Экономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль»




Скачать 124.17 Kb.
НазваниеЭкономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль»
Дата публикации20.07.2013
Размер124.17 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы

Экономика отрасли

Глава 1. Формирование системы
«Фирма – Рынок – Отрасль»

    1. Основные понятия курса
      экономика отраслевых рынков


Основная причина, по которой организация отраслевых рынков относится к отдельной области знания, связана с тем, что существующие модели развития на микро- и макроуровне не дают полного представления о современных принципах формировании стратегий фирмы.

В современной российской экономике предприятие занимает особое место в системе организации экономики.

Предметом изучения различных рыночных структур является поведение фирм в условиях монополии, олигополии или конкуренции и анализ результатов хозяйственной деятельности фирм как
с точки зрения отдельного рынка, так и с точки зрения общего
рыночного равновесия.

Базовыми понятиями в экономике отраслевых рынков являются: фирма, рынок, отрасль, отраслевой рынок, рыночная власть, конкурентоспособность и стратегическое поведение.

Фирма – организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями1.

В рамках данного курса воспользуемся следующими понятиями, характеризующими природу рынка:

рынок – это совокупность экономических условий, при которых покупатели и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок;

рынок – это совокупность хозяйствующих субъектов (промышленные предприятия, унитарные предприятия, некоммерческие организации, муниципальные предприятия), объединяемых однородностью потребительских потребностей.

В свою очередь, отрасль – это совокупность хозяйствующих субъектов (промышленные предприятия, унитарные предприятия, некоммерческие организации, муниципальные предприятия), объединяемых однородностью производственного процесса. При этом отрасли подразделяют на комплексные (например, комплекс машиностроения, металлургическая отрасль, топливно-энергетический комплекс, военно-промышленный комплекс) и отрасли по видам производства (например, предприятия литейного производства).

Соответственно, отраслевой рынок – это рынок взаимозаменяемой продукции, который, как правило, рассматривается в пределах государственного социально-экономического комплекса.

Классический подход к определению эффективного поведения на отраслевом рынке оперирует понятием рыночной власти, представляя его основой стратегического поведения.

^ Рыночная власть – это способность фирмы устанавливать такую цену, которая превышает предельные издержки или издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

Надо отметить тот факт, что использование понятия «рыночная власть» несколько сужает рамки исследования методов и подходов
к оценке результативности поведения фирм. В современных условиях развития отраслевых рынков особый интерес представляет формирование конкурентной среды в различных рыночных структурах, включая и монопольные рынки.

Конкурентоспособность – это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений, позволяющее выступать в условиях экономического соперничества за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов или факторов производства (трудовых ресурсов, земли, оборотного и основного капитала, искусства предпринимательской деятельности и информации). Соотношение уровня значимости целей фирмы для управляющих с наличием факторов её внутренней и внешней среды является отправной точкой в формировании стратегии развития и поведения.

^ Стратегическое поведение – это поведение фирмы, при котором она учитывает возможные ответные действия конкурентов.

Формирование стратегических взаимосвязей между фирмами осуществляется на нескольких уровнях.

1. Поведение на рынке под влиянием целей собственников
и управляющих.

2. Методы выделения отраслевых рынков и определение их рыночных границ.

3. Способы оценки состояния конкурентной среды отраслевого рынка и степени концентрации рыночных субъектов.

4. Рыночные барьеры, препятствующие развитию рыночной конкуренции.

5. Существующие теории и микроэкономические модели стратегического поведения фирм на отраслевом рынке.

6. Основные направления стратегического взаимодействия конкурентов:

  • конкуренция по качеству продукции;

  • конкуренция по близости к потребителям мест продаж продукции;

  • конкуренция в рекламной деятельности;

  • состязание в инновационных исследованиях и разработках;

  • умышленное манипулирование информацией о состоянии рынка.

7. Условия заключения рыночного соглашения (картельного сговора).

8. Монополистическая рыночная структура и угрозы, связанные с её деятельностью, для развития национальной экономики.

9. Существующие типы государственной отраслевой политики, препятствующие монополизации рынка или же концентрации рыночной власти в руках нескольких крупных участников рынка.
^

1.2. Теоретическая основа
экономики отраслевых рынков


Исходя из представленного выше боле широкого подхода к определению сущности рынка, его структура может быть представлена следующим образом:





Рис. 7. Структурные элементы рынка с точки зрения широкого подхода

Субъекты и объекты рынка, как системы отношений, были подробно рассмотрены в предшествующих курсе микроэкономики, поэтому далее считаем целесообразным более детально остановится на характеристике поведения фирмы на рынке:



Рис. 1.1. Парадигма «структура – поведение – результат»

В отличие от микроэкономики, экономика отраслевых рынков делает акцент на более полном отражении реальной действительности при использовании моделей. Поэтому в рамках этой науки осуществляется эмпирическая проверка гипотез и моделей микроэко­номики.

В теории отраслевых рынков можно выделить три основных направления исследований:

  • применение теоретико-игровых моделей в анализе олиго­полистических рынков, которые значительно расширяют возмож­ности микроэкономических исследований стратегического пове­дения;

  • использование теории трансакционных издержек при сравнительном анализе рынков, который на основе моделей микроэкономики позволяет объяснить различия в поведении фирм, в структуре
    и результативности функционирования отраслей;

  • разработка теории состязательных или квазиконкурентных рынков, которая развивает понятие потенциальной конкуренции, когда конкурентоспособность фирм на рынке возрастает при угрозе появления новых конкурентов.

Конкурентный рынок – рыночная модель, рассматриваемая
и с позиции состязательных рынков. Выделяются два типа состязательных рынков:

  • рынки, где цены превышают предельные и средние издержки, что позволяет войти на рынок новым фирмам;

  • рынки, где цены упали ниже средних издержек и многие фирмы могут уйти с рынка.

Рынок не будет состязательным, если на нём функционирует малое количество фирм, а вход и выход с рынка затруднены.

Большое значение с точки зрения практической применимости моделей и методов на российских рынках имеют рынки несовершенной конкуренции. Это рынок, на котором продавцы и поку­патели могут существенно влиять на цены, а следовательно, устанавливать их на таком уровне, который позволяет получить мак­си­мальную выгоду.

Особенностью рынка несовершенной конкуренции является наличие рыночных барьеров.

В соответствии с основополагающей идеей формирования и регулирования поведения фирм, направленного на будущий результат, особого внимания заслуживает теория Г. Хамела о создании «революционных» компаний2. С окончанием ХХ в. завершилась «эра прогресса» (с ее линейным эволюционным развитием и приростными улучшениями) и началась эпоха революционных потрясений, при которых конкуренция формируется не между продуктами, компаниями, а между инновациями в технологии, организацию и управленческие процессы. К исходу ХХ в. стало ясно, что обладание большой долей сегодняшнего рынка не является залогом успеха в будущем.

Дело не только в сокращении жизненных циклов продуктов
и ускорении изменений в предпочтениях потребителей. Реальностью стала быстрая «конвергенция» стратегий компаний: каждая из них начинает вслед за лидером придерживаться одинаковых подходов
в определении отрасли, критериев сегментирования, политики формирования производственно-сбытовой деятельности. Это приводит
к изменению сути понятия отрасль. «типичное определение отрасли состоит в той группе компаний, которые используют одну и ту же бизнес-модель»3. Соответственно, принадлежность к отрасли позволяет предприятию определить технологические и организационные основы для формирования индивидуальной ценности.
^

Глава 2. Отраслевая организация экономики

2.1. Понятие отрасли и ее место в народном хозяйстве


Экономику страны формируют межотраслевые комплексы (МОК). В каждый МОК входят отдельные отрасли.

Экономика страны – это единый комплекс взаимосвязанных отраслей, определяющих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.

МОК – это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий
производства и распределения продукта. Существуют целевые
и функциональные комплексы. Критерием отнесения к целевым комплексам является участие в производстве конечного продукта (машиностроительный комплекс, топливно-энергетический комплекс, минерально-сырьевой, транспортный комплекс).

Критерием отнесения к функциональным комплексам является специализация на определенных функциях (инвестиционный, инфраструктурный, научно-технический комплекс, жилищно-коммуналь­ные хозяйства).

Отрасль – группа качественно однородных единиц, т.е. предприятий, учреждений, организаций, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного распределения труда, выпуском однородной продукции и выполняющих общую функцию в национальном хозяйстве. При этом отрасли подразделяют на комплексные (комплекс машиностроения, металлургическая отрасль) и отрасли по видам производства (предприятия литейного производства).

Классификатор отраслей народного хозяйства предусматривает классификацию по 16 комплексным отраслям4:

  1. Электроэнергетика насчитывает 7 отраслей.

  2. Топливная – 16.

  3. Черная металлургия – 11.

  4. Цветная металлургия – 36.

  5. Химическая и нефтехимическая – 32.

  6. Машиностроение и металлообработка – 136.

  7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 19.

  8. Промышленность строительных материалов – 32.

  9. Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность – 10.

  10. Легкая промышленность – 48.

  11. Пищевая промышленность – 34.

  12. Фармакологическая промышленность –7.

  13. Промышленность минеральных удобрений – 2.

  14. Промышленность медицинского оборудования – 3.

  15. Полиграфическая промышленность – 1.

  16. Другие отрасли промышленности – 13.

Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень НТП во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает другие отрасли оборудованием, агрегатами, а потребителей – предметами народного потребления.

История отрасли машиностроения насчитывает трехвековую историю. Машиностроение как самостоятельная отрасль появляется
в XVII в начале XVIII в. на текстильных мануфактурах в Англии, где зарождались первоначальные условия производства прядильных автоматов. В России первые металлообрабатывающие заводы возникли
в начале XVIII в. Их основной целью было удовлетворение военных нужд: в 1704 г. в Петербурге возникла первая судостроительная адмиралтейская верфь, в 1712 г. был построен Тульский оружейный завод, а в 1724-м – Сестрорецкий оружейный завод.

Основной особенностью развития предприятий являлось их государственное руководство. После поражения России в Крымской войне (1853–1856) и крестьянской реформы 1861 г. начался период развития капитализма, характеризуемый появлением паравозо- и вагоностроительных заводов, новых судостроительных верфей, заводов по производству сельскохозяйственных машин, оборудования для текстильной, пищевой, легкой промышленности.

Гражданская война нанесла тяжелый урон отрасли машиностроения, и потребовались огромные усилия для ее восстановления.

К началу Второй мировой войны Советский Союз был вторым
в мире по объему производства машин и оборудования после США. Несмотря на высокие темпы роста в конце 70-х начале 80-х гг. машиностроение не стало обеспечивать внутреннюю потребность народного хозяйства по количеству продукции. В этот период времени увеличился импорт машин и оборудования из Англии и Германии.

На современном этапе для адекватной оценки развития отраслей в структуре машиностроения выделяют подотрасли по нескольким признакам.

1. По видам отраслей, обслуживающих промышленность:

  • машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная, инструментальная и подшипниковая);

  • производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное);

  • производство оборудования для отраслей промышленности (металлургическая, электроэнергетическая, горно-шахтное и горно-руд­ное, химическое машиностроение, производство технического оборудования для текстильной промышленности);

  • машиностроение непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военной техники).

2. По стадиям технологического производства:

  • заготовительное производство;

  • механическая обработка;

  • сборка.

3. По уровню использования металла, трудовых ресурсов,
энергии:

  • тяжелое машиностроение (отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью, обычно характеризуется изготовлением крупногабаритных изделий, примером является автомобилестроение);

  • общее машиностроение (характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью);

  • среднее машиностроение.

Роль машиностроительного комплекса в развитии экономики определяет основные тенденции его развития: во-первых, повышенная динамичность наукоемких подотраслей, связанных с производством ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космиче­ской техники, средств автоматизации и робототехники, во-вторых, тесная взаимосвязь с инновационными разработками, позволяющими производить эксклюзивное оборудование, затраты на приобретение которого незначительно повышают результаты массового и серийного производства, но при этом позволяют получать более высокий уровень доходов и более эффективно использовать ресурсы.

Начало XXI в. ознаменовано укрупнением таких подотраслей машиностроения, как инвестиционное машиностроение, наукоемкое машиностроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для лесной промышленности, автомобилестроение.
^

2.2. Отраслевая структура промышленности


В свою очередь, для проведения анализа экономического состояния народного хозяйства используют понятие отраслевая структура промышленности, которое характеризует состав отраслей и комплексов, входящих в промышленность, и их доли в общем объеме промышленного производства.

Отраслевую структуру характеризуют следующие показатели:

1) доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства;

2) доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства;

3) коэффициент опережения, выражающий отношение темпов роста отрасли или комплекса к темпам роста объемов производства всей промышленности;

4) соотношение добывающих и перерабатывающих отраслей;

5) соотношение между группой А (товары промышленного
и военно-промышленного комплексов) и В (товары народного потреб­ления);

6) доля ВПК в общем объеме промышленного производства.

На отраслевую структуру влияет большое число факторов, наиболее значимыми из них являются:

  • развитие НТП;

  • экономическая политика государства;

  • наличие полезных ископаемых;

  • уровень культуры и материального благосостояния;

  • исторически сложившаяся специализация;

  • реакция на условия глобализации экономики.

В условиях инфраструктурных сдвигов, политических, социальных и экономических изменений отраслевая структура призвана характеризовать уровень индустриального, технического, экономического развития страны.

1 Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономика: в 2 т. / пер.
с англ. – М.: Республика, 1998.

2 Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее / пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2002.

3 Hamel G. Leading the Revolution. Plume: N.Y. 2002.

4 Экономика отрасли / под ред. А.С. Пелих. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 34–35. (Серия «Высшее образование»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль» iconОтрасль экономики туризма в системе национального хозяйства
Территориальное размещение предприятий отрасли Глава Особенности спроса в туризме

Экономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль» iconЧавторик Александр Селафиила/ Библиотека Golden-Ship
Глава 9 / Глава 10 / Глава 11 / Глава 12 / Глава 13 / Глава 14 / Глава 15 / Глава 16 / Глава 17 / Глава 18 / Глава 19 / Глава 20...

Экономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль» iconТема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее...
Структурные элементы системы права: отрасль, подотрасль, институт права, нормы права

Экономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика предприятия»...
Для специальностей: 080502 «Экономика и управление на предприятии отрасли (по отрасли)»

Экономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль» iconМетодические рекомендации для практических занятий по дисциплине «Биржевой рынок»
Биржевой рынок. Методические рекомендации студентам экономического факультета отрасли знаний: 0305 "Экономика и предпринимательство"...

Экономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль» iconОсновные отрасли системы права
О́трасль пра́ва — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу...

Экономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль» icon«экономика отрасли (строительства)»
Методические указания по дисциплине «Экономика отрасли (строительства)» для студентов специальности: 290300 «Промышленное и гражданское...

Экономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль» icon2. фирма в системе рыночных отношений
Предпринимательская фирма – это организация под единым управлением, учрежденная в целях принесения прибыли ее собственникам с помощью...

Экономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль» iconТоварыАиБ внедрены на рынок в 2003году. На первом этапе внедрения...
Товары а и б внедрены на рынок в 2003году. На первом этапе внедрения фирма несла дополнительные затраты

Экономика отрасли Глава Формирование системы «Фирма – Рынок – Отрасль» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по курсу «Экономика...
Методические указания предназначены для студентов изучающих дисциплину «Экономика отрасли»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов