Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов




НазваниеПериодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов
Дата публикации05.08.2013
Размер34.9 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы


Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов
Октябрьская революция 1917 года в корне изменила жизнь миллионов людей, их традиционный быт, сознание, культуру. Главная особенность новой эпохи – небывалая плотность времени, стремительность происходящих событий: революция, гражданская война, коллективизация, повлекшая за собой разорение деревни, индустриализация, жестокая борьба с религией, эпоха культа личности (доносы, концлагеря, расстрелы), Великая отечественная война, переселение народов, критические кампании в культуре.

События 1917 г. имели огромное значение для художественной жизни России. Отношение к революции творческой интеллигенции было неоднозначным. Многие покинули Родину: Рахманинов, Шаляпин, Метнер, Прокофьев, Стравинский, уехавший перед первой мировой войной долгие годы был лишен возможности посетить Россию. Некоторые из них не смогли адаптироваться на чужбине и возвращались обратно: Прокофьев, из писателей и поэтов – Горький, Куприн, Цветаева. Судьбы многих художников в России складывались драматично: гибель Гумилева, Мандельштама, Мейерхольда, Есенина; самоубийства Маяковского и Цветаевой; травля Ахматовой, Зощенко, Пастернака. Это с одной стороны. А с другой – необычайная творческая активность отечественных художников, писателей, поэтов, музыкантов, режиссеров, актеров. В этом и состоит неповторимое своеобразие культуры и искусства советского времени.
^ Первый период: 1917 – 1924.

Угроза распада государственности обусловила замедление пульса культурной жизни. Деятели искусства имели относительную свободу авторского самовыражения, которая с каждым годом все более ограничивалась. В 1922 г. организуется Главлит – комитет, контролировавший всю литературную продукцию на территории страны; в 1923 г. – Главрепертком, где политредактором по музыке был композитор- авангардист Николай Рославец. В Госиздате формируется Агитационный подотдел, печатающий литературу исключительно пропагандистского содержания. Пролетаризация высшего образования затрагивает и музыкальное образование. В 1924 г. начинается всеобщая вузовская чистка, которая затронула главные ВУЗы страны, в том числе и консерватории.

В Московской консерватории, например, создается ФКП (фракция красной профессуры), по социальному признаку там сократили 30 % студентов (особенно много – на фортепианном и вокальном факультетах, многие выпускались с «волчьим билетом»: Гавриил Попов). С 1922 по 1933 г.г. в консерватории можно было поступать по партийной или комсомольской путевке (без экзаменов). Ленин даже планировал закрыть Большой театр, чему воспротивились Луначарский, Маленков, Сталин.
^ Второй период: 1925 – 1931.

Отмечен созданием новых ценностных установок. Публикуются первые декларации о политике партии в области искусства, регулирующие вопросы художественного творчества. Появляется огромное количество надзирающих структур: Пролеткульт, Наркомпросс, Главискусство и др.

^ Третий период: 1932-1938.

Образуется ССК (Союз советских композиторов), куда «влились» РАПМ, АСМ. Государство вступает с композиторами в плановые товарно-денежные отношения и начинает оплачивать всю творческую продукцию. В результате происходит поворот композиторов в сторону идеологически верного высказывания. Строго оценивалось либретто в музыкально-театральных сочинениях (особенно в опере), тексты песен, кантат, ораторий. Любые отклонения «от курса» резко порицались (статьи «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь» об операх и балетах Шостаковича.) Чуть большая свобода отличала музыку инструментальных жанров. Но и в ней вскоре стали требовать соответствующие духу времени концепции. Так, например, сложилась концепция 5 симфонии Шостаковича («показать оптимизм как мировоззрение») с «правильным» финалом.

^ Четвертый период: 1939 – 1947.

Самый плодотворный период по количеству созданных шедевров. В 1939 г. образуется Музфонд. Композиторы находятся на самой верхней ступени в иерархической лестнице деятелей искусств.

^ Пятый период: 1948 – 1953.

Кульминационный период по степени воздействия руководства партии на композиторов. Постановление ЦК ВКПб «Об опере «»Великая дружба» Вано Мурадели» положило начало жесткой критической кампании, направленной против выдающихся композиторов современности: Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна и др. Происходят «чистки» преподавательского состава.
В это время была сформирована репертуарная политика советского государства. Ее основы были заложены Лениным, который считал, что все произведения должны иметь политическую направленность. Происходит подмена критериев: главным становится содержание произведения, его агитационный смысл. Активно развиваются органы цензуры. В 1929 г. публикуется первый репертуарный указатель – список разрешенных или запрещенных к исполнению произведений, в том числе и музыкальных. Произведениям присваивались литеры: «А», «Б», «В», «Г».

В музыкальном театре катастрофически сокращается зарубежный и русский репертуар. После постановки «Жар-птицы» Стравинского и «Саломеи» Р. Штрауса в 20-х годах не ставится ни одно новое западно-европейское сочинение. Зато «открывается дорога» советским однодневкам. В 50-е годы разрешенных западных опер – около 30; западных балетов – ни одного.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов iconИстория развития музыкальной культуры Японии
Договоримся, что в дальнейшем мы будем использовать понятия «Япония» и «японский» к землям и общности на островах нынешней Японии...

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов icon1. Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы...
Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы Средних веков и эпохи Возрождения

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов iconВопросы к экзамены по ифк общетеоретические вопросы истории физической культуры и спорта
Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов iconВопросы к экзамену по истории отечественной и зарубежной литературы...
Вопросы к экзамену по истории отечественной и зарубежной литературы для 1-го курса ржд, зв, кв заочного отделения

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов iconЭкзаменационные вопросы по отечественной истории государства и права...
Экзаменационные вопросы по отечественной истории государства и права на 2009-2010 уч г

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов iconСодержание
И она не является ныне лишь феноменом музыкальной культуры, но своего рода прозрачным, нетрудным для расшифровки кодом, в котором...

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов iconВосприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений...
Восприятие. Особенности восприятия в младшем школьном возрасте. Развитие осмысленности музыкального восприятия в музыкальной школе...

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов iconПредмет и периодизация истории государства и права зарубежных стран
Учитывая эти обстоятельства, обобщенность и жесткая периодизация истории государства и права будут маловажными для понимания исторических...

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов iconЗакон, но сохраняются обычай и судебный прецедент
Предмет, метод, периодизация истории государства и права. Периодизация истории отечественного государства и права

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов iconВалентин Антипов
В определенном смысле без опоры на исторические источники невозможно вообще никакое музыковедческое исследование: если нет памятников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов