Сущность культуры, ее функции




Скачать 151.34 Kb.
НазваниеСущность культуры, ее функции
Дата публикации19.06.2013
Размер151.34 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
Культура и общество.



  1. Сущность культуры, ее функции.

  2. Составные элементы культуры.

  3. Общество и его основные типы.

  4. Социальные институты.



1.Слово «культура» происходит от латинского слова «colere» , что означает культивировать или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин агрокультура или искусство земледелия. Но в 18 и 19 веках его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью. Его считали культурным. Тогда этот термин употреблялся главным образом к аристократам, чтобы отделить его от некультурного простого народа.

Современное научное представление о культуре отбросило аристократические оттенки этого понятия. Наиболее краткое определение культуры – это система ценностей, представлений о мире и правил поведения , общих для людей, связанных определенным образом жизни.

Человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Наше поведение обусловлено обучением., в ходе которого усваивается культура общества, в котором мы живем. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Функции культуры.

  1. Она регулирует поведение людей. По словам Фрейда «она диктует нам, как, когда и каким образом можно удовлетворять свои потребности.»

Но способность культуры регулировать поведение людей ограничено. Чем же? Во-первых, небеспредельными являются биологические возможности человеческого организма. Человека нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если бы человечество очень высоко оценили бы эти подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Во-вторых, факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержение вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия.

В-третьих, поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков как убийство, воровствои поджог.

Вторая функция культуры – отбор определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В одной культуре материальные ценности ценятся ниже, в другой – они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе могут с пренебрежением относиться к технологии, в другом – технология постоянно совершенствуется. Таким образом, каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека – и юность, и смерть, и память о нем после смерти. В результате такого\ отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самым благородным делом человека, в других ее ненавидили. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания, другие общества расценивают мистические видения как высшую форму сознания.

Несмотря на различие культур разных народов в каждой культуре присутствуют элементы, общие для всех культур. Такие элементы получили название культурных универсалий.

Социолог Джордж Мэрдок (1965) выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, украшения, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды , сексуальные ограничения, изготовление орудий труда. Наличие культурных универсалий объясняется необходимостью удовлетворения биологических, психологический и социальных потребностей человека.

Тенденции судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров . которые стремятся обратить варваров в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Необходимо формировать в себе понимание к чужим культурам, так называемый культурный релятивизм.

Второй вопрос. Составные элементы культуры.

В социологии в отличие от философии по-своему подходят к структуре культуры.

Первым элементом культуры считаются понятия. Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Но в разных культурах мир организован по-разному. В немецком языке слово essen означает прием пищи людьми, а слово fressen - прием пищи животными. В то время, как в английском языке и то. и другое обозначает только одно слово eat . Мы можем выразить это различие в английском языке, если скажем о ком-то: «Ест, как свинья.»

В языке жителей Тробрианских островов одно слово обозначает 6 различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца. Сына сына брата отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников. Это различие объясняется тем, что для жителей Тробрианских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников. Которым принято относиться с особым почтением. В английском и американском обществе сложилась более простая система родственных связей.

Таким образом. изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора и организации своего опыта.

Второй элемент культуры – отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой в пространстве и времени Например. В нашем языке есть слова «земля» и «солнце», и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культура часто по-разному истолковывает взаимосвязи. (высказывание жителя Микронезии, Смелзер, с.49). Мы можем не согласиться с жителем Микронезии ( его слова были записаны в 1913 году), но в контексте предполагаемых ми причинно-следственных связей его рассуждение выглядит правдоподобным.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязи между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Например, согласно христианской космологии, мир создан Богом и имеется немало постулатов об отношении Бога к людям.

Третий элемент культуры – ценности. Это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться . Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму) , и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Четвертый элемент культуры – правила или нормы. Это элементы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, в ряде культур, в том числе российской, существуют законы, запрещающие кражу со взломом, присвоение чужого имущества. В них отражено стремление к защите личной собственности.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные поощрения стимулируют соблюдение нормы. Социальные наказания также способствуют соблюдению норм. Наказания и поощрения называются санкциями. Существуют позитивные санкции – денежное вознаграждение и негативные санкции – штраф.



Санкции смертная казнь, тюрьма
Правила (нормы) законы. запрещающие убийства и

Кражи

Ценности жизнь и благосостояние

индивида

Санкции, нормы, ценности образуют структуру социальной регуляции, социального контроля.
Культурный конфликт.

В современном обществе происходят стремительные перемеы. Культура не всегда успевает за этими переменами, вследствие чего возникает так называемый культурный конфликт.

Можно выделить по крайней мере три формы культурного конфликта: аномию, культурное запаздывание и господство чужой культуры.

Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием явно сформулированных норм, был впервые введен Дюркгеймом еще в 90 годы 19 века. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов и неразборчивость в сексуальных связях происходили в результате нарушения единства культуры . особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.

Культурное запаздывание. Этот термин ввел в 1922 году ввел американский социолог Огборн. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения ,философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры , и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например, прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает необходимость их сохранения. Точно также изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за производственную травму.

Третий вид культурного конфликта , вызванного господством чуждой культуры . наблюдался в в доиндустриальных обществах, которые подвергались колонизации со стороны народов Европы. Например. Социолог Малиновский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными в совершенно различных условиях. Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей , экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом. Великобритании , возникла в совершенно других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а неестественное, чреватое напряженностью смешение.

Разнообразие культурных форм.

В большинстве европейских обществ к началу 20 века сложились две формы культуры.

Высокая культура – изящное искусство . классическая музыка и литература – создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включающая сказки. Фольклор, песни, мифы. Танцы – принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации произошло стирание различий между высокой и народной культурами. Появляется так называемая массовая культура, которая не связана с национальными. Региональными, социальными и иными различиями. Культура становится массовой, когда ее продуты стандартизируют и распространяют среди широкой публики .

Во всех обществах существуют множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как класс. Этническое происхождение, религия и место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

В каждой культуре своя система ценностей. Например, ценностями американской культуры являются: личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, вещи как признак благополучия.

Культура развивается в обществе и является его интегральной характеристикой.

Второй вопрос. Общество и его характеристика.

Основными признаками общества в социологии приято считать: постоянную территорию, пополнение за счет главным образом деторождения, развитую культуру, политическую независимость.

Существуют разные классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства. В связи с этим различают феодальное, капиталистическое, социалистическое общества.

Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий, например, мусульманское или христианское общества или на основе языка, например, например франкоязычное общество и т.д.

Американский социолог Ленски классифицировал общества на основе характерных для них способов получения средств к существованию. Он выделил следующие типы обществ.

1.Общества. живущие охотой и собирательством. Они имеют самые примитивные орудия труда, их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, их социальная жизнь организуется на основе родственных связей, политической структуры в этом обществе нет, во главе общества стоят старейшины или вожди.

  1. Садоводческие общества впервые возникли на ближнем Востоке примерно за 4 тысячи лет до нашей эры, в настоящее время сохранились в основном в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия труда. В садоводческих обществах люди трудятся., не создавая прибавочного продукта . Системы родственных связей также являются основой социальной структуры этих социумов. Но здесь она значительно усложняется. Иногда общества состоят из многих кланов.

  2. Аграрные общества. они впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство, была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому родственные связи перестали быть основой социальной структуры общества.

  3. Промышленные общества. Они возникли в современную эпоху в 18 веке под влиянием индустриализации в Великобритании В их развитии решающую роль сыграли совершенствование технологии и использование новых источников энергии. Прибавочный продукт огромен по сравнению с теми излишками, которые существовали в обществах других типов. Это позволяет обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах.

В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления , включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи

В современных условиях происходит переход от индустриального общества к постиндустриальному..

Четвертый вопрос. Социальные институты.

Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которого это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязанности);3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, тещи, ребенка, свекрови и т.д.)

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной, то существование такого института оказывается бессмысленным., тормозящим общественную жизнь. такой институт в силу инерции социальных связей еще некоторое время существует, но затем прекращает свое существование.

Пример – институт дворянских дуэлей чести. Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в привилегированных слоях общества, но с развитием капитализма изменялись этические нормы в обществе, что выразилось в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошек с расстояния 20 см.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают , что таких институтов в развитых обществах всего пять :это институты семейные, политические. Экономические, образовательные и религиозные. С некоторых пор стал выделяться институт науки. В каждый институт входит много групп и ассоциаций. определяющих институциональное поведение Например, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп (конкретных семей). Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви – ассоциацией. Следовательно, институты и социальные группы, а также ассоциации тесно взаимосвязаны.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как это происходит? В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценки превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки – это элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт.

Институционализация – это процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Процесс образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

  2. формирование общих целей;

  3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

  4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

  5. практическое применение норм. правил и процедур.

  6. установление системы санкций для поддержания норм и правил;

  7. создание системы статусов и ролей. охватывающих всех без исключения членов института.

Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину – в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь – в крепкую семью. Институты. Таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе. Люди всегда стремятся институализировать свои отношения свои отношения, связанные с актуальными потребностями. Это стремление проявляется в самых разных областях деятельности. Например, продажа или распределение товаров среди значительной части людей порождает потребность в справедливом порядке такого распределения. Пришедшие первыми должны получить свое прежде чем те, кто пришел позже. Стихийно возникает очередь со своими общепринятыми нормами. Далее происходит закрепление в очереди определенных ролей: распорядителя, борца за справедливость, последнего в очереди и т.д. Возникает институт очереди.

Признаки социального института.

  1. Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так. для государства – это герб, для церкви – распятие,. полумесяц или звезда Давида, для семьи – обручальное кольцо, для университета – эмблема «альма-матер». Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить из его названия или торговой марки. Музыка тоже может стать символикой. Государственные гимны, свадебные марши используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть здания.

  2. Кодексы поведения. Люди. включенные в деятельность институтов,. должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах ,таких как присяга на верность, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа.

Формальный кодекс поведения производит значительное внешнее впечатление, но не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву, граждане, повторяющую государственную присягу на верность, могут совершить государственную измену. Институциональный кодекс не будет выполняться в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

3. идеология. Это система идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом.

Функции социальных институтов.

Институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института и скрытые, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или. если они и признаны, считаются побочным продуктом.

Явные функции социальных институтов.

1.Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Например, кодекс института семьи подразумевает, что члены общества должны разделиться на достаточно устойчивые малые группы – семьи. Разрушение института семьи – это появление хаоса и неопределенности, невозможность обеспечения нормального воспитания детей и т.д.

2. регулятивная функция. Функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности ни занимался человек, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Таким образом. с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение.

  1. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций, систем ролей.

  2. транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например. Семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те семейные ценности, которых придерживаются его родители.

Латентные функции.

С помощью изучения латентных функций мы можем определить истинную картину социальной жизни. Американский социолог Веблен писал, что наивно было бы утверждать. Что люди едят черную икру и покупают роскошный кадиллак, потому что хотят утолить голод и приобрести хорошую машину. Эти вещи приобретаются для повышения собственного престижа, т.е. в данном случае производство предметов потребления выполняет скрытую функцию.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сущность культуры, ее функции icon1 Сущность и функции денег 7
Тема Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики 24

Сущность культуры, ее функции iconВопросы к экзамену по дисциплине «Управленческий бухгалтерский учет»
Понятие и сущность управленческого учета: сущность, предмет, объекты, цели и задачи, функции и методы

Сущность культуры, ее функции icon1. Сущность и необходимсть финансов, их функции и роль в системе...
Сущность и необходимсть финансов, их функции и роль в системе денежных отношений

Сущность культуры, ее функции iconВопросы и список рекомендуемой литературы для сдачи государственного экзамена по специальности
Необходимость, сущность и функции денег (понятие денег, их необходимость, происхождение, функции и виды)

Сущность культуры, ее функции iconПлан: Основные подходы к определению понятия культуры. Структура и функции культуры
Но такая буквальная "расшифровка" мало что говорит о сути этой дисциплины, до тех пор пока мы не конкретизируем, что же понимается...

Сущность культуры, ее функции iconЭкзаменационные вопросы. Понятие функции. Способы задания функций. Элементарные функции
Предел функции. Непрерывность функции в точке. Точки разрыва функции и их классификация

Сущность культуры, ее функции iconЭто основные закономерности государства и права, их сущность, назначение и разви­тие
От того как соотносятся государство и право зависит содержание науки. Структура ТгиП зависит от функций, а функции производны от...

Сущность культуры, ее функции iconТема происхождение, сущность, функции денег

Сущность культуры, ее функции icon3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры
Наконец, материальная культура включает в себя способы материального общения людей в их совместной практической деятельности — трудовой,...

Сущность культуры, ее функции icon1. Сущность,функции и виды денег. Денежная масса и денежные агрегаты. Деньги
Сущность денег зак-ся: 1 Они служат необходимым а элементом и с основной частью экон-й жизни общества. 2 яв-ся участником и посредником...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов