Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса




Скачать 132.71 Kb.
НазваниеИсследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса
Дата публикации26.07.2013
Размер132.71 Kb.
ТипИсследование
zadocs.ru > Экономика > Исследование



Проведение беседы

Содержание





Содержание 2

1. Определение проблемы, темы и цели беседы 3

2. Выбор респондента (интервьюируемого). Обоснование выбора интервьюируемого 5

3. Формулирование вопросов, их обоснование 6

4. Протокол беседы 10

5. Анализ беседы 15














1. Определение проблемы, темы и цели беседы


Проблема исследования: мотивация учебной деятельности.

^ Обоснование проблемы: Система образования, в том числе высшее гуманитарное, в настоящее время испытывает определенные трудности. Перед ней стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в стране глубоких реформ. Происходящие в обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют существенных перемен в подготовке специалистов с высшим образованием.

Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной.

Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у студентов, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Как показывают результаты социологических исследований, интерес к учению у студентов ВУЗов из года в год падает. Только 58,4 % студентов имеют достаточно развитый интерес к учебе. Причем налицо ярко выраженная тенденция снижения этого показателя от 63,3 % на первом курсе до 48,1 % на третьем курсе. Следствием такого снижения у студентов интереса к учебе является их довольно низкая активность в процессе учения.

Поэтому в процессе беседы исследуется, какие же на данный момент мотивы у студента в процессе учения и факторы их определяющие.


^ Форма исследования: Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса.

Предмет исследования: факторы и мотивы учебной деятельности студентов.

^ Цель исследования:

1) выявление факторов, влияющих на особенности мотивации студента;

2) ранжирование мотивов учебной деятельности.

Задачи исследования:

На основе анализа данных индивидуальной беседы выявить основные мотивы учебной деятельности студента.

^ Гипотезы исследования:

Мотивация учебной деятельности изменяется в процессе обучения и это связано с возрастанием роли одних факторов и уменьшением роли других факторов.

^

2. Выбор респондента (интервьюируемого). Обоснование выбора интервьюируемого


В качестве респондента выбран студент III курса экономического факультета Сыроватов Алексей.

Обоснование выбора: я его хорошо знаю, поэтому излишнего волнения в процессе ведения беседы он испытывать не будет. Я его знаю, как хорошо учащегося студента, спокойного уравновешенного, склонного к философствованию, поэтому надеюсь на достаточно развернутые ответы на поставленные вопросы.

^ Выбор типа беседы: Индивидуальная беседа – метод получения информации об индивидуально-психологических качествах студента на основе прямого словесного контакта с ним. Она является более "психологичной" формой опроса. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д. в нашем случае выбрана диагностическая беседа. В процессе диагностической беседы можно оценить потребности, мотивы, интересы, черты характера, познавательные процессы студента. Результаты беседы помогут составить психологический "диагноз", на основе которого может строиться индивидуальная работа со студентом.


^

3. Формулирование вопросов, их обоснование


Предполагаемые вопросы: При проведении индивидуальной беседы целесообразно сочетание закрытых вопросов (они задают направление беседы) и открытых вопросов (позволяют уточнить отношение студента к проблеме).

Список вопросов следующий:

1. Укажите, пожалуйста, Ваш факультет:

2. Почему Вы выбрали данный факультет

  1. По призванию

  2. По совету (настоянию) родителей

  3. Друг пошел

  4. Меньше проходной балл

  5. Обучение дешевле

  6. Потому что все равно

  7. Престиж

  8. Как гарантия будущего высокого материального положения

  9. другое ____________________________________

3. Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни

1. Учеба

2. Отношения с друзьями

3. Отношения с любимым человеком

4. Работа

5. Развлечения

6. Хобби

7. Семья

8. Другое ___________________

4. Нравиться ли Вам учиться?

1. Да

2. Скорее да, чем нет

3. Скорее нет, чем да

4. Нет

5. Затрудняюсь ответить

5. Что Вам нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1. Получение знаний

2. Участие в исследовательской работе, научных конференциях

3. Процесс общения с сокурсниками

4. Участие во внеучебной деятельности университета (КВН, студенческая весна, различные кружки и т.д.)

5. Другое ______________________

6. Что не нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1. Не получаю необходимых знаний

2. Преподают ненужные для будущей специальности предметы

3. Большая загруженность, мало свободного времени

4. Отношения с преподавателями

5. Отношения со студентами

6. Плохо организована внеучебная деятельность студентов

7. Недостаточная вовлеченность студентов в исследовательскую работу по будущей профессии

8. Другое ____________________________________

7. Отметьте, какие факторы для Вас в процессе обучения являются наиболее важными (можно выбрать несколько вариантов ответов):

1) достижения знаний и профессионализма,

2) признание,

3) сама учебная деятельность,

4) ответственность,

5) повышение социального статуса,

6) межличностные отношения со студентами,

7) межличностные отношения с преподавателями,

8) качество образования

9) другое _______________________________

8. Считаете ли Вы, что быть сегодня студентом Вашего факультета престижно?

1) да, считаю

2) нет, не считаю

3) затрудняюсь ответить

4) другое___________________________

9. Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?

1) полностью соответствует

2) скорее, да

3) скорее, нет

4) нет, совсем не соответствует

5) затрудняюсь ответить

10. Есть ли у Вас дружеские (приятельские) отношения со студентами

1) нет

2) да - в группе

3) да - на факультете

4) да - в университете

11. Какие качества характерны для студентов Вашей группы (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) доброжелательность

2) активность

3) целеустремленность

4) взаимопомощь

5) доверие

6) недоброжелательность

7) разобщенность

8) безразличие

9) другое _________________________________

12. Считаете ли Вы, что от преподавателей зависит Ваше отношение к учебной деятельности?

1) полностью зависит

2) скорее, да

3) скорее, нет

4) нет, совсем не зависит

5) затрудняюсь ответить

13. Какие качества преподавателей Университета Вам больше всего импонируют? (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) доброжелательность

2) профессионализм

3) знание своего предмета

4) лояльность

5) требовательность

6) уважительное отношение к студентам

7) внешний вид

8) не отказывают в помощи

9) другое _________________________________

14. После окончания учебы в нашем университете планируете ли Вы работать по выбранной специальности

1) нет

2) скорее, нет

3) скорее, да

4) да

5) затрудняюсь ответить.

В данном случае ответ на позицию «другое» предполагает развернутый ответ студента на поставленный вопрос.

^

4. Протокол беседы


Беседа проведена 11 сентября 2012 года.

Собеседник: Сыроватов Алексей Петрович.

Беседа проведена в аудитории после занятий.

Перед беседой получено предварительное согласие собеседника на ее проведение. Время проведения беседы 20 минут.
Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь.

^ 1. Укажите, пожалуйста, Ваш факультет:

Экономический

2. Почему Вы выбрали данный факультет?

Экономический факультет – универсальный, знания, полученные на нем пригодятся во всех сферах жизни.

^ 3. Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни?

Понятно, что учебой жизнь не исчерпывается, однако, она отнимает большую часть времени. Помимо нее с удовольствием встречаюсь с друзьями-сокурсниками во внеучебное время. Это и интересно, и познавательно.

^ 4. Нравиться ли Вам учиться?

Скорее да, чем нет. Учеба, ведь это не только предметы и дисциплины. Это и подготовка к занятиям, в процессе которой узнаешь что-то новое и интересное. Это и преподаватели, многие из которых – интересные люди. Привлекает или, наоборот, отталкивает их манера ведения занятий, характер заданий. Поэтому в целом можно сказать, что учиться нравится.

^ 5. Что Вам нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1. Получение знаний

2. Участие в исследовательской работе, научных конференциях

3. Процесс общения с сокурсниками

^ 4. Участие во внеучебной деятельности университета (КВН, студенческая весна, различные кружки и т.д.)

Практически все перечисленное. Даже не знаю, что еще можно добавить.

^ 6. Что не нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Мое личное мнение заключается в том, что развитию этого движения в вузе мешают … те стереотипы, которые у наших преподавателей сложились еще в советское время, Ну и другие предвзятые мнения, приобретенные уже в новый период.

Меня, например, поражает ситуация, когда человек, преподающий какой-нибудь ультрамодный предмет рыночной направленности и считающий себя хорошим преподавателем, на практике демонстрирует такую косность взглядов, что вправе задать вопрос о том, понимает ли он вообще что преподает?

Некоторые товарищи–преподы до сих пор считают, что схоластические умствования на предмет абстрактно-далекий от реальной жизни студентов, тупое написание мегатонн никогда нечитаемых текстов, это гораздо лучше, чем практическая учебная деятельность, которая нравится студентам. И ведь как агрессивно эта позиция защищается! Главное – аттестацию пройти, а уж чего там из студентов реально выйдет – не наше дело!

Мне не нравится, что нам преподают ненужные для будущей специальности предметы. Не всегда складываются отношения с преподавателями.

Собеседник на этот вопрос отвечал очень эмоционально, как о наболевшем. Чувствовалось сильное волнение.

^ 7. Отметьте, какие факторы для Вас в процессе обучения являются наиболее важными (можно выбрать несколько вариантов ответов):

1) достижения знаний и профессионализма,

2) признание,

3) сама учебная деятельность,

4) ответственность,

5) повышение социального статуса,

6) межличностные отношения со студентами,

7) межличностные отношения с преподавателями,

^ 8) качество образования

По поводу профессионализма можно сказать следующее: в процессе обучения профессионализм не вырабатывается. Это набор необходимых знаний и только. О профессионализме, я думаю, можно будет говорить о прошествии нескольких лет работы после вуза по специальности.

То же самое можно сказать о призвании: призван ли я к этой профессии, выяснится только после вуза.

Поэтому на сегодняшний день можно считать самыми важными моментами обучения межличностные отношения со студентами, межличностные отношения с преподавателями, качество образования.

Первая половина ответа говорит о том, что собеседник много размышлял над ним, при ответе наблюдалось волнение.

^ 8. Считаете ли Вы, что быть сегодня студентом Вашего факультета престижно?

Я так не думаю. Престиж подразумевает нечто выдающееся, исключительное. А когда молодежь в большинстве своем идет в ВУЗ, что же здесь выдающегося?

^ 9. Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?

1) полностью соответствует

2) скорее, да

3) скорее, нет

4) нет, совсем не соответствует

5) затрудняюсь ответить

Скорее да, чем нет. Иллюзии по поводу получения высшего образования и качества преподавания рассеиваются, но на их место приходит общение с интересными людьми и получение интересной информации.

^ 10. Есть ли у Вас дружеские (приятельские) отношения со студентами

1) нет

2) да - в группе

3) да - на факультете

4) да - в университете

Есть друзья и в группе, и на факультете, и в университете

^ 11. Какие качества характерны для студентов Вашей группы (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) доброжелательность

2) активность

3) целеустремленность

4) взаимопомощь

5) доверие

6) недоброжелательность

7) разобщенность

8) безразличие

9) другое _________________________________

За два предыдущих года обучения группа сплотилась, поэтому можно говорить о взаимопомощи и доверии. Но особой активности в учебе я не замечаю.

^ 12. Считаете ли Вы, что от преподавателей зависит Ваше отношение к учебной деятельности?

1) полностью зависит

2) скорее, да

3) скорее, нет

4) нет, совсем не зависит

5) затрудняюсь ответить

Мне кажется, что скорее, да. Манера преподавания, излагаемый материал, способы его подачи, отношение к студентам – все это напрямую влияет на заинтересованность в учебе. Однако, понятно, что только от этого отношение к учебе не зависит. Ведь учишься ты сам, следовательно, и активность в учении должен проявлять ты сам.

^ 13. Какие качества преподавателей Университета Вам больше всего импонируют? (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) доброжелательность

2) профессионализм

3) знание своего предмета

4) лояльность

5) требовательность

6) уважительное отношение к студентам

7) внешний вид

8) не отказывают в помощи

9) другое _________________________________

Конечно, профессионализм и знание своего предмета, а иначе, зачем нужны преподаватели.

^ 14. После окончания учебы в нашем университете планируете ли Вы работать по выбранной специальности

1) нет

2) скорее, нет

3) скорее, да

4) да

5) затрудняюсь ответить.

Скорее, да. Высшее образование тем и хорошо, что позволяет реализовать себя не только по выбранной специальности.

Спасибо большое, что ответили на мои вопросы. Всего Вам доброго. Успехов в учебе!

^

5. Анализ беседы


На мой взгляд, цель беседы достигнута: в ходе беседы можно выявить факторы, влияющие на мотивацию обучения студента.

Поскольку была предварительная договоренность, постольку, можно предположить предварительную подготовку и настрой студента для ведения беседы.

В качестве основных приемов ведения беседы использовались:

- сочетание открытых и закрытых вопросов;

- постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов:

- подчеркнуто заинтересованный характер ведения беседы со стороны ведущего, что позволило получить развернутые ответы на поставленные вопросы.

Гипотеза исследования в целом подтверждается: в процессе обучения мотивационные факторы изменяются, - хотя на основе беседы с одним студентом вряд ли можно делать обобщающие выводы. Необходимо проведение более массового исследования.

Расхождение вербального и невербального уровней беседы не наблюдалось. Собеседник вел себя адекватно поставленным вопросам.

К специфическим особенностям поведения респондента можно отнести спокойствие, заинтересованность, паузы перед тем, как ответить на поставленный вопрос.

К неспецифическим особенностям можно отнести излишнюю эмоциональность, повышенное жестикулирование при ответе на 6 и 7 вопросы.

Необходимо отметить, что возрастает роль таких факторов, как:

- соответствие преподавания профессиональной направленности;

- межличностные отношения с преподавателями.

При этом в процессе учебной деятельности снижается роль таких факторов, как:

  • учебный процесс;

  • администрирование;

  • контроль.

Содержание ответов, полученных в ходе беседы позволяет говорить о повышении самостоятельности в ходе обучения.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса iconИсследования
Старшим преподавателем кафедры социологии Ливач Е. А. был проведен анкетный опрос студентов 3 курса 1, 4 и 8 факультетов. Исследование...

Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса iconИсследование проводилось с использованием методов наблюдения ведение...
Рис. 1 Богослужение MotorradGottesdienst. MoGo-фестиваль в Гамбурге, 2010–2011 гг

Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса iconИнтервью проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя...
Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным...

Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса iconОпределение Личное интервью — опрос в форме личной беседы между интервьюером...
Личное интервью — опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом

Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса iconИсследование проводилось в два этапа, по пять сеансов. На первом...
Метод биоакустической коррекции в подготовке велосипедистов высокой квалификации

Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса iconМК, краткое описание
...

Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса icon1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире»
«Предмет религиоведения суть систематическое исследование религии как части человеческой культуры и историческое исследование религий...

Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса iconИсследование проводилось на 14-ти спортсменах мужского пола в возрасте...
Цель исследования выявить влияние потребления воды, обогащенной кислородом на аэробную и анаэробную производительность человека,...

Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса iconСеминар №2 На тему: «Индивидуально-психологические характеристики личности»
Семинар проводится в форме развернутой беседы c использованием психодиагностических методов диагностики

Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы со студентам III курса iconПрочитайте книгу. Это не газета. Это не новости
Я постаралась обобщить имеющуюся в моем распоряжении информацию и изложить ее в доступной форме беседы с вами

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов