Программа Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для




Скачать 486.48 Kb.
НазваниеПрограмма Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для
страница1/3
Дата публикации20.07.2013
Размер486.48 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Экономика > Программа
  1   2   3
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Ораторское искусство

Учебно-методический комплекс

По специальности 030501.65 Юриспруденция

  • Учебная программа

  • Тематический план

  • Планы семинарских занятий

  • Тематика рефератов

  • Вопросы для подготовки к зачету

Тверь 2011

Хохлова Ю.В.

Ораторское искусство: Учебно-методический комплекс. ТФ МГЭИ, 2012. - 35 с.

Одобрено кафедрой общегуманитарных дисциплин. Протокол заседания кафедры от 21марта 2012 г. № 9. Для студентов Московского гу­манитарно-экономического института, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция.

.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Тематический план 6

Программа курса 9

Рекомендуемая литература 20

Планы семинарских и практических занятий 23

Вопросы для подготовки к зачету 36

ПРЕДИСЛОВИЕ

Объем и содержание курса ораторского искусства в Московском гуманитарно-экономическом институте оп­ределяется потребностями полноценной профессиональ­ной подготовки будущих юристов-правоведов. Профес­сия юриста принадлежит к числу особых областей чело­веческой деятельности, которые называют сферами «по­вышенной речевой ответственности», ибо в них ответст­венность человека за свое речевое поведение, за умение (или неумение) владеть словом необычайно велика. Это дипломатия и актерское мастерство, педагогика и юрис­пруденция, менеджмент и журналистика - словом, все те профессии и специальности, успех в которых в значи­тельной степени связан с речью.

Изучение курса ораторского искусства на юридиче­ском факультете предполагает усвоение студентами зна­ний о сущности, содержании и организации речевой деятельности, о специфике речевого поведения юриста, о роли устной речи в решении профессиональных задач. Освоение теоретического содержания курса послужит надежной предпосылкой для формирования у будущих юристов практических навыков публичных, в том числе и судебных, выступлений, методики и техники их про­изнесения.

Для реализации этой общей целевой установки пре­подавание курса ораторского искусства в институте должно решить следующие задачи:

  • ознакомить студентов с историей становления и развития ораторского искусства как системы теоретиче­ского знания и сферы человеческой деятельности;

  • вооружить обучаемых знанием теории выразитель­ной речи, требований классического риторического ка­нона;

  • научить будущих юристов самостоятельной режис­суре речи, основным правилам произнесения публичной речи различных типов эпидейктической, аргументи­рующей и информирующей;

  • обучить студентов мастерству ведения беседы, дис­куссии и спора, умению нейтрализовать логические и психологические уловки оппонента, быть доказательным и убедительным;

  • формировать у обучаемых высокую речевую культуру как органическую составную часть культуры человече­ского общения, оказать им помощь в подготовке к речевой деятельности в рамках избранной профессии;

  • сформировать у студентов критический взгляд на повседневную практику речевой деятельности, как своей
    собственной, так и окружающих, умение подмечать не­достатки риторического характера, анализировать язык
    и стиль публичных выступлений.

Учебным планом института на изучение курса от­водится сравнительно небольшое количество часов учеб­ных занятий, поэтому одним из основных методов рабо­ты студентов по освоению теоретического содержания курса является самостоятельная работа, в процессе ко­торой он должен изучить рекомендованную учебную ли­тературу, ознакомиться с образцами культурной речи, совершенствовать собственные риторические навыки. Перечень литературы по каждой конкретной теме и ме­тодические рекомендации по ее изучению студент полу­чает от преподавателя. Общий список рекомендуемой литературы по курсу приведен также в данной учебной программе.

Однако это ни в коей мере не ограничивает инициа­тиву обучаемых в поиске других источников. Всячески поощряется разработка студентами логических схем, таблиц, изобретение идей, аргументов, подготовка тек­стов речей, выступления перед слушателями и другие методы овладения ораторским искусством. Важно, что­бы работа над теоретическим содержанием курса и отра­боткой практических речевых навыков имела постоян­ный и систематический характер. Прежде всего надо внимательно слушать лекционный материал, вести за­пись основных положений темы, пунктуально фиксиро­вать задание на самостоятельную работу. После каждой лекции следует внимательно прочесть свои записи, вос­становить в памяти пропущенные места и при необхо­димости дополнить их материалом из имеющихся учеб­ных пособий.

Изучение курса строится таким образом, что каждая тема отрабатывается как на лекциях, так и на семинар­ских (практических) занятиях. На лекции преподаватель излагает основные положения рассматриваемой те­мы, ее структуру и логику, дает методические советы для самостоятельной работы по теоретической и практи­ческой отработке материала.

На семинарских занятиях закрепляются теоретиче­ские знания студентов, приобретенные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы, но самое главное - от­рабатываются практические навыки речевой деятельно­сти. Студенты практикуются в произнесении публичных выступлений, учатся анализировать тексты судебных и политических речей, решают риторические задачи и выполняют упражнения.

Ораторское искусство требует умения владеть как письменной, так и устной речью. Программой преду­сматривается подготовка каждым студентом текста речи (доклада, сообщения, диалога, выступления на митинге и т. д.) с последующим ее произнесением в группе. Это будет своеобразный конкурс ораторов, проба их способ­ностей выступать по памяти, без трибуны, со своим сло­вом и своим стилем. По замыслу конкурса аудитории отводится активная роль. Слушатели задают вопросы, принимают участие в оценке речи (ее содержания, по­строения, образности), поведения оратора (ответы на во­просы, манеры, жесты, мимика).

Изучение курса завершается зачетом, который про­водится индивидуально с каждым студентом в устной форме, по вопросам.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Срок обучения 5 лет, очная форма обучения



Наименование темы

Количество часов по учебному плану

Количество аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная работа

лекции

семинары

практические занятия




Раздел I. Из истории ораторского искусства

1

Предмет и задачи курса

6

2

2







4

2

Ораторское искусство ан­тичной эпохи

8

4

2

2




4

3

Теоретическое наследие античных ораторов

6

2

2







4

4

Ораторское искусство в России

10

4

2

2




4




Раздел II. Жанры. Стиль. Аргументы

5

Классификация речи, ее виды и жанры

10

6

4

2




4

6

Язык и стиль публичной речи

8

4

4







4

7

Логические основы пуб­личной речи

8

4

2

2




4




^ Раздел III. Судебное красноречие

8

Зарождение и развитие судебного красноречия

6

4

2

2




4

9

Культура судебной речи

8

2

2







4

10

Этика судебного оратора

10

4

2

2




4




Раздел IV. Методика и техника публичного выступления

11

Методика подготовки публичной речи

8

4

4







4

12

Техника речи юриста

8

4

4







4

13

Дискуссия (полемика) как вид речевой деятель­ности

8

4

4







4

14

Риторический практикум

8

4







4

4




Зачет

6

2







2

4




ИТОГО

118

56

36

8

6

60


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Срок обучения 3 лет, заочная форма обучения



Наименование темы

Количество часов по учебному плану

Количество аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная работа

лекции

семинары

практические занятия




Раздел I. Из истории ораторского искусства

1

Предмет и задачи курса

6













6

2

Ораторское искусство ан­тичной эпохи

8

2

2







6

3

Теоретическое наследие античных ораторов

6













6

4

Ораторское искусство в России

10

2

2







6




Раздел II. Жанры. Стиль. Аргументы

5

Классификация речи, ее виды и жанры

10













10

6

Язык и стиль публичной речи

8













8

7

Логические основы пуб­личной речи

8













8




^ Раздел III. Судебное красноречие

8

Зарождение и развитие судебного красноречия

8

2

2







4

9

Культура судебной речи

8













6

10

Этика судебного оратора

10













10




Раздел IV. Методика и техника публичного выступления

11

Методика подготовки публичной речи

8













8

12

Техника речи юриста

8

2

2







6

13

Дискуссия (полемика) как вид речевой деятель­ности

8













8

14

Риторический практикум

8













8




Зачет

6

2







2

4




ИТОГО

108

8

8







100



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для iconВыписка из учебного плана на 1 и 2 семестры обучения
По каждой дисциплине учебного плана в сборнике представлена следующая информация: календарно-тематический план, планы практических...

Программа Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для iconМ. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов
Государственным образовательным стандартом. В методических указаниях представлены: тематический план курса, программа, планы практических...

Программа Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для iconПрограмма курса «отечественная история» планы семинарских занятий...
Программа, планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» (для студентов дневного отделения). Составитель: кандидат исторических...

Программа Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для iconПрограмма курса, планы семинарских занятий Комсомольск-на-Амуре 2013...
Программа предназначена для студентов дневной формы обучения по направлению подготовки 03300. 62 «Культурология»

Программа Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для iconПрограмма и планы семинарских занятий по дисциплине «философия»
Учебная программа и планы семинарских занятий по дисциплине «философия» для студентов 1 курса дневного отделения мгуп

Программа Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для iconПрограмма и планы семинарских занятий по дисциплине «философия»
Учебная программа и планы семинарских занятий по дисциплине «философия» для студентов 1 курса дневного отделения

Программа Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для iconПланы семинарских занятий для студентов очной формы обучения всех...
Планы семинарских занятий предназначены для студентов очной формы обучения всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия»....

Программа Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для iconПланы семинарских занятий для студентов очной формы обучения всех...
Планы семинарских занятий предназначены для студентов очной формы обучения всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия»....

Программа Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для iconПлан семинарских занятий !!!Перерабатывается, но можно пользоваться этим Введение
...

Программа Тематический план Планы семинарских занятий Тематика рефератов Вопросы для iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Политология»
Преподаватель, исходя из рабочей программы, применительно к тому или иному факультету рассматривает в ходе семинарских занятий лишь...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов