Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика




НазваниеМетодические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика
страница1/8
Дата публикации15.07.2013
Размер0.99 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экономической теории


МИКРОЭКОНОМИКА
Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика, 1-25 01 07 03 Деловое администрирование, 1-25 01 10 Коммерческая деятельность, 1-26 02 03 Маркетинг, 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 1-25 01 04 Финансы и кредит

Горки

БГСХА

2012
^ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

^ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экономической теории


МИКРОЭКОНОМИКА
Методические указания по изучению дисциплины для студентов

специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика, 1-25 01 07 03 Деловое администрирование, 1-25 01 10 Коммерческая деятельность, 1-26 02 03 Маркетинг, 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 1-25 01 04 Финансы и кредит

Горки

БГСХА

2012
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация, информационная революция, нарастающие экологические проблемы настоятельно диктуют необходимость применения новых теоретических подходов к анализу экономических процессов и явлений, переосмысления сложившихся стереотипов. Новые экономические и социальные ориентиры требуют эффективного решения хозяйственных задач, что смещает акценты образовательного процесса в сторону усиления его качественных характеристик, обеспечения глубокой связи теории и практики при подготовке высококвалифицированных специалистов экономического профиля. В этих условиях не вызывает сомнения необходимость достижения ими высокого уровня теоретической компетентности как фундамента успешного решения задач хозяйственной жизни. Это предполагает освоение теоретических основ функционирования экономики, познать которые позволяет глубокое изучение курса экономической теории.

Программа разработана на основе компетентностного подхода требований к формированию компетенций, сформулированных в образовательном стандарте ОСРБ 1-25 01 07 – 2008.

Дисциплина относится к социально-гуманитарным, осваиваемым студентами специальностям 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика, 1-25 01 07 03 Деловое администрирование.

Освоение дисциплины базируется на компетенциях, приобретенных ранее студентами при изучении дисциплин: «Высшая математика», «Философия», «Экономическая теория».



    1. ^ АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Цели и задачи учебной дисциплины.

Основные цели преподавания дисциплины:

  • развитие экономического мышления студентов;

  • формирование базовых экономических знаний на основе изучения достижений отечественной и мировой экономической мысли;

  • развитие у студентов компетенций практического мышления, анализа экономической информации;

  • выявление особенностей развития экономики Республики Беларусь на современном этапе.

Достижению поставленных целей будет способствовать решение следующих задач:

– изучение и усвоение фундаментальных проблем и основных экономических категорий (предмет, методы, функции экономической теории, ограниченность ресурсов и безграничность потребностей, эффективность, основы поведения субъектов экономики, основные макроэкономические показатели, денежно-кредитная система и денежный рынок, основы международной экономики);

– изучение принципов функционирования экономических систем, определяющих поведение экономических субъектов и способы оптимального размещения и использования ресурсов в условиях их ограниченности;

исследование важнейших форм регулирования экономики.

    1. ^ Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции, предусмотренные в образовательном стандарте ОСРБ 1-25 01 07 – 2008.

АК-1 – владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

АК-2 – владеть системным и сравнительным анализом;

АК-3 – владеть исследовательскими навыками;

АК-4 – уметь работать самостоятельно;

АК-5 – быть способным порождать самостоятельные идеи (креативность);

АК-6 – уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

СЛК-1 – обладать качествами гражданственности;

СЛК-2 – быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК-3 – обладать способностью к межличностным коммуникациям;

СЛК-4 – быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);

СЛК-5 – иметь творческое мышление, чувство ответственности;

СЛК-6 – обладать честностью, добросовестностью, работоспособностью, аккуратностью, вниманием, предприимчивостью;

СЛК-7 – быть способным понимать и принимать уникальность любой личности, работать в коллективе, адаптироваться к изменяющимся условиям;

СЛК-8 – быть готовым к повышению собственной квалификации;

СЛК-9 – иметь стремление к профессиональному росту.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), предусмотренными общеобразовательным стандартом ОСРБ 1-25 01 07 – 2008.

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным (организационно-аналити-ческая деятельность):

ПК-1 – работать с экономической и юридической литературой, законодательством;

ПК-2 – готовить доклады, материалы к презентациям;

ПК-3 – определять и анализировать состояние национальной экономики по ее количественным и качественным характеристикам.

^ В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать основные экономические категории и законы, важнейшие тенденции развития экономических явлений и процессов, мотивы поведения потребителей и товаропроизводителей, механизмы функционирования денежно-кредитной и финансовой систем, особенности протекания экономических процессов в Республике Беларусь;

уметь анализировать и систематизировать экономическую информацию; использовать инструменты экономического анализа при изучении экономической политики и самостоятельно оценивать конкретные ситуации, сложившиеся в результате ее реализации; обобщать опыт развитых стран в области экономического регулирования; применять полученные знания при принятии производственных решений в будущей профессиональной деятельности; компетентно излагать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении экономических проблем; решать задачи и тесты в целях более глубокого освоения материала.

^ Структура содержания учебной дисциплины.

Содержание дисциплины представлено в виде тем, которые характеризуются относительно самостоятельными укрупненными дидактическими единицами содержания обучения. Содержание тем опирается на приобретенные ранее студентами компетенции при изучении дисциплин «Высшая математика», «Философия», «Экономическая теория».

^ Методы (технологии) обучения.

Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям дисциплины, являются:

- элементы проблемного обучения (проблемное изложение, вариантное изложение, частично-поисковый метод), реализуемые на лекционных занятиях;

- элементы учебно-исследовательской деятельности, реализация творческого подхода, реализуемые на практических занятиях и при самостоятельной работе.

^ Организация самостоятельной работы студентов.

При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

- самостоятельная работа в виде решения индивидуальных задач в аудитории во время проведения семинарских занятий;

- самостоятельная работа, в том числе в виде выполнения индивидуальных заданий с консультациями преподавателя;

- подготовка рефератов по индивидуальным темам, в том числе с использованием электронных ресурсов.

^ Диагностика компетенций студента.

Оценка учебных достижений студента на экзамене производится по десятибалльной шкале. Для оценки учебных достижений студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Оценка промежуточных учебных достижений студентов осуществляется в соответствии с избранной кафедрой шкалой оценок.

Для оценки достижений студентов используется следующий диагностический инструментарий:

- выступление студента на конференции по подготовленному реферату (АК-1, АК-2, АК-3, АК-4, АК-5, ПК-1, ПК-2);

- проведение текущих контрольных опросов по отдельным темам (АК-1, АК-2, АК-4, ПК-1);

- защита выполненных на практических занятиях индивидуальных заданий (АК-2, АК-4, СЛК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3);

- защита выполненных в рамках самостоятельной работы индивидуальных заданий (АК-2, АК-4, СЛК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3);

- защита курсовой работы;

- сдача экзамена по дисциплине (АК-1, АК-2, АК-3, СЛК-5, СЛК-6, СЛК-7, ПК-1, ПК-3).
^ Тематический план учебной дисциплины.

Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу дисциплин стандарта ОСРБ 1-25 01 07 – 2008.

Дисциплина является общепрофессиональной, поэтому из общих 160 часов, отводимых на ее изучение, лекций 34, семинарских занятий 34, самостоятельной работы 92. Оценка итоговых приобретенных компетенций производится на экзамене.

Примерное распределение часов по темам представлено в таблице.
^ Тематический план по курсу «Микроэкономика» (68 ч.)



Название разделов (модулей) и тем



Всего

часов

В том числе


лекции

семинарские (практические) занятия

Тема 1. Введение в микроэкономику

1



1

Тема 2. Теория поведения потребителя

7

4

3

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм


8


4


4

Тема 4. Чистая монополия

4

2

2

Тема 5. Монополистическая конкуренция

3

2

1

Тема 6. Олигополия

7

4

3

Тема 7. Рынки производственных ресурсов. Рынок труда


6


2


4

Тема 8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль


6


2


4

Тема 9. Рынок земли

4

2

2

Тема 10. Общее равновесие и общественное благосостояние


8


4


4

Тема 11. Внешние эффекты

4

2

2

Тема 12. Информация, неопределенность и риск в экономике


3


2


1

Тема 13. Общественные блага

3

2

1

Тема 14. Теория общественного выбора

4

2

2

Всего

68

34

34


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ


  1. Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.

  2. Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика.

  3. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов.


^ Ключевые понятия и термины
Абстракция (abstraction) – метод познания, основанный на выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.

Анализ (analysis) – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Аналогия (analogy) – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний.

Дедукция (deduction) – метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному.

Индукция (induction) – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему.

^ Метод (method, procedure) – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.

Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

^ Нормативная экономическая наука (normative economics) – направление экономической науки, основанное на оценочных суждениях людей относительно того, какой должна быть экономика; трактует проблемы экономических целей и экономической политики.

^ Предельный анализ (marginal analysis) – поиск оптимального значения переменной, экономического показателя, производимый путем сравнения издержек и выгод, которые могли бы быть вызваны изменением значения данной переменной.

^ Проблема минимизации издержек (economizing problem) – проблема, заключающаяся в том, что материальные потребности общества безграничны, а имеющиеся ресурсы для производства товаров и услуг, которые удовлетворяют эти потребности, ограничены (редки); неспособность производить неограниченный объем товаров и услуг.

^ Синтез (syntheses) – метод познания основанный на соединении отдельных частей явления, изучаемых в процессе анализа, в единое целое.

Экономика (economics, economic) – народное хозяйство, включающее отрасли материального производства и непроизводственной сферы; научная дисциплина, занимающаяся изучением секторов (промышленность, сельское хозяйство, услуги и т.д.) и отраслей хозяйства страны или отдельных ее регионов, а также некоторых условий и элементов производства.

^ Экономическая модель (economic model) – упрощенная картина действительности; абстрактное обобщение.

Экономическая система (economic system) – исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

^ Экономические институты (economic institutions) – ряд норм и правил, которые выполняют функции ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением данных правил.

^ Экономические переменные (economic variables) – измеримые количества (такие как объем готовой продукции) или суммы денег (такие как цены), которые могут принимать различные значения.

^ Экономический агент (economic agent): 1. Субъект экономических отношений, участвующий в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ; 2. Юридическое или физическое лицо, выполняющее в экономике определенную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (групп лиц).

^ Экономический выбор (economic choice) – выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность выбора предполагает анализ выгод и затрат.

^ Экономический закон (economic act) – наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости явлений и процессов.

^ Экономический человек (economic man): 1. Концепция экономической теории, в соответствии с которой индивиды поступают так, чтобы максимизировать полезность при наборе ограничений, самым очевидным из которых является доход; 2. Главный творческий субъект рыночной экономики, который имеет свободу выбора и принимает рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся условий, возможностей и информации в соответствии со своими индивидуальными предпочтениями, интересами и целями.
Литература: [3, с. 25–27; 4, с. 7–30; 5, с. 6–30; 6, с. 12–24; 10, с. 3–23; 11, с. 1–43; 12, с. 11–26; 13, с. 21–36; 14, с. 7–26; 15, с. 9–21; 16, с. 6–61].
^ Тесты и задачи

1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета микроэкономики?

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) материальные и духовные потребности.

2. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в народном хозяйстве;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и динамику его цены.

3. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

а) описательным;

б) гипотетическим;

в) индуктивным;

г) дедуктивным.

4. Позитивная микроэкономика изучает:

а) «что есть»;

б) что должно быть;

в) предполагаемые тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

5. Основное значение экономической науки состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

б) дает ученым возможности реализовать свои способности;

в) показывает пути наилучшей организации общества для удовлетворения потребностей людей;

г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

6. Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы?

а) определить технические условия производства;

б) ликвидировать инфляцию и безработицу;

в) установить справедливое общественное устройство;

г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов.

7. Противоположностью метода анализа является:

а) гипотеза; б) дедукция; в) индукция; г) синтез.

8. Научная абстракция – это метод, состоящий в:

а) разложении целого на составные элементы;

б) мысленном отвлечении от несущественных сторон;

в) обобщении данных, добытых анализом;

г) движении мысли от частного к общему.

9. Противоположностью метода дедукции является:

а) синтез; б) гипотеза; в) индукция; г) анализ.

10. Синтез – это метод исследования, заключающийся в:

а) обобщении данных, добытых анализом;

б) мысленном отвлечении от несущественных сторон;

в) разложении целого на составные элементы;

г) умозаключении от общего к частному.

11. Экономическая модель не является:

а) инструментом для экономических прогнозов;

б) комплексом экономических принципов;

в) объяснением, как функционирует экономика;

г) идеальным типом экономики или политики.

12. Если утверждается, что две экономические цели взаимоисключают друг друга, то это означает:

а) невозможность одновременного достижения обеих целей;

б) отрицание их в качестве целей, которые должны быть реализованы в определенной стране;

в) что реализация одной рассматривается как результат достижения другой;

г) что эти цели имеют количественное выражение.

13. Использование допущений в экономическом анализе:

а) изменяет внутреннюю логику теории или модели;

б) облегчает решение проблемы;

в) делает модель более реалистичной;

г) увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.

14. Какое утверждение является позитивным?

а) если сокращается производство масла, то будет увеличиваться производство пушек;

б) производство масла должно быть больше, чем производство пушек;

в) производство масла и производство пушек должны соответствовать потребностям государства;

г) производство масла и производство пушек должны соответствовать спросу экономических субъектов.

15. Термин «предельный» в микроэкономике означает:

а) небольшое изменение экономической величины;

б) максимальное изменение экономической величины;

в) дополнительное изменение экономической величины;

г) очень большое изменение экономической величины.

16. Что выражает кривая производственных возможностей?

а) взаимосвязь между факторами производства;

б) максимальный объем производства двух продуктов при использовании всех имеющихся ресурсов;

в) соотношение между производственными мощностями и объемом выпускаемой продукции;

г) дополнительный выпуск продукции при увеличении (уменьшении) ресурсов.
Ответы: 1. б); 2. г); 3. в); 4. а); 5. в); 6. г); 7. г); 8. б); 9. в); 10. а); 11. б); 12. а); 13. б); 14. а); 15. в); 16. б).
Тема 2. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
1. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ : кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).

2. Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения.

3. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства.

4. Графическая интерпретация равновесия потребителя.

5. Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса. Кривые «цена-потребление» и кривые спроса для различных видов благ.

6. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход-потребление». Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые «доход-потребление» для различных видов благ. Кривые Энгеля.

7. Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены.

8. Практическое значение анализа кривых безразличия.
^ Ключевые понятия и термины
Бюджетная линия (budget line) – это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых доход потребителя тратится полностью.

^ Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) (law of diminishing marginal utility) – экономический закон, гласящий, что по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги (потребление всех других товаров остается фиксированным), полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается.

^ Индивидуальный спрос (individual demand) – спрос конкретного потребителя – это соответствующий каждой цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

^ Карта кривых безразличия (map of indifference curves) – множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя.

Кривая «доход-потребление» («income – consumption» curve) – соединяет все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода; она показывает, как потребительский набор изменяется в зависимости от дохода потребителя.

^ Кривая «цена-потребление» («price – consumption» curve) – кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменении в ценах.

Кривая безразличия (indifference curve) – показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую общую полезность для потребителя.

^ Кривая Энгеля (Engel curve) – кривая, показывающая зависимость величины потребления товара от изменения дохода потребителя.

Полезность (utility) – категория, характеризующая меру удовольствия, пользы или удовлетворенности, которые получают люди от потребления товаров или услуг.

^ Правило максимизации полезности (второй закон Госсена) (rule of utility maximization) – потребитель максимизирует свою полезность, распределяя доход таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

^ Предельная норма замещения (marginal rate of substitution) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

^ Рыночный спрос (market demand) – характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене блага.

Эффект дохода (income effect) – это изменение спроса на товар только как результата колебания покупательной способности денежного дохода, вызванного, в свою очередь, изменением цен.

^ Эффект замещения (substitution effect) – изменение величины спроса на товар как результат изменения его цены по отношению к ценам других товаров.
Литература: [4, с. 26–58; 5, с. 120–157; 6, с. 109–170; 9, с. 456–476; 10, с. 133–170; 11, с. 41–66; 12, с. 21–51; 13, с. 11–26; 14, с. 502–529; 16, с. 122–165; 17, с. 53–90].
^ Тесты и задачи
1. Параллельный сдвиг линии бюджетного ограничения вправо связан с:

а) ростом дохода;

б) падением дохода;

в) увеличением полезности;

г) ростом спроса.

2. Какой из следующих перечней значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 300, 400, 500;

б) 200, 450, 750, 1100;

в) 200, 400, 1600, 9600;

г) 200, 180, 150, 110.

3. Какой ряд значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 10, 18, 25, 31;

б) 10, 18, 28, 38;

в) 10, 18, 24, 30;

г) 10, 18, 22, 34.

4. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 тыс. рублей. Цена товара А равна 1 тыс. рублей, а цена товара В – 0,5 тыс. рублей. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии?

а) 8А и 1В;

б) 7А и 1В;

в) 6А и 6В;

г) 5А и 6В.

5. Утверждение, которое говорит о том, что полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров – это закон:

  1. спроса;

  2. полезности;

  3. убывающей предельной полезности;

  4. рынка.

6. Потребительское равновесие на карте кривых безразличия – это:

  1. любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;

  2. любая точка на самой высокой из кривых безразличия;

  3. та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия;

  4. любая точка, расположенная на бюджетной линии.

7. Какое из следующих утверждений является неверным?

  1. каждая точка кривой безразличия означает комбинацию товаров;

  2. каждая точка кривой безразличия означает комбинацию двух товаров;

  3. все точки кривой безразличия означают одинаковый уровень полезности;

  4. все точки бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности.

8. Способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей – это:

  1. необходимость;

  2. желание;

  3. полезность;

  4. спрос.

9. Полезность каждой дополнительной единицы потребленного блага – это:

  1. предельная полезность;

  2. предельные издержки;

  3. предельный доход;

  4. предельная производительность.

10. Кривая, которая показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя,– это:

  1. линия бюджетного ограничения;

  2. кривая безразличия;

  3. изокоста;

  4. кривая средних издержек.

11. Кривая, показывающая, какие потребительские наборы можно приобрести при данном бюджете потребителя, – это:

а) кривая безразличия;

б) линия бюджетного ограничения;

в) кривая «цена-потребление»;

г) изокванта.
Ответы: 1. а); 2. г); 3. а); 4. г); 5. в); 6. в); 7. г); 8. в); 9. а); 10. б); 11. б).
Задача. Потребитель, располагающий доходом в 9 ден. единиц, делает выбор между двумя товарами А и Б, цены на которые соответственно 2 и 1 ден. единиц. Определите, сколько единиц каждого товара ему следует купить, чтобы максимизировать полезность. Предельная полезность товаров приведена в таблице.

Количество
товара А

Предельная полезность товара А

Количество
товара Б

Предельная полезность товара Б

1

10

1

8

2

8

2

7

3

6

3

6

4

4

4

5

5

3

5

4

6

2

6

3


Решение. Согласно правилу максимизации полезности, потребитель максимизирует свою полезность, когда отношение предельных полезностей товаров в потребительском наборе будет равно отношению их цен:



Так как цены на товар А и товар Б известны из условия задачи, то получаем:



Таким образом, потребитель, расходуя весь свой доход в размере 9 ден. единиц, будет максимизировать полезность при покупке таких товаров, отношение предельных полезностей которых будет равно 2. Исходя из таблицы, такой единственно возможный вариант набора двух товаров наблюдается при покупке 2 ед. товара А и 5 ед. товара Б.


Тема 3. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ФИРМ


  1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.

  2. Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.

  3. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли). Два подхода в анализе: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.

  4. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

  5. Совершенная конкуренция и эффективность.


^ Ключевые понятия и термины
Барьеры для вступления в отрасль (barriers for a branch) – легальное или естественное препятствие проникновению в отрасль новых фирм.

^ Безубыточность фирм (breakeven point) – состояние долгосрочного равновесия, при котором точка равновесия находится на кривой ATC, экономическая прибыль равна нулю, доход равен издержкам.

^ Долгосрочная кривая отраслевого предложения (long-run supply curve of industry) – кривая, которая показывает зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта в точках, где отрасль находится в равновесии.

Конкуренция (competition) – это состязательная борьба, соперничество между экономическими агентами за наиболее выгодное условие купли-продажи.

^ Конкурентная фирма (contestable market) – фирма, продающая товары на рынке совершенной конкуренции.

Краткосрочная кривая предложения (short-run supply curve) – часть кривой предельных издержек фирмы выше точки ее пересечения с кривой средних переменных издержек.

^ Максимизация прибыли (profit maximization) – выбор фирмой такого объема выпуска товара, при котором валовой доход превосходит общие издержки на наибольшую величину.

^ Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) – рыночная структура, когда существует много продавцов, предлагающих товары, которые являются близкими, однако несовершенными заменителями. На таком рынке каждое предприятие может оказывать определенное влияние на цену своей продукции.

Монополия (monopoly) – тип рыночной структуры или фирма; безусловное доминирование на рынке одного продавца, обладающего рыночной властью и, следовательно, способностью устанавливать монопольно высокие цены и получать монопольную прибыль.

^ Несовершенная конкуренция (competition imperfect) – возникает на рынке в том случае, когда совершенная конкуренция не может существовать из-за того, что хотя бы один продавец (или покупатель) достаточно силен, чтобы оказывать давление на рыночную цену.

Олигополия (oligopoly) – рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары; рынок, доступ на который для других фирм затруднен и на котором действует сильная неценовая конкуренция.

^ Оптимальный выпуск (optimal positive output) – объем выпуска, позволяющий фирме максимизировать прибыль или минимизировать убытки и соответствующий точке, где предельный доход равен придельным издержкам.

^ Отрасль с возрастающими издержками (increasing-cost industry) – отрасль, расширение производства в которой обусловлено вступлением в нее новых фирм и повышением в связи с этим цен на потребляемые ресурсы, а следовательно, и ростом издержек производства.

^ Отрасль с постоянными издержками (constant-cost industry) – отрасль, в которой расширение производства вследствие появления в ней новых фирм не оказывает влияния на цены потребляемых ресурсов, а следовательно, и на кривую издержек производства.

^ Отрасль с убывающими издержками (decreasing-cost industry) – отрасль, в рамках которой цены некоторых факторов производства снижаются при расширении выпуска.

Парадокс прибыли (paradox of profit) – ситуация, при которой в долгосрочном периоде при конкурентном равновесии экономическая прибыль фирмы стремится к нулю.

^ Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками (total revenue-total cost approach) – метод установления объема производства, при котором достигается максимум экономической прибыли или минимум убытков, основанный на сравнении валового дохода (выручки) и валовых издержек фирмы при разных объемах производства.

^ Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками (marginal revenue-marginal cost approach) – метод определения объема продукции, при котором экономическая прибыль максимальна (убытки минимальны), путем сравнения предельного дохода с предельными издержками.

^ Совершенная конкуренция (perfect competition) – такое состояние рынка, когда большое количество фирм продают стандартизированный продукт, и ни одна из них не обладает достаточной долей продаж для влияния на цену.

^ Структура рынка (market structure) – совокупность показателей состояния рынка, указывающих на число покупателей и продавцов, их доли в общем объеме покупок и продаж, степень стандартизации продукта, свободу входа на рынок и выхода из него; взаиморасположение и взаимосвязь составляющих рынок частей, устройство рынка.

^ Точка самоокупаемости (break-even point) – уровень производства, при котором величина издержек равна доходу (выручке), экономическая прибыль равна нулю.

Точка прекращения деятельности (shut-down point) – уровень цены, при котором покрываются только минимально возможные для фирмы при данном объеме производства средние переменные издержки.

^ Эффективность производства (productive efficiency) – производство товара с наименьшими издержками; использование минимального количества ресурсов для производства данного объема продукции; производство данного объема продукции при минимальных средних издержках, которые равны цене.

^ Эффективность распределения ресурсов (allocative efficiency) – распределение среди фирм и отраслей ресурсов, необходимых для обеспечения производства тех изделий, в которых больше всего нуждается общество (потребители); производство каждого изделия в условиях, когда предельные издержки равны цене.
Литература: [4, с. 59–87; 5, с. 184–224; 6, с. 301–330; 8, с. 29–71; 9, с. 501–530; 10, с. 224–269; 11, с. 86–107; 12, с. 52–77; 13, с. 27–38; 14, с. 335–357; 16, с. 237–258; 17, с. 90–119].
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
«Экономика и управление на предприятии», 080507. 65 (061100) «Менеджмент организации»

Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения выполнены в соответствии...

Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика iconМетодические указания к курсовой работе для студентов специальностей...
Методические указания предназначены для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на...

Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 31 Общие указания 31
Производственные технологии : программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-25 01 07 – Экономика...

Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика iconМетодические указания и контрольные задания для студентов направления 080100 «Экономика»
«Экономика», спец. 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080103 «Национальная экономика», 080502 «Экономика и управление на...

Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика iconМетодические указания к изучению дисциплины “маркетинг”
«Экономика предприятий», «Управление персоналом и экономика труда», «Учет и аудит», «Финансы»

Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика iconМетодические указания по дипломному проектированию для студентов...
...

Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика iconКонтрольные вопросы по курсу «Маркетинг» План семинарских занятий
«Управление персоналом», 030602 «Связи с общественностью», 080503 «Антикризисное управление», 010502 «Прикладная информатика», 080101...

Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика iconМетодические указания к выполнению выпускной квалификационной работы...
Зенкина М. В., Скворцова Н. К., Фирцева С. В., Миронова Е. А. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы...

Методические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика iconМетодические указания к выполнению выпускной квалификационной работы...
Зенкина М. В., Скворцова Н. К., Фирцева С. В., Миронова Е. А. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов