Философия Курс лекций (часть II ) Теория философии




НазваниеФилософия Курс лекций (часть II ) Теория философии
страница1/26
Дата публикации02.03.2014
Размер2.86 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пензенский государственный педагогический университет

имени В. Г. Белинского

Философия

Курс лекций (часть II)

Теория философии

Пенза 2007

Составители: А.Б. Никонов, к. филос.н., доцент; М.И. Ефремкин, к. филос.н., доцент; Л.Я. Плешакова, к. филос.н., доцент; В.Л. Очкин, доцент; Е.Н. Синев, к. филос.н., доцент; А.Г. Мясников, к. филос.н., доцент; Е.В. Оликова, асс..

Рецензенты: Н.М. Инюшкин, док. филос. н., профессор, зав. кафедрой мировой и художественной культуры ПГПУ им. В.Г. Белинского

В.П. Кошарный, док. филос. н., профессор, зав. кафедрой философии ПГУ.
Оглавление

Лекция 10. Проблема бытия в философии 4

1. Философский смысл проблемы бытия 4

2. Философское учение о материи. 6

3. Движение, пространство и время, как формы бытия материи. 8

Лекция 11. Сознание как философская проблема 17

Лекция 12. Диалектика бытия и мышления 22

1. Становление диалектики как учения. Принципы диалектики. 22

2. Понятие «закон». Законы диалектики. 24

3. Категории диалектики 29

Познание 37

1. Сущность познания. Объект и субъект познания. 37

2. Проблема истины 38

3. Диалектика чувственного и рационального познания. 39

4. Методы и формы научного познания 42

Лекция 14. Проблема человека в философии 47

1. Проблема антропогенеза 47

2. Деятельность как способ существования человека 51

3. Личность как субъект общественной жизни 56

Лекция 15. Общество как саморазвивающаяся система (I) 65

1. Общество как саморазвивающаяся система 65

2. Общество и природа 71

3. Способ производства как материальная основа жизни общества. 72

Лекция 16. Общество как саморазвивающаяся система (II) 79

1. Социальная структура общества 79

2. Политика и политическая система общества 83

3. Государство как основной элемент политической системы 88

Лекция 17. Проблема культуры в философии 101

1. Культура как предмет философского анализа. 101

2. Культура как процесс 105

3. Взаимодействие материальной и духовной культуры 106

Лекция 18. Будущее человечества 108

1. Проблема направленности исторического процесса. 108

2. Понятие современного общества и тенденции его развития. 117

3. Глобальные проблемы современности 120



^

Лекция 10. Проблема бытия в философии

1. Философский смысл проблемы бытия


Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем виде.

Исходной предпосылкой жизнедеятельности людей является признание того, что мир существует. Но, признав существование мира, мы невольно ставим вопрос о его прошлом и будущем. И здесь возможны разные ответы. Одни философы утверждали, что мир всегда был, есть и всегда будет. Другие, соглашаясь с этим положением, считали, что мир имеет начало и конец во времени и пространстве. Иными словами, идея о существовании мира как целого соединялась в философии с тезисом либо о преходящем, либо о непреходящем существовании мира.

Проблема бытия включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов. Первый аспект состоит в единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия отдельных вещей и процессов природы, имеющих начало и конец во времени и пространстве

Второй аспект показывает, что мир в процессе существования образует неразрывное единство, универсальную целостность, т.е. принципом существования в равной мере обладают природа, общество, человек, мысли, идеи.

Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность которая имеет внутреннюю логику своего существования и реально предшествует сознанию и действиям людей.

В философии сложилось два значения бытия. В узком смысле слова – это объективный мир, существующий независимо от сознания человека. Бытие в этом значении отождествляется с понятием «материя». В широком смысле слова бытие – это все существующее: и материя, и сознание, и чувства и фантазии людей.

Выделяют четыре основные формы бытия: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного, бытие социального.

^ Бытие вещей. Исторически первой предпосылкой существования людей были и остаются вещи и процессы природы, которые существуют вне и независимо от сознания и деятельности человека. Природа является той средой, в которой формировался человек в течение тысячелетий. Становления человека совершалось в процессе все усложняющейся трудовой деятельности, в ходе которой был создан целый мир вещей, названный К. Марксом «второй природой». По форме своего бытия «вторая природа» во многом сходна с первой, из которой она рождается, а по сути своей она обладает важнейшими отличительными особенностями. Прежде всего их существование связано с процессом опредмечивания и распредмечивания.

Опредмечивание – это процесс, в ходе которого происходит перенос на предмет природы знаний, умений, навыков, социального опыта создающего его человека. В результате этого предмет природы преобразуется в соответствии с действующими потребностями людей и способом их удовлетворения.

Распредмечивание – это процесс переноса на человека заложенных в продукте труда социальных качеств, благодаря которым предмет удовлетворяет конкретную потребность.

В предметах «второй природы» воплощены труд и знания человека. Чтобы овладеть предметом, каждый человек должен иметь представление об их назначении, принципе работы, особенностях конструкции и т.д. Главное отличие бытия вещей, созданных человеком, от бытия природных вещей состоит в том, что их бытие есть бытие социально-историческое, осуществляемое в процессе предметно-практической деятельности людей.

^ Бытие человека. Оно подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие. Учение о бытии человека отвечает прежде всего на вопрос о том, как именно существует человек. Первичной предпосылкой человеческого бытия является существование его тела как предмета природы, подчиняющегося законам биологической эволюции и нуждающегося в удовлетворении необходимых потребностей. Человек должен прежде всего иметь пищу, одежду, жилище, потому что без этого вообще невозможно человеческое существование.

Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. С одной стороны, функционирование тела человека тесно связано с деятельностью мозга и нервной системы, с другой, здоровое тело создает хорошую основу для совершенствования мышления, развития духовной деятельности и удовлетворения духовных потребностей. Вместе с тем хорошо известно и то, насколько велика бывает роль человеческого духа в поддержании физических сил человека.

Важно отметить, что существование человека как мыслящей и чувствующей вещи было одной из предпосылок, побудивших человека к производственной деятельности и общению. Природа не обеспечила людей всем необходимым для нормального существования и они вынуждены были объединиться для производства предметов, необходимых для удовлетворения постоянно возникающих потребностей.

В реальности существует конкретный, отдельно взятый человек, которого можно рассматривать как мыслящую и чувствующую вещь, как природное тело. И одновременно с этим человек существует как индивид, как представитель человеческого рода, находящийся на данном витке его развития. Вместе с тем человек существует и как социально-историческое существо, как субъект и объект человеческой истории. Человеческое бытие объективно по отношению к сознанию отдельных людей и даже целых поколений. Однако бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от сознания. Оно является единством природного и духовного, индивидуального и родового, личностного и общественного. Человеческое бытие, по словам Маркса, есть реальный процесс жизни людей, их деятельность по удовлетворению своих потребностей. Первенство среди всех видов деятельности принадлежит трудовой деятельности, труду.

^ Бытие духовного. Духовное включает в себя процессы сознания и бессознательного, нормы и принципы человеческого общения, знания, материализованные в формах естественных и искусственных языков. Различают индивидуализированное духовное, существование которого неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивида, и объективированное духовное, которое может существовать отдельно от индивида и его деятельности.

Индивидуализированное бытие духовного включает в себя сознание, самосознание и бессознательное. Индивидуализированное духовное не оторвано от эволюции бытия как целого, оно не существует отдельно от жизнедеятельности индивида. Индивидуализированное духовное по своей сущности является особой разновидностью духовного, обусловленного также бытием общества и развитием истории.

Специфика объективированного духовного заключается в том, что его элементы (идеи, идеалы, нормы, ценности, языки и т.д.) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени.

^ Бытие социального. Бытие социального делится на бытие отдельного человека в обществе и процессе истории и бытие общества как социального феномена.

Каждый отдельный человек живет не изолированно, а является в то же время членом какого-то конкретного социального образования, вступает в многообразные связи и отношения с другими индивидами. В ходе своей жизнедеятельности он постоянно воздействует на окружающих его людей и сам в свою очередь испытывает воздействие со стороны других индивидов, социальных групп и институтов. Человек, с одной стороны, является объектом исторического процесса, постоянно вовлекаясь в многообразные исторические события, а с другой, все в большей степени он становится субъектом исторического действия, сознательно вмешиваясь в исторические события, чтобы повлиять на ход истории в соответствии со своими потребностями и интересами.

Бытие общества включает в себя социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, социальные, экономические, политические отношения индивидов, групп, классов. Бытие общества находит свое выражение в межгосударственных и гражданских войнах, социально-экономических и политических реформах, в переходах от одной стадии общественной организации к другой.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия Курс лекций (часть II ) Теория философии iconФилософия Курс лекций (часть I ) История философии
Составители: А. Б. Никонов, к филос н., доцент; М. И. Ефремкин, к филос н., доцент; Л. Я. Плешакова, к филос н., доцент; В. Л. Очкин,...

Философия Курс лекций (часть II ) Теория философии icon3. Методическое пособие: "Курс лекций по философии" Ч. 1
Оценка "отлично" предполагает полное отсутствие ошибок. Наличие 5 ошибок "неудовлетворительно". Если все ошибки у всех студентов...

Философия Курс лекций (часть II ) Теория философии iconКонспект лекций по философии подготовлен в соответствии с типовой...
Философия : конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения / сост. А. П. Мядель : Учреждение образования...

Философия Курс лекций (часть II ) Теория философии icon1 Предмет и объект философии. Структура философского знания
Классический период античной философии: философия Платона (учение об идеях, теория познания и социальная утопия)

Философия Курс лекций (часть II ) Теория философии icon1. Предмет философии. Основной вопрос философии. Функции философии. Предмет философии
Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает...

Философия Курс лекций (часть II ) Теория философии iconФилософия как наука, критерии научности в философии
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики....

Философия Курс лекций (часть II ) Теория философии iconКраткий курс лекций Часть 1 2012 Рекомендовано к изданию в качестве...
Компьютерные информационные технологии. Краткий курс лекций: Ж. М. Анисимова, Л. И. Крошинская, Л. C. Черепица. – Минск: «бип – Институт...

Философия Курс лекций (часть II ) Теория философии iconВ. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим...
Ф 56 Философия [Текст] : курс лекций : в 2 ч. / под общ ред. В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой; [авт кол. Е. А. Атманских, В. В. Егоров,...

Философия Курс лекций (часть II ) Теория философии iconКраткий курс лекций по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии...
Рудаков Н. В. Краткий курс лекций по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Часть Частная микробиология и вирусология:...

Философия Курс лекций (часть II ) Теория философии iconПланы семинарских занятий Методические рекомендации студенту по организации...
Учебно-методический комплекс (умк) по дисциплине «Философия права» подготовлен на кафедре социальной философии. Философия права входит...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов