Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология»




Скачать 128.18 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология»
Дата публикации22.07.2013
Размер128.18 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Биология > Методические рекомендации
Барышский колледж – филиал

Ульяновского государственного технического университета

Методические рекомендации

по выполнению лабораторных работ

по дисциплине

«Биология»

для специальностей

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования, 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промыш-ленного оборудования технического профиля.

Барыш

2012



Методические рекомендации обсуждены и одобрены цикловой методической комиссией общих естественных и общепрофессиональных дисциплин


Работа составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Биология». Предназначена для обучающихся по очной и очно- заочной (вечерней) форме обучения, обучающихся на базе основного (общего) среднего образования.



Протокол №_______от _________




Председатель

__________________Н.А.Золина

Зам директора по учебной работе

______________И.И.Шмелькова


Автор: преподаватель Барышского колледжа- филиала Ульяновского государственного технического университета Золина Нина Александровна


Руководство по проведению лабораторных работ по биологии

/ Разработала Н.А. Золина. – Барыш, 2011, - 11с.

Работа подготовлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебными планами Барышского колледжа-филиала УлГТУ









Введение.
Данное руководство по проведению лабораторных работ по биологии предназначено для обучающихся Барышского колледжа –филиала УлГТУ, изучающих общеобразовательные дисциплины. По программе предусмотрено 5 обязательных лабораторных работ, выполняемых в разделах «Учение о клетке», «Основы генетики и селекции», «Эволюционное учение», «Основы экологии».

Работы выполняются в соответствии с методическими рекомендациями к их проведению.

Прежде чем приступить к выполнению лабораторных работ, необходимо повторить соответствующие разделы учебника, познакомиться с содержанием лабораторных работ, правилами техники безопасности, правилами оформления лабораторных работ.
^ Правила техники безопасности и первая помощь при проведении лабораторных работ по биологии:
1. При изготовлении микропрепаратов работая с иглой, предметным и покровным стеклами необходимо соблюдать осторожность. При ранении стеклом убедиться, что в ранке не осталось стекла, быстро протереть ранку ватой, смоченной спиртом, смазать йодом и забинтовать.

2. При работе с комнатными растениями не трогать руками листья ядовитых растений и колючки кактусов. Уколовшись, с помощью пинцета нужно вынуть колючки и протереть руку ватой, смоченной спиртом.
Правила оформления лабораторных работ по биологии.
1. Каждая работа должна иметь свой титульный лист, оформленный согласно требованиям стандарта колледжа.

2. Листы для отчетов должны иметь рамку.

3. Описание работ должно проводиться в следующей последователь-ности: тема, цель занятия, оборудование, ход выполнения работы.

4. В ходе выполнения форма записи должна соответствовать предложенному заданию. Это может быть схема, таблица, график, текстовая запись, рисунок и т.д.

5. В конце работы должен быть сделан вывод, подводящий итоги выполнения лабораторной работы. Он должен соответствовать заявленной цели занятия.


3

^ Лабораторная работа 1.
Тема: Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
Цель занятия: научиться работать с микроскопом и изготавливать микропрепараты, познакомиться с многообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функцию и убедиться в принципиальном единстве их строения.

Время: 2 часа.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты, предметные и покровные стекла, пробка, лезвие, иглы препаровальные, луковица, лист каланхоэ, разбавленный раствор йода, пипетки, вода, фильтровальная бумага, 5% раствор хлорида натрия.
^ Методические рекомендации.

Микроскоп должен быть установлен на столе таким образом, чтобы тубусодержатель был обращен к исследователю. Установленный в начале работы на столе микроскоп не следует перемещать с одного места на другое или сдвигать с места, т.к. при перемещении нарушают-ся условия освещения.

Глядя сбоку на зеркало, необходимо направить его к источнику света. Затем, глядя в окуляр, слегка повернуть зеркало в ту или иную сторону и добиться максимального освещения. После помещения микропрепарата на предметной столик глядя сбоку на объектив, опустить его винтом почти до поверхности препарата, но не касайтесь его. Опускать объектив нужно очень осторожно, чтобы не повредить линзы объектива и не испортить препарат. Затем, глядя в окуляр, очень медленно поднимать объектив винтом до появления четкого изображе-ния препарата.
^ Ход выполнения работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом срез пробки, предварительно сделав микропрепарат. Для этого сделайте очень тонкий срез пробки и положите на предметное стекло. Обратите внимание на мертвые клетки. Зарисуйте увиденное.

  2. Сделайте микропрепарат кожицы лука, для чего с помощью иглы снимите тонкую пленочку с внутренней стороны белой чешуйки лука. Из пленки вырежьте небольшой кусочек. Он должен быть тонким и прозрачным. Поместите его на предметное стекло в каплю воды, подкрашенной разбавленным раствором йода. Расправьте препарат иголкой. Покройте покровным стеклом. Рассмотрите под микроскопом сначала при малом, затем – при большом увеличении. Какие клеточные структуры наблюдаете?

4

Каковы особенности строения клеток лука?

  1. С одной стороны покровного стекла приготовленного вами микропрепарата нанесите 2-3 капли 5% раствора хлорида натрия, а с другой фильтрованной бумагой «оттяните» воду. Рассмотрите данный препарат под микроскопом. Что наблюдаете?

  2. Сделайте микропрепарат кожицы каланхоэ так же, как в задании №2. Сравните строение клеток лука и каланхоэ. Зарисуйте увиденное.

  3. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток растительной и животной ткани.

  4. Сравните строение клеток растений и животных и сделайте выводы о характерных признаках строения клеток эукариот, а также отметьте строение и функции клеточной оболочки. Рассматриваемые клетки зарисуйте и запишите в отчет выводы из наблюдений.



^ Лабораторная работа 2.
Тема: Решение генетических задач и составление родословных.
Цель занятия: проверить умение решать генетические задачи и составлять генеалогическое древо семьи.

Время: 2 часа

Оборудование: карточки.
Методические рекомендации:

При составлении родословной женщина обозначается кружочком, а мужчина – квадратиком. Если человек умер, то кружочек или квадратик закрашиваются. Необходимо отмечать в родословной наличие наследственных заболеваний. В качестве образца составления генеалогического древа можно использовать родословную английской королевы Виктории.



5
Ход выполнения работы:

1. Решите задачи и составьте схемы родословных этих семей:

1.1. Женщина с не рыжими волосами, мать и отец которой имеют не рыжие, а брат- рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет тоже рыжие, а отец- не рыжие волосы. От этого брака родились мальчик с не рыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы у всех упомянутых лиц.

Признак не сцеплен с полом. Не рыжие волосы- доминантный признак.

1.2. Темноволосая кареглазая женщина, гетерозиготная по первой аллели, вступила в брак со светловолосым кареглазым мужчиной, гетерозиготным по второму признаку. Каковы вероятные генотипы детей?

Признаки не сцеплены с полом.

3. По предварительно полученным данным составьте родословную своей семьи, проследив в ней наследственные заболевания.

^ Лабораторная работа 3
Тема: Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.
Цель занятия: показать статистические закономерности модификационной изменчивости на примере использования математических методов в биологии.

Время: 2 часа.

Оборудование: линейка, карандаш, калькулятор.
Методические рекомендации:

Для изменения необходимо брать не более 1-3 листьев с одного растения. Изменения проводить на растении, не обрывая листьев. Не выбирать наиболее длинные или наиболее короткие листья, а измерять любые.
^ Ход выполнения работы:

  1. Постройте вариационную кривую роста студентов в вашей группе. Для проведения этой работы необходимо знать рост каждого студента. Вариационный ряд будет иметь вид:

Группы (в см, с разницей в 5 см.)

140 - 144

145 - 149

150 - 154

и т.д.

Число вариант

1

1

3

и т.д.

6



  1. Для построения вариационной кривой по горизонтали отложите рост обучающихся (группы), по вертикали – число, соответствующее частоте встречаемости (число вариант). Масштаб произвольный. Соединив точки, получите вариационную кривую.

  2. Подготовьте данные предварительно произведенных промеров листьев.

  3. Запишите данные всех измерений в таблицу, построив тем самым вариационный ряд

    Размер листьев (в см)

    10

    11

    12

    13

    14

    и т.д.

    Количество листьев

    2

    5

    7

    4

    2

    и т.д.

  4. Постройте вариационную кривую (гистограмму) модификационной изменчивости размера листьев. Для этого по горизонтали отложите размеры листьев, по вертикали – число, соответствующее частоте встречаемости (масштаб произвольный). Соединив точки, получите гистограмму.

  5. Сравните край и центр вариационной кривой и сделайте вывод: какая изменчивость - резкая или нерезкая – длины листьев?

  6. Определите среднюю величину признака (М). Для этого числовое выражение признака (V) для каждой варианты умножается на число вариант (p). Все полученные произведения складываются и затем делят на общие число вариант. Это может быть выражено следующей формулой:

  7. Определите норму реакции для данного признака (длина листьев). Для этого из максимального размера вычтите минимальный размер. Листья с отклонениями от нормы реакции – результат мутаций.

  8. О чем свидетельствует длина вариационного ряда?



^ Лабораторная работа 4
Тема: Критерии вида. Приспособленность организмов к различным средам обитания..
Цель занятия: убедиться на практике в том, что виды реально существуют и являются результатом исторического развития; установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора.

Время: 2 часа

7

Оборудование: коллекция плодов и семян, комнатные растения, таблицы, рисунки, печатный материал.
^ Методические рекомендации:

Запись результатов наблюдений фиксируйте в текстовых таблицах.

Работая с комнатными растениями, относитесь к ним бережно. Помните о том, что это живой организм.
^ Ход выполнения работы:

1.Используя материал учебника, заполните таблицу:

Признаки, определяющие вид

Краткая характеристика

Примеры

Морфологические

Физиологические

Генетические

Биохимические

Экологические

Географические








2. Рассмотрите предложенные плоды и семена различных растений и определите характер их приспособленности к распространению. Оформите результаты наблюдений в виде таблицы.



Растение


Характер приспособления


Способ распространения


3.Рассмотрите различные виды комнатных растений и выясните характер их приспособленности к среде с недостаточным количеством влаги и к среде с избыточным количеством влаги.

4.Выясните различный характер приспособленности к передвижению на примере водных животных (плавунцов, улиток, водомерок).

5.Рассмотрите строение клювов галапагосских вьюрков (страница 14 учебника) и определите приспособленность каждого вида к определенному типу питания.

6.Назовите раннецветущие растения (подснежники). В чем причина их раннего зацветания?

7.Используя знания, полученные при изучении раздела «Эволюционное учение» и ваши наблюдения, обоснуйте, почему любая приспособленность организма к условиям среды не может быть абсолютной.


8

^ Лабораторная работа 5
Тема: Естественные и искусственные экосистемы.
Цель занятия: на конкретных примерах рассмотреть особенности естественных и искусственных экосистем и их составляющих и факторы, влияющие на смену биогеоценозов.

Время: 2 часа.

Оборудование: таблицы
Методические рекомендации:

При выполнении заданий пользуйтесь учебником «Общая биология» под редакцией Ю.И.Полянского.

^ Ход выполнения работы:

  1. Пользуясь текстом учебника и рисунками в тексте, заполните

таблицу:

«Сравнение биогеоценозов пресного водоема и широколиственного леса»

Компоненты биогеоценоза

Примеры

водоем

лес

Продуценты

Консументы

Редуценты







2. Ответьте на вопрос письменно:

При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов),

истребляющих куропаток и тетеревов, последние в лесу

вымирают; при уничтожении волков вымирают олени. Чем это

объяснить?

3. Составьте схему цепи питания, характерную для болот, зная, что

ее компонентами являются: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза,

уж.

4. Известно, что чрезвычайно прожорлив и плодовит, но дает

маленький прирост массы; с другой стороны, промысловые рыбы

(окунь, налим и др.) потребляют в большом количестве личинок

комаров, двукрылых насекомых, органические остатки растений и

животных. Почему ученые относят ерша при его чрезвычайном

размножении к рыбам, представляющим опасность для

размножения промысловых рыб?

5. Компонентами экосистемы аквариума могут быть: водоросли и

высшие водные растения; простейшие- инфузории; дафнии,

моллюски; рыбы; бактерии; грибы. Изобразите схему обмена

веществ и потока энергии в данной экосистеме. Объясните,

почему исключение из этой экосистемы моллюсков и простейших

приводит к резкому нарушению ее равновесия.

6. В чем отличие природных биогеоценозов от искусственных?

Литература
Основная:

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: Академия, 2001

  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 классы. –М.: Дрофа, 2000

  3. Общая биология. Учебник для 10-11 кл. средней школы. Под редакцией Ю.И. Полянского. М.: Просвещение, 1989


Дополнительная:

  1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.- М.: Просвещение, 1989

  2. Биология. Под редакцией Н.В. Чебышева.- М.: Академия, 2005

  3. Короткова Л.С. Дидактический материал по общей биологии.- М.: Просвещение, 1981

  4. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. -М.: Просвещение, 1981


10
Оглавление

Введение……………………………………………………………….

3

Правила техники безопасности и первая помощь при проведении лабораторных работ по биологии……………………………………


3

Правила оформления лабораторных работ по биологии………….

3

Работа 1. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом……………………………………………………..


4

Работа 2. Решение генетических задач и составление родословных…………………………………………………………..


5

Работа 3. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой…………………………………………………………………


6

Работа 4. Критерии вида. Приспособленность организмов к различным средам обитания………………………………………..


7

Работа 5. Естественные и искусственные экосистемы……………

9

Литература……………………………………………………………..

10


11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология» iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические рекомендации разработаны старшим преподавателем кафедры судовождения и энергетики судов иф онма мазур Т. Н. в соответствии...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология» iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия»
Барышский колледж – филиал Ульяновского государственного технического университета

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология» iconПояснительная записка Методические рекомендации предназначены для...
Целью проведения лабораторных работ является подтверждение, закрепление теоретического материала и приобретение навыков по сборке...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ
...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работы по дисциплине «Гидравлика»
Методические указания к выполнению лабораторных работы по дисциплине «Гидравлика» /Салова Т. Ю., Гнездилова Е. Н. Сп.: Изд-во спбгау,...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология» iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология» iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ для студентов...
Методические указания по выполнению лабораторных работ для студентов Октябрьского нефтяного колледжа

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология» iconМетодические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений...
Данное пособие представляет собой краткое руководство по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и при выполнении...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология» iconМетодические указания к циклу лабораторных работ по дисциплине «Цифровые эвм»
Синтез управляющих автоматов с программируемой логикой: Методические указания к циклу лабораторных работ по дисциплине «Цифровые...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология» iconМетодические указания к выполнению практических и лабораторных работ...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов