«Наука»




Скачать 108.19 Kb.
Название«Наука»
Дата публикации08.07.2013
Размер108.19 Kb.
ТипУрок
zadocs.ru > Культура > Урок
Наука. 11. Профиль

Цели и задачи: 1) познакомить с ценностью науки, ее функци­ями и признаками; показать основные положения этики ученых, возрастание ответственности ученых в мире; 2) развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать вы­воды, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и по­нятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, развивать исследовательскую деятельность; 3) формировать отношение к проблеме развития науки, осознание ценности этики ученых.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-рассуждение.

Ход уроков

I. Организационный момент

По подсчетам специалистов, число ученых за последние 200 лет увеличилось примерно в 50 тыс. раз. Число научных от­крытий возросло примерно в 9 раз.

^ Чем вызван столь значительный рост числа ученых во всем мире?

Как развивается наука?

Каковы ее особенности?

Об этом пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: «Наука».

План уроков

1. Наука, ее функции.

2. «Большая наука».

3. Этика науки.

^ II. Изучение нового материала

1. Наука, ее функции Что же такое наука? Перед вами рабочие схемы. Изучите их

и ответьте на вопросы.

Научное знание

  • Оно самоценно, т. е. ценно само по себе.

  • Это объективность, истинность знания

  • Оно полезно для человеческой деятельности.

  • Открывает пер­спективы для поиска

Наука:

  • сфера творческой деятельности, направленной на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, общест­ве, человеке.

  • Особая си­стема знаний

  • Особый вид деятельности

  • Система научных исследований

  • Опытно-кон­структорские изыскания и др.

  • Особая система обществен­ных организаций, учреж­дений, вырабатывающих, хранящих, распространяю­щих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ).

^ Виды:

• естественно-гумани­тарные;

• фундаментальные - прикладные и т. д.

Функции науки:

Культурно-мировоззренческая

Познавательно-объяснительная

Прогностическая

Формирует миро­воззрение, научные представления - часть общего образования, культуры


Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований


Данные науки используются для разработка планов и программ социального и эконо­мического развития, для управления культурными процессами



Общекультурные характеристики:

  • рациональность;

  • критичность;

  • индивидуальность;

  • коммуникабельность

Специфика научного познания

• это целенаправленное познание, которое решает конкретные задачи;

• оно характеризуется определенными формами и методами познания, ему соответствует точность, строгая определенность;

• цель научного познания - получение новых, более глубоких знаний

Вопросы

1. Что такое наука?

2. Какую двойную ценность имеют научные знания?

3. Каковы признаки науки как социального института?

4. Каковы функции науки?

5. В чем состоит специфика научного познания?

6. Почему непременным условием развития науки является дерзание?

2. «Большая наука»

Мы выяснили, что наука превращается в непосредственную производительную силу, становится ведущим фактором развития общественного производства. То есть речь идет о переходе от «ма­лой науки» к «большой науке».

Работая с текстом пункта 3 § 31, ответьте на вопросы и вы­полните задания.

Вопросы

1. Что означает вошедший в обиход термин «большая наука»?

2. Что является источником подобного процесса?

3. Проанализируйте статистические данные, характеризующие современную науку. О чем они свидетельствуют?

4. Охарактеризуйте схему перехода от идеи к конечному про­дукту в рамках «большой науки».

5. Что нового появилось в ходе этого процесса в наши дни?

6. Какой принцип получил дальнейшее развитие?

7. Какие исследования приобретают наибольшую значимость в наши дни?

8. Что такое инновация?

9. Приведите примеры исследовательского решения важных проблем постиндустриального общества.

10. Назовите и охарактеризуйте общезначимые черты современной науки.

11. Какое значение имеет черта незавершенности? В чем состоит незавершенность науки?

12. Почему для развития науки необходимо сочетание инди­видуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?

13. Докажите, что современная наука дифференцирована.

14. С чем должна сочетаться дифференциация научного знания?

15. Охарактеризуйте достижения российской науки в послед­ние годы.

16. Какие трудности продолжает испытывать российская наука?

17. Что необходимо сделать, чтобы их преодолеть?

18. Сделайте общий вывод о роли и назначении науки в бли­жайшее время.
3. Этика науки

Представьте, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос о моральной ответственности уче­ных за свою научную деятельность. Мнения разделились. Одни утверждают, что ученые должны быть свободны в своем творчест­ве и никто не должен ограничивать их творческую деятельность; другие придерживаются противоположного мнения - ученые несут ответственность за свою деятельность, поэтому в их творчестве должны действовать моральные и этические ограничения.

- На чью сторону вы бы встали? Почему? Итак, мы пришли к следующим выводам:

1. Научная деятельность предполагает свободу творчества ученых.

2. Но одновременно ученые должны придерживаться системы определенных ценностей в науке.

К ним относятся:

• общечеловеческие ценности и запреты;

• этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины;

• свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

3. Уже с древности представители науки не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взглядами, поступками формировали моральные нормы, как coбственные («Не навреди»), так и научного сообщества.

4. Сплав высоких моральных качеств - добра и совести - образовал новое качество - добросовестность, - ставшее одним из первейших требований к научному труду. Добросовестное и проявляется:

• в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований;

• в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке;

• в научной честности и объективности, в стремлении к истине; ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими-то другими обстоятельствами (вспомните изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но ис­тина дороже»);

• в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необоснован­ные новации.

Таким образом, в XXI в. особенно значима социальная ответ­ственность ученых, которые обязаны предусмотреть возможные последствия своих исследований. Науке необходимы совместные действия ученых мира, необходима, как писал В.И. Вернадский, «совокупность общечеловеческих действий».

^ III. Итог уроков

Предлагаю в качестве закрепления материала провести роле­вую игру «Роль науки в современном мире».

Распределитесь по группам: «ученые», «политики», «обывате­ли», «реалисты». Действующие установки для групп:

«Ученые» увлечены самим процессом исследования, поиском научной истины. Для них не имеет решающего значения, как бу­дет использован полученный результат. Задача государства, по их мнению, - заботиться о материально-финансовом обеспечении исследовательских работ.

«Политики» заинтересованы прежде всего в весомых плодах научной деятельности, которые они могли бы использовать в ин­тересах определенных групп. Они готовы пренебречь протестами общественности и части ученых, обеспокоенных возможными не­гативными последствиями манипулирования научными открытия­ми в грязной политической борьбе.

«Обыватели» ждут от науки чудес, создания приборов и тех­нологий, излечивающих от болезней, продлевающих жизнь, об­легчающих быт и т. п.

«Реалисты» наиболее трезво смотрят на процесс и результаты научной деятельности. Они озабочены как ценой научных изысканий, так и той потенциальной опасностью, которую имеют достижения науки в условиях коммерциализации общества и жесткой политической борьбы. Каждой группе предлагаю кратко сформулировать свою позицию по вопросам:

I. Можно ли рассматривать науку как важнейшую область жизни общества?

2. Оправдан ли постоянный рост расходов общества на под­держание науки?

3. Кто и как должен распоряжаться плодами научной деятель­ности?

4. Должны ли ученые:

• быть вне политики;

• не связывать себя нормами морали?

Домашнее задание

Выучите §31, выполните задания.

Наука. 11. Профиль

По подсчетам специалистов, число ученых за последние 200 лет увеличилось примерно в 50 тыс. раз. Число научных от­крытий возросло примерно в 9 раз.

План

1. Наука, ее функции.

2. «Большая наука».

3. Этика науки.

^ II. Изучение нового материала

1. Наука, ее функции

Научное знание

  • Оно самоценно, т. е. ценно само по себе.

  • Это объективность, истинность знания

  • Оно полезно для человеческой деятельности.

  • Открывает пер­спективы для поиска

Наука – это:

  • сфера творческой деятельности, направленной на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, общест­ве, человеке.

  • Особая си­стема знаний

  • Особый вид деятельности

  • Система научных исследований

  • Опытно-кон­структорские изыскания и др.

  • Особая система обществен­ных организаций, учреж­дений, вырабатывающих, хранящих, распространяю­щих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ).

Виды наук:

• естественно-гумани­тарные;

• фундаментальные - прикладные и т. д.

^ Функции науки:

Культурно-мировоззренческая

Познавательно-объяснительная

Прогностическая

Формирует миро­воззрение, научные представления - часть общего образования, культуры


Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований


Данные науки используются для разработки планов и программ социального и эконо­мического развития, для управления культурными процессами



Общекультурные характеристики:

  • рациональность;

  • критичность;

  • индивидуальность;

  • коммуникабельность

Специфика научного познания

• это целенаправленное познание, которое решает конкретные задачи;

• оно характеризуется определенными формами и методами познания, ему соответствует точность, строгая определенность;

• цель научного познания - получение новых, более глубоких знаний

^ 2. «Большая наука»

Мы выяснили, что наука превращается в непосредственную производительную силу, становится ведущим фактором развития общественного производства. То есть речь идет о переходе от «ма­лой науки» к «большой науке».

Работая с текстом пункта 3 § 31, ответьте на вопросы и вы­полните задания.

Вопросы

1. Что означает вошедший в обиход термин «большая наука»?

2. Что является источником подобного процесса?

3. Проанализируйте статистические данные, характеризующие современную науку. О чем они свидетельствуют?

4. Охарактеризуйте схему перехода от идеи к конечному про­дукту в рамках «большой науки».

5. Что нового появилось в ходе этого процесса в наши дни?

6. Какой принцип получил дальнейшее развитие?

7. Какие исследования приобретают наибольшую значимость в наши дни?

8. Что такое инновация?

9. Приведите примеры исследовательского решения важных проблем постиндустриального общества.

10. Назовите и охарактеризуйте общезначимые черты современной науки.

11. Какое значение имеет черта незавершенности? В чем состоит незавершенность науки?

12. Почему для развития науки необходимо сочетание инди­видуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?

13. Докажите, что современная наука дифференцирована.

14. С чем должна сочетаться дифференциация научного знания?

15. Охарактеризуйте достижения российской науки в послед­ние годы.

16. Какие трудности продолжает испытывать российская наука?

17. Что необходимо сделать, чтобы их преодолеть?

18. Сделайте общий вывод о роли и назначении науки в бли­жайшее время.
3. Этика науки

1. Научная деятельность предполагает свободу творчества ученых.

2. Но одновременно ученые должны придерживаться системы определенных ценностей в науке.

К ним относятся:

• общечеловеческие ценности и запреты;

• этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины;

• свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

3. Уже с древности представители науки не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взглядами, поступками формировали моральные нормы, как собственные («Не навреди»), так и научного сообщества.

4. Сплав высоких моральных качеств - добра и совести - образовал новое качество - добросовестность, - ставшее одним из первейших требований к научному труду. Добросовестность проявляется:

• в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований;

• в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке;

• в научной честности и объективности, в стремлении к истине; ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими-то другими обстоятельствами (вспомните изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но ис­тина дороже»);

• в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необоснован­ные новации.

Таким образом, в XXI в. особенно значима социальная ответ­ственность ученых, которые обязаны предусмотреть возможные последствия своих исследований. Науке необходимы совместные действия ученых мира, необходима, как писал В.И. Вернадский, «совокупность общечеловеческих действий».

III. Итог уроков

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Наука» iconЛитературоведение как наука возникло
Литературоведение — одна из двух филологических наук — наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, — языкознание,...

«Наука» iconЛекция №1 Валеология – наука о здоровом образе жизни Современные...
Психология (греч psuche -душа + logos наука) наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности

«Наука» iconНаучное познание и его структура. Ценностные установки учёного
В предыдущем разделе наука рассматривалась как системное целое. В ней были выделены три подсистемы: 1 наука как социальный институт,...

«Наука» iconМихаил Геннадьевич Делягин Как самому победить кризис. Наука экономить, наука рисковать
«Как самому победить кризис. Наука экономить, наука рисковать: простые советы / Михаил Делягин.»: Act: Астрель; Москва; 2009

«Наука» iconИстория возникновения и развития криминалистики
Это достаточно молодая наука, по сравнению с гп и ук, например. Как наука сформировалась в последней трети 19 века

«Наука» icon1. Экономическая наука: предмет, метод, функции
Экономика — наука, которая изучает отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ

«Наука» iconПсихология как наука. Предмет и задачи психологии Само название предмета...
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " душа, " logos " наука, учение, то есть "наука о душе"

«Наука» iconОбъект, предмет, структура и функции социологии. Место и роль социологии...
Термин «социология» происходит от 2 слов: лат общество и греч наука, наука об обществе, наука о закономерностях развития об-ва

«Наука» iconЗаконы которые раскрывает наука справедливы для всей вселенной
Наука не может изучать всю природу в целом, она расщипляеет ее на фрагменты и изучает их по отдельности

«Наука» iconВопрос №1: История как наука (предмет, цель…)
История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) явлений, событий, фактов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов