Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет»




НазваниеУчебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет»
страница1/32
Дата публикации20.06.2013
Размер4.88 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПАХАРЬ Л.И.


Философия

и история науки


Учебное пособие

для аспирантов

гуманитарного профиля

Орел – 2007

УДК 001(0758)

ББК Ч21в я73+Ч213я73
Печатается по разрешению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

^ Протокол № 2 от декабря

Пахарь Л.И. Философия и история науки: Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля. ­­– Орел: Издательство ОГУ, 2007. – 328.


Рецензенты: Финогентов В.Н., д.филос. н., профессор ОГАУ;

Жёлтикова И.В., к.филос.н., доцент ОГУ


Данное пособие предоставляет собой систематическое изложение основного материала программы курса «История и философия науки», предназначенного для сдачи экзамена кандидатского минимума. Оно рассчитано в первую очередь на специалистов гуманитарного профиля, но может быть использовано для освоения курса всеми аспирантами и соискателями. Пособие будет полезно студентам философских факультетов, а также всем изучающим проблемы науки.

ISBN
УДК 001(0758)

ББК Ч21в я73+Ч213я73


Пахарь Л.И., 2007

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2007

^ ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ.
1.Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина.

2.Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.

3.Соотношение философии науки, истории науки, науковедения, наукометрии, социологии науки.
1.Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина.
В философской литературе, когда речь заходит о философии науки, имеют в виду, во-первых, направление в западной и отечественной философии, ориентированное на осмысление феномена науки как духовного явления, и, во-вторых, специальную философскую дисциплину с собственным предметом исследования. Как направление в рамках философии философия науки сформировалась примерно в 40-х годах ХIX века с появлением позитивизма. К этому времени начались интенсивные процессы дифференциации науки, уже стало очевидным ее значительное влияние на общественную жизнь. В течении всего ХIX века и первой половины ХХ века философия науки как направление была представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель науки и эпистемологии. В своих исследованиях она выявляла роль и значимость науки, характеристики когнитивной, теоретической деятельности.

Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребности осмыслить социокультурные функции науки в условиях научно-технической революции, развернувшейся в 50-х годах ХХ столетия. Эта молодая философская дисциплина сформировалась во второй половине столетия на базе предшествующих наработок сциентистских течений западной философии. Философия науки как самостоятельная философская дисциплина в настоящее время отстаивает свои права на существование в одном ряду с такими дисциплинами как философия истории, философия политики, философия права, возникших значительно раньше ее, и философии техники, заявившей о себе тоже во второй половине ХХ века.

В своей книге «Философия науки и техники» Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. дают следующее определение предмета философии науки как дисциплины: «Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически меняющемся социокультурном контексте».

Как дисциплина, философия науки существует в тесной связи с направлением философии науки, существующим в современной западной философии. Она опирается на философско-мировоззренческие концепции и теоретические разработки философов, работающих в этом направлении. Однако ее цель состоит не в выработке самостоятельных концепций, а в обобщающем рассмотрении тех проблем, которые поднимаются отдельными авторами, и в создании общей философской картины описания современной науки и ее места в общественных процессах. Причем каждая проблема, рассматриваемая в рамках философии науки как дисциплины, ассоциируется с конкретным автором, например, парадигма – с Томасом Куном, конвенции – с Анри Пуанкаре, личностное знание – с Майклом Полани и т. д. Таким образом, материалом для дисциплины «философия науки» служит тематика, проблемы, концептуальный аппарат, взятые у конкретного ученого той или иной школы, и включаются в содержание дисциплины. С другой стороны, философия науки как дисциплина способствует развитию самого направления философии науки, так как позволяет отдельным авторам видеть свои подходы на фоне общей картины исследований науки.

В философии науки изучаются познавательные процессы, имеющие место в естествознании, технических науках, социально-гуманитарном знании и т. д. Причем, когда философ анализирует открытия в естественнонаучной области, он не становится при этом исследователем, например, гравитационного поля или элементарных частиц. Точно также он не подменяет собой историка или психолога. Философа науки интересует сам процесс научного поиска, методы исследовательской деятельности, динамика развития научного знания, «алгоритм открытия». Философия науки как дисциплина является рефлексией над наукой. Если основная цель науки – открыть истину, то философия науки выясняет как возможно достижение истины. Таким образом, философия науки как дисциплина исследует науку как социокультурный феномен, в задачу которого входит открытие истины.
^ 2.Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль в обществе сделали ее привлекательным объектом философского анализа. Одним из первых течений западной философии, обратившим внимание на науку, был позитивизм. Он и заложил основы проблем, которые стали содержанием направлений философии науки. Но в полной мере проблематика философии науки раскрылась в ХХ веке.

Если выделить круг проблем, сформулированных в рамках философии науки в первой трети ХХ века, то он будет следующим:

  1. построение целостной научной картины мира;

  2. исследование соотношения детерминизма и причинности;

  3. изучение динамических и статистических закономерностей;

  4. анализ отдельных методов: индукции, дедукции, анализа, синтеза и др.;

  5. изучение форм научного познания, в частности, факта, теории.

Во второй трети ХХ века представители философии науки обратили внимание на такие проблемы, как эмпирическое обоснование науки, соотношение теоретического и эмпирического уровней научного познания, процедуры верификации и фальсификации, дедуктивно-номологического объяснения. Выявляются парадигмы научного знания, научно-исследовательские программы, а также проблемы тематического анализа науки.

В последней трети ХХ века обсуждается новое, расширительное понимание научной рациональности, обостряется конкуренция различных объяснительных моделей развития научного знания, попыток реконструкции логики научного поиска. Новое содержание приобретают критерии научности, методологические нормы и понятийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития науки. Возникает осознанное стремление к историзации науки, выдвигается требование соотношения философии науки и истории науки, остро встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в рамках философии науки.

Эта проблематика возвращает нас к исходной позиции философии науки, т. е. к анализу мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и развитие науки. Вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки. Можно сказать, что в качестве центральной интегральной проблемы философии науки второй половины ХХ века является проблема роста научного знания.

^ Все перечисленные проблемы философии науки имеет смысл разделить на три группы. К первой относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира в целом, а наука есть его составляющая, то в задачу философии науки должна входить рефлексия над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, требуется наличие определенной мировоззренческой позиции.

Вторая группа проблем возникает внутри самой науки, для разрешения которых она нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. Сюда включаются проблемы познавательной деятельности, специфики методов и когнитивных процедур, некоторые парадоксальные ситуации, требующие определенной «философской подсказки» и т. п. При этом сама философия не решает проблемы, вставшие перед наукой, но своими размышлениями помогает их разрешению.

К третьей группе проблем философии науки относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Исследования по истории науки убедительно показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций. В качестве примера можно привести революцию в науке, вызванную открытием Коперника, становлением классической механики и механистической картины мира, революцию в естествознании на грани ХIХ – ХХ веков и т.д. Так, физика, с открытиями которой была связана эта революция, смогла выйти из кризиса благодаря мировоззренческой переориентации с метафизических установок на диалектические, т. е. под влиянием философии.
^ 3.Соотношение философии науки, истории науки, науковедения, наукометрии и социологии науки.
Наукой интересуются разные области знания. Возникает необходимость в уточнении их предметов и тех задач, которые они перед собой ставят, исследуя науку. Так, история науки изучает единство многообразных историй развития отдельных наук, научных направлений, школ, занимается описанием научных достижений отдельных эпох и т. д. Она является эмпирическим базисом для философии науки и одновременно ее материал выступает в качестве критерия истинности концепций самой философии науки.

Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки. Как специальная дисциплина она сложилась к 60-м годам ХХ века. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определить как разработку теоретических основ политического и государственного регулирования наукой. В ее компетенцию входит выработка рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления научными исследованиями. Науковедение как область знания носит описательный характер и не ставит себе задачу открытия неких законов развития науки. Существует также расширительное толкование науковедения, когда весь комплекс наук о науке называют науковедением. В этом случае науковедению придают предельно широкий и общий смысл, оно неизбежно становится междисциплинарным исследованием, выступая как конгломерат отдельных дисциплин.

Наукометрия также является одной из наук, изучающих саму науку. Появление науковедения вообще и наукометрии, в частности, обычно связывают с выходом книги Дж. Бернала «Роль науки в обществе» (1939), но как самостоятельная наука наукометрия довольно молода. Само слово «наукометрия» (по английски scientometrics) ввел в обращение русский философ и математик Василий Васильевич Налимов (1910-1997). Он входил в число четырех главных редакторов первого специального международного журнала Scientometrics, выпускаемого с 1978 года. Среди пионеров наукометрии кроме Д. Прайса Налимов В.В. считал также Юджина Гарфильда, создателя филадельфийского института научной информации.

Объектом изучения наукометрии являются научные тексты. Дерек Прайс называл статью «живой тканью науки». В текстах предметом интереса для наукометрии является все, что можно измерить: количество и тематика публикаций, прений по тем или иным проблемам, библиографические ссылки и цитирование, частота использования какого-либо языка, объемы самих текстов и многое другое.

Оценка степени научности также является областью наукометрических исследований. Д.Прайс пришел к выводу, что тоная и неточная наука, техника и не-наука является различными социальными системами, и каждая из них имеет свой собственный механизм для управления процессом публикаций и коммуникации исследователей. Классификацию ссылок по оперативности определяли по-разному. Прайс предложил использовать показатель, который он назвал своим именем, - отношение количества ссылок на литературу не более чем 5-летней давности к общему количеству ссылок.

Социология науки изучает взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах обществ.

Рассмотренные области исследований отдельных наук, изучающих науку как таковую, не исключают и не подменяют друг друга, а взаимодополняют и обогащают наши знания об этом феномене.
Контрольные вопросы:

1.Какие дисциплины изучают науку?

2.Какие аспекты науки изучает философия науки?

3.Какое место занимает философия науки в системе философского знания?

4.Что такое сциентизм?

5.Что означает эпистемология?

6.Какие проблемы научного знания рассматриваются философией науки?
Темы рефератов:

1.Концепция истории науки Дж. Бернара.

2.Роль философского мировоззрения в развитии науки.

3.Основные концепции психологии научного творчества.

4.Наука с точки зрения физика: Анри Пуанкаре.

^ РАЗДЕЛ I. ОБЩЕФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ.
Тема 1. Наука как социальное явление.

1.1 Исторический анализ формирования науки.

1.Проблема исторического возраста науки.

2.Основные периоды развития науки.

3.Функции науки в общественной жизни.

4.Модели развития науки.
^ 1.Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть способ существования человека и общества в целом. С первых шагов эволюции Homo sapiens познавательная деятельность неотъемлемо присутствовала как ведущий механизм биологической и социальной эволюции. Самый длительный исторический период в развитии познавательной деятельности приходится на ранние этапы эволюции человечества. В это время были сделаны основополагающие для развития человеческой цивилизации открытия, в том числе огонь, механизмы обработки почвы, выращивания и хранения продуктов, основы скотоводства, колесо и многое другое. На этом этапе складываются некоторые познавательные приемы, формы чувственного и рационального познания, на основе которых возникают более развитые виды познавательной деятельности. Этот период, который мы назовем донаучным, завершается разложением первобытного общества и формированием рабовладельческой формации.

Существует несколько версий возраста науки, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Версия 1. Наука впервые возникла в античности в VI веке до н. э.. Первые философы (или фисиологи по определению Аристотеля) были в большей степени учеными, чем философами. Их интересовала природа, космос и его устройство, поэтому они создали натурфилософию или философию природы. Поскольку именно греки пришли к рационализации мышления, началом науки можно считать античность.

Версия 2. Начало науки связано с цивилизацией Древнего Египта четвертого тысячелетия до н. э. Уже тогда посвященные (т.е. ограниченная группа людей) располагали глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии и т. д., возникшими в ответ на потребности развивающегося земледельческого общества. Эти знания носили характер предписаний и не содержали в себе доказательства их истинности, были доступны ограниченному кругу людей.

Версия 3. Наука возникла в позднем средневековье. Среди ученых-философов следует назвать имена Роберта Гроссетеста (1175-1253) и Роджера Бэкона (ок.1214-1292), которые заговорили о необходимости опытного познания природы. Наиболее значительные успехи были достигнуты арабской наукой.

Версия 4. Рождение науки в современном смысле датируется Новым временем и олицетворяется с именем Галилео Галилея. Именно ему принадлежит идея соединения эксперимента как метода изучения природы с математическим описанием и формированием теоретического естествознания.

Из всех приведенных версий нам представляется менее состоятельной вторая, так как древнеегипетское знание не обладало целым рядом признаков, которые отличают науку как таковую. Что касается остальных версий, то они имеют право на существование. Однако, по нашему мнению, имеет смысл выделить два этапа на пути формирования науки: подготовительный и собственно научный. В этом случае античную и средневековую науку целесообразно назвать преднаукой, как подготовительный этап на пути ее становления, а возникновение собственно научного знания со всеми его признаками отнести к XVII веку.

Этап преднауки имел принципиальное значение для становления науки в собственном смысле слова, так как в этот период формировалось научное мышление. Научное мышление впервые появляется в Древней Греции, когда античный гений открыл возможность мысленно «работать» с идеальными объектами. Мир идеальных конструкций – это теоретический мир. В нем оперируют только мыслями и при помощи мыслей. Открыв способность мышления работать с идеальными объектами, античность тем самым открыла рациональность и дала мощный толчок к развитию мифологии, искусства, науки.

В античном мире преднаука возникла как особая сфера духовной культуры. Появилась группа людей специализирующихся на получении нового знания. Но в целом знание носило умозрительный характер, оно не было связано с экспериментом и лишь эпизодически имело выход на практику, главным образом в области военного дела. В качестве примера можно привести научную деятельность Архимеда, который на базе открытого им закона рычага смог создать ряд машин, используемых в военных целях во время второй Пунической войны. В качестве первых наук возникли натурфилософия, представляющая собой античное естествознание, математика, астрономия, позднее появились ботаника, зоология и др. науки. Античные научные идеи имели существенную гуманитарную составляющую как по форме, так и по содержанию. Писались они в форме литературных произведений, носили отпечаток мифологичности. В то же время нельзя не отметить серьезный методологический вклад античной науки. Сократу мы обязаны открытием метода индукции, а Аристотелю – метода дедукции и формальной логики. Аксиоматический метод изложения научных теорий впервые был использован в «Началах» Евклида.

В средние века не было сделано сколько-нибудь существенных научных открытий. Античная наука создала такой мощный интеллектуальный потенциал, такой объем знаний, которым общество питалось вплоть до эпохи Возрождения и Нового времени. Но именно средневековью мы обязаны сохранением этого богатства. Кроме того, средневековая схоластика оттачивала логические приемы мышления, чем в немалой степени способствовала возникновению собственно науки в Новое время. Более значительные достижения средневековья связаны с достижениями в области техники, в частности созданием механизмов водяных и ветряных мельниц, механических часов, компаса, бумаги, пороха, очков, книгопечатания. Все это способствовало прогрессу производства и образования в обществе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет» iconРуководство к выполнению контрольных работ по фармацевтической химии...
Печатается по рекомендации Координационного научно-методического совета по оптимизации учебного процесса и решению редакционно-издательского...

Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет» iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с

Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет» iconСодержание 282 ббк 88 в 46
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет» iconУчебное пособие предназначено для студентов высших медицинских учебных...
Рекомендовано в печать по решению Координационного научно–методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского...

Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет» iconУчебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические...
...

Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет» iconУчебное пособие по написанию и оформлению квалификационной работы...
Печатается по решению Ученого Совета Профессионально-педагогического института гоу впо «чгпу»

Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет» iconУчебное пособие “Основы философии” состоит из двух частей: “Общая...
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского университета

Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета

Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет» iconМетодическое пособие Санкт-Петербург Издательство ргпу им. А. И. Герцена 2007
Печатается по решению президиума редакционно-издательского совета ргпу им. А. И. Герцена

Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк 001(0758) ббк ч21в я73+Ч213я73 Печатается по разрешению редакционно-издательского совета гоу впо «Орловский государственный университет» iconВысшего профессионального образования
России исторического факультета гоу впо «Орловский государственный университет» Гончарова И. В

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов