Тема 11: Исследование внешней среды




Скачать 483.84 Kb.
НазваниеТема 11: Исследование внешней среды
страница1/5
Дата публикации22.07.2013
Размер483.84 Kb.
ТипИсследование
zadocs.ru > Экономика > Исследование
  1   2   3   4   5


Власов М. П.

Методы исследования в менеджменте

Тема 11: Исследование внешней среды
организации

Содержание

Стр.

1. Модель внешней среды ……………………………………………….…… 2

2. Концепция, принципы и инструментарий исследования ………………... 5

3. Основы исследования микросреды ……………………….………………. 9

4. Законы экономики ……….………………………….…………………….. 16

5. Законы, действующие в сфере управления ……………………………… 22

6. Закономерности ……………………………………………………………. 28

7. Исследование конкурентного окружения ………..……………………… 37

Санкт-Петербург - 2010
1. Модель внешней среды

В современном мире практически нет таких организаций, которые бы не осознали влияние на их функционирование федеральных и мес­тных законов, налоговой и кредитной политики, а также состояния эко­номики, рынков товаров, капитала, труда и т.д. Для образуемой сово­купности активных субъектов, действующих за пределами организации и оказывающих влияние на ее управление, введено понятие «внешняя среда». Внешняя среда, будучи изменчивой, неопределенной, агрессив­ной, налагающей ограничения, глубоко затрагивает жизнь организации, поэтому у нее должны вырабатываться определенные рефлексы «дер­жать удары», используя потенциал знаний и умения для управления. Понимание и прогнозирование внешнего окружения, а также свое­временная реакция на его воздействия — признак жизнеспособности организации.

В исследованиях внешней среды все больший акцент делается на том, что организации могут активно определять и «конструировать свое собственное окружение». Процессы изменения таковы, что преуспе­вающие организации не ограничиваются анализом и реакцией на ок­ружение. Они активно участвуют в перестройке, особенно на стадии обретения миссии. С позиции этого концептуального положения про­водятся анализ и построение модели окружающей среды организации.

Исследование внешней среды — это, прежде всего, создание источ­ника информации для принятия управленческих решений по разви­тию адаптивных свойств системы, ее гибкости и эффективности фун­кционирования. Внешнюю среду как определенную целостность разделяют на макросреду, среду, формируемую конкурентным окруже­нием, и микро-, или оперативную, среду [37].

Сила воздействия макросреды определяется множеством факторов или состояний, называемых соответственно по источникам их форми­рования: социальные, технологические, экономические, политические, экологические, природные и факторы безопасности. Перечисленные факторы по характеру их взаимодействия с функциональной системой следует разделить на две группы.

Первая группа — СТЭП-факторы с целенаправленным влиянием на систему. Поскольку реакция системы в ответ на действие этих факто­ров слабая, она не меняет созданный ими климат (рис. 1.1). Действие сил, если использовать логику схемы поля сил, графи­чески отображается стрелками. Вторая группа — факторы природной среды (природные ресурсы, климат, отдаленность), экологические и факторы безопасности, в целом образующие ПЭБ-факторы. Они об­разуются в основном как реакция (отклик) среды на деятельность сис­темы.

Некоторое уточнение необходимо внести относительно влияния факторов природной среды, которое может проявляться достаточно сильно, но носит разнонаправленный характер: воздействует сама природа или «защищается» от техногенного воздействия (рис. 1.1). Первый вариант имеет место, когда деятельность предприятия определяется природными ресурсами, их назначением (например, предприятия по разработке мес­торождений полезных ископаемых, лесопромышленные и сельскохозяй­ственные). Второй вариант происходит в том случае, когда на природную среду оказывается техногенное воздействие в результате промышленной или другого вида деятельности предприятий.

Воздействие конкурентного окружения представлено силами, имеющими непосредственное отношение к самой организации и обра­зующимися под действием особых экономических категорий и процес­сов: рынка и конкуренции. Для того чтобы увязать рынок с подсисте­мами управления (рис. 1), следует придать ему конкретное назначе­ние: рынок труда, рынок ресурсов, товарный рынок, рынок инвесторов, рынок ценных бумаг и др. Конкуренция в зависимости от принци­пов действия рыночного механизма как регулятора производства представляется совершенной конкуренцией, монополией, монопо­листической конкуренцией и олигополией [4; 123]. Так как любая организация является субъектом рынка, то существуют и силы воздей­ствия организации на среду конкурентного окружения. Очевидно, что при определенной форме конкуренции организация может существен­но изменить параметры рынка.



Рис. 1.1. Агрегированная модель внешней среды:

- виды рынков; - виды конкуренции.

Микросреда (рис. 1.1) формируется субъектами, через которые проявляются действия рынка и конкуренции. К ним относятся: постав­щики и потребители, партнеры и конкуренты, посредники и контакт­ные организации (банки, различные фонды, финансовые круги, адми­нистративные, юридические и научно-исследовательские учреждения, средства массовой информации и т.д.).

Как видно из рис. 1.1, все элементы (факторы, субъекты) агрегированной структурной модели внешней среды, независимо от уровня среды, находятся в контакте с функциональной системой — организа­цией. Стратификация выделенных сред выстраивается в зависимости от частоты и силы возмущений внешней среды. Изменение факторов макросреды происходит через длительные интервалы времени, факто­ры конкурентного окружения изменяются с большей частотой и, на­конец, факторы микросреды характеризуются высокочастотными из­менениями.

Организация представляется как определенная целостность, поэто­му следующим шагом исследования внешней среды будут установле­ние и идентификация связей между внешней средой и структурными объектами (подсистемами) системы управления. Например, в табл. 1.1 рассмотрены основные подсистемы управления и связи на логическом уровне с множествами факторов (социальных, экономических и т.д.) внешней среды.

Для углубленного изучения влияния внешней среды на систему управления потребуется конкретизировать факторы, произвести их се­лекцию, идентифицировать области и силу влияния.

^ 2. Концепция, принципы и инструментарий исследования

Концепция исследования внешней среды предполагает непрерыв­ный сбор и обработку информации о внешних событиях и выделение тех из них, которые оказывают или могут оказать влияние на функци­онирование организации, а также на ее отношения с поставщиками, потребителями и конкурентами. Принципы исследования внешней среды состоят в следующем.

1. Факторы внешней среды взаимозависимы. Многие внешние со­бытия трудно отнести к одному виду факторов. Например, курс кон­вертируемой валюты зависит как от политических, так и от экономических факторов, равно как и налоговая политика. В связи с этим при исследовании влияния внешней среды на организацию необходимо системно увязывать ее факторы, используя различного рода диаграммы, например диаграммы сродства, связей, причинно-следственную и др.

Таблица 1.1. Отношение между подсистемами управления и внешней средой

Подсистемы управления

Факторы и элементы внешней среды

Макросреда

Конкурентное
окружение

Микросреда

Персонал

Социальные

Рынок труда

Конкуренты

Экономические

Модель конкуренции

Партнеры

Фирмы отрасли

Производство

Технологические

Рынок ресурсов

Поставщики

Экономические

Рынок инноваций

Потребители

Природные

Модель конкуренции

Конкуренты

Экологические

Фирмы отрасли

Маркетинг

Экономические

Товарный рынок

Потребители

Природные

Рынок инноваций

Партнеры

Политические

Модель конкуренции

Конкуренты

Технологические

Фирмы отрасли

Финансы

Экономические

Рынок ценных бумаг

Потребители

Политические

Партнеры

Рынок инвесторов

Банки, фонды, биржи

Модель конкуренции

Инновация

Технологические

Рынок инвесторов

Научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро

Экономические

Рынок инноваций

Политические

Рынок ресурсов

Модель конкуренции

Потребители

Фирмы наукоемких отраслей

Информация

Коммуникационные

Рынок инвесторов

Поставщики

Рынок ресурсов

Потребители

Технологические

Товарный рынок

Конкуренты

Модель конкуренции

Партнеры


2. Внешняя среда является динамичной, сложной и стохастичной, поведение ее субъектов характеризуется высокой степенью неопреде­ленности. Часто в результате очевидных действий наступают неожи­данные, непредсказуемые последствия. В этих условиях основным инструментом предвидения событий служат прогнозирование и реф­лексивное управление поведением организации.

3. Воздействие внешней среды на организацию проявляется как тотальное или избирательное, благоприятное или неблагоприятное, равномерное или неравномерное (сезонное, скачкообразное, волновое), высоко- или низкочастотное, сильное или слабое, случайное или программное.

Согласно этим базовым положениям исследование внешней сре­ды должно быть ориентировано на решение следующих задач:

  • определение состава внешних факторов и «точек» приложения воздействия на систему управления, при этом следует видеть вза­имозависимость, а не линейные цепочки причинно-следствен­ных связей [88];

  • установление характера и динамики влияния факторов (напри­мер, курсов валют, цен, спроса и т.д.), анализируя их не как фик­сированные ситуации, а как процессы изменения;

  • идентификацию факторов (возможности и угрозы) и определе­ние критериев силы их влияния для оценки и развития таких свойств системы, как устойчивость, адаптивность, безопасность, жизнеспособность, надежность и др.;

  • разработку прогнозных моделей сложных событий или ситуаций в будущем или формирующих образ будущего и нахождение на их основе решений, позволяющих с минимальными усилиями обеспечить и значительно улучшить развитие системы. Это оз­начает реализовать «принцип рычага» (сила должна быть при­ложена в правильном месте) и «принцип "Trim tab"» (баланси­ровать на острие), указывающий на то, чтобы вырабатывать такое действие, которое минимизирует требуемую силу рычага.

Относительно применения «принципа рычага» следует дать неко­торое пояснение. Сам «принцип рычага» понятен. Но в большей части реальных систем для большинства участников не так очевидно, что именно может оказаться рычагом. Способность увидеть за многообра­зием деталей, влияний и взаимодействий, которыми так богата управ­ленческая деятельность, трудно распознаваемые и эффективные дей­ствия называется, по определению П. Сенге, искусством системного мышления [88]. Бесспорно и то, что развития системного мышления можно добиться в процессе исследования проблем, что и предлагается ниже.

К основным этапам исследований внешней среды следует отнести:

1) первичный анализ, включающий сбор, обработку, систематизацию и каталогизацию данных путем создания баз и банков данных;

2)составление тематических и аналитических обзоров, сравнительный анализ и выявление проблем;

3)разработку моделей для прогноза изменения факторов внешне среды;

4)идентификацию и определение силы воздействия на систему факторов внешней среды;

5) SWOT-анализ, анализ СТЭП- и БЭП-факторов и специальные виды анализа на основе таких матриц, как анализ конъюнктуры рынка, матрица BCG, матрица направлений роста Ансоффа, матрица Shell и др.;

6)построение моделей поведения и оценку потребителей, поставщиков, партнеров и конкурентов;

7)прогнозирование с использованием эконометрических и экономико-математических моделей, математического и имитационного моделирования.

Представленный перечень методов и техники не исчерпывает весь инструментарий исследования внешней среды, но он является основополагающим, наиболее разработанным и широко используемым. Перейдем к изложению вариантов системных исследований внешней среды, в частности остановимся на изучении факторов микросреды и конкурентного окружения, делая акцент на первичном анализе информации и созданном формальном аппарате исследований.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 11: Исследование внешней среды icon1. Исследование механизмов функционирования клеток, тканей, органов,...
Физиология (физис природа) это наука о нормальных процессах жизнедеятельности организма, составляющих его физиологических систем,...

Тема 11: Исследование внешней среды icon+Анализ внешней среды организации
Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Процесс маркетингового планирования

Тема 11: Исследование внешней среды iconИсследование запыленности воздушной среды
Изучить методы определения содержания пыли в рабочей зоне производственных помещений. Определить содержание пыли в воздухе весовым...

Тема 11: Исследование внешней среды iconМетоды стратегического анализа
Его название представляет собой аббревиатуру основных элементов внутренней и внешней среды

Тема 11: Исследование внешней среды iconНазвания периода начало 40-г Реформа управления 40-41 гг
Большое число проблем (часто непредсказуемых), создаваемых факторами внешней среды

Тема 11: Исследование внешней среды iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема...
Основные принципы внешней политики Российской Федерации в современном мире. Роль молодёжных организаций в их реализации

Тема 11: Исследование внешней среды iconНа основе анализа внешней и внутренней среды выделим сильные и слабые...

Тема 11: Исследование внешней среды iconПриобретенное поведение проявляется…
Укажите, как называется установление связи животного в определенный период его жизни с объектом внешней среды

Тема 11: Исследование внешней среды iconЧто называют анализатором по И. П. Павлову?
А. Анализатор совокупность образований периферической и центральной нервной системы,воспринимающих и анализирующих изменения внешней...

Тема 11: Исследование внешней среды iconВопросы к экзамену по «Экономике предприятия» (часть 1)
Экономика предприятия: объекты изучения, взаимосвязь с микро- и макроэкономикой, влияние внешней (предпринимательской) среды

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов