Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия»




Скачать 237.55 Kb.
НазваниеМетодические разработки и контрольные задания по курсу «философия»
Дата публикации27.07.2013
Размер237.55 Kb.
ТипМетодические разработки
zadocs.ru > Философия > Методические разработки


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ и Информатизации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Поволжская государственная академия

телекоммуникаций и информатики

ФАКУЛЬТЕТ БАЗОВОГО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


У Т В Е Р Ж Д А Ю

Зав.кафедрой философии, профессор

____________________Филатов Т.В.

«____»__________________2005 г.



Утверждаю

Декан з/о, д.т.н., профессор

_____________ Мишин Д.В.

«___» ______________ 2005 г.


Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия»

для студентов заочного факультета

по дисциплине «Философия»

Для специальностей: СС и СК (200900, 200900у), ПО (220400, 220400у),

МТС (201000, 201000у)

Факультет З/О

курс 1(у),2 семестр 1,2


Методические разработки обсуждены на

заседании кафедры философии

«___»_____________________2005 г

Подготовил кандидат философских наук,

доцент Лазарь Александр Евгеньевич


Самара 2006


Общие рекомендации
Курс философии для студентов заочного факультета соответствует требованиям Госстандарта высшего профессионального образования - Государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника вуза по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Философия». Курс состоит из двух частей и изучается в течение года. В первом семестре студенты осваивают историю философии, во втором - систематическую философию. В период сессии читаются лекции, проводятся семинарские занятия, групповые и индивидуальные консультации.

Формами контроля в первом полугодии являются допуск контрольной работы к собеседованию, собеседование по контрольной работе и зачет. Во втором - допуск и собеседование по второй контрольной работе, экзамен по всему курсу.

Для самостоятельного изучения студентам предлагается ряд тем, к каждой из них кафедра рекомендует план изложения. Выбор темы осуществляется в соответствии с номером зачетной книжки: порядковый номер темы должен совпадать с последней цифрой шифра зачетной книжки. Например, если шифр заканчивается цифрой 3, то должна быть выполнена контрольная работа № 3 или № 13. В принципе, студент может выполнить любую из предложенных контрольных работ и составить собственный план. Но тогда он должен обосновать свой интерес именно к данной теме и доказать, что его план наилучшим образом способствует раскрытию темы.

В контрольной работе необходимо ответить на поставленные вопросы, грамотно и логично раскрыть содержание темы. Изложение должно быть самостоятельным, демонстрировать понимание темы и поставленных вопросов, владение материалом, умение обобщать и систематизировать полученные знания и собственный жизненный опыт. Философия требует выявления смысла проблемных ситуаций бытия человека, его деятельности. Чтобы Ваш труд не пропал даром, необходимо твердо усвоить: изучение любой учебной дисциплины, а тем более философии, предполагает наличие общего представления о ее предмете и знание ее языка.

Поэтому, прежде чем приступить к написанию контрольной работы и подготовке к экзаменам, надо, во-первых, выяснить, чем вообще занимается философия, каков круг ее проблем, их взаимосвязь и место вашей темы в системе философского знания. Начните с простого: внимательно прочитайте учебник, учебное пособие или курс лекций. Во-вторых, следует овладеть элементарным философским словарем, т.е. усвоить основные понятия и термины. Если вы встречаете какое-либо слово, значение которого вам не известно, выясните его. Таких слов немного, но без их знания вы лишаетесь возможности понять что-либо.

Второй этап подготовки к контрольной работе заключается в поиске и анализе соответствующей литературы. При этом исходите из необходимости решить именно те задачи, которые, как вы поняли, составляют содержание вашей темы.

Работа должна содержать план и список использованной литературы. Ее объем должен быть достаточным для постановки и решения основных проблем, но не чрезмерным. Опыт показывает, что это 20-24 страницы школьной тетради.

Студенты ускоренной формы обучения изучают философию один семестр и выполняют одну контрольную работу. Тему можно выбрать как из первой, так и из второй части курса. При подготовке к зачету следует ориентироваться на «Контрольные вопросы по курсу «Философия»».

После проверки работы преподавателем, студент должен внимательно ознакомиться с рецензией, устранить отмеченные в ней недостатки, ответить на поставленные вопросы (письменно или устно) или выполнить работу заново. Выполнение этих требований позволит легко пройти собеседование и в значительной мере облегчит подготовку к зачету и экзамену.

В настоящее время выпускается большое количество самых разнообразных учебников и учебных пособий по философии. Вы можете пользоваться любыми. Мы включили в список литературы те из них, которые рекомендованы Государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию, широко распространены или имеются в библиотеке Академии, а также общедоступную справочную литературу. Основными же источниками являются труды самих изучаемых мыслителей, а также монографии по соответствующим темам.

Желаем успеха!
Учебная и справочная литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1997

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994

3. Борисов В.Н. Краткий очерк истории классической европейской философии: Учебное пособие. Самара, 1996

4. Введение в философию: Учебник. В 2-х ч. М., 1989

5. Голенков С.И. Философия: Учебное пособие. Ч.1. Самара, 2000

6. Ильин В.В. Философия: Учебник. М., 1999

7. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1-4 / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995

8. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997

9. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. М., 1991

10. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие. М., 1997

11. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1998

12. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1-4. СПб., 1997

13. Современная западная философия. Словарь. М., 1991

14. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995

15. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1997

16. Философия: Учебник / Под ред. В.А. Кохановского. Ростов н/Дону, 1998

17. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998

18. Философская энциклопедия. В 5-ти т. М., 1961-1971

19. Философский энциклопедический словарь. М., 1983

20. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 1997
Первый семестр

Лекции
Часть I. Введение в философию

Тема I. Философия: смысл и призвание (2 часа)

1. Что значит мыслить?

2. Философия как умозрение бытия

3. Философия как сознательная постановка и решение мировоззренческих проблем
Часть II. История философии

Тема II. Философия античности и средних веков (2 часа)

1. Общая характеритсика античной философии

2. Метод Сократа. Теория идей Платона. Метафизика Аристотеля

3. Общая характеристика средневековой философии
Тема III. Философия Нового времени и немецкая классика (2 часа)

1. Общая характеристика философии Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта

2. Особенности немецкой философской классики

3. Критическая философия И. Канта
Тема IV. Обшая характеристика современной философии (2 часа)

1. Иррационалистические направления современной западной философии (философия жизни, интуитивизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, религиозная философия)

2. Сциентистские направления (позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, лингвистическая философия, аналитическая философия, постпозитивизм)

3. Своеобразие русской философской мысли
Семинарские занятия
Тема I. Философия, ее смысл и значение (2 часа)

1. Мировоззрение и его исторические типы: мифология, религия, философия. Специфика философского мировоззрения

2. Определение философии, ее проблемное поле, предмет и основные разделы, главные философские направления

3. Философия и наука. Мировоззренческие и методологические функции философии
Тема II. От античности до Нового времени (2 часа)

1. Общая характеристика античной философии. Космоцентризм. Натурфилософия. Основные школы ранней античности и классического периода. Сократ, Платон, Аристотель. Атомистика. Эллинистический период: киники, стоики, скептики, эпикурейцы

2. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика. Доказательства бытия Бога. Проблема универсалий: номинализм и реализм

3. Философия Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон и Р. Декарт)
Тема III. Немецкая и русская классика, современная западная философия (2 часа)

1. Обоснование всеобщности и необходимости знания И. Кантом. Система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический принцип в философии Л. Фейербаха

2. Традиции и особенности русской философии

3. Общая характеристика и главные течения современной западной философии: «философия жизни», интуитивизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, герменевтика, фрейдизм, неотомизм, неопротестантизм, христианский эволюционизм, позитивизм, эмпириокритицизм, прагматизм, нео- и постпозитивизм, лингвистическая и аналитическая философия
Темы контрольных работ

(I семестр - история философии)
I. Мировоззрение и его исторические типы

1. Мировоззрение и его структура. Понятие мировоззренческой проблемы

2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения. Исторические формы религии и религия Откровения

3. Философия как сознательная постановка и решение мировоззренческих проблем. Особенности философского мировоззрения. Философия и идеология
II. Возникновение и развитие философии

1. Формирование философского знания и его связь с частными науками

2. Проблемное поле философии и главные философские направления

3. Единство историко-философского процесса. Исторические этапы развития философии
III. Философия как наука

1. Является ли философия наукой? Специфика философского знания

2. Предмет и основные разделы философии

3. Философия как система предельных оснований культуры. Значение философии в жизни человека
IV. Ранняя античная философия

1. Особенности формирования античной философии и ее общая характеристика. Учение о микро- и макрокосме

2. Проблемы натурфилософии (милетская школа, Гераклит, Пифагор, Парменид, Зенон Элейский, античная атомистика)

3. Философская революция Сократа
V. Классическая античная философия

1. Метод Сократа

2. Платоновская теория идей

3. Метафизика Аристотеля. Силлогистика
VI. Эллинистическая и римская философия

1. Особенности эллинистической философии. Шесть сократических школ

2. Философия Эпикура и Тита Лукреция Кара

3. Философия и этика стоицизма, скептицизма, кинизма
VII. Средневековая христианская философия

1. Общая характеристика средневековой философии. Патристика и схоластика

2. Основные проблемы: вера и разум, философия и религия, доказательства бытия Бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский)

3. Проблема универсалий. Номинализм, реализм, концептуализм
VIII. Философия эпохи Возрождения

1. Возрожденческий антропоцентризм и гуманизм

2. Пантеизм и натурфилософия (Николай Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно)

3. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения
IX. Философия Нового времени

1. Научная революция и основные черты науки современного типа. Общая характеристика философии Нового времени

2. Проблема метода познания в философии XVII в. Рационализм и эмпиризм

3. Учение о субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц)
X. Рационализм Нового времени

1. Общая характеристика рационалистического метода познания

2. Правила метода Р. Декарта. Дедукция и «универсальная математика»

3. Принцип сомнения. Cogito, ergo sum. Значение картезианского наследия
XI. Эмпиризм Нового времени

1. Общая характеристика эмпирического метода познания

2. Проблемы научного метода в философии Ф. Бэкона. Учение об «идолах» и «путях» познания. Классификация и индукция

3. Значение эмпирической методологии Ф. Бэкона. Дальнейшее развитие сенсуализма и эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк)
XII. Философия Просвещения

1. Особенности просветительской философии

2. Основные проблемы и идеи французской философии XVIII в.

3. Социально-политические идеалы эпохи Просвещения
XIII. Немецкая классическая философия

1. Предпосылки немецкой классической философии. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма. Особенности немецкой философской классики

2. Трансцендентализм И. Канта. Понимание философии. Возможности и границы познания. Этика долга. Категорический императив

3. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля
XIV. Антропологическая философия Л. Фейербаха

1. Антропологические идеи в философии Нового времени

2. Антропологический принцип в философии Л. Фейербаха

3. Критика Л. Фейербахом исторических форм религии. Вопрос об атеизме Л. Фейербаха
XV. Философия марксизма

1. Критическая переработка К. Марксом немецкой классической философии

2. Особенности философии марксизма. Диалектический материализм. Материалистическое понимание истории

3. Марксизм как идеология социал-демократии. Социализм и атеизм. Коммунистическая утопия К. Маркса и политическая практика реального социализма
XVI. Философия в России

1. Традиции и особенности русской философии. Славянофильские и западнические тенденции

2. Нравственная ориентация русской философии, ее связь с классической литературой (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Федоров, В. Соловьев и др.)

3. Роль Православия в русской культуре. Религиозно-философский ренессанс конца XIX - начала XX в. (Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, Л. Шестов, Л. Карсавин и др.). Феноменологические идеи в русской философии (А. Лосев, Г. Шпет)
XVII. Религиозная философия на Западе

1. Неотомизм - официальная философия католицизма. Неопротестантизм

2. Религиозный экзистенциализм, персонализм, христианский эволюционизм. П. Тейяр де Шарден

3. Западное христианство, Православие и ислам в современном мире
XVIII. Иррационалистическая философия на Западе

1. Особенности и основные течения иррационалистической философии

2. «Философия жизни» (Ф. Ницше). Интуитивизм (А. Бергсон). Немецкий и французский экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю)

3. Феноменология (Э. Гуссерль) и герменевтика (Х.-Г. Гадамер)
XIX. Психоаналитическая философия

1. Психоаналитический метод З. Фрейда. Структура сознания и понятие бессознательного

2. Фрейдизм К.Г. Юнга: коллективное бессознательное и архетипы

3. Неофрейдизм Э. Фромма: социальное бессознательное
XX. Позитивистская философия

1. Возникновение и общая концепция позитивизма

2. Эмпириокритицизм и неопозитивизм. Прагматизм, инструментализм, аналитическая философия. Проблема демаркации. Принципы верификации и фальсификации

3. Постпозитивистская философия науки
Контрольные вопросы по первой части курса
1. Мировоззрение и его исторические типы: мифология, религия, философия. Понятие мировоззренческой проблемы. Философия как сознательная постановка и решение мировоззренческих проблем

2. Возникновение философии и ее связь с частными науками. Проблемное поле философии и главные философские направления. Философия и идеология

3. Единство историко-философского процесса. Исторические этапы развития философии

4. Является ли философия наукой? Специфика философского знания. Предмет и основные разделы философии

5. Философия как система предельных оснований культуры. Значение философии в жизни человека

6. Общая характристика античной философии. Учение о микро- и макрокосме

7. Ранняя античная философия, ее особенности и основные проблемы (милетская школа, Гераклит, Пифагор, Парменид, Зенон Элейский)

8. Философская революция Сократа. «Майевтика»

9. Философия Платона. Теория идей

10. Метафизика Аристотеля. Силлогистика

11. Античная атомистика (Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар)

12. Философия и этика стоицизма, скептицизма, кинизма

13. Общая характеристика средневековой философии. Патристика и схоластика

14. Основные проблемы средневековой философии: вера и разум, философия и религия, доказательства бытия Бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский)

15. Средневековая схоластика как тип философствования. Проблема универсалий. Номинализм, реализм, концептуализм

16. Гуманизм и натурфилософия (Николай Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно)

17. Научная революция и основные черты науки современного типа. Общая характеристика философии Нового времени

18. Проблема метода познания в философии XVII в. Рационализм и эмпиризм

19. Рационализм Р. Декарта: правила метода, дедукция и «универсальная математика», принцип сомнения, cogito, ergo sum. Значение картезианского наследия

20. Эмпиризм Ф. Бэкона: учение об «идолах» и «путях» познания, классификация и индукция. Значение эмпирической методологии Ф. Бэкона

21. Учение о субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц)

22. Основные проблемы и идеи французского Просвещения

23. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма

24. Немецкая классическая философия. Трансцендентализм И. Канта. Возможности и границы познания. Этика долга. Категорический императив

25. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля

26. Антропологический принцип в философии Л. Фейербаха. Фейербах о религии

27. Возникновение и идеологическая сущность философии марксизма. Диалектический материализм. Материалистическое понимание истории

28. Традиции и особенности русской философии. Славянофильские и западнические тенденции

29. Нравственная ориентация русской философии, ее связь с классической литературой (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Федоров, В. Соловьев и др.)

30. Роль Православия в русской культуре. Религиозно-философский ренессанс конца XIX - начала XX в. (Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, Л. Шестов и др.)

31. Религиозная философия на Западе: неотомизм, неопротестантизм, религиозный экзистенциализм, персонализм, христианский эволюционизм

32. Иррационалистическая философия на Западе: «философия жизни» (Ф. Ницше), интуитивизм (А. Бергсон), немецкий и французский экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю)

33. Феноменология (Э. Гуссерль) и герменевтика (Х.-Г. Гадамер)

34. Философия и психоанализ. Психоаналитический метод З. Фрейда. Структура сознания и понятие бессознательного. Фрейдизм и неофрейдизм

35. Позитивистская философия. Общая концепция позитивизма. Нео- и пост-позитивизм. Аналитическая философия. Проблема демаркации. Принципы верификации и фальсификации
Второй cеместр

Лекции
Тема I. Онтология (2 часа)

1. Проблема бытия в истории философии

2. Главные онтологические различия

3. Специфика человеческого бытия
Тема II. Гносеология (2 часа)

1. Проблема познания в истории философии

2. Идея тождества мышления и бытия

3. Теория истины
Тема III. Социальная философия (2 часа)

1. Понятие общества. Специфика социального познания и социальной реальности

2. Понятие истории. Формационный и цивилизационный подходы

3. Понятие культуры. Единство и многообразие культур. Особенности социокультурного развития России
Тема IV. Философская антропология (2 часа)

1. Природа и сущность человека. Биосоциальная проблема. Идея естественного права. Права человека

2. Личность и общество. Свобода и ответственность человека

3. Судьба человека. Самореализация. Ценности и смысл жизни
Семинарские занятия
Тема I. Онтология (4 часа)

Занятие I. Бытие

1. Происхождение идеи бытия. Проблема бытия в истории философии

2. Что значит быть? Главные онтологические различия

3. Понятия бытия, субстанции, материи
Занятие II. Сознание

1. Проблема сознания в истории философии

2. Происхождение и сущность сознания. Мозг, сознание, психика

3. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Подсознание и сверх-сознание. Самосознание. Проблема идеального
Тема II. Гносеология (2 часа)

1. Проблема познания в истории философии. Идея тождества мышления и бытия

2. Знание как гносеологическая категория

3. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины
Тема III. Социальная философия (2 часа)

1. Понятие общества. Специфика социального познания и социальной реальности

2. Понятие истории. Формационный и цивилизационный подходы

3. Природа и сущность человека. Личность и общество. Свобода и ответственность, самореализация, ценности и смысл жизни
Темы контрольных работ

(II семестр - систематическая философия)
I. Что такое философия?

1. Что значит мыслить?

2. Философия как умозрение бытия (метафизика)

3. Философия как сознательная постановка и решение мировоззренческих проблем. Современные (нетрадиционные) представления о философии и ее предмете
II. Онтология - учение о бытии

1. Происхождение идеи бытия. Проблема бытия в истории философии

2. Что значит быть? Главное онтологическое различие

3. Тождество и различия бытия. Единство и многообразие мира
III. Субстанция

1. Происхождение идеи субстанции. Понятие субстанции в истории философии

2. Субстанция как общая основа всех вещей. Дуализм, монизм, плюрализм

3. Материя как субстанция в философии и науке Нового времени
IV. Материя

1. Материя как объективная реальность

2. Способы и формы существования материи: пространство, время, движение, отражение, системность. Современная наука о строении материи

3. Критика материализма
V. Пространство, время, движение

1. Классическое и релятивистское понимание пространства и времени

2. Материя и движение. Понятия движения и развития. Основные формы движения

3. Пространство и время человеческого бытия
VI. Диалектика - учение о развитии

1. Понятие диалектики в истории философии. Исторические формы диалектики и ее альтернативы. Диалектика, метафизика, догматизм

2. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

3. Принципы, законы, категории диалектики
VII. Принципы целостности и причинности

1. Принцип целостности. Диалектика общего, особенного, единичного. Категории части и целого, содержания и формы, сущности и явления

2. Понятие системы. Элементы и структура. Типы систем

3. Принцип причинности. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Понятие "закон" и его методологическое значение. Типы законов
VIII. Принципы детерминизма и историзма

1. Принцип детерминизма и его альтернативы. Волюнтаризм и фатализм. Детерминизм и индетерминизм. Вероятностная концепция детерминизма. Основные формы детерминации

2. Диалектическая концепция развития. Принцип историзма. Прогресс и регресс

3. Критика диалектического материализма. Диалектика и демократия
IX. Сознание

1. Происхождение и сущность сознания. Мозг, сознание, психика

2. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Подсознание и сверх-сознание. Самосознание

3. Мышление и речь. Сознание и язык. Знак и значение. Понятие идеального
X. Общественное сознание

1. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь

2. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, идеология и общественная психология, массовое сознание

3. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое
XI. Гносеология - учение о познании

1. Проблема познания в истории философии. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм. Трансцендентализм. Идея тождества мышления и бытия

2. Социокультурная природа познания. Диалектика субъекта и объекта

3. Соотношение чувственного и рационального в познании. Роль критики в процессе познания
XII. Знание

1. Знание как гносеологическая категория

2. Проблема истины в философии и науке. Понятие и основные концепции истины. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Принципы верификации и фальсификации

3. Истинностная и ценностная компоненты знания. Специфика ценностных форм знания
XIII. Научное познание

1. Понятие науки. Критерии научности знания. Основания научного знания, его идеалы и нормы

2. Формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, теория

3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического в научном познании
XIV. Методология науки

1. Предметное и метапредметное знание. Понятие рефлексии. Методология и методы научного познания

2. Общенаучные методы эмпирического исследования: наблюдение и эксперимент, анализ и синтез, индукция, сравнение, классификация

3. Общенаучные методы теоретического исследования: абстрагирование и обобщение, дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, систематизация. Гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы построения теории. Проблема соизмеримости научных теорий
XV. Социальная философия

1. Общество как система субъект-объектных отношений. Специфика социального знания. Соотношение социальной философии и конкретных наук об обществе

2. Специфика социального детерминизма. Целесообразная деятельность человека и социальная закономерность. Объективное и субъективное, стихийное и сознательное, свобода и необходимость в социальном развитии

3. Труд, производство и бизнес как основа жизни общества
XVI. Философия истории

1. Понятие истории. Общество как саморазвивающаяся система

2. Проблема направленности исторического процесса. Эволюция и революция. Формационный и цивилизационный подходы

3. Субъекты и движущие силы истории. Элиты и народ. Роль личности в истории
XVII. Философия культуры

1. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация

2. Закономерности развития культуры. Творчество как основа культуры. Традиции и новаторство в культуре

3. Феноменология культуры. Единство и многообразие культур. Особенности социокультурного развития России
XVIII. Философская антропология

1. Специфика человеческого бытия. Природное и социальное в человеке. Идея естественного права. Права человека

2. Человек, индивид, личность. Социальные роли личности. Личность и общество. Социальные и человеческие отношения. Отчуждение и общение

3. Судьба человека и его свобода. Гуманизация истории. Самореализация личности. Ценности и смысл жизни
XIX. Философия религии

1. Вера и разум, религия и философия. «Философская вера» (К. Ясперс). Философия как «божественная наука о божественном» (Аристотель). Исторические формы религии и религия Откровения

2. Философия и теология. Доказательства бытия Бога: онтологическое, космологическое, кинезиологическое, телеологическое и др. «Пари» Б. Паскаля. Понятие о высшем разуме и Бог христианства

3. Современные религиозно-философские дискуссии. Отношение Православия к экуменизму и сектантству. Понятие свободы совести. Во что верит Россия?
XX. Философская футурология

1. Глобализация человеческих проблем, их природные и социальные факторы

2. Будущее человека. Учение о ноосфере. Человечество во вселенной

3. Пределы роста, гуманистические идеалы и футурологические прогнозы
Контрольные вопросы по курсу «Философия»


  1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе и культуре.

  2. Истоки философии. Мифология и религия.

  3. Исторические типы философии. Главные этапы ее развития.

  4. Основные парадигмы и методы философии.

  5. Общая характеристика античной философии.

  6. Проблемы ранней античной философии. Натурфилософия..

  7. Философские идеи и метод Сократа.

  8. Онтология и гносеология Платона

  9. Метафизика Аристотеля.

  10. Эллинистическая философия. Общая характеристика. Основные школы и проблематика.

  11. Общая характеристика и основные проблемы средневековой философии.

  12. Философия Возрождения.

  13. Эволюция английского эмпиризма. Проблемы метода в философии Ф. Бэкона.

  14. Рационалистическая метафизика 17 века. Р. Декарт.

  15. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.

  16. Система и метод философии Г. Гегеля.

  17. Марксизм как идеология и философия.

  18. «Философии жизни». Ф.Ницше.

  19. Психоанализ и философия неофрейдизма.

  20. Позитивизм. Неопозитивизм

  21. Экзистенциальная философия о человеке, обществе и истории.

  22. Основные идеи феноменологии Гуссерля.

  23. Русская философия 19 –20 вв. (персоналии по выбору).

  24. Проблема бытия в философии. Бытие и сущее.

  25. Материя и движение. Формы движения материи.

  26. Классическое и релятивистское понимание пространства и времени.

  27. Сознания как проблема философии.

  28. Идеальное как форма бытия сознания. Сознание и мозг. Сознание и язык.

  29. Познание как философская проблема. Формы познания действительности.

  30. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания.

  31. Истина как гносеологическая проблема. Истина как процесс.

  32. Эпистемология. Понятие науки. Типы рациональности.

  33. Структура научного познания, его методы и формы.

  34. Социальная философия. Специфика социальной реальности. Модели социальной реальности.

  35. Общество и его структура.

  36. Проблема личности в философии. Социальные роли и структура личности.

  37. Общество и история. Понятие истории. Проблема направленности исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы.

  38. Общество и культура. Философия культуры. Единство и многообразие культур. Особенности социокультурного развития России

  39. Человек и его ценности. Проблема ценностей в философии. Классификация ценностей.

  40. Жизнь человека как ценность. Смысл жизни. Жизнь и абсурд.

  41. Моральные ценности. Добро и зло. Справедливость.

  42. Религиозные ценности. Свобода совести. Вера.

  43. Человеческие отношения как ценности. Общение. Дружба. Любовь. Эрос. Брак и семья.

  44. Эстетические ценности. Искусство в жизни человека. Игра и творчество.

  45. Экологические ценности. Здоровье человека как ценность.

  46. Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем. Учение о ноосфере. Будущее человечества.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия» iconМетодические указания и контрольные задания по курсу «Математическая статистика»
Т338 Математическая статистика: Методические указания и контрольные задания/ Сост. Н. А. Кучанская. – Вологда–Молочное: иц вгмха,...

Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия» iconМетодические указания и задания к лабораторным работам по курсу “одм...
Приведены теоретические сведения, методические рекомендации, контрольные вопросы и задания для выполнения лабораторных работ по разделу...

Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия» iconПрограмма, методические указания и контрольные задания для студентов...
...

Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия» iconКонтрольные задания по курсу «Экономико-математическое моделирование»...
Контрольные задания по курсу «Экономико-математическое моделирование» и методические указания к их выполнению

Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия» iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине
Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Электротехника и электроника" для студентов спец. 37 01 06 "Техническая...

Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия» iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине «химия»
Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Химия». Екатеринбург: гоу впо «Рос гос проф пед университет», 2009. 68...

Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности,...
Методические указания и контрольные задания по дисциплине Стандартизация норм точности для студентов специальности: 1- 38. 02. 01...

Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия» iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине «Эконометрика»
...

Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов I курса...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская...

Методические разработки и контрольные задания по курсу «философия» iconУчебная программа, методические Указания и контрольные задания для...
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов безотрывной формы обучения специальности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов