«макроэкономическое равновесие»




Скачать 168.86 Kb.
Название«макроэкономическое равновесие»
Дата публикации03.02.2014
Размер168.86 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
ТЕМА: «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ»
1. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос и совокупное предложение являются основными макроэкономическими показателями, оказывающими влияние на оптимальный выбор в экономике. Термин «совокупный» означает, что и спрос и предложение рассматриваются не на отдельный товар, а для всей совокупности товаров и услуг.

Совокупный спрос   AD отражает потребности всех субъектов рыночных отношений, выраженные в денежной форме. Это общая сумма их расходов на конечные товары и услуги, произведенные в национальной экономике. Следовательно, совокупный спрос, так же как и спрос отдельного потребителя, определяется количеством денег, имеющихся в  распоряжении всех субъектов экономики.  Эту зависимость можно показать с помощью уравнения Фишера:

M x V = P x Y,

откуда Y = M x V / P

или

Р = M x V / Y

где M – денежная масса в экономике,

V – скорость обращения денег,

Р – уровень цен в экономике,

Y – реальный объем производства, на который предъявлен спрос.

 Из формулы видно, что связь между объемом произведенной продукции и уровнем цен в экономике при прочих равных условиях имеет обратный характер. Более высокий уровень цен означает снижение реальных запасов денежных средств (M / P), а, значит, меньше количество товаров и услуг, запрашиваемое  со стороны субъектов экономики. Данное положение иллюстрирует закон убывания спроса и предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса AD. Она представляет собой геометрическое место точек, каждая из которых соответствует определенному сочетанию объема выпуска и уровня цен в экономике в определенный момент времени. Следует отметить, что построение кривой совокупного спроса предполагает неизменность  предложения денег и скорости их обращения.



AD
Реальный объём производства
Рис. 1.1. График совокупного спроса

Конфигурация кривой совокупного спроса AD внешне  совпадает с конфигурацией кривой индивидуального спроса, но между ними существуют важные различия. Рассмотрим их более детально.

Во-первых,  совокупный спрос — сложная агрегированная категория, которая  состоит из четырех основных компонентов:

спроса потребителей на товары и услуги, или потребительского спроса;

спроса фирм на инвестиционные товары, или инвестиционного спроса;

спроса государства на товары и услуги;

спроса иностранцев на наш экспорт.

Следовательно, кривая совокупного спроса отражает готовность приобретения и использования  созданных товаров со стороны сектора домашних хозяйств, сектора бизнеса, государства и сектора заграницы. В любой промежуток времени расходы этих агрегированных субъектов в совокупности определяют общую величину расходов в экономике при конкретном уровне цен

AD = C + I + G + Xn

На потребительские расходы (С) или потребление  приходится две трети суммарных расходов. Это общая сумма денег, которую затрачивают домохозяйства на приобретение вновь созданных товаров и услуг, за исключением покупки и строительства жилья (последнее  принято относить к инвестиционным расходам). Поскольку потребительские предпочтения достаточно консервативны, данная компонента совокупного спроса относительно стабильна.

       Инвестиционные расходы (І)— это затраты фирм на основной и оборотный капитал и  домохозяйств на жилье, которые  в значительной степени определяются колебаниями процентной ставки (ставки за кредит) и поэтому являются наиболее «капризной» составляющей совокупных расходов.

      Государственные расходы (G) (их иногда называют правительственными расходами) относятся к товарам и услугам, приобретаемым всеми ветвями органов власти. Их динамика и структура зависит от социально-экономического положения страны, внешнеполитической ситуации и других факторов.

       Чистый экспорт (Xn) как разница между экспортом  (Х) и импортом (IM) .  В открытой экономике к внутреннему спросу субъектов страны добавляется спрос со стороны субъектов других стран, и вычитаются расходы на товары, поставленные из-за рубежа.   Если  тракторы «Беларусь» пользуются спросом за границей, МТЗ должен произвести их больше, для того чтобы удовлетворить потребности белорусских потребителей    и отправить часть продукции за рубеж. Следовательно, заводу, при прочих равных условиях, необходимо больше площадей, сырья, оборудования и работников. Если же Беларусь импортирует товары из-за границы, внутренние совокупные расходы  уменьшаются на общую стоимость приобретаемых товаров и услуг. Кроме этого, это ведет и к уменьшению внутреннего спроса отечественных производителей на основной и оборотный капитал. Поэтому, если X >IM, совокупные расходы возрастают, при  X< IM они уменьшаются.

       Во-вторых, кривая совокупного спроса строится в другой системе координат, чем кривая индивидуального спроса. Когда речь шла об индивидуальном спросе, по оси абсцисс мы откладывали объем конкретного товара в штуках, тоннах или литрах, а по оси ординат — определенную цену товара. В случае с совокупным спросом это сделать невозможно в силу агрегированности данного показателя. Поэтому здесь применяется, с одной стороны, реальный объем производства (ВВП, выпуск), а с другой — уровень цен, или дефлятор.

В-третьих, при объяснении отрицательного наклона кривой индивидуального спроса фигурировали «эффект дохода» и «эффект замещения». Они не используются при характеристике кривой совокупного спроса, конфигурация которой обусловлена действием трех макроэкономических эффектов: эффекта процентной ставки, эффекта богатства и эффекта импортных закупок.

^ Факторы, влияющие на величину совокупного спроса:

  • эффект процентной ставки (состоит в том, что при росте уровня цен повышаются и процентные ставки, приводящие к сокращению потребления и инвестиций, следовательно и совокупного спроса, и наоборот);

  • эффект богатства (проявляется в изменении реальной стоимости и покупательской способности финансовых активов и доходов населения, Снижение цен способствует росту реального дохода и совокупного спроса и наоборот);

  • эффект импортных закупок (если цены на товары внутри страны растут, то их экспорт становится более дорогим, значит увеличивается спрос на более дешёвые импортные товары, т.е. чистый экспорт уменьшится и совокупный спрос тоже уменьшится).

^ Неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного спроса:

  • изменение потребительских расходов (увеличение приводит к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот);

  • изменение инвестиционных расходов (рост инвестиционных расходов приведёт к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот);

  • изменение государственных расходов (рост госрасходов приведёт к увеличению спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот);

  • изменение чистого экспорта (рост чистого экспорта приводит к росту совокупного спроса и сдвигу кривой вправо и наоборот).

Характеризуя динамику совокупного спроса, следует иметь в виду, во-первых, что  из-за инертности функционирования экономических систем, влияние всех без исключения рассмотренных факторов проявляется не сразу, а через некоторые промежутки времени, так называемые временные лаги. Так, политика центрального банка по уменьшению денежной массы может привести к снижению совокупного спроса  через многие месяцы: перераспределение активов населения, снижение процентной ставки, дальнейшее снижение заимствований и охлаждение инвестиционной активности происходит достаточно медленно. Во-вторых,  поскольку неценовые факторы действуют на совокупный спрос не изолированно, а одновременно и в различных сочетаниях,  весьма сложно точно просчитать конечный результат действия каждого из них.

Совокупное предложение AS (aggregate supply) — это количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке при каждом данном уровне цен. Данное  понятие часто используется как синоним валового внутреннего продукта. Так же как и совокупный спрос, совокупное предложение активно реагирует на динамику уровня цен.

Его объем увеличивается при их росте и уменьшается  — при падении, что обусловлено мотивационными установками бизнеса: при прочих равных условиях рост цен на продукцию отдельного товаропроизводителя, увеличивая прибыльность данного вида  экономической деятельности, стимулирует наращивание объемов производства. В случае снижения цен производство товара свертывается.

Поэтому кривая совокупного предложения AS, как и кривая индивидуального предложения, имеет восходящий характер.



III

AS




II

I

Qf Реальный объём производства
Рис. 1.2. График совокупного предложения
Кривая AS состоит из трёх участков:

I – горизонтальный (кейнсианский) назван в честь английского экономиста Кейнса. На нём реальный объём производства значительно ниже объёма производства Qf. Эта ситуация отражает состояние спада в экономике. Увеличение объёма производства не приводит к увеличению уровня цен и зарплаты. Это возможно при наличии незанятых ресурсов.

II – промежуточный участок. Рост объёма производства сопровождается ростом цен. Это происходит потому, что в некоторых отраслях избыточные ресурсы вовлечены в производство, используется менее эффективное оборудование, т.е. возрастают издержки на единицу продукции, они могут компенсироваться увеличением цен.

III – вертикальный (классический). Означает, что экономика достигла полной занятости при объёме производства Qf, т.е. все ресурсы уже вовлечены в процесс производства и дальнейшее наращивание производства невозможно. Таким образом, повышение цен не приведёт к наращиванию объёма выпускаемой продукции.

^ Неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного предложения:

  • Изменение цен на ресурсы (может происходить вследствие потери плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращения количества капитала и т.д. Рост цен на ресурсы приведёт к сокращению совокупного предложения и сдвигу кривой предложения влево и наоборот);

  • Изменение производительности факторов производства (повышение производительности означает снижение издержек на единицу продукции и приведёт к росту совокупного предложения и сдвигу кривой предложения вправо и наоборот);

  • Изменение правовых норм (увеличение ставок налогов, затрат на государственное регулирование приведёт к росту издержек на единицу продукции, уменьшению предложения и сдвигу кривой предложения влево и наоборот).

^ 2. Модели макроэкономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие означает оптимальный вариант выбора в экономике. Оптимальный выбор в экономике предполагает сбалансированность производства и потребления, спроса и предложения, факторов производства и их использования и др.

Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS— состояние экономической конъюнктуры, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Другими словами, платежеспособный спрос всех субъектов  экономики совпадает по объему, структуре и стоимости с произведенным национальным продуктом. Чтобы построить графическую интерпретацию модели  AD-AS, необходимо совместить кривую совокупного спроса с кривой совокупного предложения, точка пересечения которых покажет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.

Макроэкономическое равновесие может нарушаться из-за изменений и в совокупном спросе, и в совокупном предложении.

Р AS

AD3



AD2


AD1


Y
Рис. 1.3. Макроэкономическое равновесие
Горизонтальный отрезок характеризуется высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользованных мощностей.

На промежуточном участке объём выпуска и уровень цен взаимосвязаны: перепроизводство приведёт к снижению цен, недопроизводство – к повышению цен.

Равновесие на вертикальном участке кривой совокупного предложения наступит при таком объёме производства, который соответствует полной занятости. Увеличение объёмов производства здесь невозможно, так как все ресурсы задействованы полностью.

При движении кривой совокупного спроса вправо, т.е. AD увеличивается, происходит увеличение реального объёма производства (на горизонтальном и промежуточном участках) и рост цен (на промежуточном и вертикальном участках). При движении AD вниз, т.е. AD снижается, на промежуточном и вертикальном участке снижение цен не происходит вследствие действия «эффекта храповика».

К  разочарованию покупателей, цены не проявляют «склонности» к снижению при падении совокупного спроса, что в первую очередь касается экономики, находящейся на уровне полной или почти полной загрузки факторов производства. Во всяком случае, они снижаются не до первоначального уровня. Такое явление называется «эффектом храповика».

Существуют причины, которые обусловливают этот феномен.

Во-первых, значительная часть расходов предпринимателей — это расходы на отплату труда работников, большая часть которых состоит в профсоюзах. Соглашения между ними и работодателями, заключаемые на 2 — 3года, содержат условия о неизменности заработной платы в этом  периоде.

Во-вторых, работодатели опасаются, что снижение номинальной заработной платы обернется снижением производительности труда, в соответствии с принципом «как платят, так и работаем».

В-третьих, многие предприниматели обладают монопольной властью и могут противостоять  снижению цен в период сжатия  спроса. Поэтому они вынуждены предлагать свою продукцию по первоначально установившимся ценам, и, опасаясь убытков, сворачивают объемы производства.

Макроэкономическое равновесие может нарушаться не только по причине изменений в совокупном спросе , но и из-за изменений в совокупном предложении.

 Предположим, что в результате реализации нововведений совокупный выпуск возрос, и кривая совокупного предложения заняла положение AS1. В условиях фиксированного спроса это повлекло за собой снижение общего уровня цен с Р0 до Р1 и установление нового равновесия в точке Е1 при равновесном объеме производства Y1, который увеличится

Если же в экономике возрастут, например, цены на ресурсы, увеличение издержек производства вынудит производителей свернуть производство,  в результате чего кривая совокупного предложения сдвинется влево в положение AS2. Равновесный объем производства уменьшится до Y2 , а уровень цен повысится до Р2.  Рассмотренная ситуация называется стагфляцией, отражающей одновременное наличие экономической стагнации и высокой инфляции, что очень неблагоприятно для экономики.

  В заключение отметим, что равенство совокупного спроса и совокупного предложения достигается крайне редко. Существуют явления, нарушающие его. Это экономические циклы, безработица и инфляция.
^ 3. Совокупное потребление, сбережение. Инвестиции.

Совокупное потребление С – это суммарные денежные расходы, которые население тратит на покупку товаров и услуг.

Эти расходы представляют собой основную часть совокупного спроса (около 2/3 совокупного спроса).

^ Совокупные сбережения S – это суммарный отложенный спрос домохозяйств, т.е. отказ от текущего потребления с целью увеличения его в будущем.

Основный фактором, влияющим на уровень совокупного потребления C и совокупного сбережения S, является доход населения.

^ Располагаемый доход Ydэто доход после уплаты налогов, распадается на потребление и сбережения.

Yd = C + S.

Чем больше располагаемый доход, тем выше потребление и сбережение.

Кейнсианскую функцию потребления можно представить следующим образом:

C = a + mpcYd

  где С – потребительские расходы; а – автономное потребление; mpc – предельная склонность к потреблению; Yd = (YT)  — располагаемый доход; Y – доход; Т – налоговые отчисления.

Автономное потребление — часть идущих на потребление доходов, не зависящая от уровня располагаемого дохода.

Предельная склонность к потреблению — это отношение прироста потребления к приросту дохода:

mpc= ∆C / ∆Y

Доля располагаемого дохода, идущая на потребление, называется средней склонностью к потреблению APC:

APC = C / Yd;

Поскольку потребление есть функция от дохода, а сбережения — это та часть дохода, которая не потребляется, то сбережения также есть функция от дохода:

S = -a + (1-mpc)Yd,

 где S – величина сбережений в частном секторе; (1 - mpc) – предельная склонность к сбережению (mps).

Это есть кейнсианская функция сбережения.

Предельная склонность к сбережению — это отношение прироста сбережений к приросту дохода:

mps = ∆S /∆ Y

Доля дохода, идущая на сбережения, называется средней склонностью к сбережениям APS:

APS = S / Yd;

Статистика показывает, что с увеличением дохода средняя склонность к потреблению падает, а средняя склонность к сбережениям возрастает.

Суммы предельных склонностей к потреблению и сбережению и средних склонностей к потреблению и сбережению равны единице:
mpc + mps  = ∆С/∆YD + ∆S/ ∆YD = (∆С + ∆S)/∆YD = ∆YD/∆YD = 1;

apc + aps = С/YD + S/YD = (С + S)/YD = YD/YD = 1.
Факторы, влияющие на изменение потребления и сбережения:

  • богатство, т.е. накопленное имущество и финансовые активы. Чем выше богатство, тем меньше стимулов к его увеличению, т.е. накоплению;

  • уровень цен. Повышение уровня цен уменьшает долю дохода, идущего на потребление, и увеличивает сбережения;

  • ожидания домохозяйств, связанные с будущими доходами, ценами и др. Например, ожидания инфляции увеличат потребление;

  • налогообложение, рост налогов вызовет падение дохода, а значит, снизит и потребление и сбережения.

Инвестиции.

Инвестиции — второй компонент совокупных расходов. Под инвестициями понимаются расходы на приобретение вновь созданных капитальных благ (новых производственных зданий, производственного оборудования и т.п.), а также накопление запасов сырья для производственного потребления и запасов нереализованной готовой продукции (инвестиции в товарно-материальные затраты).

Различают валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции предназначены как для замены старого оборудования (амортизация), так и для расширения производства. Это общие затраты на производство новых машин, оборудования, инструментов, зданий, а также пополнение товарно-материальных запасов.

Чистые инвестиции — это разница между валовыми инвестициями и суммой амортизации основного капитала. Соответственно, инвестиционный спрос состоит из спроса на восстановление изношенного капитала и спроса на увеличение реального капитала.

Различают фактические инвестиции и планируемые (запланированные) инвестиции. Первые включают планируемые фирмами инвестиции и незапланированные инвестиции.

Незапланированные инвестиции — непредусмотренные изменения запасов товарно-материальных ценностей.

На размеры инвестиций влияют ожидаемая норма чис­той прибыли и реальная ставка процента. Предпринима­тель будет брать кредиты и увеличивать инвестиционные расходы до тех пор, пока выручка, которую он получает за год от вложенного заемного капитала, превышает ссудный процент. Чем ниже процентная ставка, тем больше размеры инвестиций. То есть инвестиции рентабельны не сами по се­бе, их доходность обусловлена величиной процентной став­ки. Если последняя возрастает, инвестиции становятся менее выгодными и уменьшаются, при снижении процентной ставки, наоборот, капитальные вложения растут. Поэтому инвестиции есть убывающая функция от процента.

Функция автономных инвестиций, не зависящих от уровня национального дохода, может быть представлена следующим образом:

I = e – dr,

где е – автономные инвестиционные расходы, определяемые внешними экономическими факторами; r – реальная ставка процента; d – эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента.

Знак «минус» перед коэффициентом d указывает на обратную зависимость между реальной ставкой процента и инвестициями частных фирм. В системе координат «доход – инвестиции» кривая автономных инвестиций параллельна горизонтальной оси Y

Итак, сбережения и инвестиции в кейнсианской модели определяются разными переменными — доходом и процентной ставкой, и поэтому автоматически уравновешиваться не могут. Вывод о зависимости сбережений и потребления от уровня дохода, а не от привлекательности вложений, является важнейшим новым положением, внесенным Кейнсом в экономическую теорию.

^ Мультипликатор инвестиций.

Валовые инвестиции — часть национального выпуска. Если изменяется часть, то изменяется и целое. Но анализ показывает, что рост (снижение) инвестиций увеличи­вает (уменьшает) ВВП на величину большую, чем прирост инвестиций. Такое воздействие инвестиций на доход называется эффектом мультипликатора.

Понятие мультипликатора впервые ввел в экономиче­скую теорию Ричард Ф. Кан (р. 1905 г.), английский экономист из Кембриджа, в 1931 г. в работе «Отношение внутренних ин­вестиций к безработице».        

Мультипликатор инвестицийэто коэффициент, показывающий, на какую величину изменяется объем выпуска в результате изменения инвестиций на одну денежную единицу.

Логика процесса мультипликации такова: с ростом инвестиций последовательно увеличиваются занятость, национальный выпуск, потребление и вновь национальный выпуск.

Допустим, вы решили открыть собственное дело и начали строить здание для будущего предприятия, взяв кредит в 100 млн. денежных ед. Как скажутся ваши намерения на величине ВВП?

Рабочие и поставщики стройматериалов получат от вас доходы в 100 млн. денежных ед. Допустим, три четверти своих доходов, или 75 млн. денежных ед. (т.е. предельная склонность к потреблению равна 0,75), они истратят на новые потребительские товары, способствуя тем самым увеличению производства последних в этих же размерах. Производители потребительских товаров, в свою очередь, имея, предположим, такую же предельную склонность к потреблению, израсходуют 56,25 млн. денежных ед. (75 млн. х 0,75). Этот процесс будет продолжаться и дальше: 1 х 100 млн. + 0,75 х 100 млн. + 0,75 (0,75 х 100 млн.) и т.д., что алгебраически описывается следующей формулой бесконечной убывающей геометрической прогрессии:

100(1 + mpc + mpc2 + mpc3 +…+ mpcn) = 100/(1 – mpc)  при |mpc| < 1.

Известно, что (1 – mpc) — предельная склонность к сбережению. Итак, мультипликатор инвестиций и предельная склонность к сбережению — взаимообратные числа, а взаимосвязь между инвестициями и доходом раскрывается формулой:

Y = ∆I /(1 – mpc).

Таким образом, изменение размеров инвестиций оказыва­ют существенное влияние на величины национального выпуска и занятости населения. Сами же по себе инвестиции весьма нестабильны.

Факторы этой нестабильности:

  • продолжительные сроки службы оборудования, нерегулярность инноваций, изменчивость прибылей и экономических ожиданий;

  • циклические колебания ВВП.

  Нестабильность инвестиций обусловливает значительные колебания величины совокупных расходов и совокупного спроса, которые усиливаются эффектом мультипликации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«макроэкономическое равновесие» icon18. Макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и совокупного предложения ( ad- as)
Тема 18. Макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и совокупного предложения (ad- as)

«макроэкономическое равновесие» icon12. Теория макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложение. Идеальная модель

«макроэкономическое равновесие» iconЭкономические системы и их типы
Функции совокупного спроса и предложения в неоклассической модели. Макроэкономическое равновесие

«макроэкономическое равновесие» iconСеместровое задание по курсу «Макроэкономика» для студентов экономических...
Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение»

«макроэкономическое равновесие» iconМакроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение
Прежде чем перейти к рассмотрению модели макроэкономического равновесия ad – аs, сформулируем понятия совокупного спроса и совокупного...

«макроэкономическое равновесие» iconДобрина
Рыночное равновесие. Равновесная цена. Излишки потребителя и производителя. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу. Краснова

«макроэкономическое равновесие» iconРавновесное функционирование национальной экономики экономическое равновесие
Экономическое равновесие – это понятие анализа, которое характеризует совпадение планов покупателей относительно объемов покупок...

«макроэкономическое равновесие» icon2. Основные макроэкономические показатели
Основным специфическим методом, используемым в макроэкономике, является макроэкономическое агрегирование, под которым понимается...

«макроэкономическое равновесие» icon3 Равновесие на денежном рынке. Банковская система и денежно-кредитная политика
Тема Равновесие на денежном рынке. Банковская система и денежно-кредитная политика (4 часа)

«макроэкономическое равновесие» iconКонспект Тема «Спрос, предложение, рыночное равновесие»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов