Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология»




НазваниеУчебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология»
страница1/10
Дата публикации05.04.2014
Размер1.04 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет) (СПбГТИ (ТУ))

Кафедра истории Отечества, науки и культуры

А.Б. Гуркин, К.Н. Скворцов, П.И. Федотова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

2014
УДК 930.85

ББК 71
Гуркин, А.Б. Культурология. Сборник контрольных тестов: Учебное пособие / А.Б. Гуркин, К.Н. Скворцов, П.И. Федотова. – СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2014. – 72 с.

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» и обучающихся по направлениям подготовки бакалавров – 04.03.01 (020100.62), 08.03.01 (270800.62), 09.03.01 (230100.62), 15.03.02 (151000.62), 15.03.04 (220700.62), 18.03.01 (240100.62), 18.03.02 (241000.62), 19.03.01 (240700.62), 20.03.01 (280700.62), 22.03.01 (150100.62), 27.03.03 (220100.62), 27.03.04 (220400.62), 38.03.01 (080100.62), 38.03.02 (080200.62), 38.03.03 (080400.62), 42.03.01 (031600.62), и специалистов – 18.05.01 (240300.65), 18.05.02 (240501.65). Разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), соответствует рабочей программе дисциплины и позволяет приобрести необходимые учащимся общекультурные компетенции (ОК–1, ОК–2, ОК–3, ОК–6, ОК–9).

Рецензенты:

Санкт-Петербургский государственный электро-технический университет «ЛЭТИ»; кандидат исторических наук, доцент Е.В. Умова.
О.В. Халлисте, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии СПбГТИ (ТУ).

Утверждено на заседании методической комиссии факультета экономики и менеджмента 25 декабря 2013 г.

Рекомендовано к изданию РИСо СПбГТИ(ТУ)
ВВЕДЕНИЕ

Настоящий сборник контрольных тестов предназначен для студентов, изучающих дисциплину «Культурология». Преподавание этого курса в СПбГТИ(ТУ) осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Курс рассчитан на ознакомление с основными проблемами культурологии и изучение различных периодов развития мировой и отечественной культуры.

Лекции, прослушанные студентами, являются базой их теоретической подготовки, так как дают систематизированные основы научных знаний. Знания, полученные на лекциях, должны закрепляться и углубляться в ходе самостоятельного дополнительного изучения. Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе. При этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту, все больший удельный вес приобретает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и накопленных знаниях.

Одной из действенных форм обучения и контроля является тестирование. Цель тестирования заключается в выявлении уровня знаний, полученных студентами на лекциях, семинарах и в процессе самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Предлагаемый сборник представляет собой совокупность заданий, позволяющих достаточно объективно определить степень усвоения учащимися материала дисциплины «Культурология».

Поскольку в последнее время обычной стала практика проведения компьютерного тестирования по культурологии в рамках Федерального экзамена профессионального образования (ФЭПО), данное учебное пособие ориентировано на взаимодействие с этой новой формой контрольных мероприятий, и предложенные в нем тестовые задания по возможности приближены к соответствующим заданиям ФЭПО.

Контрольные вопросы настоящего сборника упорядочены по тематическому и хронологическому принципу в соответствии с разделами учебной программы дисциплины «Культурология». Каждый из девяти разделов включает в себя три блока – «А», «В» и «С».

Первый блок содержит задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов. Эти задания проверяют базовую подготовку студентов (знание фактов, имен, понятий и терминов).

Второй блок составляют более сложные вопросы – в них требуется установить соответствие между несколькими терминами и их значениями, соотнести имена деятелей культуры с их достижениями, определить хронологическую последовательность культурных феноменов, дать краткий ответ на открытый вопрос. Для успешной работы с этим блоком студентам необходимо хорошо ориентироваться в обширном и разнообразном культурно-историческом материале, а также использовать сведения, получаемые при изучении других учебных дисциплин гуманитарного цикла.

Третий блок включает в себя кейс-задания, в которых нужно проанализировать предложенный материал и дать развернутый ответ на несколько вопросов. Такие задания позволяют учащимся продемонстрировать знание концепций наиболее известных культурологов и умение работать с первоисточниками.

^ 1 КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Блок А

А1. Культурология как самостоятельная научная дисциплина возникает:

а) в античности

б) в эпоху Возрождения

в) во второй половине XVIII в.

г) во второй половине XIX в.

д) во второй половине XX в.

А2. Родоначальником культурологии считается:

а) Джеймс Фрэзер

б) Алвин Лесли Уайт

в) Герберт Маркузе

г) Фридрих Энгельс

А3. Одним из основоположников культурологической мысли является:

а) Огюст Конт

б) Джордж Стайнер

в) Джамбаттиста Вико

г) Михаил Ломоносов

А4. Кто из перечисленных мыслителей внес наибольший вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры?

а) Карл Густав Юнг

б) Адольф Бастиан

в) Фридрих Ницше

г) Иоганн Готфрид Гердер

А5. Основным методологическим подходом в культурной антропологии XIX века становится:

а) детерминизм

б) гуманизм

в) эволюционизм

г) дадаизм

А6. С точки зрения эволюционистов основной причиной культурогенеза является:

а) наличие агрессивно настроенных особей в архаических коллективах

б) необходимость адаптации человеческих коллективов к окружающей среде

в) увеличение численности человеческих коллективов

г) стремление человека к игре

А7. Одним из основоположников и крупнейших представителей эволюционистского направления в изучении культуры является:

а) Вильгельм Дильтей

б) Самуэль Пуффендорф

в) Иоганн Готфрид Гердер

г) Эдуард Тайлор

А8. С точки зрения марксизма правильное понимание культуры возможно только на основе учения о:

а) дионисийском и аполлоническом началах

б) культурно-исторических типах

в) душе культуры

г) общественно-экономических формациях

А9. Основоположником цивилизационного подхода, предполагающего, что историю человечества нельзя рассматривать как однолинейный процесс, является:

а) Константин Леонтьев

б) Питирим Сорокин

в) Петр Савицкий

г) Николай Данилевский

А10. Укажите двух ученых, являющихся представителями концепции замкнутых культурно-исторических типов:

а) Освальд Шпенглер

б) Владимир Иванович Вернадский

в) Льюис Генри Морган

г) Арнольд Джозеф Тойнби

А11. Для концепции О. Шпенглера характерно:

а) отождествление культуры и цивилизации

б) определение цивилизации как фазы упадка культуры

в) отрицание какой-либо связи между культурой и цивилизацией

А12. Аксиологический подход к культуре подразумевает ее рассмотрение в качестве:

а) мира ценностей

б) творчества человека

в) научных достижений

г) мира символов

А13. Кто из перечисленных авторов рассматривал культуру в рамках аксиологического подхода?

а) Генрих Риккерт

б) Эрнст Кассирер

в) Зигмунд Фрейд

г) Карл Ясперс

А14. Теория и методология толкования текстов называется:

а) семиотикой

б) герменевтикой

в) глиптикой

г) палеографией

А15. Как называется наука, изучающая свойства знаков и знаковых систем?

а) семиотика

б) синергетика

в) семитология

г) софистика

А16. Культуру, как символическую активность человека интерпретировал:

а) Освальд Шпенглер

б) Георг Вильгельм Гегель

в) Юрий Лотман

г) Теодор Адорно

А17. Особое значение игре в развитии мировой культуры придавал:

а) Йохан Хёйзинга

б) Генрих Риккерт

в) Эрих Фромм

г) Николай Бердяев

А18. Американский ученый Сэмюэль Хантингтон в конце ХХ века писал о:

а) «центральной цивилизации»

б) «цивилизации покоя»

в) «расколотой цивилизации»

г) «цивилизации как источнике варварства»

А19. В чем заключается дескриптивная функция культурологии?

а) определении перспектив развития культуры

б) обнаружении закономерностей культурного развития

в) описании культурных объектов

г) сравнении различных объектов культуры

А20. Метод культурологического исследования, предполагающий изучение культурных феноменов с точки зрения их возникновения и развития, называется:

а) генетическим

б) компаративным

в) аксиологическим

г) герменевтическим

^ Ответы на задания блока А

Задание А1. Культурология как самостоятельная научная дисциплина возникает во второй половине XX в. (д).

Задание А2. Родоначальником культурологии считается Алвин Лесли Уайт (б).

Задание А3. Одним из основоположников культурологической мысли является Джамбаттиста Вико (в).

Задание А4. Наибольший вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры внес Иоганн Готфрид Гердер (г).

Задание А5. Основным методологическим подходом в культурной антропологии XIX в. становится эволюционизм (в).

Задание А6. С точки зрения эволюционистов основной причиной культурогенеза является необходимость адаптации человеческих коллективов к окружающей среде (б).

Задание А7. Одним из основоположников и крупнейших представителей эволюционистского направления в изучении культуры является Эдуард Тайлор (г).

Задание А8. С точки зрения марксизма правильное понимание культуры возможно только на основе учения об общественно-экономических формациях (г).

Задание А9. Основоположником цивилизационного подхода, предполагающего, что историю человечества нельзя рассматривать как однолинейный процесс, является Н.Я. Данилевский (г).

Задание А10. Двумя представителями концепции замкнутых культурно-исторических типов являются О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби (а, г).

Задание А11. Для концепции О. Шпенглера характерно определение цивилизации как фазы упадка культуры (б).

Задание А12. Аксиологический подход к культуре подразумевает ее рассмотрение в качестве мира ценностей (а).

Задание А13. Культуру в рамках аксиологического подхода рассматривал Генрих Риккерт (а).

Задание А14. Теория и методология толкования текстов называется герменевтикой (б).

Задание А15. Наука, изучающая свойства знаков и знаковых систем, называется семиотикой (а).

Задание А16. Культуру как символическую активность человека интерпретировал Юрий Лотман (в).

Задание А17. Особое значение игре в развитии мировой культуры придавал Йохан Хёйзинга (а).

Задание А18. Американский ученый С. Хантингтон в конце ХХ века писал о «расколотой цивилизации» (в).

Задание А19. Дескриптивная функция культурологии заключается в описании культурных объектов (в).

Задание А20. Метод культурологического исследования, предполагающий изучение культурных явлений с точки зрения их возникновения и развития, называется генетическим (а).

Блок В

В1. Соотнесите отрасль науки культурологии и ее суть:

а) морфология культуры

б) аксиология культуры

в) культурная семантика

1) изучение типичных форм и структур культуры

2) изучение системы ценностей в культуре

3) изучение знаков, образов и языков культуры

В2. Соотнесите имена исследователей культуры с названиями их основных работ:

а) Н.Я. Данилевский 1) «Постижение истории»

б) О. Шпенглер 2) «Закат Европы»

в) А.Дж. Тойнби 3) «Россия и Европа»

г) К. Ясперс 4) «Смысл и назначение истории»

В3. Укажите соответствие между культурологическими работами и их авторами:

а) Й. Хёйзинга 1) «Первобытная культура»

б) Э. Тайлор 2) «Наука о культуре»

в) А.Л. Уайт 3) «Homo ludens (Человек играющий)»

г) Э. Фромм 4) «Психоанализ и религия»

В4. Укажите авторство культурологических идей и понятий:

а) «осевое время» 1) А.Дж. Тойнби

б) цивилизация как смерть культуры 2) Н.Я. Данилевский

в) культурно-исторические типы 3) К. Ясперс

г) «вызов» и «ответ» 4) О. Шпенглер

В5. Соотнесите фамилию ученого и название подхода к изучению культуры, основоположником которого он является:

а) З. Фрейд 1) функционализм

б) А.Л. Уайт 2) психоаналитический подход

в) Н.Я. Данилевский 3) неоэволюционизм

г) Б. Малиновский 4) цивилизационный подход

В6. Соотнесите краткие определения понятия «культура» и имена ученых, предложивших эти определения:

а) культура – это семиосфера

б) культура – это игра

в) культура – это совокупность архетипов

1) Йохан Хёйзинга

2) Карл Густав Юнг

3) Юрий Лотман

В7. Основными положениями теории З. Фрейда являются:

а) культура – это реакция на элементарные биологические потребности

б) творчество – это продукт сублимации первичных инстинктов

в) в основе культуры лежит коллективное бессознательное

г) культура – это система норм и запретов

д) культура – это дар божий

В8. Расположите представителей культурологического знания в хронологической последовательности:

а) А.Л. Уайт

б) И.Г. Гердер

в) Э. Тайлор

г) О. Тоффлер

В9. Расположите работы крупнейших культурологов в хронологической последовательности по времени их публикации:

а) «Закат Европы»

б) «Россия и Европа»

в) «Наука о культуре»

г) «Третья волна»

В10. Укажите соответствие между методами культурологического исследования и их содержанием:

а) герменевтический

б) эволюционный

в) диахронический

г) аксиологический

1) метод изучения культуры как поступательного развития от низших стадий к высшим

2) метод истолкования и понимания письменных источников

3) метод рассмотрения культуры как системы ценностей

4) метод описания культурных явлений в их хронологической последовательности

^ Ответы на задания блока В

Задание В1. Морфология культуры – это изучение типичных культурных форм и структур (а-1); аксиология – изучение системы ценностей в культуре (б-2); культурная семантика – изучение знаков, образов и языков культуры (в-3).

Задание В2. Н.Я. Данилевский – «Россия и Европа» (а-3); О. Шпенглер – «Закат Европы» (б-2); А.Дж. Тойнби – «Постижение истории» (в-1); К. Ясперс – «Смысл и назначение истории» (г-4).

Задание В3. Й. Хёйзинга – «Человек играющий» (а-3); Э. Тайлор – «Первобытная культура» (б-1); Л. Уайт – «Наука о культуре» (в-2); Э. Фромм – «Психоанализ и религия» (г-4).

Задание В4. «Осевое время» – К. Ясперс (а-3); цивилизация как смерть культуры –О. Шпенглер (б-4); культурно-исторические типы – Н.Я. Данилевский (в-2); «вызов» и «ответ» – А.Дж. Тойнби (г-1).

Задание В5. З. Фрейд – психоаналитический подход (а-2); А.Л. Уайт – неоэволюционизм (б-3); Н.Я. Данилевский – цивилизационный подход (в-4); Б. Малиновский – функционализм (г-1).

Задание В6. Культура – это семиосфера – Ю.Лотман (а-3); культура – это игра – Й. Хёйзинга (б-1); культура – это совокупность архетипов – К.Г. Юнг (в-2).

Задание В7. Согласно теории З. Фрейда, творчество является продуктом сублимации первичных инстинктов, а культура представляет собою систему норм и запретов (б, г).

Задание В8. И.Г. Гердер (1744–1803) – Э. Тайлор (1832–1917) – А.Л. Уайт (1900–1975) – О. Тоффлер (1928–... ) (б, в, а, г).

Задание В9. «Россия и Европа» (1871) – «Закат Европы» (1918–1921) – «Наука о культуре» (1949) – «Третья волна» (1980) (б, а, в, г).

Задание В10. Герменевтический – метод истолкования и понимания письменных источников (а-2); эволюционный – метод изучения культуры как поступательного развития от низших стадий к высшим (б-1); диахронический – метод описания культурных явлений в их хронологической последовательности (в-4); аксиологический – метод рассмотрения культуры как системы ценностей (г-3).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» iconКафедра «Информатика» В. М. Пестриков
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Информатика»

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» iconВиноградов В. С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка....
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих испан­ский язык в университетах и других учебных заведениях. Им могут пользовать­ся...

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» iconУчебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры. Содержание курса соответствует Государственному...

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» iconУчебно-методическое пособие по практической фонетике английского...
Данное издание представляет собой сборник текстов и упражнений для студентов юридических специальностей

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» iconУчебное пособие предназначено для студентов IV курса специальности...
«Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», изучающих дисциплину «Транспортные сооружения»

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой...

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» iconУчебное пособие для выполнения практических и контрольных работ по...
Теория вероятностей": Учебное пособие для выполнения практических и контрольных работ по курсу "Математика", "Элементы высшей математики"...

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» iconУчебное пособие представляет собой полный курс лекций по оператив-ной...
...

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» iconПсихология делового общения : Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисцип­лину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных...

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» iconКонспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин»
Учебное пособие предназначено для студентов Театрального отделения локкиИ. Это учебное пособие представляет собой очень очень краткое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов