Литература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского




Скачать 80.99 Kb.
НазваниеЛитература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского
Дата публикации25.12.2013
Размер80.99 Kb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Экономика > Литература


Дёмина Людмила Ивановна
Система СМИ

Литература: Система средств массовой информации России - учебное пособие под ред. Ясона Засурского.
тема 1: СМИ как система. Типологический подход к системе

  1. Основные тенденции формирования и функционирования современных СМИ

  2. Типологические характеристики СМИ


Система СМИ существенно изменилась после 90х гг 20 века. Это произошло благодаря историческим переменам, социально-экономическим и благодаря новым технологическим достижениям. Новая система СМИ стала развиваться в контексте перестроечных реформ, пост-перестроечных и под влиянием внешних факторов. Таким образом, стала формироваться новая система, она называется «горизонтальная коммерческая система». Горизонтальная коммерческая структура стала соответствовать следующим принципам: функционирование самостоятельных и одновременно взаимодействующих информационных организаций. На смену партийной прессе пришли коммерческие издания, принадлежащие разным холдингам, банкам, корпорациям, а это привело к появлению новых видов и типов названий. Появилось новое деление прессы, которая отсутствовала в советские годы. Условно: пресса элитарная (финансово-экономическая пресса) и массовая (бульварная/желтая).

Общероссийские СМИ в своей системе находятся в постоянном изменении. В целом, это позволяет сформулировать некоторые общие положения, характерные для типологической характеристики:

  1. Исчезла партийная пресса, появились коммерческие независимые издания, элитарные издания, массовая пресса, получила развитие интернет-журналистика (появление электронных версий газет, журналов и т.д.

  2. Благодаря новым технологиям произошло качественное изменение телевидения и радио.

Данное развитие системы СМИ обусловлено некоторыми факторами:

  1. политический

  2. экономический

  3. социальный

СМИ зависит материально и политически от тех структур, которые их финансируют.

СМИ как сложно организованная система должна отвечать требованиям научного системного подхода:

  1. сохранять целостный характер

  2. располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно должен соответствовать друг другу

  3. необходимо иметь те функции, которые способны удовлетворять запросы общества

СМИ как организованная система, действующая и развивающаяся вместе с обществом. Для существования любой подсистемы (газета, журнал, программы теле и радио) необходимы административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и т.д. И в соответствии с этим в журналистской науке выделяют черты системности СМИ:

  1. структурность

  2. иерархия уровней

  3. целостность

  4. взаимозависимость системы и среды

Традиционно выделяют черты системности:

  1. сложность

  2. многоцелевая направленность

  3. многомерность факторов регуляций

  4. многочисленность параметров

В современных условиях целостность системы подвергается серьезно изменениям.
Функциональное многообразие СМИ расширилось. Информация стала разнообразна по тематике. Растет число изданий теле- и радиопередач, адресованных различным группам населения, в соответствии с этим выделяются СМИ этническим группам, региональным, профессиональным, конфессиональным, возрастным, по гендерному признаку, малым группам (семьи, клуба по интересам). Однако после 90х годов стремительно сокращаются тиражи газет, печатных СМИ , увеличивается количество электронных СМИ, расширяется тематический диапазон электронных СМИ. Медленный рост прямой зависимости СМИ от важнейших информационных потребностей сказывается на качестве информации.

Аналитические функции СМИ слабо влияют на структуру программ телевидения и радио. Предпочтение отдается программам развлекательным, музыкальным, различным ток-шоу и так далее. Реакцией на потребность в аналитике стали журналы «Итоги», «Власть», «Эксперт» и другие. Таким образом, аудиторный фактор влияет на содержательную структуру системы СМИ. Типологический метод исследования системы СМИ позволяет определять формы, модели, которые характерны для той или иной группы. Практически в каждой группе выделяется единица. В печати - газета, журнал, на ТВ - канал, телепрограмма, на радио - станция, программа. Типология СМИ используется для выявления особенностей систем СМИ. Такими качественными признаками в науке принято выделять:

  1. характер аудитории

  2. целевое назначение

  3. предметно-тематическая направленность

  4. время выхода

  5. периодичность

Также по характеру аудитории выделяются следующие типы теле- и радиопрограмм:

  1. общероссийские

  2. межрегиональные

  3. международные

  4. этнические

  5. территориальные

  6. для профессиональных, производственных групп

  7. для социальных групп

  8. для возрастных групп

  9. для родителей

  10. для различных групп верующих

  11. по гендерному признаку и т.д.

Выделяют специализированные газеты и журналы: молодежные, детские, семейные, религиозные, деловые и так далее. Специализированные по тематике: экономические, экологические, по промышленности и транспорту, по вопросам физкультуры и спорта, по вопросам науки, культуры, литературы, искусства, медицинские журналы и по другим. На типологическую структуру СМИ активно влияют материальные носители информации, формирующие информационные потоки. Основой для формирования таких потоков могут быть жанровые особенности информации, авторская подача материала и роль автора, ведущего, журналиста. На основе различных факторов формируются издания теле- радиопрограммы, публицистические, литературные, художественные, художественно-публицистические, культурно-просветительские, развлекательные, учебно-образовательные, методические, учебно-методические, научные, научно-популярные, научно-практические, рекламные и информационные.СМИ дифференцируются по целевому назначению с учетом характера и участия в осуществлении функций политики, экономики, и в поддержку тех или иных течений. Организационные функции в системе СМИ осуществляет Министерство по делам печати, теле- радиовещания и средств массовых коммуникаций. Министерство:

  1. осуществляет политику в области СМИ

  2. регистрирует СМИ и рекламные агентства и признает их недействительными

  3. лицензирует, контролирует, разрабатывает и реализовывает в области развития, реконструкции и т.д.

  4. может приостановить деятельность СМИ и возложить ответственность за нарушение законодательства (суд)

Помимо Министерства - Комитет по информационной политике и связи, который обсуждает и принимает законы о средствах массовой информации. А совет Федерации принимает эти законы. Типологический подход к системе СМИ выделяет квалификационные признаки редакционных систем:

  1. синхронность и асинхронность, то есть отношение издания или передачи к событию. Синхронное - сообщение в момент события, при асинхронном сообщение время события и сообщения не совпадают.

  2. информационно-коммуникационный признак системы отражает характер продукта

  3. особенностью функционирования организации СМИ доминирование так называемого совместно-творческого типа деятельности, предполагающего присутствие транспрофессионализма у журналистов и менеджеров.

Важнейшим условием системы СМИ является постоянное взаимодействие с социальной средой, которая осуществляется через редакционную деятельность. В связи с этим выделяются типы редакционных систем: газетная, журнальная, книжная, редакция телевидения, редакция радио и веб-редакции.

Газетная редакционная система отражает динамическое содержание явлений текущей действительности, их изменчивость, событийность, это произведение творчества журналистов в жанрах репортажа, заметки, интервью, очерка и т.д. Предметом газетно-редакционной сферы являются явления действительности, события, люди. Меньшая часть газетной площади отводится научным, научно-художественным, документальным произведениям, за исключениям тех изданий, где есть такая специализация. Функция газетной редакции определяется функциями журналистского публицистического творчества. Формирует массовые коммуникации, которые создают в сознании людей постоянно обновляющуюся динамическую картину жизни. Структура - главный редактор и корреспонденты.

Журнальная редакционная система. Предмет - отражение действительности в аналитическом плане. Здесь делается акцент на тенденциях, закономерностях, отражаются типические явления и так далее. Функции - формировать и поддерживать такие массовые коммуникации, которые способствуют отражению устойчивых процессов, развития действительности. Структура аналогична газетной, однако журналист здесь выступает и как автор, редактор, корректор и так далее.

Редакции телевидения и радио представляют собой производственно-творческие объединения, действующие на основании устава и представляют собой творческие коллективы, созданные по признакам тематики, жанров, видов передач. Редакции могут к своей работе привлекать рекламных агентов, спонсоров, акционеров, использовать государственные дотации. Система - имеет расширенную структуру, включая специалистов по направлениям.

Веб-редакции - новая форма редакционных систем. Как правило, для веб-редакции характерен комплекс задач сетевых СМИ, а также профессионализм, соединяющий в себе журналиста, веб-мастера, менеджера и специалиста пиар-технологий. Интернет-журналистика в целом влияет на систему современных СМИ, внося новый прием представления массовой информации.

Книжная редакционная система похожа на журнальную. Главные действующие лица - редактор и автор. Редактор выстраивает свои отношения и учитывает интересы автора.

Организация деятельности СМИ регламентируются нормами закона Российской Федерации о средствах массовой информации.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского iconУчебное пособие / Под ред. С. И. Соловьева и С. А. Ефимова. М.: Цокр мвд россии, 2005 96 с
Кулабухов В. В. Основы специальной техники: Учебное пособие / Под ред. С. И. Соловьева и С. А. Ефимова. М.: Цокр мвд россии, 2005...

Литература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского iconУчебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “св-96”,...
История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург:...

Литература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского iconУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое...

Литература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского iconI : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной
...

Литература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского iconУчебное пособие
Вопрос 10. Средства массовой информации во время великой отечественной войны и в послевоенный период

Литература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского iconУчебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк
Экономика: учебное пособие / Е. Г. Гужва, М. И. Лесная; под ред. М. И. Лесной; спбгасу. – спб. 2011. – 203 с

Литература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского iconУчебное пособие
М74 модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е. Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала...

Литература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского iconУчебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению
П 86 Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Л. Н. Макаровой, И. А. Шаршова; Федеральное агентство по образованию; Тамб...

Литература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского iconЛандшафтоведение и агроландшафтные экосистемы учебное пособие
Вольнов В. В., Давыдов А. С. Ландшафтоведение и агроландшафтные экосистемы: учебное пособие // Под ред. В. В. Вольнова. – Барнаул,...

Литература: Система средств массовой информации России учебное пособие под ред. Ясона Засурского iconУчебное пособие написано коллективом авторов: гл. I, II, III доктором...
Диалектический материализм. Учебное пособие. Под ред. А. П., Шептулина. М., "Высш школа", 1974., c. 328

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов