денервации?

    31. Ганглии вегетативной нервной системы имеют различную локализацию, а пре- и постганглионарные волокна симпатической и парасимпатической нервной системы имеют разную скорость проведения возбуждения. Объясните: 1) В чем различия симпатической и парасимпатической иннервации внутренних органов? 2) Какие влияния - симпатической или парасимпатической нерв­ной системы, сказываются быстрее на функциях внутренних органов и почему?

    32. Потовые железы по сравнению с другими органами, инневируемыми симпатической нервной системой, имеют особенности симпатической иннервации. Объясните: 1) В чем особенности симпатический иннервации потовых желез? 2) Какие эффекты в потовых железах наблюдаются после введения атропина?

    33. На приеме у педиатра находился ребенок 10 лет с жалобами на сонливость, ослабление внимания, слабую успеваемость. При диагно­стическом обследовании у ребенка выявлена пониженная функция щитовидной железы. Объясните: 1) Какой элемент необходим для нормального секреторного цикла тиреоидных гормонов? 2) Какие рекомендации следует дать этому пациенту? 3) Увеличена или уменьшена у данного пациента щитовидная железа?

    34. Гипогликемия более опасна для организма, чем гипергликемия. 1) Какое косвенное подтверждение этому можно привести, составив список гормонов, регулирующих содержание сахара в крови? 2) Объясните механизм действия этих гормонов.

    35. 1) Под влиянием какого гормона осуществляются: а) синтез гликогена в печени и мышцах; б) интенсивное окисление глюкозы в тканях; в) уменьшение количества сахара в крови; и г) снижение катаболизма белка? 2) Объясните его механизм действия. 3) Нарисуйте схему его взаимодействия с клетками органов-мишеней.

    36. 1) С действием какой группы гормонов связаны следующие эффекты: стимуляция процессов утилизации глюкозы тканями, стимуляция образования гликогена из жиров и белков, стимуляция окислитель­ных процессов в мышцах, противовоспалительное действие, сниже­ние активности гиалуронидазы, подавление иммунных реакций? 2) Объясните механизм действия этих гормонов. 3) Нарисуйте схему их взаимодействия с клетками органов-мишеней.

    37. 1) Назовите гормоны, обеспечивающие сохранение в организме натрия за счет реабсорбции его в канальцах почек, выведе­ние из организма калия, регуляцию калий-натриевого равновесия. 2) Объясните механизм действия этих гормонов. 3) Нарисуйте схему их взаимодействия с клетками органов-мишеней.

    38. Пациент перенес в результате бытовой травмы значительную кровопотерю, которая сопровождалась понижением артериального давления крови. Объясните: 1. Действие каких гормонов можно рассматривать как «первую линию защиты» при понижении кровяного давления, вызванного кровопотерей? 2. Какие гормоны способствуют восстановлению объема массы крови на поздних сроках после травмы? 3. Физиологические эффекты какого из двух гормонов — вазопрессина или альдостерона — развиваются на поздних этапах вос­становления уровня кровяного давления.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что называют мембранным потенциалом покоя (мпп)? iconЗаконом инерции
Ньтона называется инерциальной. Сам закон иногда называют законом инерции. Стремление тела сохранять состояние покоя или равномерного...

Что называют мембранным потенциалом покоя (мпп)? iconНеобычайно щедрая природа Дхаммы
Спокойствие в обществе может быть лишь в том случае, когда каждый человек обладает чистым и спокойным умом. Дхамма это уникальный...

Что называют мембранным потенциалом покоя (мпп)? iconПрактическое пособие по исполнению желаний Как получить то, что хочешь,...
Многие люди научились получать то, чего хотят. Но обретенное перестает удовлетворять их. Сколько бы благ у них ни было — все им мало;...

Что называют мембранным потенциалом покоя (мпп)? iconИнтегрирование на некомпактном промежутке
При этом подразумевалось, что отрезок интегрирования конечный, или как его называют компактный. Такие интегралы в противоположность...

Что называют мембранным потенциалом покоя (мпп)? icon1. Комплексная оценка ключевых внешних и внутренних факторов развития,...
Оренбургская область обладает значительным внутренним потенциалом развития, что определяется рядом конкурентных преимуществ

Что называют мембранным потенциалом покоя (мпп)? iconДжон Грэй Практическое пособие по исполнению желаний Как получить...
Многие люди научились получать то, чего хотят. Но обретенное перестает удовлетворять их. Сколько бы благ у них ни было — все им мало;...

Что называют мембранным потенциалом покоя (мпп)? iconСовременный футбол начал свой путь в XII веке в средневековой Англии....
Один писатель из Англии писал, что у них “щеки в синяках, ноги, руки и спины переломаны, выбитые глаза, носы, полные крови ”. А путешественник...

Что называют мембранным потенциалом покоя (мпп)? iconВысшего профессионального образования северо-осетинская государственная медицинская
МПп), омедб (омедо). Приобрести практические навыки по выполнению мероприятий первой врачебной помощи при термических ожогах

Что называют мембранным потенциалом покоя (мпп)? iconВопросы к экзамену по дисциплине «финансовый менеджмент»
Политика управления техническим потенциалом. Оценка эффективности использования «5лек»

Что называют мембранным потенциалом покоя (мпп)? iconВопросы: Как изменится при этом потенциал покоя возбудимости клетки?
Известно, что ионные каналы мембраны возбудимой клетки регули­руют амплитуду мембранных потенциалов. Экспериментально обнару­жено,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов