План урока "Серебряный век русской культуры" Цель урока




Скачать 154.16 Kb.
НазваниеПлан урока "Серебряный век русской культуры" Цель урока
Дата публикации07.03.2014
Размер154.16 Kb.
ТипУрок
zadocs.ru > Культура > Урок
План урока "Серебряный век русской культуры"

Цель урока:

  • раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века;

  • cформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века;

  • создать условие для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX – начала XXвв.;

  • уважение к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

Эпиграф к уроку: “Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ничего”

А. Блок

^ Оборудование к уроку: проектор, презентация по теме; магнитофон, записи музыки произведений С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского;

План урока. Объявление темы урока, цели и задачи, эпиграф к уроку. Вступительное слово учителя; Выступление учащихся. За ранее каждая группа готовит, афишу по своему исследованию (формат А-3), в конце урока формируется одна большая афиша, ребята должны прокомментировать свою работу. По ходу урока ребята в группах в виде кластера оформляют на листах, основное содержание материала каждой группы и в конце урока презентует. Итоги урока.

^ Ход урока.

Урок начинается с музыкального эпиграфа из второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.

Учитель. В этом музыкальном вступлении, как кажется, звучат философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого. Историю иногда сравнивают с “рекой времён”. В музыке Рахманинова история движется мощным потоком, то, замедляя, то, убыстряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 17 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: полотна художников, и звуки музыки переносят нас в иные миры – в Серебряный век.

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?

Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

^ Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… Звуковой облик слов “Серебряный век” создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном.

Учитель: Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.?

Какие события характеризовали эпоху?

Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами… (Ученики отвечают на поставленный вопрос, слушают друг друга и записывают основные теоретические положения и факты.)1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте.1894 г. – начало царствования Николая II. 1904-1905 гг. – русско-японская война. 1905-1907 гг. – первая русская революция. 1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.

Учитель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было.

^ Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то, что делать, включиться в этот поток?

Работа строится как поиск ответа на проблемный вопрос. Учащиеся по группам (исследователи философии, литературы, живописи, музыки) в поиске ответа на вопросы?

^ Презентация исследователей философии.

В целом русская философия XIX- начала XX века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России. Философские искания представлены такими яркими личностями как В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, Н. Лосский, П. Флоренский.

Конец XIX – начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Но этот же кризис породил великую эпоху – эпоху русского культурного ренессанса начала века – одну “из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни” писал Бердяев в работе “Самопознание”.

^ Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носитвсеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:

– природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;

– гуманизм и его кризис;

– смысл человеческой истории;

– ряд важных социальных вопросов.

Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство. Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик. Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма. Начало всего сущего –абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот физический мир связан с богом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями.

Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога – познание через веру.

В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии. Он считал, что в отношениях между собой люди должны забыть все распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен был положен в основу между отдельными государствами. Легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский принцип “любви к ближнему” и окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церкви необходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию.

Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Н.А. Бердяева.

Философию он считает чистым творчеством в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия.

Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроенияориентированную на человека:

– В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу.

– Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло – это испытание, посланное людям благим Богом).

– ^ В итоге – Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром.

– Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение.

– ^ Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу.

– Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд.

– ^ В результате наступит новый мир – вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие.

Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую- нибудь общность.

Истинная свобода личности заключается в “соборности”, концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным.

С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника).

Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах.

Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить теорию о мире как едином целом на основе, прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира – личность.

П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно- философскую проблематику, в центре которой – идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве и учение, о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мира основывающееся на нравственном учении личности. По окончанию выступления ребята, делают выводы и отвечают на вопросы. (Какие религиозно-философские идеи XIX в.могли повлиять на философию, серебряного века?)

^ Презентация исследователей литературы.

На сравнительно небольшой географической площади Москвы и Петербурга плотность разнообразных художественных талантов была настолько высока, что ей нет соответствующих примеров не только в русской, но и в мировой истории. Одних поэтов – великих, крупных и просто значительных – десятки. Аннеский, Блок, Гумилев, Бунин, Ахматова, Есенин, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Клюев, Северянин, Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Волошин, Ивановы (Вячеслав и Георгий), Кузмин, Цветаева, Ходасевич, Гиппиус, Мандельштам – это только самые заметные, да и то не все. В конце XIX в. поэзия начала теснить с “привилегированного” места прозу, она сама теперь претендовала на роль выразительницы чувств, чаяний и умонастроений молодого поколения. Это была эпоха общественного застоя, эпоха торжества обывательщины – смутное тревожное безвременье.

В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла… Блок.

В 1890-е годы течение модернизма (от франц. “modern”) – современный еще до конца не оформилось. Оно по образному выражению В.Брюсова “пробивалось там и сям отдельными ручейками”.

Переживание конца, “декаданса” лат. decadentia – упадок, погружение в индивидуальные переживания, стремительного падения в пропасть, охватившее интеллигенцию даже раньше реального поражения России в русско-японской войне, революции 1905-1907 годов, отступлений на германском фронте, кровавой гражданской войны с ее миллионами погибших в творчестве “новых” стихотворцев поначалу мало, чем отличалась от “скорбных” песен гражданской лирики. Наиболее чуткие художники “серебряного века” жили с чувством страшного разлада между своей культурой и жизнью России, которая в то время все еще оставалась страной крестьянской. “Серебряный век” отличался крайним субъективизмом восприятия мира.

Литература перестает быть правдивым отражением реальности и выражает, скорее, внутренние переживания художников. “символизм” – это литературное течение, сознательно взявшее символ за основу искусства. Символизм был своеобразной попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область “общих”, “вечных” идей и “истин”. Это обусловило отход символистов от традиций демократической русской мысли и от гражданских традиций русской классической литературы к философско-идеалистической реакции в эстетике, противопоставляемой символистами эстетике революционно-демократической. (Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов и К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев. На щите символистов были начертаны идеализм (романтика) и религия. Символисты чувствовали себя спасителями, они жаждали нового преображения бытия, всего человечества, через соединение искусства и религии. Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. В их стихах запечатлён романтический порыв к миропорядку, где царила бы духовная свобода и единение людей. Стих

Акмеизм (от греч. “акме” – высшая степень чего-либо, цветущая сила) называли еще “адамизмом” (мужественный и твердый взгляд на жизнь). Акмеисты: Н.С.Гумилев, О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич, Г.И.Иванов, В.Н.Нарбут, Е.Ю.Кузьмина-Караваева, И.Ф.Анненский – заявили о себе в 10-е гг. XX в.

Провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали “возлюбить землю” и как можно меньше говорить о вечности, о непознаваемом. Хотели воспеть мир во всей его многоцветности. Акмеисты оказались чрезвычайно энергичны в своей деятельности. В 1911-1914 гг. они объединились в группу “Цех поэтов”, возглавляемую Гумилевым. В 1912-1913 гг. основали собственный журнал “Гиперборей” (редактор – переводчик М.Л.Лозинский). Выпустили также несколько альманахов “Цеха поэтов”. Поэзия акмеистов тяготела к воссозданию трехмерного мира, его предметности. Ее привлекал внешний, большей частью эстетизированный быт, “дух мелочей прелестных и воздушных” (М.Кузмин) или же подчеркнутый прозаизм житейских реалий.

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мои плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!

Увлечение предметностью, предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний нередко воплощался в поэзии акмеистов в какой-нибудь вещи. Любование “мелочами”, эстетизация их мешали поэтам увидеть мир больших чувств и реальных жизненных пропорций. Мир этот нередко выглядел у акмеистов игрушечным, аполитичным, вызывал впечатление искусственности и эфемерности человеческих страданий.

Футуризм от лат. “futurum”, т.е. “будущее”. Заявив о себе, как и акмеизм, в 10-е годы XXв., русский футуризм сразу же привлек всеобщее внимание – возможно, потому, что в наиболее радикальной форме отражал дух раскола, который носился в воздухе времени. Основным его принципом был отказ от старой культуры (от “старья”, по любимому выражению В.Маяковского). Русские футуристы в большинстве отдавали предпочтение городской культуре перед деревенской, искали новые формы выразительности: звукоподражание, “свободный синтаксис”, словотворчество (слово-новшество, “самовитое” слово), приемы плаката, графический стих (знаменитая лесенка Маяковского) и т.д. – Кубофутуризм Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, Василий Каменский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.

Одним из оружий футуристов была их способность не только “брать за глотку”, но и “брать глоткой”. Внешняя манера поведения, вызывающие одежды, голосовые данные – играли первостатейное значение. В поисках “самовитого слова” (ценного “само в себе”, вне всякого конкретного смысла) они писали стихи, в которых принципиально отсутствовал смысл, но которые, по замыслу создателей, несли в себе какой-то “сверхсмысл”, идею “всеединства”. Поэты отражали своё отношение ко всем событиям, происходящим в стране.

Эта поэзия была реакцией на обветшалость традиционных эстетических форм.

Эгофутуризм Второй по значительности футуристической группой была группа Игоря Северянина, называвшая себя “эгофутуристами” (“ego” лат. – “я”). В нее входили Игорь Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, Василиск Гнедов, Георгий Иванов и др.

Ядром программы были формальные требования: смелые образы, отказ от поэтических штампов и слов, вводимых в стих только ради рифмы и размера, эксперименты в области лексики. Основополагающим для северянинской доктрины эгофутуризма было утверждение всеоправдания, которое приводило к полному общественному индифферентизму.
^

КВАДРАТ КВАДРАТОВ


Никогда ни о чем не хочу говорить...

О поверь! Я устал, я совсем изнемог...

Был года палачом,- палачу не парить...

Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог...
Ни о чем никогда говорить не хочу...

Я устал... О поверь! Изнемог я совсем...

Палачом был года,- не парить палачу...

Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм...
Не хочу говорить никогда ни о чем...

Я совсем изнемог... О поверь! Я устал...

Палачу не парить!.. был года палачом...

Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал...
Говорить не хочу ни о чем никогда!..

Изнемог я совсем, я устал, о поверь!

Не парить палачу!.. палачом был года!

Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!..

^ Презентация исследователей ЖИВОПИСИ.

Русские художники внесли вклад в развитие мировой культуры. Для начала века характерно ослабление позиций передвижников изображали повседневную жизнь и историю народов России, ее природу, социальные конфликты, обличали общественные порядки.

В начале 90-х годов XIX в. группы художников “Мир искусства” объединило в своих рядах, таких художников, как А.Н. Бенуа, С.П. Дягилев, Н.К. Рерих и др. Крупнейшим выставочным объединением являлся “Союз русских художников”, учрежденный в 1903 г. Участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов, Серов, В.М. Васнецов. Ядро “Союза” не противопоставляло себя передвижникам, отрицало графический стилизм столичных живописцев. Они развивали традиции левитановского пейзажа, отстаивали права национальной тематики. На рубеже 1910-1911 гг. появилось еще одно художественное объединение – “Бубновый валет”, в которое входили Н.Н.Кончаловский, А.В.Лентулов, И.И.Машков, Р.Р.Фальк. “Бубновый валет” проповедовал конструктивную живопись. Художники стремились уйти от воздействия социальной и политической жизни, сконцентрироваться на средствах художественной выразительности – цвете, линии, пластике. Основной прием футуризма – “монтаж” предмета путем совмещения в одном изображении различных его сторон; предмет видится как бы одновременно с разных точек обзора. Таким образом, художник пытался наделить статичную картину движением. В 1910-е годы берет начало и русский абстракционизм, лидерами и теоретиками которого становятся К.С.Малевич и В.В.Кандинский. Малевич стремился довести систему обобщений до простейших геометрических форм, заключавших в себе все многообразие форм природы. В конце ответа группа подводит выводы и отвечает на вопросы. ( Как вы считаете, были ли художник, серебряного века и их творчество близко людям, как это было в XIX веке?)

^ Презентация исследователей музыки.

В течение урока, тихо, почти неслышно звучала музыка классиков кXIX -н.XX века.

Музыкальное искусство было направлено на продолжение традиций композиционного прошлого, а также сопровождалась взлётом великих русских композиторов-новаторов. А. Скрябина – для его музыки характерна романтическая окраска, глубокой драматический прорыв, И. Стравинского, С. Рахманинов сочиняет ряд фортепианных концертов и сюит. А.К. Глазунов автор многих балетных и симфонических произведений (“Времена года”, “Раймонда”). Римский-Корсаков пишет оперы, которые ставились частными трупами и Мариинским театром. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов – Шаляпина Ф., И Ершова, А. Неждановой, Л. Собинова и др. Эти композиторы пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Ребята, вместе с учителем делают выводы.

Учитель. В целом неповторимость “серебряного века” видится, прежде всего, в “пограничности” сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.

Сорокалетний “век” — явление на редкость сложное, противоречивое, неоднозначное и кризисное во многих сферах бытия. Но “кризис” в данном случае — не “упадок”, “провал” или “тупик” в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил, сделавших возможным взлет труднопереоценимого значения. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру.

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало, нашего века...”

Домашнее задание эссе, на тему “Мой серебряный век”. Параграф

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока \"Серебряный век русской культуры\" Цель урока iconПлан-конспект урока по обществознанию в 8 классе
Цель урока: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике

План урока \"Серебряный век русской культуры\" Цель урока iconПлан урока (4часа) По предмету «Трактора и автомобили» Тема: Карбюратор....
Цель урока: Закрепить знания учащихся об устройстве и техническом обслуживании карбюратора. Сформировать у учащихся первоначальные...

План урока \"Серебряный век русской культуры\" Цель урока iconТема: Туранская низменность Цель урока
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы Туранской низменности, закрепить практические умения при определении физико-географического...

План урока \"Серебряный век русской культуры\" Цель урока iconЕкзаменаційний білет №1
Составить план-конспект урока по изучению одной из монографических тем по русской литературе в старших классах

План урока \"Серебряный век русской культуры\" Цель урока iconСхема психологического анализа урока
А содержание психологической цели и достижение целевых установок в процессе урока

План урока \"Серебряный век русской культуры\" Цель урока iconУрока Тема Вид урока
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание

План урока \"Серебряный век русской культуры\" Цель урока iconУрока предмет, класс, тема, тип урока урок новых знаний, повторительно-обобщющий,...
Общая характеристика урока предмет, класс, тема, тип урока — урок новых знаний, повторительно-обобщющий, комбинированный и др., форма...

План урока \"Серебряный век русской культуры\" Цель урока iconУрока для начальной школы (1-4 классы) Тема урока: олимпийские и паралимпийские ценности
Олимпийских зимних играх и XI паралимпийских зимних играх, имеющейся у школьников

План урока \"Серебряный век русской культуры\" Цель урока iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий в рамках акции «Стоп сигарета!»
Перед проведением урока педагог вместе с ребятами просматривает подготовленный материал и обсуждает вопросы, вызвавшие затруднения....

План урока \"Серебряный век русской культуры\" Цель урока iconУрока Тема Краткое содержание лекции
Основной целью урока станет попытка ответа на вопрос «Что такое журналистика и насколько она важна для современного общества?». Кроме...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов