Тема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия




НазваниеТема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
страница1/7
Дата публикации20.06.2013
Размер0.94 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
КУРС ЛЕКЦИЙ

Тема 1.Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Вопросы:

1.Предмет и объекты анализа, задачи, содержание анализа и диагностики деятельности предприятия.

2.Виды анализа: их классификация и характеристика.

3.Роль анализа

1.Предмет и объекты анализа, задачи, содержание анализа и диагностики деятельности предприятия.
Экономический анализ хозяйственной деятельности – это изучение работы предприятия с целью объективной ее оценки, выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности для выработки на базе этого вариантов управленческих решений.

Объектом экономического анализа служит производственное предприятие или объединение, отдельные подразделения, а также народнохозяйственный комплекс в целом, экономические процессы.

В качестве предмета экономического анализа выступает вся совокупность экономической информации о результатах деятельности объекта, которая находит свое отражение в системе экономических показателей и характеризует причинно-следственные связи между ними.

Цель экономического анализа – поиск неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности предприятия при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений.

Реализация цели осуществляется через решения ряда задач (слайд 1.1.)

Под резервами понимают постоянно возникающие возможности совершенствования деятельности организаций в виде разрывов между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможно полным их использованием за счет ликвидации потерь и непроизводительных расходов, внедрения в технологический процесс современных достижений науки и техники.

Логика и последовательность проведения анализа обусловлена системой формирования оценочных показателей деятельности предприятия (слайд 1.2.)
2.Виды анализа
В сложившихся современных условиях экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия подразделяют на:

- финансовый (внешний)

- управ­ленческий (внутренний).

К финансовому анализу по традиции относят анализ, основывающийся на дан­ных публичной бухгалтерской отчетности, этот вид анализа считают внешним по отношению к предприятию.

К управленческому анализу по традиции относят внутрихозяйственный финансовый и внутрихозяйственный производственный анализ, которые основываются на данных управленческого учета. Этот вид анализа считают внутренним анализом, выполняемым на предприятии.

Кроме финансового и управленческого анализа существует комплексный экономический анализ.

В наиболее общем виде в той или иной степени он должен вклю­чать:

- экономический анализ

- отраслевой анализ

- фундаментальный анализ

- анализ финансового рынка

- стратегический анализ

- оперативный внутрифирменный анализ.
^ Экономический анализ предпринимается с целью оценки со­стояния и перспектив отраслей хозяйства, конкретных хозяйствующих субъектов - предприятий и эмитируемых ими ценных бумаг.

^ Отраслевой анализ — это изучение отраслей экономики, направленное на оценку конкурентоспособности и перспектив конкретной отрасли хозяйства в сравнении с другими отрасля­ми, и предприятий, имеющих особые перспективы развития.

^ Фундаментальный анализ предполагает глубокое исследование финансового положения и результатов хозяйственной деятель­ности предприятия, их возможных изменений.

^ Анализ финансового рынка, иначе называемый техническим анализом, - это изучение взаимодействия различных сил на рын­ке ценных бумаг, их влияния на курс ценных бумаг, эмитируе­мых предприятиями.

^ Внутрифирменный анализэто анализ результативности и эффективности деятельности предприятия, а также возможных вариантов деятельности предприятия, в том числе по отдельным функциям, процессам, подразделениям.

^ Стратегический анализ является одной из функций стратегического управления, тогда как оперативный анализ является одной из функций оперативного управления.

По времени проведения экономический анализ разделяется на оперативный (ситуационный), последующий (ретроспективный) и перспективный (стратегический).

^ Оперативный (ситуационный) анализ связан с важнейшей функцией управления - непрерывным контролем над ходом производства и обращения - и осуществляется на всех уровнях управления. Особенностью ситуационного анализа является комплексность, которая позволяет на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформулировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия. Результаты оперативного анализа используются также отдельными функциональными службами предприятия.

^ Последующий (ретроспективный) анализ позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии путем построения временных рядов за значительный период (год и более); выявить основные факторы, которые оказали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия.

Особое внимание уделяется анализу хозяйственной деятельности за текущий период (текущий анализ), который является в то же время предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах.

^ Перспективный (стратегический) анализ позволяет определить планово-предположительные показатели. В ходе стратегического анализа данные, полученные в результате оценки внешней и внутренней среды, преобразуются в стратегический план организации.

По степени охвата и кругу анализируемых показателей экономический анализ разделяется на комплексный (полный) и тематический (локальный).

Комплексный анализ предполагает изучение показателей всей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а тематический – отдельных ее сторон. (слайд 1.3)
^ 3.Роль анализа в управлении предприятием
Для управления хозяйственными процессами нужно иметь полную и правдивую информацию о деятельности организации. Эта информация должна давать возможность пользователям принимать рациональные экономические решения при выборе альтернативных вариантов использования ресурсов. Цель комплексного экономического АХД – удовлетворить информационные потребности пользователей для принятия эффективного управленческого решения. Место анализа в системе управления традиционно показывают на схеме (слайд 1.4).

Управляющая система состоит из взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и контроля, которые позволяют принимать решения о функционировании и дальнейшем развитии управляемой системы.

Управление начинается с анализа того, что сделано на данный момент, с определения желательных характеристик будущего результата, с детализации того, что, почему и как должно быть сделано, какие корректирующие действия и в какое время необходимо произвести, чтобы достичь поставленных целей.

В процессе реализации поставленной цели возникают различного рода проблемы, открываются дополнительные возможности, в результате чего получаются несколько иные результаты, по сравнению с предполагаемыми. Анализ позволяет выявить причины нежелательных или отличающихся от запланированных результатов. Происходит постоянная корректировка целей в зависимости от изменений внешней среды и внутренних проблем.

В основе эффективного управления лежит объективный анализ условий, в которых организация действует в настоящий момент и которые предположительно будут иметь место в перспективе. С помощью анализа можно заранее выявить внутренние и внешние факторы, которые оказывают существенное влияние на функционирование и развитие организации и, подготовившись необходимым образом, своевременно на них отреагировать. Анализ позволяет исследовать тенденции в развитии организации, их направление и глубину, что позволяет создавать более обоснованные и надежные планы, особенно на перспективу.

Анализ помогает выявить неизбежные в деятельности любой организации недостатки, ошибки, нарушения и оперативно принять необходимые меры по их устранению.

Результаты анализа позволяют избежать в будущем негативных результатов деятельности, служат основой для оценки работы организации и ее персонала за определенный период.

Важную роль в успехе управления играет эффективность распределения ресурсов. С помощью научно-обоснованного анализа может быть принято верное решение куда направлять ресурсы организации. Например, в первую очередь их можно направлять на решение наиболее важных и насущных для организации проблем; их можно выделять пропорционально потребностям структурных подразделений; их можно предоставлять всем подразделениям поровну, если они близки по размерам и занимаются однородными видами деятельности.

Объектом комплексного экономического анализа является хозяйственная деятельность организации. Слайд (1.5)
Тема 2.Основы методики анализа и диагностики деятельности предприятия.
Вопросы

1.Основные принципы проведения анализ.

2.Методы и приемы проведения анализа.

3.Информационная база анализа и диагностики
1.Основные принципы проведения анализа
Успешность анализа определяется различными факторами. С известной долей условности можно выделить несколько основных принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу. Во-первых, прежде чем начать выполнение каких-либо аналитических процедур, необходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводится на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных и экспертизы материалов, предоставленных экспертам для анализа.

Во-вторых, при проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда с чем-то сравниваются. Сравнения могут проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы, с одной стороны, выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров, а с другой стороны, еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо, внести в нее изменения. Следует подчеркнуть, что последний аспект имеет особое значение - только путем постоянного анализа и корректировки можно наладить достаточно стройную систему планирования и поддерживать ее в актуальном состоянии.

В-третьих, завершенность и цельность любого анализа, имеющего экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции). Отбирая показатели, необходимо формулировать логику их объединения в данную совокупность, для того чтобы была видна роль каждого из них и не создавалось впечатления, что какой-то аспект остался неохваченным или, напротив, не вписывается в рассматриваемую схему. Иными словами, совокупность показателей, которую вполне возможно в этом случае трактовать как систему, должна иметь некий внутренний стержень, некую основу, объясняющую логику ее построения.

В-четвертых, выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей. (Слайд 2.1)
^ 2.Методы и приемы проведения анализа
Под методикой экономического анализа понимается совокупность аналитических способов и приемов исследования экономики предприятия, подчиненных достижению целей анализа. Методика экономического анализа содержит следующие элементы:

  • задачи и формулировки целей анализа;

  • объекты анализа;

  • система показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

  • последовательность и периодичность исследования;

  • способы исследования изучаемых объектов;

  • источники информации для анализа;

  • организация анализа;

  • технические средства, используемые для аналитической обработки информации;

  • оформление результатов анализа;

  • пользователи результатов анализа.

В качестве важнейшего элемента методики экономического анализа выступают технические приемы и способы анализа, среди которых выделяют традиционные способы, способы детерминированного и стохастического факторного анализа, способы оптимизации показателей.

Различают несколько методических подходов к проведению ана­лиза и диагностики финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия, основанных на структурировании, выявлении главного зве­на, установлении причинно-следственных связей и взаимозависи­мостей, обобщении (синтезе) полученных результатов. (Слайд 2.2.)

Основные методы анализа и диагностики

финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Название метода

Содержание метода

Неформализованные методы

Логистическое, субъективное исследование

- экспертные

Оценка ситуации высококлассными специалистами

- морфологический

Систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наибо­лее эффективных вариантов

- рейтинговый

Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показа­телей

- фактографический

Анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т. п.

- мониторинг

Детальный, систематический анализ изменений

- логическое моделирование

Построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц

- фундаментальный

Изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики

- технический

Отражение желаемых сглаженных ожиданий

Формализованные методы

Строгие формализованные аналитические зависимости

- факторный

Выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов

- конъюнктурный

Установление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения

- математический

Цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дис­контирование

- статистический

Корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполяционный, ко­вариационный анализ; методы главных ком­понент, средних и относительных величин, группировки; графический и индексный методы обработки рядов динамики

- методы исследования операций и принятия решений

Использование теорий графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование

- эконометрические

Матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой баланс

- экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование

Дескриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная имитация; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование

^ Эксперт­ный метод (экспертные оценки) применяется в случаях, когда решение поставленной задачи параметрическими методами невозмож­но. Процедура экспертного метода включает в себя следующие этапы:

1) процедура выявления проблем для экспертной оценки и их структуризации;

2) выбор методики и формы опроса экспертов, разработка ан­кет, таблиц вопросу;

3) определение структуры и численности экспертной группы, подбор экспертов из числа высококлассных специалистов, имею­щих большой опыт в соответствующей сфере деятельности;

4) заполнение экспертами таблиц опроса, анкет в произволь­ной или четко определенной форме;

5) статистическая обработка заполненных и закодированных анкет, таблиц опроса.

7) итоговая оценка состояния объекта на основе мнения экспертов.

^ Морфологический метод относится к перспективным методам, широко использующимся на практике. Он позволяет систематизи­ровать полученный набор альтернативных решений по всем возможным сочетаниям вариантов и выбирать из них сначала прием­лемые, а затем наиболее эффективные по экономическим крите­риям.

^ Рейтинговый метод основан на сравнении между собой и распо­ложении в определенном порядке (ранжировании) отдельных по­казателей оценки результатов финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия.

^ Фактографический метод основан на изучении всех опублико­ванных, зафиксированных фактов, характеризующих финансово-хозяйственное состояние предприятия.

Мониторинг является постоянным, систематизированным, де­тальным текущим наблюдением за финансово-хозяйственным со­стоянием предприятия. Алгоритм организации мониторинга следу­ющий:

- экспертное начальное структурирование;

- определение цели мониторинга;

- выбор постоянных показателей (индикаторов);

- сбор информации;

- предварительная формализация аналитических материалов;

- иерархическое упорядочение, фильтрация и обработка инфор­мации, графическая визуализация данных;

- выявление закономерностей и устойчивых тенденций.

^ Логическое моделирование используется, как правило, для качественного описания финансово-хозяйственного развития предпри­ятия. Оно основано на использовании таких способов, как аналогия, экстраполяция, экспертная оценка возможного или желаемого со­стояния объекта моделирования.

Целью фундаментального анализа и диагностики финансово-хо­зяйственной деятельности предприятия является определение внут­ренней стоимости его имущественного комплекса как общего ре­зультата технико-экономической деятельности.

^ Технический анализ имеет своей целью выполнение детального, всестороннего анализа динамики отдельных параметров, показате­лей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Его час­то называют чартизмом (от англ. chart — график), поскольку он основан на построении диаграмм и графиков, изучении показате­лей и факторов, их определяющих.

^ Факторный анализ основан на многомерном статистическом исследовании ряда факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель этого метода состоит в выявлении генеральных, главных факторов, определяющих основные результа­ты финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предпри­ятия.

^ Конъюнктурный анализ предполагает исследование конъюнкту­ры рынка, т. е. текущего состояния спроса и предложения продукции (работ, услуг) анализируемого предприятия.

^ Математический анализ предполагает использование математи­ческих приемов и способов анализа и диагностики финансово-хо­зяйственной деятельности предприятия. Наиболее часто при этом используются вычисления арифметической разницы (отклонений) и процентных чисел (простых и сложных процентов); применяются цепные подстановки.

^ Статистический анализ, являющийся основой диагностики фи­нансово-хозяйственной деятельности предприятия, включает:

- анализ средних и относительных величин

- группировку

- графический анализ

- индексный

- корреляционный анализ,

- регрессионный анализ

- дисперсионный

- экстраполяционный анализ

- метод главных компонент.

^ Методы исследования операций и принятия решений включают:

1) теорию графов

2) теорию игр (как правило, проигрывая различные ситуации, выбирают стратегию действий, которая обеспечивает наилучшие результаты)

3) теорию массового обслуживания

4) построение деревьев целей и ресурсов

5) байесовский (бейесовский) анализ, который используется в ана­лизе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия для постоянного пересмотра, корректировки стратегии его развития в зависимости от новой информации;

6) сетевое планирование (это широко распространенный метод, основанный на использовании сетевых графиков. Сетевой график представляет собой цепь работ и событий, отражая их технологическую последовательность и связь.

К эконометрическим методам относят матричный, гармонический и спектральный анализ, производственные функции и меж­отраслевой баланс.

- матричный анализ используется для анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия при определении соотношения между затратами и результатами при оценке эффективности затрат;

- гармонический анализ является разложением функциональных зависимостей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, по отдельным функциям, гармоническим колебаниям;

- спектральный анализ означает разложение финансово-хозяйственной деятельности предприятия по составу (спектру), т. е. по совокупности всех значений показателей, характеризующих эту деятельность;

- производственные функции необходимы для определения количественной взаимосвязи объема выпуска продукции(товаров, ус луг) с переменными величинами затрат;

- межотраслевой баланс относится к базовым экономическим моделям.

^ Экономико-математическое моделирование отражает преимущественно производственный аспект прогноза (модели оптимального развития и размещения производства отдельных видов продукции и межотраслевых комплексов, а также социальные аспекты развития (модели, связанные с прогнозированием доходов и потребления населения демографических процессов, а также движения населения, трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах).

^ Оптимальное программирование имеет целью нахождение опти­мального (минимального или максимального) значения целевой функции (экстремума), переменные которой должны принадлежать некоторой области допустимых значений (системе ограничений). Оно включает построение дескриптивных, предикативных и норматив­ных моделей, машинную имитацию; линейное, нелинейное, дина­мическое и выпуклое программирование.

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Для количественной оценки влияния каждого фактора используются методы факторного анализа.

^ Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Основными задачами факторного анализа являются:

  • отбор факторов,

  • их классификация и систематизация с целью комплексного и системного подхода,

  • определение формы зависимости между факторами и результатом,

  • моделирование зависимости,

  • расчет влияния факторов и оценка их роли в изменении результата,

  • практическое использование результатов анализа в управлении.

Различают следующие методы факторного анализа:

  1. детерминированного факторного анализа: цепных подстановок, индексный, абсолютных и относительных разниц, интегральный;

  2. стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсионный, компонентный, многомерный.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

^ Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

.

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

^ Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

.

Кратные модели:

.

^ Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:



Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

Если исходная факторная модель , а , то модель примет вид .

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:

.

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

.

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:
· место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
· модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;
· при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

^ Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:



где a0, b0, c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a1 , b1, c1 - фактические значения факторов;

ya, yb, - промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у1–у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:



Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов.

Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки:
· при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов;
· если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

^ Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).

^ Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

^ Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:



^ Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в) . с. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативных моделей типа у = а в с методика анализа следующая:

· находят относительное отклонение каждого факторного показателя:



· определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора



^ Интегральный метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы.

Можно использовать также уже сформированные рабочие формулы, приводимые в специальной литературе [4]:

1. Модель вида :



 2. Модель вида :



3. Модель вида :



4. Модель вида :



Экономический факторный анализ направлен на выяснение действия факторов, формирующих результаты хозяйственной деятельности, по различным источникам пространственного или временного происхождения.

^ Тема 3. Анализ выпуска и продажи продукции
1. Задачи и источники информации для анализа
Анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции. Основной целью анализа выпуска и реализации продукции является поиск резервов повышения объемов конкурентоспособной, рентабельной продукции.

В процессе анализа изучается:

- динамика показателей продукции;

- выполнение плана выпуска продукции в целом по предприятию и в разрезе отдельных видов продукции;

- степень напряженности плана;

- структура и качество продукции.

Основным источником информации для анализа служит форма статистической отчетности № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». Также привлекаются плановые показатели предприятия по выпуску продукции, сводный расчет производственной мощности, договоры поставок продукции и оказания услуг.

^ 2.Анализ динамики выпуска и продажи продукции.
Для характеристики объема продукции используют натуральные и стоимостные измерители. В стоимостном измерении выделяют валовую, товарную, отгруженную и реализованную продукции. Данные показатели взаимосвязаны между собой, что позволяет оценить не только динамику выпуска продукции, но и факторы, способствующие его изменению. Взаимосвязь между показателями представлена на рис. 2.1.

Рост товарной продукции при снижении валовой свидетельствует о сокращении остатков незавершенного производства. Преобладающий рост реализованной продукции над ростом товарной означает сокращение остатков неоплаченной продукции.





Валовая продукция

























Готовая продукция




Полуфабрикаты




Работы и услуги промхарактера




Незавершенное производство






















Товарная продукция




























Отгруженная продукция




Остатки готовой продукции на складе

























Реализованная продукция




Остатки неоплаченной продукции





^ Рис. 3.1 Состав и взаимосвязь показателей объема продукции
Анализ выпуска и продажи продукции позволяет дать обобщенную количественную характеристику динамики товарной и реализованной продукции в целом по предприятию. Анализ проводят в действующих и сопоставимых ценах для выявления причин изменения выпуска и продажи продукции. Прирост продукции в сопоставимых ценах показывает влияние фактора объема продукции в натуральном выражении, а разница между приростом продукции в действующих ценах и приростом продукции в сопоставимых ценах показывает влияние фактора цены. Это позволяет выяснить изменения масштабов производства и сбыта продукции. Данные для анализа сводят в табл. 2.1.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия icon1. Роль экономического анализа в управлении Понятие об анализе хозяйственной...
Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности. Виды анализа хозяйственной деятельности

Тема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия iconВопросы по афхд
Предмет, цель и задачи экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Тема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Целью курсовой работы является углубление и закрепление знаний и навыков студентов в области оценки и анализа финансово-хозяйственной...

Тема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия iconМетодичні вказівки до виконання завдання з виробничої практики студентів...
В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле — как текущая производственная...

Тема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия iconТезисы Экономический анализ как самостоятельная наука, изучающая...
Содержание, предмет, принципы экономического анализа. Роль и место экономического анализа в деятельности предприятия

Тема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия iconАнализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Тема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия iconТемы курсовых работ по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной...

Тема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине:...
«Анализ финансово-хозяйственной деятельности» студентами специальности 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»:...

Тема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия icon2. Анализ и управление объемом производства и продаж Цель, задачи...
Главной задачей экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации является всесторонняя оценка производственного...

Тема Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия iconВопросы к экзамену по курсу "Экономический анализ деятельности организации (предприятия) "
Сущность, место и роль анализа в системе управления. Цель и основные задачи экономического анализа. Содержание экономического анализа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов