Учебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк




НазваниеУчебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк
страница1/15
Дата публикации23.08.2013
Размер2.59 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Министерство образования Российской Федерации

(1-203)

Санкт-Петербургский Государственный

архитектурно-строительный университет
Кафедра экономической теории

ЭКОНОМИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Санкт-Петербург

2011

УДК 330.01 (075.8)

ББК

Рецензенты:

Д-р экон. наук, зав. кафедрой экономической теории

И.П. Павлова (МБИ); к.э.н., доцент А.Б. Хвостов (СПбГАСУ)

Экономика: учебное пособие / Е.Г. Гужва, М.И. Лесная; под ред. М.И. Лесной; СПбГАСУ. – СПб. 2011. – 203 с.
(рубрикатор) 06.01.05

Учебное пособие содержит три разделы: «Введение в экономическую теорию», «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Материал изложен лаконично по основным проблемам курса, раскрывается содержание базовых понятий, характеризуются основные взаимосвязи микро и макроэкономики. Изложенные вопросы охватывают всю программу курса «Экономики», предусмотренную государственным образовательным стандартом. В конце каждого темы даются вопросы для самопроверки.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения.
Табл. 3. Ил.44. Библиогр.11.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель данного учебного пособия дать в лаконичной форме содержание базовых понятий экономической науки и основные механизмы взаимосвязи отдельных экономических субъектов, как на уровне микроэкономики, так и на уровне макроэкономики.

Пособие включает три раздела:

  1. Введение в экономическую теорию.

  2. Микроэкономика.

  3. Макроэкономика.

В первом разделе рассматриваются основополагающие понятия и категории экономической теории, такие как производство, товар, деньги, собственность, формы присвоения, капитал, эффективность, рынок, типы и формы конкурентного поведения. Все эти понятия имеют практическое значение и применение в рыночной экономике.

Во втором разделе рассматриваются особенности рыночного поведения отдельных экономических субъектов. Особое внимание уделяется проблемам рационального, оптимального поведения потребителя, домохозяйства. Многообразие рыночных структур оказывает существенное влияние на поведение в этих условиях предприятий, на характер их производственной и ценовой политики. Рынок факторов производства не просто рассматривается как соотношение спроса и предложения, а как сфера, где проявляются экономические интересы участников производства с учетом их целевой функции.

В третьем разделе представлена целостная концепция функционирования экономики, где главная роль отводится государственной политике по решению весьма важных проблем: занятости, определению источников инвестиций, экономического роста, стабильности денежного обращения, социальных проблем. По каждой проблеме существует множество моделей, концепций. Задачей данного пособия является дать не просто перечень основных теорий, концепций по тем или иным вопросам, а показать процесс их формирования, практическую их значимость и исторически преходящий характер с учетом изменяющихся условий жизни.

Данное пособие предназначено для студентов всех форм обучения. Экономические проблемы касаются практически всех людей, а знание экономических закономерностей позволит с пониманием подходить к их решению.
СОДЕРЖАНИЕ
^ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ


  1. Предмет экономической науки. Экономия, политическая экономия, экономика

  2. Методы экономики как науки

  3. Производство и его эффективность

  4. Кривая производственных возможностей

  5. Собственность: сущность и формы

  6. Экономическая система: критерии и типы

  7. Товарное хозяйство. Товар и деньги

  8. Рынок, условия его возникновения и функции


^ РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА


  1. Основы анализа спроса и предложения

  2. Эластичность спроса и предложения

  3. Теория потребительского поведения

  4. Производственная функция и продукт производства

  5. Издержки производства: сущность, структура, классификация

  6. Виды дохода и прибыли предприятия. Максимизация прибыли

  7. Рынок несовершенной конкуренции

  8. Рынок факторов производства

  9. Рынок труда и заработная плата

  10. Рынок капитала и процент

  11. Рынок земли и рента. Цена земли.

  12. Общее равновесие. Эффективность производства и распределения продукта


^ РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА


  1. Предмет и особенности метода макроэкономики

  2. Система национальных счетов. Макроэкономические показатели

  3. Анализ совокупного спроса и совокупного предложения. Модель «AD-AS».

  4. Неоклассическая модель макроэкономического равновесия

  5. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Потребление, сбережения, инвестиции

  6. Экономический рост

  7. Макроэкономическая нестабильность. Циклическое развитие рыночной экономики

  8. Безработица и инфляция

  9. Денежная система и денежно-кредитная политика

  10. Налогово-бюджетная политика

  11. Государственное регулирование экономики. Социальная политика государства

^ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ


  1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ЭКОНОМИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, ЭКОНОМИКА


Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов: «хозяйство и «закон», в буквальном изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как экономия – хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения.

Во-первых, экономика – это само хозяйство в широком смысле слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни и удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения и улучшение условий существования.

Во-вторых, экономика – это наука, изучающая экономические законы развития общественно-экономических формаций. То есть изучает характер взаимодействия производительных сил и производственных, экономических отношений конкретно-исторического этапа в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта. Это определение науки в широком понимании как политической экономии.

В-третьих, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве, направленных на выяснение законов такого использования редких, ограниченных ресурсов, при котором достигается наиболее полное удовлетворение безграничных потребностей общества.

В этом смысле это наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов. Это определение науки как чистой экономической теории.

Для того чтобы разделить терминологически экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной и, прежде всего в англоязычной литературе разделяется на два понятия: «экономика» и «экономикс». Первое понятие означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном, реальном проявлении, а второе – экономическую науку, а точнее экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник будущих экономических теорий и классический этап в экономической науке (родоначальник термина – А. Монкретьен, 1615 г.). За последние 150 лет представления о предмете экономической науки трансформировались. На вопрос о том, что изучает экономическая наука, ученые экономисты дают неоднозначные ответы. Можно выделить, по крайней мере, три заметно отличающихся подхода к формированию предмета экономики как науки.

Вначале зародилось представление об экономической науке как о науке, изучающей проблемы создания и использования, материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого подхода четко представлены у отца экономики А. Смита и явно отражены в определении, принадлежащем перу выдающегося английского экономиста А. Маршалла о том, что «…экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Ограниченность подобной формулировки с позиций современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено, так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же в этом определении экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне поля зрения.

Широко распространен подход к определению предмета экономической науки, как науки, изучающей поведение людей в условиях «ограниченности ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющих выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.

Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки, как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский экономист П. Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, получивший мировую известность как автор учебника «Экономика», характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», и как «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми». Этот же ученый приводит и следующие возможные определения предмета экономической теории:

  1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

  2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например, машины, концерты, дороги, яхты) и распределение их среди членов общества в целях потребления.

  3. Наука о деловой повседневной жизни людей, получение ими средств к существованию и использование этих средств.

  4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

  5. Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

Можно обойтись более лаконичной формулировкой, в определении предмета экономики – это наука о законах рационального поведения субъектов хозяйства, направленного на максимизацию их выгоды (цели) в условиях ограниченных ресурсов.

Существует и еще одно оригинальное определение. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

  1. Что следует производить и в каком количестве?

  2. Как производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

  3. Для кого производятся, кому предназначаются произведенные товары и услуги, как они распределяются?

Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, а на третий – сферу потребления произведенного продукта и характер распределения созданного продукта.

Принципиально важно понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные и гуманитарные науки. Задача экономики как науки – выявить законы, управляющие процессом движения общественного производства с учетом его социальных и функциональных характеристик, то есть с точки зрения классового подхода, отражающего специфику отношений собственности, особенности конкретно исторического этапа развития общества. С другой точки зрения, задача экономической науки состоит преимущественно в выявлении рациональных форм хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов, которыми располагает общество на данном этапе: природных, финансовых, трудовых, научно-технических и материальных. Социальный аспект дает возможность понять особенности побудительных мотивов в действиях отдельных лиц, групп людей, а именно социально-экономическую сущность отношений производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, то есть сущность конкретно-исторического этапа развития общества. Функциональный аспект дает возможность понять принципы выбора путей рационального хозяйствования в условиях ограниченности ресурсов, разделения труда, доходящего до специализации, и рыночного хозяйства, заставляющего сопоставлять результаты с затратами, при использовании ограниченных ресурсов, которыми располагает общество.
Вопросы для самопроверки

  1. Чем определяется многообразие трактовок понятия экономика?

  2. В чем различие таких понятий как «экономика» и «экономикс»?

  3. Какое из приведенных определений понятия экономика на ваш взгляд является более полным?

  4. Каковы основные задачи экономики как науки?

  5. В чем состоят особенности социального и функционального аспектов экономики как науки?




  1. ^ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ


Изучение закономерностей развития экономики предполагает использование определенных методов. Важнейшими из них являются общенаучные и частные. К общенаучным относятся:

    • метод материалистической диалектики – это метод и познания и развития экономических явлений и процессов;

    • метод научной абстракции, с помощью которого выясняются наиболее общие характеристики явлений и процессов и формируются логические понятия – категории, законы.

    • Единство исторического и логического подхода. Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга. Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от его второстепенных свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении. При изучении процессов, явлений используется сочетание исторического и логического подходов.

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с большим их массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается с помощью частных методов таких как:

  • метод индукции (от лат. inductio – наведение), предполагающий восхождение на основе логических умозаключений от частного к общему;

  • метод дедукции (от лат. deductio – выведение), – логические умозаключения, основанные на выдвижении гипотезы и проверки ее на фактах, т. е. осуществляется в процессе познания движение от общих суждений к частным выводам;

  • метод анализа и синтеза. Метод анализа предполагает рассмотрение отдельных частей целого, выяснение их функциональных особенностей; метод синтеза предполагает рассмотрение явления или процесса как целого с учетом функциональных особенностей его элементов в их взаимосвязи в рамках целого;

  • экономико-математическое моделирование также является важным методом познания. Модели используются знаковые (в виде формул, математических уравнений) и графические. Следует заметить, что увлечение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели. Вместе с тем использование математических моделей дает возможность более полно выяснить зависимость между экономическими явлениями и процессами.

На основании методов формируются логические понятия или экономические категории и законы.

Особое значение при определении категорий имеет метод научной абстракции – как метод научного мышления, заключающегося в отвлечении от второстепенных, несущественных черт экономического явления с целью выявления его главных, существенных черт. На основе метода научной абстракции формируются законы, понятия, категории для обозначения процессов, явлений, происходящих в общественной жизни, для выработки единого исследовательского аппарата.

Что же следует понимать под экономической категорией? ^ Экономическая категория – это научная абстракция экономики, обобщенное выражение какого-либо экономического явления или процесса общественной жизни, например такие понятия как товар, рынок, деньги, конкуренция, собственность, производство и др.

Под экономическими законами понимаются многократно проверенные, существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Они выражают необходимые устойчивые регулярные зависимости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными. За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в которые вступают люди в процессе этой деятельности. Значит, экономические законы – это форма выражения экономических отношений. Они являются законами общественных действий людей. Экономические законы, во-первых, относятся к социальным, общественным, т.е. проявляются в хозяйственной деятельности людей и вне человеческого общества не действуют. Этим они отличаются от законов природы. Второе отличие состоит в том, что естественные законы вечные и не зависят от деятельности людей, а экономические носят исторически-преходящий, ограниченный характер.

Из определения предмета экономической теории следует, таким образом, что она изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях. В микроэкономике за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица экономики – отдельное предприятие как производитель и семья как потребитель. Мезоэкономика изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.). В макроэкономике исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста. Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом.
Вопросы для самопроверки

  1. Что такое метод?

  2. Какой критерий взят за основу деления на общенаучные и частные методы?

  3. Что понимается под категорией? Приведите примеры.

  4. Почему экономические законы имеют исторически-преходящий характер?



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк iconУчебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов

Учебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк iconУчебное пособие • проспект* Москва 2011 удк 343. 2/. 7(075. 8) Ббк...
Уголовное право России в схемах и определениях: учебное по- у26 собие. — Москва: Проспект, 2011. — 200 с. 18Вм 978-5-392-01691-4

Учебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с

Учебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк iconУчебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению
П 86 Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Л. Н. Макаровой, И. А. Шаршова; Федеральное агентство по образованию; Тамб...

Учебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк iconУчебное пособие Санкт-Петербург Издательство Политехнического университета...
...

Учебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк iconУчебное пособие Санкт-Петербург Издательство Политехнического университета 2011
Шаляпин В. В. Основы микропроцессорной техники: учеб пособие / Шаляпин В. В. / 2011. — 207 с

Учебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк iconУчебное пособие рекомендуется для студентов всех форм обучения неэкономических...
В учебном пособии изложен курс экономической науки в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины "Экономика" нормативного...

Учебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк iconУчебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов. Также книга будет полезна начинающим предпринимате- лям, менеджерам...

Учебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк iconУчебное пособие Москва, 2008 удк 621. 395. 34 Ббк 32. 881 Баскаков...
...

Учебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк iconФизическая химия лабораторный практикум Санкт-Петербург 2010 удк...
Физическая химия. Лабораторный практикум. Составители: Д. Э. Чиркст, О. В. Черемисина, Иванов И. И., Иванов М. В., Лобачева О. Л.,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов