Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11




Скачать 266.44 Kb.
НазваниеИсследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11
страница1/2
Дата публикации15.08.2013
Размер266.44 Kb.
ТипИсследование
zadocs.ru > Экономика > Исследование
  1   2



Содержание

Содержание 1

Введение 3

Определение понятия менеджмента 4

Критерии отбора 6

Изменение представлений о менеджменте 7

Классификация направлений менеджмента 9

Финансы и бухучет 9

Бизнес-экономикс 10

Сравнительный менеджмент 10

Трудовые отношения и методы управления человеческими отношениями 10

Производственный менеджмент 10

Маркетинг 11

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (УИС) 11

Организационное поведение 11

Стратегия 12

Взаимно перекрывающие друг друга результаты 12

Выводы 12

Концептуализация 12

Терминология 13

Методология 13

Практические методы 13

Резюме 13




^ КОТЛЕР, ФИЛИП (1931)

Содержание 1

Введение 3

Определение понятия менеджмента 4

Критерии отбора 6

Изменение представлений о менеджменте 7

Классификация направлений менеджмента 9

Финансы и бухучет 9

Бизнес-экономикс 10

Сравнительный менеджмент 10

Трудовые отношения и методы управления человеческими отношениями 10

Производственный менеджмент 10

Маркетинг 11

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (УИС) 11

Организационное поведение 11

Стратегия 12

Взаимно перекрывающие друг друга результаты 12

Выводы 12

Концептуализация 12

Терминология 13

Методология 13

Практические методы 13

Резюме 13




^ СТАРБУК, УИЛЬЯМ ХЕЙНС (1934)

Содержание 1

Введение 3

Определение понятия менеджмента 4

Критерии отбора 6

Изменение представлений о менеджменте 7

Классификация направлений менеджмента 9

Финансы и бухучет 9

Бизнес-экономикс 10

Сравнительный менеджмент 10

Трудовые отношения и методы управления человеческими отношениями 10

Производственный менеджмент 10

Маркетинг 11

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (УИС) 11

Организационное поведение 11

Стратегия 12

Взаимно перекрывающие друг друга результаты 12

Выводы 12

Концептуализация 12

Терминология 13

Методология 13

Практические методы 13

Резюме 13

Введение
В предлагаемой вашему вниманию книге представлены основные достижения в развитии управленческого мышления XX в., а также некоторые более ранние ре­зультаты, оказавшие значительное влияние на формирование менеджмента как на­уки. Собранные вместе, эти материалы дают широкую историческую картину раз­вития идей и реальных практических методов деятельности, способствовавших формированию современных представлений о бизнесе и менеджменте.

Данная кни­га является результатом продолжения давно начатой работы, ознаменовавшейся выпуском в свет в 1969 г. International Encyclopedia of Business and Management, в которой авторский коллектив предпринял попытку отразить всемирную историю возникновения данной научной области на основе изложения жизнеописаний и ос­новных достижений внесших основной вклад в ее развитие деятелей.

Опублико­ванная в шести томах (и вышедшая затем в сокращенном и даже карманном вариан­тах), IEBM имела своей задачей создание исходного представления не только о данной области знаний и об уровне ее развития в той или иной стране, но и о жизни и работе конкретных людей и была посвящена рассмотрению следующих тем:

  • Финансы и бухучет

  • Бизнес-экономикс

  • Сравнительный менеджмент

  • Трудовые отношения/управление человеческими ресурсами (УЧР)

  • Международный бизнес

  • Производственный менеджмент/операции

  • Маркетинг

  • Исследование операций и системы/управленческие информационные сис­темы (УИС)

  • Организационное поведение

  • Стратегии




Определение понятия менеджмента
Ключевой вопрос о том, «что такое менеджмент», является на данном этапе впол­не законным. Поэтому нам необходимо проанализировать не только суть менедж­мента, но и его возможности. Важными являются также и вопросы о том, пред­ставляет ли он собой связанную область знаний, каковы его основные элементы и где пролегают его границы. Однако простых и однозначных ответов на все эти вопросы не существует. Если мы и узнали что-нибудь в последнее время, так это то, что «одного-единственного наилучшего способа не существует». В один пре­красный день возникло нечто, получившее название «научного менеджмента» («научных методов управления»). При этом часть авторов, подобно Ф. Тейлору, считали, что они создают «науку» об управлении; другие же, подобно А. Файолю и Ч. Барнарду, обращались к «принципам» менеджмента. Аудитория, заинтересо­ванная в появлении таких понятий, возникла по разным причинам: в частности из потребностей руководителей в «придании смысла» тому, что они делали, и стрем­лении к пониманию среды, в которой они работали. Если бы они преуспели в ре­шении данной задачи, то получили бы более благоприятные возможности для формирования и контроля над управленческими процессами.

Проще говоря, менеджмент представляет собой видимые действия менедже­ров. Таким образом, в этой области наблюдения возникли раньше теоретических построений. Практика породила теорию, а теория, в свою очередь, указала пути осуществления практики. В результате появилось много теоретиков менеджмен­та, которые значительную часть жизни посвятили практике управления, напри­мер, Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбреты, Ш. Бедо и А. Файоль, но при этом они написали множество книг и статей (по крайней мере в период до 1945 г.). Затем на авансце­ну вышли чистые ученые, и прежде всего, представители школ бизнеса, но их до­минирование не было абсолютным. Некоторые из рассмотренных нами фигур были крупными промышленниками, подобно Т. Бате, Г. Форду, М. Ибуке, А. Сло- ану, Р. Д. Р. Тате и некоторым другим, которые не только создали свои собствен­ные способы управления предприятиями в Северной Америке или в других стра­нах мира, но и смогли описать их в более или менее систематичной форме.

Мы попытались представить науку о менеджменте как совокупность теорети­ческих и практических методов, накопленных с течением времени и нашедших вы­ражение в научных работах конкретных людей. Таким образом, наше представле­ние материала строится по биографическому принципу. Многие из людей, чьи биографии представлены в этой книге, сами или вместе со своими коллегами «сто­яли на плечах гигантов» или, другими словами, прямо или косвенно занимались развитием идей своих предшественников. В некоторых случаях конкретный вклад каждого из них был бы немыслим без усилий тех, кто жил и работал до них. Работы так называемых «гуру менеджмента» отражают социальный процесс, в ходе кото­рого выдвигались некоторые новые идеи в сфере управления, и часто, хотя и не все­гда, они применялись на практике самими же их создателями. Так как не все разде­ляют представление о существовании подобных «гуру», то будет полезно дать объяснение того, как возникают и распространяются идеи менеджмента. В мире всегда существовало взаимодействие между индивидами и внешними условиями их существования. Многие люди были порождением своего времени, и лишь неко­торые сами творили историю.

Ответ на вопрос о том, почему такие теории решающее значение зависит от того, в какой степени они легитимизируют то, что по мнению руководителей яв­ляется «правильным с точки зрения менеджмента» и подходит их нуждам.

Новые идеи должны вытеснить появившиеся ранее и заменить общепринятые представления. Разумеется менеджеры ищут своего рода «чашу Грааля»; обычно для того, чтобы положить конец разделению в бизнесе на «нас» и на «них», под­держивая «решения» направленные на создание индустриальной гармонии. Но поскольку ни одна теория не может разрешить все проблемы, поиск решения все­гда представляет собой основной путь к «спасению». Как отмечал А. Хажинский:1

С начала века гуру менеджмента играли главенствующую роль в создании, распространении и применении управленческих знаний. Чтобы объяснить их влияние, необходимо понять и природу управленческой деятельности, и потребности, которые она создает у тех, кто занимает руководящие пози­ции. Идеи, которые соответствуют их потребностям, с наибольшей вероят­ностью могут оказаться самыми популярными. Более того, сама природа менеджмента предполагает склонность людей данной профессии к обраще­ниям к гуру для получения руководящих указаний, так как эти гуру одно­временно разрабатывают и представляют подобные идеи, а также способ­ствуют их практической реализации в организациях (Huczynski, 1997: 234).

Вне зависимости от согласия или несогласия с так называемой «концепцией гуру» в области менеджмента существуют несколько направлений, каждое из ко­торых обладает своими характерными особенностями.

А. Хажинский выделяет шесть таких направлений (Huczynski, 1997: 234):

  • бюрократия (Макс Вебер)

  • научный менеджмент (Фредерик Тейлор)

  • классический менеджмент (Генри Форд)

  • человеческие отношения (Элтон Мэйо)

  • новые человеческие отношения (Дуглас Макгрегор)

  • теория гуру (Том Питерс/Розабет Мосс Кантер)

Популярность обеспечивает укрепление репутации; успех порождает успех. Итоговые результаты синтеза носят прагматический характер: их вклад покоится на приобретенной репутации в основной области менеджмента или в тех его обла­стях, которые оказывают на них непосредственное влияние. Однако остается спорным, насколько широко при этом определяется понятие менеджмента, так как для одних оно представляется более общим, чем для других. Мы же использу­ем скорее «вселенский» взгляд на то, что оно включает в себя. Такой подход мо­жет объяснить довольно разнообразный набор результатов, которые мы включи­ли в эту книгу. Например, мы вышли за рамки обычного списка «авторов из отдельных организаций» (см. Pugh, Hickson, Hinings, 1964 и последующие изда­ния). Наш перечень оказывается гораздо более длинным. Мы раскидываем свою сеть гораздо более широко, но при этом не теряем из виду, что сочинения вклю­ченных в эту книгу авторов должны быть теоретическими, по меньшей мере в смысле попытки проведения обобщений, применимых к широкому спектру уп­равленческих и организационных проблем, вне зависимости от того, являются ли они сами теоретиками, исследователями или практиками, так как «теория и прак­тика являются неразделимыми» (1964: 8).
^ Установление границ

Таким образом мышление выходит за рамки менеджмента, поскольку это понятие определяется более узко. Разумеется, мы включили в наш список таких «класси­ков» в данной области как Ф. Тейлор, А. Файоль, Ч. Барнард и некоторых др. При­чины для этого представляются нам вполне очевидными. Многие из этих авторов обычно представляются в качестве ключевых «теоретиков менеджмента», и мы не собираемся оспаривать их права на подобный титул.

А. Хажинский (Huczynski, 1997:234) во многом оказывается прав, когда подчер­кивает, что идеи менеджмента имеют отношение к индивидам или их группам и утверждает, что некоторые имена начинают идентифицироваться с определенными концепциями (например, имя Ф. Тейлора с научными методами управления).

В любой момент времени какая-то из научных школ может занимать господ­ствующее положение. При этом некоторые говорят о «парадигмах» (Kuhn, 1970); другие же используют более ограниченное понятие «метафоры» (Morgan, 1997). При этом последние верят в то, что «все теории менеджмента основываются на явных образах или метафорах, способствующих тому, что мы начинаем видеть и понимать организации, а также управлять ими различными, но все же частными способами» (1997: 4). Идеи менее значительных авторов могут занимать марги­нальное положение. Кроме того, могут образовываться определенные группиров­ки ученых с целью ведения борьбы за занятие главенствующего положения.

Обычно подобный перечень включает специалистов в области менеджмента, работавших с конца XIX в. и до наших дней. Однако экономическая деятельность осуществлялась и гораздо раньше и при этом «управлялась» в течение длительно­го периода времени (см. Warner, 1984; Warner and Witzel, 1997). Много веков назад существовали и транснациональные банки наподобие банка семейства Медичи, и такие торговые корпорации как Ост-Индская компания. То, что они делали на самом деле, не было, однако, концептуализировано в современных терминах. По­этому мы можем говорить о существовании менеджмента до создания «менедж­мента» в качестве самостоятельно субъекта науки. Однако на том этапе не было «гуру» менеджмента или сколько-либо известных «имен» в данной области.

Слово «менеджмент» в том виде, в котором оно существует в современном анг­лийском языке, возникло во времена У. Шекспира. Этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни. Он ведет свое происхождение от латинского tmanus», что означает не только «рука», но также и «власть» и «сфера полномо­чий». Итальянское слово «manneggiare» возникло в средние века в сфере управле­ния собственностью и коммерческими предприятиями; примерно в тот же период вошло в употребление и французское «manegerie». Английское слово «manage» впервые появилось в 1561 г., слово «manager» — в 1588 г. и слово «management» — в 1589 г., причем все они первоначально имели отношение к особенностям жизни в сельской местности. Согласно Краткому оксфордскому словарю английского язы­ка (1997: 1197) слово «management» впервые стало использоваться в своем совре­менном значении в 1670 г. и тех пор оно означает «управление коммерческими де­лами» в противоположность прежнему значению, подразумевавшему умение «владеть» мечом или управлять лошадью.

Однако то, что мы называем «современным менеджментом», представляет со­бой по сути явление XX в. «Исследования в сфере управления» являются даже еще более новой научной дисциплиной, однако многое здесь зависит от нацио­нальных особенностей определения данного понятия и того, что оно в себя вклю­чает.

Так, в США в конце XIX в. был разработан университетский курс «делового администрирования», в Германии вскоре стали преподавать частично совпадающий с ним курс «бизнес-экономикс», а в Японии примерно в то же время стали действовать высшие «коммерческие» курсы (см. Locke, 1996). То, что фактически рассматривается в качестве «менеджмента», может быть разным в разных культу­рах и иметь более узкие или широкие границы в зависимости от научных, про­фессиональных или иных местных особенностей. Например, в некоторых шко­лах бизнеса США основное внимание уделяется дисциплинам, использующим «жесткие» количественные методы, а в других предпочтение отдается изучению «мягких» качественных подходов. Даже курсы для соискателей степени магистра делового администрирования имеют различную направленность, а в некоторых странах отсутствуют вовсе. В подобных странах, например в Германии или Япо­нии, менеджеры, стремящиеся получить степень магистра, изучают машиностро­ение и прочие технические дисциплины в особом экономическом и производ­ственном контексте.
^ Критерии отбора

Какими же тогда были критерии включения в наш список основных фигур из области менеджмента? Не удивительно, что многие из включенных в него оказа­лись англичанами и американцами, хотя мы по возможности старались избежать подобного этноцентризма. Однако следует признать, что большинство «гуру» происходили из Северной Америки и родились именно в США. В их числе мож­но назвать Ф. Тейлора, Ч. Барнарда, А. Слоана, М. П. Фоллет и некоторых др. Многие из них вышли из среднего класса и затем получили университетское об­разование. Вряд ли кто-то из них посещал впервые появившиеся в ту пору шко­лы бизнеса в Вартоне, Гарварде или других учебных центрах. Некоторые из этих людей эмигрировали в США в ранние годы своей жизни из стран Западной или Восточной Европы, все же на общем фоне их число оказалось на удивление не­большим. К специалистам в области менеджмента как науки из этой группы от­носятся К. Аржирис, П. Друкер, Ф. Фидлер и К. Левин. Все они также получили университетское образование, хотя и не в связанных с бизнесом сферах. Многие из них успешно занимались проблемами социальных наук.

Британские авторы, занимавшиеся проблемами менеджмента (см. Child, 1969), в сравнении со своими американскими коллегами, далеко не столь много­численны. Некоторые из них, подобно Л. Урвику и Дж. Викерсу, добились выда­ющихся успехов и завоевали устойчивую репутацию незаурядных практиков; родившиеся позднее Т. Берне, Д. Пью, ведущие специалисты Астонской группы и Джоан Вудворд также оставили свой заметный след в науке. Более популяр­ные авторы, в частности, С. Н. Паркинсон, сумели завоевать широкую читатель­скую аудиторию. В экономической науке, как на микро-, так и на макроуровне, огромное значение имел вклад таких ученых как А. Маршалл или Р. Коуз в раз­витие теории фирмы; однако изучением внешних макроусловий осуществления управления предприятием успешно занимались и многие их коллеги. Один из основоположников теории системного мышления К. Боулдинг был англичани­ном, Ф. Шумахер же родился в Германии, но сделал себе имя, работая в Вели­кобритании.

Наиболее видные представители континентальной Европы представлены в этой книге именами Ш. Бедо, М. Крозье, А. Файоля, Т. Лимпберга, Р. Мишеля, О. Шмаленбаха и М. Вебера. Некоторые из них, подобно А. Файолю или М. Вебе- ру, получили широкую известность лишь после окончания Второй мировой вой­ны, когда их работы стали переводиться на другие языки. Однако Л. Паччоли, ко­торого считают «изобретателем» системы двойной записи в бухгалтерии в ренессансной Флоренции, был известен уже в течение многих веков.

Хотя многие из статей этой книги посвящены специалистам в области менедж­мента из Великобритании и Северной Америки (поскольку они действительно заслуживают подобного внимания), достаточное число рассмотренных нами вы­дающихся личностей родились в самых разных уголках мира, в частности в Азии. Например, мы включили в наш список несколько японских имен, например, К. Исикавы, Т. Оно, А. Мориты и И. Уено, которые никогда ранее не упоминались в подобных изданиях. Кроме того, в этой книге содержатся описания достижений в области менеджмента таких женщин как Л. Гилбрет, М. П. Фоллет, Р. М. Кантер и Дж. Вудворд.
^ Изменение представлений о менеджменте

Вклад в развитие представлений о менеджменте может быть проанализирован как с точки зрения времени, так и пространства (то есть места рождения специалиста или осуществления его деятельности). Он имеет как историческую, так и географиче­скую размерность, и в рамках каждого набора параметров может также оцениваться с учетом глубины разработки конкретной темы. Хронологическая последователь­ность имен, представленная в табл. 1, отражает развитие управленческих идей во времени. Однако в точности определить момент, когда тот или иной человек внес свой вклад в это развитие, оказывается довольно сложным. Отдельные ключевые фигуры XX в. сохраняют свое влияние и в наши дни. Некоторые ученые добились основных успехов на ранних этапах своей деятельности, другие же потратили це­лую жизнь на разработку своих новых методов. Поэтому в табл. 1 мы сгруппирова­ли специалистов по менеджменту на основании даты их рождения.

Большинство из рассмотренных нами достижений в данной области являют­ся «современными», если рассматривать это определение как противополож­ность «постмодернистким» результатам, однако провести точную разграни­чительную линию между ними оказывается довольно сложно.Мы намеренно отобрали для этой книги уже «сложившихся» специалистов в сфере менедж­мента, успевших оказать влияние на развитие данной дисциплины. Разумеет­ся, многие из них получили признание post hoc. В то время, когда они были, в основном, неизвестны научному сообществу, они успешно работали в качестве менеджеров.

Однако многие из представителей нашего списка занимаются исследованием «постмодерннстких» феноменов, учитывающих новые технологии, глобализацию и ее трудовые, управленческие, организационные, маркетинговые и иные послед­ствия. К числу таких ученых относятся Ч. Хэнди, Дж. Вомак и Дж. Джонс, Г. Мак- люэн, Г. Морган, К. Омае, И. Нонака и Э. Тоффлер.








  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11 icon исследование информационных процессов любой природы
Информатика предмет и задачи курса. Информационные технологии. Информационное общество. Информационные революции. Поколения компьютерных...

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11 iconТест по дисциплине «Информационные системы маркетинга» Информационные...
Какой аспект при изучении информации дает возможность раскрыть ее содержание и показать отношение между смысловыми значениями ее...

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11 iconИсследование операций
Математические методы в экономике — научное направление в экономике, посвящённое исследованию экономических систем и процессов с...

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11 iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Информационные системы в экономике»
Принципы создания информационных систем и моделирования бизнес-процессов с использованием пакета программ

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11 iconКонспекта по теме «Информационные системы» (6-7 пунктов)
Составить подробный конспект по теме «Информационные системы» в соответствии с планом

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11 iconИсследование операций сравнительно молодая наука, возникла в Англии...
Системный анализ занимается исследованием сложных систем различной природы: технических, экономических, экологических

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11 iconК задачам информатики не относится: исследование рынка обновления компьютерной техники
Основные направления области «Информатика» Программирование, информационные системы, искусственный интеллект, теоретическая информатика,...

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11 iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Фгос впо по направлениям 010300. 62 «Фундаментальные информатика и информационные технологии», 100100. 62 «Сервис», 210700. 62 «Инфокоммуникационные...

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11 iconВ учебном пособии рассматриваются базовые понятия: данные, информация,...
Информационных систем, использования современных case-технологий. Показаны некоторые возможности использования быстро развивающихся...

Исследование операций/систем и управленческие информационные системы (уис) 11 iconС. К. Стафеев перечень экзаменационных вопросов по магистерской программе...
Основные понятия теории систем. Искусственные и естественные системы. Классификации систем. Модели систем

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов