Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории




НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории
страница1/6
Дата публикации04.08.2013
Размер0.8 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»






Кафедра экономической теории



МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ПРАКТИКУМ

для экономических специальностей

Уфа 2010




УДК 33 (07)

ББК 65.5 (Я7)

П 69

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 11 от 13 мая 2010 г.)

Составитель: к.э.н., доцент Мухамедьянова А.Ф.
Рецензент: к.э.н., доцент Гайниев М.Г.
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой экономической теории,

д.э.н., проф. Лукманов Д.Д.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......................4
^ РАЗДЕЛ 1 МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО):

СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, СТРУКТУРА………..5
1.1 Сущность мировой экономики и этапы ее становления …………………………5

1.2 Национальные экономики как главные участники мирового хозяйства………...7

1.3 Международное разделение труда и интернационализация экономики……….11

1.4 Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства…………………………..15
^ РАЗДЕЛ 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

МЕСТО РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………………………..17
2.1 Международная торговля как главная форма международных экономических отношений…………………………………………………………………………….17

2.2 Государственное регулирование внешней торговли…………………………….20

2.3 Международная миграция капитала………………………………………….......25

2.4 Международная миграция рабочей силы ……………………................................29

2.5 Мировая валютная система……………………………………………………….33

2.6 Платежный баланс………………………………………………………………...38
РАЗДЕЛ 3 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ………………………...43
3.1 Место и роль международных экономических организаций в системе

современного мирового хозяйства…………………………………………………...43

3.2 Международная экономическая интеграция …………………………………….47

3.3 Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве………………………...52

3.4 Глобальные проблемы мировой экономики………………………………...........54
ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ..................................................................58

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..61
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в мире происходят глобальные изменения. Современная мировая экономика и международные экономические отношения сильно эволюционировали. Международное сообщество стало целостным, взаимодействия в нем приняли системный характер. Национальное экономическое пространство все более интегрируется в мировое хозяйство. Укрепление экономических связей между странами усилило распространение влияния, как позитивных факторов роста, так и негативных потрясений. В результате национальные экономические проблемы выходят за пределы стран и становятся объектом рассмотрения в мировом масштабе. Ни одна страна, каких бы успехов она ни достигла, не может оградить себя от экономических, демографических, экологических, социальных и военных проблем, существующих в современном мире.

Время и практика показывают, что современный экономист должен хорошо знать не только национальную экономику, но и быть в курсе событий, происходящих в мировой экономике. Особенно это актуально в условиях интернационализации производства и экономической глобализации, в условиях интеграции России в мировое хозяйство.

Практические занятия, проводимые под руководством преподавателя, рассчитаны на активную творческую работу студентов. Самостоятельная подготовка не ограничивается заучиванием материалов лекций или раздела учебника. После осмысления темы необходимо ознакомиться с несколькими источниками и литературой и на их основе составить конспект. Конспект должен составляться к каждому занятию. Материал должен быть проработан и выполнен в виде собственных записей. Конспект может быть подробным письменным ответом, иметь форму тезисов или развернутого плана. Выступающему необходимо быть готовым к дополнительным вопросам преподавателя и группы. Одобряется практика дополнений и уточнений по заслушанным выступлениям.

Практикум включает планы практических занятий, основные термины и понятия, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, задачи. По каждой темы приводятся ключевые экономические термины и вопросы для самопроверки, что позволит студентам контролировать усвоение полученных знаний и умение ими пользоваться. Эту же задачу преследуют тесты и задачи, которые составлены по темам, входящим в образовательный стандарт по курсу «Мировая экономика».

В пособии представлен фонд контрольных вопросов по всему учебному курсу «Мировая экономика», который может быть использован при проведении зачета или экзамена. Библиографический список составлен исходя из трудоемкости курса, охватывает современные источники основной и дополнительной литературы, нормативно-правовые документы, периодические издания и электронные ресурсы.

Использование данного учебного пособия будет способствовать лучшему усвоению учебного материала и формированию у студентов экономического мышления в области мировой экономики.

^ РАЗДЕЛ 1 МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО): СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, СТРУКТУРА
1.1 Сущность мировой экономики и этапы ее становления
1.1.1 План практического занятия
1. Сущность мировой экономики. Основные субъекты мировой экономики.

2. Становление и развитие мировой экономики.

3. Сущность международных экономических отношений и их формы.
^ 1.1.2 Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем отличаются широкое и узкое определение термина «мировая экономика»?

2. По каким признакам можно выявить этапы развития мирового хозяйства?

3. Каковы условия и предпосылки, влияющие на формирование современной мировой экономики?

4. Охарактеризуйте научно-технический прогресс как фактор формирования мировой экономики.

5. В чем заключается асимметричность развития современной мировой экономики?

6. Определите основные критерии выделения подсистем мировой экономики.

7. Каковы основные формы международных экономических отношений и каковы тенденции их развития?

8. Каковы главные факторы, способствующие увеличению интенсивности и роли международных экономических отношений? Что может препятствовать росту роли международных экономических отношений?

9. Почему идея автаркии потеряла широкий круг сторонников?

10. Какое место в мировой экономике занимает Россия в начале ХХI в.?

^ 1.1.3 Задания для самостоятельной работы студентов
1.1.3.1 Заведите глоссарий (словарь) и впишите в него следующие термины и понятия: мировое хозяйство, мировая экономика, субъекты мирового хозяйства, автаркия, международные экономические отношения.
1.1.3.2 Выполните тесты:

1. Мировое хозяйство представляет собой:

а) рост обобществления производства как в национальных рамках, так и на мировом уровне;

б) результат длительного исторического развития производительных сил;

в) глобальную, целостную систему национальных хозяйств отдельных стран и их групп, противоречивую, с многоукладным экономическим пространством, основанную на взаимодействии и взаимозависимости субъектов;

г) результат втягивания в мирохозяйственные связи большинства стран мира.
2. Время начала формирования мирового хозяйства, как правило, датируется:

а) концом ХIХ – началом ХХ века;

б) началом ХVIII века;

в) ХV–ХVI веками;

г) серединой ХХ века.
3. Мировое хозяйство охватывает:

а) мировой рынок;

б) мировое производство;

в) мировое производство и сферу обращения;

г) нет верных ответов.
4. Объектом изучения дисциплины «Мировая экономика» является:

а) уровень экономического развития страны;

б) международные экономические отношения;

в) мировое хозяйство;

г) мировая торговля.
5. Доминирующей тенденцией в развитии современного мирового хозяйства является:

а) локализация;

б) развитие мирового рынка;

в) глобализация;

г) автаркия.
6. К современным тенденциям развития мирового хозяйства относятся все, кроме:

а) стремления стран к сокращению экономических контактов с другими странами;

б) усиления международной конкуренции;

в) развития интеграционных объединений на микро- и макроуровнях;

г) обострения глобальных проблем.
7. Основным критерием, используемым для характеристики современного состояния мировой экономики и мирохозяйственных связей, не может являться:

а) интернационализация производства и капитала;

б) рациональное использование ресурсов мира (в том числе людских);

в) усиление экономической взаимозависимости стран;

г) ограниченное распространение рыночных отношений.
8. К современным особенностям международных экономических отношений относятся:

а) усиление влияния на международные экономические отношения производственной, коммерческой и внешнеэкономической деятельности ТНК;

б) международная стандартизация, унификация и сертификация продукции;

в) действие законов спроса, предложения и свободного ценообразования;

г) наличие конкуренции товаров и услуг, продавцов и покупателей.
9. Основной функцией мирового рынка не является:

а) регулирующая;

б) коммуникативная;

в) протекционистская;

г) информационная.
10. Характерной чертой мирового хозяйства является:

а) производство всех товаров и услуг в собственной стране;

б) ограничение движения факторов производства;

в) протекционистская экономика;

г) открытая экономика.

^ 1.2 Национальные экономики как главные участники мирового хозяйства
1.2.1 План практического занятия
1. Типология стран мира.

2. Развитые страны в мировой экономике.

3. Развивающиеся страны в мировой экономике.

4. Страны с переходной экономикой.
^ 1.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки
1. Почему национальное государство является главным субъектом мирового хозяйства?

2. По каким критериям классифицируют страны мира?

3. Охарактеризуйте образование, науку и НТП как факторы роста и хронического отставания национальных экономик.

4. Состояние экономики каких промышленно развитых стран является определяющим для всего мира и почему?

5. Какие государства относятся к группе развивающихся стран? Выделите основные подгруппы.

6. Как зависимость развивающихся стран связана с их отсталостью?

7. Какие государства входят в группу стран, получивших название страны с переходной экономикой? Когда образовалась эта группа стран и в чем причины ее появления?

8. По каким показателям Россию можно отнести к развитым, а по каким – к развивающимся странам? Каковы шансы России войти в группу развитых стран?

9. Приведите примеры успехов догоняющего развития.

10. Какие страны формируют «золотой миллиард» и почему они так называются?
^ 1.2.3 Задания для самостоятельной работы студентов
1.2.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: промышленно развитые страны, развивающиеся страны, новые индустриальные страны, страны – экспортеры нефти, страны с переходной экономикой, догоняющее развитие, индекс человеческого развития.
1.2.3.2 Выполните тесты:

1. В рамках мировой экономики страной считается территориальная единица, для которой характерны следующие черты:

а) проводит самостоятельную независимую политику;

б) ведет отдельный статистический учет своего экономического развития;

в) имеет систему национальных счетов;

г) имеет национальные представительства и дипломатические отношения не менее чем с 50 странами мира.
2. Критериями отнесения страны к той или иной группе по уровню социально-экономического развития являются (выберите правильные ответы):

а) уровень и качество жизни населения;

б) развитие военно-промышленного комплекса;

в) объем валового внутреннего продукта;

г) величина ВВП на душу населения.
3. Для отнесения страны к той или иной группе не учитывается:

а) географическое положение и численность населения;

б) тип экономического роста;

в) уровень экономического развития;

г) характер социальных структур хозяйства.
4. Среди развивающихся стран большинство беднейших государств располагается:

а) в Африке;

б) в Азии;

в) в Латинской Америке;

г) в Океании.
5. Вхождение стран с трансформирующейся экономикой во всемирное хозяйство противоречиво вследствие:

а) расширения торговых отношений;

б) обострения проблем национальной и экономической безопасности;

в) роста потока иностранных инвестиций;

г) углубления международного кооперирования.
6. Наиболее характерной тенденцией распределения экономически активного населения в промышленно развитых странах являются:

а) рост экономически активного населения в сельском хозяйстве;

б) уменьшение и стабилизация экономически активного населения в сельском хозяйстве;

в) рост занятых в промышленности и строительстве;

г) рост занятых в сфере услуг.
7. Отметить страны, входящие в группу НИС:

а) Аргентина;

б) Бразилия;

в) Китай;

г) Нигерия.
8. Отметить НИС «первой волны»:

а) Индонезия;

б) Тайвань;

в) Пакистан;

г) Сингапур.
9. Следует ожидать некоторого выравнивания уровней экономического развития между странами мира при условии, что:

а) группа НИС расширится за счет стран с переходной экономикой;

б) увеличатся темпы роста ВВП на душу населения;

в) сохранятся тенденции более быстрого развития «периферии» по сравнению с центром;

г) нет верных ответов.
10. Одной из актуальной проблем слаборазвитых стран является:

а) старение рабочей силы;

б) дефицит рабочей силы;

в) низкая рождаемость;

г) низкая квалификация рабочей силы.

1.2.3.3 Решите задачи:

1. Функции стран в иерархической структуре мировой экономики по критерию технической вооруженности труда распределяются следующим образом (установить соответствия):


1. Промышленно развитые страны

А. Включены в «мировой конвейер», выполняют функции сборки, ремонта машин и оборудования или им передаются традиционные технологии

2. Страны третьего мира

Б. Поставки сырья, продовольствия, энергосистем

3. Страны-поставщики сырья

В. Сюда переводятся «грязные производства»

4. Новые индустриальные страны

Г. «Мозговой центр»: новейшие технологии, наиболее квалифицированная рабочая сила, доминирующее влияние на экономическую ситуацию в мире


2. Отметьте страны, относящиеся к категориям: промышленно развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой.


Промышленно

развитые страны

Развивающиеся страны

Страны с

переходной экономикой












Бангладеш, Индия, Греция, Армения, Испания, ЮАР, Саудовская Аравия, Бразилия, Венгрия, Чехия, Уругвай, Франция, Эстония, Зимбабве, Португалия, Япония, Тайвань, Литва, Кувейт, Венесуэла, Алжир, Бельгия.
3. Все страны с переходной экономикой проводят структурные преобразования, продвигающие их к рыночному хозяйству. Одним из ключевых условий реформирования экономики считались приватизация государственной собственности и ее акционирование. В России такой процесс стремились совершить как можно быстрее. Однако это помешало сформировать строй эффективных собственников и обеспечить динамизм экономики. Продумайте сложившуюся ситуацию и обоснуйте:

а) недостаточность формирования частной собственности как единственного условия перехода к развитому рынку;

б) проигрыши в сроках реформирования экономики при скоростной приватизации.
4. Развитые страны перешли на инновационную модель развития. Это укрепило их позиции на мировых рынках и обеспечило их эффективное развитие. В то же время они задали импульс для роста другим странам. Обоснуйте:

а) причины сверхдоходов развитых стран, в том числе на мировых рынках;

б) причины роста стран, кооперирующихся с развитыми экономиками.

^ 1.3 Международное разделение труда и интернационализация экономики
1.3.1 План практического занятия
1. Сущность и причины международного разделения труда.

2. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

  1. Показатели участия страны в международном разделении труда.


^ 1.3.2 Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что заставляет страны включаться в международное разделение труда?

2. По каким признакам можно судить о степени открытости национального рынка?

3. Какие опасности могут возникнуть при резком открытии национального рынка для иностранной конкуренции?

4. Если в стране возросла экспортная квота, какие выводы можно сделать относительно ее внешнеторговой деятельности?

5. Почему сырьевая направленность экспорта может сделать экономику страны неустойчивой?

6. Как влияет развитие международного разделения труда на усиление взаимозависимости национальных экономик?

7. Перечислите недостатки теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

8. Порассуждайте над следующим утверждением: к числу общечеловеческих побудительных мотивов к участию в международном разделении труда, использованию его возможностей относится необходимость решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира.

9. Как влияет углубление интернационализации хозяйственной жизни на международные экономические отношения?

10. Охарактеризуйте роль НТП как определяющего фактора развития международного разделения труда в современных условиях.
^ 1.3.3 Задания для самостоятельной работы студентов
1.3.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: международное разделение труда, интернационализация экономики, сравнительные преимущества нации, открытая экономика, экспортная, импортная и внешнеторговые квоты.

1.3.3.2 Выполните тесты:

1. Международное разделение труда сопровождается:

а) увеличением спроса на иностранные товары;

б) перемещением части факторов производства в экспортный сектор экономики;

в) возрастанием зависимости от мирового рынка;

г) все перечисленное верно.
2. Интернационализация производства – это:

а) переплетение факторов производства разной национальной принадлежности;

б) переплетение предпринимательского капитала различной национальной принадлежности;

в) создание экономических интеграционных группировок;

г) все ответы верны.
3. Сравнительные преимущества нации определяются:

а) общим уровнем издержек производства в обществе;

б) уровнем специализации страны;

в) количеством ресурсов страны, затрачиваемых на производство единицы товара;

г) альтернативными издержками производства единицы продукции разных отраслей страны.
4. Традиционными количественными показателями открытости экономики являются:

а) импортная квота;

б) внешнеторговая квота;

в) экспортная квота;

г) все ответы верны.
5. Открытая экономика предполагает (выбрать несколько вариантов ответа):

а) подчинение национальной экономики экономическим интересам ТНК;

б) допуск на внутренний рынок иностранных товаров и услуг;

в) развитое экспортное производство;

г) переход внутренних денежных расчетов страны на использование иностранной валюты.
6. Какой из перечисленных факторов углубления международного разделения труда характеризует конкурентное преимущество национальной экономики в современных условиях:

а) природно-климатические условия;

б) запасы природных ресурсов;

в) численность населения;

г) интеллектуальный капитал.
7. Повышению открытости национальной экономики могут способствовать следующие меры (выбрать несколько вариантов ответа):

а) защита внутреннего рынка;

б) присоединение к международным торгово-экономическим союзам, членство в ВТО;

в) переход на международные стандарты качества и сертификации;

г) усложнение таможенного администрирования.
8. Согласно теории сравнительных преимуществ в результате развития международной торговли объем всего мирового производства:

а) увеличивается;

б) сокращается;

в) остается неизменным;

г) может увеличиваться или сокращаться.
9. Открытость национальной экономики на современном этапе можно измерить показателями участия страны в:

а) международной торговле;

б) международном движении капитала;

в) международном миграционном процессе;

г) все ответы верны.
10. Любая страна, участвующая во внешней торговле, может получить большую выгоду, продавая товары:

а) альтернативная стоимость (издержки) производства которых высока;

б) от которых нация получает меньшее удовольствие;

в) с низкой альтернативной стоимостью (издержками) производства;

г) от которых нация получает большее удовольствие.

1.3.3.3 Решите задачи:

1. В приведенной ниже таблице представлены данные об объемах производства сукна и вина в двух странах, А и Б (используется только один ресурс – труд):


Производство в час

Страна А

Страна Б

Сукно (в метрах)

5

15

Вино (в литрах)

10

20


Сравнивая две страны и анализируя возможности торговли между ними, будет верным утверждать, что страна А обладает:

а) абсолютным преимуществом в производстве сукна;

б) абсолютным преимуществом в производстве вина;

в) сравнительным преимуществом в производстве сукна;

г) сравнительным преимуществом в производстве вина.
2. Найдите соответствие между типами и видами конкурентных преимуществ стран в международном разделении труда:


Тип конкурентных преимуществ

Вид конкурентных преимуществ

^ I. ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ПРЕИМУЩЕСТВА

А. Благоприятные климатические условия

Б. Уровень научно-технического развития

В. Количество населения

Г. Степень информатизации экономики

^ II. ПРИОБРЕТЕННЫЕ

ПРЕИМУЩЕСТВА

Д. Высокая инвестиционная активность

Е. Выгодное геополитическое положение

Ж. Дешевая рабочая сила

З. Квалификация работников

И. Богатые природные ресурсы

К. Развитая инфраструктура


3. Две страны, «Альфа» и «Бета», производят два товара − компьютеры и телевизоры; обе страны используют общую валюту. В таблице показаны затраты труда на производство двух товаров в странах «Альфа» и «Бета».


Наименование

товара

Затраты труда (часы на ед. выпуска)

Страна «Альфа»

Страна «Бета»

Компьютеры

150

120

Телевизоры

75

30



Определите:

а) какая страна обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров;

б) рассчитайте для каждой страны альтернативные издержки производства компьютеров, выраженные в телевизорах и альтернативные издержки производства телевизоров, выраженные в компьютерах;

в) какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве компьютеров.

^ 1.4 Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
1.4.1 План практического занятия
1. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.

2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

3. Научно-технический потенциал и его роль в развитии современного мирового хозяйства.
^ 1.4.2 Контрольные вопросы для самопроверки
1. Почему демографический взрыв второй половины ХХ в. называют мировым?

2. Охарактеризуйте основные направления демографической политики в группах стран с разным уровнем экономического развития.

3. Каковы экономические последствия уменьшения роли природных ресурсов в мировой экономике?

4. Насколько оправданной является гипотеза о скором истощении минеральных ресурсов мира?

5. По каким видам природных ресурсов Россия занимает лидирующие позиции в мире?

6. Как страны с большими запасами полезных ископаемых распоряжаются ими? Приведите примеры эффективного и неэффективного использования странами своих больших запасов минерального сырья.

7. Охарактеризуйте место и роль научно-технических ресурсов в современном мировом экономическом развитии.

8. Охарактеризуйте расстановку сил между основными странами и их союзами, занимающими в настоящее время лидирующие позиции в мировом научно-техническом развитии.

9. Раскройте основные причины кризиса в научно-технической сфере России в период с начала 1990-х гг.

10. Охарактеризуйте современное место России в мировом научно-техническом развитии, ее слабые и сильные стороны, возможные перспективы.
^ 1.4.3 Задания для самостоятельной работы студентов
1.4.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: трудовые ресурсы, трудовой потенциал, предпринимательские ресурсы, научно-технические ресурсы, экономически активное население, демография.
1.4.3.2 Выполните тесты:

1. Наука, которая на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов исследует закономерности процессов, происходящих в структуре, динамике, перемещении и размещении народонаселения, называется:

а) глобалистика;

б) социология;

в) мировая экономика;

г) демография.
2. Процесс снижения прироста населения начался:

а) с 40-х гг. ХХ в.;

б) с 70-х гг. ХХ в.;

в) с конца ХIХ в.;

г) с 80-х гг. ХХ в.
3. Для оценки и прогнозирования демографических процессов используется система показателей (отметить нужное):

а) коэффициент рождаемости;

б) коэффициент естественного движения населения;

в) коэффициент смертности;

г) коэффициент вынужденного перемещения населения.
4. По оценкам ООН, в течение ХХI столетия прогнозируется:

а) понижение уровня смертности;

б) понижение рождаемости до уровня простого замещения поколений;

в) рост средней продолжительности жизни;

г) все ответы верны.
5. Отметить причины недостаточно активного использования человечеством новых видов ресурсов (например, энергию морских приливов):

а) недостаточный уровень развития НТП;

б) внедрение новых технологий требует весьма значительных затрат;

в) многие страны вследствие экономических трудностей не в состоянии реализовать перспективные, но дорогостоящие проекты;

г) все ответы верны.
6. Отметить страны, которые практически полностью удовлетворяют потребности в топливно-энергетических ресурсах за счет собственных источников:

а) США;

б) Китай;

в) Россия;

г) Великобритания.
7. Где расположены самые крупные месторождения угля?

а) США;

б) Китай;

в) Россия;

г) Япония.

8. В какой стране наиболее низкий уровень обеспеченности минеральными ресурсами?

а) США;

б) Китай;

в) Россия;

г) Япония.
9. Укажите три государства, обладающие наибольшими разведанными запасами нефти:

а) Германия;

б) Саудовская Аравия;

в) Кувейт;

г) Объединенные Арабские Эмираты.
10. Укажите в предложенном списке три государства, лидирующие по добыче природного газа:

а) США;

б) Китай;

в) Россия;

г) Канада.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические указания, решение типовых задач и контрольные задания для студентов заочного обучения зооинженерного факультета

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «алтайский государственный аграрный...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории iconКубанский государственный аграрный университет кафедра финансов курсовая работа
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета землеустройства и лесного хозяйства протокол №4 от 26 декабря 2011 г

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра экономической теории iconКрасноярский государственный аграрный университет ачинский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов