Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия»




НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия»
страница1/7
Дата публикации23.12.2013
Размер0.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Общеуниверситетская кафедра философии

Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины

«Философия»

ООП: 031200 – Педагогика и методика дошкольного образования, специалитет

Институт педагогики и психологии образования

Факультет педагогический (г. Зеленоград)

^ Курс: 2

Семестр: 3

Москва – 2010


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

^ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Общеуниверситетская кафедра философии

Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины

«Философия»

Часть I. Программа учебной дисциплины

^ ООП: 031200 – Педагогика и методика дошкольного образования, специалитет

Институт педагогики и психологии образования

Факультет педагогический (г. Зеленоград)

^ Курс: 2

Семестр: 3

Москва – 2009

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры философии «__» июня 2009 года, протокол №011.

Составитель:

кандидат философских наук,

доцент кафедры ^ Шлемова Наталья Анатольевна

Заведующий кафедрой философии:

профессор, доктор философских наук ________ Бессонов Б.Н.

Пояснительная записка
Профессиональная подготовка учителя в педагогическом вузе включает изучение трёх основных блоков наук: специальных, психолого-педагогических и общегуманитарных дисциплин. Роль последних важна в формировании мировоззрения учителя, его общей культуры, являющихся неотъемлемой частью подготовки педагога. Среди общегуманитарных наук главное место занимает философия как важнейшая составляющая человеческой культуры.

Изучается «Философия» в первом семестре в объеме 102 часа, из них лекций – 18 часов, семинарских занятий – 16 часов и решает важные для профессионального становления студентов цели и задачи.

Философия – это особый тип рационального познания, в котором систематически формулируются и обсуждаются кардинальные вопросы человеческого бытия в его целостности и единстве. Системность определяет содержание философии, поиск ею единства и субстанции мироздания. Рациональность – её форму и уровень.

Исследования русской философии Серебряного века показали, что русская духовная традиция содержит идейный потенциал, существенно важный для выработки нового мировоззрения как необходимой предпосылки перехода от технократизма индустриальной цивилизации к культуроцентризму постиндустриального общества. Главная миссия философии – этическая. Изучение философии формирует нравственную позицию человека.

Итак, философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках отношения человека к природе, обществу и духовной жизни.

Данная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом к структуре гуманитарного образования, минимума содержания знаний и умений по циклу гуманитарных и социально – экономических дисциплин. При изложении истории развития философской мысли внимание акцентируется на важнейших концепциях, реальном многообразии идей, подходов и позиций, что должно стимулировать становление философской культуры и развитие самостоятельного мышления будущих специалистов, их умения противостоять распространению различных псевдоучений, с которыми выступают новоявленные «пророки» и «спасители». Как заметил А.С. Пушкин: «В самостояньи человека – залог достоинства его». В целях углубления знаний студентов, развития самостоятельности и культуры мышления, умения анализировать реалии меняющегося мира, рекомендуются собеседования по отдельным проблемам, семинары, подготовка рефератов, дискуссии. Программа составлена на основании существующих учебных пособий по философии, издаваемых с 2000 г., рекомендованных Министерством образования РФ.

^ Цель дисциплины: освоение студентами знаний предмета, методологии и структуры философии, формирование у студентов мировоззренческой парадигмы знаний, навыков абстрактного мышления, до высот которого поднимаются далеко не все. Развитие у студентов культуры логического и самостоятельного мышления. Формирование представлений о научно-философской картине мира. Понимание философии как методологии науки вообще, «матери всех наук». Формирование представления о философии как самосознании культуры.

^ Задачи дисциплины:

– формирование у студентов общих представлений о философии как мировоззрении и науке, о месте философии в системе наук, о методах философских исследований;

– формирование у студентов представлений об истории развития философии с древности до наших дней, о плюрализме философских школ и направлений;

– формирование у студентов представлений о систематическом курсе философии;

– обучение самостоятельному выбору философских школ и ориентаций. Развитие интеллектуального самосознания;

– способствовать развитию философского – системно-рационального, критического взгляда на мир и человека, системы независимых и оригинальных убеждений. Формирование мировоззренческих опор в хаосе кризисующей цивилизизации.

^ Структура учебной дисциплины. Учебная дисциплина «Философия» включает два раздела: «Исторический курс» и «Систематический курс».

Межпредметные связи. Философия тесно связана с историей, культурологией, социологией, наукой, психологией.

^ Формы итогового контроля. Семестр заканчивается экзаменом.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, изучивший дисциплину «Философия», должен знать:

– сущность и особенности, основные принципы философствования;

– объект, предмет, функции философской науки, ее основные категории, взаимосвязь философии с другими науками;

– историю развития философской науки, ее систематический курс;

– примеры подлинного философствования.

^ Владеть умениями и навыками:

– анализировать изученную литературу и формулировать свою позицию к прочитанному источнику;

– планировать свое выступление перед аудиторией;

– выступать перед коллегами по намеченному плану;

– участвовать в обсуждении ответов своих товарищей.

Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в философию

Самостоятельность и своеобразие философии. Примеры подлинно­го философствования. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функции философии. Союз науки и философии. Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии. Практическая ориентация философии. Моральная функция философии. Назначение философии. Кратко об онтологической и других функциях философии.

Тема 2. Античная философия

Милетская школа философии. Демифологизация античного мировоззрения. Поиски вещественных субстанций как путь к универсальным принципам. Современные научные данные об исходной сингулярности Вселенной. Школа Пифагора: поиски количественных закономерностей. Гераклит и элеаты. Апории Зенона как путь выработки философских представлений о веществе, пространстве и времени. Древние атомисты. Атомизм как попытка преодоления апорий Зенона. Сопоставление древ­него и современного атомизма.

Школа Сократа. Умопостигаемость общего. Этический рационализм Сократа, понимание диалектики как взаимодополнительности иронии и майевтики. Смерть Сократа. Софисты, их споры с сократиками. Проблематика софизма.

Философия Платона. Природа идей. Сопричастность идей и вещей. Понимание идеи как предела становления вещей и как порождающей модели класса вещей. Достижения античного объективного идеализма. Современные данные о связи общего и единичного. Космология Платона и его учение об обществе как конкретизация концепции идей. Этика Платона.

Философия Аристотеля. Материя и эйдос (форма). Возможностно энергийное понимание действительности. Логика и методология Аристотеля. Три закона формальной логики. Силлогизм. Учение об обществе и этические представления Аристотеля.

Философия эллинизма. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, кинизм о проблеме человека. Римская философия. Неоплатонизм. Характерные черты античной философии.

Тема 3. Средневековая философия

Философия и теология. Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности как результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного. Креационизм. Провиденциализм. Истолкование природы времени и вечности. Средневековый символизм и герменевтика. Спор реалистов и номиналистов; концептуализм. Совре­менная интерпретация этого спора, различение общего, имени и понятия. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа. Средневеко­вое понимание общества и природы. Средневековая теодицея. Патристика и схоластика. Основные идеи средневековой философии.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

Антропоцентрический неоплатонизм как основа философии эпохи Возрождения. Понимание человека как рукотворного мастера и художника. Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. Разработка метода линейной перспективы. Гуманизм. Возрожденческий утилитаризм. Философы эпохи Возрождения: Н.Кузанский, Н.Фичино, Л. да Винчи, М. Монтень. Характерные черты возрожденческой философии — антропоцентризм, гуманизм, личностно-материальное и геометрически-структурное понимание мира, борьба со схоластикой.

Тема 5. Европейская философия XVII в.

Философия Ф. Бэкона: критика схоластики, развитие экспериментального метода и метода индукции. Недостатки индуктивного метода. Философия Р.Декарта: принцип "Cogito ergo sum", принцип методического сомнения; интеллектуальная интуиция; дедуктивный метод, вы­деление простого и восхождение от него к сложному; поиск рациональ­ного порядка во всем; концепция врожденных идей; дуализм.

Галилей и Ньютон: создание теоретической механики. Четыре аспекта механики Ньютона: метод принципов, математический язык, законы и начальные условия, гипотетико-дедуктивная структура.

Правовые идеи в воззрениях Т. Гоббса и Дж. Локка как реализации потенциала нововременной философии. Философия Лейбница: принципы тождества, достаточного основания, предустановленной гармонии, идеальности монад, непрерывности. Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания. Эмпиризм и сенсуализм Локка: переход от простых идей к сложным. Рационализм Лейбница в теории познания. Основные идеи философии XVII в.

Тема 6. Европейскяя философии XVIII в.

Философия французского Просвещения (Вольтер и Руссо) и французского материализма (Гольбах). Философия Канта: принцип трансцендентального идеализма, соотношение способностей души с познавательными способностями и априорными причинами. Основные формы человеческой деятельности и сопутствующие им ценности: истина, красота и добро. Деятельностная философия Фихте. Сравнение двух главных философских направлений XVIII в., французской и немецкой философий. Об изъяне проекта Просвещения.

Тема 7. От философии Гегеля к диалектическому материализму

Философия Гегеля: идеализм, природа идей; идеи сами по себе, в природе и духе. Схематика гегелевской энциклопедии философских наук. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской диалектики. Материализм Фейербаха. Диалектический материализм Маркса и Энгельса: критика капитализма, проблема отчуждения и возможности ее преодоления посредством пролетарской революции, уяснение природы общественного, разработка проблем практики.

Тема 8. От философии жизни к герменевтике

Неклассическая философия жизни как противовес классической рациональной философии. Философия А.Шопенгауэра. Интуитивизм А.Бергсона. Философия воли к власти Ф.Ницше.

Экзистенциализм. Бытие человека в мире. Истолкование проблемы существования человека. Экзистенциализм как преодоление психологизмов философии жизни. Основные экзистенциалы: страх, тревога, ожидание смерти и др. Основные идеи философии Сартра, Ясперса, Камю.

Фундаментальная онтология Хайдеггера.

Феноменология Гуссерля: единство субъекта и объекта в феноменах, интенциональность сознания, эпохе, феноменологическая редукция, роль воображения в конструировании эйдосов, эйдетическая интуиция. Успехи и неудачи феноменологии.

Герменевтика. Метод вчувствования В. Дильтея. Истолкования Хайдеггером понимания как языковой интерпретации. Представление о герменевтическом круге. Герменевтика бытия Гадамера и ее отличие от герменевтики сознания Шлейермахера, Дильтея.

Тема 9. Аналитическая философия

Основатели движения Г.Фреге, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Логические открытия Фреге и Рассела. Логико-философский трактат Л. Витгенштейна. Логический позитивизм: отрицание метафизики, аналитические и синтетические суждения. Принцип верифицируемости. Физикализм. Эмотивизм в этике. Сильные и слабые стороны логического позитивизма.

Постпозитивизм. Критический рационализм К.Поппера: принцип фальсификации; квазидарвиновская модель роста научного знания. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Методологический анархизм П.Фейерабенда. Концепция парадигм и научных революций Т. Куна.

Лингвистический поворот в философии XX в. Концепция языка позднего Витгенштейна. Значение слов как их употребление. Язык как форма жизни и деятельности. Современные тенденции развития анали­тической философии.

Тема 10. От структурализма к постмодернизму

Структурализм. Структура как относительно устойчивый способ организации системы. Учение Ф. де Соссюра о естественных языках как знаковых системах.

Философия дискурсивных практик М.Фуко. Дискурс как совокупность высказываний. Становление и рассеивание структур в дискур­сивных практиках.

Деконструктивизм Ж.Дерриды. Деконструкция как замещение слов и предложений цепочкой заменителей (субститутов) по законам красоты.

Постмодернизм Ж. Лиотара. Паралогика как предпочтение дисконсенсуса (а не консенсуса), случайного (а не необходимого), дискретного (а не непрерывного), игры (а не строго упорядоченной деятельности), рассеивания дискурсов (а не их центрирования), виртуального (а не вещного). Постмодернизм в умеренном и авангардистско-анархическом вариантах.

Тема 11. Русская философия

Историческая справка о философии в России до XIX в. Философия славянофилов: И.В. Киреевского, Л.С. Хомякова. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Религиозно-этические искания Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия западников: А.И. Герцена и Н.Г.Чернышевского. Евразийство. Философия B.C. Соловьева: положительное всеединство. Бог как олицетворение всеединства, София. Формула B.C. Соловьева: абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Любовь как сила, подрывающая корни всякой отдельности. Жизнь как подвиг одухотворения. Критики о философии B.C. Соловьева.

Русская философия XX века. Насильственная эмиграция философов (1922 г.). Философия Н.А. Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Диалектическая феноменология и символизм А.Ф. Лосева. Русский космизм. Характерные черты русской философии: внимание к целостности мира, его положительному всеединству; этический персонализм, соборность, интуитивность и праведность; космизм.

Философия советского периода. Подъем знамени ленинизма. Сталинизм в философии и науке. Расцвет и закат марксистско-ленинской философии.

Тема 12. Восточная философия

Восточная философия. Основные черты индийской философии. Тезис: атман есть брахман. Основные черты китайской философии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной философий.

Тема 13. Учение о бытии

Вопрос о существовании. Виды бытия. Монистические и плюралистические виды бытия, самоорганизация бытия. Материальное и идеальное. Пространство и время. Движение и развитие. Диалектика. Детерменизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности.

Тема 14. Философская антропология и гносеология

Философия о природе человека: обзор различных точек зрения, дилеммы уникальности/универсальности, внутреннего/внешнего; единство человека, его историчность, необходимость синтеза гуманистических концепций. Четыре сферы бытия человека: природная, психическая, языковая и предметно-деятельностная. Рассмотрение тех возможностей, которые позволяют человеку познавать мир. Критика противопоставления объекта субъекту. Природа психических функций человека. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального познания. Творчество. Интуиция. Память и воображение. Сознательное, бессознательное, надсознательное. Фрейдизм о бессознательном. Самосознание. Общественная природа сознания. Истина. Три концепции истины; корреспондентная, когерентная и прагматическая. Шкала истинности: относительность истины и заблуждения. Объяснение, чувствование, понимание как формы познания. Проблема единства, истины, добра и красоты. Русские философы В.С.Соловьев и П.Ф.Флоренский о единстве истины и духовности. Ценность и оценка. Философия как аксиология. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал.

Тема 15. Философия символического мира человека. Человек в мире культуры

Философия языка. Обзор исторических интерпретаций природы языка. Три философии языка: философия имени, предиката и ценностных установок. Метаязык. Формализованный язык. Машинные язы­ки. Философия как язык.

Философия культуры. Культура и цивилизация. Диалоговый характер культуры. Проблемы массовой и элитарной культуры. Эстетическое, природа красоты. Различение художественного и эстетического. Прекрасное и возвышенное.

Философия практики. Практика как деятельность человека. Структура практики: цель, целесообразная деятельность, средства, результат деятельности и его оценка. Интерпретация феномена практики в различных способах философствования. Разновидности практики.

Добро. Три этики: добродетелей, долга и ценностей. Проблемы свободы и ответственности. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Мораль, право. Религиозные ценности и свобода вероисповедания. Классическая и неклассическая концепция ответственности. Философские вопросы образования.

Тема 16. Философия общества и истории

Философские концепции общества. Человек и общество. Свобода и необходимость. Личность и массы. Общество и его структура. Гражданское общество. Государство. Философия истории. Многообразие цивилизаций. Запад — Россия — Восток. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Тема 17. Философия природы

Исторические формы отношения человека к природе. Концепция ноосферы. Происхождение Вселенной: гипотеза Большого взрыва. Уровни организации Вселенной. Тупики физикализма, биологизма, натурализма, психологизма, социологизма. Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм. Вопросы сохра­нения и развития экосистемы человек – природа. Требования экологической этики. Вопросы биомедицинской этики.

Тема 18. Философия науки

Природа науки. Наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Соотношение науки и обыденного познания. Тупики сциентизма.

Эмпирический уровень научного познания. Различие эмпирических и теоретических терминов. Наблюдение и эксперимент. Измерение, его структура. Роль прибора. Модельное экспериментирование.

Теоретический уровень исследования. Теория как система принципов, законов, концептов. Понятие как фиксация общего. Природа идеализации. Становление научной теории и рост научного знания. Анализ и синтез, классификация и дедукция, обобщение, идеализация как главные моменты становления научной теории. Формализация и математизация знаний. Соотношение новых и старых теорий. Теоретические методы: аксиоматический, конструктивистский, гипотетико-дедуктивный, прагматический и другие способы организации знания.

Идеалы науки. Этика ученого. Философия и наука.

Тема 19. Философия техники

Происхождение и природа техники. Техника как совокупность артефактов, как технология, т.е. как совокупность операций по целенаправленному использованию технических артефактов. Техника как символизация человека в предметно-технологическом действии. Основные проблемы философии техники: сущность технического подхода и его отличие от научного подхода, различие естественного и технического, вопросы оценки техники. Техника и этика. Три формы техноэтики. Деонтологическая и нормативная социотехническая этика. Этические кодексы инженерных сообществ. Философия информационного подхода. Проблемные вопросы информационного общества.

Тема 20. Стратегия будущего

Человек во Вселенной. Человек перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Кризисные явления в современной философии. Философия и ее миссия спасения человечества.
^ Рекомендуемая литература к курсу
Учебники и справочные издания:

Основная:

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник. Изд.4-е. – М., 2001(2006).

2. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2000.

3. Философский словарь / Под. Ред. И.Т. Фролова. – М., 2001.

4. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 3-х ч. - СПб., 1994. М., 2007.

5. Миронов В.В. Философия. М., 2006.
Дополнительная:

6. Рассел Б. История западной философии: В 3-х кн. СПб., 2001.

7. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. – М.: ИФ РАН, 2001.

8.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2002.

9. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д, 2000.

10. Философский энциклопедический словарь. /Составители: Е.Ф.Губский и др. – М.: ИНФРА-М, 2001.

11. Современная западная философия. Словарь. М., 1991; М., 2000.

12. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4-х кн./Под ред.проф. Н.В.Мотрошиловой. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 2000.
Хрестоматии:

  1. Мир философии : Книга для чтения. В 2-х ч. – М., 1991.

  2. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3-х ч.– М.: МПГУ, «Владос», 1998.


Монографии/источники/статьи…:

  1. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

  2. Франк С. Духовные основы общества. – М., 1992. С. 10-23.

  3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.

  4. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху Греции. М., 1994.

  5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

  6. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

  7. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

  8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

  9. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

  10. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1993.

  11. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона//Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т.1. М., 1990. Вступительная статья.

  12. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

  13. Лосев А.Ф., Тахо – Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1994.

  14. Платон. Апология Сократа//Платон. Собр. соч.: В 4-х т. М., 1990. Т.1.

  15. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. Платон. Аристотель. – М., 1999. (Серия «Антология мысли»).

  16. Мыслители Греции. Платон. Аристотель. От мифа к логике. М., 1999. (Серия «Антология мысли»).

  17. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

  18. Булгаков С.Н. Православие. М., 1991.

  19. Столяров А.А. Августин. Жизнь. Учение//Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

  20. Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. М., 1992.

  21. Майоров Г.Г. Средневековая философия. М., 1982.

  22. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

  23. Булгаков С.Н. Православие. М., 1991.

  24. Столяров А.А. Августин. Жизнь. Учение//Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

  25. Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. М., 1992.

  26. Майоров Г.Г. Средневековая философия. М., 1982.

  27. Фишер К. История новой философии. Декарт. М., 1994.

  28. Декарт Р. Соч.: В 2-х т. – М., 1989. Т.1.

  29. Кант И. Критика чистого разума. М.., 1994.

  30. Соловьев Вл. Кант//Соловьев Вл. Соч.: В 2-х т. М., 1990. Том 2.

  31. Ильин А.И. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.

  32. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб, 1993.

  33. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб, 1992.

  34. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2.

  35. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 2001.

  36. Стретерн Пол. И. Кант / Пер. с англ. М., 2004.

  37. Стретерн Пол. Г.В. Ф. Гегель. М., 2004.

  38. Шопенгауэр А. Собр. Соч.: В 2-х тт. М., 1992. («Мир – как воля и представление».)

  39. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., 1970.

  40. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х тт. М.,1990.

  41. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

  42. Бергсон А. Собр. соч. М., 1992. Т. 1.

  43. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2001.

  44. Шпенглер О. Закат Европы: В 2-х тт. М., 2003.

  45. Гуссерль Э. Логические исследования. М.: Мысль, 1999.

  46. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2002.

  47. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

  48. Деррида Ж. Сочинения. М.: Мысль, 2000.

  49. Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. (Раздел первый)

  50. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

  51. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10-17 веков. М., 1990.

  52. Хомяков. Достоевский. Соловьев. М., 1995.

  53. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4-х тт. Л., 1991.

  54. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

  55. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

  56. Бердяев Н. Смысл творчества. М., 2001.

  57. Рейнхард Л.Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996.

  58. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

  59. Хоружий С.С. Опыты. Из русской духовной традиции. М., 2006.

  60. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

  61. Лосев А.Ф. Имя. СПб.: Алетейя, 1997.

  62. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

  63. Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 1996.

  64. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1990.

  65. Философы 20 века. М., 1999.

  66. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2004.

  67. Кравченко В. Вл.Соловьев и София. Монография. М., 2006.

  68. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.

  69. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2-х томах. Беларусь, 2005.

  70. Чаттерджи С. Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

  71. Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. М., 2001.

  72. Томпсон М. Восточная философия. М., 2002.

  73. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.

  74. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  75. Теория познания. М., 1991. Т. 1, 2.

  76. Это человек. Антология. М., 1995.

  77. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

  78. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.,1991.

  79. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  80. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М., 1997.

  81. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

  82. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

  83. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

  84. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.


Интернет-ресурсы:

www.philosophie.ru


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

^ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Общеуниверситетская кафедра философии

Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины

«Философия»

Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины

Форма обучения: очно-заочная

Всего часов по курсу: 102

Лекции: 18

Семинары: 16

Самостоятельная работа: 68

Экзамен в 3 семестре

Москва – 2009

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры философии «__» июня 2009 года, протокол №011.

Составитель:

кандидат философских наук,

доцент кафедры ^ Шлемова Наталья Анатольевна

Заведующий кафедрой философии:

профессор, доктор философских наук ________ Бессонов Б.Н.
Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

«Философия»

для очно-заочной(вечерней) формы обучения

ЗДОШ-О-В

Описание учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» состоит из 3-х частей: учебной программы дисциплины, методических рекомендаций по её освоению. Методические рекомендации и план изучения данного курса составлены в соответствии с учебной программой дисциплины «Философия» и содержат виды учебной работы и их трудоёмкость, тематический план учебной дисциплины, вопросы для изучения и формы обучения по каждой теме с их конкретным содержанием, примерную тематику творческих работ, требования и примерные вопросы к зачёту, список рекомендуемой литературы.

Виды учебной работы и их трудоёмкость

По учебному плану заочной формы обучения на изучение курса «Философия» предусмотрено 102часа:

  • лекции –18 часов;

  • семинары – 16 часов;

  • самостоятельная работа – 68 часов (контроль самостоятельной работы заключается в проверке рефератов, написанных студентами в качестве интерпретации к рекомендуемым для прочтения первоисточникам по курсу: краткий анализ главы первоисточника).

Распределение часов по темам учебного курса в зависимости от формы организации обучения выглядит следующим образом:

№№

^ Тема занятий

Аудиторные

Самостоятельная работа

Всего







лекции

семинары







1.

Введение в философию

1

1

3




2.

Античная философия

4

2

7




3.

Средневековая философия

1

1

3




4.

Философия эпохи Возрождения

1



3




5.

Европейская философия 17в.

_



4




6.

Европейская философия 18в.

_

1

4




7.

От философии Гегеля к диалектическому материализму

1

1

4




8.

От философии жизни к герменевтике

1

1

3




9.

Аналитическая философия

1



3




10.

От структурализма к постмодернизму

_



3




11.

Русская философия

2

2

4




12.

Восточная философия

2

2

3




13.

Учение о бытии

1

1

3




14.

Философская антропология и гносеология

1

1

3




15.

Философия символического мира человека. Человек в мире культуры

_

1

3




16.

Философия общества и истории

1



3




17.

Философия природы

_



3




18.

Философия науки

1



3




19.

Философия техники



1

3




20.

Стратегия будущего



1

3




Всего:


18

16

68

102

Итоговая аттестация по курсу предполагает проведение экзамена.

Тематический план освоения учебной дисциплины

Тема 1. Что такое философия?
^
План лекции: (1час)

  1. Самостоятельность и своеобразие философии.

  2. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.

  3. Научная ориентация философии.

  4. Мировоззренческая и методологическая функции философии.

  5. Чувственно-эстетическая ориентация философии.

  6. Практическая ориентация философии.

  7. Моральная функция философии.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Восток в мировой политике»
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Биология размножения и развития» составлен в соответствии с требованиями Государственного...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм»
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по дисциплине «История государства...
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании государственного образовательного стандарта и типовой учебной программы...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» iconУчебно-методический комплекс иркутск 2010 Автор: И. Б. Рябцева, старший...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Наследственное право» подготовлен на основе Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Б3 Б. 5 «гражданское право»
...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» iconПланы семинарских занятий Методические рекомендации студенту по организации...
Учебно-методический комплекс (умк) по дисциплине «Философия права» подготовлен на кафедре социальной философии. Философия права входит...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины История и теория конституционализма...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины вв «социология»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Социология» разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература для специальности 030503 (52) 0201 «Правоведение» среднего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов