Философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики




НазваниеФилософские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики
страница1/5
Дата публикации20.06.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Философские проблемы физики.

  1. Философия и конкретные области научного современного научного знания.

  2. Понятия бытия, его категории и атрибуты.

  3. Понятие материи, её структурные уровни, формы, способ существования.

  4. Понятие общей и специальной картины мира.

  5. Естественные науки и культура.

  6. Естественно научная картина мира. Классификация естественных наук.

  7. Понятие физики, как науки. Физика, как фундамент естествознания.

  8. Понятие физической картины мира и её исторические типы.

  9. Детерминизм и индетерминизм.

  10. Онтологические проблемы физики.

  11. Философские проблемы пространства и времени в квантовой физике и теории относительности.

  12. Понятие сложной системы в физике. Философские проблемы синергетики.

1. Связь между философией и конкретными науками имеет не только исторический характер, обусловленный тем, что все науки вычленились из философии, как особого типа протознания, но в первую очередь, эта связь определяется тем, что и науки и философия являются сферами рациональной (разумной) и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины.

Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. В этом смысле истина в науке всегда опредмечена и учёный смотрит на мир, как бы сквозь призму предмета данной науки, отвлекаясь от присущих объекту других свойств.

Одно из отличий философии от науки в том, что наука не занимается проблемой ценностей и не выносит ценностных суждений, она ищет истину, т.е. наука отвечает на вопросы: почему, как и откуда, но не занимается метафизическими вопросами типа: зачем и для чего.

Т.о. в знании науки всегда оказывается неполнота в описании бытия и, лишь вместе с философией, она даёт наиболее общую картину мира.

Между философией и наукой есть сущностное родство. Философия, выступая как теоретическое знание, сама стремится быть наукой по многим научным параметрам, отвечать общенаучным критериями, но эти критерии в рамках философского знания приобретают определённую интерпретацию. Так принцип объективности формулируется в каждой науке, в зависимости от её предметной области, но в конкретной науке эта область может быть слишком узкой и не давать полного, объективного, истинного знания о предмете.

Принцип объективности – относителен и требует уточнения в каждом конкретном научном контексте.

Другой критерий, который объединяет философию и науку, это критерий рациональной обоснованности или доказательности.

Философия выступает как метафизический тип знания, т.е. как такая разновидность теоретического знания, которая исследует фундаментальные основы бытия, принципы его познания, и основополагающие ценности, которыми руководствуется человек и человечество в целом. В этом смысле философия всегда учение о всеобщем, сфокусированном на человеке, поэтому одна из целей философского знания, это выявление сущности и предназначения человека в мире.

В этом плане философия всегда выступала как особый социокультурный феномен, форма которого зависела от конкретной исторической эпохи и её авторского переживания мыслителем, поэтому философия исследует фундаментальные предельные основания бытия, человеческие отношения к бытию, преломленные через историческое сознание индивида.

2. Категория бытия возникла, как предельно обобщённая характеристика того, что присуще всему в мире. Бытие – это всё, что есть в действительности, всё, что существует.

Проблемами бытия занимается раздел, который называется онтология (с греч. «онтос» - сущее, «логос» - учение). Онтология решает следующие проблемы:

- существует ли мир? (т.е. обладает ли мир бытием)

- существует ли небытие? (как оно соотносится с бытием?)

- обладает ли мир вечным бытием или оно носит приходящий характер?

- целостен ли мир? (что лежит в основе его единства?)

- каковы главные признаки бытия?

- каковы связи бытия в целом с бытием его частей?

В зависимости от решения этих проблем формируется определенная онтологическая картина бытия.

Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее.

Бытие – это предельно-широкая философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует сущего в мире.

Проблема бытия решается через представление о сущности бытия. Сущность обладает следующими признаками:

- сущность вечна и неуничтожима.

- независима и самодостаточна. Определяет саму себя безотносительно к чему-либо, т.е. сущность – это субстанция.

- это внутренний источник бытия, вбирающий в себя всю полноту явлений в виде возможностей и потенций.

- это первопричина. Первоначало всего существующего.

- непостигаема с помощью органов чувств.

Категория сущность в онтологии неотделима от категории явление (феномен). Эта категория противоположна категории сущность.

Характеристики феномена:

- изменчиво в своих внешних свойствах и не вечно;

- зависимо и относительно;

- делимо и внутренне противоречиво;

- производно от сущности, от неё зависит, ею определяется;

- воспринимается органами чувств.

Сущность и явление неотделимо друг от друга. Их можно понять только в единстве. Совокупность всех явлений обозначается категорией «сущее».

Выделяют основные формы бытия:

- бытие вещей, явлений и процессов, которых выделяют в свою очередь:

- бытие явлений, процессов состояния природы (так называемая «первая природа»);

- бытие вещей, предметов и процессов, произведённых человеком (так называемая «вторая природа»).

- бытие человека, в котором выделяют:

- бытие человека в мире вещей;

- специфически человеческое бытие.

- бытие духовного (идеального), в котором выделяют:

- индивидуализированное духовное;

- объективизированное духовное.

- бытие социального:

- бытие индивида;

- бытие общества.

Все виды и формы бытия органически взаимосвязаны между собой, и их иерархия определяется мировоззренческой позицией человека или учёного.

3. Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Главные подходы к понятию материя:

- материалистический. Согласно ему, материя есть основа бытия, а идеальное вторично.

- объективно-идеалистический. Материя объективно существует, как порождение (объективизация), независимо от всего: сущего, первичного, идеального духа.

- субъективно-идеалистический. Материя, как самостоятельная реальность не существует вообще, она лишь продукты (феномен) субъективного духа.

- позитивистский. Понятие материя ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Материя – это категория в материалистической философии, которая обозначает всю объективную реальность, существующую независимо от человека.

Общие свойства материи:

- всеобщность;

- объективность;

- неуничтожимость;

- неисчерпаемость.

Способ существования материи – это движение. Мир есть движущаяся материя в пространстве и времени.

Основные формы существования материи:

- пространство;

- время.

Элементы структуры материи:

- неживая природа;

- живая природа;

- социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровни неживой природы:

- субмикроэлементарный: кварки, глиомы, суперструны.

- микроэлементарный: андроны, состоящие из кварков.

- ядерный: ядро атома.

- атомарный: атом.

- молекулярный: молекулы.

- уровень единичных вещей.

- уровень макротел.

- уровень планет.

- уровень систем планет.

- уровень галактик.

- уровень систем галактик.

- уровень метагалактик.

- уровень Вселенной, мира в целом.

Уровни живой природы организации материи:

- доклеточный: ДНК, РНК, белки.

- клеточный: клетка.

- уровень многоклеточных организмов.

- уровень видов.

- уровень популяций.

- уровень биоценозов.

- уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся:

- отдельный индивид.

- семья

- группа

- коллективы разных уровней.

- социальные группы (классы, страны).

- этносы.

- нации.

- расы.

- отдельные сообщества.

- государство.

- союзы государств.

- человечество в целом.

Виды движения материи:

- механическое движение;

- физическое движение;

- химическое движение;

- биологическое движение;

- социальное движение.

4. Научная картина мира – это целостное представление о мире. На данном этапе развития научного знания и развития социальных отношений в ней синтезированы знания конкретных наук с философскими обобщениями.

В структуре научной картины мира выделяют два главных компонента: концептуально-понятийный и чувственно-образный.

Первый представлен:

- философскими понятиями, такими как материя, движение, пространство, время и др.

- принципом: всеобщего развития, всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и событий.

- общенаучными понятиями: поле, вещество, энергия, Вселенная.

- общенаучными законами: закон сохранения и превращения энергии, закон эволюционного развития.

- общенаучными принципами: детерминизма, верификации.

Чувственно-образный компонент – это совокупность наглядных представлений о мире.

Функции научной картины мира:

- эвристическая, т.е. задаёт программу научного поиска.

- систематизирующая, т.е. объединяет знания, получаемые разными науками, в рамках единой научной программы.

- мировоззренческая. Вырабатывает определённый взгляд на мир, определяет отношение к миру.

Научная картина мира – это постоянно изменяющееся образование, в процессе развития научных и технических знаний, которое приводит к замене старой картины на новую.

Научная картина мира в своём развитии прошла следующий ряд этапов:

- античная научная картина мира. Ведущую роль играл космоцентризм.

Строилась на следующих принципах:

- принцип круговых форм, движений и цикличности;

- существование начала, лежащего в основе многообразия явлений и мира;

- представление о небесном своде;

- одухотворённости небесных тел;

- небесного совершенства;

- музыки небесных сфер;

- пустоты или заполненности космоса;

- центризма и однородности.

В рамках античной картины мира сформировалась геоцентрическая картина мира Аристотеля-Птолемея.

- гелеоцентрическая система Николая Коперника и её развитие в трудах Дж. Бруно, Г. Галилео, И. Кеплера.

- механистическая картина мира на основе физики И. Ньютона.

- электромагнитная картина мира перенесла своё внимание с тел, обуславливающих гравитационное взаимодействие, на пространство между телами.

- квантово-полевая картина мира.

Каждая конкретная наука на основе своих выводов и законов создаёт свою (частную) научную картину мира. Например: физическая, химическая, биологическая.

5. Естествознание – это неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Слово «естествознание» означает знание о природе или природоведение. В латинском языке слово «природа» обозначается словом «натура».

Поскольку природа чрезвычайно многообразна по видам объектов, их свойства и формам движения, то в процессе познания формировались различные естественные науки.

6. Наука, как целостная развивающаяся форма образования, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин.

Выявление структуры науки в этом аспекте ставит проблему классификации науки – это раскрытие их взаимосвязи, на основании определённых принципов и критериев, и выражение их связи в виде логически объективного расположения в определённый ряд.

Первую классификацию наук в 4 в. до н. э. дал Аристотель.

Основные современные естественные науки:

I Физика. Изучает наиболее общие свойства материи и формы её движения. Имеет много видов и разделов. Основные разделы физики:

- общая физика;

- теоретическая физика;

- экспериментальная физика;

- механика;

- молекулярная физика;

- атомная физика;

- ядерная физика.

II Астрономия. Наука о Вселенной. Изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие.

Важнейшие разделы астрономии, превратившиеся по существу в самостоятельные науки:

- космология – физическое учение о Вселенной, её устройстве и развитии.

- космогония – изучает вопросы происхождения и развития небесных тел, звёзд, планет, астероидов.

III Химия. Наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Изучает химическую форму движения материи и делится на:

- неорганическую химию;

- органическую химию;

- биохимию;

- геохимию.

- физическую химию и др.

IV Биология. Наука о живой природе. Является на сегодняшний день самой разветвлённой естественной наукой. Основные разделы биологии:

- зоология;

- ботаника;

- физиология животных и человека;

- цитология;

- молекулярная биология.

7. Физика длительное время задавала критерий научности для развития всей науки. Именно на её основе сформировался идеал объективного истинного знания. Вплоть до сегодняшнего дня физика образует фундамент естествознания, т.е. в основе законов и принципов других естественных наук так или иначе лежат законы физики. Отсюда говорят о физическом редукционизме.

Говоря о физическом знании, употребляют слово фундаментальность, что включает:

I Лингвистическую фундаментальность физики. Естественные науки являются эмпирическими, т.е. их положение основывается на совокупности эмпирических данных и проверяются путём сопоставления с ними. Идеалом данной процедуры изначально выступил физический эксперимент. Большинство наблюдений в физике как и в других науках носит приборный характер.

В классической науке экспериментально-физический метод обоснования знания приобрёл эталонный характер и был экстраполирован в другие науки. Это обстоятельство делает язык физики неотъемлемым элементом языка любой другой естественнонаучной дисциплины.

II Эпистемологическая фундаментальность физики – это отношение физики к эмпирическим данным.

III Онтологическая фундаментальность физики – это оппозиция редукционизма и антиредукционизма.

8. Под понятием физической картины мира понимают представление о природе, исходящее из ряда общих физических принципов.

С одной стороны физическая картина мира есть обобщение всех ранее полученных знаний о природе и определённая ступень познания человеком материального мира и его закономерности. С другой стороны физическая картина мира есть процесс введения в физику новых основополагающих идей, принципов, понятий и гипотез, которые меняют основы теоретической физики и одна физическая картина заменяется другой.

Смена физических картин мира связана со сменой представлений о материи. Отсюда выделяют 3 исторически сформировавшихся физических картины мира:

I Механистическая;

II Электромагнитная;

III Квантово-полевая.

I Механистическая картина мира формируется на основе механики Леонардо Да Винчи, гелеоцентрическая система Н. Коперника, экспериментального естествознания Г. Галилео, законов небесной механики Кеплера и механики Ньютона.

В рамках механистической картины мира сложилась дискретная (корпускулярная) модель реальности, включающая:

i материя – это вещественная субстанция, состоящая из атомов или корпускул.

ii атомы абсолютно прочны, неделим, непроницаемы, характеризуются наличием массы и веса.

Движение - это простое механическое перемещение. Законы движения – это фундаментальные законы мироздания.

Тела двигаются равномерно и прямолинейно, а отклонение от этого движения, есть действие на них внешней силы (инерции). Мерой инерции является масса.

Универсальным свойством тел является сила тяготения, которая является дальнодействующей.

iii механистической картине мира свойственна концепция абсолютного пространства и времени. Пространство трёхмерно, постоянно и не зависит от материи. Время не зависит ни от пространства, ни от материи. Пространство и время никак не связаны с движением тел. Они имеют абсолютный характер. Все механические процессы подчиняются принципу детерминизма. Случайность исключается из картины мира.

Данной картине мира также свойственно сведение закономерностей высших форм движения материи к закономерностям простейшей его формы – механическому движению.

На основе механистической картины мира в 18 – начале 19 вв. была разработана земная, небесная и молекулярная механика. Макро- и микромир подчинялись одним и тем же механическим законам. Это привело к абсолютизации механистической картины мира. Она стала рассматриваться в качестве универсальной.

II Электромагнитная картина мира формируется на основе начал электромагнетизма Фарадея, теории электрического поля Максвелла, электронной теории Лоренца, постулатов теории относительности Эйнштейна.

В рамках электромагнитной картины мира сложилась полевая континуальная (непрерывная) модель реальности.

Материя – единое непрерывное поле, с точечными силовыми центрами – электрическими зарядами, и волновыми движениями в нём.

Мир – электродинамическая система, построенная из электрически заряженных частиц, взаимодействующих посредством электромагнитного поля.

Движение – это распространение колебаний в поле, которое описывается законами электродинамики.

В рамках данной картины мира сформировался принцип близкодействия – это взаимодействие любого характера, передающееся полем от точки к точке, непрерывно и с конечной скоростью.

В электромагнитную картину мира было введено понятие вероятности. Игнорирование дискретной атомистической природы вещества приводит максвелловскую электродинамику к целому ряду противоречий, которые снмаются с созданием Лоренцом электронной теории или микроскопической электродинамики. Она восстанавливает в своих правах дискретные электрические заряды, но сохраняет и поле, как объективную реальность.

В рамках данной физической картины формируется реляционная (относительная) концепция пространства и времени.

Пространство и время связаны с процессами, происходящими в поле, т.е. они не самостоятельны и зависимы от материи.

Эйнштейн ввёл в электромагнитную картину мира идею относительности пространства и времени, так появилась общая теория относительности, ставшая последней крупной теорией (1916 год), созданной в рамках электромагнитной картины мира.

III Квантово-полевая картина мира формируется на основе квантовой гипотезы Планка, волновой механике Шредингера, квантовой механике Гейзенберга и квантовой теории атома Нильса Бора.

В рамках квантово-полевой картины мира сложились квантово-полевые представления о материи. Материя обладает корпускулярными волновыми свойствами, т.е. каждый элемент материи имеет свойства волны и частицы (корпускулярно волновой дуализм).

Картина физической реальности в квантовой механике двупланова: с одной стороны в неё входят характеристики исследуемого объекта, с другой стороны условия наблюдения (метод познания), от которых зависит определённость этих характеристик.

Движение – это частный случай физического взаимодействия.

В рамках данной картины мира следующие фундаментальные физические взаимодействия:

i Сильное;

ii Электромагнитное;

iii Слабое;

iv Гравитационное.

Они описываются на основе принципа близкодействия: взаимодействия передаются соответствующими полями от точки к точке, скорость передачи взаимодействия конечна и не превышает скорости света.

Спецификой квантово-полевых представлений о закономерности и причинности является то, что они выступают в вероятностной форме в виде статистических законов.

При описании объектов используют 2 класса понятий:

а) пространственно-временные;

б) энергетически-импульсные;

а) дают кинематическую картину движения;

б) дают динамическую (причинную) картину движения.

Пространство, время и причинность относительны и зависимы.

Фундаментальными положениями квантовой теории являются:

- принцип неопределённостей;

- принцип дополнительности.

Квантово-полевая картина мира отражает единство двух предыдущих картин мира в единстве на основе принципа дополнительности.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики iconЭкофилософия как область философского знания, исслудеющая философские...

Философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики iconФилософские проблемы медицинских наук
Советом по гуманитарному образованию Волгоградского государственного медицинского университета

Философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики iconФилософские проблемы медицинских наук
Советом по гуманитарному образованию Волгоградского государственного медицинского университета

Философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики iconБиблиография по философии
Философские проблемы естествознания / Под ред. С. Т. Мелюхина,- м.: Высшая школа, 1985

Философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики iconФилософские проблемы медицинских наук
Советом по гуманитарному образованию Волгоградского государственного медицинского университета

Философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики iconФилософские проблемы медицинских наук
Советом по гуманитарному образованию Волгоградского государственного медицинского университета

Философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики iconФилософские проблемы медицинских наук
Советом по гуманитарному образованию Волгоградского государственного медицинского университета

Философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики iconМоя признательность вступление
Нф-философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно-фантастических фильмах

Философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики iconВопросы к экзамену по курсу «философия» /2011-2012 учебный год
Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода

Философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине “Философские проблемы естествознания”
Понятие научной картины мира. Ее становление (от античности до современности) и связь с развитием философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов