Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения




Скачать 499.57 Kb.
НазваниеМетодические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения
страница1/3
Дата публикации28.06.2013
Размер499.57 Kb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Витебский государственный технологический университет»

СТАТИСТИКА
Методические указания

и контрольные задания для студентов специальностей

1-26 02 02 «Менеджмент» и 1-26 02 03 «Маркетинг»

заочной формы обучения

Витебск

2005

УДК 31(07):658

СТАТИСТИКА: методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и 1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения.

Витебск, Министерство образования Республики Беларусь, УО “ВГТУ», 2005.
Составитель: доц.Касаева Т.В.
В методических указаниях приведены контрольные вопросы к изучению отдельных тем курса, контрольные задания и методические рекомендации по их выполнению.

Одобрено кафедрой экономики УО “ВГТУ” 7 февраля 2005 г., протокол №7.

Рецензент: доц.Суворов А.П.

Редактор: ст.пр.Коваленко Ж.А.
Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом УО ”ВГТУ” “____” ____________ 2005 г. Протокол №
Ответственная за выпуск Васильева Н.С.
Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»
Подписано к печати _____________Формат _________ Уч.-изд.л.___________

Печать ризографическая. Тираж _____экз. Заказ №____ Цена _____

Отпечатано на ризографе Учреждения образования ”Витебский государственный технологический университет”. Лицензия № 02330/0133005.

210035, г. Витебск, Московский пр., 72.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина “Статистика” играет важную роль в формировании профессионального уровня экономиста. В процессе изучения курса студент познает статистические методы исследования информации, которые позволяют ему в будущем на более высоком уровне осуществлять управленческую деятельность. Знание статистической методологии изучения количественной стороны экономических и социальных явлений, значения и свойств показателей статистики, правил их применения в экономическом исследовании является одним из непременных условий правильного восприятия и практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и прогнозов.

Изучение курса “Статистика” при заочной форме обучения предусматривается для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент», 1-26 02 03 «Маркетинг» на третьем курсе. При изучении данного курса рассматриваются основные приемы статистической методологии. Усвоение методов теории статистики основано на предварительном изучении высшей математики, теории вероятности, математической статистики, а также основ экономической теории.

Знание статистики в значительной мере способствует лучшему усвоению других экономических дисциплин, обеспечивает преемственность формирования профессиональных знаний, навыков и умений будущих экономистов.

Изучение курса “Статистика” при заочной форме обучения предусматривает лекции в объеме 12 часов, практические занятия в объеме 10 часов и самостоятельную работу студентов, в том числе выполнение одной контрольной работы.

Проверка знаний студентов производится на основе собеседования по представленной работе и экзамена.

Данные методические разработки призваны оказать помощь в самостоятельном изучении курса “Статистика”.


  1. ^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ КУРСА «СТАТИСТИКА»



Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИКИ


  1. Развитие статистики как науки.

  2. Предмет статистики и ее теоретические основы.

  3. Метод статистики.

  4. Современная организация статистики и ее задачи.


Тема 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ


  1. Понятие о статистическом наблюдении и его основные задачи.

  2. Основные виды статистического наблюдения.

  3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

  4. Организационные вопросы статистического наблюдения.


Тема 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ


  1. Статистическая сводка, ее назначение и содержание.

  2. Организация и техника сводки.

  3. Задачи статистических группировок, их виды.

  4. Выбор группировочных признаков. Технические приемы группировок: образование групп и интервалов.

  5. Назначение и методология вторичных группировок.

  6. Статистические таблицы. Элементы таблиц.

  7. Виды статистических таблиц по разработке подлежащего и сказуемого.

  8. Правила построения статистических таблиц.

  9. Графический метод в статистике. Элементы графика.

  10. Виды статистических графиков и правила их построения.


Тема 4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ


  1. Статистические показатели и их функции.

  2. Классификация статистических показателей.

  3. Абсолютные величины, их виды и единицы измерения.

  4. Относительные величины, их виды и область применения.



Тема 5. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ


  1. Назначение средних величин. Средние величины и закон больших чисел.

  2. Виды средних величин, условия их применения и техника расчета (средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя прогрессивная, мода, медиана).

  3. Свойства средней арифметической величины и их практическое использование.


Тема 6. ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ


  1. Вариация признаков и причины, ее порождающие.

  2. Ряды распределения: вариационные, дискретные, интервальные.

  3. Показатели вариации (размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратичное отклонение, дисперсия, коэффициент вариации), их преимущества и недостатки, способы определения.

  4. Основные свойства дисперсии и их практическое использование.


Тема 7. ВЫБОРОЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


  1. Понятие о выборочном исследовании, его задачи и преимущества.

  2. Обобщающие характеристики генеральной и выборочной совокупности.

  3. Способы формирования выборочной совокупности: собственно-случайный отбор, механический, типический, многофазный, многоступенчатый, серийный, моментные наблюдения.

  4. Ошибки выборочного наблюдения: средние (стандартные) и предельные. Доверительная вероятность и доверительный интервал.

  5. Определение численности выборочного наблюдения (по видам).

  6. Понятие малой выборки. Ее использование на практике.


Тема 8. РЯДЫ ДИНАМИКИ


  1. Понятие о рядах динамики. Элементы ряда динамики.

  2. Виды рядов динамики и их особенности.

  3. Средний уровень ряда динамики.

  4. Статистические характеристики ряда динамики: абсолютный прирост, темпы роста и прироста, вес 1% прироста, средний абсолютный прирост, средние темпы роста и прироста.

  5. Цепные и базисные показатели динамики.

  6. Приемы обработки и анализа рядов динамики: приведение к единому основанию, метод укрупнения интервалов, метод скользящей средней.

  7. Выявление тренда по методу аналитического выравнивания.

  8. Анализ сезонных колебаний в рядах динамики.

  9. Интерполяция и экстраполяция в рядах динамики.


Тема 9. ИНДЕКСЫ


  1. Понятие и назначение индекса. Развитие индексного метода.

  2. Классификация индексов.

  3. Индивидуальные, общие и факторные индексы.

  4. Средние индексы.

  5. Цепные и базисные индексы.

  6. Индексы переменного и постоянного (фиксированного) состава.


Тема 10. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЯВЛЕНИЙ


  1. Виды связей явлений: функциональная и статистическая.

  2. Элементарные методы изучения взаимосвязи явлений: метод сравнения параллельных рядов, метод аналитических группировок, графический метод, табличный метод.

  3. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи показателей.

  4. Изучение связи альтернативных признаков. Коэффициент ассоциации.

  5. Множественная корреляция.

  6. Практическое использование результатов корреляционно-регрессионного анализа.



  1. ^ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ


Задание 1.
За отчетный период имеются данные, отражающие объем продукции, работ, услуг в млрд. руб. (таблица 2.1) и среднесписочную численность работающих (таблица 2.2) по 20 предприятиям отрасли.
Таблица 2.1 – Объем реализации продукции, работ, услуг по предприятиям отрасли
В млрд. руб.

№ предпри-ятий

Варианты

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

4,5

8,6

3,8

8,6

3,9

5,6

4,9

9,6

9,7

4,2

2

12,5

6,4

1,4

4,3

3,5

3,7

2,7

2,3

11,7

4,7

3

6,9

3,9

8,8

4,0

3,5

4,2

5,7

3,0

2,7

8,9

4

12,3

1,9

9,3

10,2

3,0

1,0

11,9

1,6

3,5

5,7

5

8,7

3,7

5,9

2,0

3,1

7,0

2,5

12,9

2,3

8,6

6

10,6

8,7

1,9

5,1

8,2

3,1

7,0

2,3

4,7

9,6

7

3,6

5,7

3,7

5,2

2,0

4,7

4,5

3,2

2,8

1,5

8

12,7

6,6

1,2

4,7

3,3

3,5

2,8

2,5

11,9

4,7

9

5,7

3,8

5,1

3,9

3,1

4,5

3,5

5,6

3,2

6,6

10

6,0

4,1

5,4

4,2

3,4

4,8

3,8

5,9

3,5

6,9

11

6,7

3,7

8,6

3,8

4,0

5,5

3,5

2,8

2,5

8,7

12

8,6

1,2

5,2

3,3

4,7

4,8

2,3

4,7

9,6

3,7

13

6,6

8,6

2,3

3,1

2,8

3,2

2,8

1,5

1,9

3,3

14

7,5

8,5

3,3

4,1

8,1

4,2

8,8

10,1

7,9

2,4

15

8,5

2,4

4,2

7,5

7,4

6,3

8,7

3,8

5,8

2,7

16

4,0

1,8

2,5

2,8

6,3

5,5

9,2

4,1

6,1

3,2

17

5,6

2,6

2,7

3,2

5,5

6,1

10,3

5,0

5,2

4,6

18

5,8

3,2

7,2

3,9

6,9

4,8

8,4

5,3

7,6

5,1

19

7,2

7,0

6,4

6,3

7,1

3,9

6,5

8,1

8,3

7,8

20

9,3

2,4

6,6

5,8

8,3

1,4

7,7

7,5

8,1

8,0


Таблица 2.2 – Среднесписочная численность работающих на предприятии отрасли

В чел.

№ предпри-ятий

Варианты

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

260

450

700

427

175

673

753

478

850

220

2

520

319

350

312

180

358

516

115

973

235

3

317

243

920

308

190

412

713

147

235

413

4

518

210

950

481

116

103

995

99

375

301

5

423

285

643

205

173

712

497

613

198

457

6

470

497

218

348

314

298

815

123

355

496

7

212

284

413

335

105

414

628

177

218

101

8

540

305

195

289

186

321

395

136

927

278

9

292

236

451

215

195

415

472

301

294

343

10

310

281

434

275

187

427

518

313

313

381

11

315

276

617

301

237

578

535

156

248

472

12

407

185

478

213

248

505

417

283

854

198

13

289

504

245

205

117

398

474

95

115

117

14

313

488

316

248

305

518

917

525

693

112

15

354

213

391

383

298

739

932

198

534

163

16

215

193

211

206

258

644

978

234

595

127

17

263

257

285

217

213

771

815

305

687

203

18

217

293

615

232

246

593

713

317

803

219

19

411

395

607

317

263

413

723

396

805

401

20

495

248

703

305

315

255

923

378

719

435

Необходимо произвести группировку предприятий на 4 группы по объему продукции, работ, услуг. Каждую группу охарактеризовать следующими показателями:

а) число предприятий;

б) среднесписочная численность работающих – всего и в среднем на одно предприятие;

в) объем продукции, работ, услуг в расчете на одного работника.

Сделать выводы.
Задание 2.
Используя данные таблицы 2.1, преобразовать эмпирический вариационный ряд в интервальный (количество групп принять равным 5) и по интервальному ряду исчислить:

- среднюю арифметическую величину, в том числе по способу моментов;

- моду и медиану;

- показатели вариации, в т.ч. дисперсию по всем известным формулам.

Задание 3.
Используя данные таблицы 2.2 и учитывая, что они получены путем выборочного случайного бесповторного наблюдения из 1000 предприятий отрасли, определить с вероятностью 0,997, в каких пределах будет находиться средняя численность работающих на предприятии в отрасли.
Задание 4.
Динамика объема товарной продукции на предприятии характеризуется данными, приведенными в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Объем товарной продукции

Годы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Товарная продукция, млрд. руб.

134

130+а

130+в

130+с

130+d

130+е

Значения параметров а, в, с, d, е по вариантам приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Параметр

Варианты

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

-2

17

16

-8

25

-4

12

24

18

49

в

-15

28

28

-16

43

-10

15

32

29

63

с

-8

24

32

-29

50

-18

17

48

44

85

d

-16

18

40

-20

68

-25

26

58

68

120

е

-28

32

43

-34

72

-38

19

64

90

148


Определить цепные и базисные показатели динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, вес одного процента прироста, средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста.

С помощью метода аналитического выравнивания установить общую тенденцию (определить тренд) изменения объема товарной продукции.

Сделать выводы.
Задание 5.
По предприятию известен объем выпуска продукции А и Б за базисный и отчетный периоды и цены на эту продукцию (таблица 2.5).

Таблица 2.5 – Показатели выпуска продукции

Вид продукции

Выпуск продукции, тыс.ед.

Цена единицы продукции, тыс. руб.

базисный период

отчетный период

базисный период

отчетный период

А

600

600+а

64

64+с

Б

800

800+в

38

38+d

Значения параметров а, в, с, d приведены в таблице 2.6.
Таблица 2.6


Параметр

Вариант

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

+20

+10

-15

+20

+48

+17

-16

-25

-15

+10

В

-30

+20

-25

-16

+52

-19

+48

+50

+25

+20

с

+5

+10

+2

+6

-4

-8

+5

+5

+8

-4

d

-7

+15

+4

-8

-2

+3

+2

-2

+4

-6


1. Определить, как изменился объем товарной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным. Выявить, за счет каких факторов сложилось это изменение. Показать связь индексов и дать развернутый вывод об изменении объема товарной продукции, об изменяющихся резервах роста.

2. Определить, как изменилась средняя цена единицы продукции и в какой степени это вызвано непосредственно изменениями цен на продукцию, а в какой - изменениями в структуре выпуска продукции.

Задание 6.
Используя статистическую информацию о производительности труда и заработной плате на предприятиях отрасли, (таблица 2.7), построить уравнение регрессии, характеризующее зависимость заработной платы от производительности труда. Оценить тесноту связи с помощью коэффициента корреляции. Дать экономическую интерпретацию полученных результатов.

Таблица 2.7.

Предприятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Производи-тельность труда, млн. руб.

72·а

58·а

82·а

88·а

50·а

45·а

90·а

22·а

55·а

38·а

Средняя заработная плата, тыс. руб.

303·в

372·в

351·в

384·в

279·в

275·в

398·в

212·в

327·в

275·в



Значения параметров а и в по вариантам приведены в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Параметры

Варианты

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

1,10

1,05

1,08

1,09

1,17

1,20

1,15

1,27

1,25

1,06

в

1,20

1,04

1,10

1,09

1,12

1,35

1,15

1,30

0,95

1,08




  1. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ


Задание 1.

Вначале определяется ширина интервала группировки по формуле


iх =

X max – X min

K

где X max, X min – соответственно, максимальное и минимальное значение группировочного признака;

К – количество групп в образуемой группировке.

Для построения группировки целесообразно использование рабочей таблицы 3.1.

Таблица 3.1 – Рабочая таблица

Группы предприятий по Х

№ п/п

Показатели, характеризующие каждую группу











I группа













Итого по группе



















II группа и т.д.




















Задание 2.

С целью упрощения расчетов, наглядности и компактности их изложения при расчете обобщающих статистических показателей целесообразно использовать табличный метод.

Например, при исчислении средней величины из интервального ряда может быть использована таблица 3.2.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения iconНемецкий язык методические указания и контрольные задания для студентов...
Немецкий язык : методические указания и контрольные задания для студентов 2 курса железнодорожных специальностей заочной формы обучения...

Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения iconМетодические указания и контрольные задания к выполнению контрольных...
Статистика: методические указания и контрольные задания к выполнению контрольных работ для студентов специальностей 1-25 01 08 «Бухгалтерский...

Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения iconЗадания и методические указания по выполнению контрольной работы...
Информатика. Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения. –...

Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения iconМетодические указания по организации самостоятельной работы для студентов...
Методические указания предназначены студентам заочной формы обучения всех специальностей Вогту

Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения iconМетодические указания, программа и контрольные задания для студентов...
Для студентов заочной формы обучения инженерно – педагогических и инженерно – технических (нехимических)

Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения iconМетодические указания составлены в соответствии с учебной программой...
Методические указания и задания по выполнению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения и контрольной работы для...

Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и...
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения...

Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения iconМетодические указания и контрольные задания Обработка полевого материала...
Методические указания предназначены для студентов сгутикд всех строительных специальностей, изучающих Инженерную геодезию как дневной,...

Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения iconУчебная программа, методические Указания и контрольные задания для...
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов безотрывной формы обучения специальности

Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения iconУчебная программа, методические Указания и контрольные задания для...
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов безотрывной формы обучения специальности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов