«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен?




Скачать 371.79 Kb.
Название«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен?
страница1/3
Дата публикации23.07.2013
Размер371.79 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3
КУЛЬТУРА И БЫТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

§ 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ


Культура — важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое
историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в
обществе в определенную эпоху, — в социальных отношениях, идейных
взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем
культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается
национальный характер и национальное самосознание народа.
Основными деятелями русской культуры первой половины XIX в. были
представители дворянской интеллигенции. Огромное воздействие на нее
оказала общественно-политическая мысль века Просвещения как в России, так
и за рубежом. Особенно велика заслуга в этом русских писателей —
Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, просветителей рубежа
XVIII — XIX вв. и декабристов. В крепостной России доступ трудовым массам
к знаниям и приобщению к высоким культурным ценностям был затруднен.
Наиболее благоприятные материальные и социальные условия для получения
образования и культурного развития имели привилегированные сословия,
прежде всего дворянство. Этим в значительной мере объясняется тот факт,
что большинство выдающихся русских писателей, поэтов, композиторов и
ученых того времени принадлежали к дворянскому сословию. Но сословное
происхождение и положение деятеля литературы, науки и искусства еще не
является определяющим фактором содержания и направленности его творчества.
Передовая русская культура, хотя и представленная преимущественно
дворянами, выступала против сословного неравенства, крепостного угнетения
крестьянства, против самодержавного произвола и чиновничьей бюрократии.
Даже писатели, придерживавшиеся консервативных политических воззрений,
своим глубоким, реалистическим изображением жизни разоблачали пороки
современных им общественно-политических порядков и призывали к их
изменению.
Бесспорно, крепостное право, державшее в темноте и забитости
крестьянство, самодержавный произвол и цензурные гонения, подавлявшие
всякую живую, свободную мысль, наконец, общее экономическое отставание
крепостной России от западноевропейских стран стояли на пути социального и
культурного прогресса. И тем не менее Россия в XIX в. сделала поистине
гигантский скачок в своем культурном развитии. XIX век справедливо получил
название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место
в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен?
Важным фактором, способствовавшим развитию русской национальной
культуры, явилось тесное общение и взаимодействие ее с культурой многих
стран и народов. Для первой половины XIX в. характерно значительное
расширение культурных связей России с другими странами. Существенно
возросли и личные контакты представителей русской культуры с зарубежными
писателями, учеными, художниками, мыслителями. Подолгу жили за границей
многие русские писатели; как правило, большинство русских ученых и
художников выезжали на стажировку в Германию, Италию и другие
западноевропейские страны. Русская культура воспринимала достижения
культуры других стран и народов (в том числе и народов, входивших в состав
многонациональной Российской империи), не теряя при этом своей
самобытности и, в свою очередь, оказывая большое влияние на развитие
культуры других народов.
Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской
культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с
Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального
самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной
культуры, что подчеркивал В. Г. Белинский, который писал: «1812 год,
потрясший всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».
Сама тема войны 1812 г. заняла видное место в произведениях литературы,
живописи, архитектуры.
Культурно-исторический процесс в России первой половины XIX в. имеет
свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное отмеченными
выше факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или
специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке),
а с другой — усложнение самого культурного процесса, т. е. большее
взаимовлияние различных областей культуры, например, философии и
литературы, драматургии и музыки, живописи и архитектуры, в различных
сферах культурного процесса использовались новейшие научно-технические
достижения.
К особенностям культурного развития России в первой половине XIX в.
можно отнести процесс демократизации культуры. Он проявлялся в том, что
деятелями культуры постепенно становились не только представители
дворянства (хотя они продолжают занимать ведущее место), но и выходцы из
непривилегированных сословий, в том числе и из среды крепостного
крестьянства, но преимущественно из разночинцев. Демократизация культуры
проявлялась также в изменении тематики произведений литературы, живописи,
музыки: примерно с 30 — 40-х годов XIX в. в них уже сильнее звучат темы,
связанные с изображением жизни простого народа, «бедных людей».
Демократически настроенная разночинская интеллигенция выступает как
представительница интересов простого народа, ориентируется в своем
творчестве на широкого читателя и зрителя из непривилегированных слоев
населения. Конечно, степень «демократизации» культуры даже для 30 — 40-х
годов XIX в. не следует преувеличивать. Речь идет лишь о самом начале
этого процесса, который получит значительное развитие уже в пореформенный
период, когда разночинец станет ведущей фигурой в общественно-политической
и культурной жизни России, а тема «мужика» и жизни деревни особенно широко
будет представлена в литературе и в искусстве. В первой половине XIX в. и
расширение круга «потребителей» культурных ценностей происходило главным
образом за счет разночинца, ибо основная масса трудового народа оставалась
неграмотной.


§ 2. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

В XIX в. ведущей областью культуры России становится литература.
Многие ее представители были тесно связаны с освободительным движением или
сами являлись его деятелями, пропагандируя в своих бесцензурных
произведениях, расходившихся во множестве рукописных списков
(стихотворениях, памфлетах, эпиграммах и т. д.), идеи борьбы против
крепостничества, тирании и произвола. Дух оппозиционности и критической
настроенности был присущ и подцензурной литературе, в особенности
литературе критического реализма, которая таким образом становилась одной
из активных общественных сил.
Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая
смена различных эстетических направлений: классицизм XVIII в. на короткое
время сменяется сентиментализмом, который затем уступает место романтизму,
а на смену романтизму приходит реализм. Смена этих литературных
направлений происходила в рамках одного-двух поколений, так что некоторые
писатели в своем творчестве отдавали дань различным направлениям.
Сентиментализм в русской литературе получил распространение на рубеже
XVIII — XIX вв. В произведениях писателей этого направления
противопоставлялись богатство и нищета, городская цивилизация и идиллия
сельской жизни, иногда звучали и антикрепостнические мотивы. Наиболее
видным представителем сентиментализма в русской литературе был
Н. М. Карамзин. Широкую известность Карамзину-писателю принесла его
повесть «Бедная Лиза» (1790). В ней и других своих произведениях 90-х
годов XVIII в. Карамзин любовно изображал сельскую жизнь, быт и нравы
простых «поселян», рисовал идиллическую картину отношений между помещиками
и крестьянами. Большую популярность получил издаваемый Карамзиным с
1802 г. литературно-общественный журнал «Вестник Европы». Значительны
заслуги Карамзина в развитии русского литературного языка, в освобождении
его от архаики, характерной для классицизма, в приближении его к живой,
разговорной речи.
«Гроза двенадцатого года» и последующие события мирового значения
способствовали утверждению в России нового литературного направления —
романтизма. На формирование и развитие русского романтизма заметное
влияние оказал западноевропейский романтизм, в особенности немецкий,
английский и французский. Выдающимся представителем романтизма в русской
литературе был поэт В. А. Жуковский, который в своих ранних произведениях
отдавал дань и сентиментализму. К представителям романтизма относились
поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев
(Марлинский), А. И. Одоевский. Романтизмом были проникнуты ранние
произведения Пушкина и Лермонтова. Романтизм носил различную окраску. Если
у Жуковского он был насыщен меланхолическими мечтаниями, уходом от острых
жизненных проблем, даже неким налетом мистицизма, то романтизм
декабристов, Пушкина и Лермонтова характеризуется глубоким оптимизмом,
героикой, призывом к борьбе за идеалы свободы и достоинство человеческой
личности, горячим патриотизмом. Именно эта направленность преобладала в
русском романтизме первой трети XIX в.
В 30 — 40-х годах XIX в. в русской литературе утверждается реализм.
Критический реализм займет господствующее положение во второй половине
XIX в. Становление реализма в русской литературе на рубеже 30 — 40-х годов
XIX в. связано с именами А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова,
В. Г. Белинского, А. И. Герцена, а дальнейшее его развитие в 40 — 50-х
годах — с началом творческого пути Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского,
М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова, А. Н. Островского,
Л. Н. Толстого. Пушкин по праву считается основателем русского реализма.
Его роман «Евгений Онегин», который Белинский назвал «энциклопедией
русской жизни», явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого
поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются его
историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка»,
«Дубровский», «Повести Белкина», исследование «История пугачевского
бунта». Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник
М. Ю. Лермонтов. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву
считается вершиной лермонтовского реализма, во многом созвучного с
пушкинским романом в стихах «Евгением Онегиным».
С особой силой обличительная тенденция проявилась в творчестве
Н. В. Гоголя, который придал русскому реализму ярко выраженную критическую
направленность. Гоголь считается основателем так называемой «натуральной»
школы в русской литературе (этим термином тогда обозначалось литературное
направление критического реализма). 30 — 40-е годы XIX в.
Н. Г. Чернышевский называл «гоголевским периодом» русской литературы. «Все
мы вышли из "Шинели" Гоголя», — образно заметил Ф. М. Достоевский, имея в
виду повесть Гоголя «Шинель», которая оказала большое влияние на развитие
литературы этого направления. Принципы критического реализма нашли
выражение в творчестве Герцена-беллетриста. В романе «Кто виноват?», в
повестях «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка» он в подцензурной форме
показывал, как крепостной строй губит таланты и унижает человеческое
достоинство. В глубоко реалистических пьесах великого драматурга
А. Н. Островского, вступившего в русскую литературу в начале 50-х годов,
обличались «темное царство» купечества с его невежеством, самодурством и
ханжеством, забитость и безысходность бедных людей. С большой
обличительно-сатирической силой в пьесах Островского изображены и типы
самодовольного барства. С неизменным сочувствием драматург изображает
крестьян, ремесленников, бедных мещан, интеллигенцию.
По существу, зачинателем русской литературной критики явился
В. Г. Белинский, который отстаивал общественное назначение русской
литературы, выступал в своих статьях за утверждение в ней принципов
реализма, демократии и подлинной народности.
В 40 — 50-х годах в русской литературе видное место заняла тема
крепостной деревни, ее быта и нравов. Нищета темного и забитого
крепостного крестьянина изображена в повестях Д. В. Григоровича «Деревня»
и «Антон-Горемыка», в рассказе «Бобыль». Крупным событием в русской
литературе было появление в 1847 — 1852 гг. цикла «Записок охотника»
И. С. Тургенева. В них Тургенев обличал произвол, жестокость и лицемерие
помещиков. Им противопоставлены изображенные с большой симпатией
крепостные крестьяне. Сонный и праздный быт помещика провинции показан в
романе И. А. Гончарова «Обломов» (1859). «Обломовщина» стала нарицательным
обозначением всего косного, неподвижного.
Утверждение реализма было связано с борьбой за подлинную народность в
литературе в противовес «официальной народности». В понимании передовых
деятелей культуры подлинная народность означала верность изображения
картин русской жизни, отражение особенностей характера и судеб русского
народа. Писатели-реалисты обращались в первую очередь к народным истокам,
к сокровищам народного творчества. Отсюда они черпали сюжеты, даже приемы
художественного изображения действительности, в своих произведениях они
отражали народные чаяния и идеалы. Яркими примерами этого могут служить
«Руслан и Людмила» и «Русалка» Пушкина.
Народность литературы выражалась и в формировании литературного языка
на основе народной речи. Первая половина XIX в. считается временем
складывания современного русского литературного языка. На смену
тяжеловесному языку XVIII в. пришел литературный язык, который
сформировался в борьбе сторонников «старого» и «нового» стиля. Выработка
норм русского литературного языка была связана с усилением интереса
русских писателей к русской истории, фольклору, народным традициям.
Огромную роль здесь сыграли классики русской литературы И. А. Крылов,
Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, но в первую очередь
А. С. Пушкин.
Становление принципов реализма и народности происходило также в
театре, музыке, изобразительном искусстве. В значительной мере здесь
сказывалось влияние литературы.
В истории русского театра, как и в литературе, происходила смена
различных идейно-эстетических представлений. Долгое время на русской сцене
господствовали каноны классицизма с его внешней импозантностью,
парадностью и риторичностью, с преобладанием в репертуаре античных
мифологических сюжетов. Но уже в 20 — 30-е годы XIX в. классицизм в театре
был оттеснен романтической школой, для которой была характерна
героико-трагедийная тематика, а в исполнении актеров обращалось внимание
на внутренние переживания героя. Яркие драматические образы были созданы
актером Малого театра (в Москве), сыном крепостного, П. С. Мочаловым. Его
герои — страстные бунтари, вступающие в борьбу с окружающим их миром
бесправия, пошлости, рабской приниженности, за свободу и справедливость. В
творчестве Мочалова ярко отразился процесс «нравственного освобождения
человека» 30-х годов XIX в. Исполнительскую манеру Мочалова отличали
бурная эмоциональность и экспрессия. Выдающимся артистом-трагиком был
В. А. Каратыгин, игравший в Александринском театре Петербурга. Исполняя
роли в трагедиях Шекспира и Шиллера, он, благодаря своей высокой актерской
технике, отрабатывая каждый жест, интонацию, добивался блестящего
исполнительского эффекта и выразительности. В отличие от Мочалова он
придерживался традиций классицизма. В. А. Каратыгин принадлежал к
известной артистической семье Каратыгиных. На сцене петербургских театров
выступали его отец, мать, жена и брат.
С именами Пушкина, Грибоедова, Гоголя связано развитие
реалистического направления в русской драматургии. Ее успеху особенно
способствовали московский Малый и петербургский Александринский театры.
Малый театр, по словам Герцена, «создал правду на русской сцене». Его
называли «вторым Московским университетом». Выдающимся русским актером,
игравшим на сцене Малого театра, был сын крепостного М. С. Щепкин. Свои
лучшие сценические образы он создал в произведениях русской
сатирико-обличительной драматургии (в пьесах А. С. Грибоедова,
Н. В. Гоголя, И. П. Котляревского, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина,
А. Н. Островского). В III отделении Щепкина считали политически
неблагонадежным за то, что, ярко раскрывая своей игрой косность,
продажность и лихоимство бюрократии, он «подрывал» престиж тогдашней
административной системы.
Признанным мастером реалистической сцены в петербургском
Александринском театре был А. Е. Мартынов, игравший преимущественно в
пьесах А. Н. Островского и И. С. Тургенева. Мартынов был непревзойденным
мастером мимики, движения, обладал виртуозной способностью к
перевоплощению. С поразительным мастерством он передавал драматическую
судьбу придавленного режимом «маленького человека» (дворовых людей, мелких
чиновников, подмастерьев), раскрывал их душевный мир.
Смена идейно-эстетических направлений произошла и в музыке. В первой
половине XIX в. шел интенсивный процесс внедрения в музыку народной
мелодии и русской национальной тематики. В творчестве известных русских
композиторов первой половины XIX в. А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева,
А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова (сочинившего более 200 песен и романсов) и
особенно М. И. Глинки явственно звучат народные мелодии, да и сочиненные
этими композиторами песни и романсы стали глубоко народными. Хорошо
известны слова М. И. Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники,
только ее аранжируем». Глинка утвердил в русской музыке принципы реализма
и народности. С особой силой она утвердилась в его опере «Жизнь за царя»
(1836), в которой он прославил патриотический подвиг костромского
крестьянина Ивана Сусанина, спасшего избранного на царство Михаила
Федоровича Романова. Глинка показал величие характера Сусанина, его
мужество и стойкость.
Песни, романсы, оперы композиторы писали преимущественно на сюжеты
произведений русских писателей. Вторая опера Глинки «Руслан и Людмила»
(1842) написана по одноименной поэме А. С. Пушкина. Пушкинская «Русалка»
явилась темой для одноименной оперы другого выдающегося русского
композитора — А. С. Даргомыжского. В этой опере, представлявшей собой
образец народно-бытовой музыкальной драмы, проявилась социальная
направленность творчества композитора.
В живописи происходил отход от академизма, оплотом которого была
императорская Академия художеств. Для академизма характерны
библейско-мифологическая тематика и преклонение перед канонами античного
искусства. Вместе с тем необходимо отметить, что русские художники создали
немало выдающихся произведений живописи и скульптуры в духе академизма, а
Академия художеств давала солидную профессиональную подготовку. Лучших
своих воспитанников она обычно отправляла на дальнейшую стажировку в
Италию. Видным представителем академической школы в русской живописи был
А. Ф. Бруни. Его известная картина «Медный змий», над которой он работал
15 лет, изображала библейскую сцену — наказание евреев, возроптавших во
время скитаний после египетского плена на Бога, за что Бог наслал на них
мириады ядовитых змей. В мрачных тонах, с большим динамизмом в картине
переданы ужас, страдание и смерть людей, их отчаяние и безысходность.
Новые тенденции в русской живописи, знаменовавшие собой отход от
академизма, развивались вне стен Академии художеств. Купеческий сын
А. Г. Венецианов, обратившись к бытовому жанру, создал в начале XIX в.
серию картин, изображавших сельский быт крестьян. Венецианова называют
«отцом русского жанра». Однако в трактовке бытовых сюжетов у Венецианова
ощущаются влияние сентиментализма и идеализация сельской жизни. Таковы
известные его картины «Гумно», «На пашне», «На жатве», «Спящий пастушок»,
портретная галерея крестьян. Значительную роль в утверждении
«деревенского» жанра в русской живописи сыграла «венециановская школа» —
группа учеников Венецианова, которых он обучал живописи в своем имении
Сафонково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.
Стремление выйти из традиционных форм и приемов академизма проявляли
и художники, принадлежавшие к Академии художеств и сохранявшие в принципе
верность академическому искусству. К ним относится выдающийся русский
художник первой половины XIX в. К. П. Брюллов, воспитанник, а затем
профессор Академии художеств. Его картины и особенно портреты отражают
тяготение художника к реализму. По окончании Академии художеств в 1821 г.
Брюллов до 1835 г. жил и работал в Италии. Природа и искусство этой страны
вдохновили художника на создание многих замечательных полотен (среди них
известна его картина «Итальянский полдень»). Там же в 1830 — 1833 г.
Брюллов создал главное свое произведение — грандиозное полотно «Последний
день Помпеи», явившееся выдающимся событием в русском изобразительном
искусстве того времени. В нем художник передал достоинство, гуманизм и
величие людей в условиях природной катастрофы. Картина произвела
колоссальное впечатление на современников. «И стал "Последний день Помпеи"
для русской кисти первый день», — писал поэт Е. А. Баратынский. Брюллов
создал много портретов своих современников. В этом жанре он шел от
парадного к реалистическому, глубоко психологическому портрету.
Замечательным образцом реалистической живописи портретного жанра является
«Автопортрет» Брюллова (1848).
Выдающимися художниками-портретистами первой половины XIX в. были
О. А. Кипренский и В. А. Тропинин. Кипренский долго жил в Италии. Лучшие
портреты были им написаны в начале XIX в. В портретах Кипренского видно
влияние романтической школы. Кипренский искал в человеке возвышенное
начало, передавал его сложный внутренний мир настроений и переживаний.
Хорошо известен его портрет А. С. Пушкина (1827). В. А. Тропинин был сыном
крепостного крестьянина, он получил свободу лишь в 45-летнем возрасте. Для
портретного творчества Тропинина характерны высочайшее мастерство и
непосредственность изображения, связь изображаемого на полотне человека с
той обстановкой, которая его окружает. Таковы его жанровые портреты:
«Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист» и др.
Значительное место в русской живописи занимает творчество
А. А. Иванова, друга Н. В. Гоголя. В 1831 — 1858 гг. Иванов жил в Италии.
Картина Иванова «Явление Христа народу», которой он посвятил 20 лет
упорного труда, явилась делом всей его жизни. Основная идея этого
монументального полотна — убежденность художника в необходимости духовного
и нравственного возрождения человечества. Современники восприняли эту
картину как ожидание близкого освобождения народа. В толпе, изображенной
на картине, многие видели народ, жаждущий правды и свободы.
Решительный поворот русской живописи к критическому реализму мы
находим в творчестве П. А. Федотова, которого часто называют «Гоголем в
живописи». В небольших жанровых картинах и в крупных полотнах Федотов
высмеивал «темное царство» купечества, армейский быт офицерства, тупую
спесь и цинизм дворянско-чиновничьего мира. Вершиной реалистического
творчества Федотова являются картины «Свежий кавалер», «Сватовство
майора», «Игроки», «Анкор, еще анкор!», «Вдовушка». Федотов явился
предшественником художников-передвижников, на которых он оказал большое
влияние.
В архитектуре более прочные позиции занимал классицизм, господство
которого продолжалось до 40-х годов XIX в. Он утвердился в России в конце
XVIII в., сменив барокко. Разновидностью классицизма являлся ампир,
получивший широкое распространение в первой трети XIX в. Ампир опирался на
художественное наследие императорского Рима (откуда и название этого
стиля). Ему присущи парадная монументальность, стройность и строгость
линий. Важную роль в нем играла скульптура, дополнявшая архитектурное
оформление зданий. В стиле ампир в то время возводились роскошные особняки
знати, но преимущественно здания общественного назначения: высших
правительственных учреждений, присутственных мест, дворянских собраний и
клубов, театры, храмы. В эти годы шла интенсивная застройка Москвы и
Петербурга, а также наиболее крупных губернских городов, возводились
усадьбы богатых вельмож, создавались крупные архитектурные ансамбли.
Именно тогда окончательно сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и
Сенатская площади в Петербурге, Театральная в Москве; завершена застройка
центральных частей Ярославля, Твери, Владимира, Калуги, Нижнего Новгорода,
Смоленска и других городов.
Наиболее известными представителями классицизма в русской архитектуре
были А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов,
Д. И. Жилярди. Главными аритектурными сооружениями Воронихина являются
Горный институт и Казанский собор в Петербурге (завершены в 1811 г.), для
которых характерен строгий монументализм. Захаров создал знаменитое здание
Адмиралтейства (1806 — 1823), ставшее важным градостроительным узлом
Петербурга, собор в Кронштадте (1806 — 1817). Он строил также госпитали,
провиантские склады и магазины. Его творчество считается высшей точкой
развития архитектурного стиля позднего классицизма. Выдающимся мастером
позднего классицизма является Карл Росси. По его проектам в Петербурге в
1819 — 1834 гг. были возведены новые здания Сената и Синода, завершившие
планировку Сенатской площади, Главный штаб со знаменитой аркой,
закончивший оформление Дворцовой площади, Михайловский дворец (ныне
Русский музей) и Александринский театр с примыкающей к нему улицей (ныне
улица зодчего Росси). Для архитектурных сооружений К. Росси характерны
классическая строгость в сочетании с парадностью и легкостью. Творчество
Росси как бы завершает господство классицизма в русской архитектуре первой
половины XIX в.
После пожара 1812 г. интенсивно отстраивалась Москва. О. И. Бове,
назначенный в 1813 г. главным архитектором Комиссии для строений
г. Москвы, возводит целостные городские ансамбли в духе «московского
ампира». Им построены первые торговые ряды на Красной площади (1815),
здания Большого и Малого театров (1821 — 1824). Доменико Жилярди в 1817 —
1819 гг. заново отстраивает разрушенный пожаром Московский университет. По
его проекту был построен великолепный дом Луниных (1823). А. А. Бетанкур
совместно с О. И. Бове в 1817 г. возвели здание Манежа, оформление
которого символизирует подвиг русского народа в Отечественной войне
1812 г.
30 — 50-е годы XIX в. знаменуют упадок классицизма в русской
архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется
интерес к византийскому стилю и барокко. Создателем эклектического
русско-византийского стиля был К. А. Тон, по проектам которого были
возведены Большой дворец (1839 — 1849) и Оружейная палата (1844 — 1851) в
Московском Кремле, здание вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и
Петербурге, в 1838 г. начато строительство храма Христа Спасителя в Москве
(завершено в 1883 г.). А. П. Брюллов (брат художника К. П. Брюллова)
культивировал в архитектуре формы псевдоготики, А. И. Штакеншнейдер —
формы барокко. Штакеншнейдером были построены в Петербурге великокняжеские
Мариинский (1838 — 1844) и Николаевский (1853 — 1861) дворцы, где
архитектор использовал разные историко-архитектурные стили. Эклектические
формы классицизма и барокко нашли свое выражение в архитектуре
А. А. Монферрана. Главные его сооружения — Исаакиевский собор (1818 —
1858) и Александровская колонна (1830 — 1834) в Петербурге.
Существенный вклад в развитие материальной и духовной культуры внесли
народные массы. Фольклор и даже произведения народного прикладного
искусства носили остросоциальный характер. В едко-сатирических лубочных
картинках и небольших скульптурных сценках, в пословицах, поговорках,
прибаутках и песнях, сказках и притчах высмеивались пьяные и жадные попы,
сластолюбивые монахи, глупые и жестокие баре, судьи-лихоимцы, воспевались
ум и сметливость простого народа и вместе с тем выражался его протест
против тяжелой доли — гнета, нищеты, бесправия. В исторических песнях и
сказаниях отражались традиции народных восстаний, воспевались их герои —
Разин, Наливайко, воплощались народные идеи о «воле», всеобщем равенстве и
социальной справедливости. Устное народное творчество — важный источник
для изучения социальной психологии угнетенных масс, их общественного
сознания, народных представлений о «добре и правде».
Народное творчество воплотилось в произведениях разнообразных видов
художественных промыслов. Миниатюры Палеха, Холуя и Мстёры, городецкая и
хохломская роспись по дереву, ростовская финифть, вологодские кружева,
гжельская майолика, произведения костромских ювелиров (селений Красного и
Сидоровского на Волге), архангельских косторезов, литейщиков и
гранильщиков Урала украшают музеи и в наши дни.
Своеобразным социальным и культурным феноменом в России эпохи
позднего феодализма является так называемая крепостная интеллигенция. Это
крепостные крестьяне, овладевшие специальными знаниями в сфере науки,
техники, литературы и искусства, которые стали для них профессиональными
занятиями, удовлетворявшими «культурные потребности» своего барина.
Богатые вельможи отправляли для обучения своих талантливых
мальчиков-крепостных в Академию художеств, девочек в балетную школу,
заводили свои «крепостные» театры, как, например, Шереметевы в Кускове и
Останкине или Юсуповы в Архангельском близ Москвы. Эта категория
талантливых, но бесправных актеров, художников, архитекторов, музыкантов,
поэтов внесла значительный вклад в развитие русской культуры. Видное место
в истории русского театрального искусства заняли крепостные актрисы графов
Шереметевых П. И. Жемчугова и Т. В. Шлыкова-Гранатова, в живописи и
архитектуре крепостные тех же помещиков Аргуновы.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен? iconБеседы о русской культуре
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (xviii-начало XIX века). Спб.: Искусство-спб., 1994. 558...

«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен? iconФеномен сборной СССР вступление, в котором автор пытается объяснить...
Ничего подобного я еще не видел и не слышал. Что грохот Ниагары, что рев реактивного двигателя, что наэлектризованная ярость ансамбля...

«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен? icon«тема родины в творчестве с. А. Есенина»
Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого»...

«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен? iconБилет Вопрос 11. Петербург в истории русской культуры
В петербурге во второй половине 18, в 19 и в начале 20 века концентрировались интеллектуальные силы страны. Таким образом, по сути...

«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен? iconВопросы к экзамену по истории русской культуры Рекомендуемая литература
История русской культуры древности, средневековья, начала нового времени (VI-XVIII века): методические указания для студентов / сост....

«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен? icon«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века
Культуры и начало пост-культуры. Основное поле функциониро­вания новаторского, экспериментального ис­кусства от первого десятилетия...

«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен? iconДизайн как феномен культуры 20 века
До начала же 50-х годов проектирование в значительной степени было интуитивным, а все определения дизайна носили описательный характер,...

«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен? iconМонография посвящена исследованию основных этапов развития русской...
Процессы, протекавшие в оформительском творчестве, представлены не изолированно, а во взаимодействии с развитием современной живописи,...

«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен? iconВадима Новгородского в истории русской трагедии XVIII века
Повести-«гистории» Петровского времени: тип героя, связь с фольклором и традицией западноевропейского авантюрного романа, место в...

«золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен? iconМать всех людей отец всей культуры голубиная книга премудрость всей вселенной
Арктиды, получившего у античных авторов название Гиперборея. Память о социальной формации, утвердившейся и процветавшей в те давние...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов