Занятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.




Скачать 66.39 Kb.
НазваниеЗанятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
Дата публикации01.01.2014
Размер66.39 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
ЗАНЯТИЕ 19.

РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Цель: рассмотреть понятие рынок. Охарактеризовать структуру рыночного механизма. Рассмотреть понятия спрос и предложение, сравнить взаимосвязь цены и спроса, цены и предложения.

План.

  1. рынок

  2. спрос

  3. предложение

  4. равновесная цена.

  5. инфраструктура рынка

  6. задание.

1. Рынок.

Рынок —

  • совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касаю­щихся купли-продажи товаров и услуг,

К условиям возникновения рынка относятся:

  • обществен­ное разделение труда;

  • экономическая обособленность произ­водителей;

  • самостоятельность производителя.

Основными признаками рынка является следующие:

  • нерегулируемое предложение — производитель сам ре­шает, что, как, сколько и для кого производить;

  • нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;

  • нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

^ Функции рынка

Наименование функции

Ее сущность

Посредниче­ская

Соединение производителей товаров и их потре­бителей

Ценообразо­вания

Установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара

Информаци­онная

Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары

Регулирую­щая

«Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами

Санирующая

(оздорови­тельная)

«Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство не­рентабельных предприятий и процветание об­щественно полезных производств

В современной экономике существует не один рынок, а це­лая система рынков.

^ Система рынков.

Основа классификации

Виды рынков

Действующее законода­тельство

  • Легальный (законный)

  • Нелегальный (теневой)

Товары и услуги

  • Потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг

  • Средств производства

  • Рабочей силы

  • Инвестиций, т. е. долгосрочных вложений

  • Иностранных валют

  • Ценных бумаг (фондовые биржи)

  • Научно-технических разработок и инноваций

  • Информации

Пространст­венный при­знак

  • Мировой

  • Региональный

  • Национальный

  • Местный

Тип конку­ренции

  • Чистой (свободной) конкуренции

  • Несовершенной конкуренции: чистой монопо­лии;

  • монополистической конкуренции; олигопо­лии

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

  • Конкурентная среда: свободное ценообразование; мно­гообразие форм собственности; отсутствие монополизации рынка; действие законов, охраняющих права частной собст­венности.

  • Наличие резервов роста экономики (свободные капи­талы, запас трудовых и природных ресурсов).

  • Обеспечение подвижности ресурсов.

  • Функционирование инфраструктуры рынка, органи­зующей движение товарных и денежных потоков и обеспе­чивающей участников рынка необходимой информацией.

  • Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.


2. Спрос

  • готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных ко­личествах за определенный промежуток времени.

  • отношение между ценой товара и его коли­чеством, которое покупатели хотят и могут купить.

Готовность приобретать означает две вещи: желание и воз­можность.

^ Величина спроса отражает то количество това­ра, которое было бы куплено по некоторой цене за опреде­ленный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса D, ее сдвигами (см. рис. 1).


Каждая данная кри­вая спроса строится для неизменных неценовых факторов спроса. Тогда сдвиг спроса происходит под воздействием из­менения одного или нескольких факторов спроса.

Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса D при неизменности факторов спроса (см. рис. 2).


^ ЗАКОН СПРОСА
Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повы­шаются объемы спроса при всех ценах, и наоборот.


Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.

^ Цена спроса — максимальная цена, по которой потре­бители готовы купить некоторое количество товара за оп­ределенный период времени.

В основе закона спроса лежит принцип убывающей пре­дельной полезности. При росте потребления данного продук­та его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.

Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при измене­нии цены данного товара изменяется и реальное количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения оз­начает, что изменение цены данного товара изменяет и от­носительную структуру цен.

Неценовые факторы спроса: цены на сопряженные това­ры; потребительские предпочтения; число покупателей; ожи­дания изменения цены; доход.
3. Предложение

  • готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.

  • есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.

Величина предложения отражает то количество това­ра, которое может быть продано по некоторой цене за оп­ределенный период времени при данном характере предло­жения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

Изменение предложения отражается изменением положе­ния кривой предложения S, т. е. ее перемещением на плоскости (см. рис. 3). Каждая данная кривая предложения S строит­ся для неизменных факторов предложения. Тогда изменение предложения происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов.

Изменение величины предложения есть движение вдоль одной и той же кривой предложения S при неизменности фак­торов спроса (см. рис. 4).
^ В
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

заимосвязь между изменением предложения и величи­ны предложения проявляется в следующем: когда предложе­ние увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.



Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы; на­логи и дотации; цены на другие товары; технология производ­ства; число продавцов на рынке; ожидания изменения цен.

Еще одним элементом рыночного саморегулирования яв­ляется конкуренция.

Конкуренция (позднелат. — concurentia, от concurrere — сталкиваться, состязаться)

  • соперничество между участни­ками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

4. Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции

^ 5. Одним из условий, необходимых для бесперебойной рабо­ты рынка, является инфраструктура (от лат. infra — под + структура) рынка — совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.

^ Функции инфраструктуры рынка: организация заклю­чения контрактов на поставку продукции; продвижение то­варных потоков по отраслям и регионам; регулирование сбы­та продукции; обслуживание потребителей.

Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры явля­ется способность улавливать сигналы, идущие от потребите­лей и их спроса, и адекватно на них реагировать.

^ Инфраструктура рынка

Биржа (от лат. bursa — кошелек, мешок) — организаци­онно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сдел­ки купли-продажи крупных партий товара:

  • товарная биржа — регулярно действующая организа­ция, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками;

  • фондовая биржа — организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финан­совыми документами;

  • биржа труда — государственная структура, посредни­ческое звено между работодателями и наемными работни­ками;

Институты, связывающие рынки в единое целое:

  • транспортная сеть;

  • система коммуникаций;

  • информационные сети;

  • страховые компании;

  • суды.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Занятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. iconЗанятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок
Рынок (market) представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что иены на один и тот...

Занятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. icon10. Рынки факторов производства. Рынок земли и информации Рынок земли:...
Рынок информации и интеллектуальной собственности. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации

Занятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. iconТемы семинаров курса “основы маркетинга” Оглавление
Основные понятия: Рынок Нужда Потребность Спрос Предложение Конкуренция Предложение Товар Ценность Обмен Трансакции Маркетинговые...

Занятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. icon1. Рынок и его функции
В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами...

Занятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. icon«макроэкономическое равновесие»
Совокупный спрос и совокупное предложение являются основными макроэкономическими показателями, оказывающими влияние на оптимальный...

Занятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. iconТема Сущность и механизм функционирования рынка
Поведение основных субъектов рыночной экономики (покупателей и продавцов) отражают главные элементы рыночного механизма: спрос и...

Занятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. iconРыночный механизм

Занятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. icon1 Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга Понятие...
Сущность понятия "рынок". Основные элементы рынка: товарное предложение, спрос, цена. Маркетинговая классификация спроса. Товарное...

Занятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. iconСеминарское занятие по теме «Денежный рынок». Вопросы
Если предложение денег возросло на 6 процентов, уровень цен вырос на 4 процента, совокупный продукт увеличился на 3 процента, то...

Занятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. icon3. совокупный спрос и совокупное предложение
Чтобы ответить на эти вопросы, надо объединить все рынки отдельных благ в единый общий рынок. Это означает объединение всех цен в...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов