Педагогическое мастерство учителя




Скачать 75.64 Kb.
НазваниеПедагогическое мастерство учителя
Дата публикации24.07.2013
Размер75.64 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
Педагогическое мастерство учителя
1. Педагогическое мастерство как высший уровень педагогической деятельности .

2. Компоненты педагогического мастерства .

3. Основные направления педагогического мастерства учителя .
1. Педагогическое мастерство как высший уровень педагогической деятельности.
Деятельность - условие существования общества, специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей.

Человеческая деятельность - историческое явление.

Она возникает, меняется, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений, которые она обслуживает и постоянно изменяет.

Педагогическая деятельность (как и любая другая) включает в себя :

  1. Педагогический труд - это процесс взаимодействия между педагогом и учеником. От начала до конца является процессом взаимодействия людей.

  2. Предмет педагогического труда - активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.

  3. Средства труда - личность педагога (его знания, опыт, личностные качества).

Основные элементы деятельности:

  1. Субъект (наделенный активностью).

  2. Объект (на который направлена активность).

  3. Собственная активность субъекта.

Деятельность всегда имеет цель и определенную направленность. В зависимости от целей различают виды деятельности:

Виды деятельности:

  1. Преобразовательная деятельность.

  2. Познавательная деятельность.

  3. Целостно-ориентационная деятельность.

  4. Коммуникативная деятельность.

Все виды деятельности удваиваются еще в одном отношении, представая в качестве:

Творческой Механической

(продуктивной) (репродуктивной)
Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия.
Виды действий:

  • двигательные

  • гностические

  • социально - коммуникативные

  • поведение - внешне наблюдаемая система действий (поступков)


2. Компоненты педагогического мастерства

Педагогическое мастерство - высокое постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания.

Основу педагогического мастерства составляют:

  1. Знания.

  2. Умения, навыки.

  3. Педагогический опыт.


Основные компоненты педагогического мастерства:

  1. Педагогическая техника.

  2. Педагогическое творчество.

  3. Педагогическое воздействие.

  4. Личностные качества педагога

2.1. Педагогическая техника как компонент

педагогического мастерства:

Термин " педагогическая техника " ввел А. С. Макаренко. Он рассматривал ее как стержень воспитания.

Овладение педагогической техникой, превращение ее в тонкий инструмент решения педагогических задач - является делом чести и долга преподавателя ФК и спорта.

Педагогическая техника являясь составной частью педагогического мастерства, выступает как форма организации поведения учителя, преподавателя, тренера.

Педагогическая техника: комплекс умений и навыков, необходимых преподавателю для эффективного применения на практике методов педагогического воздействия.

Основные компоненты педагогической техники

1. Искусство общения (высокий уровень коммуникативных способностей)

  • Пластичность поведения

  • Эмоциональная отзывчивость

  • Сопереживание

  • Устойчивость к конфликтным ситуациям

  • Демократический стиль общения

^ 2. Умение управлять своим вниманием и вниманием учащихся

  • Познание механизмов внимания (непроизвольного, произвольного)

  • Распределение внимания

  • Переключение внимания

^ 3. Умение по внешним признакам определять душевное состояние ученика (учет индивидуальных особенностей).

  • Спокоен?

  • Взволнован?

  • Радуется?

  • Грустит?

^ 4. Чувства темпа в педагогических действиях (педагогический такт).

Выработка наиболее оптимальной скорости мышления и соответствующего действия.

5. Способность выразительно показывать (демонстрировать) свое отношение к действиям (поступки, переживания).

  • Оценка состояния ученика

  • Сопереживание (эмоциональное соучастие в переживаниях).

^ 6. Умение владеть мимикой (движения мускул лица).

  • Мимика должна быть педагогически целесообразной.

  • Мимика органично должна усиливать направленность и содержание деятельности учителя, тренера.

^ 7. Умение владеть пантомимикой (движения рук, тела, ног).

Пантомимика должна выражать внутреннее достоинство педагога, усиливать силу слова воздействия (в основе - естественность).

^ 8. Техника (культура) речи. Речь - зеркало культуры человека .

  • Речь должна быть безукоризненной с точки зрения лексики, фонетики, стиля, произношения, ударений.

  • Речь должна быть содержательной, ясной, доступной, четкой.

^ 2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК КОМПОНЕНТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Педагогическое творчество - целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего - либо нового, ранее неизвестного.

Основные сферы педагогического творчества.

1. Методическое творчество

2. Коммуникативное творчество

3. Творчество самосовершенствования

Основные стороны творческого педагогического процесса

1. Выделение главной проблемы

2. Сбор необходимых данных, вытекающих из проблемы

3. Выдвижение гипотезы; постановка задач

4. Определение путей и способов решения поставленных задач

5. Действие (проверка гипотезы)

6. Рефлексия (анализ социальной ценности продукта)
^ 2.3. Педагогическое воздействие как компонент

педагогического мастерства.

Методика педагогического воздействия - система средств для организации общественно - полезной и педагогически целесообразной деятельности учащихся.

Способы коммуникативного воздействия

1. Убеждение: воздействие на сознание, волю. Преодоление разрыва между сознанием и поведением.

2. Внушение: воздействие адресованное к неосознаваемой сфере психики

Приемы коммуникативного воздействия

  1. Стимулирующие приемы.

  2. Тормозящие приемы.

  3. Требование.

  4. Порицание.

  5. Поощрение.

  6. Наказание.

Общие требования (правила) к методам педагогического воздействия.

  1. Высокий гуманизм

  2. Сочетание требовательности с уважением к личности

  3. Разумность воздействия

  4. Учитывать реальные условия

  5. Учитывать индивидуальные особенности личности ученика

  6. Любое воздействие должно быть доведено до конца


Личностные качества педагога

1. Морально - волевые

2. Общая культура (внешняя и внутренняя)

3. Профессионально - педагогические (педагогическая направленность, способности, такт).

Морально - волевые качества:

  1. целеустремленность

  2. принципиальность

  3. ответственность

  4. дисциплинированность

  5. деликатность

  6. справедливость

  7. честность

  8. скромность

  9. коммуникабельность

  10. трудолюбие, сдержанность

  11. самообладание,

  12. мужество.


Общая культура (внутренняя):

  1. Высокий интеллект

  2. Любознательность

  3. Культура речи

  4. Устойчивые духовные интересы

  5. Логика мышления

Внешняя культура:

  1. Внешний вид (одежда, прическа, осанка).

  2. Мимика и пантомимика.


Педагогическая направленность:

  1. Творческое, новаторское отношение к труду.

  2. Глубокое знание своих обязанностей (своего дела), интерес к нему.

  3. Внутренняя потребность в самосовершенствовании (самообразование и само воспитание).

  4. Любовь к детям.

  5. Педагогический оптимизм.

Педагогические способности:

  1. Персептивные (способность понимать учащихся).

  2. Дидактические (способность передавать необходимую информацию).

  3. Организаторские (способность включать детей, взрослых в различные виды деятельности).

  4. Коммуникативные (способность устанавливать правильные взаимоотношения).

  5. Академические (способность творчески мыслить, анализировать).

  6. Эмоциональная устойчивость (способность к саморегуляции).

Педагогический такт - умение находить в любой ситуации, в каждом отдельном случае наиболее правильное решение.

Признаки педагогического такта:

  1. Педагогически оправданная творческая изобретательность.

  2. Естественность и простота в обращении.

  3. Доброжелательность.

  4. Обдуманность своих действий.

  5. Внимательность, чуткость.

  6. Выдержка, самообладание.

  7. Коммуникабельность.


^ 3. Основные направления педагогического

мастерства учителя
Основные направления педагогического мастерства учителя

1. Мастерство на уроке:

1.1. В процессе подготовки к уроку

  • определение цели, задачи

  • составление плана урока

1.2. В процессе непосредственного проведения урока

  • творческая реализация принципов

  • управление познавательной деятельностью учащихся

  • руководство самостоятельной работой школьников

  • создание эмоционально - интеллектуального фона

2. Мастерство в процессе воспитания.

Исходные позиции: демократизация, гуманизация

  • технологическая.

  • социально - психологическая.

  • этическая.

Пути совершенствования педагогического мастерства:

    1. Самообразование

    2. Самовоспитание

    3. Изучение передового педагогического опыта




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогическое мастерство учителя iconТема: Основы педагогической деятельности
Основные понятия: педагог, воспитатель, учитель, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессионализм, профессиограмма,...

Педагогическое мастерство учителя iconТеория и практика
Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание учителя

Педагогическое мастерство учителя iconТеория и практика
Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание учителя

Педагогическое мастерство учителя iconН. И. Курдюмов Мастерство плодородия Мастерство плодородия 1
Это — сборник материалов о земледелии, которое не истощает, а восстанавливает плодородие почв. Его называют натуральным, восстановительным,...

Педагогическое мастерство учителя iconН. И. Курдюмов Мастерство плодородия Мастерство плодородия 1
Это — сборник материалов о земледелии, которое не истощает, а восстанавливает плодородие почв. Его называют натуральным, восстановительным,...

Педагогическое мастерство учителя iconПрограмма курса «Сценарное мастерство» Преподаватель: Карманова Анна...
Теперь у тебя появился уникальный шанс стать одним из участников съёмочного процесса и снять собственный проект! Только этим летом,...

Педагогическое мастерство учителя iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование...

Педагогическое мастерство учителя iconКнига посвящается светлой памяти Божественного Учителя, Йога, Поэта...
Предназначении, вселяло веру в себя и в Учителя, и поэтому сплачивало наш разношерстный коллектив. Как сейчас помню тот столь внезапный...

Педагогическое мастерство учителя iconРуководство к просветлению для ленивых Камден Бенарес Дзен без учителя «софия»
К. Семёнов—«Руководство к просветлепию для ленивых», Н. Марченко — «Дзэн без учителя»

Педагогическое мастерство учителя iconПрограмма собеседования с абитуриентами, поступающие на сокращенный...
Программа собеседования с абитуриентами, поступающие на сокращенный срок обучения по направлению: 050100. 62 «Педагогическое образование»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов