Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные,




НазваниеИсследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные,
страница1/17
Дата публикации13.12.2013
Размер1.87 Mb.
ТипИсследование
zadocs.ru > Биология > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Билет № 1

1. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.

3. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

^ Ответ:



Биология — наука, которая изучает живой мир нашей планеты. Название этой науки произошло от двух греческих слов: bios — «жизнь»; logos — «учение». Поэтому биологию называют наукой о живом мире.

Биология изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связи друг с другом и с неживой природой.

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества — оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, грибы опасны или ядовиты, а какие могут быть использованы в пищу, чем лечиться, из чего изготовлять одежду, охотничьи приспособления, орудия труда, из чего лучше строить жилье. Эти знания люди запоминали, передавали из поколения в поколение, позднее начали составлять списки полезных растений и животных, характеризовать их свойства, указывать места обитания, особенности использования, способы выращивания — культивирования.

Термин «биология» впервые был употреблен в 1779 г. немецким профессором анатомии Т. Рузом. В 1802 г. французский натуралист Ж.Б. Ламарк предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей живые организмы.

Биология наряду с описанием и систематизацией широко использует аналитические и сравнительные, исторические, экспериментальные (в том числе моделирование) методы исследования и применяет их в комплексе. Благодаря этому она открывает закономерности проявлений жизни и ее развития, устанавливает принципы систематизации живых существ, особенности существования и взаимодействия организмов и их сообществ (живых систем) в изменяющихся условиях окружающей среды. Вот почему добытые биологией знания жизненно важны для каждого человека. Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных — зоология, анатомо-физиологические свойства человека — биология человека, бактерий — микробиология и т. д.

Для современной биологии характерно глубокое взаимопроникновение идей и методов биологических и других наук. Наиболее тесно биология связана с потребностями человека в пищевых продуктах и лекарствах, в безопасной для жизни среде (сельское хозяйство, охрана природы, медицина). Обогащение биологии идеями и методами других наук, открытия в различных областях человеческой деятельности, новые вызовы и проблемы жизни и особенно практические запросы людей определяют направления дальнейшего развития биологических наук.

Так, изучение молекулярного строения единиц наследственности — генов лежит в основе создания генной инженерии, позволяющей получать организмы с признаками, нужными человеку. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путем необходимые для человека вещества (в том числе антибиотики, витамины).

Наступило время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.

Наиболее общие закономерности, присущие живой природе, рассматриваются в курсе общей биологии, куда обычно включают биохимию, цитологию, генетику, биологию развития, эволюционное учение и экологию. К изучению этих областей знаний вы и приступаете.



^ Царство — очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе. Наука, изучающая царство растений, называется ботаникой (греч. ботане — трава, растение).

Растения встречаются по всему земному шару: на суше, в воде, лесах, болотах, на лугах, в степях, садах, парках — всюду можно видеть разнообразие растений.

У всех растений много общих признаков: 1.неподвижный образ жизни, 2.имеют хлорофилл и способны на свету образовывать органические вещества. 3.клетка покрыта прочной целлюлозной оболочкой - клеточной стенкой, 4.в цитоплазме имеются пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), 5.вакуоли с клеточным соком, 6. отсутствуют центриоли клеточного центра.7 растут всю жизнь.

В меловом периоде мезозойской эры возникли и чрезвычайно быстро распространились покрытосеменные растения, вытеснившие голосеменных. Они имели такие преимущества перед остальными группами растений, которые позволили им занять господствующее положение на Земле: цветок, орган размножения, помог привлечь насекомых к процессу переноса пыльцы и снизил потери гамет; покрытосемянность обеспечила большую гарантированность при распространении семян.



Животные и человек используют те органические соединения, которые образованы растениями. С другой стороны, органические соединения в организме животных и человека распадаются на ряд конечных продуктов — воду, углекислый газ и аммиак. Они являются неорганическими веществами, которые вновь усваиваются растениями. Таким образом, в течение жизни организм получает необходимые ему вещества из окружающей среды и выделяет в нее продукты жизнедеятельности.

Обмен веществ как основная функция организма. Обмен веществ непрерывно протекает в организме. Обмен веществ заключается в поступлении в организм из внешней среды различных веществ, в их усвоении и изменении и в выделении во внешнюю среду образующихся продуктов распада.

При распаде органических веществ освобождается энергия — тепловая, электрическая, механическая. За счет освободившейся энергии поддерживается постоянная температура тела, совершается работа внутренних органов, осуществляются химические процессы, особенно при росте клеток. С прекращением обмена веществ прекращается жизнь. Обмен веществ отличает живой организм от неживого, органический мир от неорганического.

В организме непрерывно распадаются и снова возникают различные вещества, освобождается энергия. Процесс обмена веществ имеет два противоположных вида обмена — пластический и энергетический.

Пластический обмен — это процесс усвоения организмом веществ, которые он получает из окружающей среды. В результате организм обеспечивает постоянство химического состава клеток и тканей или запасает впрок некоторые вещества. При усвоении органических веществ накапливается энергия.

Энергетический обмен — противоположный процесс, характеризующийся распадом тех органических соединений, которые входят в состав клеток, и удалением из организма продуктов их распада. При этом освобождается энергия, которая используется клетками для выполнения их функций. Энергетический обмен обеспечивает все виды деятельности нашего организма физическую работу, умственный труд и др.

Оба вида обмена неразрывно связаны. В различные моменты жизни организма один из них может преобладать. Например, в период роста и развития организма наблюдается значительное усиление обоих процессов, но с преобладанием пластического обмена.

Следовательно, обмен веществ и энергии представляет собой единство двух противоположных и неотделимых друг от друга процессов.

^ Регуляция обмена веществ. Обмен веществ в организме изменяется в зависимости от того, здоров человек или болен, какую работу он выполняет, от степени усталости, эмоционального состояния и пр. Изменения уровня обмена веществ регулируются нервным и гуморальным механизмами.

^ Потребность организма в энергии. Интенсивность энергетического обмена зависит от условий, в которых находится организм. Во время сна распад веществ наименьший. Он усиливается, когда человек переходит к активной деятельности. С повышением интенсивности распада веществ увеличивается и количество освобождающейся энергии.

Организму постоянно приходится расходовать энергию, необходимую для поддержания работы мозга, температуры тела, деятельности сердца, легких и других органов, работа которых при жизни не прекращается ни при каких условиях.

У взрослого человека расход энергии составляет 7117 кДж в сутки. Это значит, что при максимальном покое в организме человека должно расщепляться столько белков, жиров и углеводов, сколько необходимо для освобождения 7117 кДж. Траты энергии у детей вследствие небольших размеров их тела меньше, чем у взрослых.

Гиподинамия – ограничение физической подвижности – сказывается не только на состоянии сердца и сосудов, но и на общем состоянии и настроении человека. Особенно опасна гиподинамия в среднем и пожилом возрасте, так как она способствует понижению обмена веществ и ожирению.

^ Стресс - состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Причинами стресса могут быть сильные физические и нервно–психические нагрузки, охлаждение или перегревание организма, шумовое воздействие, боль и другие факторы (стрессоры). Чрезмерная интенсивность стресса может привести к патологическим изменениям, т. к. нарушается регулирующая деятельность нервной системы.

Привычка - сложившийся способ поведения. Вредные привычки, такие как курение, злоупотребление спиртными напитками, переедание нарушают обмен веществ, разрушая взаимосвязь энергетического и пластического обмена.

Ожирение - избыточное отложение жира в подкожной клетчатке, сальнике и других тканях организма при переедании, неподвижном образе жизни, эндокринных заболеваниях и т.д. Борьба с ожирением — диета (ограничение потребления жиров и углеводов), повышение мышечной активности; при эндокринных нарушениях — специальное лечение.

Билет № 2

1. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Ответ:

1.1. Живые организмы — важный компонент биосферы.

Клеточное строение - характерный признак всех организмов, за исключением вирусов.

Наличие в клетках плазматической мембраны, цитоплазмы, ядра. Особенность бактерий: отсутствие оформленного ядра, митохондрий, хлоропластов. Особенности растений: наличие в клетке клеточной стенки, хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, автотрофный способ питания. Особенности животных: отсутствие в клетках хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки, гетеротрофный способ питания.

^ 2. Наличие в составе живых организмов органических веществ: сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей. Сходство химического состава у представителей разных царств живой природы.

^ 3. Обмен веществ - главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности. Обмен веществами и энергией с окружающей средой.

4. Размножение, воспроизведение потомства признак живых организмов. Значение размножения в увеличении численности особей вида, их расселении и освоении новых территорий, сохранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений.

^ 5. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственность свойство организмов передавать присущие им особенности строения и развития потомству. Примеры наследственности: из семян березы вырастают растения березы, у кошки рождаются похожие на родителей котята. Изменчивость — возникновение у потомства новых признаков. Примеры изменчивости: растения березы, выросшие из семян материнского растения одного поколения, различаются по длине и окраске ствола, числу листьев и др.

6. Раздражимость - свойство живых организмов. Способность организмов воспринимать раздражения из окружающей среды и в соответствии с ними координировать свою деятельность, поведение - комплекс приспособительных двигательных реакций, возникающих в ответ на разнообразные раздражения из окружающей среды. Особенности поведения животных. Рефлексы и элементы рассудочной деятельности животных. Поведение растений, бактерий, грибов: разные формы движения - тропизмы, настии, таксисы. Только комплекс всех перечисленных признаков характеризует живые организмы.

2. 1. Экологические факторы — элементы среды обитания, которые прямо или косвенно связаны с организмами, ее населяющими; их объединение в группы: абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Абиотические факторы — факторы неживой природы, среди них химические (например, состав атмосферного воздуха, пресной и соленой воды, содержание в них разнообразных примесей) и физические (температура воздуха, воды, их плотность, давление, господствующие ветры, течения, радиационный фон). Биотические факторы живой природы — животные, растения, грибы, бактерии, оказывающие своей жизнедеятельностью влияние на другие организмы и на неживую природу. Антропогенный фактор (деятельность человека) — фактор, оказывающий наиболее сильное воздействие на организмы и их среду обитания.

2. Взаимосвязь организма и среды его обитания. Поглощение организмами из среды различных веществ: кислорода, углекислого газа, воды, органических и минеральных веществ. Выделение в окружающую среду организмами продуктов обмена. Отрицательное влияние недостатка какого-либо фактора среды (кислорода, воды, света, органических веществ для животных) на жизнедеятельность организмов. Зависимость численности и распределения видов и популяций от абиотических факторов. Биотические факторы как пища, среда обитания для других организмов (растительноядные животные — для хищных, хозяева — для паразитов). Влияние экологических факторов на размножение организмов (насекомых на опыление растений), их распространение.

З. Приспособленность организмов. Формирование в процессе эволюции у организмов приспособлений к различным экологическим факторам, например к недостатку влаги, тепла, кислорода. Примеры приспособлений: покровительственная окраска и форма тела насекомых, пресмыкающихся, птиц и других животных, благодаря которым они незаметны на окружающем их фоне; восковой налет на листьях некоторых растений, их опушенность, превращение в колючки — защита от чрезмерного испарения воды; обтекаемая форма тела водных животных — приспособление к преодолению сопротивления воды при передвижении. Различные отношения между организмами: конкуренция, симбиоз, хищник — жертва, паразит — хозяин. Взаимоотношения типа конкуренции способствуют регуляции численности видов, совершенствованию видов: выживает и оставляет потомство сильнейший конкурент.

Человек использует знания о конкуренции, уничтожая, например, сорняки на полях – более сильные конкуренты культурных растений, они бы вытеснили бы их, не вмешайся человек в эти отношения на стороне культурных растений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, iconЮлия Савельева Целительные комнатные растения Савельева Юлия Целительные комнатные растения
Для того чтобы комнатные растения хорошо росли, нужно соблюдать три главных условия роста – свет, полив, подкормка. Необходимо знать...

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, iconСпасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер
Природа на Земле находиться в опасности. Животные и растения покидают нашу планету, о проблемах климата знают сегодня все. Но в опасности...

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, iconРодился ребенок. Что Вы должны знать?
Какие документы Вам необходимо оформить и какие льготы Вы можете получить в связи с рождением ребенка

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, iconАндрей Ильин Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях
А для этого надо знать, какие опасности могут вас подстерегатьна улице, в самолете, в поезде, рядом с промышленным предприятием,...

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, iconПопенко Марина Александровна
...

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, iconПрофилактика рака возможна! Возбудитель рака открыт ? Ростов-на-Дону
Узнаете и о том, что рак, инфаркт, инсульт — это всего лишь последние ста­дии трихомоноза. И вы убедитесь, что способны остановить...

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, iconА. Р. Лурия Лекции по общей психологии
Развитие поведения на ранних этапах филогенеза. Донервная жизнь и формирование нервной системы

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, iconКнига Чарлза Дарвина «Прирученные животные и возделываемые растения»
Вместо предисловия

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, iconПлан Две империи и пять царств природы Исторические сведения об открытии микроорганизмов
Подавляющее большинство ныне живущих организмов состоит из клеток. Лишь немногие примитивнейшие организмы вирусы и фаги ре имеют...

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, iconВопросы к экзамену по Истории мировой сценографии Освоение пространства...
Первые сценические площадки. Их происхождение. Специфика происходящего на них действия, костюм, реквизит

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов