Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг




Скачать 199.96 Kb.
НазваниеФинансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг
Дата публикации06.07.2013
Размер199.96 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Финансы > Документы




Финансовая и банковская системы.


  1. Финансовая система: содержание и принципы построения.

  2. Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг.

  3. Государство на финансовом рынке: цели, функции, экономические рычаги.

  4. Инфраструктура финансового рынка. Банковская система - центрально звено этой инфраструктуры.

  5. Особенности банковской системы в переходной экономике России.


1. Рыночное хозяйство предполагает функционирование денежных отношений, сфера которых огромна. Они обслуживают товарные сделки, взаимоотношения предприятий друг с другом. с банками и иными коммерческими структурами, работников предприятий с работодателями. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, а также их работники втянуты в круг денежных отношений с государством и его институтами. Финансы занимают важнейший сектор денежных отношений, связанный с накоплением и использованием денежных ресурсов (фондов) в рыночных хозяйствах.

Финансы рассматриваются как составная область денежных отношений, обслуживающих экономические связи работников, хозяйственных единиц с государством и друг с другом. Эти отношения предполагают накопление денежных ресурсов или фондов и использование их для взаиморасчетов. Такие фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе и у государства. Отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов, называются финансовыми.

Финансовые отношения многообразны, поскольку существует множество субъектов рынка, каждому из которых нужны денежные средства для решения своих хозяйственных задач. Однако в этом многообразии движения денежных ресурсов формируется определенная соподчиненность и взаимозависимость их друг от друга. Так, например, содержимое государственной казны во многом зависит от рентабельности предприятий и их возможности платить налоги. С другой стороны, финансы предприятий во многом зависят от того, каким образом государство будет использовать свои денежные ресурсы. Взаимозависимость различных элементов финансовых отношений формирует финансовую систему.

Финансовую систему представляют бюджету различных организаций. Главным из них является государственный бюджет. Его дополняют бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Денежные ресурсы указанных бюджетов формируются главным образом за счет отчислений от доходов, полученных от предприятий и населения. Поэтому финансы предприятий, организаций и домохозяйств также включаются в финансовую систему. Специфика отношений, связанных с функционированием государственных финансов, определяется безвозмездным характером экономических связей между государством и участниками производства. Государство изымает часть созданного продукта в виде налогов, не предоставляя взамен товарного эквивалента. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - годовой план доходов государства и его расходов. Вторым по-своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В федеративных государствах, в том числе и в России, есть еще одно звено - бюджеты субъектов федерации. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности. Особое финансовое звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. В настоящее время внебюджетные фонды выполняют не только функции специальных фондов, но и резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т. е. они используются для повышения маневренности финансовой системы в целом.

Сущность и роль финансовой системы проявляется в ее функциях: мобилизационной, распределительной и контрольной.

Контрольная функция проявляется лишь в той части, в какой хозяйствующие субъекты используют государственные средства и платят налоги.

Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредотачиваются огромные ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства. Государство активно перераспределяет национальный доход (40% ВВП распределяется через госбюджет), пытаясь сформировать оптимальное соотношение между накоплением и потреблением в конкретных хозяйственных условиях, что определяется конкретными мероприятиями финансовой политики. Финансовая политика - это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс государства.

2. Состояние экономической конъюнктуры и развитие национальной экономики во многом зависят от распределения сбережений между финансовыми активами и реальными капиталовложениями. В рыночной экономике это распределение осуществляется чрез рынок капитала или финансовый рынок. Рынок капитала состоит из кредитного рынка, который подразделяется на рынок денег и рынок облигаций, и рынка акций. В реальной жизни существует множество финансовых активов (акции, облигации, опционы и т.д.), кроме того. Существует множество различных финансовых посредников: банки, фонды денежного рынка, взаимные фонды и страховые компании. Они объединяют сбережения домашних хозяйств и фирм и реинвестируют их в различные финансовые активы. Из-за разнообразия финансовых активов не существует единой процентной ставки (ставки дохода), напротив, они сильно различаются в зависимости от вида активов. Рынок ценных бумаг представляет собой систему экономических отношений между продавцами и покупателями ценных бумаг. Он выполняет важнейшие воспроизводственные функции:

  • обеспечение перелива сбережений в инвестиции;

  • участие в покрытии дефицита государственного бюджета путем размещения государственных ценных бумаг;

  • реализация межотраслевого и межрегионального перелива капитала необходимого для оптимизации структуры экономики и ее развития;

  • информационную функцию, характеризующую состояние экономической конъюнктуры в стране, необходимую для правильной ориентации инвесторов. Существует значительно количество ценных бумаг. Основная причина их разнообразия заключается в том, что оно позволяет домашним хозяйствам и фирмам уменьшать риск собственных портфелей активов при управлении своим имуществом. Экономическим агентом не нравится риск, т.е. они не склонны к риску. Поэтому они держат целые портфели, т. е. наборы финансовых активов с целью уменьшения риска. Отличительным свойством финансовых активов, или ценных бумаг, является то, что они представляют собой контрактные права на получение будущих платежей при оговоренных контрактом условиях.

Существует две основные группы финансовых активов - это с фиксированным и с переменным доходом. Одним из наиболее распространенных видов ценных бумаг с фиксированным доходом является облигация. Существо множество видов облигаций, они различаются по сроку погашения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные). При данном сроке погашения другим отличительным признаком является распределение платежей во времени. По купонным облигациям периодически выплачивается фиксированный процент, а исходная сумма кредита (номинальная стоимость облигации) выплачивается в день погашения. По облигациям с нулевыми купонами процент не выплачивается, а в день погашения возвращается номинальная стоимость облигации. Облигации выпускаются различными правительственными органами или частными корпорациями. Облигации, выпускаемые казначейством называются казначейскими векселями со сроком погашения до 1 года. Местные органы власти также выпускают свои долгосрочные облигации, обычно называемые муниципальными. Облигации, не имеющие гарантий со стороны федеральных органов власти, содержат в себе риск невыплаты процентов или непогашения в случае, если эмитент будет испытывать серьезные финансовые затруднения. В эту категорию попадают корпоративные и муниципальные облигации.

Кроме облигаций существует множество других активов с фиксированным доходом. Наиболее популярными среди них являются депозиты в банковских учреждениях, однако, сберегательные депозиты имеют несколько меньшую ликвидность.

Активы с переменным доходом представлены обыкновенными акциями. Каждая обыкновенная акция данной компании - это сертификат, дающий право на долю ее чистой прибыли, т.е. дохода, остающегося после всех расходов и уплаты налогов. Каждая обыкновенная акция также удостоверяет право собственности на фирму. Акционеры выбирают директоров компании и могут голосовать по многим вопросам ее политики. В случае ликвидации компании акционеры являются последними в очереди за платежами. Привилегированная акция является чем-то средним между облигацией и обыкновенной акцией. Этот вид актива предоставляет право на фиксированную ежегодную выплату, которая классифицируется как дивиденд (а не процент). В отличие от облигаций срок действия привилегированных акций неограничен. Такие активы являются привилегированными, так как фиксированный дивиденд по ним должен быть выплачен до распределения дивидендов между держателями обыкновенных акций.

Более сложным видом актива с переменным доходом является фондовый опцион. Хотя опционы могут быть приобретены на множество различных активов, самым распространенным видом финансового опциона является опцион на акции. Опцион покупателя ("колл") дает право его владельцу на покупку определенного количества акций корпорации по фиксированной цене в течение определенного периода. Опцион продавца ("пут") дает право продать определенное количество акций по фиксированной цене в течение определенного периода.

Торговля многими из финансовых активов ведется на организованных рынках. Первичным рынками называются те, на которых выпущенные ценные бумаги впервые продаются покупателям. Вторичные рынки ведут торговлю уже находящимися во владении ценными бумагами. Если на первичным рынке вырученные средства получает непосредственно фирма, выпустившая акции, то на вторичном рынке вырученные средства идут их последнему владельцу. Существует и внебиржевой рынок, на котором дилеры, находящиеся в различных географических точках, связываются через терминал компьютеров, сообщая друг другу цены продавцов и покупателей ценных бумаг.

Ценообразование на рынке ценных бумаг можно рассмотреть на пример рынка облигаций. Начнем с бессрочной купонной облигации, для которой срок погашения и выкуп отнесены в отдалено будущее. Введем ряд понятий: r - годовая купонная ставка процента по облигации, C - годовые поступления по данной облигации в виде процентных платежей, А - номинальная стоимость облигации. Тогда

%

при r= 6% и А = 10000 долл. ежегодные выплаты по данной облигации составят C= 60 долл.

Оценка дохода по облигации на основе купонной ставки носит формальный характер, так как на бирже облигация покупается и продается по рыночной цене, которая не совпадает с номиналом. Допустим, что на рынке облигация продается по цене P = 857 долл. тогда получение по данной облигации ежегодных платежей в размере 60 долл. равнозначно инвестированию с рыночной нормой процента R, равной

%

Подставив данные получим, что R = 7%.

Из двух предыдущих формул следует, что



^ Рыночная норма процента по облигации прямо пропорциональна ее номинальной стоимости и купонной ставке и обратно пропорциональна ее рыночной стоимости.

Для расширения производства, выпуска новой продукции предприятия нуждаются в инвестициях. Они могут взять кредит в банке, но данный случай мы не рассматриваем, предполагая что имеется только один актив - облигации. Государству в лице федеральных и местных органов власти также необходимы дополнительные средства, которые они могут получить, размещая новые займы среди населения. Таким образом, предприятия, федеральные и местные органы власти предлагают на рынке облигации на сумму необходимых им инвестиций. Обозначим предложение облигаций Bs, оно равно требуемому объему инвестиций, т.е. Bs = I.

Спрос на облигации предъявляет население, которое покупает их на свои сбережения (S). Обозначим спрос на облигации Bd, он равен сбережениям населения, т.е. Bd=S.

Условие частичного равновесия на рынке облигаций можно записать так:

Bs=Bd.

I=S.

В данном случае речь идет о дополнительном инвестиционном спросе, воплощенном в выпуске новых, дополнительных облигаций, и спросе на эти новые облигации, предъявляемом со стороны дополнительных сбережений. Иными словами, облигации представлены как поток и, следовательно, все процессы на рынке облигаций рассматриваются за некоторый промежуток времени.

В действительности рынок облигаций не изолирован, он связан с рынком денег и товарным рынком, а через них с рынком рабочей силы. В модели же общего равновесия, совместное равновесие устанавливается при одновременном равновесии на всех рынках и характеризуется единой равновесной нормой процента.

Существует значительное количество финансовых активов, на которые могут предъявлять спрос инвесторы. Предпочтения инвестора определяются исходя из взаимосвязи риска и ожидаемой доходности по данному виду финансового актива, которую можно представить в виде функции полезности: U=U(r,), где r - ожидаемая доходность ценных бумаг, - степень риска. В зависимости от отношения к риску все люди делятся на :

  1. Равнодушных к риску, считающих, что их благополучие остается неизменным, если в равной мере растут доходность и степень риска портфеля;

  2. предрасположенных к риску, которые согласны на отставание роста доходности от оста степени риска;

  3. не расположенных к риску, для которых с повышением степени риска портфеля полезность его не меняется только в том случае, если доходность портфеля возрастет в большей степени, чем степень риска.






Большинство людей относится к третий группе. Они готовы платить за предотвращение или снижение риска. На этом основана деятельность страховых компаний, успешно функционирующих в большинстве стран. Выпуклость кривых безразличия к оси абсцисс свидетельствует о том, что благосостояние инвестора не изменится лишь в том случае, если каждая дополнительная единица риска будет оплачиваться все возрастающей доходностью портфеля. Угол наклона касательной к кривой безразличия выражает размер требуемой инвестором платы за увеличение риска на единицу.

Основными условиями оптимизации структуры портфеля, состоящего из двух разновидностей ценных бумаг являются следующие:

  1. решение о приобретении рисковой ценной бумаги нельзя принимать на основе изолированной оценки ее характеристик.

  2. размер снижения риска портфеля за счет его диверсификации определяется уровнем корреляции между отдельными ценными бумагами; чем ниже коэффициент корреляции, тем больше возможности снижения риска;

  3. определение оптимальной структуры портфеля предполагает знание функции полезности инвестора, выражающей его отношение к различным сочетаниям доходности и риска.

3. Взаимоотношения государств и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику. Государство может поощрять и защищать развитие финансового рынка, от состояния которого в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. В первую очередь, такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля. Этими вопросами в странах с развитой рыночной экономикой занимаются Комиссия по ценным бумагам и биржам (в США) или Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (в России). В отдельных странах государство принимает непосредственное участие в создании и поддержании рынков отдельных финансовых активов, и даже фондовые биржи в ряде случаев являются государственными учреждениями.

В условиях ослабления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, наблюдающегося в большинстве стран, отказа от государственного регулирования ценных бумаг нигде не произошло. Это связано с тем, что идет объективный процесс разрастания денежного капитала, рост биржевой деятельности, значительно превышающий прирост оборота реального капитала, а соответственно и биржевой спекуляции, не исчезнувшей опасности биржевых крахов с экономическими и социальными последствиями. Идет процесс и качественных изменений на фондовом рынке, который требует адекватной реакции регулирующих органов. Эти изменения идут в двух направлениях. Прежде всего, происходит глобализация рынка ценных бумаг, т.е. становление всемирного рынка, частями которого становятся все национальные рынки. Современный этап характеризуется усиливающимся преодолением национальных границ биржевых операций, одновременным обращением на национальных рынках ценных бумаг, выраженных в разных валютах.

Второе направление изменений - это видоизменение инструментов, форм деятельности, а также субъектов рынка ценных бумаг. Появление автоматизированных систем торговли ценными бумагами, механизмами спекуляции производными ценными бумагами, к которым относятся опционы, фьючерсы.

В России на государственном уровне также создается система регулирования рынка и обеспечивается ее функционирование, прежде всего на основе Федерального закона "О рынке ценных бумаг" 1996 года. Роль государственного регулирования фондового рынка прежде всего сводится к определению концепции развития рынка, выработке программы его запуска и функционирования. Государство должно создать такую структуру государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг, которая обеспечила бы строгий и всеохватывающий контроль за соблюдением участниками рынка установленных законом правил и требований, а в случае их нарушения могла бы применять к виновным соответствующие санкции. Эти органы призваны не только установить контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка, но и создать открытую и широко доступную систему информации о его состоянии; своими действиями способствовать формированию современной инфраструктуры рынка, ее преобразованию в мощную национальную систему.

4. Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки. В рыночной экономике возможна ситуация, когда одни участники конкуренции не располагают необходимым количеством капитала для расширения производства. В то же время другие сталкиваются с проблемой прибыльного размещения сбережений в виде излишков денежных средств. Для разрешения указанного противоречия, превращения сбережений в инвестиции рыночной системе необходима соответствующая инфраструктура - кредитная система, которую образуют банки, страховые компании, фонды профсоюзов и иных организаций, обладающих правами коммерческой деятельности.

Банковская система является центральным звеном этой кредитной инфраструктуры. В российской экономики банковская система имеет двухъярусное строение: первый ярус - центральный (государственный) банк, второй - коммерческие, ипотечные (кредит под залог недвижимости), инновационные (кредитование нововведений), инвестиционные и другие, управляемые центральным банком.

Центральный банк, занимая главенствующее положение, выполняет ряд функций. Во-первых, он несет вся полноту ответственности за организацию и состояние денежного обращения в создании условий для не инфляционного развития экономики. Решению такой задачи подчиненно управление прочими банками, осуществляемое посредством банковских резервов. Поэтому двухъярусную систему управления называют также резервной. Необходимость резервов первоначально возникла в связи с проблемой ликвидности и доходов. В настоящее время страховая функция резервов сейчас отошла на второй план, уступив первенство их регулирующей функции. центральный банк посредством кредитно-денежных инструментов (операции на открытом рынке, ставка центрального кредита, норма резервов) воздействует на резервы и тем самым регулирует предложение денег. Норма резервов зависит от уровня инфляции в стране; вида вклада (для срочных вкладов норма выше, чем для обычных); от местоположения банка (для городских банков норма выше, чем для провинциальных и др.

Коммерческие банки первоначально возникли для кредитования торговых и промышленных компаний. В настоящее время они аккумулируют временно свободные денежные средства частных лиц, компаний, банков, правительства, иностранных вкладчиков. Совместно с центральным банком коммерческие банки регулируют массу денег в обращении, участвуют в создании банковских денег.

Существуют два основных вида банковских операций. По пассивным операциям банк аккумулирует временно свободные денежные средства. Пассив включает текущие счета (депозиты), срочные вклады, собственный капитал банка. Пассив определяет обязательства банка, поскольку требования на такую сумму могут предъявить его вкладчики, выступающие в качестве кредиторов. Активные операции банка связаны с размещением кредитов. В актив входят минимум наличных денег, резервы, ссуды и учтенные векселя, ценные бумаги правительства и прочие ценные бумаги. Актив характеризует финансовые возможности банка. Баланс означает равенство пассивов и активов банка.

Все чаще банки выступают в роли инвесторов, вкладывая деньги в ценные бумаги. Обычно они приобретают государственные долговые обязательства, выпускаемые правительством и местными органами власти.

Диверсифицируя свою деятельность, коммерческие банки развивают трастовые , или доверительные , операции. Частные и юридические лица доверяют банкам распоряжаться имуществом и деньгами, выступать агентом по операциям с облигациями и акциями, выполнять роль опекуна.

Появление электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров, обеспечивших быструю и надежную связь с клиентов с банком, сделало возможным переходом к новой технологии банковских операций.

Следующий шаг в развитии банковской технологии освободил клиентов от необходимости получать наличные деньги. Оплата покупок стала осуществляться с помощью электронной чековой книжки.

Банк оперирует как наличными деньгами, так и иными денежными средствами. Развитие чекового обращения внесло существенные изменения в денежное обращение и банковские операции. Все банковские расчеты осуществляются не наличными деньгами а чеками.

Предприниматели связаны финансовыми обязательствами друг с другом и с конечным потребителями, выступая одновременно должниками и кредиторами. Банки делают ненужным движение наличных денег от покупателя к продавцу, поскольку для взаимных расчетов достаточно перевести средства с одного счета на другой, применяя взаимный зачет чеков. Выполнение банками расчетных и платежных операций сокращает разрыв во времени между поступлением средств и осуществлением платежей.

Для учета денежной массы, находящейся в обращении, используют укрупненные, агрегированные показатели М0, М1, М2, М3.

М0 состоит из наличных денег, находящихся в обращении.

М1включает агрегат М0 плюс депозиты населения и предприятий до востребования, средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах.

М2 включает М1 плюс срочные вклады в сбербанках.

М3 состоит из М2 плюс крупные срочные вклады, депозитные сертификаты, облигации государственного займа.

Центральный банк не в состоянии осуществлять полный контроль над движением денежной массы, поскольку в обращении постоянно находятся не только выпущенные им деньги, но и деньги коммерческих банков.

Рассмотрим процесс создания банковских денег. Предполагается замкнутая банковская система, из которой наличные деньги не уходят, а чеки постоянно депонируются вновь. Допустим, что в коммерческий банк поступил вклад 10000 дол. Банк, забрав у вкладчика 10000 дол, отдает их взаймы. Но не всю сумму, а лишь ту ее часть, что остается за вычетом обязательных резервов. Если норма обязательных резервов составляет 20%, то величина банковского кредита будет равна 8000 дол. Выходит, что в пределах небольшого промежутка времени первоначальный десятитысячный вклад породил прирост денежной массы в объеме 8000 дол. Получатель восьмитысячной суммы другой банк выдаст кредит на сумму 6400 долл. (при норме обязательных резервов 20%) и т. д. Этот процесс повторится еще несколько раз. Количество денег, находящихся в обращении будет зависеть от первоначального вклада и нормы резервов. Мультипликатор денежного предложения или денежный мультипликатор показывает, во сколько раз возрастет денежная единица, поступившая в банковскую систему. Он определяется по формуле М= 1/N, где N - норма резервов.

5. В настоящее время в России действуют самые разнообразные банки. Их можно классифицировать, прежде всего, по форме собственности. В связи с ликвидацией монополии государства на банковское дело государственными остались системы Центрального банка, Сберегательного банка, Внешторгбанка, Промстройбанка и других банков. Исходным в деятельности таких банков является ее подчиненность государственным национальным интересам.

Наиболее распространенной формой собственности в современном банковском деле России является акционерная форма. Акционерами коммерческого банка обычно выступают как юридические так и физические лица.

Отличительной особенностью формирующейся банковской системы является существующая система кредитования, которая характеризуется следующими чертами:

  1. Система кредитования базируется на ресурсах банка как предприятия.

  2. Сложившийся кредитный механизм носит исключительно коммерческий характер.

  3. Современная система кредитования зависит не только от ресурсов, но и от экономических нормативов, установленных Центральным банком.

  4. Важным признаком современной системы кредитования является ее договорная основа. Все вопросы, возникшие по поводу кредитования, решаются непосредственно между банком и заемщиком.

  5. Существенным признаком сложившейся системы кредитования явился ее переход от кредитования объекта к кредитованию субъекта.

  6. Система кредитования базируется на традиционных принципах срочности и обеспеченности кредита.

  7. Признаком современной системы кредитования предприятий является переход к таким формам, которые в большей степени гарантируют возврат банковской ссуды.

Характерной особенностью современной банковской системы является наличие значительных проблем в ее развитии. Во-первых. Система коммерческих банков характеризуется высокой деконцентрацией, распыленностью ресурсов. Интегрированный показатель степени концентрации ресурсов (индекс Герфиндаля) по российским коммерческим банкам составляет 0,04, при том, что у подавляющего большинства стран он находится в диапазоне от 0,08 до 0,18. Удельный вес крупных учреждений в совокупных ресурсах национальной банковской системы в России существенно ниже, чем в других странах. Так, на долю 5 крупнейших российских банков (без Сбербанка) приходится около 23% совокупных активов коммерческих банков, в то время как в большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится в диапазоне 50-80%. Низкая степень концентрации ресурсов обусловливает крайне мелкий объем отечественных кредитных учреждений. Величина активов среднего коммерческого банка накануне кризиса 98 года составляла 50 млн. долл., а в настоящее время - 38 млн. долл. Во-вторых, трудное положение банковской системы усугубляют характерные хроническая недостаточность собственного капитала и отсутствие сколько-нибудь достаточных резервов под кредитные риски. По западным стандартам, минимальным соотношением между капиталом и размером активов, взвешенных по риску, считается 8%, в российском секторе этот показатель находится на уровне 3,4 %. В-третьих, территориальные диспропорции, характеризующие несоответствие в распределении между центром (Москвой) и регионами: с одной стороны банковского капитала, а с другой - объемов производственно-хозяйственной деятельности. По масштабам производственно-хозяйственной деятельности на Москву приходится 5-10% общероссийского уровня. В то же время здесь находится 43% кредитных учреждений, концентрирующих 80% всех привлекаемых российскими банками ресурсов (без учета Сбербанка). Такая территориальная организация банковской системы противоречит задачам кредитования экономики и обслуживания денежного оборота. В-четвертых, крайне низкий уровень монетизации экономики. величина совокупных ресурсов всех российских банков составляла перед кризисом 25% ВВП, а в настоящее время- 29% ВВП. В странах с развитой экономикой отношение банковских пассивов к ВВП колеблется от 80 до 150%.ограниченный объем ресурсов банковской системы является следствием крайне низкого уровня монетизации российской экономики. Начиная с 1992 года отношение денежного агрегата М2 к ВВП находится на уровне 9-14%, который в развитых странах составляет 70-120%. В-пятых, ограниченность внутренних кредитных ресурсов усугубляется их низким качеством - высокой долей в них быстрооборачивающихся, краткосрочных ресурсов и соответственно низкой долей долгосрочной составляющей (срочных депозитов). Кроме того, дефицит долгосрочных ресурсов банковской системы обостряется неравномерным их распределением между двумя ключевыми сегментами этой системы - Сбербанком и коммерческими банками. В-шестых, запредельно высокий уровень финансовых рисков. Показателем величины этих рисков является доля просроченных ссуд в общем объеме кредитов, которая составляет в разные оды реформ от 15 до 35%. В экономике развитых стран доля проблемных ссуд не превышает 5-7%. Необходимо отметить, что несмотря на высокий уровень системных кредитных рисков, российские банки крайне плохо подготовлены к защите от них. Высокая уязвимость банков перед рисками связана с отсутствием на рынке ликвидных инструментов залога и мелким размером самих банков.

Становление российской модели экономического развития невозможно без создания эффективной и конкурентной банковской системы. Однако в настоящее время положение многих коммерческих банков остается крайне тяжелым, их кредитный механизм в большой степени зависит от экономических нормативов, устанавливаемых Центральным банком. От качественного и количественного роста банковского сектора в огромной степени зависит выход нашей страны из экономического кризиса. для повышения роли банков в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укрепить финансовую базу и существенно улучшить законодательные условия банковской деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг iconСущность ценных бумаг, их классификация, виды, фундаментальные свойства
Этот аспект отражен в самом названии рынка: рынок нефти, рынок продовольствия, рынок недвижимости, рынок золота и т п. На рынке ценных...

Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг iconФормации. Все процедурные вопросы на нем строго регламентированы...
Рынок ценных бумаг. Понятие и виды ценных бумаг. Доход по ценным бумагам. Инвестиционный портфель и его структура

Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг iconЛекция по дисциплине «Рынок ценных бумаг» на тему: «Участники рынка ценных бумаг»
Категории эмитентов на рынке ценных бумаг. Цели и задачи, преимущества и недостатки эмиссии ценных бумаг

Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг iconТема. Финансовый рынок и его функции. Рынок ценных бумаг
Определите рыночную стоимость купонной облигации за 30 дней до погашения купона. Номинал облигации — 1000 руб., купонный доход —...

Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг iconСуществовал ли рынок ценных бумаг в России до экономической перестройки или нет?
То в чем его отличие от ныне действующего рынка ценных бумаг в России, за рубежом?

Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг icon1. Рынок ценных бумаг (рцб), его сущность, необходимость, задачи и функции. Рцб
Т. к природа рцб двойственна, то как рынок ресурсов рцб решает задачи: 1- привлечения финанс средств инвестора ч/з выпуск ц бумаг...

Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг icon«Рынок ценных бумаг», «Финансы»

Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг iconВопросы к экзамену «Рынок ценных бумаг» Тема Понятие ценной бумаги
Ценная бумага как способ разрешения противоположности интересов кредитора и должника

Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг iconМагницкий Александр Михайлович Рынок ценных бумаг(Зачет) Литература:...
Рцб система экономических отношений, возникающих, в связи с концентрацией, перераспределением и использованием финансовых ресурсов...

Финансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг iconТ. Г. Ролева Финансы и финансовый рынок
Учебно-тематический план дисциплины «Финансы и финансовый рынок»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов