Каверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов




НазваниеКаверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов
страница1/20
Дата публикации31.07.2013
Размер3.95 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
http://jsulib.ru/Lib/Articles/994/607/


Рекомендовано Учебно-методическим центром

«Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по гуманитарно-социальным специальностям (020000)



УДК 80(075.8)

 ББК 83.7я73 К12

Рецензенты:

д-р филос. наук, проф. П.И. Чижик; канд. филос. наук, доц. М.Н. Ишук

Главный редактор издательства

кандидат юридических наун, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвшш

 

       ^ Каверин Б.И., Демидов И.В.

К12     Ораторское искусство: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 255 с. - (Серия             «Cogito ergo sum»).

 

 ISBN 5-238-00747-7

Учебное пособие предназначено для изучения основ риторики и совершенствования ораторского мастерства. Особое внимание уделено вопросам деловой коммуникации, в частности речевой подготовке правоведов.

Рассмотрены исторические, логические, лингвистические, психологические и этические компоненты ораторского искусства и возможности совершенствования судебной речи.

Для студентов гуманитарных вузов, учащихся лицеев, гимназий, а также всех, кому небезразличны проблемы культуры и искусства речи.

 

ББК 83.7я73

 

ISBN 5-238-00747-7                                                              © Б.И. Каверин, И.В. Демидов, 2004

                                                                                                © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2004

Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства

 

^ Глава 1. ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ КАК ВИД УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Сила слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно было, чтоб остановить обратившееся в бег войско, превратить поражение в победу и спасти страну.

^ Э. Жирарден

 

Изучение проблем речевой культуры и мастерства публичного выступления требует глубокого понимания сущности публичной речи, логики и форм выражения, различий между основными ее видами. При этом решаются не только теоретические задачи, что, несомненно, важно для будущего оратора. Рассмотрение данных проблем имеет большое практическое значение, поскольку включает усвоение прикладного характера теоретических знаний о красноречии в правовой сфере, их нормативных требований, а также способствует превращению этих знаний в норму личностной речевой деятельности юристов.

 

^ 1.1. Понятие публичной риторической речи и ее основные характеристики

 

Человек выражает свои мысли по-разному: рисунком, чертежом, формулами, музыкальными звуками, красками, жестами и т.д. Однако универсальным знаковым средством оформления и материализации мысли является язык.

Язык — это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенная для целей коммуникации и деятельности субъектов, способная выражать совокупность знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, мировоззренческих позиций, мнений человека о мире и самом себе.

Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, передачи социального опыта, культурных традиций и норм, реализации преемственности поколений*. В естественном (вербально-звуковом и языке тела человека — мимике, жестах и т.п.) и искусственном (языки наук, видов искусства, сигналы и т.п.) языках ведущее положение занимает речь, устный и письменный речевые языки. Речевой язык характеризуется богатыми выразительными возможностями, многообразными смысловыми формами, значениями, всеобъемлющим охватом самых различных сфер жизни, всего бытия.

     См. Современная философия  словарь и христоматия. Ростов н/Д  1996. С.93.

 

Общение между людьми посредством устного и письменного языка и называется собственно речью. Она может быть разговорной, обыденно-практической и литературной, научно-теоретической. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать огромное количество информации, в том числе и ту, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять при помощи органов чувств.

В речи мысль становится доступной самому человеку и другим людям. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств.

По своему значению речь многофункциональна. Она является: а) средством общения; 6) средством мышления; в) формой передачи информации; г) средством управления отношениями людей; д) способом регуляции собственного поведения человека. Речь представлена в различных формах: внешней и внутренней, письменной и устной (монолог, диалог) и т.д. Несмотря на то что все формы речи взаимосвязаны, их роль неодинакова. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ выражения и понятийной систематизации информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего речевого общения и обмена информацией.

При этом особое значение приобретает внешняя речь, которая направлена на социальное взаимодействие, влияет на сознание и социальную активность других людей. Важнейшей разновидностью внешней речи является публичная речь, представляющая собой устное выступление, в котором оратор средствами языка воздействует на определенную группу людей. При этом риторической называется такая публичная речь, где выступающий стремится склонить слушателей или к определенной точке зрения, или вызвать нужное ему действие, или принять требуемое решение.

Следовательно, язык и речь тесно взаимосвязаны и друг без друга не существуют. Однако это вовсе не означает их полного совпадения. Между языком и, речью имеются существенные различия. Из соображений краткости сведем эти различия в следующую таблицу (табл. 1.1).

Таблица ^ 1.1

Различия между языком и речью



 

Связующими звеньями между языком и речью выступают значение и смысл слова. Они выражаются как в единицах языка, так и в единицах речи и в разговорной речи часто отождествляются. При более точном словоупотреблении понятие «значение» отражает содержание слова, предложения, знака, связанное с тем или иным акцентом, аспектом, особенностями языка или речи. Значение слова, других языковых и речевых форм связывается также с теми предметами и явлениями, которые они обозначают. Смысл отражает сущность, качество, закономерности, другие характеристики объектов, которые обозначены словом и другими формами (элементами) языка и речи. Смысл несет и содержит основную информацию об объекте, а значение — всю имеющуюся или ее особенности.

Речь содержит в себе определенный смысл, характеризующий также и личность человека, который ею пользуется. Смысл выражается в тех индивидуальных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает у конкретного человека. Смысл слов и словосочетаний отражает не только объективную реальность, но и субъективный мир данного человека. Поэтому в речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается психология человека. Не случайно древнеримский оратор и учитель античной риторики Квинтилиан считал, что «сердце делает человека красноречивым»*.

* См.: ^ Казаненок Т.Г., Громыко ИМ. Античные афоризмы. — Минск, 1987. — С. 269.

 

Язык и речь в их единстве и противопоставлении изучаются лингвистикой. Ораторское искусство исследует только устную речь. Поэтому в языковом образовании ораторское искусство следует за лингвистикой. Однако при этом между ними имеется существенное методологическое различие. Лингвистика предполагает, что все люди, использующие какой-либо язык, должны знать его одинаково, чтобы понимать друг друга. Ораторское искусство предполагает обратный тезис: автор устной речи должен отличаться от других людей формами и конструкциями внутренней и внешней речи, совершенством вербального выражения смысла и содержания сообщаемого, эстетической и нравственной завершенностью, убедительностью выступления.

Устное слово — могучее средство в умелых руках. Не случайно известный русский юрист А.Ф. Кони утверждал, что

слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском *.

* Цит. по: Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. — Саратов, 1979. — С. 216-

 

Ни одна книга, брошюра, листовка, плакат никогда не заменят живого устного слова. Напечатанная речь есть уже обезличенное, сухое отражение той идеи, которая формировалась и переживалась в человеке.

Устная речь обладает дополнительной выразительностью, возможностями импровизации в ходе ее произнесения, учета мнения слушателей в ходе выступления, перестройки структуры и изменения содержания речи, оперативного воздействия на слушателей.

Чтобы данные возможности реализовались в полной мере, публичная речь по своему качеству должна удовлетворять определенным требованиям. Каковы эти требования?

^ 1. Содержательность речи, ее информативная насыщенность, глубокое раскрытие темыИнформация рождает доверие, когда она объективна. Только в этом случае она помогает привлечь внимание слушающих, понять истину и отстоять ее. Правдивая речь рождает искренний отклик у слушателей.

Содержательность устного тематического выступления, а также лекции, доклада, сообщения связана с глубиной и полнотой раскрытия сообщаемой информации. Такие афоризмы из отечественной народной культуры, как «В чужой беседе всяк ума наберется» или «Хорошую речь хорошо и слушать», выражают информативность, содержательное богатство устного выступления или дискуссии. Содержательность речи не всегда соответствует употребляемым словам, понятиям, строю речи. Еще древние подмечали возможность такого расхождения, отдавая предпочтение информативности, содержательной правдивости речи: «Не взыщите на слове» (т.е. пусть слово не вызовет неприязни) или «Пусть не вызовет неприязни сказанное. Да не осудят меня за эти слова», «Бывает иной раз, что и глупцы скажут что-нибудь дельное»*.

* См.: ^ Казаченок Т.Г., Громыко И.Н. Указ. соч. С. 261

 

Но когда речь не информативна, она не содержит элементов осмысления объекта обсуждения и познания, тогда употребляются другие оценки: «Брось, пустые слова», «Все говорят одно и то же». «Говорить обиняками», «Нужно остерегаться того, чтобы выражение не показалось искусственным», «Из-за глупых слов бывают большие неприятности». И в русском языке сложились оценки, определяющие соотношение между словом и содержанием: «Когда говоришь — думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Слово что воробей: вылетело — не поймаешь». В этих пословицах заключена озабоченность за содержательную сторону речи: обдумай то, что хочешь сказать, слова подбирай соответственно смыслу и объекту обсуждения. Метко сказал Л.Н. Толстой:

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна*.

* Энциклопедия афоризмов: В 2 т. — Минск, 1999. — Т. 2. — С. 514.

 

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно осмыслить при ее подготовке:

• какие главные положения необходимо отразить в выступлении;

• что нового вносится в решение вопроса;

• что остается спорным и требует дальнейших размышлений;

• насколько высказываемые мысли аргументированы и соответствуют предмету и теме обсуждения.

^ 2. Точность и ясность речиКритерии точности устной речи — ее соответствие убеждениям и мыслям говорящего, а также тем предметам и явлениям, о которых идет речь. Точность речи предполагает отсутствие лишних, неопределенных или двусмысленных слов и выражений. Ясность речи — использование известных слов, общеупотребительных оборотов литературного языка. Критерий ясности речи — ее понимание аудиторией.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи определяется:

• знанием предмета;

• логикой мышления;

• умением выбирать нужные слова.

Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводят к неточности речи.

Точность речи чаще всего теряется в результате недостаточного знания особенностей языка. Типичными ошибками при этом следует считать:

• употребление слов в несвойственном им значении;

• не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность;

• смешение омонимов, паронимов.

Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т.е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре.

Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они отличаются по значению? Как правильно спросить:

а) (на катере) «Вы на следующей пристани ... ?»

б) (в электричке) «Вы на следующей станции ... ?»

в) (в автобусе, троллейбусе, трамвае) «Вы на следующей остановке ... ?»

Когда теплоход или катер причаливает к пристани, то подают сходни, и по ним пассажиры сходят. Когда едешь в поезде, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том, и другом случае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», поскольку и в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Снижает точность речи слабое знание существующих в языке паронимов и омонимов. Нейтрализация этого явления в речи связана с употреблением терминов. Термины — это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п. Напомним, что понятие — это отражение в мысли существенных свойств, связей и состояний предметов или явлений объективной действительности. Как форма мышления понятие неразрывно связано с языком. Всякое понятие формируется и реализуется в слове или словосочетании. Формирование понятий является важнейшим условием научного знания и точности речи.

Роль терминов в науке и речи велика. Установлено, например, что представление об инерции уже было известно предшественникам Галилея. Но только с того момента, когда Галилей дал этому явлению название «инерция», было уточнено само представление об инерции, и понятие вошло в научный язык. В целом ряде случаев переход от предположений и догадок к точному знанию совершается при помощи утверждения соответствующего термина. Вот почему все великие ученые уделяли особое внимание созданию и развитию научной терминологии.

Немалый вклад в становление российской терминологии внес, например, М.В. Ломоносов. Ему принадлежат названия: «северное сияние», «земная ось», «воздушный насос», «удельный вес» и др. Фиксируя время рождения того или иного термина, можно судить о развитии науки и языка, их проблематике, объектах исследования, о появлении новых научных направлений и приемов речи.

Вполне естественно, что термины часто встречаются в речи представителей разных специальностей: инженеров, врачей, экономистов, юристов, преподавателей, агрономов и др. Однако не все и не всегда умело используют их, не задумываются над тем, понятны ли термины слушателям, учитывают ли особенности восприятия слова в звучащей речи. Различие в понимании содержания слов у говорящего и воспринимающего речь снижает эффективность выступления*.

* См. подробнее: ^ Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М.( 1990; Введенская Л. А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1996 и др

 

В процессе общения людям часто приходится разъяснять, как следует понять то, что обсуждается, уточнять, какой смысл имеет то или иное слово, выражение. Речевая практика выработала способы объяснения слов. Их используют лексикографы, составляя словари; преподаватели, обучая школьников, студентов; политики, дипломаты, юристы, толкуя смысл документов, законов. Приемами объяснения слов должен владеть каждый, если он ответственно относится к своим выступлениям, к своей речи, заинтересован в повышении ее точности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Каверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов iconО. А. Баева ораторское искусство и деловое общение
...

Каверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов iconУчебное пособие для театральных вузов М., «Искусство»
Н. П. Вербовая, О. М. Головина, В. В. Урнова. «Искусство речи» (Учебное пособие для театральных вузов) М., «Искусство», 1977 Г

Каверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов iconАбрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип
А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с

Каверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов iconЭкономика. Экономические науки акопова, е с и др. Мировая экономика...
Акопова, е с и др. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб пособие для эконом спец вузов /Е. С. Акопова,...

Каверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов iconП. В. Алексий нач кафедры гражданского процесса
Толкование права и договора: Учеб пособие для вузов — М.: Юнити-дана, 2003. 381 с

Каверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов iconМарцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений
М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 544 с

Каверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов iconЛурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб пособие для студ высш учеб заведений
Основы нейропсихологии. Учеб пособие для студ высш учеб заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с

Каверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов iconБакулев Г. П. Массовая коммуникация: зарубежные теории и концепции...
Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: зарубежные теории и концепции : учеб пособие для студ вузов / Г. П. Бакулев. – М. Аспект Пресс,...

Каверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов iconЗахарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб...
Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003....

Каверин Б. И., Демидов И. В. К12 Ораторское искусство: Учеб пособие для вузов iconКраснова О. В., Лидере А. Г. К 782 Социальная психология старения:...
К 782 Социальная психология старения: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов