Лекция-8 Основы организации международного маркетинга




НазваниеЛекция-8 Основы организации международного маркетинга
страница1/7
Дата публикации26.12.2013
Размер1.31 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7
Лекция-8

Основы организации международного маркетинга
8.1. Особенности, цели, задачи и окружающая среда международного маркетинга

В конце 80-х годов наметился активный процесс вхождения России в мирохозяйственные связи, особенностью которых является идентификация международных экономических отношений и международного предпринимательства. Стержнем международного предпринимательства является интернациональный обмен продукцией и услугами. На эффективность международного предпринимательства оказывают влияние уровень международного разделения труда, развитость и стабильность международной торговли, динамика международного движения капитала и зарубежных инвестиций, характер международной миграции рабочей силы, устойчивость международных валютно-финансовых и кредитных отношений, уровень международной экономической интеграции.

К сожалению, за последние 10 лет в связи со спадом промышленного производства, низким уровнем конкурентоспособности продукции России доля нашей страны в мировом экспорте составляет менее 2 %. Особенностью российского экспорта является его сырьевая направленность (топливно-энергетические ресурсы более 45%, из них металлы - 15%). Тогда как структура импорта включает продовольственные товары (мясо, масло, цитрусовые, зерно, сахар и т.д.), продукцию машиностроения, химические товары и изделия легкой промышленности.

Основными странами-партнерами международной торговли остаются Германия, США, Франция, Япония, Финляндия, страны ближнего зарубежья - Казахстан, Белоруссия, Украина.

Внешнеэкономический комплекс (ВЭК) - важнейший сектор народнохозяйственного комплекса страны. В него входит вся совокупность отраслей, объединений, предприятий и организаций, непрерывно производящих и реализующих экспортные ресурсы всех видов, потребляющих импортные товары (услуги) и осуществляющих все виды внешнехозяйственной деятельности.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) - это упорядоченная, постоянно развивающаяся сеть взаимодействия и коммерческих коммуникаций субъектов, входящих в структуру ВЭК. Основными формами осуществления ВЭС являются: внешняя торговля; СП на территории России; СП за рубежом; иностранные предприятия на территории России; международного объединения и организации; консорциумы; лизинг; привлечение иностранного капитала; производственное кооперирование; научно-техническое сотрудничество; торговля лицензиями и технологией; сотрудничесиво в банковской сфере; иностранный туризм и т.д.

Международные экономические отношения (МЭО) — это система хозяй­ственных отношений между странами. Важнейшие формы МЭО: международная торговля, миграция рабочей силы, вывоз капитала и международный кредит, международные валютные отношения и др. Международная торговля является приоритетной формой МЭО.

Международная торговля представляет собой сферу международных то­варно-денежных отношений, является совокупностью внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля это торговля между странами, главная форма внешне­экономических связей. Она характеризуется состоянием экспорта и импорта то­варов и услуг, а ее эффективность — соотношением доходов и полных затрат во внешнеторговой деятельности.

Международная экономическая деятельность (МЭД) предприятия сфера предпринимательства, связанная с международной производственной, ком­мерческой и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятий на интернациональные рынки и т.д.

Как видно из рис. 8.2., процесс интернационализации и вхождения любой страны в мирохозяйственные связи базируется на обмене товарами и услугами между страной-экспортером и страной-импортером. Процесс обмена носит ие­рархический глобальный характер, так как может охватывать как отдельные лич­ности (физические лица), так и отдельные фирмы и организации (юридические лица), регионы, страны и мир в целом.

Интеграции и интернационализации международных связей способствует постоянный, хотя и неравномерный, рост объемов мировой торговли. Основными факторами, оказывающими влияние на динамику мировой торговли, являются: развитость национальных экономических и технических инфраструктур; сбалан­сированность внешнеэкономической деятельности с состоянием собственной на­циональной экономики; уровень занятости трудоспособного населения; нацио­нальный и международный политический климат; развитость структуры экспор­та каждой страны; состояние рыночной конъюнктуры и конкуренции в условиях глобализации рынков; развитие и интеграция информатизации во все сферы дея­тельности; культурный уровень и особенности национальных признаков, опреде­ляющих возможности международного сотрудничества.

Эффективность функционирования внешнеэкономического комплекса, ус­тойчивость процесса и форм осуществления внешнеэкономических связей, меж­дународных экономических отношений и международного предпринимательства зависят не только от рассмотренных выше факторов, но и в не меньшей степени от философии и инструментария, используемых в международных бизнес-коммуникациях.

В период традиционного экспорта товара поставляется за границу, где реализовался без сопровождения до конечного потребителя (посредника), т.е. использовалась философия цент­рализованною распределения товара за границу. Необходимость приспособления про­изводства к требованиям и потребностям рынка привела экспортера к философии экспортного маркетинга, когда экспортер стал контролировать путь продвижения товара до потребителя и использовать отдельные инструменты маркетинга. Вследст­вие развития рыночных отношений, роста номенклатуры товаров, формирования новых технологий и интернационализации рынков экспортный маркетинг стал недостаточным для осуществления международных бизнес-коммуникаций.

Для осуществления экспортно-импортных операций, а также таких форм ВЭС, как научно-технический обмен, совместные предприятия, дочерние пред­приятия и т.д., потребовались глубокий маркетинговый анализ внешней и внут­ренней среды и комплекс маркетинга-микса.

Предпринимателям и бизнесменам, на каком бы уровне экономики они ни сотрудничали с иностранными партнерами, понадобились знания и умение в об­ласти разработки и принятия решений, связанных со взаимоотношениями и вза­имодействием с интернациональными фирмами, которые вовлечены в процесс международного обмена (купли-продажи) товарами или услугами. На этом этапе философией, методологией и инструментарием организации и осуществления ком­муникативных процессов в сфере международного обмена стал международный маркетинг. Однако усложнение взаимоотношений, сквозное проникновение мар­кетинга во все виды деятельности фирмы, а не только в сбыт, неопределенность при­нятия управленческих решений в зарубежных условиях, развитие маркетинговых сетей потребовали новой философии и инструментария для осуществления меж­дународных бизнес-коммуникаций. Так международный маркетинг-менеджмент стал философией и средством интенсификации международного предприниматель­ства. Международный маркетинг-менеджмент стал интегрированной функцией, осуществление которой направлено на интенсификацию процесса формирования и воспроизводства спроса на товары и услуги, увеличение прибыли в междуна­родной предпринимательской деятельности. Это связано с тем, что вхождение в мирохозяйственные связи сопровождается процессами глобализации и интерна­ционализации экономики стран-партнеров по бизнесу. Глобализация отражает формирование и развитие конвергентных и дивергентных процессов в сфере вза­имодействия национальных культур и их интернационализации.

Эволюция философии и инструментария международной предприниматель­ской деятельности тесно связана с процессом интернационализации рыночных отношений (рис. 8.2).

Для описания процесса интернационализации, его моделирования применя­ют теорию взаимодействия маркетинговых систем и коммуникаций.

Одно из исходных положений маркетинга взаимодействия и сетевой концепции маркетинговых коммуникаций состоит в том, что установление и развитие отноше­ний, коммуникаций — основная цель фирмы, действующей на международном рын­ке. Наличие тесных контактов и устойчивых связей с поставщиками, покупателями, распределительной сетью, банковскими и страховыми организациями, государствен­ными структурами и другими партнерами по бизнесу создает благоприятные усло­вия для успешного развития деятельности компании на международном рынке.

Характеристики национального рынка




Характеристики интернационализации


Товарная политика





Власть (капитал, связи)


Ценовая политика





Влияние (высокие технологии, квалификация, конкурентоспособность)


Коммуникативная политика




Доверие (признание,

имидж, юридическое

согласование)



Сбытовая политика







Стратегия национализа­ции рыночных отношений





Стратегия интернационали­зации рыночных отношений


Процесс интернационализации эффективного взаимодействия бизнес-партнеров



Рис. 8.2. Процесс интернационализации рыночных отношений

В соответствии с теорией взаимодействия в центре внимания маркетинговой деятельности должны быть отношения между продавцом и покупателем, а не просто акт купли-продажи. Интерактивность продавца и покупателя и их взаимодейст­вие рассматриваются как результат изменения отношений между двумя хозяйст­вующими субъектами, а не как результат изменения элементов маркетинга-микса одной из сторон. Особое внимание уделяется обмену материальными, финансовыми и информационными ресурсами, а также взаимной адаптации партнеров.

Адаптация в производственной, коммерческой и социальных сферах все тес­нее связывает стороны друг с другом и способствует непрерывности взаимодейст­вия, не позволяя другим компаниям заменять одного из партнеров в успешном взаимоотношении. Адаптация и обмен создают основу для установления, разви­тия и поддержания долгосрочных взаимоотношений с другими действующими лицами в сфере бизнеса.

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами не изолированы, субъ­екты объединяются в сети, которые формируются и развиваются в результате взаи­модействия фирм-партнеров. Фирма рассматривается как центр ее сети, состоящей из ряда циклов-взаимоотношений с поставщиками, покупателями, консультантами, конкурентами, посредниками, органами государственной власти, поставщиками по­ставщика и т.д. Эта общность объединенная в сеть, предполагает, что обмен в процес­се одного контакта приведет к актам обмена в других взаимоотношениях.

С позиций сетевой теории интернационализация — это всегда взаимонаправленный процесс. Например, российские предпринимательские фирмы приобрета­ют известность за пределами страны, предлагая там свои товары и услуги, а ино­странные фирмы закрепляют свои позиции в российской бизнес-сети, тем самым формируется косвенная связь с иностранными ресурсами. Для утверждения и закрепления позиции по отношению к партнерам в международных бизнес-сетях могут быть использованы следующие методы: международное расширение своей сети, т.е. установление позиций по отно­шению к партнерам в новых интернациональных сетях; международное проникновение, т.е. улучшение позиций и увеличение вло­жений ресурсов в те сети за границей, где у фирмы уже существуют определен­ные позиции; международная интеграция, т.е. усиление скоординированное между пози­циями в различных национальных бизнес-сетях.

Степень интернационализации фирмы показывает, какие позиции она зани­мает в различных национальных сетях и насколько они важны и интегрировании. В соответствии с сетевой моделью при анализе интернационализации основное внимание сосредоточивается на инвестициях во внутренние и рыночные активы, необходимые для обеспечения обмена.

Позиция участника сети характеризует его место и роль по отношению к дру­гим субъектам, поэтому каждый из участников стремится сохранить и усилить свою позицию. Последняя в сетевой теории рассматривается как нематериальный рыночный актив, поэтому укрепление положения следует считать инвестицион­ным процессом.

Вкладывая ресурсы в развитие взаимоотношений на конкретном рынке, а именно адаптируясь к потребностям и манере поведения конкретного партнера, необходимо подсчитывать издержки упущенных возможностей, потому что эти средства уже практически невозможно перенести на другие рынки. Инвестиции в сетевые отношения имеют длительный срок окупаемости и долго приносят поль­зу фирме, так как они снижают текущие издержки на обменные операции и со­здают барьеры для доступа новых фирм на рынок.

Сетевая концепция предполагает, что качество позиции, т.е. интенсивность и прочность отношений между покупателем и поставщиком, может быть таким же важным показателем, как количественная оценка, т.е. объем продаж или доля рынка, выступающие мерилом успешности в традиционном маркетинге. Поэтому отношения в сети должны стать объектом систематической оценки.

Кроме того, инвестиции, направленные на укрепление позиции в сети, дают воз­можность фирме, постоянно приобретающей все больший контроль над сетью, вли­ять на решения или действия других участников, т.е. приобретать власть. Например, предприятие, обладающее большей властью на промышленном рынке, может дикто­вать свои условия, касающиеся цен, сроков и условий платежа, сроков и ассортимен­та поставки вне зависимости от того, является ли она поставщиком или клиентом. Часто основой укрепления позиции в сети являются установление контактов с государственными учреждениями и получение субсидий государства.

У участника сети есть, по крайней мере, пять взаимосвязанных, но различ­ных источников власти: развитый экономический потенциал; высокие технологии; квалификационный уровень фирмы; признанные имидж и доверие; юридически оформленные связи.

Показателями экономической власти фирмы в сети могут быть характери­стики экономического потенциала. Например, для промышленной фирмы — это размер рынка, объем продаж, важность продукции продавца для ос­новной деятельности покупателя. Позиция покупателя тем сильнее, чем больше альтернативных источников снабжения.

Власть, обеспечиваемая превосходством технологий, проявляется там, где происходят инновационное развитие товаров и процессов производства, постоянное повышение качества и гибкости, совершенствование системы управ­ления материальными потоками.

Квалификационный уровень как источник власти опосредуется возможностями и способностями работников фирмы достигать высокопроизво­дительного труда в системе взаимосвязанных предприятий.

Доверие можно рассматривать как уверенность в продолжении взаимовы­годных отношений и в осведомленности о действиях, которые требуются для про­должения этих отношений. Доверие основано на имидже, репутации, оно создает­ся личными социальными связями, возникающими в процессе ежедневного взаи­модействия.

Формальные юридические связи как источник власти возникают при долгосрочных контактах, долевом участии в собственности других членов сети и совместных предприятиях.

Таким образом, к общепринятым элементам маркетинговой концепции (товар, цена, продвижение и распределение) сетевой подход добавляет еще три признака: власть, влияние и доверие.

В сетевой теории особое значение придается кадрам, личности, выступающей главным фактором сотрудничества в бизнес-кооперации. Сотрудничество распро­страняется и на конкурентов, что не отрицает конкурентную борьбу. При организа­ции предпринимательской деятельности в международных сетях необходимо иметь в виду, что сотрудничество и сетевая взаимозависимость наряду с преимущества­ми, создают также ограничения и проблемы. Так, при кооперации по разработке то­вара возникает проблема защиты информации, не предназначенной для выхода за пределы фирмы. Тесные контакты и стремление адаптации по отношению к одному члену сети могут вызывать негативную реакцию других субъектов маркетинговой системы фирмы и поставить под сомнение ее нейтралитет. А взаимозависимость членов сети может стать серьезным препятствием для разработки новой продукции, так как инновационные процессы в сети требуют изменения ее структуры, значи­тельных затрат времени и ресурсов, что касается всех участников сети.

Эффективность международного предпринимательства наряду с методоло­гией, мировоззрением и инструментарием существенно зависит от окружающей среды, степени ее изученности и предсказуемости. Для успешного развития меж­дународного бизнеса необходимо учитывать целый ряд факторов и условий, под воздействием которых складываются и поддерживаются тактика и стратегия международной предпринимательской деятельности. Характеристики окружаю­щей среды для международного маркетинга можно видеть на модели, которую предложил в 1990 г. ученый из Бостона Ф.Р. Катеора (рис. 8.3).

В контексте изложенной концепции сетевого подхода к международному предпринимательству, которое, как правило, формируется на национальном рынке, а реализуется на интернациональном рынке, вряд ли будет полным и до­статочным определение международного маркетинга, которое было дано Ф. Кот-лером с акцентом на "различия между странами" и "фундаментальные представ­ления о том, как люди реагируют на побудительные приемы маркетинга" на внешнем и внутреннем рынках.

Отечественная

среда

Неконтролируемые факторы







Зарубежная среда

Неконтролируемые факторы

Рис. 8.3. Характеристика окружающей среды международного маркетинга

Не раскрывает современного понимания международного маркетинга и оп ределение, которое дано Эвансом и Берманом: "внутренний маркетинг вовлекав! в себя деятельность внутри своей страны, тогда как международный маркетинг вовлекает в себя различные виды деятельности за рубежом".

Вряд ли корректным можно признать определение международного маркетинг; как маркетинга товаров и услуг между странами (Р. Ф. Лаш и В. Н. Лаш) или маркетинга через национальные границы (Е. Н. Берковец и Р. А. Керин).

А. К. Бондарев и В. И. Черенков несколько рациональнее определяют это по нятие: "Международный маркетинг начинается там и тогда, когда фирма (пред приятие) принимает решение о выходе на внешний рынок, а связи (прямые и об ратные) в товарных, финансовых и информационных каналах маркетинга начинают пересекать государственные границы".

С нашей точки зрения наиболее лаконичным и приближающимся к теории сетей и коммуникаций является определение, которое дал американский ученый С. Паливода: международный маркетинг — это "сеть взаимоотношений между фирмами, вовлеченными в процесс покупок и продаж вплоть до конечного потребителя", естественно, в сфере международных бизнес-коммуникаций.

Не менее интересным является определение В. И. Черенкова, в рамках которого международный маркетинг — это "философия международного бизнеса и одновременно коммерческая или некоммерческая интеллектуальная технология этого бизнеса. При этом следует иметь в виду, что этими способностями, а не свойствами обладают не сами знания, а чело­век, будь он предпринимателем или менеджером, умеющий мыслить, творить, ставить и решать жизненные проблемы. А международный маркетинг, как всякое знание, выступает в качестве накопленного потенциала интеллектуальных и практических инструментариев, использование которых способствует ускорению (интенсификации) процесса взаимодействия бизнес-партнеров.

Международный маркетинг, исходя из концепции маркетинга взаимодейст­вия, можно определить как философию и инструментарий международного пред­принимательства и как процесс разработки и принятия решений в сети взаимо­отношений (коммуникаций) между интернациональными фирмами (юридически­ми или физическими лицами), которые вовлечены (вовлекаются) в процесс коммер­ческого или некоммерческого международного обмена товарами и услугами.

Следует обратить внимание на различие понятий "международный марке­тинг" и "международная деятельность", так как в литературе имеет место синонимизация этих терминов. Международный маркетинг — это философия и инстру­ментарий, а не форма организации международной деятельности (экспорт, со­вместное предприятие, прямое владение без участия иностранных партнеров, ли­цензирование и т.д.). В каждой из форм международной деятельности с той или иной формой интернационализации присутствуют соответствующая философия и инструментарий маркетинга. X. Мефферт, например, различает четыре основ­ных вида маркетинга в международной деятельности (табл. 8.4).

Таблица 8.4 Формы интернационализации и эволюция международного маркетинга


Форма интернациона­лизации

Вид маркетинга

Форма проявления

Характер сигментации рынка

Конкурентная ориентация

Организацион­ная структура

Косвенный экспорт. Прямой экспорт. Компания по сбыту

Международ­ный марке­тинг

Обособление или стандартизация для малого количества стран, сегментов

Концентрация на ни­щих, дифференциро­вание товара или снижение затрат на производство

Отдел марке­тинга за грани­цей

Интернациональная ко­операция, дочерние предприятия

Мультинацио-нальный мар­кетинг

Обособление или стандартизация для большого количест­ва стран (сегментов)

Управление качест­вом

Региональная

Франчайзинг. Сборка и монтаж за ру­бежом. Международные участ­ки производства. Дочерние предприятия

Глобальный маркетинг

Стандартизация ми­рового рынка

Управление затрата­ми на производство

Продуктовая

Экспорт, совместные и дочерние предпри­ятия

Бифокальный маркетинг

Дифференциация или стандартизация от­дельных стран с уче­том их специфики

Не сложившаяся чет­ко конкурентная ори­ентация

Матричная


В том и в другом случае используются одни и те же принципы организации марке­тинговой деятельности. Однако имеются особенности, которые определяются спе­цификой внешней международной среды, более значительной информационной потребностью, трудностями получения маркетинговой информации, более значи­тельной величиной возможного риска от предпринимательства за рубежом.

Основными условиями международного маркетинга являются: независи­мость стран; наличие устойчивых национальных (межнациональных, например Евро) валют; развитость национального законодательства; надежность нацио­нальной политики; языковые, культурные (обычаи и нравы) различия.

В связи с дальнейшим расширением и распространением терминологии, ка­сающейся маркетинга, имеет место переориентация содержания маркетинга в за­висимости от деятельности предприятий. Например, экспортный маркетинг в ос­новном связан с политикой сбыта товаров и услуг за рубежом. Применяются и такие понятия, как мультинациональный, интернациональный, мировой марке­тинг, которые обращают внимание на исследовательскую, плановую и системати­ческую обработку зарубежных рынков. Несколько чаще применяется понятие "маркетинг внешней торговли", которое рассматривается как основополагающая философия и приспособленная к современным условиям мирового рынка форма управления фирмой, ее действиями на международных рынках.

Несмотря на то, что национальный маркетинг и международный маркетинг базируются на одинаковых принципах и инструментарии организации маркетин­говой деятельности, различие между ними определяется больше разнообразием и несхожестью коммуникаций между странами, чем различием региональных биз­нес-коммуникаций внутри той или иной страны. В этом контексте можно гово­рить, что маркетинг внутри страны должен строиться на концепции интенсивной национализации рыночных отношений, т.е. учета внутренних, национальных осо­бенностей и культуры, а международный маркетинг — на концепции интернаци­онализации межнациональных рыночных отношений, на учете особенностей функционирования национальных бизнес-сетей других стран, принципов между­народного расширения национальных сетей, международного проникновения и международной интеграции.

Причины, побуждающие фирмы и/или физических лиц к международной деятельности, а значит, применению международного маркетинга, могут быть следующие: относительная насыщенность внутреннего рынка и появление возможности осуществления бизнеса за границей, который может приносить соответствующую прибыль; возможность приближения кризиса фирмы и необходимость распределения (уменьшения) предпринимательского рынка путем создания дополнительных рынков и групп потребителей; наличие не использованных производственных мощностей ввиду неосвоен­ности новых рынков; благоприятная коммерческая ситуация на зарубежных рынках, характери­зующаяся менее высокими затратами на оплату труда, приобретение материалов и использование транспортных средств, а также возможностью получения госу­дарственных льгот (кредиты, дотации и т.д.); эффективным, чем прямой экспорт, благодаря их организации в непосредствен­ной близости к рынку; появляющиеся предпосылки перебазирования важнейших торговых пред­приятий за границу в целях их более полного инвестирования и развития со­вместной работы (например, банки, страховые компании и др.); изменение покупательной способности и обменного курса национальной ва­люты; конкурентная среда на международных рынках, благоприятная для работы на этих рынках; возможность заключения привлекательных встречных сделок; возможность доступа к определенным ноу-хау на зарубежных рынках.

Перечисленные причины могут быть исходными для появления и укрепле­ния мотивов, которые определяют назначение, основные задачи международно­го маркетинга:

  1. обеспечение эффективной международной деятельности;

  2. создание или расширение сети сбыта;

  3. снижение затрат на заработную плату;

  4. снижение транспортных расходов;

  5. возможность устранения импортных ограничений;

  6. повышение надежности предпринимательской деятельности в условиях не­
    устойчивого валютного курса;

  7. стимулирование, поощрение и продвижение иностранных инвестиций;

  8. снижение затрат, связанных с налогами;

  9. снижение затрат, связанных с приобретением земли и недвижимости;

  10. снижение затрат по охране окружающей среды.

Детализация или агрегирование задач международного маркетинга дает воз­можность выделить и оценить важность, приоритетность целей международного маркетинга в зависимости от имеющихся ресурсов и состояния окружающей среды на международных рынках.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция-8 Основы организации международного маркетинга iconХарактерные особенности международного маркетинга
Типы реализации международного маркетинга: этноцентрический, полицентрический, регионоцентрический, геоцентрический

Лекция-8 Основы организации международного маркетинга iconМеждународный маркетинг
Определение международного маркетинга. Сущность, цели и задачи международного маркетинга

Лекция-8 Основы организации международного маркетинга iconЛекция основы теории организации. Понятие организации. Его содержание....
«внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную...

Лекция-8 Основы организации международного маркетинга iconПрограмма дисциплины «основы маркетинга» Рекомендуется для студентов...
«01»ноября 2006 г и в соответствии с рабочими учебными планами специальности 080111. 65, утвержденным ректором нноу впо «Московский...

Лекция-8 Основы организации международного маркетинга iconУчебный план Программа повышения квалификации «Менеджмент маркетинга, рекламы и pr»
Цель: формирование комплексных знаний, необходимых для организации или развития службы маркетинга на предприятии

Лекция-8 Основы организации международного маркетинга iconКонтрольная работа по курсу «Маркетинг»
Понятие и сущность маркетинга. Функции и принципы маркетинга. Типы, виды маркетинга

Лекция-8 Основы организации международного маркетинга iconМеждународный кодекс рекламной практики международной торговой палаты (мтп)
Настоящая редакция Международного кодекса рекламной практики мтп следует прочно установившейся политике мтп по поддержанию высоких...

Лекция-8 Основы организации международного маркетинга iconКонцепция "4Р" и планирование маркетинга в кратком изложении
Комплекс маркетинга это стержень, на котором строятся теория и практика маркетинга. Четыре его элемента образуют основу для четырех...

Лекция-8 Основы организации международного маркетинга icon1 4 Принципы, функции и элементы маркетинга
К ним относятся: постоянное изучение состояния и динамики рынка; приспособление к его условиям с учетом требований и возможностей...

Лекция-8 Основы организации международного маркетинга iconВопросы к экзамену Сущность и основные категории маркетинга
Структура комплекса маркетинга. Современные подходы к трактовке комплекса маркетинга

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов