Состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной




Скачать 114.14 Kb.
НазваниеСостязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной
Дата публикации29.06.2013
Размер114.14 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
Конкуренция и монополия.
Конкуренция – состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной (свободной, чистой) и несовершенной.

Совершенная (свободная, чистая) конкуренция – положение на рынке, когда существует одновременно множество продавцов и покупателей определенной продукции, и их количество так велико, что ни один из них не способен существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены. Объем производства совершенно конкурентной фирмы по сравнению с размерами рынка ничтожно мал. От того, будет ли она производить больше или меньше продуктов, уровень цены не изменится. Совершенно конкурентная фирма принимает цену, которая навязывается ей рынком. Сама она не способна влиять на уровень цен.

Для совершенной конкуренции характерна гибкость производственных факторов и полная информированность предпринимателей о состоянии рынка. Продукция, предлагаемая на таком рынке, стандартизирована или однородна, например, зерно, уголь. Отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе, сбыте.

Доступ на рынок с совершенной конкуренцией свободен для всех желающих. В условиях чистой конкуренции не существует законодательных, технологических, финансовых и других мер, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Ни один из действующих продавцов не занимает главенствующего положения на данном рынке, каждый имеет право свободного входа и выхода, между ними происходит постоянная борьба за наиболее привлекательные условия существования.

Покупатели и продавцы имеют полную достоверную информацию о ценах и других условиях функционирования рынка. Примером могут служить рынки сельскохозяйственных товаров, иностранных валют.

Конкурентная борьба развивается между производителями, которые стремятся продать продукцию по более высокой цене, чтобы получить максимальную прибыль. При сильной конкурентной борьбе между продавцами предложение товаров на рынке доминирует над спросом, т.е. появляется угроза возникновения избытка товаров. Производитель может улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции или повышения ее качества. Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую общую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы однородного товара не снизят свои цены до того же уровня.

Таким образом, благодаря свободной конкуренции на рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам.

Значение конкуренции в следующем: повышение качества продукции; снижение цен на товары и услуги; более полное удовлетворение потребительского спроса, преодоление товарного дефицита; экономное использование производственных ресурсов; снижение роста перепроизводства товаров; расширение товарного ассортимента; улучшение торгового и послепродажного обслуживания; ликвидация неконкурентоспособных предприятий.

В условиях высококонкурентного рынка объективно происходит перераспределение общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающего. В этом принципиальное достоинство такого рынка. Однако высококонкурентный рынок обладает и слабыми сторонами. Принцип неограниченного количества продавцов одного товара соответствует незначительности капитала каждого из участников рынка. Следовательно, рынок с совершенной конкуренцией препятствует концентрации капитала, без которой не удается создать крупные производства, осуществлять научно-техническое развитие, реализовывать масштабные проекты. В условиях совершенной конкуренции стимул к научно-техническому прогрессу не реализуется, так как небольшой размер фирм делает их неспособными финансировать значительные программы научных исследований. Экономика в условиях чистой конкуренции сдерживает производство новых продуктов, т.к. она базируется на стандартизированных продуктах.

В результате жесткой конкуренции проигравшая сторона, становится банкротом, а выигравшая может занять доминирующее положение на рынке, что приводит к образованию монополий и является негативной стороной конкурентной борьбы.

Антиподом совершенной конкуренции является монополия. Такой рынок по аналогии с совершенно конкурентным рынком представляет абстракцию и практически в жизни не встречается. Монополия означает существование одного продавца на рынке. В отличие от совершенной конкуренции отрасль «захвачена» одной-единственной фирмой. Чистая монополия – ситуация на рынке, когда фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Продукт монополии уникален. Это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. Цену на продукт диктует фирма. И причина очевидна: она выпускает продукцию, и, следовательно, контролирует общий объем предложения и цену.

Вход в данную отрасль закрыт для других производителей. Для функционирования монополии важно предотвращение проникновения новых фирм в данную отрасль.

Появление монополии явилось результатом укрупнения производства за счет слияния мелких и средних предприятий в одно целое производство. Конкурентная борьба ведет к образованию монополий, а существование монополий провоцирует развитие конкуренции. В результате борьбы победителем становится то предприятие, которое предложит максимально низкую цену для потребителя или привлечет его внимание качественными приемами неценовой конкуренции. Уничтожив своих соперников, предприятие становится главенствующим субъектом на рынке, т.е. монополистом, и необходимость продолжать использование приемов ценовой и неценовой конкуренции отпадает. Такое предприятие начинает получать сверхприбыли, что является крайне привлекательным. Другие субъекты стремятся занять такое же положение на рынке, что ведет к появлению конкуренции.

Таким образом, конкуренция и монополия – две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Разновидностями чистой монополии являются: естественная, легальная или искусственная монополии.

Естественная монополия – сфера производства или отрасль хозяйства, характер деятельности в которой обеспечивает столь высокую экономию за счет роста его масштабов, что продукция может быть произведена одним предприятием при более низких средних затратах, чем если бы его изготовлением занималось множество предприятий. Например, добыча и продажа газа, нефти, редких полезных ископаемых, железнодорожное сообщение, городской метрополитен, производство и доставка потребителям электроэнергии и т.д. Необходимость существования естественной монополии может быть обусловлена характером производимой продукции и ее значимостью для экономики страны. Например, сосредоточение в руках государства производства наркотических средств для медицинских целей, ядерного оружия и т.п. является объективной причиной. Цены на продукцию естественных монополий регулируются правительством.

Легальная монополия имеет место в случае, если производитель предлагает уникальный товар, которому нет аналогов, и потребитель вынужден его приобретать по цене монополиста ввиду отсутствия заменителей. Законными основаниями для закрепления доминирующего положения на рынке являются авторские права, патенты на производство данной продукции.

Искусственные монополии – объединения предприятий, создающих барьеры для входа в рынок новых производителей посредством захвата источников сырья, каналов сбыта продукции, использования более высокого уровня техники и технологии за счет применения более крупного капитала, который позволяет расширять производство и вытеснять конкурентов.

Действует ли на рынке один производитель или их больше, зависит от того, как классифицируется рынок. Предположим, что перевозки между городами А и Б осуществляет одна автомобильная компания. Она может быть определена как монополия. Но между городами могут быть и другие формы транспортного обслуживания: воздушное, железнодорожное, водное. И уже в этой ситуации данную автомобильную компанию нельзя рассматривать как монополию. Другой пример: небольшой город обслуживается только одной авиалинией, или маленький населенный пункт имеет один банк, кинотеатр или книжный магазин. Такие предприятия могут занимать монополистические позиции на местном рынке, но если принять во внимание мировой рынок, такая фирма перестанет быть монополистом.

Опасность монополии состоит в том, что она, устраняя конкуренцию, уничтожает движущую силу развития производства. Манипулируя ценами и объемами производства, она способна присвоить прибыль сверх обычной. Если увеличить прибыль можно путем сокращения производства и вздувания цен, то утрачивается стимул к внедрению достижений научно-технического прогресса. Монополия сопротивляется или подавляет технологические достижения.

На первый взгляд кажется, что при абсолютной монополии монополист обладает полной властью над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых, объем продаж определяется спросом, который не зависит от производителя или продавца. Во-вторых, монополисту может оказаться выгодным снизить устанавливаемые им цены с целью увеличить объем продаж. Но власть монополиста над рынком своих товаров велика, особенно, если это предметы первой необходимости. Поэтому государство препятствует возникновению и существованию абсолютно монопольных рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого на рынке продукта или особыми правами его собственника.

Формами сочетания монополии и конкуренции являются монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция, стоящая между идеальной конкуренцией и чистой монополией, представляет рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов (несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. Такая рыночная ситуация довольно близка к совершенной конкуренции, так как одна или несколько фирм не способны установить контроль над рынком, т.е. монополизация рынка практически исключена. При этом каждая из фирм может чувствовать себя относительно независимо. Условия входа на данный рынок сравнительно легкие.

Монополистическая конкуренция – соперничество на рынке большого числа крупных предприятий с использованием приемов ценовой и неценовой конкуренции, т.е. происходит сочетание свойств совершенной конкуренции и монополизма.

К ценовым приемам конкурентной борьбы относят все формы модификации цен с целью привлечения большого числа покупателей. Иногда такая форма приводит к «конкурентным войнам». Крупные, устойчивые фирмы активно используют возможность понижения цен с целью вытеснения конкурентов. Их возможности позволяют относительно безболезненно снижать цены, т.к. при большом объеме выпуска продукции снижаются постоянные издержки на одну единицу продукции. Небольшие предприятия не имеют такой возможности, и они вынуждены либо продавать продукцию на уровне порога окупаемости, либо по ценам ниже производственных издержек, что неминуемо приводит к разорению.

Более приемлемой формой привлечения покупателей для таких предприятий является неценовая конкуренция, когда посредством качественного сервисного обслуживания, предоставления гарантий, консультаций, маркетинговых приемов появляется возможность занятия устойчивой рыночной ниши. Реклама помогает привлекать и удерживать определенную долю постоянных потребителей продукции.

Примером существования монополистической конкуренции могут выступать поставщики сотовой связи, продуктов питания – кофе, чая, имеющих специфическую разновидность, сорт, марку, услугу, упаковку, условия продажи. Для своего постоянного сегмента (группы покупателей) предприятие выступает как монополист, а для других фирм, выпускающих такую же продукцию, как конкурент. Контроль над ценой в условиях монополистической конкуренции осуществляется в узких рамках.

Для современной рыночной экономики наиболее типичен олигополистический рынок, который обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный признак олигополии – немногочисленность. Олигополия – господство на рынке небольшого числа крупных товаропроизводителей (не более 10), которые делят между собой сферы своего влияния. Господство нескольких предприятий в одной отрасли объясняется использованием дорогостоящей техники и технологии, наличием патентов на изобретения и нововведения, сосредоточением в своих руках производства технологического оборудования и масштабами производства. Примером олигополий является сельхозмашиностроение и автомобилестроение. Составляют конкуренцию олигополиям только иностранные производители аналогичной продукции. Но с целью поддержания отечественного производителя государство не всегда идет на ограничение деятельности олигополий.

Олигополистический рынок занимает среднее положение между монополистической конкуренцией и чистой монополией.

Многие промышленные продукты, которые производятся в условиях олигополии: сталь, алюминий, цемент, технический спирт и т.д. являются стандартизированными. Многие потребительские товары: автомобили, моющие средства, сигареты, множество бытовых электрических приборов – являются дифференцированными и также производятся олигополиями. Почему существуют отрасли, состоящие из нескольких фирм? В случаях, когда эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей (эффект масштаба). Эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка. А множество фирм с небольшими размерами не может выжить. Реализация эффекта масштаба предполагает, что число конкурирующих производителей одновременно сокращается вследствие банкротства или слияния. Эффект масштаба является трудно преодолимым барьером для вступления в отрасль. Например, для вступления в автомобилестроение необходимы огромные вложения в оборудование, для производства сигарет – огромные средства на рекламу.

Отношения между фирмами характеризуются как взаимозависимость.

Каждый из участников такого рынка занимает весомое положение, так как на его долю приходится значительная часть продаж. Это, с одной стороны, дает возможность одной из фирм влиять и на рынок в целом и на других его участников. Но с другой стороны, так как основная часть продаж приходится на остальные фирмы, то любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных и вынужден учитывать эту зависимость. Это означает, что никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов (напоминает положение участников стратегических игр, таких как покер, бридж или шахматы).

Поэтому на олигополистическом рынке ценовой или иной диктат одной из фирм практически исключен. Это делает подобный рынок привлекательным для производителей.

Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Во многих олигополистических отраслях цены остаются стабильными в течение длительного периода времени. Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях совершенной (чистой) конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии.
Задание:

Заполнить таблицу «Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкурентности»

Критерии

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм













Тип продукта













Условия входа на рынок













Контроль над ценой













Неценовая конкуренция













Примеры













Положительные и отрицательные черты



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной icon8. совершенная конкуренция
Существуют следующие виды рыночных структур (форм организации рынка): монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная...

Состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной icon9. монопольная власть
В предыдущей теме рассматривалась структура рынка, именуемая совершенной конкуренцией. Сейчас речь пойдет о других возможных рыночных...

Состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной iconКомпания Kawasaki Motorcycles, в сущности, является частью очень...
При том, что она может быть, и не самая крупная из четырех японских фирм доминирующих в настоящее время на рынке, ее история и происхождение...

Состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной iconГорода
Время работы рынка Форекс круглосуточно с полночи воскресенье-понедельник до полночи пятница-суббота. Расписание работы брокеров...

Состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной iconВопросы для 1 группы
Характеристика основных моделей рынка (совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия)

Состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной iconПроцесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции...
В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества...

Состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной iconКонкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция
Это ситуация, когда участники рынка стремятся к своим целям прежде всего, продать товар с максимальной прибылью или купить товар...

Состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной iconКруг чтения предисловие
Мысли, собранные здесь, взяты мною из очень большого количества сочинений и сборников мыслей

Состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной iconМозжечок помещается под затылочными долями полушарий большого мозга,...
На переднем краю мозжечка находится передняя вырезка, которая охватывает прилежащую часть ствола мозга. На заднем краю имеется более...

Состязательность на рынке очень большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия. Конкуренция может быть совершенной icon-
Рабство (Slavery) статус или условия жизни человека, который не свободен в выборе своих работодателей, с которым обращаются, как...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов