Программа общего курса «Философия. Ч. »




Скачать 398.38 Kb.
НазваниеПрограмма общего курса «Философия. Ч. »
страница1/4
Дата публикации06.04.2014
Размер398.38 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Философия > Программа
  1   2   3   4
М.В. МАКСИМОВ, Л.М. Максимова

Ивановский государственный энергетический университет
Программа общего курса «Философия. Ч. 1.»
1.Философия, ее происхождение и круг основных

проблем. Предмет философии
Проблема происхождения философии, ее социально-исторические и культурные предпосылки. Мировоззрение и философия. Специфика философских проблем. Конкретно-исторический характер философской мысли. Философия как единство познавательного, оценочного и практического аспектов в осмыслении мира и человека.

Философия как познавательная деятельность. Проблема предмета философии. Философия как познание всеобщего в отношениях человека с миром. Структура философского знания: онтология, гносеология (эпистемология), философская антропология, социальная философия и другие разделы философского знания. Философия и наука.

Многообразие философских учений и проблема их типологии. Материализм и идеализм как мировоззренческие противоположности. Идеализм субъективный и объективный. Монизм и дуализм в философии. Различие философских учений в гносеологическом аспекте: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм (рационализм, сенсуализм и эмпиризм). Методологические различия философских учений. Диалектика как философский метод.
^ 2. Античная философия: предпосылки

становления, досократовская философия
Культурно-исторические предпосылки зарождения философии в Древней Греции. Древнегреческий полис и его роль в развитии античной мысли. Античная предфилософская мифология. Гомер. Гесиод. Хаос (χάος) и космос (κόσμος). Орфики. «Семь мудрецов». Эволюция понятия «софии» (σοφία) – мудрости. Античная литература и философия. Миф (μϋθος), логос (λόγος), преднаука. Синкретизм ранней греческой мысли. Рождение термина «философия» (φιλοσοφία) и его смысл. Философия как созерцание (θεωρία).

Основные этапы развития античной философии: досократовский, классический, эллинистический, римский.

^ Античная философия досократовского периода (VI–V вв. до н.э.), ее космоцентрический характер. Учения о началах (άρχή) и элементах природы (φύσις).

Ионийская философия: Милетская школа. Гераклит.

Милетская школа: ^ Фалес (625 – 547 гг. до н.э.), Анаксимен (ок.585 – 525 гг. до н.э.), Анаксимандр (ок. 611 – 546 гг. до н.э.). Учение о первооснове всего сущего (ύδωρ, άήρ, άπειρον).

Гераклит (544 – 480 гг. до н.э.). Учение об огне как генетическом и субстанциальном начале. Учение о Логосе (λόγος). Рождение диалектики. Все течет – πάντα ρεί.

Италийская философия: пифагореизм. Элейская школа (Парменид, Зенон).

^ Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.) и пифагореизм. Учение о количественной основе мира, отождествление чисел и вещей, учение о противоположностях. Практический, мистический и нравственный аспекты пифагорейского учения. Учение о бессмертии души, переселении душ (μετεμψύχωσις – метемпсихоз), катарсисе (κάθαρσις) (способ достижения высшей этической цели).

Открытие Бытия ^ Парменидом (540 – 470 гг. до н.э.). Учение о бытии (όν) и небытии (μή όν). Диалектика Зенона Элейского (ок. 490 – 430 гг. до н.э.). Апории (άπορία) Зенона.

Плюралистические концепции основания бытия. ^ Эмпедокл (ок. 490 – 430 гг. до н.э.): учение о четырех элементах. Любовь (φιλία) как причина их встречного движения. Анаксагор (ок. 500 – 428 гг. до н.э.): учение о гомеомериях.

Атомистическая трактовка бытия ^ Левкиппом (500 – 440 гг. до н.э.) и Демокритом (460 –370 гг. до н.э.). Атомы (τό άτομον – неделимое) и пустота. Детерминизм. Человек и его душа. Учение о познании. Значение образов (είδωλα), исходящих от вещей. Разграничение истины и мнения (δόξα). Этические идеи Демокрита. Эвтюмия (έύθυμία) как идеал счастливой жизни.
^ 3. Классическая античная философия
Классическая античная философия (V – IV вв. до н.э.).

Софисты: Протагор (ок. 480 – 410 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 – ок. 380 гг. до н.э.). Поворот от фисиологии к антропологии. Соотношение бытия, мышления и речи. Разум как субъективная способность. Релятивизм в трактовке человека и познания. Человек как «мера всех вещей». Социально-политические взгляды: идеи равенства людей и произвольности законодательства.

^ Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Антропологическая революция в античной философии. Открытие индивида. Даймонион (τό δαιμόνιον) – «божественный голос» внутри человека. Философия как диалог (διάλογος) и самопознание. Интерпретация дельфийского изречения «Познай самого себя». Диалектический метод Сократа: ирония (είρωνεία) и майевтика (μαιευτική). Этический рационализм Сократа: добродетель как функция знания.

^ Платон (428 – 348 гг. до н.э.). Учение о бытии. Сверхприродный мир как бытие идей (είδος). Структура идеального бытия. Принцип телеологизма. Иерархия идей. Идея Блага (τό άγαθόν) и ее место в иерархии идей. Соотношение идей и вещей. Миф о пещере. Диалектика мышления («сюнагогэ» и «диареза») и рационалистическая гносеология (άνάμνησις – воспоминание как основа познания). Мнение и истина. Истинный Эрос (έρως), интеллектуальная интуиция и творческая деятельность. Прекрасное (τό καλόν) как мера (μέτρον) всех вещей. Платон о человеке и душе. Бессмертие души. Метемпсихоз. Учение о добродетелях и принципах устройства идеального государства. Мудрость как ценность, социальный статус и предназначение философа. Платонизм в истории философии.

^ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Генезис философии. Место философии среди прочих наук. Теоретические и практические науки. Метафизика (τά μετά τά φυσικά): предмет, метод и предназначение философии. Мудрость как наука о первых причинах и началах. Критика платоновской теории идей. Учение о материи (ύλη) и форме (μορφή), о причинности и других универсальных принципах бытия. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя. Теория познания (έπιστημη) и логика Аристотеля. Категории как формы мышления и объективные формы окружающего мира. Этическое учение Аристотеля. Добродетель и структура души (έντελέχεια). Нравственные и интеллектуальные добродетели. Учение о середине. Учение о государстве. Государство и природа человека. Человек как общественное животное (πολιτικόν ζώον). Происхождение, сущность, принципы устройства и функционирования государства. Учение о семье и трех видах отношений в семье. Учение о формах правления.

^ 4. эллинистическая и римская философия
Эллинистическая и римская философия (III в. до н.э. – VI в. н.э.): кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, неоплатонизм. Социокультурная обусловленность становления философии эллинизма.

Кинизм как образ жизни и философия. ^ Диоген из Синопа (ок. 412–323 гг. до н.э.), Антисфен (450–360 гг. до н.э.). Ощущения как источник познания. Автаркия (αύτάρκεια) как цель жизни и моральный принцип кинизма.

Стоицизм. ^ Древняя Стоя (IV–II вв. до н.э.): Зенон из Китиона (ок. 336–264 гг. до н.э.), Клеанф (ок.331–232/231 гг. до н.э.), Хрисипп (281/277–208/205 гг. до н.э.). Философия и ее части: логика, физика, этика. Логика как риторика и диалектика. Физика: учение о единстве космоса и четырех категориях. Пневма и уровни ее организации. Учение о причинности. Учение о человеке, душе и судьбе. Этика: понятие долга. Учение о благе и добродетели. Смысл тезиса «жить по природе». Идеал стоического мудреца (άπάθειά бесстрастность). Учение о государстве и обществе.

^ Средняя Стоя (I в. до н.э.): Панеций Родосский (ок. 185–110 гг. до н.э.), Посидоний (ок. 135–51 гг. до н.э.). Эволюция стоической философии под влиянием платонических идей. Учение Панеция Родосского о вечности мира, отказ от жесткого детерминизма, представления о соотношении души и тела. Учение о человеке. Эволюция стоического идеала добродетели. Учение об эвтюмии. Посидоний: учение о мировой симпатии. Учение о человеке и его двойственности.

^ Новая Стоя (I–II вв. н.э.): Сенека (5 до н.э.–65 гг. н.э.), Эпиктет (ок. 50–ок. 140 гг. н.э.), Марк Аврелий (121–180 гг. н.э.). Основные понятия нравственно-религиозного учения Сенеки: совесть, воля, грех, братство, любовь. Эпиктет: философия как врачевание больной души. Учение Марка Аврелия о трех началах в человеке: телесном, душевном, интеллектуальном.

Скептицизм и основные этапы его эволюции: ранний скептицизм (Пиррон Элидский (360–270 гг. до н.э.), Тимон Флиунтский (325–235 гг. до н.э.)); академический скептицизм (Аркесилай Питанский (315–241 гг. до н.э.), Карнеад Киренский (214–129 гг. до н.э.)); средний скептицизм (Эниседем (I в. до н.э.)); новый скептицизм (Агриппа, Мекодот (I в. до н.э.)); римский скептицизм (Секст Эмпирик, Сатурнин Кифен (IIIII вв. н.э.)).

Специфика скептического способа рассуждения. Смысл выражений «воздерживаюсь от суждений» (άδοξία, άφασία), «пожалуй», понятие «эпохе». Гносеологический и моральный (άπάθεια, άδιαφορία) скепсис (σκέψις).

^ Эпикур (341–270 гг. до н.э.) и эпикуреизм. «Сад» (κήπος) как философское сообщество и его идеалы. Основные разделы философии Эпикура: каноника (учение об истине), физика (учение об атомах; отличие атомизма Эпикура и Демокрита (теория «отклонения атомов»). Проблема необходимости и случайности), этика (смысл тезиса «жить по природе», отношение к богам и смерти, проблема свободы человека, идеал мудреца. Апония (άπονία), атараксия (άταραξία). Историческая судьба эпикуреизма. Тит Лукреций Кар (99–55 гг. до н.э.)

Неоплатонизм. Плотин (204/205–270 гг.) и ^ Порфирий (234 – 301/305 гг.). Социально-исторические и теоретические предпосылки неоплатонизма. Учение Плотина о Едином (έν, μονάς) и трех его ипостасях в сфере бытия: Ум, Душа, космос. Единое как начало первое и абсолютное, производящее самое себя; вторая ипостась – Ум (Νούς), третья ипостась – Душа (η ψυχη). Происхождение физического космоса. Эманация (άπόρροια) и познание. Возвращение к Абсолюту и экстаз.

^ 5. Средневековая философия. Патристика
Социально-исторический контекст средневековой европейской философии и основные этапы ее развития: патристика, схоластика.

^ Филон Александрийский (ок. 20 в. до н.э.–ок. 40 в. н.э.). Учение о Логосе как посреднике между Богом и миром. Учение о божественной благодати (χάρις) и божественных потенциях, антропология и этика Филона. Соотношение морали и религии.

^ Ранняя патристика (конец I – начало III в.).

Философия христианских апологетов (II – начало III в.). Синтез христианского откровения и античной философии. Библия и ее значение для развития философии. Основные принципы христианского миросозерцания: теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм, персонализм, эсхатологизм, ревеляционизм и их влияние на характер постановки и решение философских проблем. Экзегетический метод в теологии. Вера и знание, философия и религия, критика гностицизма: Ириней Лионский (126–202 гг.), Квинт Тертуллиан (160–ок. 240 гг.). Климент Александрийский (ок.150–215 гг.): христианский гносис как вера и как знание, учение о Логосе. Ориген (ок. 184–253 гг.): учение о Боге как абсолютно простом духовном единстве, учение о Троице, доктрина творения, учение о свободе человека как причине зла в мире.

Зрелая патристика (IV–первая полвина V в.): доктринальные споры, выработка основных понятий христианской философии.

Тринитарные споры. ^ Арий (256–336 гг.), Афанасий Александрийский (295–373 гг.). Принятие символа веры Никейским Собором (325 г.).

Восточная патристика и ее основные проблемы. Каппадокийские отцы церкви: ^ Григорий Богослов (329–389 гг.), Василий Великий (330–379 гг.), Григорий Нисский (ок.335–после 394 г.). Обоснование догмата о Св. Троице. Учение о творении. Теория познания. Учение о человеке. Человек как образ и подобие Бога.

Западная патристика. ^ Аврелий Августин (354–430 гг.). Учение о Боге как высшей сущности, едином, совершенном, абсолютном Бытии. Бог и мир. Доктрина творения, учение о материи, пространстве и времени. Учение о познании и Божественном просвещении. Соотношение веры и разума. Учение о человеке. Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли. Добро и зло. Теодицея. Свобода человеческой воли, божественная благодать и предопределение. Открытие человеческой личности. Философия истории. Учение о двух градах. Любовь как добродетель и принцип социализации. Идея всеобщности и линейности истории. Христианская концепция прогресса. Эсхатология.

^ Поздняя патристика (конец V–начало VIII в.)

Мистическое богословие Дионисия Ареопагита (V в.). Апофатическая теология как полагание границ умопостижения. Божественные имена и катафатическая теология. Метафизика света. Учение об иерархии уровней сущего. Максим Исповедник (579/80 –662 гг.): учение о человеке. Иоанн Дамаскин (673/76 – 777 гг.): синтез раннехристианского и античного понимания философии.
^ 6. Средневековая схоластическая философия
Схоластическая философия (VI – начало XIV в.) и ее основные проблемы: теология и философия, вера и разум, проблема доказательства бытия Бога, сущность и существование, душа и тело, предопределение и свобода воли, этика, спор об универсалиях, номинализм и реализм.

Ранняя схоластика (VIXII вв.). Свод знаний и система образования в период раннего средневековья. Возникновение университетов. Иоанн Скот (Эриугена) (ок. 810 – 877 гг.): истинная философия есть истинная религия; проблема Бога и мира («О разделении природы»); учение о человеке; трактовка диалектики. Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109 гг.): схоластический реализм, доказательства бытия Бога, концепция свободы воли. Иоанн Росцелин (1050 – 1120 гг.) и дискуссии о природе универсалий (номинализм и реализм). Петр Абеляр (1079 – 1142 гг.): доктрина концептуализма. Проблема границ рационального познания. Бернар Клервосский (1090 – 1153 гг.) и христианская мистика. Проблемы этики: свобода воли и свобода выбора, благодать и свободный выбор человека.

Зрелая схоластика (XIII – начало XIV в.). Аристотелизм в схоластической философии XIII в. Университеты – центры схоластической философии. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.): вера и разум, теология и философия; доказательства бытия Бога; учение о бытии, проблема сущности и существования; учение о человеке; этика; социальная философия. Фома Аквинский и средневековая наука. Основные положения доктрины познания и система теологического миросозерцания (универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм). Философские и естественнонаучные идеи Роджера Бэкона (1214 – 1292 гг.).

Поздняя схоластика (XIVXV вв.). Иоанн Дунс Скот (1265/1266 – 1308 гг.): разделение философии и теологии; метафизика: проблема онтологического статуса универсалий и индивидов, принцип индивидуации; учение о познании, интуитивное и абстрактное знание; учение о свободе воли. Уильям Оккам (1285 – 1349 гг.). Соотношение веры и разума, философии и теологии. Номинализм. «Бритва Оккама» и распад традиционной метафизики. Теория двойственной истины. Социально-политические взгляды. Немецкая мистика. Мейстер Экхарт (1260 – 1327/1328 гг.).

^ Поздняя византийская философия. Рационалистическая (Михаил Пселл (1018 – 90-е гг. XI вв.)) и мистическая (Григорий Палама (1296 – 1359 гг.)) традиции. Исихазм и его богословско-философское содержание.
^ 7. Арабо-мусульманская средневековая философия
Социокультурные предпосылки возникновения арабо-мусульманской философии. Философия и естествознание (математика, астрономия, медицина). Влияние античного неоплатонизма и аристотелизма. Стремление к синтезу эллинистической философии и ислама. Материалистические, идеалистические и мистические тенденции.

^ Аль-Фараби (870 – 950 гг.). Философские, логические и естественнонаучные взгляды. Классификация наук, роль науки в развитии философии. Учение о совершенном государстве.

^ Ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037гг.). Философские и естественнонаучные труды. Влияние Аристотеля. Рационализм и материализм. Ориентация философии на науку. Учение о Боге, природе и человеке. Социально-политические взгляды Авиценны.

^ Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126 – 1198 гг.). Влияние Аристотеля на формирование учения о Боге-субстанции, мире и человеческой душе. Концепция познания, соотношение веры и разума, религии и философии. Учение о двойственной истине. Социально-политические воззрения Аверроэса.

Влияние арабо-мусульманской философии на западноевропейскую философскую мысль.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа общего курса «Философия. Ч. » iconПрограмма экзамена по философии для студентов 2 курса лечебного факультета
Практические и теоретические проблемы. «Жизненная философия» и «школьная философия»

Программа общего курса «Философия. Ч. » iconОбщая философия
Философия. Ч. I. Общая философия: программа курса / Сост. В. В. Орлов. Планы семинарских занятий / Сост. В. В. Орлов, О. А. Барг;...

Программа общего курса «Философия. Ч. » iconПрограмма и планы семинарских занятий по дисциплине «философия»
Учебная программа и планы семинарских занятий по дисциплине «философия» для студентов 1 курса дневного отделения мгуп

Программа общего курса «Философия. Ч. » iconПрограмма и планы семинарских занятий по дисциплине «философия»
Учебная программа и планы семинарских занятий по дисциплине «философия» для студентов 1 курса дневного отделения

Программа общего курса «Философия. Ч. » iconПояснительная записка Настоящая программа составлена в соответствии...
«Философия» для специальности Юриспруденция Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина; в программе учтены структура...

Программа общего курса «Философия. Ч. » iconОрганизационное поведение Программа курса для специальности 08050...
Программа курса адаптирована в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Балашихе преп. С. В. Корчагиной

Программа общего курса «Философия. Ч. » iconРабочая программа курса «административное право зарубежных стран»...
Программа предназначена для студентов 3 курса Международно-правового факультета

Программа общего курса «Философия. Ч. » iconПрограмма общего курса “Ядерная физика” 32 часа
Обозначения и единицы измерения. Изотопы, изотоны, изобары. Единицы измерения массы, энергии, ядерных радиусов

Программа общего курса «Философия. Ч. » iconПрограмма кандидатского экзамена по курсу “философия и история науки”...
Для подготовки программы курса были использованы также материалы по истории науки и философским проблемам ее отдельных отраслей....

Программа общего курса «Философия. Ч. » iconПрограмма курса для специальности №080504 Государственное и муниципальное управление
Программа курса адаптирована в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Балашихе преп. Ю. Н. Акуленком

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов