«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века




Скачать 99.43 Kb.
Название«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века
Дата публикации06.07.2013
Размер99.43 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы


«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века

Авангард - совокупность всех пестрых и многообразных новаторских, революционных движений и на­правлений в художественной культуре XX в. Приоб­рел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, знаменовавшего начало качественно нового грандиозного пе­реходного периода в культуре в целом; фак­тически авангард знаменовал последнюю страницу эпохи Культуры и начало ПОСТ-культуры. Основное поле функциониро­вания новаторского, экспериментального ис­кусства от первого десятилетия XX в. и до 50-60 гг. (прежде всего, в европейско-амери­канском ареале) и составляет феноменально-семантическое поле авангарда.

Косвенные по­будители авангарда в сфере научной мысли - открытия первой трети ХХ века в обла­стях ядерной физики, химии, математики, психологии; в филосо­фии — основные учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Киркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; в пси­хологии-психиатрии - прежде всего, фрей­дизм и возникший на его основе психоанализ; в социальных науках - социалистические, коммунисти­ческие, анархистские теории.

К характерным и общим чертам большин­ства авангардных феноменов относятся их осознанный заостренно экспериментальный характер; революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусст­ва (особенно его последнего этапа — новоев­ропейского) и традиционных ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обыватель­ским, «буржуазным», «академическим»; в ви­зуальных искусствах и литературе — демонст­ративный отказ от утвердившегося в XIX в. «прямого» (реалистически-натуралистичес­кого) изображения видимой действительно­сти, или — миметического принципа; безу­держное стремление к созданию принципи­ально нового во всем и, прежде всего, в фор­мах, приемах и средствах художественного выражения; а отсюда — и часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями А. самих себя и своих произведений, направлений, движе­ний и т. п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к син­тезу отдельных искусств (в частности, на ос­нове синестезии), их взаимопроникновению, взаимозамене.

Остро ощутив глобаль­ность начавшегося перелома в культуре и цивилизации в целом, авангард принял на себя функ­ции ниспровергателя старого, пророка и творца нового в своей сфере — в искусстве. Этот процесс начался еще в прошлом веке и на рубеже столетий с появлением символизма, импрессионизма, постимпрессионизма, модерна (ар нуво) и активно продолжился во всех ос­новных направлениях и движениях искусст­ва первой пол. XX в. Авангардисты демонст­ративно отказываются от большинства худо­жественно-эстетических, нравственных, ду­ховных ценностей европейско-средиземноморской культуры, прежде всего, и стремят­ся утвердить и абсолютизировать (и здесь они, как правило, крайне категоричны и не­примиримы) найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы худо­жественного выражения. Обычно они сво­дятся к абсолютизации и доведению до логи­ческого завершения (часто предельно абсур­дного с позиции традиционной культуры) того или иного элемента или со­вокупности элементов художественных язы­ков, изобразительно-выразительных приемов традиционных искусств, вычлененных из тра­диционных культурно-исторических и худо­жественных контекстов. При этом цели и за­дачи искусства видятся представителям раз­личных направлений А. самыми разными вплоть до отрицания вообще искусства как такового, во всяком случае в его новоевро­пейском смысле.

К основным направлениям и фигурам авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное ис­кусство, супрема­тизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическое искусст­во, а также такие крупные фигуры, не при­надлежавшие в целом ни одному из указан­ных направлений, как Пикассо, Шагал, Филонов, Модиль­яни, Джойс, Пруст, Кафка.

«Модернизм» как феномен художественной культуры ХХ века

Неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. В наиболее ши­роком из них оно употребляется для обозна­чения большого круга явлений культуры и ис­кусства авангардно-модернизаторского харак­тера, возникших под влиянием НТП в техно­генной цивилизации рубежа ХIХ - XX вв., начи­ная с символизма и импрессионизма и кончая всеми новейшими направлениями в искусст­ве, культуре и гуманитарной мысли XX в., включая все авангардные движения вплоть до его антипода - постмодерниз­ма.

Более строгим представляется суженное значение термина «модернизм» как одного из трех главных этапов развития искусства в XX в.: авангарда, модернизма и постмодернизма. Модернизм наследует многие достижения и находки соб­ственно авангарда, но отказывается от его бунтарского, эпатажного манифестаторства. Модернизм - это своего рода академизировавшийся авангард. Хронологически апогей модернизма приходится на 1940-е - 70-е гг., то есть частично захватывает и поздний авангард, и ранний постмодернизм, являя собой как бы некое посредствующее звено между ними. Начиная с поп-арта, кинетизма, минимализма, всевозможных ак­ций, инсталляций, концептуального искусства, энвайронментов, худож­ники модернизма выводят арт-объекты за рамки соб­ственно искусства в традиционном понима­нии, разрушают границы между искусством и окружающей действительностью, часто актив­но вовлекают зрителя в процесс творче­ства-созерцания-участия в арт-проектах. С модернизма в сфере художе­ственной культуры начинает формироваться энвайронментальная эстетика, и в нем заклю­чены основные истоки ПОСТ-культуры. В ряде своих арт-направлений модернизм с 1960-70-х гг. перетекает в постмодернизм.

«Постмодернизм» как феномен художественной культуры ХХ века

Постмодернизм - широкое культурное течение, в чью ор­биту в последние три десятилетия ХХ века были вовлечены философия, эстетика, искусство, наука. Общим для раз­личных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отме­ченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией боль­ших стилей, эклектическим смешением худо­жественных языков. Авангардистской уста­новке на новизну противостоит здесь стрем­ление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлек­сия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания человека культуры.

Философско-эстетическая основа постмодернизма - идеи французских постструкту­ралистов и постфрейдистов о деконструк­ции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма италь­янского семиотика У. Эко, американского неопрагматика Р. Рорти. Психологи видят в постмодернизме симптом паническо­го состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматрива­ют его как новый художественный стиль, характеризующийся возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии.

Символы постмодернистской эстетики – лабиринт, ризома. Ризома – воплощение нового типа эстетических связей – нелинейных, хаотичных, бесструктурных, множественных, запутанных.

Симулякр (Ж.Бодрияйр) – одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики, занимает в ней место, принадлежавшее в классических эстетических системах художественному образу. Для постмодернизма характерна модификация основных эстетических категорий: новый взгляд на прекрасное как сплав чувственно­го, концептуального и нравственного, пристальный интерес к безобразному, эстетизация безобразного. Возвышенное замещается удивительным, трагическое -парадоксальным. Централь­ное место занимает комическое в его иро­нической ипостаси: иронизм становится смыслообрззующим принципом мозаично­го постмодернистского искусства. Сознательный эклектизм питает гипертро­фированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского ис­кусства. Постмодернистские эксперименты сти­мулировали также стирание граней между традиционными видами и жанрами искусст­ва, развитие тенденций синестезии. Усовер­шенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие компью­терной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность творчества, «чи­стоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к его «дизайнизации».

Постпостмодернизм

Новейшее течение неклассической эстети­ки конца XX в. В классификационном пла­не наследует постмодернизму и трактуется как один из этапов эпохи «постмодерности» (М. Эпштейн); конец «героического» пери­ода постмодернизма и перехода к «мирной жизни» (В. Курицын); свидетельство исчер­панности, усталости постмодернизма.

Постпостмодернизм, в отличие от модернизма и постмодер­низма, выдвигает некоторые новые эстетичес­кие и художественные каноны, а не те или иные общие подходы к эстетическому. Его эс­тетическая специфика состоит в создании принципиально новой художественной среды «технообразов» (А. Коклен), чье сущностное отличие от традиционных «текстообразов» заключается в замене интерпретации «делани­ем», интерактивностью, требующими знания «способа применения» художественно-эстети­ческого инструментария, «инструкции».

Основное течение постпостмодернизма— художественная виртуалистика (^ Виртуальная реаль­ность). Переход от постмодернистской ин­тертекстуальности к постпостмодернистс­кому стиранию границ между текстом и ре­альностью происходит как в буквальном (компьютерная квазиреальность), так и в пе­реносном смысле: сошлемся на роман аме­риканского постпостмодерниста П. Остера «Стеклянный город» с его новым пиранделлизмом, экспериментами над судьбой.

^ Меценатство и спонсорство в истории музейно-галерейного дела

Меценатство (Меценат - имя богатого римского гражданина эпохи Августа, покровителя поэтов) - покровительство и бескорыстная материальная поддержка мастерам искусства или каким-либо начинаниям в художественной жизни.

Меценатство известно с древности: среди крупных меценатов были монархи (Людовик XIV, Пётр I, Екатерина II), князья церкви (папа Юлий II), правители (Козимо и Лоренцо Медичи в Италии эпохи Ренессанса), банкиры (Футгеры, Ротшильды). В России дворянское и купеческое меценатство имело большое значение для развития искусства, музеев и художественных промыслов, особенно в конце 19 – начале 20 веков: известными меценатами были в это время П.М.Третьяков, А.А.Бахрушев, С.И.Мамонтов, княгиня К.М.Тенишева, С.И.Щукин, И.А. и М.А.Морозовы. В Беларуси среди крупных меценатов можно назвать Радзивиллов, Тизенгаузов и др.

В настоящее время более употребителен термин спонсорство, спонсор – человек или организация, вкладывающие деньги в искусство, музеи, галереи и художественную жизнь и получающие в обмен определенные блага (от рекламы до материальной прибыли).

^ Виды экспертизы произведений изобразительного искусства

Экспертиза – исследование и оценка художественного произведения, требующая специальных знаний и исследований, состоит из трёх частей: искусствоведческой визуальной экспертизы, технико-технологической экспертизы, маркетинговой (рыночной) экспертизы.

Визуальная экспертиза представляет собой первый этап атрибуции - определения авторства и периода исполнения работы автором, а при невозможности этого – эпохи, страны, предполагаемого круга художников или художественной школы. При этом используются историко-архивные изыскания, иконографический и стилистический анализ.

На современном этапе процесс атрибуции невозможно представить без технико-технологической экспертизы. Технико-технологическая экспертиза проводится реставраторами, рентгенологами, химиками, графологами. В их задачу входит определение с помощью специальной аппаратуры сохранности и подлинности произведения путем анализа красок, холста, лака, манеры нанесения мазков и других технических деталей, характеризующих конкретный индивидуальный художественный почерк. Экспертиза даёт возможность выявлять первоначальный вид произведения, а также поздние неавторские вмешательства (реставрации, записи, наведенные позже поверх оригинального красочного слоя подписи, монограммы, даты и т.п.). Применяются различные методы анализа, самыми распространенными из которых являются рентгенографическое исследование, исследование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, микрохимический и спектральный анализы.

Окончательный вывод об авторстве, подлинности и художественной ценности произведения делается на основе сопоставления результатов визуальной и технико-технологической экспертизы. Опираясь на точную атрибуцию и заключение о безусловной подлинности, можно проводить маркетинговую экспертизу, дающую достаточно точное представление о рыночной стоимости произведения на момент экспертизы. Маркетинговая экспертиза проводится на основании изучения данных о мировой рыночной конъюнктуре произведений данного автора, стиля, эпохи в текущем сезоне с учётом особенностей регионального рынка и конкретных художественных достоинств произведения.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века iconI московский открытый фотоконкурс любительской фотографии «фото-авангард»
Московский открытый фотоконкурс любительской фотографии «фото-авангард», далее «Фотоконкурс», проводится Государственным бюджетным...

«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века iconДизайн как феномен культуры 20 века
До начала же 50-х годов проектирование в значительной степени было интуитивным, а все определения дизайна носили описательный характер,...

«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века iconКурс лекций культура как феномен. Теория культуры
«второй натурой». И все-таки сама культура — природный феномен, потому что человек. Ее созидающий— биологическое явление. Человек...

«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века iconПервобытность
Биография как способ характеристики институциональной сферы художественной культуры

«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века iconПервобытность
Биография как способ характеристики институциональной сферы художественной культуры

«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века icon«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место...
Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, в социальных отношениях,...

«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века icon1. Философия как феномен культуры
Одобрено методической комиссией совета по гуманитаризации образования и воспитания 06. 2011 (протокол № )

«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века iconФилософия культуры учебное пособие
Ссср и во многих других странах. В 70—90-е годы под его руководством были созданы коллективные труды по истории эстетической мысли,...

«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века iconIi кубок авангард 2014 Чир Спорт, Черлидинг Общие положения
Положение о «ii кубке авангард по танцевальным дисциплинам чир-спорта» 2013г является основанием для командирования спортсменов,...

«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века iconТема философия как феномен культуры тема философская мысль Древнего Востока
Основные разделы философии: онтология гносеология, философская антропология, социальная философия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов