1. Экономическая сущность и функции финансов




Название1. Экономическая сущность и функции финансов
страница1/10
Дата публикации19.06.2013
Размер1.46 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Финансы
1. Экономическая сущность и функции финансов.

Финансы – это совок. ден. отношений по поводу формир-я и использ-я гос. фондов ден. ср-в для осущ-я экон-х, социал-х и политич-х задач.

Признаки финансов:

  1. ден. отнош-я между двумя субъектами

  2. субъекты обладают разными правами в процессе ден. обращений

  3. в результате этих отношений формир-ся гос. бюджет

  4. поступление ср-в в бюджет носит при­нуд-й характер

Финансы предст. собой экон-е отношения, связ. с формир-ем, распредел-ем и исп-ем централизованных и децентрал-х фондов ден. средств.

Централизованные фин-ы связаны с формир-ем и исп-ем гос-х ден-х средств. Децентрализ-е фин-ы – ден. отношения, связ. с кругооборотом ден. фондов предприятий.

Фин-ы выражают ден. отнош-я, кот. возникают между:

  • предприятиями в проц. приобрет-я ими товарно-матер. ценностей и реал-и продук-и и услуг. Эти отнош-я регул. гос-вом.

  • предпр-ями и вышестояшими организациями

  • гос-вом и предпр.

  • гос-вом и гражданами

  • предпр-ями, гражданами и внебюдж. фондами

  • отдельными уровнями бюдж. сис-мы.

Функции фин-в:

  1. Распределительная. Прояв-ся при распр. нац. дохода, когда происх. создание осн-х или первичных доходов, кот. дел. на 2 группы: 1- зарплата рабочих, 2- расходы предп-й в сфере матер. пр-ва. Дальнейшее распр-е и перер-е нац. дохода связ. с: 1- межотраслевым и территор-м перераспр-ем ден. ср-в, 2- наличием наряду с произв. сферой непроизводст-й, 3- с перераспр. дох-в между различ. соц. группами насел-я.

В рез. перер-я образ-я вторичные (производные) доходы, к ним относ. дох., получ. в непроизв. сфере и налоги.

  1. Контрольная. Основу этой ф-и сост. движ-е фин. ресурсов. Прояв-ся в контроле за распред. ВВП по соот. фондам и расходованием их по целев. назнач-ю. Проверка соблюдения точности вып-я финан. законод-ва.

Виды фин. контроля: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегос-й (вневедомственный) фин. контроль осущ. органы гос. власти и управления.

Ведомственный фин. контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осущ. проверки фин-хоз-й деят-и подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихоз-й фин. контроль проводится фин. службами предпр-й, учреждений (бухгалтериями, фин. отделами).

Общест-й фин. контроль выполняют отдельные физ. лица на добровольных началах.

Независ-й фин. контроль осущ-ют аудиторские фирмы и службы.

Финансовые процессы начинаются, заканчиваются и длятся, соответственно, фин. контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

  1. Регулирующая. Гос-во ч-з фин-ы может вмешив-ся в процесс воспроиз-ва. Посредством распределения денежных средств гос-во стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-эк-ких процессов. Для этих целей гос-во использует прежде всего: бюджет, тарифы и цены, налоги.

  2. Стабилизирующая.




Финансы

^ 2. Финансовая система РФ и структура.

Фин. сис-ма предст. собой совок. разл. сфер или звеньев фин. отношений, каждая из кот. хар-ся особенностями формир-я и исп-я фондов ден. ср-в и различной ролью в общественном воспроизводстве.

В целом, вся система ф-сов РФ состоит из 2-х укрупненных подсистем: 1. – государственных и муниципальных ф-сов, 2. – финансов хозяйствующих субъектов. В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и ден. средств они делятся на:

гос. и мун. ф-сы: бюджетная сис-ма); целевые внебюджетные фонды; гос-ный кредит.

ф-сы хоз-щих субъектов: коммерческие пр-ия и орг-ции; финансовые посредники (кред. орг-ции, частные ПФ, стр. орг-ции и др.); некоммерческие орг-ции.

В основе лежит гос. бюджет – это основной фин. план страны на текущ. год, имеющий силу закона, утверждается законодательством.

Звенья фин. сис-мы:

  1. гос. бюджет-я сис-ма

  2. гос. кредит

  3. внебюдж. соц. фонды

  4. фонды имущ. и личного страх-я

  5. фин-ы предпр. разл. форм собственности

  6. фондовый рынок

  1. Гос. бюдж. сис-ма сост. из 3-х уровней: 1- фед. бюджет и бюджеты гос. внебюдж. фондов, 2- бюджеты субъектов федераций и бюджеты территор. гос. внебюдж. фондов, 3- местные бюджеты. Все переч. бюджеты сущ. автономно.

  2. ^ Гос. кредит отражает кредит. отнош-я по поводу мобилизации гос-ом временно свободных ден. ср-в пред-й, орг-й и населения на началах возвратности для финансир-я гос. расходов.

ГК необходим в связи с опережающим ростом гос. расходов над возможностями расширения доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие дефицита бюджета.

  1. Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюдж. соц. фонды:

  • пенсионный

  • фонд соц. страх-я

  • гос. фонд занятости насел-я

  • федер. фонд обяз. мед. страх-я

4. Страхование – элемент фин. сис. гос-ва, эконом. категория, связ. с формир-ем целевых ден. фондов за счет страховых взносов и премий и их исп-я для защиты имущ-х интересов физ. и юр. лиц при наступлении опр-х событий – страх. случаев.

Сущ. 2 формы страх-я: добровольное и обязательное.

Страховая деят-сть осущ-ся на основе лицензий.

Виды страховой деятельности:

- личное страхование.

- имущественное страхование

  • страхование ответственности,

  • перестрахование.

Важнейшие виды обяз. страх-я:

- обяз. страх-е ответственности владельцев тр. ср-в;

- обяз. страх-е ответ-сти работодателей;

- обязат. гос. страхов. военнослужащих;

  • обязат. гос. страхов. гос. служащих и гос. имущества

  • обяз. мед. страх.

  1. Фин-ы предпр. разл. форм. собственности:

  • муниципальная

  • государственная

  • акционерная и частная

Фондовый рынок – предст. собой особый вид фин. отнош-й, возник-х в рез. купли-продажи цен. бумаг. Фонд. рынок служит для мобилизации и эфф. исп-я временно свобод. ден. ср-в.

^ Финансы

3. Финансовая политика. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.

Госуд. фин. политика – это часть соц-экон. политики гос-ва по обеспеч-ю сбалансиров-го роста фин. ресурсов во всех звеньях фин. сис-мы страны.

Гл. цель гос. фин. политики – созд-е фин. условий для соц-экон. развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Фин. политика предпр-я – целенаправл-я деят-сть фин. менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Цели фин. пол. пр-я: (1) выжив-е в усл-ях конкуренции; (2) избежание банкротства и фин. неудач; (3) лидерство; (4) максимиз-я рын. стоимости предпр-я; (4) устойчивые темпы роста экон. потенц. пр-я; (5) увел. объемов пр-ва и реал-и; (6) увел. прибыли; (7) умен. расходов; (8) обеспеч-е рентаб.

В разраб. гос. фин. политики в Р. участвуют все ветви гос. власти.

В качестве важн. составляющих фин. полит. гос-ва выступают:

  1. Бюдж. сис-ма РФ, основывающаяся на бюдж. кодексе, др. законодат. актах, опр. формы бюдж. устройства страны и регламентирующих бюдж. процесс. Бюдж. пол. выр-ся в структуре расх. части бюджета, в распред. расходов между бюджетами разных уровней, в покрытии бюдж. дефицита, в управл-и гос. долгом.

  2. ^ Налог. политика отражается в построении налог. сис-мы. Мир. практикой доказано, что: - нал. сис-ма должна быть открытой; - увел. числа налогов ведет к повыш. расходов по сбору налогов; - основой должны выступать прямые налоги; - косвен. нал. целесообр. вводить на ограничения потребления товаров; - высокие нал. приводят к утечке капитала; - в кризис. периоды необх. умен. налог. нагрузки.

  3. ^ Инвестиц. политика связ. с созданием условий для привлеч. инвестиций. Гл. цель – созд. усл. для того, чтобы инвесторам было выгодно вклад. ср-ва в экон. Р.

  4. Социальная политика связ. с реш. задач фин. обеспеч-я граждан Р., установл. в Конституции и охватывает сферы: пенсионную, миграц-ю, помощь отдельным соц. группам нас-я и пр.

  5. Тамож. политика предст. симбиоз налог. и ценовой политики, огранич-я или расширяя доступ на внутр. рынок товаров и услуг и поощряя или сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг.

  6. ^ Ценовая п-ка г-ва сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные т-ры и услуги.

Процесс распр-я и перерасп-я стоимости совокуп. общественного продукта предст. собой фин. механизм, кот. вкл. обособленные сферы фмн. отношений, позволяющие формировать собств. фин. ресурсы у хозяйств. субъектов, наемн. работников, гос-ва и органов мест. самоупр-я.

Фин. мех-м пр. собой сис-му организации, регулир-я и планир-я фин. отношений, способа формир-я и испол-я фин. ресурсов.


Финансы

4. Управление финансами: задачи, принципы, методы. Система государственных органов управления финансами.

Задачами управления ф-сами яв-ся финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической cбалансированности, профиците бюджета, снижении госдолга, твердости национальной валюты, в конечном счет в сочетании эк-ких интересов гос-ва и всех членов об-ва.

Принципы: зависимость от конечной цели, макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства, соответствие интересам всех членов общества, использование эк-ких законов, учет внутренних и внешних эк-ких условий на основе реальных возможностей.

Методы: финансовое планирование, прогнозирование, программирование, фин-ое регулирование, фин-ый контроль, принятие фин-го законодательства, система методов мобилизации фн-ых ресурсов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления: 1. Президент РФ (его администрация) – регламентирует деятельность фин. системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое зак-во, принятое Парламентом. 2. Парламент РФ (СФ и ГД) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает фед. бюджет, принимает фин-вое зак-во (Кодексы). 3. Прав-во РФ рассматривает фед. бюджет, выступает как единый центр управления ф-сами. Основной орган управления ф-сами – Минфин РФ. Минфин координирует деятельность других федеральных органов исп. власти, осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хоз-ва, организует разработку федерального бюджетного плана, принимает участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны, организует исполнение фед. бюджета. Министерство по налогам и сборам РФ осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и др. платежей. Министерство госимущества РФ организует управление госимуществом с целью получения доходов неналогового х-ра. Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка. ЦБ РФ осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов, реализует денежно-кредитную политику. Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган – Счетная палата РФ, ее основным назначением яв-ся контроль за федеральными денежными средствами. Она независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию (Глава избирается ГД на 6 лет). Управление финансами в субъектах федерации осуществляют соответствующие финансовые учреждения (региональные представительства).


^ Финансы

5. Финансовый контроль: задачи, формы, методы проведения. Система органов государственного финансового контроля.

Фин. контроль пр. собой совок. мероприятий по организации соблюдения фин. законодат-ва и фин. дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффектив-и фин. операций и целесообр-и произвед-х расходов.

Гл. задачей гос. контроля яв-ся содействие успешной реализации фин. оплитики гос-ва посредством обеспеч-я соблюд-я фин. законод-ва, недопущ-е нецелев. ис-я бюдж. и внебюдж. ср-в.

Осн. зад. негос. контроля яв-ся повыш. эффектив-и исп-я фин. ресурсов экономич. субъектов, обеспеч. достоверности показателей фин. отчетности.

Объект. фин. контроля – распределит-е процессы при формир-и и использов-и фин. ресурсов.

Предмет фин. контроля – разл. фин. показатели: дох. и расх. бюджетов разн. уровней, налог. платежи, доходы хозяйствующих субъектов и пр.

Формы контроля класс. по след. признакам:

  1. регламент осущ-я: обязательный, инициативный, внешний и внутренний

  2. время проведения: предварит., текущий, последующий

  3. субъекты контроля: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый (аудиторский).

- Общегос. (вневедомственный) фин. контроль осущ. органы гос. власти и упр-я. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

- Ведомственный фин. контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осущ. проверки фин-хоз-й деят-и подведомственных предприятий, учреждений.

- Внутрихоз-й фин. контроль проводится фин. службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производ-й и фин. деят-и самого предприятия, а также его структурных подразделений.

- Общественный фин. контроль вып. отдельные физ. лица на добров. началах.

- Независимый фин. контроль осущ. аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля яв-ся деят-сть всех экон. субъектов.

4) объекты контроля: бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный.

Методы проведения ФК:

Проверки: проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной на основе отчетных, балансовых и расходных документов,

Обследование: охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, могут осуществляться контрольные обмер выполнен. работ, расхода топлива и др.

Надзор: проводится за эк-кими субъектами, получившими лицензию на определенный вид фин-вой деятельности (банк., страх.)

Экономический анализ: детальное изучение периодической или годовой отчетности с целью общей оценки результатов, финансового состояния и др.

Ревизия: (наиболее распространенная форма) взаимосвязанный комплекс проверок, проводимых с целью установления обоснованности, эк-кой эффективности хоз-ных операций, достоверности данных бухучета и отчетности – для выявления нарушений в деят-ти ревизуемого объекта

Гос. фин. контроль предусмат-ет правовое регулир-е фин. отношений в РФ, прежде всего охват. контроль бюдж. правоотношений.

Гос. фин. контроль в РФ осущ. высшие органы гос. власти и управления - Федеральное Собрание и его две палаты - Государстве Дума и Совет Федерации.

Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату. Она осущ. контроль за своевр. выполнением доходных и расх. статей фед. бюджета, законностью и своевр-ю движ-я ср-в бюджета в Центр. банке РФ и иных финансово-кредитных учр-ях РФ. В ее задачу входит опр-е эфф-сти и целесообр-ти расходов.

Важную роль в осущ. фин. контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

В структуре аппарата Минфина функционирует контрольно-ревизионное упр-е, а в территор-х фин-х органах - аппарат глав. контролера-ревизора. Министерством финансов и его органами осущ. контроль за производственно-финансовой деят-ю предприятий, своевр. обеспечением фед. бюджета фин. ресурсами, рацион. их использованием. Контроль за поступлением, целевым и экономным использ-ем гос. средств возложен на органы Федерального Казначейства Министерства финансов РФ. Гл. задачей Казначейства яв-ся организация, осущ-е и контроль за исполнением республиканского бюджета и гос. внебюдж. фондов.

Весьма эффективным яв-ся контроль, осущ. налог. службой. Она возглавляется Минист-ом по налогам и сборам РФ, осуществляющим гос. контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевр-ю уплаты налогов и других обязат. платежей налогоплательщиками.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Экономическая сущность и функции финансов icon1 Сущность и функции денег 7
Тема Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики 24

1. Экономическая сущность и функции финансов iconВопрос Финансовая система рф: состав, структура и критерии ее организации
Определение и экономические признаки финансов с точки зрения экономической теории. Социально-экономическая сущность финансов. Функциональный...

1. Экономическая сущность и функции финансов icon1. Финансы как экономическая категория: признаки финансовых отношений,...
Понятие системы финансов: подсистемы и звенья системы финансов, их характеристика, взаимосвязь звеньев финансов

1. Экономическая сущность и функции финансов icon1. Сущность и необходимсть финансов, их функции и роль в системе...
Сущность и необходимсть финансов, их функции и роль в системе денежных отношений

1. Экономическая сущность и функции финансов iconПрактическое задание Междисциплинарный Государственный экзамен
Вопрос №1 Социально-экономическая сущность и функции финансов, их необходимость и роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства...

1. Экономическая сущность и функции финансов icon1 Сущность финансов и функции финансов
Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым...

1. Экономическая сущность и функции финансов iconСущность и функции финансов. Фин отношения в системе общественного воспроизводства

1. Экономическая сущность и функции финансов icon1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России
Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России

1. Экономическая сущность и функции финансов icon1. Сущность и функции финансов пред-тий. Финансовые отношения пред-тий...
Сущность и функции финансов пред-тий. Финансовые отношения пред-тий и принципы их орг-зации

1. Экономическая сущность и функции финансов iconПонятие финансов рассматривается с двух категорий как экономическая...
Пенсионный, медицинский, социального страхования. Функции или роль финансов. Финансы отражают уровень развития производственных сил...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов