Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года




Скачать 145.97 Kb.
НазваниеРегиональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года
Дата публикации06.08.2013
Размер145.97 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года
11 класс
I тур


  1. Приведите в соответствие экономические школы и положения, характерные для этих школ, заполнив вторую колонку в таблице указанием номера из перечня, данного после неё.




Экономическая школа

Положения, характерные для экономических школ

Марксизм




Физиократия




Меркантелизм




Классическая




Историческая




Кейнсианство




Монетаризм




Мальтузианство





1. Рост средств существования отстаёт от роста народонаселения.

2. Единственный самостоятельный фактор производства это – почва, природа.

3. Государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

4. Всестороннее ограничение импорта товаров. Теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса.

5. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

6. Учение о прибавочной стоимости.

7. Трудовая теория стоимости.

8. Изучение развития хозяйства во времени; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах.
2. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Термин (…) в социологию пришёл из (…). Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово (…). Основанием для неё служит так называемая лестница (…), в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой (…) стало (…) , которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

(…) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, (…), (…) и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием (…), которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют (…), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую (…).


1. моральная чистота

2. социальная стратификация

3. социальная мобильность

4. образование

5. геология

6. стагнация

7. вертикальная мобильность

8. научный

9. стратификация

10. крепостничество

11. рабство

12. горизонтальная мобильность

13. социальная

14. власть

15. первобытное общество

16. доход

17. феодальный

18. физика


3. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих типов избирательных систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.
1. При данной избирательной системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подаёт голос за список соответствующей партии. 2. Избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов. 3. Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительский орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. 4. В современных государствах применяются системы абсолютного большинства и системы относительного большинства. 5. Для определения результатов голосования устанавливается так называемый избирательный метр (или квота), т. е. минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. 6. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. 7. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества, проводится перебаллотировка, причём в списке остаются два кандидата, получивших наибольшее число голосов. 8. В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого избирательного округа, различают одномандатные и многомандатные округа. 9. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». 10. Чтобы не допустить получения мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен процентный барьер. 11. Устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями.
















4. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные понятия. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.



  1. Действует право сецессии.

  2. Одному из его разновидностей характерна обязательность приверженности определённой идеологии.

  3. В переводе «общее дело».

  4. Правителю не надо ждать избирательной компании.

  5. Одноканальная система налогов.

  6. Внепарламентский путь избрания главы государства.

  7. Признание равенства и свободы всех людей. Яркий пример – Афины времен Перикла.

  8. Глава государства, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией.





  1. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к самоактуализации, и позиции, характеризующие социализацию. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.




1. Главный мотивационный фактор.


5. Полное раскрытие талантов и способностей личности.

9. Достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях.


2. Описывает тип деятельности нервной системы.

6. Состоит в усвоении накопленного человечеством социального опыта.

10. Подражание – один из его социально-психологических механизмов.

3. Наивысшая потребность человека (по А. Маслоу).

7. Не может осуществляться без агентов.




4. Оценивание человеком самого себя.

8. Свершение своей миссии или призвания.







Самоактуализация

Социализация









^ 6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:
6.1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

^ Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

^ 7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Наука (1) превращалась для них в символ веры, который не столько расчищал дорогу новому, сколько защищал прежние общинные идеалы. Результатом подобных верований стал целый ряд последствий… Прежде всего, это конфликт (2) поколений, поскольку «дети» были уверены, что в отсталости России… виноваты исключительно «отцы». Это вполне в наших традициях (3). Запретительные меры, принятые правительством в отношении «тлетворных» идей… спровоцировали появление у радикальной (радикализм – 4) молодежи заметной нелояльности к власти (5). Уже в начале 1860-х годов часть из них открыто стремилась к полному и скорейшему уничтожению старого государственного строя, а то и государства (6) вообще». (из очерка Ляшенко Л.М. «…Печальной памяти восьмидесятые годы»// Анатомия террора: сб.ист-лит. произв. М.: Дрофа, 2007).

^ 7.1. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

1._________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

5.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

6. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. Как называли представителей русского революционного движения, о которых идет речь в этом отрывке? ________________________________
8. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещён дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое дано в таблице.

^ Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Традиция, обычай, нрав»

Этика




«Терпение»

Социальные отношения




«Приспособлять»

Социализация




«Иллюзия, обман чувств»

Социальный статус, социальные роли




«Устрашение»

Политика





^ 9. Заполните пробелы в приведенном ниже тексте:
«Существует две основных разновидности государственного макроэкономического регулирования – бюджетная (фискальная) и ____________ (1) политика. К числу мер первой (бюджетной) политики относятся, например, такие, как ________________________________(2). Меры второй разновидности макроэкономической политики предполагают воздействие на экономику страны с помощью изменения денежной массы и процентных ставок. Так, для борьбы со спадом сторонники подобной политики призывают __________________ (3) ставку рефинансирования, а для борьбы с инфляцией ____________________________(4) её.»

^ Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года

11 класс

I тур

Ответы и распределение баллов


  1. По 2 балла за каждое верное соотнесение. ^ Всего – 16 баллов.




Экономическая школа

Положения, характерные для экономических школ

Марксизм

6

Физиократия

2

Меркантелизм

4

Классическая

7

Историческая

8

Кейнсианство

3

Монетаризм

5

Мальтузианство

1


^ 2. По 1 баллу за каждую верную вставку. Всего – 12 баллов. Примечание: порядок указания №№4, 14 или №№14, 4 значания не имеет.

Термин «стратификация» (9) в социологию пришёл из геологии (5). Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово «социальная» (13). Основанием для неё служит так называемая лестница доходов (16), в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой социальной стратификации (2) стало рабство (11) , которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

^ Социальная стратификация (2) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, образования (4), власти (14) и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием «социальная мобильность» (3), которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют «горизонтальной мобильностью» (12), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую «вертикальной мобильностью» (7).


1. моральная чистота

2. социальная стратификация

3. социальная мобильность

4. образование

5. геология

6. стагнация

7. вертикальная мобильность

8. научный

9. стратификация

10. крепостничество

11. рабство

12. горизонтальная мобильность

13. социальная

14. власть

15. первобытное общество

16. доход

17. феодальный

18. горное дело


3. По 3 балла за определение наименований типов избирательных систем и по 1 баллу за каждое верно соотнесенное предложение. Всего – 17 баллов.


Мажоритарная

Пропорциональная

2,4,7,8,9,11

1,3,5,6,10











4. По 2 балла за определение понятия «форма государства», и за каждый правильно определенный недостающий компонент схемы. По 1 баллов за правильное соотнесение каждого явления с определенной группой. Всего – 21 балл.


Форма государства


2
През.

6


5. По 1 баллу за верно определенную позицию. Всего – 8 баллов.


Самоактуализация

Социализация

1, 3, 5, 8,

1, 6, 7, 10


6.

6.1. Хозяин прав (1 балл). По Трудовому кодексу РФ несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию). (2 балла).
6.2. Права девушка (1 балл). После вступления несовершеннолетнего в брак (ч. 1 п. 2 ст. 21 ГК) не требуется специальное разрешение на прекращение попечительства. (2 балла).

Всего – 6 баллов.
7. До 3 баллов за каждое верное определение и 2 балла за определение социальных норм. Всего – 20 баллов.

7.1. 1. Особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире.

2. Ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

3. Набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений.

4. Социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов, заметно проявляющиеся в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоёв и групп.

5. Способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению.

6. Особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

7.2. Нигилисты.
8. За точное название термина до 2 баллов. За определение термина до 3 баллов. Всего – 15 баллов.


Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

^ Термины и их значения

«Традиция, обычай, нрав»

Этика

Мораль: совокупность одобренных обществом норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности перед друг другом и обществом.

«Терпение»

Социальные отношения

Толерантность: терпимость и уважение к другому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

«Приспособлять»

Социализация

Адаптация: процесс приспособления чела к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

«Иллюзия, обман чувств»

Социальный статус, социальные роли

Престиж: оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

«Устрашение»

Политика

Терроризм: применение насилия в отношении гражданских лиц, политических деятелей и символов государства, направленное на достижение заранее определенных полит целей.



9. 1. Монетарная (кредитно-денежная), 2. Изменение налогов, организация общественных работ и др. 3. Снижать, 4. Повышать.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Плюс балл за дополнительные примеры бюджетной политики во втором пункте (2).

Всего – 5 баллов.
Всего за I тур – 120 баллов.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по Обществознанию

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года iconМетодические рекомендации по проведению и задания муниципального...
...

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года iconПоложение о проведении I и II (школьного и муниципального) этапов...
Положение об организации проведении школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников (далее Положение) разработано...

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года iconО проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников...
В соответствии с Положением о региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в Московской...

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года iconО проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году
Пермского края № сэд-26-01-18-412 от 12. 10. 2012 г. «О проведении муниципального этапа, дистанционного тура регионального этапа...

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года iconВсероссийская олимпиада школьников по физике
Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2011/2012 учебном году

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года iconИнформация об участнике Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года iconВопросы по астрономии, рекомендуемые предметной методической комиссией...
Созвездия и ярчайшие звезды неба: названия, условия видимости в различные сезоны года

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года iconПоложение о районном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физкультуре цели и задачи
Олимпиада проводится с целью повышения престижа образовательной области «Физическая культура», популяризации в образовательных учреждениях...

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года iconКонкурс социальной рекламы — 2012 Региональный этап конкурса
Всероссийского конкурса социальной рекламы «Новый взгляд». Региональный этап конкурса проводится до 30 апреля 2012 года. Региональным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов