1. Социология как наука 1




Скачать 497.09 Kb.
Название1. Социология как наука 1
страница1/3
Дата публикации31.01.2014
Размер497.09 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3
Корнев В.А.

Социология

Оглавление

1. Социология как наука 1

2. Развитие социологии Запада (второй половины XIX – нач. XX века) 1

3. Российская социология 3

4. Общество как социальная система 4

5. Социальная структура общества. Социальная стратификация 5

6. Социальная мобильность 6

7. Личность и общество 6

8. Социализация личности 7

9. Культура в общественной системе 8

10. Социология семьи 9

11. Социальный контроль. Девиативное и делинквентое поведение 10

12. Социальные конфликты 12

13. Социальные группы и общности 13

14. Социальные организации. Феномен бюрократии 14

15. Социальные институты 16


1. Социология как наука

Социология – это наука об обществе, составляющих его системах, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Сегодня социология – это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и функции и методы исследования.

Термин «социология» происходит от латинского слова socius (общественный) и древнегреческого λόγος (наука) и означает «наука об общностях». Впервые этот термин употребил французский ученый Огюст Конт в работе «Курс позитивной философии» (1830–1842).

На философию того времени большое влияние оказали успехи естественных наук, поэтому Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогии с физикой, стремясь использовать полученные знания об обществе прежде всего для решения конкретных проблем человеческих отношений. Конт считал, что социология – это наука, занимающаяся наблюдением, опытом и сравнением, которые отвечают новому социальному порядку индустриального общества.

К середине XIX в. четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе общественных. Возникновение социологии как науки стало отражением потребности более глубокого понимания и анализа роли и места человека в жизни общества, его социального положения, взаимодействия с другими людьми, а также отношения различных социальных общностей. Социология быстро вошла в научную жизнь, а социологи стали изучать все более сложные вопросы, характеризующие поведение человека, его отношение и реакцию на происходящие в обществе процессы. В начале XXI в. социология уже утвердила себя как самостоятельная, хорошо разработанная и жизненно важная дисциплина в ряду общественных наук.

Теоретической основой социологии является философия. Социология тесно связана с социальной психологией, антропологией, этнографией, этнологией, культурологией, математикой и статистикой. Большое влияние на социологию оказали и продолжают оказывать история, этика, правоведение. В некоторых областях предметная область социологии пересекается с экономическими науками.

2. Развитие социологии Запада (второй половины XIX – нач. XX века)

Истоки социологии уходят в далекое прошлое, поскольку с древнейших времен человеческая мысль по-своему интерпретировала (истолковывала) общественную жизнь и тенденции исторического развития. С тех пор социология прошла длительный и сложный путь – от безуспешных попыток стать универсальной областью знания о человеческом обществе до более трезвого осознания своих предметных границ.

Позитивизм Конта, ограничивая возможности теоретического мышления, содержал в зародыше все те элементы, которые в дальнейшем обусловили переход западных социологов к описательному эмпиризму (от др. — греч. έμπειρία – опыт, направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему).

Герберт Спенсер создал предпосылки для понимания общества как «живой системы». Однако сформулированные Спенсером законы «социальной эволюции», не были законами развития в полном смысле этого слова: методология, основанная на аналогии общества с биологическим организмом, не давала возможности понять сущность и специфику социального развития. Тем не менее многие идеи Спенсера были возведены в абсолют такими социологами, как П.Ф. Лилиенфельд, Д. Фиске и др.

Из других социологических школ второй половины XIX – нач. XX вв. можно назвать географическую, утверждавшую решающую роль географической среды в истории, механистическую, считавшую, что в основе общества лежат законы механики; технократическую, провозгласившую культ технической элиты, и др. Возникновение этих школ отражало тот период в развитии западной социологии, когда социология еще не определила предмет своего исследования и в значительной степени сливалась с обществоведением в целом.

Прослеживая дальше процесс становления социологии как науки, необходимо уделить внимание именам мыслителей, создавших специфически социологические методы мышления и соответствующие социологические категории. Всех их объединяет стремление представить общество в его специфической сущности, сводимой к сумме его элементов или к простой совокупности индивидов, что позволило бы рассмотреть общество как систему, вычленив его отдельные компоненты и сформулировав определённые законы функционирования.

^ Людвиг Гумплович (1838–1909) был первым, кто привлек внимание к тому факту, что социология – это прежде всего учение о социальных группах, играющих доминирующую роль в общественном процессе, и попытался сформулировать основные законы их существования: самосохранение и солидарность. Определяя индивида как «продукт группового опыта», он свел до минимума роль личности в истории. Рассматривая развитие общества с позиций биологизма, он, с одной стороны, примыкал к органическому направлению в социологии, а с другой – к психологическому, поскольку объявлял социальный процесс социально-психологическим процессом группового взаимодействия.

Направление, заложенное Гумпловичем, стало весьма влиятельным в начале XX в. Из числа его наиболее видных представителей следует назвать Джеймса Уорда, прямо заявлявшего о том, что силы общественные – это силы психические, а потому и социология должна иметь психологический базис.

Но в этот период происходят и серьезные изменения в проблематике социологической теории, что связано с влиянием на нее соответствующих философских концепций. Немецкий мыслитель Вильгельм Дильтей, представитель так называемой «философии жизни», отверг претензии О. Конта и Г. Спенсера к истолкованию социальных процессов в их единстве, к изучению общества как целого. Он настаивал на том, что объектом социологического исследования должна стать социальная группа.

Именно по этому пути пошли такие американские исследователи, как ^ Уильям Самнер, считавший социальное неравенство нормальным состоянием общества и необходимым условием развития цивилизации, Албион Смолл, пытавшийся создать теорию социального процесса в целом, Франклин Гиддингс с его концепцией «себеподобного сознания», согласно которой какое-то существо признает другое сознание таким, какое оно есть у него самого, Эдвард Росс, утверждавший, что разделение труда и иерархическая организация – это отражение «социального порядка» и др. С определённого момента развитие американской социологии шло под знаком ослабления интереса к общей социологической теории, перехода к частным эмпирическим исследованиям.

В западноевропейской социологии виднейший её представитель – ^ Эмиль Дюркгейм, будучи позитивистом, настаивал на необходимости полностью отделить от философии «положительно-социологическую» науку, предметом исследования которой должны быть исключительно социальные факты, выступающие в виде общественных учреждений, законов, установлений и т.д., и причинные зависимости между ними. Но природу социальных установлений Дюркгейм видел в «коллективных представлениях», последним же он, в духе объективного идеализма, приписывал самостоятельное существование. Развитие общественного сознания им объявлялось основным содержанием исторического процесса, а степень общественной солидарности – главным критерием исторического процесса. При этом поведение личности, по его мнению, целиком детерминируется (определяется) степенью сплоченности общества.

Современником Дюркгейма был ^ Макс Вебер, хотя влияние, оказанное им на мировую социологию, проявилось уже после его смерти. Учение об идеальных типах Вебер соединял с идиографическим методом, сводившим исторические законы к описанию специфических индивидуальных явлений. Переработав идиографический метод в духе психологизма и применив его для объяснения индивидуального человеческого поведения, Вебер заложил основы так называемой понимающей социологии (verstehende Soziologie). Тенденция интерпретировать общество как систему функциональных связей укрепилась под воздействием веберовской концепции социального действия (действие, которое по предполагаемому действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него).

Третья видная фигура «классического периода» западноевропейской социологии – ^ Георг Зиммель, определявший социологию как науку о формах социального процесса. Эти социальные формы (государство, церковь и т.д.) он рассматривал как результат самых различных социальных отношений, интерпретируя их психологически. По Зиммелю, главное внимание следует сосредоточить на формах социального взаимодействия, основным результатом развития которых стала социальная дифференциация (естественный отбор создает высшие и низшие социальные группы).

В период после Второй мировой войны западная социология почти совсем отказалась от познания законов социального развития и превратилась в науку о функционировании общества, ограничив свою задачу изучением социальных структур и функциональных связей. На смену сравнительно-историческому методу, посредством которого западная классическая социология пыталась отыскать законы общественной жизни, приходит структурно-функциональный анализ, рассматривающий в качестве своей эмпирической основы уже не материал социальной истории человечества, а результаты строго определённых конкретно-социологических исследований (здесь прежде всего следует выделить школу структурно-функционального анализа, представленную такими социологами, как Толкотт Парсонс и Роберт Мертон). Интерес к общетеоретической мысли падает, и американская социология расчленяется на ряд автономных социологий: городской и сельской жизни, этнических групп, малых групп, семьи и др.

Оформление в 60-х гг. ХХ в. так называемой «радикальной» (или «критической») социологии, ориентированной на различные версии неомарксизма, привело к изменению ситуации. Вновь была реабилитирована социально–философская проблематика, проблематика социального развития и социального конфликта и т.д. Дело, начатое «радикальной социологией», было продолжено социологией феноменологической, экзистенциалистской и другими социологическими направлениями, ориентирующимися на новые парадигмы (порядок), сформировавшиеся под влиянием модных философских устремлений – феноменологии, экзистенциализма, критического рационализма и проч., из которых ни одна не считается безраздельно господствующей.

3. Российская социология

уходит корнями в русскую культуру. С начала XIX в. в социальном мышлении России преобладают и противоборствуют, с одной стороны, славянофильство и русофильство (Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев), а с другой западничество (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев). В то же время социология в России развивалась как часть европейской культуры. Такие представители русской социологии, как М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский, Евг. Валентинович Де Роберти (де Кастро де ла Серда; предки его, испанец Де Кастро де ла Серда и француз Де Роберти, поселились в России в XVIII в.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, которое вышло за пределы национальных границ. Русская социологическая мысль испытывала влияние западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Л. Уорда, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др. Ориентация на научное социальное мышление и связь с освободительными движениями явились основой для проникновения и распространения марксистских социологических идей.

Во второй половине XIX – нач. XX вв. определяющей ориентацией русской социологической мысли стал субъективизм (взгляд на общественный процесс, в котором личность, а не группа или класс является основной единицей общественной структуры и исторического развития). Представители этого направления (П.Л. Лавров, Н.К. Михайлвский, Н.И. Кареев) считали себя эмпириками (опирающимися только на опыт) и позитивистами, что не мешало им придавать главное значение этическим проблемам социологии.

В начале XX в. субъективизм в социологии идет на спад. После Октябрьской революции начался процесс институализации социологии. Встал вопрос о разработке социологической теории нового общества на основе конкретных социологических исследований. Была введена научная степень по социологии, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. Максима Максимовича Ковалевского, председателем которого стал Николай Иванович Кареев. В 1920 г. в Петроградском университете был образован факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял Питирим (Александрович) Сорокин.

Издается обширная теоретическая литература. Ее основная направленность – выявление соотношения русской социологической мысли и марксистской социологии, формирование марксистской социологии. Большое влияние на социологическое мышление продолжала оказывать немарксистская социологическая мысль (Михайловский, Ковалевский, Сорокин). Важную роль сыграли работы П.Л. Лаврова и Г.В. Плеханова, в которых с различных теоретических позиций (субъективизма и материализма) сделана попытка связать социологию с социализмом. Под влиянием Н.И. Бухарина наметилась тенденция отождествления социологии и исторического материализма. Стали получать развитие отдельные отрасли социологического знания: социология труда, социология политики, социология искусства, социология города и т.д.

Наряду с теоретическим социологическим мышлением серьезные шаги были сделаны в проведении эмпирических социологических исследований. В 20–30-е гг. проводились социально-экономические и социально-этнографические исследования. Исследования социологов и социальных психологов выявили важную роль социального фактора в производственной деятельности человека. Они внесли существенный вклад в развитие социологической науки и получили международное признание. Несмотря на то, что работы первых советских социологов были не свободны от недостатков, они имели несомненную научную ценность и заложили основы для дальнейшего развития социологии в стране.

В то же время значительная часть советских философов объявила социологию составной частью философии (диалектического материализма). Сложилось и так называемое «антисоциологическое» направление, отрицавшее не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин «социология». К концу 30-х гг. социология была объявлена буржуазной лженаукой и упразднена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Перерыв в развитии социологической мысли продолжался до начала 60-х гг.

Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущёвской оттепели». В этот период значительно повысилась роль социологии в решении важнейших проблем социального развития. Результаты социологических исследований стали широко использоваться при выработке и обосновании социальной политики. Утверждение социологии в СССР как самостоятельной науки об обществе позволило восстановить ее историю, традиции и выявить специфические особенности развития в новых исторических условиях.

В период «застоя» отношение к социологии и социологическим исследованиям было противоречивым. Был создан Институт конкретных социальных исследований (во главе с Румянцевым А.М., Осиповым Г.В., Бурлацким Ф.М.), в который привлекаются лучшие кадры социологов. В университетах и в некоторых экономических вузах вводятся спецкурсы по прикладной социологии. Значительно возросло число публикаций по различным разделам социологии. Важным органом объединения усилий социологов и распространения научного и методического опыта стал издающийся с 1974 г. журнал «Социологические исследования».

Но вместе с тем усиливается и административно-бюрократическое вмешательство в социологию. Понятие «социология» фактически было заменено понятием «прикладная социология», теоретическая же социология полностью отрицалась.

С началом «перестройки» запрет на развитие теоретической социологии был снят. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития как теоретических, так и прикладных социологических исследований. Выявилась необходимость социологической теории, отражающей социальные реалии сегодняшнего дня. Важной основой развития теоретической социологии стали социологические исследования реальных социальных процессов и явлений. Социологические исследования позволяют получать социолого-статистическую информацию о формах проявления и механизмах действия социальных закономерностей и использовать эту информацию для дальнейшего совершенствования механизмов управления обществом, для повышения социальной эффективности материальных затрат и капиталовложений. Сегодня в России нет сколько-нибудь важной сферы, которая в той или иной степени не была бы затронута социологическими исследованиями.

В настоящее время в Российской АН функционируют два социологических института: Институт социологии, ориентированный на исследование проблем личности и Институт социально-политических исследований, ориентированный на изучение социальных проблем общества и его социально-политических структур.

4. Общество как социальная система

– это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющие ее от других объектов. Внутренний порядок соединения элементов системы обеспечивает её структура. Внешние границы системы устанавливает окружающая среда.

Социальная система представляет собой целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.

Структура социальной системы – это способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающий ее целостность. Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, институты, группы и организации. Социальная система, согласно Толкотту Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям, а именно: 1) должна быть приспособлена к среде (адаптации); 2) у нее должны быть поставлены цели (целедостижения); 3) все ее элементы должны быть скоординированы (интеграции); 4) ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).

Парсонс считает, что общество является особым типом социальной системы, обладающим высокой специализацией и самодостаточностью. Его функциональное единство обеспечивается социальными подсистемами, к которым относятся следующие: экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца).

Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.

5. Социальная структура общества. Социальная стратификация

Под социальной структурой общества подразумевается его объективно обусловленная дифференциация, то есть деление на большие и малые группы и общности, которые различаются положением в системе общественных отношений. Социальная стратификация описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги, неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

В теориях социальной стратификации на основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т. п., общество делится на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты (лат. stratum – слой, пласт). Некоторые концепции социальной стратификации опираются на марксистскую теорию общественных классов. Выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая – деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на классы осуществляется одноврменно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются «посвященные», т. е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные – «профаны» (от лат. profano − лишенный святости) − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники. Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться.

По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс – встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.

Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели достаточно сложны: многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают существование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии и другие преференции.

Хотя какие-либо формы стратификации существуют во всех обществах, с развитием системы государственности различия в богатстве и власти особенно усиливаются.

По мнению Кингсли Дэвиса и Уилберта Мура (США) «общество, как функционирующий механизм, должно каким-то образом распределить своих членов по различным социальным позициям и склонить их к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями. Поэтому оно должно заняться проблемой мотивации на двух уровнях: сначала привить соответствующим индивидам желание занять определенные социальные позиции, а затем закрепить желание выполнить обязанности, связанные с этими позициями… Если обязанности, связанные с различными позициями, были бы одинаково приятными, одинаково важными для существования общества и требовали бы одинаковых способностей или талантов, то было бы безразлично, кто занимает эти позиции. Однако в действительности дело обстоит иначе. Некоторые позиции не только более приятны, чем другие, но и требуют специфических способностей и подготовки, а также функционально более вжны, чем другие. Поэтому общество должно, во-первых, иметь в своем распоряжении определенные выгоды, которые оно может использовать в качестве стимулов, и, во-вторых… определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций. Выгоды и их распределение становятся частью общественной системы и порождают стратификацию… Социальное неравенство является, таким образом, неосознанно формирующимся средством, благодаря которому общество обеспечивает выдвижение на важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц. Поэтому каждое общество независимо от того, является ли оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу… и… иметь определенную степень институционализированного неравенства».

В обществах, потенциально защищенных от социальных потрясений, диапазон социальной стратификации в известной степени ограничен. Как избыточные мера и степень социальной стратификации, провоцирующие общественную агрессивность социальных групп-аутсайдеров, так и доминирование принципов и ценностей социального равенства, нивелирующего людей независимо от их способностей и готовности к интенсивным трудовым либо интеллектуальным усилиям, сокращают потенциал социума к динамичному самообновлению.

6. Социальная мобильность

– это совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений их статуса. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта… от одной социальной позиции к другой». Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Горизонтальной мобильностью называют переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (например, перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Горизонтсальная мобильность может быть индивидуальной и групповой. Кроме того, выделяют географическую мобильность – перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (например, переезд из города в деревню и наоборот). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции – перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

Вертикальная мобильность – это продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз. Восходящая мобильность – это социальный подъём, движение вверх (например, повышение в должности), нисходящая – социальный спуск, движение вниз (например, разжалование военнослужащего, понижение в должности).

Наряду с «социальными фильтрами», устанавливающими барьеры социальному перемещению, в обществе существуют и «социальные лифты», значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе – революции, войны, завоевания и т. п.; в стабильном обществе – семья, брак, образование, собственность и т. д.). Поколенная мобильность делится на межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером). Внутрипоколенная – изменение статуса в рамках одного поколения (например, рабочий становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода).

Социальная мобильность может быть высокой, средней и низкой. Скорость мобильности представляет собой число страт, экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. На вертикальную и горизонтальную мобильность влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности и плотность населения. Так, считается, что мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. В перенаселённых странах эмиграция всегда выше, чем иммиграция. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Социальная мобильность является важнейшей динамической характеристикой общества. Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет, каким является общество – закрытым или открытым.

7. Личность и общество

Личность – это относительно устойчивая система социально значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида (=индивидуум – единичное, ни на кого не похожее существо; ср.: индивидуальный), формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия.

Человеческая личность подробно изучается с помощью различных гуманитарных наук, но особое внимание уделяет понятиям личность и общество социология. В ней основное внимание при изучении проблемы личности обращается на социальные причины, которые влияют на человеческое поведение. Основное понятие, используемое в социологии, чтобы обозначить процесс развития личности – «социализация».

Изучая личность и общество социология рассматривает процесс, в котором человек усваивает социальные знания и опыт, правила и нормы поведения. В результате этого процесса человек сам уже становится полноправным членом общества. В процессе социализации личности можно выделить две стадии: процесс с момента рождения человека и до формирования зрелой личности является первичной социализацией. Вторичная социализация обычно происходит в случае изменения и перестройки уже сложившейся личности.

В обыденной речи понятие «личность» тождественно понятию «человек». В социологии термином личность обозначается человек как отдельная единица общества, взятая в социальном аспекте. Это уже общность социальных свойств человека, являющаяся продуктом общественного развития. Этот индивидуум включен в систему социальных отношений посредством общения и активной предметной деятельности. В процессе жизни и деятельности в современном обществе постоянно возникает потребность во вторичной социализации личности. Рассматривая личность и общество, социология делает вывод, что общественный статус может изменяться неоднократно, так как человек овладевает дополнительными знаниями и умениями.

Общество является для человеческого индивидуума социальной средой, которая объединяет в себе множество различных социальных факторов, оказывающих влияние на формирование личности и ее поведение. Такую большую социальную среду как мировое сообщество социология рассматривает как взаимодействие различных личностей в мировом масштабе. Из всего понятия «социальная среда» можно выделить «макросреду» (общественное разделение труда и социальная структура общества, вытекающая из характера такого разделения, системы образования и воспитания и т. д.) и «микросреду» (школа, семья, трудовой коллектив).

Процесс взаимодействия личности и общества между собой социология определяет как взаимосвязанный. С одной стороны, среда обитания человека и социальная система воздействуют на него, с другой стороны, сам человек своими активными действиями способен изменять и среду обитания и социальную среду, в которой он находится.

В процессе такого взаимодействия реализуются отношения, которые называются социальными. Эти отношения являются устойчивой определенной системой связи различных индивидов, которая складывается в условиях данного общества в процессе их взаимодействия друг с другом. По сути своей это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в различных социальных группах.

Все, что мы делаем, является результатом социальных отношений и любая наша деятельность сводится к тому, чтобы строить и воспроизводить эти отношения. Если человек смог в чем-нибудь преуспеть, это означает, что прежде всего он преуспел в умении выстраивать отношения с другими людьми. Поэтому взаимоотношения личности и общества рассматриваются не только как деятельность общества, но и как деятельность индивида, который в определенных социальных условиях удовлетворяет свои потребности и при этом преследует определенные личные цели.

8. Социализация личности

– это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности и модели поведения». Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и чрпает представления об обществе, его ценностях и нормах. Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Досрочная социализация представляет собой как бы «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых называют ресоциализацией. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Организационная социализация – это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.

Групповая социализация – это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация – это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола, усвоение мужского и женского стереотипов поведения.

Политическая социализация – понятие, возникшее в западной социальной и политической психологии. Содержание этого понятия в литературе определяется по-разному (и иногда противоречиво). Для одних авторов – это усвоение «курса гражданственности», преподаваемого в школах, для других – «все политическое научение», т. е. осознание политической системы общества и усвоение ее норм; для третьих – отношение к власти и ее представителям и т. д. В отечественной психологии под политической социализацией понимается политическое развитие личности как процесс активного усвоения индивидом идеологических и политических ценностей и норм общества и формирование их в осознанную систему социально-политических установок, определяющую позиции и поведение индивида в политической системе общества. Эмпирические исследования процессов политсоциализации показали их крайнюю сложность и системную зависимость от факторов индивидуально-психологических, социально-психологических и социально-политических. Вместе с тем выявилась и исключительная важность этих процессов, поскольку, формируя систему политических установок индивида, составляющих неразрывную часть его нравственного облика, они создают то социальное ядро личности, которое определяет ее направленность, а также место и роль в системе общественных отношений.

Правовая социализация – это процесс приобретения личностью правовых знаний и опыта правового общения. Целью правовой социализации является выработка адекватных и гармоничных позиций по отношению к праву и закону, привитие навыков законопослушного поведения. Во многих аспектах политическая социализация совпадает с целями правового воспитания, поскольку она осуществляется с использованием тех же методов и средств воздействия на правосознание под влиянием господствующего в обществе социально-экономического уклада, политического режима, идеологического законодательства, нравственной атмосферы, традиций, общего образования и специального обучения.

9. Культура в общественной системе

Культура (от лат. сultura – возделывание, воспитание) в широком смысле – совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп. Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.

Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей и ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало культуру, передающуюся из поколения в поколение. В результате в истории общества существует множество культур. Но есть и культурные универсалии (общие понятия): язык, религия, символы, орудия труда, сексуальные ограничения, спорт, нательные украшения, подарки. Эти универсалии обеспечивают биолого-психологические и социальные потребности.

В социологии определились две традиции понимания роли культуры. Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством и обслуживает его. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития. Социологи Э. Дюркгейм и М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, Вебер утверждает, что в основе перехода общества от феодализма к капитализму лежала протестантская этика – как основа ценностей предпринимательства. То есть смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса.

При этом очевидно, что поведение людей в обществе определяется их ориентацией на определённые ценности. Поэтому в социологии внимание уделяется исследованию культуры как ценностной, нормативной и символической системы, регулирующей деятельность людей.

Ценности – это разделяемые обществом или группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть для реализации потребностей людей. В системе социальной регуляции ценности выступают как наиболее общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов и социальных норм.

Социальные нормы – это конкретные установки в отношении поведения, его образцы, правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, их социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры. Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций, и проявляются в виде правовых и моральных социальных норм. Нормативная культура – это культура, предписывающая стандарты правильного поведения. Социальные нормы могут опираться не только на законы и мораль, но и на обычаи и традиции.

Синтетической формой культуры являются образцы (модели) поведения: обряды, обычаи и традиции. Обряд – это набор символических коллективных действий, воплощающих идеи, представления, нормы и ценности.

Упорядоченность социальных связей и взаимодействий, характерная для организованного и институциализированного общества, во многом обусловлена наличием в нём утвердившихся социальных норм и ценностей. Но каждое конкретное общество, помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей, имеет и свои специфические представления о том, что полезно, разрешено, важно, а что вредно, запрещено, неважно; каким традициям и обычаям следовать, а каким нет; какие образцы поведения достойны признания, а какие должны быть отвергнуты и т. д. В этом находит свое выражение своеобразие культуры данного общества, ее важнейшей составной части – системы норм и ценностей.

Социальными функциями культуры являются: 1. Социализация (образование и воспитание), т. е. освоение знаний, языка, ценностей, норм, традиций. Уровень культуры личности определяется её социализированностью, т. е. приобщением к культурному наследию. 2. Интегративная и дезинтегративная функция. Культурная трансмиссия (передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение) создаёт чувство принадлежности (идентификации) путём усвоения культурных символов и стереотипов. При этом существуют субкультуры, контркультуры и антиподы. 3. Регулирующая функция определяет поведение человека в семье, школе и быту, т. к. содержит систему предписаний и запретов.

В зависимости от того, кто созидает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: высокую, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Высокая культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, называемую серьёзной музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Когда уровень образования растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства».

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк – примеры массовой культуры, доступные всем возрастам и слоям населения независимо от уровня образования.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Но поскольку общество распадается на множество групп, национальных, демографических, социальных, профессиональных, у каждой из них постепенно формируется собственные культуры, которые называют субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Термином контркультура обозначают такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Так, молодежное движение хиппи в 60-е гг. ХХ в. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность и рационализм.

10. Социология семьи

Ф. Энгельс считал, что определяющим моментом в истории являются степень развития труда и уровень развития семьи. Семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения старых поколений, благодаря рождению детей и поддержке существования всех членов семьи. Без воспроизводства населения и социализации поколений невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Семья представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в обществе. Она включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологией взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с демографической динамикой, с экономическими условиями жизни, с государством и политикой, с историческими трансформациями в целом. И в этом смысле в социологии семья рассматривается как социальный институт, находящийся во взаимосвязи с институтами и процессами в обществе. С другой стороны, социология рассматривает семью как малую группу, как сравнительно автономную социальную систему со специфическими функциями, системой ценностей, установок и ролей. Следовательно, в социологии с её специфическим подходом изучения социального мира через взаимосвязь личного и общественного семья выступает в качестве посредника между индивидом и обществом. Эта посредническая роль семьи на макроуровне изучается на институциональном уровне, т. е. в качестве простого социального института и его функций. На микроуровне семья как малая социальная группа изучается как единство взаимодействующих личностей – членов семьи.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак – исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, хотя бы потому, что объединяет не только супругов и их детей, но и других родственников. Семья – это общность людей, основанная на триединых отношениях «супружества – родительства – родства». Это основной тип семьи, он насчитывает в России 60–70% из общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожёны – 15–20% и бездетные супруги – 10–15%. Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, секспартнёрству, или сожительству. Семья – не брачная группа, а социальный институт, т. е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера брака, особенностей родительства и родства. Семья и брак как институт возникла и развивалась с формированием общества. В зависимости от форм брака выделяются полигамная и моногамная семья. Полигамная – это брак одного супруга с несколькими. Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной (реально дополняется полигамными отношениями полов вне семьи). По критерию социального статуса семьи бывают гомогенные (супруги из одной социальной страты) и гетерогенными (из разных классов, каст, слоёв); по национально-этническому критерию – браки межнациональные или внутринациональные.

Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами (сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми). На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались родоплеменными обычаями, базировались на религиозно-нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало ответственность не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее брак. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы. В современном урбанизированном обществе основным типом семьи стали нуклеарные семьи, состоящие из двух поколений: родители и дети. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар: тесть и тёща, свёкор и свекровь, братья, сёстры и их супруги. Это кровнородственные семьи. Полная расширенная семья – это когда никто из мужчин разных поколений не покидает пределы большой семьи (например, в Китае).

В социологии выделяются специфические и общие функции семьи. У каждого социального института есть уникальные функции, определяющие профиль конкретного института и функции, сопровождающие действия основных функций. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают её особенности, а неспецифические функции семья вынуждена исполнять в определённых обстоятельствах.

Специфические функции: 1) репродуктивная (деторождение). Малодетные семьи – это семьи с 1–2 детьми. В них нет воспроизводства – для воспроизводства нужно хотя бы 2,5 ребёнка в семье. 2) содержания и социализации детей остаётся при всех изменениях общества, но с усилением роли институтов государства в ХХ в. заметна тенденция к убыванию потребности семьи в детях; 3) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья семьи, уход за малолетними и престарелыми.

Неспецифические функции: 1) экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных; 2) передача собственности и статуса; 3) организация отдыха и досуга; 4) первичного социального контроля.

С ХХ в. общество и государства всё больше совмещают выполнение неспецифических функций с семьёй.

11. Социальный контроль. Девиативное и делинквентое поведение

Социальный контроль – это система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения; система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира. Внешний контроль – это совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составляющих систему социальных санкций. Внутренний (самоконтроль) – в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, интернализованные (усвоенные) индивидом в процессе социализации.

Девиантным (отклоняющимся) называют социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое. Под девиантным в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Девиант – это индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и пр. Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Одним из основоположников девиантологии считается Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897). Рассматривая девиантное поведение, многие авторы выделяют такие его формы как алкогольная зависимость, наркомания, клептомания, игровая зависимость (гэмблинг), трудоголизм, сексуальные девиации (педофилия, зоофилия), суицидальное поведение и мн. др. Таким образом, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Делинквентное поведение (от лат. delictum) – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, психологии, педагогики, социальной педагогики и других отраслей знания.

Особый интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение числа тяжких насильственных преступлений в их составе представляет собой серьёзную угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, прав юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок.

Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.

Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Социология как наука 1 iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру...
Социология как наука: предмет; объекты; место среди других наук. Уровни и структура социологического знания. Социология как прикладная...

1. Социология как наука 1 icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...

1. Социология как наука 1 icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...

1. Социология как наука 1 iconТемы рефератов Социология как наука об обществе. Социология П. А. Сорокина

1. Социология как наука 1 iconСоциология как наука об обществе
Основы ее заложили в середине XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Термин «социология» (от латинского «societas» общество и греческого...

1. Социология как наука 1 iconСеминар Социология как наука
...

1. Социология как наука 1 iconСоциология как наука об обществе
Основы социологии заложили в середине XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Термин «социология» (от латинского «societas» общество...

1. Социология как наука 1 iconОбъект, предмет социология
Социология – это наука об обществе. Термин «социология» впервые появился в 1839 г. В названии 6-го тома «Курса позитивной философии»...

1. Социология как наука 1 iconТема социология как наука
Социология – это своеобразная анатомия и физиология общества, позволяющая выявлять его нормальное и патологическое состояние и предлагать...

1. Социология как наука 1 iconЛекция №1 социология как наука
Лекция № социальные институты. Социология организаций

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов