Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность




Скачать 433.41 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность
страница1/4
Дата публикации07.04.2014
Размер433.41 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра зоологии позвоночных и экологии
Жук Валерий Владимирович

Учебно-методический комплекс по



учебной дисциплине «Основы антропологии»

Специальность: 020201.65 Биология___


(код по ОКСО) (наименование специальности)

Направление: 020200.62 Биология___


(код по ОКСО) (наименование направления)


Специальность: 020801.65 Экология

(код по ОКС (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой

зоологии позвоночных и экологии

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 2007 г. «___» ___________ 2007 г.

________________________

Зав. кафедрой _________

(Е. А. Зиновьев)

Пермь 2007



Автор-составитель -

^ Жук Валерий Владимирович

доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии,

кандидат биологических наук


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Биология размножения и развития» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по:
^

специальности 020201.65 Биология

направлению 020200.62 Биология


специальности 020801.65 Экология

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных (специальность и направление «Биология»), математических и естественнонаучных дисциплин (специальность «Экология») и является обязательной для изучения (для специальности «Экология» - по выбору).


Согласования со смежными кафедрами:


Зав. библиотекой

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………………1

  1. Цели и задачи изучения дисциплины 4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 5




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы 5

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 6

  1. Содержание курса 7

  2. Темы практических и семинарских занятий 12

  3. Учебно-методическое обеспечение 14

    1. Литература 14

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины 15

    1. Методические указания студентам 15

8.4. Методические рекомендации для преподавателя 16

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 18

I.Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки.

Преподавание дисциплины “Антропология” имеет целью: обеспечить подготовку специалистов, обладающих разносторонними знаниями в области антропологии, смежных областях психологии и биологии, владеющих методами научно-исследовательской работы.
Задачами дисциплины являются:

  • определить содержание термина «человек» в системе естественных и гуманитарных наук;

  • составить целостное представление о человеке как биологическом виде;

  • выявить специфические черты, принципиально отличающие данный вид от других;

  • выявить биологические предпосылки возникновения этого своеобразия;

  • познакомиться с биологическим многообразием представителей данного вида и причинами его возникновения;

  • составить представление о месте человека в макроэволюционном процессе;

  • оценить сегодняшнее состояние структуры вида Homo sapiens, тенденции его развития, современные проблемы и найти возможные пути их разрешения.



^ 2.Требования к уровню освоения дисциплины
Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО.

^ Краткая характеристика дисциплины и её место в учебном процессе.

Предметом изучения дисциплины “Антропология” является человек как биологический вид. В ходе её изучения даётся сравнительное представление о различии и соотношении понятия “человек” в различном научном контексте.

В ходе изучения дисциплины выявляются специфические особенности человека, выделяющие его из животного царства. При этом одной из главных задач является понимание предпосылок возникновения этого своеобразия, невычленимости человека из общего органического эволюционного процесса.

На основании понимания указанных задач оценивается сегодняшнее состояния человечества во всём его многообразии, выявляются и оцениваются сложившиеся проблемы и предпринимается поиск возможных путей их разрешения.

Специалист-биолог изучает всю совокупность процессов, проистекающих на разных уровнях биологической и социальной организации человека, что органично дополняет общее представление о природе человека и его формировании как филогенетическом, так и онтогенетическом отношении.

Антропология как дисциплина, следовательно, необходимо включается в систему дисциплин, формирующих специалиста-биолога.

^ Связь с предшествующими дисциплинами.

Дисциплина “Антропология” базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин “Человек”, “Физиология человека”, “Физиология высшей нервной деятельности”, “Психология ”, “Социология”, «Культурология» и др.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь представление о:

  • механизмах формирования биологических и культурных особенностей человека, их особенностях;

  • специфике взаимодействия процессов, происходящих в биологических и социальных системах;

  • возможных последствиях этого взаимодействия.

знать:

  • фундаментальные исследования в области современной антропологии;

  • основные проблемы в данной области;

  • методы исследования проблематики различных разделов данной дисциплины;


уметь:

  • ориентироваться в современных исследованиях комплекса наук, изучающих различные проявления жизнедеятельности человека;

  • использовать полученные сведения при самостоятельном решении как теоретических, так и прикладных задач;

приобрести навыки:

- самостоятельного анализа проблематики данной дисциплины;

- сопоставления биологических и социальных свойств человека;

владеть, иметь опыт:

- работы с литературой и иными базами данных в данной области;

- ведения научной дискуссии.

^ 3.Объем дисциплины
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Направление «Биология»

Специальности «Биология», «Экология»

Форма обучения очная

^ Вид учебной работы

Количество часов по специальностям



Биология

направление

Биология

специальность

Экология


№№ семестров

9

9

7

^ Аудиторные занятия:

26

26

30

лекции

16

16

20

Практические (семинарские) занятия

10

10

10

^ Самостоятельная работа

44

44

20

^ ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

70

70

50

^ Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Зачёт - 9

Зачёт - 9

Зачёт - 7



^ 3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Направление «Биология»
Форма обучения очная


^ Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану


Виды учебных занятий





^ Аудиторные занятия, в том числе



Самостоя тельная работа








Лекции


Практические занятия, семинары

^ Раздел 1. Принципы антропологии

1. Основные понятия

7

2




5

Раздел 2. Морфология человека

2. Общая морфология

8

2

1

5

3. Возрастная морфология (ауксология)

9

2

2

5

4. Полиморфизм и политипия

10

2

1

7

Раздел 3. Биология человека

5. Общие понятия

8

2

1

5

6. Поведение человека

11

2

2

7

Раздел 4. Эволюция человека

7. Антропосоциогенез

9

2

2

5

8. Современное состояние вида и его перспективы

8

2

1

5

ИТОГО:

70

16

10

44

Примечание: нумерация тем - сквозная
Специальность«Биология»

Форма обучения очная


^ Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану


Виды учебных занятий





^ Аудиторные занятия, в том числе



Самостоя тельная работа








Лекции


Практические занятия, семинары

^ Раздел 1. Принципы антропологии

1. Основные понятия

7

2




5

Раздел 2. Морфология человека

2. Общая морфология

8

2

1

5

3. Возрастная морфология (ауксология)

9

2

2

5

4. Полиморфизм и политипия

10

2

1

7

Раздел 3. Биология человека

5. Общие понятия

8

2

1

5

6. Поведение человека

11

2

2

7

Раздел 4. Эволюция человека

7. Антропосоциогенез

9

2

2

5

8. Современное состояние вида и его перспективы

8

2

1

5

ИТОГО:

70

16

10

44

Примечание: нумерация тем - сквозная
^ Специальность «Экология»
Форма обучения очная


^ Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану


Виды учебных занятий





^ Аудиторные занятия, в том числе



Самостоя тельная работа








Лекции


Практические занятия, семинары

^ Раздел 1. Принципы антропологии

1. Основные понятия

4

2




2

Раздел 2. Морфология человека

2. Общая морфология

6

2

1

3

3. Возрастная морфология (ауксология)

6

2

2

2

4. Полиморфизм и политипия

9

4

1

4

Раздел 3. Биология человека

5. Общие понятия

5

2

1

2

6. Поведение человека

9

4

2

3

Раздел 4. Эволюция человека

7. Антропосоциогенез

6

2

2

2

8. Современное состояние вида и его перспективы

5

2

1

2

ИТОГО:

50

20

10

20

Примечание: нумерация тем - сквозная

^ 4. Содержание курса

Настоящий раздел программы составляется в соответствии с требованиями ГОС ВПО.
Раздел 1. Принципы антропологии.

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Человек как объект научного исследования. Содержание понятия “человек” в различных контекстах: вид, индивид, личность, субъект, человечество (социум). Понятие о процессах, формирующих эти феномены (онтогенез, филогенез, психогенез, социогенез).

Систематика отряда приматов и систематическое положение человека.

Современная антропология, как комплекс естественных и гуманитарных дисциплин о человеке. Система знания о человеке. Научный, эмоционально-художественный и религиозный способы познания, их особенности, характеристика, соотношение. Наука и технология, их соотношение. Эмоции, их природа. Природа религиозного сознания. Объективность и вера как критерий истины. Наука и паранаука, природа последней.

Понятие о человеке как биологическом виде. Уникальность как критерий вида, характеризующаяся уникальностью сочетания признаков, а не наличием одного или нескольких.

Уникальность человека как биосоциального феномена. Особенности вида Homo sapiens. Феномен культуры – уникальная особенность человека. Природа и культура, их взаимосвязь, соотношение. Орудийная деятельность как атрибут культуры, как первооснова категории “имущество”.

Культура как результат развития биологических информационных систем и коммуникаций. Носители, виды, способы и направления передачи информации между человеческими индивидами, их эволюция (генетическая информация, безусловно- и условно-рефлекторная деятельность, инстинкт, обучение). Акустические, визуальные, тактильные, обонятельные коммуникации животных – их природа и предпосылки возникновения коммуникаций у человека. Речь, её происхождение, особенности, виды (акустическая, визуальная). Письменность, причины её возникновения; основные принципы построения. Современные информационные технологии, их место в эволюции информационных систем, тенденции их развития, перспективы.

Гипотеза причин происхождения рассудочной деятельности у высших приматов.

Природа и культура – их взаимосвязь, соотношение.

Соотношение “индивид-личность”. Индивид как продукт биологического, а личность – социального развития. Сохранение каждого индивида вопреки биологической целесообразности – специфическая особенность человека; социальные причины этого явления.

Культурная эволюция как постепенное обособление личности от индивида.
Раздел 2. Морфология человека
Тема 2. ОБЩАЯ МОРФОЛОГИЯ.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность iconУчебно-методический комплекс иркутск 2010 Автор: И. Б. Рябцева, старший...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Наследственное право» подготовлен на основе Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература для специальности 030503 (52) 0201 «Правоведение» среднего профессионального...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность iconУчебно-методический комплекс для студентов Факультета непрерывного...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История» для специальности 030912. 52 «Право и организация социального обеспечения»...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «земельное право»
Земельное право: Учебно-методический комплекс по специальности 030501. 65 – юриспруденция, / Составитель Горбачев А. Н., доцент кафедры...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Восток в мировой политике»
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм»
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность iconУчебно-методический комплекс Специальность: 030500 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс предназначен для широкого круга пользователей: студентов, преподавателей, др

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность iconУчебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Международное право» подготовлен на основе требований Государственного...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административное право». Краснодар, 2012. ©
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов (квалификация (степень) «бакалавр») и преподавателей юридического факультета...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры философии июня 2009 года, протокол...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов