Литература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. "Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит", пишет православный автор [1].




Скачать 368.73 Kb.
НазваниеЛитература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. "Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит", пишет православный автор [1].
страница1/4
Дата публикации25.12.2013
Размер368.73 Kb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Философия > Литература
  1   2   3   4
Сила имени

Молитва Иисусова в православной духовности

епископ Диоклийский Каллист (Уэр)

Содержание:

1. Молитва и безмолвие

2. "Господи, Иисусе..."

3. Простота и доступность

4. Полнота

5. Сила Имени

6. Обретение цельности (Unification)

7. Вхождение вовнутрь

8. Об участии дыхания

9. Конец пути

Литература

1. Молитва и безмолвие

Когда молишься, оставайся безмолвен. "Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит", - пишет православный автор [1]. Достичь тишины - самое трудное и решающее в искусстве молитвы. Тишина - не только негативное состояние, пауза между словами, временная остановка речи, но в высшей степени позитивное - состояние внимательной бдительности, ожидания и прежде всего вслушивания. Исихаст - тот, кто стяжал gsucia, внутреннюю тишину, или безмолвие, par excelence есть тот, кто слушает. Он слушает голос молитвы в своем сердце, сознавая, что этот голос не его собственный, но Другого, говорящего внутри него.

Рассмотрим четыре кратких определения, и нам станет яснее, как соотносятся молитва и молчание. Для начала обратимся к "Краткому Оксфордскому Словарю". Там сказано, что молитва - это "...обращенное к Богу торжественное прошение... употребляемая в молитвословии формула". Поскольку здесь имеются в виду только слова и прошения о ниспослании благ, т. е. внешняя, а не внутренняя молитва, это определение представляется мало удовлетворительным.

Гораздо больше о внутренней стороне молитвенного делания говорит один из старцев прошлого века. "Главное - надо стать умом в сердце пред Господом, - пишет епископ Феофан Затворник (1815-1894), - и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни" [2]. Молиться, согласно этому определению, можно и ничего не прося, и даже - не произнося каких-либо слов. Акцент переносится с действия, ограниченного отрезком времени, на длящееся состояние. Молиться значит предстоять Богу в личном и непосредственном общении; знать всем своим существом - и интуитивно, и рационально и в подсознании, и в сверхсознании - что мы в Боге, и Бог в нас. Личные отношения между людьми не становятся глубже оттого, что мы без умолку вопрошаем и произносим слова. Напротив, чем лучше мы знаем друг друга и чем сильнее любим, тем меньше нужды говорить, как мы друг ко другу относимся. Личное общение с Богом строится точно так же.

Два первых определения роднит одна общая черта: они больше говорят о человеческом действии, чем о божественном. Но инициатива в молитвенном общении принадлежит Богу, а не человеку. Здесь все зиждется на Его действии. В отрывке, взятом нами у св. Григория Синаита (+ 1346), говорится именно об этом. "И что много говорить? Молитва есть Бог, действующий все во всех" [3], - восклицает он, заканчивая весьма своеобразный текст, в котором, нанизывая эпитеты один на другой, пытается изъяснить суть умной молитвы. Молитва и есть Бог: я не творю ее, но приобщаюсь к ней; не я действую, но Бог действует во мне. "Не я, но Христос во мне", - писал апостол Павел (Гал. 2:20). Слова св. Иоанна Предтечи о Христе "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:30) очень точно указывают путь умной молитвы: именно в этом смысле молиться и значит хранить молчание. "Оставайся безмолвен, и пусть в тебе говорит молитва" - вернее, пусть говорит Бог. Молиться духом значит умолкнуть и внимать Богу, без слов говорящему в сердце; перестать делать самому и отдаться действию Бога. По византийскому чину Литургии, в самом начале, когда уже все готово к совершению Евхаристии, диакон подходит к священнику и произносит: "Время сотворити Господеви (время Господу действовать)" [4]. Так нужно относиться не только к Евхаристии, но и ко всякой молитве - частной или общественной.

Четвертое определение, взятое у того же св. Григория Синаита, объясняет то, как Господь действует в нас. "Молитва - обнаружение крещения", - пишет святой [5]. Бог конечно же действует не в одних только крещеных. Он заботится о каждом без исключения, поскольку каждый сотворен по Его образу. Грехопадение затмило и замутило его, но не стерло бесследно. И в таинстве крещения он восстает в первозданной красоте и величии: тогда, как говорили святые отцы, Христос и Святой Дух поселяются во "внутреннем и тайном святилище сердца". Большинство людей не помнит своего крещеная, полученного в далеком детстве. И хотя Христос, в Которого облекается крещаемый, и Утешитель, Который нисходит в миропомазании, ни на миг не перестают действовать в нас, почти все мы - за редчайшим исключением - пребываем в полном неведении. И вот в подлинной молитве мы заново открываем в себе благодать крещения и выявляем ее. Если прежде мы не ведали о тайно живущей в сердце благодати, то в молитве внутренне прозреваем, познаем и чувствуем действие Духа - прямо и непосредственно. По словам святых XIV века Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, "надо всячески и всеусильно стараться жить по законоположению всех боготворных заповедей Спасителя, чтобы через соблюдение их взойти опять к тому совершенному духовно-благодатному возображению и воссозданию, какое вначале туне даровано нам было во святой купели..." [6].

"Я достиг цели уже в начале". Смысл молитвы можно выразить одной фразой: "Стань тем, кто ты есть". Сознательно и деятельно стань тем, кем ты являешься в потенциале и таинственно, ведь ты сотворен по образу Бога и заново сотворен в крещении. Стань самим собой; точнее - вернись к себе, открой Того, Кто уже твой, прислушайся к Тому, Кто непрестанно говорит в тебе, обладай Тем, Кто и в этот миг обладает тобой. Каждому, кто хочет молиться, Бог говорит: "Ты не искал бы Меня, если бы уже не нашел".

С чего же начать? Как, войдя в дом свой и затворив дверь, помолиться, не просто вычитывая написанное в книгах, но - духом, живой молитвой творческого молчания? Как, перестав говорить, начать слушать? Когда наша молитва станет беседой Бога с нами, а не нашей попыткой что-то сказать Ему? Как от словесной молитвы перейти к безмолвной, от требующей самопонуждения к "самодвижной" (по выражению епископа Феофана), от моей молитвы к молитве Христа во мне?

Один из путей вовнутрь есть Призывание Имени.

2. "Господи, Иисусе..."

Есть, конечно, и другие пути. Подлинное общение между людьми не складывается вне свободы и непосредственности, тем более без них не рождается духовная молитва. На тех, кто ищет молитвы, не налагаются предначертанные и неизменные правила; и никакие приемы - телесные или умственные - не могут принудить Бога отозваться. Его благодать нисходит как свободный дар: никакие методы или приемы автоматически не привлекут ее. Бог и человек встречаются в царстве сердца каждый раз по-новому. В Православной Церкви есть подвижники, которые мало говорят об Иисусовой молитве, а то и вовсе умалчивают о ней [7]. У нее нет исключительной монополии во внутреннем делании, но вместе с тем, вот уже несколько веков многие и многие христиане восточной традиции обретают царский путь, прибегая к ней. Впрочем, и не одной лишь восточной [8]. В последние семьдесят лет о Православии узнали на Западе, и ничто из его наследия не вызвало такого интереса, как Иисусова молитва; ни одной книгой не зачитывались так, как "Откровенными рассказами странника". В неправославном мире на долю этой загадочной и мало известной в дореволюционной России книги выпал ошеломляющий успех, и с того времени, как в 20-х годах нашего века она появилась на Западе, ее перевели на многие языки [9].

Чем же так привлекательна Иисусова молитва и почему она так действенна? Не объясняется ли это четырьмя ее главными свойствами? Во-первых, простотой и доступностью. Во-вторых, полнотой содержания. В-третьих, силой Имени. И наконец, в-четвертых, внутренней дисциплиной неотступного повторения. Разберем все перечисленное по порядку.

3. Простота и доступность

Молитва с призыванием Имени, с одной стороны, крайне проста и доступна каждому христианину, с другой - вводит в таинственные глубины созерцания. Тот, кто намерен читать ее каждый день и подолгу, а тем более - сочетать ее с дыханием или иным телесным ритмом, непременно должен найти опытного духовного наставника, старца, хотя сделать это в наши дни очень нелегко. Те же, у кого личной связи со старцем нет, могут без опаски, не вовлекая телесных ритмов, начинать с малого: десяти-пятнадцати минут непрерывной молитвы.

Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно. Совет начинающему: просто начни. "Не сделав первого шага, - не пойдешь, и не нырнув в воду, - не поплывешь. То же и с призыванием Имени. Начни с любовью и благоговением, будь настойчив. Думай не о том, что призываешь Имя, а только о том, что предстоишь пред Иисусом. Произноси Имя неспешно, тихо и спокойно" [10].

Выучить слова молитвы не составит труда. Чаще всего ее произносят так: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Но единообразия здесь нет: иногда "помилуй мя" заменяют на "помилуй нас" или сокращают молитву до: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя" или даже до "Господи, Иисусе"; наконец - крайне редко - до "Иисусе". Некоторые, напротив, прибавляют "мя грешнаго", усиливая покаянный аспект молитвы. Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову, произносят "...Сыне Бога Живаго...". Иногда в Иисусову молитву вставляют обращение к Божией Матери или святым. Но Имя "Иисус", составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только - не слишком часто. "Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных", - предостерегает св. Григорий Синаит [11].

Иисусову молитву читают в самых разных обстоятельствах. У тех, кто хочет к ней приступить, есть выбор: молиться "свободно" или "по правилу". "Свободно" - значит не отрываясь от повседневных занятий, однократно или несколько раз подряд - тогда, когда, как нам кажется, время пролетает впустую. Как часто мы совершаем хорошо знакомые действия полуавтоматически: одеваемся, умываемся, штопаем носки и возимся в саду; идем или ведем машину, простаиваем на остановке или в автомобильной пробке. У нас есть время, когда нам выпадает посидеть в тишине перед тягостной или трудной встречей; когда не спится или когда мы уже проснулись, но еще не пришли в себя. Иисусова молитва хороша и своей краткостью. Когда трудно сосредоточиться, когда мы напряжены или сильно обеспокоены, она просто незаменима.

Иисусова молитва помогает перебросить мост от нарочитых "молитвенных усилий" - за богослужением или дома - к повседневной жизни. "Непрестанно молитесь", - увещевает апостол Павел (1 Фее. 5:17). Но возможно ли это, когда столько нужно успеть? Ответ дает епископ Феофан, советуя: "Руками дело делать, а умом и сердцем с Богом быть" [12]. Неустанно повторяя Иисусову молитву, свыкаясь с ней и давая ей укорениться в сознании, мы ощущаем присутствие Бога везде: в храме и в уединении, на кухне, в цеху или в офисе. Мы становимся похожи на брата Лоренца, который был "ближе к Богу за повседневными делами, чем за духовными упражнениями". "Великое заблуждение, - писал он, - считать, будто время молитвы - это нечто особенное. Мы призваны быть с Богом и за работой и в час молитвы" [13].

Иисусова молитва делается полнее и действеннее, если читать ее не только "свободно", но и "по правилу", то есть отдавая все свое внимание молитве и прекращая всякие внешние действия. Призыванию Имени отводят часть особого "времени молитвы", того времени, которое мы ежедневно посвящаем общению с Богом. Обычно, кроме Иисусовой молитвы, читают последования из молитвенников, псалмы, отрывки из Писания и молятся за других. Только очень немногие чувствуют призвание целиком отдаться Иисусовой молитве. По-настоящему, тот, кто предпочитает молиться "свободно" и никогда не призывает Имени "по правилу", не делает ничего дурного, и нет повода для беспокойства. (Два пути вполне независимы.)

Для молитвы "по правилу", как и для "свободной", нет строгих правил. Положение тела не имеет особого значения. В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и - лежа. И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой, освещаемой лампадой или свечой. Старец Силуан Афонский (1866-1938), когда молился, прятал в шкаф часы, чтобы не отвлекало тиканье, и надвигал на глаза и уши толстую шерстяную монашескую шапку [14].

Темнота, однако, действует усыпляюще! Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиденья, осенить себя крестным знамением после прошения и поклониться, касаясь пола правой рукой. Можно сделать и земной поклон - преклонив колени и коснувшись лбом пола. Сиденье для молитвы не должно быть расслабляющим, а тем более - пышным, хорошо, если оно без ручек. В православных монастырях обычно используют низкую скамейку без спинки. Можно молиться и стоя и воздев руки.

Иисусову молитву часто читают, перебирая четки, обычно с сотней узелков. Делают это не столько для того, чтобы считать, сколько для того, чтобы сосредоточиться и удержать ритм. Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успокоить тело и сконцентрироваться на молитве. Увлечение же количественными оценками - по четкам или как-то еще - отнюдь не поощряется. В "Откровенных рассказах странника" старец строго наказывал, сколько раз в день нужно повторять Иисусову молитву: сперва 3 тысячи, потом - 6 тысяч, и наконец, - 12 тысяч, не больше и не меньше. Это - совершенно необычное внимание к количеству. Видимо, дело здесь не просто в числе, а во внутреннем расположении странника: старец хотел испытать его послушание и посмотреть, готов ли тот без колебаний исполнить все, что он ему наказывает. Нам же больше годится совет епископа Феофана: "Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по четкам. Беда невелика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякого выполнения числа молитв" [15].

Иногда Иисусову молитву читают в собрании, но чаще всего - в одиночку, вслух или про себя. Православные, если и читают вслух, то не нараспев. На молитве не должно быть ничего вымученного и натянутого. Слова не следует нарочито подчеркивать; внутренний нажим - излишен. Пусть молитва выработает свой ритм и расставит акценты. Со временем она сама "запоет" внутри нас. Старец Парфений Киевский сравнивал течение Иисусовой молитвы с нежным журчанием ручейка [16].

Из сказанного достаточно ясно, что призывать Имя можно в любых обстоятельствах. Иисусова молитва доступна каждому, везде и во всякое время. Она подходит и "начинающим", и опытным; ее можно читать и вместе, и поодиночке; она уместна в пустыне и в городе, в тишине и покое, в неимоверном шуме и суете. Всегда ей найдется применение.

4. Полнота

Русский Странник был прав, утверждая что богословски Иисусова молитва "заключает в себе все Евангельские истины" и "есть сокращение всего Евангелия" [17]. Ее краткая формула выражает два главных таинства христианской веры: Воплощения и Троицы. О двух природах Христа Богочеловека молитва говорит прежде всего: о человечестве, коль скоро Он именуется человеческим именем "Иисус", которое Мария дала Ему по рождении Его в Вифлееме, и о вечном Божестве, поскольку Он прославляется как "Господь" и "Сын Божий". Кроме того, Иисусова молитва прикровенно указывает на три Лица Святой Троицы. Обращение ко второй Ипостаси, Иисусу, как к "Сыну Божию", радразумевает присутствие Отца; Дух же Святой присутствует, поскольку "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3). Таким образом, Иисусова молитва является не только христоцентричной, но и тринитарной.

Универсальна она не только богословски, но и духовно, поскольку объемлет две главные стороны христианского опыта: во-первых, поклонение, благоговение перед славой Божией и полное любви обращение к Богу; во-вторых, покаяние, сознание своей греховности и своего недостоинства. Читая Иисусову молитву, мы движемся по кругу - то восходим вверх, то нисходим вниз. Произнося в начале: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий...", мы поднимаемся к Богу, заключая же: "...помилуй мя, грешнаго", с покаянием возвращаемся к себе. "А когда человек вкусит благодати Господней, - говорится в беседах Макария Великого, - он радуется, но вместе сокрушается и боится" [18]. Такова внутренняя динамика Иисусовой молиты.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. \"Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит\", пишет православный автор [1]. iconМолитва Ефрема Сирина
Молитва Ефрема Сирина покаянная молитва, составленная в IV в преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается на богослужениях...

Литература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. \"Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит\", пишет православный автор [1]. iconМэри Элис Ислейб Содержание Предисловие. Что такое молитва? Усиленная молитва Пылкая молитва
Когда мне было около 19-ти лет, что-то вошло в мою христианскую жизнь и навсегда изменило меня. Это что-то называется духом молитвы....

Литература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. \"Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит\", пишет православный автор [1]. iconЧто такое молитва
«Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Молитва — нити живой ткани тела церковного,...

Литература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. \"Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит\", пишет православный автор [1]. iconПравославный Молитвослов
Оптинских старцев молитва келейная за некрещеных, умерших без покаяния и самоубийц 14

Литература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. \"Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит\", пишет православный автор [1]. iconКак учить детей добродетели? 4
Безрассудная молитва матери о смерти своих детей 14 Глава Недостойная молитва и ее следствие 18

Литература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. \"Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит\", пишет православный автор [1]. iconМолитва, достигающая успеха
Если бы, находясь во дворце, он молился хотя бы наполовину так, как молился, когда был в пещере, то в его жизни все было бы намного...

Литература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. \"Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит\", пишет православный автор [1]. iconКнига разговоры с доном хуаном
Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает Ты сам должен быть безупречным человеком

Литература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. \"Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит\", пишет православный автор [1]. iconКнига учение дона хуана
Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает Ты сам должен быть безупречным человеком

Литература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. \"Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит\", пишет православный автор [1]. iconМоя молитва о вас Вопросы о Святом Духе
Проповеди Кэтрин Кульман и ее передачи по радио, ставшие благословением буквально для тысяч людей, сегодня необходимы, как и в то...

Литература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен. \"Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит\", пишет православный автор [1]. iconСвятитель Феофан Затворник Болезнь и смерть
Церковная молитва о болящих имеет силу, особенно сопровождаемая молитвою заказавших службу

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов