Практическая работа № Тема: Массовая культура в России




Скачать 62.41 Kb.
НазваниеПрактическая работа № Тема: Массовая культура в России
Дата публикации02.02.2014
Размер62.41 Kb.
ТипПрактическая работа
zadocs.ru > Культура > Практическая работа
Практическая работа № 3.

Тема: Массовая культура в России

Вопросы:

  1. Определите по тексту 1 основные характеристики массовой культуры.

  2. Создайте небольшой видеоролик или презентацию, посвященную определению термина «Массовая культура».

  3. Проблема, которую предстоит решить: выживет ли в условиях нашествия массовой культуры культура национальная? Рассмотрим эту проблему на примере национальных культур Карелии. Для этого создадим презентации по темам (выбрать одну):



    • «Национальная культура карел, ее значение и проблема ее сохранения»

    • «Национальная культура финно-язычного населения Карелии и проблема ее сохранения»

    • «Молодежные православные организации Карелии»

    • «Существует ли в России целенаправленная государственная культурная политика и нужна ли она?»

    • «Культурная политика в г. Кондопога»

    • «Карелия – поликультурный регион. Культура диаспор»

    • «Национальные районы Карелии: что сделано для сохранения и развития национальной культуры»

    • «Утраченные объекты культурного наследия Карелии»

    • «Этнографический туризм в Карелии: массовая культура или сохранение традиции?»

    • «Православие и православные организации в Карелии как хранители культурной традиции»

Количество слайдов – не менее 10, должны быть представлены графика (изображения), текст, источники. Презентация создается для демонстрации в аудитории, то есть вы должны владеть материалом. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов, методов их отбора и представления.

Текст 1

Россия – многонациональная и многоконфессиональная (неизвестные термины можно найти в Интернете) страна. В течение долгого времени ее культура формировалась на основе развития национальных культур населяющих ее народов, с разной степенью взаимовлияния. Подобно большинству стран Запада, в настоящее время Россия столкнулась с проблемой сохранения исторического культурного наследия в условиях нашествия такого глобального явления как масскульт, или массовая культура.

^ Массовая культура – явление глобализирующегося мира

Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. массового общества. Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству. Но индустриальное машинное производство предполагает стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня и т. д. Затронули процессы стандартизации и духовную культуру.

Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: работа и досуг. В результате возник платежеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они были предназначены, прежде всего, для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

Использование в производстве новых технологий, расширение участия масс в политике потребовали определенной образовательной подготовки. В индустриально развитых странах делаются важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория, а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры - массовая литература.

Ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному непосредственные связи между людьми отчасти заменили появившиеся средства массовой коммуникации, способные быстро транслировать разного рода сообщения на большую аудиторию.

^ Основные особенности массовой культуры
Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации, прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.

В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пиаф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др.
Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

^ Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей.

^ Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.

^ Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.  

Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов - профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. На запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры.

Итак, массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора "потребляемого продукта". К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее. Иногда массовую культуру называют «пещерным искусством 20 века».

^ Массовая культура всеохватна. Она навязывается извне СМИ, Интернетом, назойливой рекламой. Она унифицирует человека, стирает его индивидуальность и национальность. Во многих странах мира с этим явлением пытаются вести борьбу.

Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др.
     Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», полукультурой. Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

Многие люди говорят, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье. Кто-то считает, что массовая культура помогает людям отдохнуть и развлечься. 

  …Ее вкусы и идеалы меняются с огромной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории и претендует на то, чтобы быть народным искусством.

   Но, всё же массовая культура, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду. Она очень часто противостоит национальной, истинной, «высокой» культуре, и в довольно агрессивной форме».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практическая работа № Тема: Массовая культура в России icon3. Практическая работа с документом. Расскажите о структуре Конституции РФ
Практическая работа с документом. Как в России осуществляется принцип народовластия

Практическая работа № Тема: Массовая культура в России iconПрактическая работа №1: Выполнение приближённых вычислений
Практическая работа №3: Решение систем уравнений с помощью определителей второго и третьего порядка

Практическая работа № Тема: Массовая культура в России iconЛекция Массовая и элитарная культура Понятие, исторические условия и этапы
Предпола­гается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни,...

Практическая работа № Тема: Массовая культура в России iconПрактическая работа №4. Тема : Биосфера, ее роль в сохранении живого,...
Практическая работа №4. Тема: Биосфера, ее роль в сохранении живого, системные свойства и связь с другими оболочками Земли

Практическая работа № Тема: Массовая культура в России iconПрактическая работа 1 Тема: организация расчетов в табличном
Цель занятия. Изучение информационной технологии исполь­зования встроенных вычислительных функций Excel для финансо­вого анализа

Практическая работа № Тема: Массовая культура в России iconУчебное пособие «менеджмент коммерческих предприятий» профессор Богданов...
Практическая работа Исследование организационных структур управления коммерческими предприятиями в России и за рубежом

Практическая работа № Тема: Массовая культура в России iconIi эволюция растафари и массовая культура
Поэтому оставляю все как есть, надеясь на снисхождение и обещая написать вдогонку вторую часть – уже так, как могу и хотел бы написать...

Практическая работа № Тема: Массовая культура в России iconПрактическая работа №1 Тема: Программное обеспечение прикладного характера
Программное обеспечение (ПО) [software] — это совокупность программ, использующихся для решения задач на ЭВМ

Практическая работа № Тема: Массовая культура в России iconКурсовая работа Дисциплина Бизнес-планирование в сфере сервиса Тема...
Культура обслуживания и эффективность деятельности организации

Практическая работа № Тема: Массовая культура в России icon1. Международная научно-практическая конференция "Актуальная проблемы...
Международная научно-практическая конференция "История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов" (Казахстан,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов