Вопросы к экзамену по курсу «философия»




НазваниеВопросы к экзамену по курсу «философия»
страница1/8
Дата публикации13.12.2013
Размер0.99 Mb.
ТипВопросы к экзамену
zadocs.ru > Философия > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8
Вопросы к экзамену по курсу «ФИЛОСОФИЯ»

(3 курс, V семестр, 2012/13 учебный год)

Лектор – доц. Е.Н.Боклагов


  1. Философия как деятельность и как мировоззрение.

Философия - лишь один из видов человеческой деятельности. Деятельностный подход рассматривает категорию «деятельность» как категорию, которая выражает собой существенную характеристику человека, а человека определяет как действующее существо. Поскольку же человеческая деятельность осуществляется внебиологическими средствами, ее, в свою очередь, принято определять «как социальную по своей природе активность, программируемую и реализуемую механизмами культуры».

Философская деятельность включает в себя познание истины.

Обычно считается, что философия содержит в себе только мыслительную, дискурсивную деятельность. Однако представляется, что на самом деле она включает в себя помимо мышления еще и конкретную практику воплощения результатов мышления, их практическую реализацию, саму жизнь философа, его поведение.

Таким образом, философская деятельность разделяется на несколько этапов:

1)состояние «неудовлетворенности» (удивление, недовольство и т. д.) данной действительностью;

2)выход в высшую сферу символической реальности, сферу предельных категорий бытия (истина, добро, красота и т. п.);

3)создание своего объяснения, теории;

4)на основе этой теории практическое внесение изменений в саму действительность или в свой образ жизни или в свое понимание этой действительности.

Философия является мировоззренческой дисциплиной, поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения: мифологию, религию, науку и философию.

Субъект Мировоззрения - личность, соц. группа и общество в целом.

Сама философия есть Мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Она составляет теоретическую основу мировоззрения.

Черты философского мировоззрения:

1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.

2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д. Язык философии - не образы, не картинки, а категории.

3. Философия логична и доказательна.

4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире, т.е. размышления над собственными размышлениями.

5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.

Структурные эл-ты философии:

1) Онтология - наука о сущем бытии, о существовании чего-то, о гарантах существования.

2) Гносеология - наука о познании, познаваемости мира, об объекте познания, о субъекте познания.

4) Социальная философия - изучает наиболее общие законы общества, общественной жизни, личности, общественных организаций и др.

5) Философская антропология - наука о происхождении, эволюции человека, его черт и роли.

6) Аксиология - наука о ценностях.

7) Этика - учение о морали и нравственности (Мораль - определенные традиции, заветы; нравственность - правила).

8) Эстетика - наука о прекрасном.

9) Логика - наука о мышлении, формах, методах, законах, операциях, приемах мышления.

10) История философии - раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.



  1. ^ Соотношение философии и науки, искусства, религии. Философия и социокультурный контекст.

Хайдеггер: ф-фия часто выдает себя за то, чем она не явл-ся – за науку или мировоззренческую проповедь. На самом деле, ф-фия – ностальгия, тяга повсюду быть дома, т.е. иметь отношение к миру в целом, к бытию. Это стремление, побуждающее нас философствовать – искать целостность мира, нечто, что нам не дано. Поэтому ф-фия – это скорее специфический тип мышления или даже эмоциональный настрой.

Ф-фия – это необычная дисциплина. Поэтому бол-во представителей философской мысли не считают ф-фию наукой. Сходство с ней ф-фии придает то, что в ней, как правило, используются рациональные способы рассуждений. Но у нее нет предмета в том смысле, что он не локализован в какой-то конкретной области знания, как у других наук. В ф-фии нет также общепризнанных знаний и результатов. Ф-фии не присуще прогрессивное развитие (нельзя сказать, что современная ф-фия превосходит ф-фию древних греков).

Европейская традиция, восходящая к античности, прочно связывала ф-фию с наукой, придавая ей значение как подлинному знанию, а не просто мнению. Ф-фия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Различают 3 исторических периода и способа отношений между наукой и ф-фией:

Первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся ф-фией и обращенное к самым разным предметам. Оно охватывало обобщенные размышление людей о мире и о себе, заключало одновременно пранауку и праф-фию.

Специализация знаний, формирование конкретных наук и их отделение от совокупного знания, ф-фии. (17-18вв-наиболее интенсивно)

В рамках этих 2х периодов конкретно-научное знание носило опытный, описательных х-р; накапливался материал для последующих обобщений. Именно на долю ф-фии выпала ф-ция строить общую картину природы (натурф-фия), об-ва (ф-фия истории).

Формирование теоретических разделов целого ряда наук. Теоретические задачи взяла на себя наука. Яснее сознается, что ф-фия должна строить универсальную теоретическую картину мира вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Возникает вопрос о научности самой ф-фии.

Первая попытка обрисовать круг задач ф-фии принадлежит Аристотелю: ф-фия – учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ф-фия – «госпожа наук», т.к. другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. Такой подход (резкое расхождение ф-фии и науки) сохранился надолго.

В 19-20вв зазвучали противоположные суждения – о величии науки и неполноценности ф-фии. Возник позитивизм, поставивший под сомнение познавательные возможности ф-фии. Аргументы: у ф-фии нет своей предметной области, все они явл-ся предметом конкретных наук. Нет четких способов отличить истинное от ложного; все расплывчато, неконкретно, и она не влияет на решение практических задач.

Такой подход (сциентизм, от лат. Scietia-наука) продиктован непониманием cпецифики ф-фии, ее особых задач, не сводимых лишь к начно-познавательным задачам.


  1. ^ Предмет философии. Философия как «любовь к мудрости», как наука и как игра.

Ч-к изначально обладал любознательностью (Леббок «Начало цивилизации» -- пример про туземца). Грустные вопросы, на к-рые он не в силах ответить. Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. И именно ф-фия может это ему дать. Ф-фия не обладает таким же предметом как другие науки, так как ее предмет не локализован в пределах какой-то конкретной области знания. Ф-фия ставит не просто вопросы как?что? но и почему?зачем?откуда? Их разрешение лежит в области философского мышления. Предмет философии – не одна какая-то сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Ф-фия помогает понять связи и согласованность между разнообразными областями знания и опыта (чтобы понять произведение искусства, нужно смотреть на всю картину в целом, а не сосредоточиваться на фрагменте). Ф-фия формирует мировоззрение, т.к. ответы на фундаментальные вопросы бытия и формируют его в своей совокупности. Поэтому ф-фия - не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств.

Большая многоплановая проблема “ мир-человек”, по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблемы. Вот почему она может быть в опр. смысле названа осн. вопросом ф.

Любопытным представляется буквальное значение слова «философия» = от греч. phileo — люблю + sophia — мудрость, — любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания». В этом смысле оно употреблялось Фукидидом, Сократом и др. представителями античной культуры. До нас дошло как предание, будто Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости: сама мудрость (как и знание) дана лишь Богам, а человек должен удовлетвориться только стремлением к мудрости (к знанию). Отсюда и «философия» как любовь (или стремление) к мудрости. Специалисты по античной философии полагают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания впервые употребил Платон. Вопрос о том, в чем заключается сущность различия между умом и глупостью, равно как и проблема соотнесения с тем и другим мудрости и философичности, представляется достаточно важным для осознания специфики философского стиля мышления.

Как известно, и среди высокообразованных людей встречаются глупцы, а невежа может оказаться умным человеком. По меткому замечанию русского мыслителя Княжина: "Ум – это хорошо организованная система знаний". Умный человек – это тот, кто умеет использовать на практике любую крупицу знаний, имеющуюся в его арсенале, а глупец, соответственно – тот, кто наличествующие в его памяти знания не умеет употребить "в дело". Умных людей в этом мире не так уж и мало, однако далеко не всех из них называют мудрецами.

Мудрецами признаются только те, кто в процессе "умного" освоения действительности приходит к многоаспектным знаниям и становится способным к разностороннему и неожиданному видению мира. "Две женщины обратились к мудрецу с просьбой разрешить их спор: кто настоящая мать – та, что родила, или та, что воспитала? Мудрец посоветовал обеим одновременно тянуть ребенка к себе: та, что перетянет, и является матерью. Женщины начали тянуть, ребенок заплакал. Одна из женщин отказалась от борьбы: пусть другая заберет его себе, я не могу видеть слез ребенка. Мудрец вынес решение: та, что отказалась тянуть и есть настоящая мать".

Мудрость способна выносить правильные решения, но между ней и философией – достаточно большая дистанция. Мудрость обычно, как и в вышеприведенной притче, призывает к бездействию:

Мудрость, таким образом, относительно бездейственна, хотя и умна. Но человек далеко не всегда может удовлетвориться мудрым бездействием. При решении сложных жизненных проблем он не менее часто нуждается в деятельностных программах. Однако для того, чтобы создать такие программы, одной мудрости недостаточно. Слова выдающегося философа Иммануила Канта: "Имей мужество пользоваться собственным умом", относятся, прежде всего, к мудрым людям, потому что активная деятельностная мудрость – это уже философия, потому что для того, чтобы призывать к деятельности, требуется уверенность в непогрешимости принятого решения. Уверенность в себе в условиях неопределенности, которая сопровождает любую проблемную ситуацию (а человек обращается и к уму, и к мудрости лишь встречаясь с такими ситуациями, которые могут быть разрешены несколькими способами), в условиях риска за последствия принятого решения, разумеется, требует достаточно большого мужества.

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории.

Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт - можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию.


  1. ^ Онтология как философское учение о бытии. Проблема единства мира.

Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизические проблемы есть во всех областях человеческой деят-ти, т.к. везде ч-к сталкивается с тем, что выходит за границы опыта. Например, принцип причинности означает, что все в мире связано причинно-следственными связями, но последовательность причин уходит в бесконечность и предполагает какую-то первопричину, о к-рой ч-к не может ничего сказать в рамках рационального описания.

Онтология – учение о бытии как таковом. Иногда онтологию отождествляют с метафизикой (домарксисткая ф-фия), но чаще (новое время) онтология рассматривается как ее основополагающая часть, как метафизика бытия. Впервые этот термин употребил нем.ф-ф Вольф (предшественник Канта).

Еще в античности различают бытие и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей (совокупность многообразия проявлений бытия). Но в многообразии вещей есть признак общий для всех – то, что они вообще существуют. Это выражено в понятии бытия. Бытие – сущее как таковое, независимо от ч-ка и его сознания. Бытие – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое.

Первым поставил проблему бытия Парменид (до него предметом ф-фии были реальные, конкретные вещи, а не сущее как таковое). Согласно ему, бытие – причина всего и ни от чего не зависит, оно существует всегда; оно неделимо – либо оно есть все целиком, либо его нет. Оно не развивается, т.к. оно в любой момент самодостаточно. Оно завершено, сущ-ет в строгих границах и похоже на совершенно круглый шар, любая точка на к-ром ровно отстоит от центра. Центр его везде, а периферия нигде.

Итак, под онтологией. стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего. Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения; духовная жизнь — также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку содержание их учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносеологии и логики. Критика О. представителей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель).

В западной философии 20в. в результате реакции на распространение субъективно идеалистических течений (неокантианство - воспроизводит идеалистические и метафизические элементы философии Канта, игнорируя ее материальные и диалектические элементы; позитивизм - истинным источником знаний являются конкретные науки) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе. В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции.

Мир сущ-ет как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания ч-ка. Проблема заключается в том, что люди, практически действуя в окружающем мире, должны раскрыть для себя эти отношения единства в многообразии.

Человек в повседневной жизни склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми, с обществом. В то же время ему очевидны существенные различия между вещным и духовным, природой и обществом, собой и другими людьми. И все же ч-ку важно найти общее между различными целостностями окружающего мира. Тем более что в нем слиты неразрывно единство и дух, природное и общественное.

По этим причинам подход к миру как к единству многообразного родился в человеческой практике. В философии был поставлен вопрос о всеобщем — общем для всего. Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты (мысли, идеи), природа и общество, различные индивиды сходны в том, что они «есть», существуют. Но философское открытие проблемы бытия – это лишь предпосылка единства мира. Энгельс: «Действительное единство мира состоит в его материальности» (спор с Дюрингом). Единство истории закладывается в самой реальной жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Материальная основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, исторических закономерностей быть не может. Формы проявления единства исторического процесса: установление многообразных связей между странами: экономических, культурных => рост городов, консолидация народностей. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Таким образом, в ходе истории меняются формы выражения ее внутреннего единства, старые форм накладываются на новые, но то, что история - единый процесс развития человечества, становится еще более очевидным.

История человечества - это история множества народов и государств, стран регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, истории борьбы различных классов и государств, войн и революций, короче - наполнена массой уникальных событий жизнь человеческая. О. Шпенглер и А. Тойнби признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимал духовные ценности или религиозные системы. О. Шпенглер: каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит период возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур. А. Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творчески меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь сфере духа, на основе религии. Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало, прежде всего, развитие экономических связей, процесс, связанный с построением единого капиталистического рынка. Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье, Спенсера.

Гегель: единство истории придавал "мировой дух, « который воплощался в духе различных народов; Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая придет на смену существующей; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теории эволюции.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену по курсу «философия» iconВопросы к экзамену по курсу «Философия»
Классический период Древнегреческой философии. (Философия Сократа, Платона, Аристотеля)

Вопросы к экзамену по курсу «философия» iconВопросы к экзамену по курсу «философия»
Философия. В 2-х частях. Под ред. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова. М., 2000 г

Вопросы к экзамену по курсу «философия» iconВопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История...
Философия науки – философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический (методологический)...

Вопросы к экзамену по курсу «философия» iconВопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»
Проблема познаваемости сущности мира и его явлений в истории философии (скептицизм, агностицизм)

Вопросы к экзамену по курсу «философия» iconВопросы к экзамену по курсу «философия» /2011-2012 учебный год
Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода

Вопросы к экзамену по курсу «философия» iconВопросы к экзамену по курсу «История»
Вопросы к экзамену по курсу «История» для студентов 1-ого курса факультета ин языков

Вопросы к экзамену по курсу «философия» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Философия»
Философия : учеб пособие / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М. Проспект, 2009

Вопросы к экзамену по курсу «философия» icon4 Вопросы к экзамену 1 Вопросы для подготовки к экзамену для студентов
...

Вопросы к экзамену по курсу «философия» iconВопросы к экзамену по курсу «Политология. Социология. Основы идеологии белорусского государства»
Вопросы к экзамену по курсу «Политология. Социология. Основы идеологии белорусского государства» для студентов специальностей Т,...

Вопросы к экзамену по курсу «философия» iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Философия»
Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в досократовской философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов