Дипломированного специалиста




НазваниеДипломированного специалиста
страница1/6
Дата публикации16.12.2013
Размер0.99 Mb.
ТипДиплом
zadocs.ru > Бухгалтерия > Диплом
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сибирская Государственная Геодезическая Академия
Лекции по дисциплине

Бухгалтерский учет

Рекомендуется для подготовки

дипломированного специалиста

060800 - Экономика

и управление на предприятии

( в операциях с недвижимым имуществом)
Составил: ст. преподаватель

кафедры ЭЗиН

Куроедова Л.Н
г. Новосибирск

2011г
Сущность и виды учета
В самом обобщенном понимании учет – это система наблюдения, измерения, регистрации и отражения каких-либо явлений с количественной и качественной стороны, в том числе наблюдения за хозяйственной деятельностью, так называемый хозяйственный учет.

Хозяйственный учет - количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных и общественных явлений.

На всех этапах развития общества для контроля и управления хозяйственной деятельностью используются показатели учета. Для получения этих показателей, необходимо организовать наблюдение учитываемых явлений, после чего эти явления должны быть измерены, зарегистрированы и обобщены.

Объекты учета отражаются в учетных документах с помощью натуральных, трудовых и денежных измерителей.

Натуральные измерители применяются для количественного учета отдельных предметов (кг, м, шт.)

Трудовые измерители являются способом определения и контроля затрат труда и использования рабочего времени (час, день, человеко-час).

Денежные (стоимостные) измерители используются в качестве единого обобщающего показателя, позволяющего учесть самые разнородные средства, разнохарактерные операции, а также представить их в денежной оценке как единое целое. Денежные измерители позволяют учитывать и контролировать расходование денежных средств предприятия, определять себестоимость работ, осуществлять расчетные операции между предприятиями, а также материальное стимулирование работников. В РФ денежным измерителем является рубль.
В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки, хозяйственный учет делится на:

  1. статистический учет,

  2. оперативный учет,

  3. бухгалтерский учет.

1.Оперативный учет ведется на предприятии без применения какой- либо системы, для быстрого (оперативного) отражения совершаемых хозяйственных операций и служит для доведения информации до исполнителя. Данные оперативного учета зачастую не документируют, а сообщают устно (касса, склад, рабочая площадка). Оперативный учет отличается краткостью и быстротой получения информации, применяется для текущего руководства деятельностью организации (в учете выполнения договоров, составления плана товарооборота).

  1. Статистический учет применяется для изучения закономерностей и взаимосвязи массовых общественных явлений и процессов и представляет собой систему регистрации, обобщения, а также изучения массовых социально-экономических явлений. Статистический учет использует данные оперативного и бухгалтерского учета. В статистическом учете применяются различные статистические методы: динамические ряды, средние величины, экономические индексы, группировки.

Данный вид учета представляет информацию органам власти для применения управленческих решений на государственном и региональном уровнях. Например, (данные о численности работающих и их доходах, средствах на оплату труда.)

  1. Бухгалтерский учет охватывает менее широкий круг объектов, чем статистика, но более широкий, чем оперативный учет. На протяжении всего учетного периода в его регистрах хронологически и систематически фиксируется вся производственная и финансовая деятельность предприятия, наличие и движение средств, их источников и текущие хозяйственные операции. Наряду с применением в бухгалтерском учете всех трех видов измерителей при составлении отчетности используются лишь денежные измерители, что позволяет все ценности и хозяйственные операции показывать в единой денежной оценке.

Бухгалтерский учет ведется путем непрерывной, сплошной и последовательной регистрации всей учетной информации на основании надлежащим образом оформленных первичных документов, в которых фиксируются все совершившиеся хозяйственные операции.

Основные задачи и требования бухгалтерского учета.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:

  • Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и её имущественном положении,

  • Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям,

  • Соблюдение законодательства Р.Ф. при осуществлении организацией хозяйственных операций,

  • Использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами,

  • Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутри хозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В соответствии Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996г. к ведению бух учета предъявляются следующие требования:

    1. бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведут в валюте Р.Ф. – в рублях.

    2. имущество, являющееся собственностью организации, учитывают обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

    3. организация ведет учет непрерывно с момента её регистрации,

    4. бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в план счетов бухгалтерского учета.

    5. данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

    6. все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета.

    7. в бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции и вложения во внеоборотные активы учитываются раздельно.


Функции бухгалтерского учета.
В системе управления хозяйственной деятельностью предприятия бухгалтерский учет выполняет следующие функции:

  1. ^ Контрольная функция имеет большое значение в условиях развития рыночных отношений и наличия различных форм собственности. Работники бухгалтерии, аудиторских фирм, налоговых служб осуществляют контроль над сохранностью, наличием и движением имущества предприятий, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных отношений.

  2. ^ Информационная функция выполняется в системе управления. Бухгалтерская информация широко используется всеми видами хозяйственного учета (оперативным, статистическим, бухгалтерским) с целью планирования и прогнозирования, а также для определения стратегии и тактики деятельности организации.

  3. Обеспечение сохранности собственности – значимая в условиях рыночных отношений функция, которая осуществляется в зависимости от действующей системы учета:

    • совершенствование системы учета;

    • применение передовых методов выявления недостач и хищений;

    • использование измерительных и контрольных приборов;

    • использование современных средств для сбора, обработки и передачи информации.

4.Функция обратной связи необходима при управлении. Основными компонентами системы обратной связи являются:

  • ввод – неупорядоченные данные

  • процесс – обработка данных;

  • вывод – упорядоченная информация.

Бухгалтерский учет представляет собой основу информационной системы обратной связи необходимую для осуществления контроля над выполнением запланированных показателей, выявления недостатков и резервов производства.

(например, документы по расчету труда могут служить данными для определения объема выполненных работ, выпущенной продукции).
5.^ Аналитическая функция необходима для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Реализация этой функции позволяет проводить анализ использования всех видов ресурсов, затрат на производство, реализацию продукции, что особенно важно в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов.
Предмет бухгалтерского учета.
Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия т.е. имущество предприятия, источники формирования этого имущества, его движение в различных сферах в процессе деятельности, а также результат этой деятельности.

В процессе работы предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств (процессы снабжения, производства, реализации), которые в учете представлены хозяйственными операциями.

Объектами изучения бухгалтерского учета или составными частями предмета являются:

1.имущество по составу и размещению (хозяйственные средства) организации,

2. источники формирования имущества (капитал организации, обязательства),

3.хозяйственные операции, производимые в результате финансово-хозяйственной деятельности и вызывающие изменения в имуществе и источниках их образования.
Имущество организации по составу и функциональной роли (характеру использования) подразделяется на 2 основные группы:

Внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

Внеоборотные активы включают в себя:

1.Основные средства это средства труда, с помощью которых человек в процессе труда оказывает воздействие на предмет труда с целью получения определенной продукции.

Экономической сущностью основных средств является их функционирование в неизменной натуральной форме в течение длительного времени (более 12 месяцев) в процессе производства и постепенное перенесение своей стоимости на производимую продукцию в виде амортизационных отчислений.

2.Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования (более 1года), не имеющие материально-вещественной структуры, но обладающие стоимостной оценкой и приносящие доход. К ним относятся права на изобретение, селекционные достижения, товарный знак и т.д. Нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт частями по мере амортизации.

3.Вложения во внеоборотные активы представляют собой совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций, связанных с новым строительством, приобретением новых объектов основных средств, прочие капитальные работы (изыскательские, геологоразведочные, буровые).

4.Долгосрочные финансовые вложения – это вложения свободных денежных средств предприятия, срок погашения (выкупа) которых превышает 1 год. К ним относятся средства, направленные в качестве долевого участия в уставные капиталы других организаций, приобретение акций и облигаций других организаций на долговременной основе, долгосрочные займы.
Оборотные активы включают в себя:

1.Материальные оборотные средства (сырье, материалы, топливо и другие ценности), используемые в одном производственном цикле, поэтому вся их стоимость сразу относится на затраты. В состав данной группы также включается готовая продукция, незавершенное производство.

2.Денежные средства представляют собой сумму наличных денег и денежных документов в кассе организации, а также средства на расчетных и других счетах в банках.

3.Краткосрочные финансовые вложения – это вложения инвестиции на срок не более 1 года. К ним относятся предоставленные другим организациям займы, средства на депозитных счетах в банках и др.

4.Средства в расчетах включают в себя различные виды дебиторской задолженности различных организаций, юридических и физических лиц перед предприятием.

Дебиторская задолженность – это задолженность, возникающая вследствие временного несовпадения между моментами отгрузки продукции, и ее оплаты.
^ Источники формирования хозяйственных средств подразделяются:

1. собственные

2. заемные.

Источники собственных средств составляют в денежном выражении материальную базу предприятия.

Собственные источники включают в себя:

1.Уставный капитал организации представляет собой собственный первоначальный капитал, которым наделяется организация в момент ее создания (регистрации) за счет полученных от учредителей средств, в виде их вкладов (стоимость основных и оборотных средств) в соответствии с учредительными документами.

2.Добавочный капитал формируется как прирост стоимости внеоборотных активов организации (основных средств, объектов капитального строительства), выявленный в результате их переоценки. Переоценка проводится в установленном законодательством порядке (не чаще 1 раза в год).

В АО к добавочному капиталу также относят сумму, полученную выше номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход).

3. Резервный капитал создается посредством отчислений от чистой прибыли в соответствии с законодательством и уставом организации. Резервный капитал используется на покрытие непредвиденных убытков и потерь, выплату доходов учредителям при недостаточности или отсутствии годовой прибыли для этих целей.

4.Прибыль представляет собой прибыль отчетного года и прошлых лет – капитал, остающийся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, пеней, штрафов.

5. Резервы создаются в ходе деятельности предприятия и используются по целевому назначению:

предстоящую оплату отпусков,

ремонт основных средств;

выплату ежегодных вознаграждений.

6. Целевое финансирование – это средства, поступившие от других организаций, бюджетные средства, в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий. Эти средства носят целевой характер и используются лишь по назначению.
Заемные источники средств (обязательства) в распоряжении предприятия поступают на некоторый фиксированный срок;

по его истечении эти средства должны быть возвращены с процентом или без него собственнику.

К заемным средствам относятся займы, кредиты, кредиторская задолженность.

Кредиторская задолженность – это задолженность, возникающая вследствие временного несовпадения между моментами получения материальных ценностей и их оплат
Метод бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия, т.е. получить всестороннюю характеристику предприятия

Метод бухгалтерского учета складывается из нескольких элементов. Основными элементами бухгалтерского учета являются:

  • документация,

  • инвентаризация,

  • счета и двойная запись,

  • оценка и калькуляция,

  • баланс и отчетность.


Документация представляет собой процесс документального оформления финансово-хозяйственных операций, используется для организации сплошного непрерывного учета оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними. При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу после завершения операции должен быть составлен первичный документ (оправдательный документ), в котором дается описание совершенной операции.

Первичный документ должен обязательно содержать следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, ИНН, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью ответственных за совершенные операции лиц.

Инвентаризация – как элемент бухгалтерского учета через проверку в наличии материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов и денежных средств позволяет определить их фактическое состояние.

Инвентаризации подлежат и финансовые обязательства (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы) Инвентаризация проводится путем описания, подсчета, взаимной сверки, взвешивания и сравнения данных бухгалтерского учета с полученными данными. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи.

При помощи инвентаризации контролируется сохранность собственности предприятия, а также проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета.

Счета – бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе. Все изменения, происходящие со средствами, представляют собой либо их уменьшение, либо увеличение.

По бухгалтерскому балансу, который фиксирует состояние средств на определенную дату, нельзя повседневно наблюдать за изменениями каждого вида средств и их источников. Такое наблюдение – одна из основных задач бухгалтерского учета достигается при помощи счетов.

Также как и баланс счета представляют собой 2х стороннюю таблицу. Каждому счету со своим наименованием и цифровым номером или нескольким счетам соответствует определенная статья баланса. Каждый счет делится на 2 части (левую дебет – (Д-т) и (правую кредит (К-т). По дебету отражается увеличение средств и уменьшение их источников, по кредиту уменьшение средств и увеличение их источников

На основании первичных документов систематизируются и накапливаются текущие данные по однородным хозяйственным операциям на счетах учета.

При этом хозяйственные операции, отражаются как в количественном, так и в качественном и в денежном выражении.

Остаток по счету бухгалтерского учета называется «сальдо». Обычно используют понятие «сальдо» на начало отчетного периода и на конец отчетного периода.

Применительно к экономической группировке хозяйственных средств и источников их образования счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.

На активных счетах отражаются операции, в результате которых происходят изменения в составе средств предприятия.

Это 01 – основные средства, 10 – материалы, 50 – касса, 51 – расчетный счет, 52 – валютный счет.

Остатки (сальдо) на активном счете могут быть только дебетовым.

Если в результате бухгалтерской обработки активный счет дебетуется, то остаток увеличивается, если он кредитуется, то его сальдо уменьшается.

Таким образом, по активному счету фиксируются:

по (дебетовой стороне) остатки на начало и конец операции, а также отражаются хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка.

По кредитовой стороне – хозяйственные операции, которые вызывают уменьшение остатка.

С помощью пассивных счетов фиксируются операции, в результате которых изменяются источники средств. К пассивным счетам относятся 80 – «уставный капитал», 68 – «расчеты с бюджетом»,70 – расчеты по зарплате». На пассивных счетах операции имеют противоположное (по сравнению с активными счетами), значение, при дебетовании сальдо уменьшается, при кредитовании - увеличивается. Пассивные счета всегда имеют кредитовое сальдо.

По пассивному счету находят отражение:

По дебетовой стороне показываются операции, вызывающие уменьшение остатков;

По К-т (кредитовой стороне) – остатки на начало и конец операции, а также фиксируется увеличение остатков хозяйственной операции.

Кроме этого используются активно-пассивные счета, в основном это счета для учета расчетов. ( 71 – расчеты с подотчетными лицами), 75 - расчеты с учредителями, 76 – расчеты с разными дебиторами и кредиторами). Сальдо этих счетов могут находиться как в активе, так и в пассиве баланса. При дебетовом сальдо счет рассматривается как активный, при кредитовом сальдо - как пассивный.

Двойная запись

Способ регистрации хозяйственных операций на счетах учета посредством двойной записи состоит в том, что каждая операция записывается в двух счетах, по дебету одного и по кредиту другого в одинаковой сумме.

Двойная запись обусловлена экономической сущностью хозяйственных операций.

Двойная запись отражает изменения в составе хозяйственных средств или их источников или одновременно в составе средств и их источников в процессе совершения хозяйственной операций по дебету одних и кредиту других в равной сумме.

Двойная запись:

  • обеспечивает контроль движения хозяйственных средств и источников их образования

  • дает возможность определить источник поступления и направление использования

  • позволяет проконтролировать экономическое содержание операций и их правомерность

  • позволяет выявить ошибки в счетных записях.

Каждая сумма в результате хозяйственной операций, отражается по Д-т и по К-т разных счетов, поэтому оборот по Д-т всех счетов должен быть равен обороту по К-т. Отсутствие равенства свидетельствует об ошибке.

С методом 2ой записи связаны такие понятия «корреспонденция счетов» и «бухгалтерская проводка».

Счета, связанные между собой двойной записью называются корреспондирующими счетами, а письменное выражение двойной записи корреспонденцией счетов или бухгалтерской проводкой.

Бухгалтерская проводка показывает содержание и сумму хозяйственной операции.

Д-т 50 – К-т 51 - 1000

50/51 10000

Порядок осуществления двойной записи:

  • определить какие два изменения содержит каждая хозяйственная операция,

  • определить корреспондирующие в данной хозяйственной операции счета (из плана счетов),

  • определить какой счет будет дебетовым, а какой кредитовым,

  • составить бухгалтерскую проводку.

План счетов производственно-хозяйственной деятельности организации утвержден приказом Министерства финансов №94н от 31.10.2000г.

На практике, предприятия исключают счета, не применяемые в данной отрасли, и обычно задействуют не более 20-30 счетов, т.е. работают по сокращенному плану счетов.

Если корреспондируются в проводке только 2 счета, то такая проводка называется простой, если более, то сложной.

Д-т70 – 100000

Д-т 71 – 30000

К-т 50 – 130000.

Как видно из примеров при отражении любой операции на счетах бухгалтерского учета должно обязательно соблюдаться равенство дебетового и кредитового оборота.

Бухгалтерский баланс – представляет собой систему показателей, характеризующих финансово – хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определенную дату. Бухгалтерский баланс является основной отчетной формой.

Графически баланс представляет собой таблицу, состоящую из 2 частей, где левая часть, показывает какими средствами располагает предприятие, правая отражает источники этих средств. Левую часть называют активом, правую – пассивом.

Так как каждому виду средств соответствует определенный источник его образования, то итог актива должен быть равен итогу пассиву: это основное правило баланса и один из критериев его безошибочности.

Бухгалтерский баланс, как правило, составляется на 1 число каждого месяца, по окончании квартала составляется квартальный баланс, а по итогам года – годовой.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья – показатель, характеризующий определенный вид хозяйственных средств (активная часть) или их источников (пассивная часть).

Балансовые статьи сводятся в группы, а группы в разделы, что облегчает обозрение и анализ информации, содержащейся в бухгалтерском балансе. В балансе все статьи сгруппированы в разделы по экономическому содержанию.

Общий итог баланса называется валютой.

Бухгалтерская отчетность – представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей. Кроме баланса включает в свой состав ряд сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, налогах и платежах, и др.

Входящие в ее состав показатели должны удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контроля над хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности.

Оценка – необходима для получения показателей о различных средствах , их источников, операциях с ними. Такая оценка осуществляется в денежном выражении. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости.

Основные принципы оценки устанавливаются правительством (например, основные средства и НМА оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее расходов по доставке, доведения до состояния, пригодного к использованию; готовая продукция – по производственной или нормативной себестоимости, материалы – по заготовительной с/с; товары – по оптовым или розничным ценам.

Оценка осуществляется следующим образом:

  • имущество, приобретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку,

  • имущество, полученное безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования (данные о действующей цене должны быть подтверждены документально),

  • имущество, произведенное в самой организации – по стоимости его изготовления, с учетом всех фактических затрат.

Калькуляция – способ группировки затрат и определение себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовления продукции, выполненных работ. Она необходима для осуществления контроля и установления цен.

Данные калькуляции фактической (полной) себестоимости продукции (работ, услуг) используется для управления организацией, контроля над соблюдением принятой организацией плановой (нормативной) себестоимости продукции, рентабельности хозяйственной деятельности, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда, финансовых и материальных ресурсов.
Все методы применяются в органической связи друг с другом. Учет начинают с документации операций. На основании документов осуществляют отражение операций на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, используют денежную оценку, для их проверки – инвентаризацию. Уточненные данные счетов используют для исчисления с/с путем калькуляции, а также для составления бух. баланса и других форм отчетности.
Бухгалтерский учет как информационная система.
В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа.

Бухгалтерская информация служит языком бизнеса, а бухгалтерская отчетность – визитной карточкой фирмы.

Бухгалтерская информация не только востребована широким кругом потребителей, но и нужна на разных стадиях процесса управления организацией: при планировании, прогнозировании, оперативном контроле, финансовом анализе.

Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Основное требование к информации, представленной в бухгалтерском учете и отчетности, заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных решений.

Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:

  1. Уместность что означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация также считается уместной, если она обеспечивает возможность перспективного анализа.

  2. Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью. Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.

  3. Нейтральность предполагает, что бухгалтерская отчетность не делает акцепта на удовлетворение интересов одной группы пользователей в ущерб другой.

  4. Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

Информационная база бухгалтерского учета и отчетности должна быть эффективной и высококачественной, т.е. удовлетворять потребности максимального количества пользователей на разных уровнях управления.

Информация должна содержать только необходимые данные (минимальное количество показателей).
Правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета.

Свод правил бухгалтерского учета это система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить на 4 уровня:

К первому уровню – законодательному – относятся федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента.

На этом уровне определяется стратегическая линия развития бух. учета и его реформирования в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
К документам первого уровня относятся Гражданский кодекс РФ, «Закон о бухгалтерском учете».

Согласно данному закону общее руководство бух. учетом на всей территории РФ осуществляет Правительство РФ.
«Закон о бухгалтерском учете» был принят 21 ноября 1996г. №129-ФЗ, который состоит из 3 разделов и 19 статей.

В первом разделе – общие положения и определение сущности бухгалтерского учета, указаны задачи бух учета, названы объекты учета, организации, определены базовые принципы бухгалтерского учета, к которым относятся допущения и требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету, признанные в мировой практике:

К основным допущениям относятся:

  • имущественная обособленность, когда имущество и обязательства организации учитываются отдельно от имущества и обязательств собственников этой организации, а также имущества и обязательств других организаций,

  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности – факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они произошли, независимо от фактического времени выплаты или поступления денежных средств

К основным требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету, относятся:

  • полнота – в бух учете отражаются все без исключения факты хозяйственной деятельности,

  • осмотрительность – приоритетная роль в учете отводится отражению расходов, а не доходов,

  • рациональность – оптимизация затрат на ведение бух учета.

Во втором разделе закона – изложены основные правила к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, обязательность формирования учетной политики, ведение регистров бух учета, оценка имущества и обязательств).

В третьем разделе – изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности.
Ко второму уровню регулирования бухгалтерского учета – нормативному – относятся в первую очередь, российские бухгалтерские стандарты, которые носят название положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время разработано 27 стандартов. Например ПБУ 4/ 99 «Бухгалтерская отчетность организации» было разработано с учетом основных требований МСФО 1(Предоставление финансовой отчетности).

На этом уровне определяется тактическое применение базовых принципов бухгалтерского учета, определенных на первом уровне.

Российские стандарты разрабатываются на основе МСФО, но полной аналогии между ними нет, поскольку российские стандарты создаются на базе традиционного отечественного учета. Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются приказами Министерства финансов РФ и носят обязательный характер для ведения всех участков учета.

К третьему уровню регулирования бухгалтерского учета – методическому, относятся инструкции, методические указания, письма, разъяснения, выпускаемые как Минфином России, Федеральной налоговой службой, так и другими министерствами и ведомствами.

К данному уровню можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н.

Четвертый уровень регулирования формирует сама организация. Это учетная политика, другие рабочие документы.

Согласно базовым принципам бухгалтерского учета учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, вводится в действие с 1 января года.

Приказ об учетной политике разрабатывает главный бухгалтер, а утверждает его руководитель организации.

Изменяться учетная политика организации может в тех случаях, когда меняется законодательство или нормативные акты по ведению бухгалтерского учета или организация вводит новые способы ведения учета или существенно меняет условия своей деятельности.

Документы четвертого уровня нормативного регулирования не могут противоречить документам третьего, второго и первого уровней.
Учетная политика организации, как совокупность способов ведения учета, имеет 2 основных аспекта:

  • организационный

  • методический.

Организационный аспект предполагает раскрытие информации об организации бухгалтерской службы в зависимости от объема обрабатываемой документации, структуры организации, ее организационно-правовой формы и т. д.

Методический аспект учетной политики предполагает выбор и обоснование одного из нескольких способов ведения учета исходя из вариантов, определенных на законодательном и нормативном уровнях.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, пога­шения стоимости активов, организации документооборота инвента­ризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, систе­мы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

При раскрытии организацией методического аспекта ее учетной политики следует также учитывать, что выбранный способ ведения учета имущества и обязательств будет формировать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов или, наоборот, полученная информация не будет приниматься в целях налогообложения.

При разработке методического аспекта учетной политики организации следует прогнозировать возможные налоговые последствия, но при этом следует иметь в виду, что налоговое законодательство более подвижно, чем бухгалтерское, а изменения могут быть внесены только с 1 января следующего года.

Учетная политика организации формируется главным бухгалте­ром (бухгалтером) организации и утверждается руководителем орга­низации.

При этом утверждается:

1.рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтети­ческие и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтер­ского учета в соответствии с требованиями своевременности и пол­ноты учета и отчетности;

2.формы первичных учетных документов, применяемых для офор­мления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предус­мотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3.порядок проведения инвентаризации активов и обязательств орга­низации; методы оценки активов и обязательств;

4.правила документооборота и технология обработки учетной ин­формации;

5.порядок контроля над хозяйственными операциями;

6. другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Это очень важный документ для бухгалтерии. В нем описываются все особенности ведения учета в конкретной организации.

Он составляется на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Мин­фина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н.
Международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Все большее влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета оказывает международная практика. Определение основных тенденций регулирования бухгалтерского учета позволяет прогнозировать направления развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней.

В международной практике выделяют два основных подхода к организации бухгалтерского учета:

  • британо-американская модель,

  • континентальная модель.

Британо-американская модель – исключительное саморегулирование бухгалтерского учета. Государство формально не руководит учетной практикой. Эта система учета развивается различными профессиональными ассоциациями бухгалтеров, учетные стандарты разрабатываются на основе накопленного опыта, доводов.

В основе этой модели – система законодательства общеправовой ориентации (законы общего права, разрешено то, что не запрещено). Такое законодательство детально не регламентирует жизнь физических и юридических лиц, а устанавливает границы свободы действия. Распространена - в США, Англии, Голландии и т.д.

Основным органом, занятым изданием учетных стандартов является Совет по стандартам финансового учета (FASB). Главная цель Совета – разработка и совершенствование учетных норм, предназначенных для использования аудиторами и пользователями бухгалтерской отчетности.

Совокупность норм, регулирующих финансовый учет, образует общепринятые нормы бухгалтерского учета (GAAP). Эти методы исходят из приоритета потребностей внешних пользователей финансовой отчетности.

Континентальная модель – юридическая регламентация учета, унификация принципов и процедур учета. Применяется в Германии, Франции, Испании и др. Здесь учетные стандарты имеют статус государственных актов. Такой подход во многом порожден действием в этих странах кодексов законов, установлен административно-разрешительный режим правового регулирования. В большинстве стран регулирование бухгалтерского учета сосредоточено на финансовой отчетности.

В России происходит смешение этих двух моделей регулирования бухгалтерского учета.

В настоящее время происходит переход национальной системы бухгалтерского учета к системе, отвечающим требованиям рыночной экономики.

К последующим этапам развития бухгалтерского учета относятся:

  • Совершенствование правового регулирования бухгалтерского учета,

  • Разработка отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету и отчетности, ориентированные на международные стандарты,

  • Разработка организационной системы бухгалтерского учета, связанной с выделением финансового и управленческого учета,

  • Разработка стратегической системы учета, основанной на гармонизации учета и маркетинга,

  • Подготовка и переподготовка бухгалтерских кадров и международное сотрудничество.

Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.
Цели и принципы бухгалтерского учета.
Основной целью современного бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации для информационного обеспечения заинтересованных пользователей.

Бухгалтерский учет ведется на основе правил, сформулированных и закрепленных на практике в ходе многовековой экономической деятельности. Они включают следующие основные принципы:

  1. Принцип сохранения информации гласит: если в документах была сделана определенная запись, то она обязательно окажет свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс предприятия.

  2. Принцип взаимосвязи событий и явлений гласит: бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает 2 статьи. Если какая-то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в другой статье, записанной в этой проводке.

  3. Принцип сопоставления ценностей и явлений гласит: все записи производятся с использованием общепринятых единиц измерения (натуральных, трудовых, денежных).

  4. Принцип остановки гласит: в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде баланса и отчетности, которые бухгалтерия обязана предоставить руководству, а также контролирующим органам.

  5. Принцип минимальности гласит: предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете. Единственное условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было провести проверку финансовой деятельности предприятия.

  6. Принцип осмотрительности (консерватизма) гласит: проявлять определенную степень осторожности в проведении расчетов, чтобы активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы не были занижены.

  7. Принцип конфиденциальности гласит: соблюдение коммерческой тайны, за разглашение которой предусмотрена законодательно установленная ответственность.

  8. Принцип соответствия – это соответствие 2 потоков: затрат и доходов. Доходы отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены. В отчетном периоде учитываются только те расходы, которые обеспечили доход данного периода.

Документооборот
Документооборот - это процесс последовательного выполнения операций над документами с момента их создания или получения до исполнения или отправки в архив.

В соответствии с ФЗ-129 все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа

  • дату составления документа

  • наименование организации, от имени которой составлен документ

  • содержание хозяйственной операции

  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении

  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления

  • личные подписи указанных лиц
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломированного специалиста iconПоложение о выпускных квалификационных работах бакалавра, дипломированного...
Положение о выпускных квалификационных работах бакалавра, дипломированного специалиста, магистра в системе

Дипломированного специалиста iconМетодические указания по изучению раздела
СД. 04. 01 «Автомобили» для студентов заочного обучения по направлению подготовки дипломированного специалиста

Дипломированного специалиста iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол №4 от «19» февраля 2010 г.)

Дипломированного специалиста iconИ. Ю. Мезин рабочие процессы автомобильных двигателей
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки дипломированного специалиста «Эксплуатация наземного...

Дипломированного специалиста iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 27 марта 2000 года №250. Направление подготовки...

Дипломированного специалиста iconУч степень, звание, фио вопросы разработаны в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта от 16. 03. 01 года высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного...

Дипломированного специалиста iconПрограмма дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков»
Программа дисциплины «История отечественной литературы XI – XVIII веков» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального...

Дипломированного специалиста iconПриморский Краевой Колледж Искусств Положения по производственной...
Целью практики является: подготовка специалиста, обладающего необходимыми теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми...

Дипломированного специалиста iconВыпускная работа специалиста

Дипломированного специалиста iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология»
Умк по дисциплине «Педагогическая психология» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов