1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II




Название1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II
страница1/23
Дата публикации18.06.2013
Размер3.29 Mb.
ТипКнига
zadocs.ru > Культура > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Под общей редакцией профессора С. В. Лапиной

Допущено Академией управления

при Президенте Республики Беларусь

в качестве учебного пособия

для высших учебных заведений

Минск

ТетраСистемс 2003

УДК 008(075.8) ББК71.0я73 К90

Авторы:

доктор соц. наук, профессор С В. Лапина:

доктор соц. наук, академик НАНБ Е. М. Бабосов;

канд. философ, наук, доцент А. А. Жарикова:

ст. преподаватель И. Л/. Клецкова;

канд. философ, наук, доцент С. Н. Мишкина:

аспирантка И. А. Лапина

Рецензенты:

кафедра социологии и культуроведения

Белорусского государственного университета культуры:

доктор культурологии, зав. кафедрой философии культуры

Белгосуниверситета В. Ф. Мартынов

Культурология: Учеб. пособие/С. В. Лапина, Е. М. Бабосов, К90 А. А. Жарикова и др. Под общ. ред. С. В. Лапиной. - Мн.: Тет-раСистемс, 2003 -496 с.

ISBN 985-470-117-4.

Книга представляет собой учебно-методический комплекс, состоящий из трех частей: "Курс лекций", "Хрестоматия". "Практикум". На основе системного подхода раскрываются теоретико-методологические основы культурологии, исторические этапы развития мировой и отечественной культуры и ее актуальные проблемы. Содержание книги полностью соответствует образовательному стандарту высшей школы но курсу "Культурология".

Предназначено сгудентам и преподавателям высших учебных заведений,

УДК 008(075.8) ББК71.0я73

ISBN 985-470-117-4

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие........................................................................... 6

КУРС ЛЕКЦИЙ "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"....................................... 10

Раздел I. Теоретико-методологические основы культурологии (Культурология — система научных знаний о культуре

и учебная дисциплина)............................................................ 11

Тема 1. Культурология в системе

социально-гуманитарного знания.............................. II

Тема 2. Строение (морфология) культуры............................. 2I

Тема 3. Типология культуры................................................. 28

Тема 4. Виды культуры........................................................ 45

Тема 5. Художественная культура (искусство как социокультурный феномен)..................................................... 63

Раздел II. Исторические этапы становления и развития

мировой и отечественной культуры......................................... 74

Тема 6. Первобытная культура............................................ 74

Гема 7. Культура древних обществ Востока.......................... 91

Тема в. Античная культура Древней Греции........................... 107

Тема 9. Античная культура Древнего Рима............................ 114

Тема 10. Культура Европейского Средневековья..................... 120

Тема 11. Культура эпохи Возрождения................................... I34

Тема 12. Культура Нового времени (XVII-XIXвв.)..................... I41

Тема 13. Культура XX века.................................................... 151

Раздел III. Актуальные проблемы культуры............................. 169

Тема 14. Культура и цивилизация.......................................... ] 69

Гемэ 15. Культура и природа................................................ 179

Гема 16. Культура и личность.............................................. ] 89

Тема 17. Язык и культура...................................................... 201

Гемэ 18. Культура Беларуси в контексте

мировой культуры................................................... 209

^ ХРЕСТОМАТИЯ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ.

Раздел I. Теоретико-методологические основы культурологии ........................................

Леей Стросс К О проблемах культурной антропологии

Бердяев МАО рабстве и свободе человека (отрывок)

Фрейд 3 О сущности культуры . . .

Фрейд 3 О "человеческой культуре" .

Ницше Ф По ту сторону добра и зла Прелюдия к философии

будущего

Лосев А. Ф О мифологической культуре. ......

Кассирер Э. Из работы "Опыт о человеке

Введение в философию человеческой культуры"..............

Камю А Об искусстве ....

Гумилев Л Н Об этносах и этнической культуре............

Идеи Л Н Гумилева и Россия......

Моль А О социодинамике культуры..... ...................

Ленин В И Из статьи "Критические заметки по

национальному вопросу"..........................................

Гачев Г О художественных формах... . ..........

Раздел II. Исторические этапы становления и развития мировой и отечественной культуры.......................

Ясперс К О мировой истории ....

Фрэзер Дж. О магической культуре ..

Шофман А С Древний мир в лицах и образах ....

Ле Гофф Ж. О цивилизации средневекового Запада. .

Дарвин Ч. Р. Из автобиографии. ................

Гёте И В. Максимы и рефлексии. ...........

Меринг Ф. О Гете................................................

Гюго В О Байроне........ ....... ......

Бальзак О. Де Из письма г-же Зюльме Каро, 1830 г.....

Бодлер Ш О романтизме . ... .....

Курбе Г Декларация (отрывок) .. .......

Роллан Р О Моцарте

Богданович М О белорусском возрождении

Абдз1ралов1ч ! Адвечным шляхам (урывак)

Эко У О сущности постмодернизма ...

Раздел III. Актуальные проблемы культуры ................

Степан В С О современной цивилизации ..........

Маркс К Критика политической экономии Предисловие Шпенглер О О судьбе культуры.. ...

Хейзинга И Об игровых элементах культуры .

Вернадский В И О ноосфере ........

Сен-Марк Ф Социализация природы (извлечение). .

228

228 230 235 240

244 247

254 257 267

274 276

285 286

289

289 294 299 306 313 314 315 316 3!7 317 318 319 319 328 333

338 349 350 3^6 361 365

Бердяев Н. А О личности. . . ...

Бердяев Н А. О назначении человека .......

Маритен Ж О существовании и существующем

Джемс Дж У. О личности.................

Фрейд 3 О сознании и бессознательном ........

Трубецкой С Н. О природе человеческого сознания.

Фромм Э О социальном характере.....

Печчеи А О человеческих качествах

Тейяр де Шарден П О феномене человека.....

Ортега-и-Гассет X. О ценности культуры Сахаров А Нобелевская лекция (извлечение) ..

Рассел Б О новом мышлении...........

Рассел Б. О выборе, стоящем перед человечеством

ПРАКТИКУМ МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ "КУЛЬТУРОЛОГИЯ".................

1. Планы семинарских и практических занятий

2. Тематика рефератов...............

3. Тесты и контрольные задания.......

4 Ключи ктестам.......... ......

4 Олимпиады по культурологии ...

^ ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРОГРАММА КУРСА "КУЛЬТУРОЛОГИЯ'

371 375 377 382 387 393 398 405 408 410 414 420 422

427

428 450 455 471 475

481

ПРЕДИСЛОВИЕ

В студенческой аудитории учебный курс ""Культурология'' появился сравнительно недавно, но уже успел стать одним из самых любимых. Такой вывод делают авторы представляемого учебного пособия, обобщив свой, более чем 10-летний опыт преподавания культурологии в белорусских вузах - Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, Белорусском государственном университете культуры, Белорусском государственном экономическом университете, Белорусском аграрно-техническом университете, Европейском гуманитарном университете. Институте современных знаний и ряде других государственных и негосударственных высших учебных заведений республики.

Культурология "вошла" в учебные планы вузов в начале 90-х годов на волне перестройки системы социально-гуманитарного образования и реформирования высшего образования на постсоветском пространстве в целом. Именно в эти годы в общественном сознании сформировалось убеждение в том, что и общество, и отдельный человек (особенно молодой) нуждаются в знаниях о том, что социум и культура - это органично взаимосвязанные стороны единого социокультурного процесса, что человек - это "дитя" и одновременно творец культуры, и от его активности в социокультурном пространстве зависит скорость, направленность и эффективность социальных трансформаций. И, наконец, общество осознало, что культура - это такой многослойный пласт информации, изучению которого должно отводиться особое место в современном информационном обществе.

Самая увлекательная, яркая, образно-доступная её составляющая - это художественная к\льтура. освоение которой начинается ещё в дошкольном и школьном образовании. Высшая школа, базируясь на знаниях из области художественной культуры, развивая их, должна выходить на более широкие обобщения. То, что это возможно, авторы "Культурологии" доказывают ежедневно в студенческой аудитории, и само пособие является своеобразной энциклопедией их опыта.

Не сводя курс культурологии к проблематике художественной культуры и одновременно не уходя в сторону рефлексивно-абстрактного осмысления универсалий культуры, как это делается в курсе философии, авторы представленного пособия излагают культурологическую проблематику комплексно, системно, концентрируя внимание на деятельностных, аксиологических (ценностных) и антро-6

пологических (человекосоотнесенных) аспектах такого сложного феномена, как культура. Логика учебного курса предполагает постепенный переход от более простых тем, связанных с конкретно-историческим материалом, к анализу сложных актуальных проблем культуры в их глобальном измерении.

Эта логика нашла отражение в структуре учебного пособия, которое представляет собой учебно-методический комплекс, включающий программу курса "Культурология", утвержденную в качестве базовой в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и апробированную в ведущих учебных заведениях республики, курс лекций, разработанный в соответствии с прилагаемой программой, планы семинарских и практических занятий, дополненные тематическими материалами (хрестоматийной подборкой текстов по культурологической проблематике), рекомендации по организации культурологических Олимпиад с приложениями в виде контрольных и тестовых заданий.

Особое место в структуре пособия занимает раздел "Человек в мире культуры" (тематические материалы к занятиям). Представленные в нём материалы - это многовековой опыт исследований проблем культуры, осуществленный мыслителями прошлого и современности, который в виде оригинальных текстов включен в хрестоматийные разделы пособия.

Авторы, стараясь приблизить публикуемый тематический материал к структуре учебной программы, выделили в нем 3 соответствующих раздела: 1 - теоретико-методологические основы культурологии (культурология - система научных знаний о культуре и учебная дисциплина); 2 - исторические этапы становления и развития мировой и национальной белорусской культуры; 3 - актуальные проблемы культуры.

Тексты, включенные в указанные разделы, относятся не только к названной в них проблематике. Они выходят за рамки вопросов той или иной темы, того или иного раздела. В этом состоит специфика знаний о культуре как сложном, многоаспектном, многоплановом явлении. Знания о нем носят системный характер, они не просто сумма сведений, они наращиваются как снежный ком, лавина, расширяя кругозор изучающего культурологию и погружающегося в чрезвычайно увлекательный мир - мир культуры.

Самое интересное в этом процессе - не пассивное заучивание сведений из области достижений человеческой цивилизации, а активное включение в него в качестве создателя - творца своей культурной реальности, которая взаимодействует с окружающим социально-культурным миром и делает каждого человека активным субъектом исторического процесса. Эти возвышенные цели науров-

7

не обыденного сознания оборачиваются простыми, но очень значимыми для каждого индивида и для общества в целом большими и малыми делами, которые и есть жизнь. Жизнь, связанная с открытием мира культуры для себя и открытием себя в мире культуры.

Вот почему авторы пособия не ограничились изложением своих и чужих точек зрения по выделенным вопросам, они предлагают каждому, вступившему на путь культурологического познания, двигаться в большей мере самостоятельно. Преподаватель должен выступать в роли своеобразного посредника - медиума, не навязывающего, не внушающего студенту прописные истины, а помогающего каждому продвигаться самостоятельно к своей истине - истине, рождающейся в диалоге.

В целом учебное пособие "Культурология" - это диалог преподавателя со студентом, студента с великими мыслителями прошлого и современности, студента со студентом. Такая логическая полифония (полилогика) - величайшее достижение современной цивилизации.

"Услышь себя, услышав другого" - эти слова можно бы было сделать эпиграфом к данному пособию, в котором авторы очень хотели уйти от менторского, поучительного тона, дав возможность студенту с помощью наводящих вопросов сориентироваться во взглядах, высказываемых людьми, оставившими значительный след в истории человеческой мысли, и сформировать свое мнение, ознакомившись с разными, порой противоречивыми позициями знатоков культуры.

Учебно-методический комплекс - это плод коллективного творчества не только педагогов, но и студентов Академии управления при Президенте Республике Беларусь, которые в ходе изучения курса "Культурология" вносили коррективы в тематику и формы организации учебного процесса, уточняли перечень ключевых понятий, дополняли вопросы для обсуждения и темы рефератов.

Учебное пособие "Культурология" - итог многолетней работы, но авторы расценивают его как промежуточный результат. На очереди - новый компьютерный учебник по культурологии. Материалы для него уже собираются: это и видеоряд, подготовленный Бела-русьфильмом и Б ел видео центром; это подборка информации на CD-ROM, изготовленная в странах ближнего и дальнего зарубежья; это и материалы, любезно предоставленные посольствами и коллегами из-за рубежа. Все это находится в банке данных кафедры, который в скором времени может быть превращен в базу знаний компьютерного учебника.

Авторы пособия включили в него материалы, позволяющие преподавателю вместе со студентом выбрать наиболее оптимальные

8

формы контроля знаний, в том числе - в виде тестов, которые разработаны самими студентами для своих коллег в ходе активных форм учебных занятий и научно-исследовательской работы. В основном это студенты Академии управления при Президенте Республики Беларусь, которые ежегодно участвуют в Олимпиадах по культурологии и выполняют исследовательские работы по этой дисциплине. Этих участников так много, что авторы не имеют возможности перечислить их всех, но каждому из наших соавторов выражают благодарность за сотрудничество.

Авторский коллектив надеется на его продолжение и приглашает к совместным действиям всех заинтересованных читателей: студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, всех, кто осознает свою причастность к миру культуры и чувствует себя ее активным участником,

Авторы готовы к сотрудничеству с коллегами, работающими в области культурологии, и будут признательны всем, кто пожелает высказать свои замечания и предложения по тексту и структуре учебно-методического комплекса "Культурология". Наш адрес: 220007, г.Минск, ул.Московская, 17. Кафедра социологии и культурологии.

Учебное пособие подготовили: д.с.н., профессор С. В. Лапина -предисловие; 1 - 3.2, 3.4; П- 13.1; Ш - 15.1, 15.2, 15.3; 38; Практикум, Хрестоматия; д.ф.н., профессор, академик НАНБ Е. М. Бабосов -1 - 1; П - 13.2, 13.3; Ш- 16; к.ф.н., доцент А. А. Жарикова - I - 2; П - 7, 8, 9, 12; Ш- 17; V; Планы семинарских занятий; к.ф.н. С. Н. Мизякина - I-3.1, 3.2. 3.5; П-б, Ю: Ш- 14; ст. преподаватель ЕГУ И. М. Клецкова-1-5;П- 11; аспирантка БГУ Лапина И.А.-Хрестоматия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II iconКультурология в системе социально-гуманитарного знания. Культура....
Понятие культурогенеза. Проблема происхождения человека и происхождения культуры

1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II iconВопросы де n1. Культурология в системе научного знания
Олвина Уайта (1900—1975), который с середины XX в начал активно применять его для обозначения новой научной дисциплины, родившейся...

1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II iconИстория в системе социально-гуманитарного знания (4 часа)
Место истории в системе наук, теория и методология истории, основные направления современной исторической науки. 2

1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II iconТема История в системе социально-гуманитарного знания
Место истории в системе наук, теория и методология истории, основные направления современной исторической науки

1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II iconЛекция 1 08. 02. 2011 Тема 1 Введение в культурологию Культурология...
До последнего времени проблема места культурологии в системе гуманитарных знаний остается дискуссионной. Т. к кроме культурологии...

1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II iconНаправление подготовки
Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 033000 Культурология осуществляется в области культурологи...

1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II iconНаправление подготовки
Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 033000 Культурология осуществляется в области культурологи...

1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II icon§ Понятие научного знания Общая теория права входит в систему современного...
Общая теория права входит в систему современного социально-гуманитарного знания. Для того чтобы понять, что составляет предмет изучения...

1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II iconСпецификация проверочной работы для диагностики овладения учащимися...
Диагностическая работа проводится в 10 классе с целью определения уровня овладения межпредметными понятиями и умениями применять...

1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II icon1. Теория государства и права как наука § Понятие научного знания
Общая теория права входит в систему современного социально-гуманитарного знания. Для того чтобы понять, что составляет предмет изучения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов