Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента




НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента
страница1/4
Дата публикации06.04.2014
Размер0.82 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Менеджмента

Методические указания

к практическим занятиям по дисциплине

Менеджмент

(наименование дисциплины по учебному плану)
Направление подготовки: 260800.62 Технология продукции и организация общественного питания

100700.62 Торговое дело

221400.62 Управление качеством

080100.62 Экономика

Биотехнология

100800.62 Товароведение
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная, заочная, очно-заочная

Санкт-Петербург

2013 г.


ОДОБРЕНЫ

на заседании кафедры

менеджмента

Протокол № ____от ____ 2013 г.
Зав. кафедрой

д.э.н.,профессор А.А.Курочкина________________


Составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Менеджмент» для подготовки бакалавра по направлениям подготовки:

080100.62 Экономика

260800.62 Технология продукции и организация общественного питания

100700.62 Торговое дело

221400.62 Управление качеством

100800.62 Товароведение

Биотехнология






Составитель: А.А. Курочкина

О.В. Курочкина

Зав. кафедрой менеджмента ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»

Ассистент кафедры менеджмента

ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»



Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………….


3

Раздел 1 Планирование в деятельности менеджера торговой организации


6

Раздел II. Проектирование организационной структуры торговой организации……………………....................................................................................


16

Раздел III. Организационный контроль и инструменты его реализации…...........

27


Раздел IV. Мотивация деятельности в менеджменте ……………………………….

32

Раздел V. Выработка и принятие управленческих решений…………….…………

Список использованной литературы …………………………………………………..

37

49



^ Пояснительная записка
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Менеджмент» » предназначены для студентов по направлениям подготовки 260800.62 Технология продукции и организация общественного питания, 100700.62 Торговое дело, 221400.62 Управление качеством, 080100.62 Экономика, Биотехнология, 100800.62 Товароведение

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении практических работ по дисциплине «Менеджмент». Настоящие методические указания содержат практические задания, которые позволят студентам закрепить теорию по наиболее сложным разделам курса и позволяют студентам:

  • изучить основные проблемы планирования на современном этапе развития менеджмента;

  • освоить проектирование организационных структур торговых организаций;

  • изучить процессы проектирования и реализации системы контроля предприятия, обеспечивающих достижение конкурентоспособных результатов деятельности организации;

  • рассмотреть основные теории мотивации и системы стимулирования персонала предприятия;

  • разобраться в процессах принятия управленческих решений.

В результате выполнения практических работ по дисциплине «Менеджмент» студенты должны:

  • уметь разрабатывать прогноз и проводить анализ внешней и внутренней среды предприятия, подбирать технологию корпоративного планирования на предприятии и формировать миссию, иерархию целей организации, разрабатывать стратегический план организации;

  • освоить технологию проектирования организационной структуры предприятия, разрабатывать организационные регламенты и изучить виды организационных структур;

  • выполнять разработку систем контроля на предприятии;

  • изучить мотивационные процессы, основные теории мотивации и виды материального и нематериального стимулирования персонала предприятия;

  • изучить стили принятия управленческих решений и научиться их вырабатывать.

Описание каждой практической работы содержит: тему, цели работы, порядок выполнения работы, а также перечень контрольных вопросов, с целью выявления и устранения пробелов в освоении рассматриваемой темы. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.

^ Практическое занятие №1

Тема: «Планирование в деятельности менеджера торговой организации»

Количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины: 6 часов

^ Цели работы:

  1. Изучить процесс планирования – одну из важнейших функции менеджмента, формирующую основу для реализации всех остальных функций менеджмента.

  2. Освоить различные подходы к осуществлению планирования на предприятии

Задание 1.

Заполните таблицу 1 на основе материалов по предприятию торговли.

Таблица 1.- Исходная информация по выбранному торговому предприятию



п/п

Характеристики

Описание

1

Фирменное наименование предприятия




2

Организационно-правовая форма




3

Адрес и режим работы




4

Рыночное позиционирование




5

Как расположен магазин (отдельно или в ТЦ)




6

К какому типу предприятия относится (размер)




7

Основной вид деятельности




8

Дата начала деятельности




9

Группы товаров и ассортимент




10

Какое используется оборудование




11

Форма обслуживания покупателей




12

Основные клиенты (потребители)




13

Основные конкуренты




14

Основные экономические показатели




15

Дополнительно




Обоснование выбора технологии корпоративного планирования в торговой организации

На основе характеристики предприятия торговли с учетом факторов его внешней и внутренней среды подберите технологию планирования (бюджетирование/долгосрочное планирование/стратегическое планирование) и обоснуйте свой выбор с помощью параметров: спрос, управление, цель планирования, выполняемые процедуры.
Задание 2. Технология стратегического планирования деятельности торгового предприятия

В современных условиях функционирования сферы торговли стратегическое планирование следует рассматривать в числе ключевых технологий планирования вне зависимости от размера торгового предприятия. Стратегический план разрабатывается как минимум на один год и включает следующие этапы (рис. 1); анализ внешней и внутренней среды, разработка прогноза внешней и внутренней среды, позиционирование бизнеса, формулирование миссии, определение целей, формулирование общей стратегии, детализация стратегий.


Анализ внешней среды и внутренней среды





Прогноз внешней и внутренней среды





Позиционирование бизнеса





Миссия





Цели





Общая стратегия





Текущие стратегии

Рисунок 1. - Этапы стратегического планирования деятельности предприятия торговли
Задание 2.1. Анализ и разработка прогноза внешней и внутренней среды предприятия

Анализ и прогнозирование внешней и внутренней среды позволяет выявить благоприятные возможности и вероятные угрозы, с которыми может столкнуться организация в настоящем и прогнозируемом будущем.

Провести анализ состояния и разработать сценарий изменения внешней среды организации на предстоящий год в разрезе параметров, представленных в табл. 2. Учесть зоны непосредственных интересов торговой организации (товарной специ­ализации, форм обслуживания, масштаба бизнеса и т, д.). Выявить возможности и угрозы, которые следует учесть менеджменту организации при планировании развития бизнеса.

Таблица 2. - Прогнозируемые возможности и угрозы внешней среды

№ п/п

Факторы

На данный момент

Прогноз

Возможности

Угрозы

1

Рынок поставщиков













2

Финансовые рынки













3

Рынок труда













4

Механизм государственного регулирования













5

Целевые рынки













6

Конкуренты













7

Среда кооперирования













8

Информационная среда













9

Международная среда














Провести анализ состояния и разработать сценарий изменения внутренней среды организации на предстоящий год в разрезе параметров, представленных в табл. 3.
Таблица 3. - Прогнозируемые возможности и угрозы внутренней среды

№ п/п

Факторы организации

На данный момент

Прогноз

Возможности

Угрозы

1

Менеджмент













2

Персонал













3

Товарные категории и услуги













4

Материально-техническое обеспечение













5

Торговые технологии













6

Маркетинг













7

Финансы













Задание 2.2. Формулирование миссии торговой организации

Определить ключевые параметры деятельности торговой организации по следующим направлениям:

  • структура собственности: единоличное владение, несколько собственни­ков (товарищество, акционерное общество);

  • количество предприятий, местоположение, размер;

  • форма реализации бизнеса: открытие новой фирмы, покупка существующего бизнеса, получение франшизы;

  • организационно-правовая форма: ОАО, ЗАО, ООО, индивидуальная пред­принимательская деятельность;

  • структура управления: централизованная или децентрализованная;

  • формат управления: управление собственником или наемным профессио­нальным менеджером.

Обосновать выбор специализации в разрезе параметров, пред­ставленных в табл. 4.

Таблица 4. - Прогнозируемые факторы для обоснования выбора товарной специализации

№ п/п

Факторы

На момент анализа

Прогноз

1

Накопленный опыт







2

Интересы







3

Способности







4

Финансовые ресурсы







5

Система наработанных связей







6

Временные ресурсы







Выбрать и обосновать рыночное позиционирование:

  • тип развития (стабильный объем деятельности, ограниченный рост, быст­рый рост, сокращение, сочетание);

  • стратегическое позиционирование: в отношении издержек, дифференци­рование (в отношении товарных категорий или обслуживания), фокусирова­ние (узкая или широкая покупательская база), категория (магазин высшей категории, среднего уровня цен, универсальный магазин, дисконтный универсальный магазин, дисконтный специализированный магазин).

Сформулировать миссию торговой организации, отразив в ней несколько из перечисленных ниже параметров:

  • товарные категории;

  • специализация (массовая торговля или нишевый ритейл);

  • конкурентное позиционирование (лидер или последователь);

  • рыночное позиционирование (стратегия позиционирования).

Задание 3. Разработка иерархии целей торговой организации

Подобрать и определить корпоративные цели торговой организации в 3-4-х областях их формулирования. Использовать данные табл. 5.

Таблица 5. - Цели торговой организации и области их формулирования

№ п/п

Область формулирования цели

Показатель

Значение показателя

1

2

3

4

1

^ Объем деятельности







1.1

Доля рынка (в целом и по категориям товара)







1.2

Количество магазинов







1.3

Объем продаж







2

^ Конкурентные позиции







2.1

Занимаемое место в сравнении с конкурентами







2.2

Рейтинг

- место, занимаемое на рынке;

- стоимость бренда




3

Имидж







3.1

Уровень инноваций

доля новых товаров, услуг




3.2

Уровень организации торговых и технологических процессов

доля новых технологий




3.3

Степень дифференциации

- объем (доля) реализации брендированных товаров (под торговой маркой магазина);

- объем (доля) фирменных услуг




3.4

Общественная активность

членство в торговых ассоциациях, торговых палатах, советах предпринимателей, сове­тах по развитию малого бизнеса и проч.




3.5

Благотворительная деятельность

  • количество проектов;

  • объем затрат




4

Обслуживание покупателей







4.1

Комплексность удовлетворения спроса

  • широта и глубина ассортимента;

  • количество ассортиментных позиций




4.2

Степень удовлетворения спроса

доля покупок в общем количестве посещений




4.3

Скорость реакции на запросы покупателей

количество дней с момента возникновения спроса до его удовлетворения




4.4

Качество реализуемых товаров услуг

  • количество претензий;

  • количество возвратов;

  • уровень внутренних стандартов качества;

  • доля товаров (услуг), соответствующих установленным стандартам




4.5

Методы продажи

доля методов, соответствующих образцовой практике




4.6

Удовлетворение потребности в дополнительных услугах

объем дополнительных торговых услуг




4.7

Лояльность клиентов

  • оборот (доля в обороте) постоянных покупателей;

  • структура постоянных клиентов (например, доля платиновых клиентов);

  • оборот по дисконтным картам;

  • структура оборота по видам дисконтных карт




5

Взаимоотношения с персоналом







5.1

Квалификаций

  • объем затрат на обучение;

  • объем продаж на одного работника




5.2

Стимулирование труда

  • уровень ФОТ;

  • позиционирование на рынке труда;

  • объем затрат на социальные программы;

  • структура социального пакета




5.3

Психологический климат в коллективе

- уровень сплоченности;

- корпоративный дух;

- уровень конфликтности




5.4

Удовлетворенность персонала трудом

  • текучесть кадров




6

Взаимоотношения с поставщиками

  • количество постоянных поставщиков;

  • предоставляемые льготы;

  • внедрение новых форм взаимовыгодного взаимодействия;

  • объем (доля) поставок по наиболее выгодным поставщикам




7

Эффективность







7.1

Доходность

  • валовой доход;

  • прибыль к товарообороту;

  • прибыль к издержкам;

  • прибыль на инвестированный капитал;

  • прибыль на 1 кв. м. торговых площадей;

  • дивиденды




7.2

Операционная эффективность

уровень издержек к товарообороту





Сформулировать цели ключевых бизнес-процессов: коммерческие, обеспечение качества обслуживания и т. д. Сформулировать функциональные цели торговой организации. Сформулировать операционные цели торговой организации. Разработать схему иерархии целей торговой организации.

^ Основной теоретический материал

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

  • распределения ресурсов;

  • координации деятельности между отдельными подразделениями;

  • координации с внешней средой (рынком);

  • создания эффективной внутренней структуры;

  • развития организации в будущем.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

В процессе планирования можно выделить:

  • процесс целеполагания (определение системы целей);

  • процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;

  • процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования. Само по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения. Финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители. Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране). Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный.

Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий.

После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

  • тактика, или как добиться того или иного результата. Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;

  • политика, или общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;

  • процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;

  • правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.

Миссия организации решает все эти вопросы, если она написана не под влиянием моды, а в результате осознанной необходимости, если она глубоко продумана авторами, а ее цели разделяются коллективом компании. В миссии раскрывается смысл существования и главная долгосрочная цель организации. При этом с одной стороны, заявление о миссии является довольно конкретным, с другой стороны, оно не подразумевает выполнения задачи в течение определенного временного интервала. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. При разработке миссии организации следует говорить не о философских аспектах ведения бизнеса, которые многим производственникам представляются чистой абстракцией, а отвечать на конкретные вопросы:

Какие продукты мы хотим производить?

Где и кому мы хотим их продавать?

Как компания будет заботиться о работниках?

Как мы будем взаимодействовать с государством и обществом?

Чем мы отличаемся от конкурентов? и т. д.

Выделению и анализу миссии организации, определяющей смысл организационной деятельности, отводится важное место в стратегическом управлении. Представленная в явном виде миссия включает в себя следующие понятия и взаимосвязь между ними: покупатели; продукция или услуги; рынки; технология; забота о выживании, росте и прибыльности, ценности; самооценка; имидж; отношение к персоналу. Таким образом, миссия организации — это не только то, что мы есть, это и то, чем мы хотим быть, и каким образом мы хотим такими стать. Поэтому выработка миссии является исключительно важным решением для организации — для ее настоящего и будущего.

Цели организации формулируются и устанавливаются в соответствии с миссией на основе существующих в фирме ценностей, традиций и установок. Цели менеджмента фирмы определяют концепцию ее развития и основное направление деловой активности. Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований, предъявляемых к ним.

1. Цели должны быть конкретными, представляющими, по возможности, не только качественные, но и количественные показатели.

2. Цели должны быть реальными, достижимыми в данных условиях.

3. Цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации.

4. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, эти люди должны их признавать как свои личные цели, т.е. быть известными, понятными, близкими для большинства членов организации.

5. Цели должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве и отражать совместимость интересов общества, коллективов и индивидов во избежание конфликтов и возникновения кризисных ситуаций.

6. Цели не должны носить разрушительный характер.

Прежде всего следует различать общие, или глобальные, цели, разрабатываемые для фирм в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей и ориентиров. В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:

- цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;

- цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, «подчинены» им и определяют деятельность организации в ближайшей перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно посредством достижения краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей. Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанавливает «связность» организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента iconКонтрольная работа №1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента icon«Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Учебное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет» Кафедра Менеджмента iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов