Культура России




НазваниеКультура России
страница1/72
Дата публикации05.08.2013
Размер10.6 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   72




социология

КУЛЬТУРЫ

Киров

Константа

2012

Москва

Академический Проект
2012




УДК 316.7 ББК 60.56 0-69

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

Издательский проект «Культурная антропология и социология культуры»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

П.К. Гречко — доктор философских наук;

В.В. Щербина — доктор социологических наук

Орлова Э.А.

0-69 Социология культуры: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2012. — 575 с. — (Gaudeamus).

ISBN 978-5-8291-1353-7 (Академический Проект)

ISBN 978-5-902844-43-3 (Константа)

Учебное пособие по социологии культуры отражает не только историю становления этой дисциплины, но главным образом последние тенденции развития этой предметной области. Существенное сближение теоретических позиций социологии и культурной (социальной) антропологии, изменившее социологический взгляд на понятие культуры, делает культурное измерение полноправной стороной при изучении совместного существования людей, а само понятие культуры в этом контексте определяется как созданный людьми искусственный мир, как содержание общественной жизни, как процессы освоения ими своего окружения и использования результатов взаимодействия и коммуникации между людьми. В таком теоретическом контексте общество рассматривается с точки зрения строения социокультурного пространства и форм/парадигм социального взаимодействия и коммуникации (интеракции), реализующихся в его пределах и детерминированных его составляющими.

Автор предлагает теоретические модели социокультурного пространства и парадигм социального взаимодействия в его пределах, которые базируются на социологических и культурно-антропологических основаниях и относятся к микродинамическому уровню анализа.

Для специалистов в области социальных наук, преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных факультетов вузов.

ISBN 978-5-8291-1353-7 ISBN 978-5-902844-43-3

УДК 316.7 ББК 60.56

© Орлова Э.А., 2011 © Оригинал-макет, оформление. Академический Проект, 2012 © Константа, 2012


Введение

Предлагаемое читателю учебное пособие по социологии культуры отражает не только историю становления этой дисциплины, но главным образом последние тенденции, наметившиеся здесь, начиная с 1980-х гг. В этот период началось и продолжается до сих пор существенное сближение теоретических позиций социологии и культурной (социальной) антропологии, изменившее социологический взгляд на понятие культуры. В рамках формирующегося теоретического направления оно перестало трактоваться как «объект», который исследуется социологическими средствами. Наравне с социальным культурное измерение становится полноправным при изучении совместного существования людей, а само понятие культуры определяется как созданный ими искусственный мир, как содержание общественной жизни, как процессы освоения ими своего окружения и использования соответствующих результатов в ходе взаимодействия и коммуникации. В таком теоретическом контексте общество рассматривается с точки зрения строения социокультурного пространства и форм/парадигм социального взаимодействия и коммуникации (интеракции), реализующихся в его пределах и детерминированных его составляющими.

Предметная область социологии культуры определяется теоретическими положениями, принятыми в современных социальных науках:

  • контекстом совместного существования людей, организованного в соответствии с институциональным, стратификационным, территориальным измерениями;

  • динамическими формами существования людей в этих пределах, такими как образ жизни, связывающий его условия и процессы на протяжении индивидуального жизненного цикла, и парадигмы взаимодействия, указывающие на особенности реализации интеракций в контексте социальных отношений.

Объектами изучения в этом случае становятся способы и формы организации:

  • социокультурного пространства;

  • социального взаимодействия и коммуникации (интеракции) в границах этого пространства.

Субъект социокультурной жизни представлен концепцией человека в аспекте его результативной активности, обусловливающей трансформацию природного и искусственного окружения в освоенную жизненную среду. В ходе взаимодействий и коммуни-

3




каций люди, с одной стороны, поддерживают построенные ими социокультурные порядки, а с другой — продуцируют инновации (это принято называть творчеством), обусловливающие их изменение.

Строение социокультурного пространства, состоящего из совокупности таких порядков, определяется:

  • двумя уровнями отношений людей с окружением — специализированным (социетально-институциональная структура) и обыденным (сети межличностных отношений);

  • тремя фундаментальными измерениями социокультурного пространства — социетально-институциональным (общественное разделение труда), стратификационным (социальное расслоение в соответствии с различиями образа жизни), территориальным (распределение социокультурного потенциала по типам поселений).

Дифференциация социетально-институционального (специализированного уровня социокультурного пространства) осуществляется в соответствии с понятием социокультурных кодов, основание для построения которых составляют фундаментальные адаптационно необходимые связи человека с окружением. Социокультурная стратификация выводится из сходств и различий людей по образу жизни. Ее поддержание обусловлено устойчивыми формами социокультурной идентификации людьми своей принадлежности к определенным сообществам, а изменчивость — периодическим перераспределением имеющихся у них ресурсов между базовыми модальностями существования — жизнеобеспечение, социализация, культурная коммуникация, рекреация.

Совокупный результат совместной активности людей, организованной в соответствии с измерениями социальной структуры и расслоения по образу жизни, обозначается как социокультурный потенциал. Территориальное измерение социокультурного пространства выделяется для того, чтобы подчеркнуть неравномерность его распределения по типам поселений.

В пределах этой системы координат тема личности как исходного социокультурного агента и актора (субъекта) раскрывается с точки зрения:

  • освоения социокультурного пространства и форм интеракции;

  • процессов социализации и инкультурации;

  • использования освоенных знаний и навыков — способы поддержания устойчивости параметров социокультурного пространства;

  • необходимости решать личностно и социально значимые проблемы — возможность порождать социокультурные изменения.

Теоретические основания изучения социокультурной микродинамики в пределах такой «системы координат» составляют концепции:

  • образа жизни как процесса чередования рутинных (стандартных) и проблемных (чреватых изменениями) ситуаций. Проблемные ситуации здесь трактуются как локусы порождения изменений на уровне связей людей с жизненной средой;

  • фундаментальных форм и парадигм социального взаимодействия: солидарность/консолидация, конфликт/борьба, партнерство/переговоры. Помимо динамических характеристик каждой

4




из них при использовании в контексте социально значимых проблемных ситуаций (устойчивых во времени, широко распространенных, угрожающих индивидуальной и социальной безопасности) рассматриваются и их взаимопереходы. Это позволяет анализировать механизмы порождения социокультурных изменений в контексте интеракций.

Парадигматические процессы определяются такими параметрами, как предпосылки, условия, схемы совместных действий и движения информации, их результаты с точки зрения решения проблемы. Каждый их тип, а также взаимные переходы от одного к другому описаны как последовательность стадий от момента зарождения до завершения и оцениваются с точки зрения эффективности при решении социально значимых проблем.

В целом представленное здесь теоретическое направление социологии культуры разработано с целью объединения:

  • социологического и культурно(социалы-ю)-антропологи- ческого знания, что позволяет принимать во внимание как формы, так и содержание общественной жизни;

  • структурно-функционального, динамического и семантического аспектов рассмотрения совместного существования людей, благодаря чему уточняется концепция социокультурных трансформаций.

Социология культуры в такой концептуализации представлена в теоретической форме. Соответственно модели социокультурного пространства, образа жизни, парадигм социального взаимодействия и их ключевых компонент выстраиваются по принципу идеальных типов с использованием обобщенных понятий и категорий.

Автор затрагивает, но систематическим образом не обобщает здесь вопросы методологии социокультурного исследования,/поскольку этой теме предполагается посвятить отдельную, специальную работу. В целом же предлагаемое теоретическое направление соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования второго поколения по специальности 02.03.00 — Социология.

Книга, предназначенная для студентов и аспирантов, изучающих социологию, социальную антропологию и культурологию, состоит из трех разделов. В I разделе «Социология культуры как область знания» представлены ее основные составляющие, очерчены ее границы в рамках социологии в целом и ее современное состояние. Часть I «Современное состояние социологии культуры» состоит из двух глав. Глава 1 «Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры» посвящена становлению этой области социологического знания, переходу от концептуализации понятия «культура» в социологии вообще через выделение предметного поля, где эта тема приобретает определенную выраженность, к формированию особого теоретического направления. В Главе 2 «Современные теоретические ориентации в рамках социологии культуры» показано, что пока социология куль

5




туры находится в стадии формирования, и представлены те ее современные составляющие, которые очерчивают характерные для ее современного состояния границы, предметную область, объекты изучения, а также круг решенных и нерешенных проблем. В Части II «Теоретические основы решения проблем социологии культуры» выделяются основные проблемы, с которыми сталкиваются социологи культуры вне зависимости от их исследовательских позиций, и анализируется теоретический потенциал, который может быть актуализован и организован для их решения. Глава 1 «Определение понятия „культура" в антропологии и социологии» представляет познавательные преимущества от объединения значений, в которых понятие «культура» используется в каждой из наук. В Главе 2 «Социологическая трактовка социальной реальности» обобщены представления социологов о социальной реальности, поскольку именно этот уровень считается фундаментальным для порождения культурных феноменов в рамках как социологии, так и антропологии. В Главе 3 «Концепция социального пространства в современной социологии» речь идет о его концептуализации в современной социологии и антропологии, о тех его свойствах — многомерность, неоднородность, подвижность, — которые обусловливают необходимость его отображения в культуре, и о проблеме его теоретической неупорядоченности, с которой социологи культуры сталкиваются, когда пытаются объяснять разнокачест- венность и изменчивость социальной жизни. Глава 4 «Теоретические основы представлений о социальном взаимодействии в современной социологии» представляет возможности использования понятия «социальное взаимодействие» для дифференциации социального пространства, с одной стороны, и для локализации процессов, способствующих поддержанию и изменению его составляющих, — с другой. В Части III «Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики» выделенные ранее проблемы рассматриваются в свете концептуального объединения социального и культурного измерений совместного существования людей, которое позволяет говорить о социокультурном пространстве, включающем в себя как структурные, так и содержательные характеристики. Глава 1 «Основания изучения социокультурной микродинамики» представляет исходные социологические и антропологические допущения, на которых строятся концептуализации социокультурного пространства социального взаимодействия, а также процессов, реализующихся в его рагмках. Здесь также приводятся ключевые понятия, из которых строятся соответствующие теоретические модели. В Главе 2 «Концепция социокультурной реальности» выделяются исходные представления о человеке и его связях с окружением, составляющие концептуальную основу этих моделей.

Раздел II «Пространство социокультурной микродинамики» представляет модель дифференцированного социокультурного пространства, в пределах которого, согласно исходным допуще

е




ниям, выделяются два уровня: социетально-институциональный (специализированный) и обыденный (сети межличностных связей). Часть I «Институциональное пространство социального взаимодействия» полностью посвящена рассмотрению первого уровня. Глава 1 «Институциональное пространство социальной организации» представляет его ключевые компоненты, обеспечивающие упорядоченность общественных отношений на социетальном уровне — это хозяйственная, политическая, правовая его области. В Главе 2 «Институциональная организация социально значимого знания» рассматриваются основные мировоззренческие составляющие социокультурной жизни: религия, искусство, философия, наука. Глава 3 посвящена областям социокультурного пространства, которые оказываются связующими между специализированным и обыденным его уровнями: образование, просвещение, массовые коммуникации. В Части II «Социокультурное пространство обыденной жизни» раскрывается строение того уровня социокультурной реальности, который принято называть повседневностью, областью приватной жизни. В Главе 1 «Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни» показано, каким образом формируются и поддерживаются сети межличностных связей, образующие первичные группы. В Главе 2 «Обыденный и институциональный уровни социокультурного пространства: характер взаимосвязи» обсуждается вопрос о том, каким образом институциональные характеристики социокультурного пространства встраиваются в культуру повседневности. Глава 3 «Теоретическая модель образа жизни: связи человека с социокультурной средой» посвящена описанию основных модусов социокультурного существования людей, образующих их непосредственную жизненную среду, а также динамике их конфигураций в установившихся (рутинных) и проблемных ситуациях. В Главе 4 «Освоение социокультурного пространства» речь идет о процессах социализации и инкультурации, в ходе которых люди приобретают знания и навыки, значимые с точки зрения как поддержания, так и изменения жизненных условий. Глава 5 «Дифференциация понятия личности в социокультурном пространстве» посвящена концептуализации личности как актора и агента социальных взаимодействий и коммуникаций, от которых зависит воспроизведение и изменение микросред социокультурного пространства. В Главе 6 «Стратификационное социокультурное пространство» на основании предыдущих теоретических представлений строится стратификационное измерение социокультурного пространства. В Главе 7 «Распределение социокультурного потенциала по типам поселений» определяется понятие социокультурного потенциала и выстраивается территориальное измерение социокультурного пространства.

В Разделе III «Формы и парадигмы социального взаимодействия» речь идет о фундаментальных, антропологически универсальных формах интеракций, которые равно реализуются как на институциональном, так и на обыденном уровнях социокультурно-

7




го пространства.Часть I «Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений» состоит из двух глав. В Главе 1 «Концепция социально значимой проблемной ситуации» разъясняется, почему формы и парадигмы социального взаимодействия целесообразно анализировать именно в проблемных ситуациях; в этой связи описываются факторы, порождающие их и придающие им социальную значимость, стимулы, побуждающие людей к объединению для совместной активности, социокультурные результаты их решения. Глава 2 «Познавательные возможности проблемноситуативного анализа» посвящена преимуществам и ограничениям, связанным с использованием понятия «социально значимая проблемная ситуация». В Части II «Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации» Глава 1 «Консолидация и солидарность», Глава 2 «Конфликт и конфликтное взаимодействие, Глава 3 «Переговоры и партнерство» в идеально-типической форме представляют основные парадигмы социального взаимодействия с точки зрения благоприятных для них предпосылок и условий, ключевых ролей, динамических стадий и границ применимости. В Главе 4 «Организация взаимодействия в проблемной ситуации» обсуждается вопрос, каким образом при условии потенциальной возможности реализации всех парадигм в любой ситуации взаимодействия осуществляется их взаимопереход и как можно его регулировать.

Заключение «Проблемы и перспективы изучения социокультурной микродинамики средствами социологии культуры» посвящено осмыслению проблем, связанных с изучением социокультурной микродинамики, и возможностей их решения с помощью предлагаемых теоретических моделей. Предполагается, что исследования такого рода будут способствовать формированию современной социологии культуры как значимой теоретической области социологии.

Автор выражает глубокую признательность тем, чьи высококвалифицированные советы, замечания, предложения, чья дружеская поддержка помогли в работе над книгой: А.В. Каменцу, Ю.М. Резнику, Е.Н. Селезневой,

В.В. Семеновой, Е.Н. Шапинской, И.А. Урминой, В.А. Ядову.

С особой благодарностью автор обращается к Е.Г. Киселевой и Д.В. Жарову, неоценимая помощь которых помогла книге выйти в свет.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   72

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культура России iconМедиативной культура
...

Культура России iconОднодневный праздник "Культура успешной России"
Культура успешной России. Участники праздников в течение одного дня будут в игровой форме находить пути формирования новой культуры...

Культура России iconЧто такое культура?
Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель....

Культура России iconТемы лекций. Первобытная культура Культура Древнего Востока. Античная культура
Культурная картина мира. Межкультурные коммуникации. Этническая культура. Язык культуры

Культура России iconПрактическая работа № Тема: Массовая культура в России
Создайте небольшой видеоролик или презентацию, посвященную определению термина «Массовая культура»

Культура России iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральной Целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.». Тюменская государственная академия культуры искусств и социальных...

Культура России iconМарков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...

Культура России iconФранцузская культура пронизывала жизнь высшего общества в России...
Раскаты французской революции то там, то здесь отзывались в русской культуре… Французская культура, французская литература очень...

Культура России iconПлан Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности....
Исторические пути формирования украинской культуры. Культура древнейшего населения на территории украины

Культура России iconИнтернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция...
«Площадка» для обсуждения возможных путей развития России на основании результатов проекта «Сценарии для России-2» и интервью с его...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов