Ценообразование (учебное пособие)




НазваниеЦенообразование (учебное пособие)
страница1/34
Дата публикации19.11.2013
Размер2.81 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


Ценообразование

(учебное пособие)

Часть 1

Новосибирск, 2007
УДК 338.5

ББК 65.9 (2) 25

Ш – 138

Шабурова А.В.

Ш – 138. Ценообразование: Учебное пособие. – Н. СГГА, 2007. 179 с.

В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы ценообразования в современных рыночных условиях развития экономики России. Описаны теоретические подходы к ценообразованию. Анализируется зарубежная практика ценообразования. Освещается зависимость ценообразования от других аспектов деятельности организации, а также рассматриваются проблемы ценообразования во взаимосвязи с другими дисциплинами, в частности, с менеджментом, маркетингом и экономической теорией.

Учебное пособие предназначено для студентов экономической специальности – 080502, аспирантов, преподавателей и слушателей профессиональной подготовки.
Ответственный редактор: д.э.н., проф., В.И. Татаренко, СГГА


Рецензенты: к.э.н, доц. Т.С. Коммисарова

к.э.н., доц. В.А. Журавлев, зам. генерального

директора ОАО «Катализатор»



Содержание


^ 1. ТЕОРИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 4

1.1. Теория потребительского поведения и спроса 4

1.2. Производство и затраты 18

1.3. Товар и цена как экономические категории. Функции цены 29

1.4. Особенности формирования цен на факторы производства 31

Вопросы для самопроверки 33

^ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН. ЦЕНОВАЯ СИСТЕМА 33

2.1. Состав и структура цен 33

2.2. Система цен 35

2.3. Признаки классификации цен 37

2.4. Классификация цен в зависимости от условий поставки и продажи
товаров (франкирование цен) 40

2.5. Трансфертные (внутрифирменные) цены 44

Вопросы для самопроверки 45

^ 3. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 46

3.1. Механизм установления цены 46

3.2. Затратные методы ценообразования 55

3.3. Определение цены с ориентацией на спрос 57

3.4. Определение цены с ориентацией на конкуренцию 62

3.5. Особенности ценообразования на новые товары и
научно – техническую продукцию 67

Вопросы для самопроверки 73

^ 4. СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 74

4.1. Особенности ценовой стратегии предприятия 74

4.2. Взаимосвязь цен с экономическими категориями 86

4.2.1. Взаимодействие цен с финансово – кредитной системой 86

4.2.2. Взаимовлияние цен и налогов 89

4.2.3. Денежное обращение, инфляция и изменение цен 90

Вопросы для самопроверки 95

^ 5. РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ
РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ 96

5.1. Экономическая конъюнктура и ценообразование 96

5.2. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка 97

5.3. Цены и инфляция 101

5.4. Статистика цен 103

5.5. Ценообразование на рынке транспортных услуг 105

Вопросы для самопроверки 108

^ 6. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 109

6.1. Цена как инструмент маркетинга на зарубежных рынках 109

6.2. Основные факторы, влияющие на уровень цен на международном рынке 112

6.3. Принципы определения внешнеторговых цен 116

6.4. Виды контрактных внешнеторговых цен и поправки к ним 118

6.5. Опыт государственного регулирования цен в зарубежных странах 121

Вопросы для самопроверки 125

^ 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 126

Вопросы для самопроверки 131

Законодательные и нормативные документы 131

Список литературы 133

Словарь терминов 135


^

1. ТЕОРИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1.1. Теория потребительского поведения и спроса


Теория поведения потребителя – часть экономической теории, посвященная тому, как отдельные потребители распределяют свои доходы при покупке товаров и услуг. Основной постулат теории состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность, или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода.

Теория потребительского поведения и спроса изучает совокуп­ность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководству­ясь которыми индивид формирует и реализует свой план потребле­ния различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей.

В данной теме мы рассмотрим два взаимосвязанных вопроса:

1. Какую комбинацию (набор) благ выберет потребитель при фиксированных ценах и доходе?

2. Как изменится его выбор при изменении дохода или цен?

Возникновение теории потребительского поведения связано с рассмотрением в экономической науке проблем ценности и цены. Философов и экономистов всегда интересовал вопрос: что лежит в основе ценности и цены? Вариантами ответов были потребность, средства покупателя, затраты на производство, относительное ко­личество труда и т.п. Тем не менее удовлетворительной теории не было создано вплоть до конца XIX в.

А. Смит, рассматривая ту же проблему, сформулировал пара­докс ценности – вода имеет большую ценность, чем алмаз, но цена ее меньше.

Решение этого парадокса Генрихом Госсеном (1854 г.) связано с введением в экономический анализ предельных величин, то есть величин, характеризующих прирост данной переменной при изме­нении объема потребления или производства.

Рассмотрение теорий потребительского поведения начнем с ис­торически более раннего количественного подхода.

^ Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах – ютилах (англ. utility – полезность).

Полезность – удовлетворение, которое получает потребитель при потреблении товаров и услуг.

Применительно к каждому виду блага различают общую и пре­дельную полезность.

Общая полезность (TU) – это удовлетворение, которое ин­дивид получает от потребления товаров или услуг в данном объеме.

Функция полезности

(1.1)

где QA,QB,...,QZ – объемы потребления благ А, В, ...,Z.

Общая полезность индивида обычно увеличивается по мере того, как он потребляет все большее количество некоторого продукта, но, как правило, со все меньшей скоростью.

^ Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезно­сти при увеличении объема потребления данного блага на единицу

(1.2)

Например, если потребитель, съев три порции мороженого, ест четвертую, то общая полезность повысится, а если он съест и пятую, то она будет продолжать расти. Тем не менее предельная (приростная) полезность от потребления пятой порции мороженого, очевидно, не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления четвертой, то есть по­требитель сталкивается с убывающей предельной полезностью по мере насыщения потребности в данном благе.

Графически общая и предельная полезность представлены на рис. 1.1.



Рис. 1.1. Количественный подход к анализу полезности:

а) общая полезность; б) предельная полезность
По мере насыщения предельная полезность убывает.

Теория субъективной полезности опирается на законы, откры­тые Генрихом Госсеном.

^ Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена):

1) в одном непрерывном акте потребления полезность последу­ющей единицы потребляемого блага убывает;

2) при повторном акте потребления полезность каждой едини­цы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Для человека, съевшего одно мороженое, по мере насыщения все больше теряется полезность каждого последующего моро­женого до тех пор, пока мороженое есть уже не хочется.

Формулировка условия оптимума потребителя дается во втором законе Госсена. Потребитель достигнет максимума удовлетворе­ния, если он распределит свои средства на покупку различных това­ров таким образом, что:

• для всех реально покупаемых им товаров А, В, С... имеет место

(1.3)

где MUА, MUB,..., MUC – предельные полезности товаров А, В, ...,С;

λ – коэффициент, который характеризует предельную полез­ность денег.

^ Предельная полезность денег – возрастание степени удов­летворения (полезности), достигаемое индивидом при расходовании дополнительной единицы денег на приобретение товаров и услуг

• для всех не покупаемых им товаров Z , Y,... имеет место

(1.4)

Если при расходовании дополнительной денежной единицы на покупку рыбы полезность будет большей, чем при покупке мяса за ту же денежную единицу, то разумнее купить рыбу. Но толь­ко если полезность последнего рубля на рыбу такова же, что и полезность последнего рубля на мясо, тогда совокупная полез­ность максимальна.

Из второго закона Госсена видно, что увеличение цены какого–либо блага (при неизменных ценах на все прочие блага и том же доходе) ведет к падению соотношения предельной полезности от его потребления и цены.

Снижение предельной полезности означает меньшую готовность индивида платить за данное количество, то есть более низкий спрос.

Итак, линия предельной полезности является также линией спроса.

^ Объемом спроса на какой – либо товар называют максималь­ное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа лиц или население в целом в единицу времени при оп­ределенных условиях.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов на­зывают функцией спроса:

(1.5)

где QDA – объем спроса на товар А в единицу времени;

РА – цена товара А;

РВ,..., PZ – цены других товаров;

I – денежный доход;

Т – вкусы и предпочтения;

... – прочие факторы.

^ Цена спроса – это максимальная цена, которую покупа­тели согласны заплатить при покупке данного количества товара.

Цена спроса определяется размером дохода.

Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены дан­ного товара, принять неизменными, то от функции спроса можно перейти к функции спроса от цены:

(1.6)

Графическим выражением зависимости между ценой товара и объе­мом спроса, предъявленного на этот товар, служит кривая спроса.

Нормальная кривая спроса имеет отрицательный наклон, что ха­рактеризует обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара.

Но иногда случается так, что домашнее хозяйство реагирует со­вершенно иначе, чем оно должно реагировать в соответствии с за­коном спроса. Это тот случай, когда при растущих ценах оно поку­пает больше, а при падающих – меньше.

Известно одно исключение из этого закона, получившее назва­ние парадокса Гиффена. Линия спроса на товары Гиффена имеет положительный наклон.

Нередко некоторые явления действительности ошибочно рас­сматриваются как исключения из общего закона спроса:

• снобы покупают именно те товары, которые поднимаются в цене с целью подчеркнуть свое социальное положение (эф­фект сноба);

• эффект Веблена – явление в теории потребления, при кото­ром потребители могут иметь кривую спроса с положитель­ным наклоном, так как им свойственно демонстративное по­требление;

• товары одинакового качества в разных магазинах продаются по разным ценам. При этом более дорогие товары во многих случаях покупаются чаще, так как предполагается их более высокое качество (эффект предположительного качества);

• в ожидании дальнейшего роста цен потребители увеличива­ют объем закупок (эффект ожидаемой динамики цен).

Принято различать изменение объема спроса и изменение спроса.

^ Изменение объема спроса – это движение вдоль линии спро­са под воздействием изменения цены данного товара при неизмен­ности прочих факторов (рис. 1.2, а).

Изменение спроса – сдвиг линии спроса при изменении дохо­да потребителя, его вкусов, цен на другие товары и прочих факто­ров, кроме изменения цены самого товара (рис. 1.2, б).



Рис. 1.2. Изменение объема спроса (а) и изменение спроса (б)

Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсо­лютной шкалы не увенчались успехом в силу следующих причин:

• не существует единиц для объективного измерения полезно­сти различных товаров;

• предельная полезность денег не постоянна, она изменяется с изменением дохода, а значит, деньги не могут служить мерой полезности.

Несостоятельность гипотезы о возможности измерения полезно­сти привела к отказу от количественного подхода и замене его по­рядковым.
^ Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса

В основе своей опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный подход.

Порядковый подход основан на менее жестких предпосылках, чем количественный (не требует изменения полезности в абсолютных единицах и постоянства предельной полезности денег).

В рамках порядкового подхода от потребителя требуется только ранжировать наборы благ по степени предпочтения.

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:

1. Полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель мо­жет сказать, что А > В (набор А предпочтительнее набора В), либо В > А, либо А~В (набор А и набор В равноценны).

2. Транзитивности: если А > В > С, или А~В > С, или А > В~С, то А > С.

3. Ненасыщения: если набор А содержит не меньшее количе­ство каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В.

4. Независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не за­висит от количества благ, потребляемых другими потребите­лями.

При порядковом подходе для исследования поведения потреби­телей пользуются понятиями кривой и карты безразличия.

Кривая безразличия является геометрическим местом точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Кривые безразличия

Набор А включает ХА единиц товара X и YA единиц товара Y. На­бор В соответственно ХВ и YB. Если с точки зрения данного потреби­теля наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной и той же кривой безразличия. Набор С предпочтительнее набора А (акси­ома ненасыщения).
^ Свойства кривых безразличия

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные наборы товаров.

2. Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон.

3. Кривые безразличия не пересекаются.

4. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Люди всегда идут на компромиссы, когда делают выбор между товарами.

Чтобы количественно определить объем некоторого товара, ко­торым потребитель готов пожертвовать ради другого, используется мера, называемая предельной нормой замещения (MRSXY).

Предельной нормой замещения благом X блага Y называ­ют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неиз­менным (U – const):

(1.7)

Кривые безразличия могут иметь различные формы (рис. 1.4).



Рис. 1.4. Формы Кривых безразличия:

кривая безразличия для взаимозаменяемых благ (а);

кривая безразличия для взаимодополняемых благ (б)
Карта безразличия – семейство упорядоченных кривых без­различия, которое графически описывает увеличение полезности, или удовлетворения для индивида по мере продвижения от начала координат в направлении увеличения двух благ.

Кривые безразличия отражают систему предпочтений индивиду­ума, но для анализа потребительского выбора необходимо учесть ограниченность ресурсов (а именно дохода). Для этого вводится понятие бюджетного ограничения. Оно показывает, какое коли­чество благ можно приобрести при данных ценах и доходе:

I = PX · X + PY · Y, (1.8)

где I – денежный доход потребителя;

РХ и PY – цены товаров X и Y.

Бюджетная линия – геометрическое место точек, каждая из которых определяет такую комбинацию из двух товаров, затраты на покупку которых равны между собой и ограни­чены доходом потребителя.

Уравнение бюджетной линии:

(1.9)

где (PX / PY) – угловой коэффициент, определяющий наклон бюджетной линии.

Изменения в доходе и ценах вызовут сдвиг бюджетной линии (рис. 1.5).


Рис. 1.5. Бюджетная линия и изменение ее положения при изменении дохода (а) и цен товаров (б и в)
Рис. 1.5, а показывает, что соотношение цен товаров X и Y не изменилось, доход потребителя либо уменьшается, либо увеличи­вается. Рис. 1.5, б – увеличение или уменьшение цены товара X. Рис. 1.5, в – увеличение или уменьшение цены товара Y.

Цель потребителя сделать покупки таким образом, чтобы обес­печить себе максимум полезности в рамках своего бюджетного ог­раничения.

Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при дан­ном бюджетном ограничении (графически – точка касания бюджет­ной линии и кривой безразличия – точка Е на рис. 1.6).

Равновесие потребителя – точка, в которой потребитель мак­симизирует свою общую полезность от расходования ограниченно­го (фиксированного) дохода.

В точке оптимума

(1.10)



Рис. 1.6. Равновесие потребителя
Линия «доход – потребление» соединяет множество равно­весных комбинаций товаров при изменении дохода потребителя и показывает, как изменяется объем спроса на тот или иной товар в зависимости от дохода потребителя.

На рис. 1.7 линия «доход – потребление» – ICC.



Рис. 1.7. Реакция потребителя на изменение дохода

а) Х и Y – «нормальные» товары;

б) Y – «нормальный» товар, X – товар «низшего качества»
Кривая «доход – потребление» позволяет построить индивиду­альную кривую Энгеля, отражающую зависимость между до­ходом потребителя и расходами на приобретение благ.

^ Закон Энгеля – закономерность, в соответствии с которой при увеличении дохода потребители – повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходи­мости – в меньшей степени, чем увеличивается доход (рис. 1.8).

^ Линия «цена – потребление» соединяет множество равновес­ных комбинаций товаров при изменении цены одного из них и пока­зывает, как изменяется объем спроса на тот или иной товар в зави­симости от его цены.


Рис. 1.8. Кривые Энгеля для товаров первой необходимости (а), предметов роскоши (б), товаров «низшего качества» (в)
На основе кривой «цена – потребление» можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя (рис. 1.9).

На рис. 1.9 линия «цена – потребление» – РСС.



Рис. 1.9. Реакция потребителя на изменение цены
Изменение цены товара оказывает на объем потребительского спроса двоякое воздействие (рис. 1.10).

Эффект замены всегда однонаправлен, направленность эффекта дохода зависит от категории товара – с ростом реального дохода спрос на «нормальный» товар под воздействием эффекта дохода уве­личивается, а на товар «низшего, качества», уменьшается; при сни­жении реального дохода имеет место обратная ситуация.


Рис. 1.10.
Рыночный спрос и его эластичность

Индивидуальные различия спроса могут быть весьма значительными.

Однако мы с самого начала предположили, что удовлетворение отдельного потребителя всецело определяется объемом и структу­рой потребляемых им благ и не зависит от объема и структуры по­требления других лиц. Следовательно, и объем спроса отдельного потребителя не зависит от объема спроса других. Значит, функцию рыночного спроса можно получить суммированием индивидуальных функций спроса всех потребителей при каждой возможной цене то­вара.

Категория ценовой эластичности спроса конкретизирует закон спроса, давая количественную оценку степени реакции потребите­лей на изменение цены товара.

Показатель эластичности характеризует изменение зависимой величины в процентах при изменении независимой величины на 1 %.

Y = f (X). (1.11)

Формула точечной эластичности:

(1.12)

для непрерывного случая

(1.13)

Формула дуговой эластичности:

(1.14)

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене пока­зывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1 %.

QA = f (PA), (1.15)

(1.16)

Диапазон эластичности распространяется от нуля до бесконеч­ности.

Поэтому различают несколько групп ценовой эластичности спроса.

Эластичный спрос (е > 1) – ситуация, при которой объем спроса изменяется на больший процент, чем цена.

^ Неэластичный спрос (е < 1) – ситуация, когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена.

При единичной эластичности (е = 1) объем спроса изменяет­ся теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении.

^ Совершенно эластичный спрос (е = ∞) – ситуация, когда при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неогра­ниченную величину, а при повышении цены – полностью отказы­ваются от товара.

^ Совершенно неэластичный спрос (е = 0) – изменение цены не влечет за собой изменения объема спроса.

Перекрестная эластичность спроса по цене

QA = f (PB), (1.17)

(1.18)

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (В) на 1 %.

Классификация товаров по значению коэффициента перекрест­ной эластичности спроса по цене:

взаимозаменяемые товары (е > 0), объем спроса на ко­торые и цена других товаров прямо пропорциональны.

Если повышается цена на сливочное масло, то семья поку­пает меньше масла и переходит на относительно дешевый мар­гарин;

взаимодополняемые товары (е < 0), объем спроса на ко­торые и цена других товаров обратно пропорциональны.

Если повышается цена на автомобили, то одновременно уменьшается спрос на бензин;

независимые товары (е = 0), объем спроса на которые и цена другого товара не связаны друг с другом.

Растущие цены на мужские костюмы не оказывают никако­го влияния на количество покупаемых спичек.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие на рынке товаров – заменителей.

Например, у соли нет заменителей, поэтому при любой цене объем спроса практически не изменяется. А вот если возрас­тет цена на какой – то сорт мыла, то многие потребители мо­гут переключиться на потребление другого сорта.

2. Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара.

Нефть может служить топливом, сырьем для производства химических продуктов, получения бензина, моторных масел и т.п., поэтому эластичность спроса на нее очень высокая.

3. Доля расходов потребителя на тот или иной товар.

Например, зубная паста необходима, приобретается регу­лярно в относительно постоянных количествах, но затраты на нее не велики. Повышение цен на такую продукцию не приво­дит к изменению спроса на нее. Но если возрастут цены на мясо, являющееся одним из основных продуктов питания, расходы на который в бюджете потребителей достаточно высоки, спрос на него существенно снизится.

4. Специфика рынков.

Например, особенностью рынка лекарственных препаратов является то, что большинство потребителей покупает лекар­ство по рекомендации врача вне зависимости от его цены. По­этому спрос на многие лекарственные препараты является неэластичным.

5. Период времени, прошедший с момента изменения цены.

Резкий рост цен на энергоресурсы может оказать весьма не­большое влияние на объем спроса в течение нескольких месяцев или даже лет, но по мере переориентации производства на энер­госберегающие технологии спрос на энергоресурсы будет па­дать.

6. Степень срочности приобретения данного товара. Повышение цен на цветы в праздничные дни не приводит к снижению спроса на них.

Эластичность спроса по доходу

QA = f(I), (1.19)

(1.20)

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при измене­нии дохода покупателя на 1 %.

Классификация товаров по значению коэффициента эластично­сти спроса по доходу:

товар «низшего качества» (е < 0), объем спроса на кото­рый и доход обратно пропорциональны;

«нормальный» товар (е > 0), объем спроса на который и доход прямо пропорциональны.

Среди «нормальных» товаров можно выделить:

• товар первой необходимости, на который темп роста спроса меньше темпа роста дохода;

• предмет роскоши, на который темп роста спроса больше тем­па роста дохода;

• товары «второй необходимости», на которые темпы роста спроса прямо пропорциональны изменению доходов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ценообразование (учебное пособие) iconКейн экология упражнения, задачи и задания в тестовой форме учебное пособие
Учебное пособие предназначено для проведения практических работ по курсу Экология на технических специальностях. Учебное пособие...

Ценообразование (учебное пособие) iconПояснительная записка данное учебное пособие по дисциплине «Ценообразование»
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических и практических знаний в области ценообразования,...

Ценообразование (учебное пособие) iconИсследование электрических цепей учебное пособие Часть III челябинск
Учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Теоретические основы электротехники» студентами энергетических...

Ценообразование (учебное пособие) iconУчебное пособие
Медицинская подготовка командного состава судов: Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1993. 152с

Ценообразование (учебное пособие) iconЭкономика учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся на лечебном факультете

Ценообразование (учебное пособие) iconI : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной
...

Ценообразование (учебное пособие) iconУчебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов

Ценообразование (учебное пособие) iconУчебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры. Содержание курса соответствует Государственному...

Ценообразование (учебное пособие) iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с

Ценообразование (учебное пособие) iconУчебное пособие. Изд. 2-е Ростов н/Д: "Феникс", 2003. 448 с. (Серия "Высшее образование".)
Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов