Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год)




НазваниеПеречень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год)
страница1/19
Дата публикации18.06.2013
Размер1.87 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч. год).


  1. Познание как способ существования человека и общества. Виды познавательной деятельности.

  2. Исторические версии происхождения науки.

  3. Основные периоды развития науки и их особенности.

  4. Научное познание как специфический вид деятельности.

  5. Функции науки в общественном развитии.

  6. Наука как знание. Критерии научного знания.

  7. Понятие научной рациональности. Исторические типы научной рациональности.

  8. Научная картина мира, ее структура и типы.

  9. Философия науки как философское направление и философская дисциплина. Предмет философии науки.

  10. Наука как социальный институт. Роль науки в современной цивилизации.

  11. Наука и эзотеризм.

  12. Наука и философия. Исторические формы взаимосвязи.

  13. Наука и религия.

  14. Наука и политика. Правовые аспекты регулирования науки.

  15. Наука и мораль. Этические проблемы современной науки.

  16. Наука и искусство.

  17. Субъект и объект научного познания. Предмет познания.

  18. Концепции истины и ее критерия в научном познании.

  19. Истина и заблуждение, истина и ложь в познавательном процессе.

  20. Понятие практики и ее роль в процессе познания.

  21. Проблема классификации науки: исторические варианты и современное состояние.

  22. Специфика естественных наук.

  23. Специфика технических наук. Философский анализ техники.

  24. Общефилософский анализ социального познания: субъект, объект и предмет познания, этапы развития социального познания.

  25. Специфика социально-гуманитарных наук и их классификация.

  26. Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.

  27. Характеристика эмпирического уровня социального познания. Проблема объективности факта в социальных науках.

  28. Проблема текста в социально-гуманитарных науках.

  29. Понимание, интерпретация и объяснение как гносеологические процедуры.

  30. Теоретико-методологические проблемы социального познания.

  31. Неокантианская методология обоснования социальных наук баденской школы.

  32. Герменевтика как методология и техника понимания в социально-гуманитарном познании.

  33. Основные принципы общей герменевтики Ф. Шлейермахера.

  34. Возникновение философской герменевтики: от В. Дильтея к Х.-Г. Гадамеру.

  35. Формирование структурализма как метода социально-гуманитарного знания в трудах К. Леви-Строса.

  36. Методология научного познания постструктурализма. Концепция науки М. Фуко.

  37. Методология и ее задачи: классический подход. Уровни научного познания, общая характеристика.

  38. Формирование неклассической науки. Основные методологические установки неклассической науки. Методология научного познания постструктурализма.

  39. Формирование постнеклассической науки. Синергетика и основные методологические основания постнеклассической науки.

  40. Методы эмпирического уровня научного познания.

  41. Методы теоретического уровня научного познания.

  42. Общелогические методы научного познания.

  43. Всеобщие методы научного познания: диалектика и метафизика.

  44. Конкретные методы социально-гуманитарных наук. Диалогический метод его значение для социально-гуманитарных наук.

  45. Научный факт как эмпирический базис науки.

  46. Научная проблема и идея как исходные формы теоретического уровня научного познания.

  47. Гипотеза как форма научного познания.

  48. Теория, ее сущность, структура и функции. Виды теорий.

  49. Наука и техника. Исторические формы взаимосвязи и современные проблемы.

  50. Сциентистское и антисциентистское направление в философии. Первый позитивизм и наука. Основные проблемы и перспективы.

  51. Субъективно-идеалистическая методология эмпириокритицизма: Р. Авенариус и Э.Мах.

  52. Концепция науки А. Пуанкаре.

  53. Неокантианская методология науки марбургской школы.

  54. Причины формирования неопозитивизма, его исторические формы, основные идеи и представители.

  55. Концепция логического позитивизма Б. Рассела.

  56. Основные идеи Л. Витгенштейна в обосновании неопозитивизма. Принцип верификации.

  57. Философские проблемы логической семантики. Проблемы значения.

  58. Лингвистический позитивизм: основные представители, проблемы.

  59. Формирование постпозитивизма и концепция науки К Поппера.

  60. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса.

  61. Концепция личностного знания М. Полани.

  62. Концепция тематического анализа науки Д. Холтона.

  63. Концепция философии науки Т. Куна.

  64. Эволюционная эпистемология С. Тулмина.

  65. Плюралистическая эпистемология П. Фейерабенда.

  66. Методологическое открытие Ф. Де Соссюра и формирование структурной лингвистики.

  67. Возникновение и развитие античной науки. Космоцентрическая картина мира.

  68. Наука и техника в условиях средневековья. Теоцентрическая картина мира.

  69. Научно-технические достижения эпохи Возрождения. Антропоцентрическая картина мира.

  70. Понятие научной революции, виды научных революций.

  71. Философское содержание открытия Н. Коперника. Первая научная революция и ее роль в дальнейшем развитии науки.

  72. Научные достижения Галилея, Декарта, Кеплера – теоретическая основа классической науки.

  73. Натуральная философия И. Ньютона: основные законы классической механики и их философское содержание.

  74. Механистическая картина мира – первая подлинно научная картина мира, ее основные принципы.

  75. Научные достижения естествознания 19 века. Открытие новой физической реальности. Кризис классической науки.

  76. Научная революция конца 19 – начала 20 века. Причины кризиса в физике и пути выхода из него.

  77. Квантово-релятивистская картина мира и ее основные принципы.

  78. Диалектико-материалистическое учение о материи, ее атрибутах и картине мира.

  79. Научно-техническая революция середины 20 века и ее особенности.

  80. Актуальные проблемы науки и философии науки 21 века.

Вопрос 1
Познание — обусловленный прежде всего общественно-истори­ческой практикой процесс приобретения и развития знания, его посто­янное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Познание как форма духовной деятельности существует в обще­стве с момента его возникновения, проходя вместе с ним определен­ные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществля­ется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных фор­мах, не возможно строить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной только научной сферы.

Виды познавательной деятельности:

Обыденно-практическое познание.

Его основой является опыт по­вседневной жизни, имеющий, разрозненный, несистемати­ческий характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, приметы, личный опыт, традиции. Оно фиксирует истину бездоказательно. Другая его особенность — бесписьменный харак­тер. Особую форму вненаучного знания представляют знахари, целители, экст­расенсы.

Мифологическое, художественно-образное и религиозное познание.

Специфика мифологического познания заключается в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и об­щества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались оп­ределенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д. Мифологическое мышление — это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.

Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Художественно осваивая действительность в различных сво­их видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его — в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.

Религиозное познание. Его специфика состоит в способности к выходу за пределы чувствен­но осязаемой реальности и признании иного «сверхъестественного» мира. Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и соци­альным). Однако религия (как и мифология) не производила знание в систе­матической и тем более теоретической форме. Она никогда не выпол­няла и не выполняет функции производства объективного знания, но­сящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный ха­рактер. Игровое познание

В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богат­ства культуры — деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т.п. В настоящее время понятие игры широко используется в матема­тике, экономике, кибернетике и других науках. Здесь все чаще приме­няются специальные игровые модели и игровые сценарии, где проиг­рываются различные варианты течения сложных процессов и реше­ния научных и практических проблем. Целый ряд влиятельных на­правлений современной философской и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения.

С методологической точки зрения игра — это прежде всего имита­ция реально существующих или потенциально реализуемых систем отношений, гипотез, теорий, правил (норм) деятельности, особеннос­тей конкретных личностей и т.п. По разным основаниям выделяют различные виды игр — учебные, спортивные, военные, деловые, ро­левые, имитационные, управленческие, исследовательские, физичес­кие и интеллектуальные и т.д. Разнообразие игр определяет и разно­образие их познавательных функций и характеристик.

Научное.

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их вза­имосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действи­тельности и способствовать ее изменению. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Существенным признаком является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании опре­деленных теоретических принципов, которые и объединяют отдель­ные знания в целостную органическую систему. Для науки характерна постоянная методологическая рефлек­сия, т.е. изучение объектов, выявление их специ­фики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. Научному познанию присуща строгая доказательность, обосно­ванность полученных результатов, достоверность выводов. Специфическими средствами обоснования истинности знания в на­уке являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже до­казана.
Вопрос 7
Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных ре­волюций, приводит к смене типов научной рациональности. Основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия. Впер­вые это тождество было открыто греческим философом Парменидом выделившем след. сущностные характеристики 1) под бытием понимается нечто неуничтожимое, единственное, нескончаемое во времени; 2) способность мышления выходить за пределы чувственного мира и «работать» с идеальными «моделями», которые не совпадают с обы­денными житейскими представлениями о мире. 3) свою способность «работать» с идеальными моде­лями мышление может реализовать только в слове. Такая возможность может быть реализована, если слова имеют точное и определенное значение. Определенность, точность, однозначность значений слов есть необхо­димое условие построения рационального знания. 4) мышление понималось как «созерцание, ум человеческий уму божественному». 5) основная функция разума - познании це­левой причины. Только разуму доступны понятия цели, блага, наи­лучшего.

В ходе Первой научной революции XVII в сформировался особый тип рациональности, получивший название научного. Научный тип рациональности, радикально отличаясь от антично­го, но воспроизвел два глав­ных основания античной рациональности: 1) принцип тож­дества мышления и бытия, 2) идеальный план работы мыс­ли. Рассмотрим изменений, которые произошли в фило­софском понимании тождества мышления и бытия:

1) бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог. Объекты рассматривались преиму­щественно в качестве механических устройств. 2) человеческий разум потерял свое космическое изме­рение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе, и наделялся статусом суверенности. 3) не отказываясь от открытой античной философией спо­собности мышления работать с идеальными объектами, наука Нового времени сузила их спектр. Научная рациональность при­знала правомерность только тех идеальных конструктов, которые мож­но контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное коли­чество раз в эксперименте. 4) основным содержанием тождества мышления и бы­тия становится признание возможности отыскать такую идеальную конструкцию, которая полностью соответство­вала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания. 5) наука отказалась вводить в процедуры цель вообще. Научная рациональность стала объяс­нять все явления только путем установления между ними механичес­кой причинно-следственной связи.

Вторая научная революция (конец XVIII — первая по­ловина XIX в). Произошел пе­реход от классической науки, ориентированной в основном на изуче­ние механических и физических явлений, к дисциплинарно организо­ванной науке. В науке стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности выраженному в требовани­ях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности. Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классичес­кой науки, а термин «научная метафора» поставил под вопрос возможность слов адекватно и однозначно вы­ражать содержание мышления и изучаемой им действительности.

Третья научная революция (конец XIX в. - середины XX в.) характеризуется появлением неклассического есте­ствознания и соответствующего ему типа рациональности. В физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии ге­нетика, в химии — квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира.

Произошли след. Изменения: 1) ученые согласились с тем, что мышление изу­чает не объект, как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором (в классической физике эффектом взаимодействия прибора и объекта можно было пре­небречь в силу слабости этого взаимодействия.)

2) так как любой эксперимент проводит исследователь, то проблема истины напрямую становится связанной с его деятельно­стью. 3) ученые и философы поставили вопрос о «непрозрач­ности» бытия, что блокировало возможности субъекта познания реализовать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональ­ным сознанием. 4) стала допускаться истин­ность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описа­ний одного и того же объекта..
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год) iconВопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки раздел...
Постмодернистская философия науки. Работа Ж. Лиотара «Состояние постмодерна». (4)

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год) iconВопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»
Проблема познаваемости сущности мира и его явлений в истории философии (скептицизм, агностицизм)

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год) iconВопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
Философия и наука Возрождения: Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Николай Коперник

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год) iconРосстат) табель (перечень)
В настоящий Табель (перечень) включены формы федерального статистического наблюдения для сбора и обработки данных в системе Федеральной...

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год) iconПравоведение 2011/ 2012 уч год Перечень вопросов для подготовки к зачету
Основы конституционного статуса Президента рф, его положение в системе органов государства

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год) iconВопросы к экзамену по курсу «философия» /2011-2012 учебный год
Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год) iconВопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год
Философия софистов и Сократа. Классический этап древнегреческой философии (Платон, Аристотель)

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год) iconВопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения,...
Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год) iconПеречень вопросов для сдачи кандидатского экзамена по курсу «история и философия науки» (2012)

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год) iconПримерный перечень вопросов к экзамену по курсу
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов