Методические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция




НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция
страница1/7
Дата публикации24.12.2013
Размер0.68 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7












.



Н.В. Потехина


Экономическая теория часть II

Макроэкономика
Методические указания к семинарским занятиям
для студентов очного отделения, обучающихся по направлению

080300 62 – Коммерция

Томск 2012
Методические указания к семинарским занятиям по экономической теории (частьII Макроэкономика)


Рассмотрены и одобрены на заседании обеспечивающей кафедры экономики

«____»___________201_ протокол №
Разработчик

Ст. преподаватель кафедры экономики_______________ Н.В. Потехина

Зав.обеспечивающей кафедрой

Д.э.н., профессор кафедры экономики_______________Т.Л. Ищук

Одобрено методической комиссией ТЭЮИ

«_____»___________201__г.

Председатель метод.комиссии

_________________________/______________________

^

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Цель изучения дисциплины - формирование теоретических знаний о макроэкономических закономерностях функционирования экономики, а также о направлениях, методах и эффективности экономической политики государства, основными формами международных экономических отношений.

Задачами дисциплины является:

- приобретение студентами знаний и умений анализа и расчета основных макроэкономических показателей;

- приобретение студентами знаний о циклическом характере функционирования рыночной экономики, его влиянии на динамику экономического роста и занятость;

- приобретение студентами знаний о природе инфляции и безработицы;

- приобретение студентами знаний о моделях макроэкономическом равновесия, умений их анализа;

- приобретение студентами знаний о денежно-кредитной, фискальной, социальной и антиинфляционной политике государства;

- приобретение студентами знаний о системе экономической взаимозависимости экономик отдельных стран;

- повысит уровень экономической культуры студентов;

- развить склонность к научным исследованиям, показать возможности экономического анализа действий правительства и собственного поведения.

Для успешного изучения курса макроэкономики необходимо знание основ функционирования рыночной экономики и микроэкономики. Изучение макроэкономики способствует более эффективному усвоению дисциплин «Финансы, денежное обращение и кредит», «Банковское дело», «Налоги и налогообложение» и др.

Тема 1:Введение в макроэкономику
План занятия

1.Макроэкономика как раздел экономической науки.

2. Особенности макроанализа.

4. Субъекты национальной экономики.

3. Кругооборот расходов и доходов в национальном хозяйстве.

Термины и понятия:

Макроэкономика и макроэкономика. Макроэкономические основания макроэкономики. Агрегирование. Системный подход. Сектор домашние хозяйства. Сектор заграница. Сектор предпринимательства. Запасы и потоки. «Утечки» и «инъекции». Трансферты. Закрытая экономика. Открытая экономика.

Дополнительные вопросы и задания

1. В каких случаях проблемы являются микроэкономическими, а в каких случаях - макроэкономическими и почему?

а) Стратегия поведения фирм-участниц картеля на мировом рынке нефти;

б) Последствия мировых цен на нефть для экономики России;

в) Сезонный всплеск продаж в туристической компании летом;

г) Сезонный всплеск продаж перед Новым годом в стране;

д) Снижение безработицы в России.

е) Безработица среди шахтеров Кузбасса;

ж) Брать ли правительству новый заем у МВФ?

з) Брать ли фирме кредит для осуществлении яинвестиций?

и) Конкуренция операторов сотовой связи в Томской области.

2.Какие известные вам переменные используются в макроэкономическом моделировании? Какие из них обычно являются к экзогенными, а какие эндогенными?

3.Что из перечисленного относиться к потокам, а что к запасам?

а) общее количество туристов, посетивших РФ на 1.01.2008 г.;

б) среднее количество иностранных туристов, посещающих РФ в год;

в) зарплата, рублей в неделю;

г) профицит государственного бюджета РФ в 2007 г.;

д) сбережения у пенсионерки на сберкнижке;

е) сбережения домохозяйств как разница между доходами и расходами в единицу времени;

ж) общая стоимость основных фондов РФ по данным Госкомстата за 2007 г.

4. Приведите примеры частных и государственных трансфертов.

5. Что из нижеперечисленного относится к инъекциям, а что к- изъятиям?

а) часть зарплаты, которую муж ежемесячно пряет в матрас, утаивая от жены;

б) пособие по безработице;

в) деньги, потраченные семьей на покупку машины;

г) деньги, заплаченные нашим туристом в Лондоне за экскурсию по Темзе;

д) деньги, заплаченные иностранным туристом в Москве за посещение Третьяковской галереи.

е) налог на прибыль, заплаченный фирмой;

ж) подоходный налог, заплаченный домохозяйством.
Литература:

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/под общей редакцией д.э.н.проф. Сидоровича А.В.-М.: «Дело и Сервис», 2004.-Гл.1.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.1. С.13-62.

3.Курс экономической теории/под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.16.-С.364-366.

4.Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.11-15.

5. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: Питер,2009.-Гл.16.-С.262-268.


Тема 2:Национальная экономика: результаты экономической деятельности и их измерение.
План занятия

1. Система национальных счетов.

2.Валовый внутренний продукт и методы его расчета:

а) метод добавленной стоимости;

б) метод расчета ВВП по расходам;

в) метод расчета ВВП по доходам.

3. Отличия ВВП и ВНД.

4. Номинальный и реальный ВВП.

5. ВВП и общественное благосостояние.
Тема доклада:

1. Теневая экономика в России.

Термины и понятия:

Валовой внутренний и валовой национальный продукт (ВВП и ВНП) . Чистый внутренний продукт. Национальный доход. Располагаемый доход. Амортизация. Двойной счет. Метод добавленной стоимости. Метод расчета ВВП по доходам. Метод расчета ВВП по расходам. Номинальная и реальная величина ВВП. Дефлятор ВВП. Исчисление ВВП в динамике (индексы Пааше, Ласпейреса и Фишера). Система национальных счетов (СНС). «Чистое экономическое благосостояние». Индекс развития человеческого потенциала как альтернативный метод оценки экономического развития.
Дополнительные вопросы и задания:

1. Заполните пустые столбцы таблицы.

Стадии экон.процесса

Выручка от продажи

Стоимость промежуточного продукта

Добавленная стоимость

Сырье

10







Пряжа

18







Шерстяная ткань

36







Шерстяной костюм

44







а) что такое двойной счет

б) что означают категории промежуточной и конечной продукции

в) в чем смысл сопоставления показателей общей стоимости продаж и добавленной стоимости.

2. Химкомбинат продает предприятию бытового обслуживания стиральный порошок на 500 т.р. в год, а частная котельная предоставляет электричество и горячее водоснабжение (годовая стоимость услуг 600т.р.) Предприятие бытового обслуживания оказывает местным жителям услуг на сумму 2 млн.р. На сколько в результате возрастает ВВП?

3.По следующим данным рассчитать ВВП,ЧВП, ЛД,РЛД, частные сбережения (ЧДФ считать равным 0).

Индивидуальные налоги 31

Трансфертные платежи 54

Зарплата наемных рабочих 385

Чистые инвестиции 97

Амортизация 88

Взносы на соц.страхование 37

Прибыли корпораций 180

Косвенные налоги на бизнес 55

Потребительские расходы 568

Проценты по гос.ценным бумагам 11

Экспорт 33

Импорт 47

Дивиденды 63

Гос.закупки товаров и услуг 133.

4. Рассмотрите данные представленные в таблице :

год

Номинальный ВВП(млрд.долл)

Индекс цен (%, 1982=100%)

Реальный ВВП

1980

1700

50




1983

2100

70




1984

3200

100




1986

4800

120




Ответьте на следующие вопросы:

  1. В чем отличие реального ВВП от номинального ВВП

  2. Каким образом и с какой целью рассчитывается реальный ВВП

  3. Заполните таблицу до конца

  4. В каком году Вы проводили операцию дефлирования, а каком инфлирования?

5. Предположим, что в Фрутландии выращивают следующие фрукты. Цены и объемы их производства представлены в ниже приведенной таблице.

Наименование

товара

2006 г.

2007 г.

Цена

количество

Цена

количество

Яблоки

5

25

7

20

Апельсины

8

20

5

28

Гранаты

20

15

30

12

Рассчитайте номинальный и реальный ВВП за 2007 г. Если 2006 г. является базовым, то чему равен дефлятор ВВП в 2007 г. ?

6. В чем разница между валовыми частными внутренними инвестициями и чистыми частными внутренними инвестициями? Если бы Вам было нужно рассчитать чистый национальный продукт по расходам, каким из этих двух показателей Вы бы воспользовались? Почему

7. Предположим, национальное производство включает 2 товара:Хи У.Х- потребительский товар, У- инвестиционный товар. В текущем году было произведено 200 ед.товара Х по цене 2 долл. За единицу и 10 ед. товара У по цене 4 долл. За ед. К концу года 6 ед. используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми. Найдите:

а)ВВП

б)ЧВП

в) объем потребления и объем валовых инвестиций

г) величину чистых инвестиций

8. В ВВП/ВНД какой страны будут включены:

а) заработок российского хоккеиста, играющего в США за команду Детройта;

б) дивиденды на акции российского акционерного общества, принадлежащие немецкому гражданину;

в) доходы гражданина Молдавии, полученные от игры в карты в московской электричке?

9. Какие из указанных ниже видов доходов или расходов учитываются при подсчете ВНП данного года? Поясните свой ответ в каждом случае.

- работа маляра по окраске собственного дома;

- заработная плата прислуги;

- доходы зубного врача;

- рыночная стоимость работы домашней хозяйки;

- арендная плата за сдачу квартиры;

- пенсия бывшего фабричного рабочего.

10. Рассмотрите следующие виды деятельности:

а) работа воспитателя детского сада

б) воспитание детей в своей семье

в) производство пшеницы в масштабах страны

г) выращивание овощей на приусадебном участке для домашнего потребления

д) производство и продажа наркотиков.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как отражаются В ВВП эти виды деятельности

  2. Уменьшают или увеличивают эти виды деятельности ЧЭБ?

  3. Является ли показатель ВВП точным измерителем благосостояния?

11. По данным сайта Госкомстата заполните таблицы и проанализируйте их. Сделайте выводы.

Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП

Показатель

20хх

20хх



20хх

ВВП номинальный













ВВП реальный














Таблица 2. Отраслевая структура ВВП (в рублях/и в % к итогу)

год

ВВП всего

В том числе

промышленность

Сельское-хозяйство, рыболовство и охота

строительство

Транспорт и связь

Торговля и общественного питание

Другие отрасли экономики


















































Таблица 3. Структура использования ВВП (в рублях/и в % к итогу)


год

ВВП всего

Расходы на конечное потребление

В том числе













Домашних хозйств, некоммерческих организаций их обслуживающих

Государственных учреждений

Валовое накопление

Чистый экспорт товаров и услуг












































Литература:

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/под общей редакцией д.э.н.проф. Сидоровича А.В.-М.: «Дело и Сервис», 2004.Гл.2.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.2.-С.63-84.

3.Курс экономической теории:Учебник. /под ред Чепурина А.,Киселевой Е -Киров: «АСА», 2010.-Гл.16. –С.366-380.

4. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.134-155..

5.Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.20-59.

6.Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: Питер,2009.-Гл.16.-С.268-289.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия»

Методические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия»

Методические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Брякина, А. В. Институциональная экономика Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлению...

Методические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция iconМетодические указания и вопросы к выполнению контрольных работ, для...
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности

Методические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция iconМетодические указания к практическим и семинарским занятиям по дисциплине «Статистика»
Методические указания к практическим и семинарским занятиям по дисциплине «Статистика» / Сост. Н. Н. Скитер; Волгогр гос с. Х акад....

Методические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция iconМетодические указания для студентов 1 курса заочного отделения по...
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2 семестр). – Казань: Издательство Института...

Методические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция iconМетодические указания к практическим (семинарским) занятиям модуля...
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой...

Методические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция iconМетодические указания для написания курсовой работы по дисциплине «Производственный менеджмент»
Методические указания предназначены для студентов очного отделения по специальности «Менеджмент». Они призваны к приобретению теоретических...

Методические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные...
Составитель: Шабанов е и. Наименование. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине «Международные конфликты и методы...

Методические указания к семинарским занятиям для студентов очного отделения, обучающихся по направлению 080300 62 Коммерция iconМетодические указания к практическим занятиям по эксплуатации машинно-тракторного...
Расчетные задания и методические указания к практическим занятиям по эксплуатации машинно-тракторного парка подготовили: доцент Анисимов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов